Бог посылает испытания. Почему Бог допускает испытания

Все испытания даются нам не во зло,а во благо,только сразу это невозможно понять,и человек говорит-меня Бог не любит,почему он допустил,что со мною такое происходит.И только пройдя свои неприятности достойно и выйдя из них победителем,человек говорит-как хорошо,что со мною это случилось,и благодаря этому я вышел вот на такой отличный результат.

Иной раз Высшие силы в лице Бога,подставляют человеку подножку своего рода,чтобы он споткнулся и оглянулся,потому что подчас он не видит того очевидного,что нужно заметить,и через боль,т.е испытания,человека приводят к лучшему.И на самом деле Бог лишь дает нам жизнь,а уж казним или милуем себя мы сами,строя свою…

Вячеслав Линёв Гуру (4073) 7 лет назад Пришел к выводу, что нет наказаний и не дает Бог испытания больше, чем человек может выдержать.

Одно за другим Отец испытания
Назначает для моего воспитания.
А по старым меркам – это одни потери.
По меркам прошлого – одни долги.

И, сдирая с себя все лишнее, раскрываясь,
Буду тщательно себя чистить.
И открою в себе дар предвидения,
И Отец разрешит целить.

От поднятой планки – холодок в груди.
И мне эту высоту брать,
Чтобы в том долгом пути,
Планку не раз поднимать.

Въезжая в еще неиспытанное,
Как будто бы в пустоту,
Ощущаю в себе за прошлое
Перед Отцом вину.
* * * * * * *
Вновь мордой об асфальт с любовью
Протащишь ты меня, Отец.
На голове с восторгом и болью
Почувствую твой венец.
* * * * * * *
Раздрай. Опять предстоит учеба.
Лень шепчет, что все напрасно,
Лень уговаривает, что я…

Об испытаниях в нашей жизни

«Для того чтобы пойти в Сладкий Рай, надо вкусить в этой жизни много горького и получить на руки загранпаспорт пройденных испытаний»

Кресты испытаний

– Геронда, я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестик помогает мне в трудностях.

– Знаешь, кресты каждого из нас — это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики, которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь, мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потому что Христос от любви к нам — людям — не захотел использовать для Себя Своей божественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжесть крестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешением облегчает нас от боли испытаний.

Благий Бог даёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для…

Руслан написал(а): Усиленными молитвами, все разрешилось. Папа вернулся, они помирились. Спасибо всем отвечающим в этой теме!

А на счет болезней… возможно, некоторые помогают мне не сойти с пути веры.

Вот мой ответ по отношению наказывает ли Бог болезнями, и я верю, что это правда, хотите скажу так: ЭТО ИСТИНА!!!
Иисус сказал: (Лк.19:26)
-Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
Человек избавился от болезней, вау, это классно и круто, он теперь здоров. Но проходит время, а тут как ни возьмись болезни о себе дали знать через симптомы и чувства. И в такой ситуации человек говорит, наверное я не полностью исцелен или не имел исцеления, это плохо.
Куда бьет сатана? Правильно, в сферу чувств! А куда ведет Иисус, тоже мне вопрос глупый такой, конечно, Иисус хочет чтобы мы верили!!! И если человек ведется сферою чувств, он таким образом позволяет сатане украсть его исцеление. И когда человек говорит подобные…

«Что значит человек, что Ты каждое утро посещаешь его, и испытываешь его каждое мгновение?» (Иов 1:17,18)

Что же это значит, что Бог каждое утро посещает нас и испытывает нас в каждом мгновении нашей жизни? Зачем Он это делает? Какова Его цель? И готовы ли мы к тому, чтобы подвергаться ежеминутному испытанию? Просыпаемся ли мы с чувством ожидания испытаний? И что вообще означает испытание Божье? Бог испытывает нас не потому, что Он зол на нас или хочет наказать нас. Напротив, испытания это знак Божьей благосклонности. Он испытывает нас, потому, что хочет установить нашу ценность. Ювелир подвергает золото или серебро определенным испытаниям. Он делает это потому, что эти металлы имеют ценность и особое предназначение. Он не заботится о том, чтобы испытывать железо или алюминий.

