Заболоцкий, Николай Алексеевич – краткая биография. Николай алексеевич заболоцкий

Николай Заболоцкий является известным русским поэтом. В краткой биографии Николая Заболоцкого, которую вы найдете ниже, мы собрали основные факты о жизни и творчестве поэта.

Семья, детство и учеба поэта

Николай родился в 1903 году недалеко от Казани. Отец был агрономом. Все детство будущего писателя прошло в Сернуре (село, Вятская губерния, город Уржум). Заболоцкий поступил в уржумское училище, успешно отучился, а в 1920 году решил перебраться в Москву, чтобы учиться дальше.

В Москве Николай Заболоцкий поступил и одновременно занимался на двух факультетах Московского Университета – филологическом и медицинском. Студенческие годы проходили весело и непринужденно, Заболоцкий погрузился в литературную и театральную жизнь. Ему было очень интересно побывать на выступлениях, где свои стихи читал Маяковский (читайте биографию Владимира Маяковского), Есенин (читайте биографию Сергея Есенина); пообщаться с футуристами и имажинистами. Известно, что сочинять Заболоцкий пробовал еще дома, учась в школе, а здесь его охватили новые чувства, переживания и вдохновения.

В 1921 году поэт уехал учиться в Ленинград – он поступил в институт Герцена, который окончил в 1925 году, стал участвовать в деятельности литературного кружка, но свой «почерк» еще не появился.

Становление, репрессии и расцвет творчества

Биография Николая Заболоцкого интересна также тем, что учась в Ленинграде, Заболоцкий знакомится с молодыми поэтами из Объединения Реального Искусства, которых достаточно ограничено допускают к публикации, но которые много выступают со своими стихами на публике. Это общение оказывает влияние на молодого Николая, и он в то время, можно сказать, находит себя, как поэта.

В 1926 году Заболоцкий отправляется на службу в армию, и год служит там. После военной службы Николай стал работать на отделении ОГИЗа, занимаясь детской литературой. Ему удалось посотрудничать с такими детскими журналами, как «Еж» и «Чиж». В то время поэт издал несколько своих сборников стихотворений, таких как «Резиновые головы», «Змеиное молоко», «Столбцы» и др.

К сожалению, в 1938 году Заболоцкий безо всяких на то законных оснований получил пятилетний срок лагерного заключения, а после этого в 1944 году он был выслан на Дальний Восток, затем в Алтайский край. Эти неприятные события, несомненно, оставили след в литературной биографии Николая Заболоцкого. Лишь в 1946 году писателю удалось вернуться работать в Москву.

Сам поэт отметил, что ни один советский поэт, по его мнению, не получал столько критики и издевательств. В 50-х годах Николай Заболоцкий получил, все-таки, заслуженную известность и популярность, и даже был признан большим мастером поэзии. В тот период вышли такие произведения, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса" и "Противостояние Марса".

В конце своей жизни известный поэт переехал на Оку, в Тарус – именно там он провел последние годы. Несмотря на плохое здоровье, Николай Алексеевич много работал, например, именно тогда он написал поэму «Рубрук в Монголии».

Здоровье ухудшилось, и сначала с ним случился первый инфаркт, а затем второй, которого Заболоцкий не выдержал. Он скончался в 1958 году.

Если вы уже прочитали краткую биографию Николая Заболоцкого, вы можете поставить свою оценку поэту вверху страницы. А кроме того рекомендуем вам посетить раздел Биографии , чтобы почитать о других популярных авторах.

Никола́й Алексе́евич Заболо́цкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии - 14 октября 1958, Москва) - русский советский поэт.