В эпоху патриархов жил один человек, который имел необыкновенную праведность. Его звали Иов. Бог высоко ценил Иова. Он дал ему характеристику, как самому праведному человеку своего времени:…

Обретение Бога через страдания

Господь всегда благословляет нас и наших близких. Мы должны быть благодарны Ему за это. Когда нас постигнет горе, Он всегда соизмеряет его размеры с нашим духовным запасом прочности. Вдумайтесь в обетование Господне:

«Притом знаем, что любящим Бога, признанным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Отец Небесный допускает испытания на нашем жизненном пути. Это нисколько не противоречит Его нежной любви к нам.

Для одного христианина наступило время тяжких испытаний. Так велики были его скорби, что им овладело искушение обратиться с жалобой к Господу. Когда все уже было позади, он смог постичь замысел Божий и сказал: «Я был неразумен, не понимая посланий Господа».

1. Почему Бог допускает испытания?

Во-первых, испытания проверяют наш характер. Именно поэтому Господь позволяет сатане искушать и испытывать нас. Библия ясно говорит нам, что по своей…

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК СТРАДАЕТ

Призови Мя в день скорби твоя, и изму тя… (Пс. 49, 15)

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. (Деян. 14, 22)

Есть много причин, по которым нам посылаются скорби и болезни. При этом никогда нельзя думать, что посылаемые страдания, несчастья и беды могут идти от людей: все они допускаются нам Господом Богом, как беспредельно милостивым, так и беспредельно премудрым. Страдания можно рассматривать как духовное лекарство от греховного вреда. Страдание (например, в форме болезни) часто приостанавливает действие греха: «страдающий плотию перестает грешить», — пишет ап. Петр (1 Пет. 4, 1). Страдание за грех есть голос Божий, вразумление грешащему человеку: это удар по руке, творящей беззаконие. Вместе с тем страдания смягчают вину греха – уравновешивают в какой – то мере вину по закону возмездия и справедливости (закон кармы). «Нет скорбей, нет и…

Какие же мучения испытывают люди! Сколько у них проблем! Некоторые приходят сюда, чтобы за две минуты, на ходу рассказать мне о своей боли и получить немного утешения. Одна измученная мать говорила мне: «Геронда, бывают мгновения, когда у меня не остаётся сил терпеть. Тогда я прошу: «Христе мой, сделай небольшой перерыв, а потом пусть мучения придут снова»». Как нуждаются люди в молитве! Но, кроме того, каждое испытание - это ещё и дар от Бога. Это еще один дополнительный «балл», для того чтобы поступить в иную жизнь. Эта надежда воздаяния в будущей жизни даёт мне радость, утешение и силы, и я могу выдержать боль от тех скорбей, которые терзают многих и многих.

Наш Бог - это не Ваал, но Бог любви. Он - Отец, который видит страдания Своих детей от различных терзающих их искушений и испытаний. И Он даст нам воздаяние, лишь бы мы терпели это малое мученичество пришедшего к нам испытания или, лучше сказать, пришедшего к нам благословения.

Геронда, некоторые спрашивают:…

О благодати. часть 3

БЛАГОДАТЬ И ЗАКОН

«Если по благодати, то не по делам; иначе благодать была бы уже не благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:5-6).

ерующий человек – дитя Божье, — должен жить благодатью и только благодатью Бога. Ничто иное не должно влиять на него и его образ жизни так, чтобы отвлечь его от осознания нужды в Боге. Тем не менее, в жизни церкви зачастую наблюдается такое явление, когда понятие благодати вытравливается из сознания верующих усилиями «сверхбдительных» пасторов, которые не видят в благодати ничего, кроме вседозволенности. Писание делает четкое различие между благодатью и законом, но не говорит о благодати, как о беззаконии. Жизнь по благодати – это жизнь для Бога при ощущении полной зависимости от Него, причем сердце человека само жаждет этой зависимости, сознательно отвергая все то, что мог бы предложить мир взамен благодати Божией.

Как можно охарактеризовать…

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.

Скачать в других форматах: DOC

3. Чудо благодати

«Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим»

Изучать вопрос о Божьей благодати можно только сравнительным методом. Сравнивать же нужно ужасающее разложение человечества с обильной Божьей милостью, дарованной нам через Иисуса Христа. Упомянутое противоречие прекрасно выражено словами старого церковного гимна:

«Мы — виновны, злы, бессильны.