Биография
Родился недалеко от Казани - на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864-1929) - агроном - работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)-1926) - сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.
В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии - символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой.
В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея с собою, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призывают на военную службу.
Служит он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году увольняется в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он пишет первые свои настоящие поэтические произведения, обретает собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвует в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.
Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.
Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу - «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.
Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения - и первое их измерение, заметное сразу же - это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.
В «Disciplina Clericalis» (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта, завершающееся зощенковскими интонациями; в стихотворении «На лестницах» (1928), сквозь кухонный, уже зощенковский мир вдруг проступает «Вальс» Владимира Бенедиктова; «Ивановы» (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая (далее по тексту) ключевые образы Достоевского с его Сонечкой Мармеладовой и её стариком; строки из стихотворения «Бродячие музыканты» (1928) отсылают к Пастернаку и т. д.

Основа философских поисков Заболоцкого
Со стихотворения «Меркнут знаки зодиака» начинается таинство зарождения главной темы, «нерва» творческих поисков Заболоцкого - впервые звучит Трагедия Разума. «Нерв» этих поисков в дальнейшем заставит его обладателя уделить куда как больше строчек философской лирике. Через все его стихотворения пролегает путь напряжённейшего вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает существенную эволюцию, в ходе которой можно выделить 3 диалектические стадии: 1926-1933 гг.; 1932-1945 гг. и 1946-1958 гг.
Заболоцкий читал много и с увлечением: не только после публикации «Столбцов», но и раньше он читал труды Энгельса, Григория Сковороды, работы Климента Тимирязева о растениях, Юрия Филипченко об эволюционной идее в биологии, Вернадского о био- и ноосферах, охватывающих всё живое и разумное на планете и превозносящих и то, и другое как великие преобразовательные силы; читал теорию относительности Эйнштейна, приобретшую широкую популярность в 1920-е годы; «Философию общего дела» Николая Фёдорова.
К публикации «Столбцов» у их автора уже была собственная натурфилософская концепция. В её основе лежало представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех её элементов, и основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению того же Тимирязева, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку.
В 1931 году Николай познакомился с работами Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление. «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей. Нет сынов божьих, но есть зрелые и потому разумные и совершенные сыны космоса. Нет личных богов, но есть избранные правители: планет, солнечных систем, звёздных групп, млечных путей, эфирных островов и всего космоса», - писал Циолковский; и далее: «Атом есть мельчайший Дух, который спит в камне, дремлет в животном, просыпается в растении и бодрствует в человеке».
Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства. В письме к нему Заболоцкий писал: «…Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».

Дальнейший творческий путь
Сборник «Стихотворения. 1926-1932», уже набранный в типографии, не был подписан в печать. Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли Заболоцкого. Угрожающие политические обвинения в критических статьях всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением. Это породило у него разочарование и творческий спад во второй половине 1933-го года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…» И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936))
Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»). На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее благополучие было обманчивым.

В заключении
19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. По просьбе НКВД критик Николай Лесючевский написал отзыв о поэзии Заболоцкого, где указал, что «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».
«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом - сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…» Это строки Заболоцкого из мемуаров «История моего заключения» (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981 г., в последние годы советской власти напечатаны и в СССР, в 1988).
Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938-1944 годов» - выдержки из писем к жене и детям.
С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве. Снимал жильё в писательском поселке Переделкино у В. П. Ильенкова.
В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на удары судьбы, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам.

Московский период
Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным. В написанных тогда стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества и вдохновения. Большинство стихотворений 1946-1948 годов получили высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие общих бед. В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта.
В 1949-1952 годах, годах крайнего ужесточения идеологического гнёта, творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы. Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал. Положение изменилось только после XX съезда КПСС, с началом хрущёвской оттепели, ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.
На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.
Цикл лирических стихов «Последняя любовь» вышел в 1957 году, «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», посвящённое Н. А. Роскиной, позже переработанное питерским бардом Александром Лобановским (Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина…).

Семья Н. А. Заболоцкого
В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Васильевне Клыковой. В этом браке родился сын Никита, ставший автором нескольких биографических произведений об отце. Дочь - Наталья Николаевна Заболоцкая (род. 1937), с 1962 года жена вирусолога Николая Вениаминовича Каверина (род. 1933), академика РАМН, сына писателя Вениамина Каверина.

Смерть
Хотя перед смертью поэт успел получить и широкое читательское внимание, и материальный достаток, это не могло компенсировать слабость его здоровья, подорванного тюрьмой и лагерем. По мнению близко знавшего Заболоцкого Н. Чуковского завершающую, роковую роль сыграли семейные проблемы (уход жены, её возвращение). В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, в 1958 году - второй, а 14 октября 1958 года он умер.
Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище.

Творчество
Раннее творчество 3аболоцкого сосредоточено на проблемах города и народной массы, в нём сказывается влияние В. Хлебникова, оно отмечено предметностью, свойственной футуризму, и многообразием бурлескной метафорики. Конфронтация слов, давая эффект отчуждения, выявляет новые связи. При этом стихи 3аболоцкого не достигают такой степени абсурда, как у других обэриутов. Природа понимается в стихах 3аболоцкого как хаос и тюрьма, гармония - как заблуждение. В поэме «Торжество земледелия» поэтика футуристического экспериментирования сочетается с элементами ироикомической поэмы XVIII века. Вопрос о смерти и бессмертии определяет поэзию 3аболоцкого 30-х годов. Ирония, проявляющаяся в преувеличении или упрощении, намечает дистанцию по отношению к изображаемому. Поздние стихи 3аболоцкого объединяются общими философскими устремлениями и размышлениями о природе, естественностью языка, лишённого патетики, они эмоциональнее и музыкальнее, чем прежние стихи 3аболоцкого, и ближе к традиции (А. Пушкин, Е. Баратынский, Ф. Тютчев). К антропоморфному изображению природы здесь добавляется аллегорическое («Гроза», 1946).
- Вольфганг Казак

Заболоцкий-переводчик
Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Д. Гурамишвили, Гр. Орбелиани, И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавелы. Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1957 - последняя редакция перевода).
О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть».
Сам же Заболоцкий сообщал в письме Н. Л. Степанову: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит - это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская» . Переводил также итальянского поэта Умберто Саба.

Адреса в Петрограде - Ленинграде
1921-1925 - жилой кооперативный дом Третьего Петроградского товарищества собственников квартир - улица Красных Зорь, 73;
1927-1930 - доходный дом - Конная улица, 15, кв. 33;
1930 - 19.03.1938 года - дом Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9.

Адреса в Караганде
1945 - улица Ленина, д.9;

Адреса в Москве
1946-1948 - на квартирах Н. Степанова, И. Андроникова в Москве и в Переделкино на даче В. П. Ильенкова
1948 - 14 октября 1958 - Хорошёвское шоссе, д.2/1 корп.4, квартира № 25. Место жизни, работы и смерти поэта. Дом входил в Реестр культурного наследия, но в 2001 г. был снесён. В летние месяцы Н.Заболоцкий также жил в Тарусе.

Память
В Кирове Николаю Заболоцкому установлена мемориальная доска.

Исследования
М.Гусельникова, М.Калинин. Державин и Заболоцкий. Самара: Самарский университет, 2008. 298 с., 300 экз., ISBN 978-5-86465-420-0
Савченко Т.Т. Н. Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта. - Караганда: Болашак-Баспа, 2012. - С. 132.

Библиография
Н. Заболоцкий «Столбцы», Издательство писателей в Ленинграде, Ленинград, 72 сс., 1929. Обложка по макету М. Кирнарского, тираж 1200 экз.
Вторая книга, 1937
Стихотворения, 1948
Стихотворения, 1957
Стихотворения, 1959
Избранное, 1960
Стихотворения. Под общей редакцией Глеба Струве и Б. А. Филиппова. Вступительные статьи Алексиса Раннита, Бориса Филиппова и Эммануила Райса. Washington, D.C.-New York: Inter-Language Literary Associates, 1965.
Стихотворения и поэмы. М.-Л., Сов.писатель, 1965 (Б-ка поэта. Большая серия);
Избранные произведения в 2-х тт. М., Худож. литература, 1972;
Собрание сочинений в 3-х тт. М., Худож. литература, 1983-1984;
Вешних дней лаборатория. М., Молодая гвардия, 1987.