Агнец непорочный — Он.

Искупление! Да,…

Божья любовь наконец восторжествует

1. Падение Люцифера

2. Творение

3. Последствия восстания

4. Искушение и грехопадение

5. План спасения

6. Жертвоприношение Каина и Авеля

7. Сиф и Енох

9. Вавилонская башня

10. Авраам и обетованное Семя

11. Женитьба Исаака

12. Иаков и Исав

13. Иаков и Ангел

14. Дети Израиля

15. Явление Божьей силы

16. Выход Израиля из египетского рабства

17. Странствование Израиля

18. Закон Божий

19. Святилище

20. Разведчики и их донесение

21. Грех Моисея

22. Смерть Моисея

23. Израиль входит в обетованную землю

24. Ковчег Божий и успехи Израиля

25. Первое пришествие Иисуса Христа

26. Служение Христа

27. Как предали Христа

28. Суд над Христом

29. Распятие Христа

№ 20. Наказание от нашего Отца

Духовно-созидательный камень № 20

Титу 2:11-14: “Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам”.

Послушайте, что сказал об этом пророк Божий:

Так вот, иногда…я согласен с тем, что наш Небесный Отец иногда наказывает нас болезнью, допуская для этого сатану (Иак. 1:13-15), чтобы порой испытать нас, вернуть нас назад. Если мы сбиваемся с пути, тогда наш Небесный Отец может допустить, чтобы с нами что-то произошло, чтобы вернуть нас назад. Но это будет только во благо (Рим. 8:28-29). Понимаете? Наказание от нашего Отца какое-то время бывает неприятно, но, в конце…

«Что значит человек, что Ты каждое утро посещаешь его, и испытываешь его каждое мгновение?» (Иов 1:17,18)

Что же это значит, что Бог каждое утро посещает нас и испытывает нас в каждом мгновении нашей жизни? Зачем Он это делает? Какова Его цель? И готовы ли мы к тому, чтобы подвергаться ежеминутному испытанию? Просыпаемся ли мы с чувством ожидания испытаний? И что вообще означает испытание Божье? Бог испытывает нас не потому, что Он зол на нас или хочет наказать нас. Напротив, испытания это знак Божьей благосклонности. Он испытывает нас, потому, что хочет установить нашу ценность. Ювелир подвергает золото или серебро определенным испытаниям. Он делает это потому, что эти металлы имеют ценность и особое предназначение. Он не заботится о том, чтобы испытывать железо или алюминий.

В эпоху патриархов жил один человек, который имел необыкновенную праведность. Его звали Иов. Бог высоко ценил Иова. Он дал ему характеристику, как самому праведному человеку своего времени: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). Сатана же, в свойственной ему манере, возражал Богу, и обвинил Иова в том, что он живет праведно только потому, что хочет что-то получить от Бога: «разве даром Богобоязнен Иов. Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его благословил Ты, и скот его распространился по земле. Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет» (Иов 1:9-11).

В ответ Бог позволил сатане испытать Иова. Сначала Он позволил сатане разрушить все, что принадлежало Иову: его имение, его слуг и его детей. Затем Бог даже позволил сатане коснуться тела Иова и поразить его проказой с ног до головы, но Он не позволил сатане взять жизнь Иова. Иов понял, что Бог испытывает его, и он сказал: «пусть испытает меня, – выйду как золото» (Иов 23:10). Иов – это – то золото, которое подверглось испытанию огнем. Он вопил в мучениях души своей, но не сдавался. Он не послушал совета жены своей, но проявил терпение и долготерпение, не изменив своей позиции перед Богом: «все еще тверд ты в непорочности твоей! Прокляни Господа и умри. Сказала ему жена. Но он сказал ей: как одна из негодных говоришь ты. Неужели доброе примем мы от Бога, а злое не примем? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:9,10). Очень типично, что Елифаз и два других религиозных друга Иова сделали заключение, что причиной страданий Иова, был его грех. Они клеветали на него ужасным образом. Но как бы, то, ни было, в конце Бог отстоял неповинность Иова и поставил на место его друзей. Он сказал Елифазу: «Вы говорили о Мне не так верно, как раб мой Иов» (Иов 42:7). Окружение Иова, его жена и его друзья не распознали истинных причин происходящего с ним, и испытание его приняли за наказание. Иов подвергся жесткому испытанию, потому, что он имел особое призвание – продемонстрировать всему миру, каким должен быть истинный праведник.