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) родился 24 апреля (7 мая) 1903 года. Будущий поэт появился на свет недалеко от Кизической слободы, расположенной под Казанью. Его отец был агрономом и работал управляющим фермой, мать – сельской учительницей. Детские годы Заболоцкий провел в Кизической слободе и в селе Сернум Уржумского уезда Вятской губернии. В третьем классе он занялся «издательством» рукописного журнала, на страницах которого публиковал собственные стихотворения. В период с 1913 по 1920 год жил в Уржуме, где ходил в реальное училище. Во время учебы там уделял особое внимание рисованию, истории и химии.

После окончания реального училища Заболоцкий отправился в Москву. Ему удалось поступить одновременно на два факультета – историко-филологический и медицинский. Несмотря на это, в 1921 году он перебрался в Петроград. Там поэт поступил в Герценовский педагогический институт, который окончил в 1925 году. Как признавался сам Николай Алексеевич, на тот момент у него за душой была «объемистая тетрадь плохих стихов», а его «имущество легко укладывалось в маленькую корзинку».

В мае 1926 года Заболоцкий вступил в Ленинградский союз поэтов. В ноябре начал прохождение воинской службы. Осенью 1927 года уволился в запас. Примерно в то же время стихотворения Заболоцкого были впервые опубликованы в сборнике «Костер», а сам он принял участие в создании ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). В 1929 году увидела свет первая книга Николая Алексеевича «Столбцы». Дебют получился ярким и громким. До сих пор широко распространено мнение, что «Столбцы» - главная книга Заболоцкого.

В 1929 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Торжество земледелия». Полностью она была напечатана в 1933-м. Критика разгромила произведение. В лучшем случае Заболоцкого называли юродивым, в худшем – врагом коллективизации. В 1930-е годы Николай Алексеевич сотрудничал с журналами «Чиж» и «Еж», занимался переработкой для детей и юношества зарубежной классики, переводами классической и современной поэзии. В 1937 году была опубликована его книга, в которую вошли семнадцать стихотворений.

19 марта 1938 года Заболоцкого арестовали. Его обвиняли в принадлежности к троцкистско-бухаринской группе среди ленинградских писателей. На допросах он подвергался пыткам. Несмотря на это, поэт не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, благодаря чему ему удалось избежать смертной казни. Осенью 1938 года был вынесен приговор – пять лет ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь).

Сначала Заболоцкий отбывал срок в Востлаге НКВД. Он работал на лесоповале, в карьере, на погрузке бревен, строительстве железной дороги в тайге, в проектно-сметном отделе. В марте 1943 года закончился срок заключения, который в итоге был продлен до завершения войны. В мае Николая Алексеевича перевели в Кулундинские степи около села Михайловское (Алтайлаг НКВД). В августе 1944 года поэта освободили, но при этом оставили в системе лагеря без права выбирать работу и свободно передвигаться по стране.

Весной 1945 года лагерь перевели в Караганду. Там Заболоцкий завершил работу над переводом «Слова о полку Игореве», начатую еще в 1937-м. 31 декабря поэта вызвали в Москву. Вскоре он получил разрешение жить в Ленинграде, затем – в столице. Кроме того, было восстановлено членство в Союзе писателей. В 1948 году вышел третий стихотворный сборник Заболоцкого.

За творческим подъемом, случившимся после возвращения из лагерей, последовал спад, связанный с ужесточением идеологического гнета в стране. Николай Алексеевич боялся, что его слова вновь могут использовать против него, в связи с чем решил практически полностью посвятить себя художественным переводам. Ситуация изменилась с началом хрущевской оттепели в середине 1950-х годов. В 1957 году был опубликован четвертый сборник Заболоцкого.

Поэт скончался 14 октября 1958 года. Его здоровье подкосили тюрьма и лагеря. Впрочем, решающую роль сыграли семейные проблемы (уход жены в 1955 году и ее возвращение в 1958-м). Так считал хорошо знавший Заболоцкого Чуковский. Похоронили Николая Алексеевича на Новодевичьем кладбище в Москве. 24 апреля 1963 года поэт был реабилитирован по заявлению вдовы.

Краткий анализ творчества

Первые стихотворения Заболоцкого носили подражательный характер. В числе «объектов» подражания значились Маяковский, Есенин и Блок. Собственную манеру поэт начал обретать в середине 1920-х годов. Важную роль в его творческом становлении сыграло общение с «чинарями» - домашним содружеством молодых философов и поэтов. В частности, в него входили Хармс и Введенский, которые впоследствии стали ядром литературной группы ОБЭРИУ.

Творчество Заболоцкого принято делить на три периода. Первый традиционно связывают с «обэриутами». В дебютной книге поэта «Столбцы» заметно главным образом влияние Хлебникова. Второй период – натурфилософская лирика. После возвращения из ссылки начинается третий период. В поздних стихотворениях Заболоцкий отказывается от экспериментов и становится ближе к классической русской поэзии XIX века.

Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт.

Родился 7 мая 1903 г. в Казани в семье агронома. Учился в сельской школе, затем в реальном училище города Уржума.

Писать стихи начал в детстве. Окончил в 1925 г. факультет русского языка и словесности Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде.

В 1926-1927 гг. служил в армии.

В конце 20-х гг. XX в. Заболоцкий примкнул к группе обэриутов - молодых писателей, создавших Объединение реального творчества (А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс и др.). Вместе с обэриутами начал пробовать силы в детской литературе, печатался в журнале «Ёж».

В 1929 г. вышел первый сборник поэта «Столбцы», вызвавший, по его собственным словам, «порядочный скандал» и принёсший ему популярность.

В 1929-1933 гг. он пишет поэмы «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Деревья». Взаимоотношениям человека и природы посвящено у Заболоцкого много произведений, в том числе одно из лучших его стихотворений «Всё, что было в душе…» (1936 г.).

В 1937 г. увидела свет «Вторая книга», подтвердившая мастерство и самобытность поэта.

В конце 50-х гг. Заболоцкий перевёл грузинскую средневековую поэму «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1953-1957 гг.). В 1938 г. Заболоцкий был арестован по ложному политическому обвинению. Находясь в заключении, он продолжал писать, сделал вольное переложение «Слова о полку Игореве». После освобождения в январе 1946 г. приехал в Москву.

Стихи Заболоцкого конца 40-х-50-х гг. стали классикой русской лирики («Завещание», «Гроза», «Ещё заря не встала над селом…», «Я не ищу гармонии в природе…», «Ласточка», «Некрасивая девочка», «Журавли», «Уступи мне, скворец, уголок…», цикл «Последняя любовь» и др.). Их отличает философская глубина; автор открывает в жизни всё новые грани и тайны, находит новые соответствия своему изменяющемуся внутреннему миру.

Заболоцкому принадлежат также многочисленные переводы с немецкого, венгерского, итальянского, сербского, таджикского, узбекского, украинского языков.

Особенно значительны его переводы из грузинской поэзии. Итогом долголетней работы явился вышедший в Тбилиси в 1958 г. двухтомник «Грузинская классическая поэзия» в переводе Н. Заболоцкого.

Последнее его стихотворение - «Не позволяй душе лениться…».

Статья рассказывает о краткой биографии Заболоцкого - русского поэта и переводчика.