Авраам был другим праведником, который тоже подвергся суровому испытанию. Бог попросил его принести в жертву всесожжения своего сына. Что пережил Авраам в своем сердце, когда вел своего единственного сына на жертвенник? Какие муки испытывала его душа? Но он не остановился на полпути, не изменил своему договору с Богом, он упорно шел вперед, чтобы исполнить Волю Господа. Авраам подвергся особому испытанию, потому что у него была особая судьба – стать отцом Божьего избранного народа как Евреев, так и последователей Христа из других народов. Бог применяет особые испытания в отношении тех, для кого Он имеет особые цели.

Новый Завет очень ясно предупреждает нас, что как ученики и последователи Иисуса Христа, мы должны ожидать того, что будем испытаны. Петр сравнивает нашу веру с золотом, подлинность которого должна быть испытана огнем. Иаков говорит нам, что мы должны встречать испытания с радостью: «Братья, радуйтесь, когда вы сталкиваетесь с различного рода искушениями. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает терпение, а терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенными и цельными, без всяких недостатков… Мы считаем благословенными тех, кто проявлял терпение. Вы слышали о терпении Иова и видели, какова была цель Господа, потому что Господь богат милостью и состраданием» (Иаков 1:2-4; 5:11). Иаков говорит о Иове, как о благословенном праведнике, который явил миру образец терпения и остался верен своему Богу. Иаков так же подчеркивает, что Господь, испытывая Иова, имел особую цель. На протяжении длительного времени, пример Иова демонстрирует многим поколениям верующих, каково должно быть их терпение, чтобы пройдя все испытания, оказаться верным и войти в вечное Царство Господа Бога. Для нас очень важно научиться отличать Божьи испытания от Его наказаний. Многим людям кажется, что раз они стали верующими, то они освобождены от Божьего наказания, особенно если они являются верующими уже долгое время, или несут священническое служение. Но такое отношение не основано на Писании. Таким верующим в послании к Евреям написано следующее: «Вы забыли слова ободрения, обращенные к вам как к сыновьям: Сын мой, не пренебрегай тем, что Господь тебя воспитывает, не теряй присутствия духа, когда Он тебя порицает, Господь воспитывает тех, кого Он любит, и бьет каждого, кого принимает как сына. Страдания, которые вы терпите, – это часть вашего воспитания. Бог относится к вам как к сыновьям. Разве есть такой сын, которого бы отец не воспитывал? Если вы не прошли воспитания, которое достается всем, то вы незаконные дети, а не подлинные сыновья» (Евреям 12:5-8).

Очень впечатляет пример, как Бог работает с Моисеем. Моисею было 80 лет, когда Бог поручил Ему вернуться в Египет и освободить Израиль от рабства. Когда Моисей был на пути в Египет, Господь встретил его и хотел убить. (Исход 4:24-26.) Почему? Из-за непослушания. Моисей не сохранил завет обрезания, который Господь заключил с Авраамом и его потомками (Бытие 17:9-14.) И только после того, как Моисей покаялся и обрезал своего сына, Бог пощадил его и позволил продолжать путь. Господь посчитал за лучшее убить Моисея, чем позволить ему оставаться в непослушании, при исполнении такой ответственной миссии, как спасение народа Израиля. Лидерская позиция Моисея не освобождала его от Божьего наказания за непослушание, а наоборот обязывала его быть исполнителем воли Божьей во всем. Никто не сможет исполнить Божественное предназначение для своей жизни, если в его жизни есть непослушание.

Царь Давид, размышляя над своей судьбой в вечности, говорит Богу: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23-24). Если мы искренне позволяем Богу исследовать наши сердца, и Он при этом не указывает нам на наши скверны характера или на наши грехи, то мы можем сделать вывод, что происходящее с нами не является наказанием. В данном случае, это есть испытание, которое пришло в нашу жизнь для того, чтобы сделать нас более терпеливыми в нашем дальнейшем следовании за Господом. Через испытания Господь тренирует нас в терпении и приготавливает для преодоления еще более трудных испытаний, которые грядут в последнем времени.

Научившись различать испытания и наказания, мы должны правильно реагировать на происходящее. Нашим ответом на наказание должно быть покаяние, а ответом на испытание должно быть терпение. Довольно часто у нас просто не хватает смелости признать, что нас постигло наказание Божье. И мы бросаемся в атаку на сатану, в то время как нам следовало бы просто раскаяться в содеянном. Истинный корень этой проблемы – гордость. Не редко мы довольно самонадеянны и полагаем, что то, что мы делаем, конечно же, нравится Богу, но так ли это на самом деле? Согрешая, мы упорно убеждаем себя и других в том, что мы не имеем вины, и тем самым запираемся в грехе, усугубляя свое положение.

Если же мы проникнемся пониманием того, что Бог хочет совершить в нашей жизни, то мы изменим свое отношение к Нему. Мы позволим Ему заменить наше неверие – верой, недоверие – доверием, непослушание – послушанием. Принятие Иисуса Христа своим Господом и Спасителем – это только первый шаг на пути достижения истинной веры. Процесс будет завершен, когда наша вера перерастет в абсолютное доверие Богу. Царь Давид в псалме 36:5 говорит: «Вверь Господу путь твой и полагайся на Него – и Он сделает. Вверь Господу путь твой – это значит однажды поверить Ему». Поверить в то, что только Он знает истинный путь, и что только Он может привести тебя в Свое вечное Царство. Полагайся на Него – это значит иметь с Ним правильные отношения на протяжении всей жизни, доверять ему во всех жизненных ситуациях и в смирении принимать от Него любое Его решение. И тогда Он сделает твою жизнь успешной. Многие верующие делают первый шаг, акт веры, но не развивают отношения доверия. Странно, но многим из нас проще доверять земным организациям, чем Богу небес! Самая первая цель, которую преследует Бог, испытывая нас – это произрастить в нас доверие. Находясь в самой середине своего испытания, Иов заявляет: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться…» (Иов 13:15). Такая позиция Иова побудила Бога открыть Ему то, что было сокрыто от многих: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27). Наше спасение от греха не является полным до тех пор, пока не устранены последствия падения и внутри нас не выросло доверие. А для этого нам необходимо пройти через многие испытания. Для нас очень важно видеть всегда перед собой Божью конечную цель для нашей жизни: воспитать в нас непоколебимую уверенность в том, что Он достоин абсолютного доверия. Мы более стремимся к великим достижениям, чем к изменению своего характера. Однако Бог заинтересован больше нашим характером, чем нашими достижениями. Достижения важны только во времени, а характер вечен. Он определяет нашу позицию в вечности. Бог не допустит нам быть испытуемыми сверх сил. Каждое испытание, через которое мы проходим, направленно на то чтобы сформировать наш характер. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не станем во Христе всем, кем Бог предназначил нам быть. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иакова 1:12).

Спрашивает Галина
Отвечает Александра Ланц, 18.02.2013


Вопрос : "в Библии написано, что Бог не дает человеку больше испытаний, чем человек может перенести, но почему тогда люди, бывает, не выдерживают всего того, что на них свалилось, и заканчивают жизнь суицидом?"

Мир сердцу вашему, Галина!

Да, в Библии, действительно, так написано. И вот самый яркий новозаветный текст на эту тему:

Мы ломаемся не потому, что обстоятельства слишком тяжелы (ведь Бог вымерил их до миллиметра и миллиграмма), а потому, что отказываемся повернуться лицом к Тому, Кто допустил их в нашей жизни, и признать, что мы неправы перед Ним, что мы грязные и слабые, что сердца наши тёмные и тяжёлые, что мы нуждаемся в Нём, чтобы Он исправил нас изнутри-наружу. Но мы очень быстро впадаем в состояние обиды на Него за такое «неправильное» с нами обращение, мы изливаем на Него все претензии, которые копились в нас за предыдущие годы, мы отказываемся анализировать свой путь, приведший нас туда, где тяжело. Мы находим множество оправданий себе, только бы обвинить Бога. ... и если мы позволяем себе застрять в этом состоянии надолго, то однажды нам уже ничто не поможет ().