Биография Заболоцкого: ранние годы

Николай Алексеевич Заболоцкий родился в 1903 г. недалеко от Казани. Семья имела крестьянское происхождение. С самого детства его увлекала поэзия. В начальных классах он выпускал рукописный журнал со своими стихотворениями. Окончил училище и после недолгого обучения медицине, поступил в петроградский педагогический институт. Молодого человека увлекала за собой деятельность нового творческого поколения. Он увлекается имажинистами и футуристами. Заболоцкий вступает в литературный кружок, но находится до сих пор в творческом поиске. Найти собственный стиль помогло поэту участие в небольшом объединении поэтов, которые мало печатались и выступали с чтением собственных стихотворений в узком кругу. Заболоцкий получил диплом в 1925 г., уже твердо зная в каком направлении будет развиваться его поэтическое творчество.
Заболоцкий проходит военную службу, которая оказала на него большое влияние. После нее творчество поэта приобретает свой особенный неповторимый стиль. Поэт активно работает в области детской литературы. В 1927 г. в печати впервые появляются его стихотворения, а через некоторое время выходит сборник стихов поэта "Столбцы", который в сатирической форме изображает картины нэповского периода. Заболоцкий описывает образы нового советского мещанства, которые ненавистны ему как революционному поэту. Сборник был встречен положительными отзывами, которые затем сменились резкой критикой. Поэта обвинили во враждебной позиции по отношению к молодому советскому государству, но никаких мер против него принято не было. Заболоцкий продолжал печататься.
В 30-е гг. в творчестве поэта наступает некоторые перелом или скорее переосмысление ценностей. Бунтарский революционный настрой уступает место спокойному философскому отношению к жизни. В творчестве Заболоцкого появляются описания красоты природы, ее одухотворение. Поэт обращается к духовным началам человеческой жизни. Такой поворот также не устраивал представителей официальной идеологии. За поэтом продолжается пристальное наблюдение.
Вскоре он написал поэму "Торжество земледелия", которая стала причиной настоящей травли поэта. Его заклеймили как сторонника буржуазной идеологии и, что самое опасное, поэму расценили как критику коллективизации. На творчество Заболоцкого был наложен строгий запрет. Однако поэт продолжал работу в области детской литературы, писал рассказы и стихи в детских изданиях.

Биография Заболоцкого: отбывание заключения и последние годы жизни

В 1938 г. Заболоцкий был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. ОН был подвергнут жестоким пыткам, но так и не признал своей вины. Поэт провел в лагерях пять лет, после чего отбывал ссылку до 1946 г. Во время отбывания наказания Заболоцкий продолжил работу над переводом с древнерусского языка "Слова и полку Игореве". Высочайшее мастерство, с которым Заболоцкий выполнил эту работу, было признано ведущими советскими специалистами в области древнерусской литературы и поэтическими кругами. Перевод "Слова" поэтом до сих пор считается одним из лучших. Многочисленные похвальные отзывы позволили Заболоцкому вернуться в Москву, вскоре он смог восстановить свое членство в Союзе писателей.
В Москве Заболоцкий столкнулся с дальнейшим усилением идеологического давления. Через пару лет ему было приказано покинуть Москву, но поэту опять помогло заступничество влиятельных деятелей культуры. Положение его оставалось шатким, прошлое политического заключенного сказывалось во всех сферах жизни. Поэтому он даже не пытался издавать свои произведения, а занялся переводами. Особенно его интересовало творчество грузинских поэтов, среди которых центральное место занимал Ш. Руставели.
Но он не переставал писать и собственные стихи. Смерть Сталина и начало хрущевской оттепели позволили поэту издать сборник стихотворений "Последняя любовь". Деятельность писателя в 50-е гг. была особенно продуктивна, его имя стало широко известно в стране. Незадолго до смерти поэт посетил Италию.
Заболоцкий скончался в 1958 г., оставив после себя большое количество прекрасных стихотворений и замечательных переводов.