Как-то несколько лет назад на разборе субботней школы одна из моих сестёр высказала мысль (кажется цитируя какой-то источник) , которая показалась мне тогда странной, но сейчас, годы спустя, вглядываясь в людей, в то, как они принимают ветры потерь и боли, я вижу, что она была права. «В конце времени, - сказала она, - когда Бог восставит к жизни грешников, чтобы показать им, почему они не войдут в Вечность, - Он покажет им жизни тех, кто вошёл в Его присутствие, и погибшие увидят, что спасённые люди, проходили через те же потрясения, через такие же обстоятельства жизни, но с одной лишь разницей: они выбирали доверять Богу, смиряться перед Ним, держаться за Него и меняться по Его подобию».

Да окажемся мы с вами, Галина, среди них - среди спасённых,

Саша.

Читайте еще по теме "Разное":

Говорят: "Бог дает человеку столько испытаний, сколько он может выдержать". Разве это справедливо? Сплошные испытания создают впечатление наказания. За что? Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

В смутившей Вас фразе речь идет о том, что никто не испытывается сверх сил, что не дается никому непосильный крест. Испытание я бы сравнил с необходимой тренировкой. Ведь главная цель земной жизни — подготовиться к жизни вечной. А для этого нам приходится иногда много над собой потрудиться, чтобы развить добрые свойства души и не дать развиться злым. Жизнь с ее испытаниями можно сравнить с тренировкой, когда спортсмен, готовясь к соревнованиям, тренируется, улучшает свои результаты. Вот как о жизненных скорбях писал апостол Павел: «но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» . И еще один очень важный аспект. Употребленное Вами слово «наказание» верно в том смысле, что происходит оно от слова «наказ», то есть урок. Таким образом, всю жизнь можно считать уроком, который мы должны выучить, чтобы сдать наш главный экзамен — дать достойный ответ Господу о нашей жизни на Страшном Суде. «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10,36), то есть жизнь вечную и вечное блаженство.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
Пс. 30:25

В наше время создаются все условия для того, чтобы человек ни в чем не нуждался, культивируется образ «успешного и счастливого», без проблем, как в личной, так и в общественной жизни. Но иногда, нас настигают скорби, переживания и неприятности, и мы начинаем роптать и жаловаться на Бога. В материальном мире не принято считать скорби нормальным явлением, люди стараются поскорее от них избавиться, а главное – поскорее забыть. Но духовный мир, который не виден за плотской оболочкой человека, определяет скорби как обязательное условие духовного роста человека. Так являются ли скорби наказанием Божьим, или имеют более глубокую природу, чем мы привыкли думать?

Условно скорби можно разделить на три категории.

1. Скорби и страдания как последствия греха и глупости

Человек вышел из казино, где все проиграл, и застрелился. Вопрос: Это Бог его направил туда играть или кто? Как писал Антоний Великий: «Если мы стараемся жить по заповедям Евангельским, то мы соединяемся с Духом Божиим, и нам бывает хорошо, если же мы отвращаемся от Бога, не считаемся с заповедями Божиими, то мы соединяемся с демонами-мучителями, и тогда наступает беда для человека». Как видим, не следует во всех скорбях винить Бога.

Всем нам известно, что совершая грех, мы сознательно нарушаем Божьи заповеди, отходим от Бога, и тем самым наносим себе непоправимый вред. Пройдет время, кто-то осознает, кто-то нет, что он сделал, но тот вред, который мы нанесли себе при совершении греха, останется с нами до конца дней. Через искреннее покаяние Господь прощает человека, но то, что случилось с человеком в момент совершения греха и после, может оставаться с ним как напоминание об отступления от Бога. «Страдающий плотию перестает грешить », - пишет ап. Петр (1 Пет. 4, 1).

Как видим, все зависит от нас: соединяемся ли мы с Духом Божиим или с демонами-мучителями. Господь никого не наказывает, а наказываем мы себя сами, когда отходим от Господа.

2. Испытания, посылаемые Господом для поучения или назидания

Бог, как любящий Отец, попускает нам такие «скорби» в воспитательных целях – для вразумления и наставления. Господь не хочет нас погубить, ввести в уныние (это грех), вызвать обиду или гнев, а только помочь нам спастись! В своей проповеди Патриарх Кирилл указывает, что «Господь как мудрый и любящий родитель не балует своих детей. Он проводит их через скорби, потому что в скорбях мы растем, под тяжестью ответственности мы возрастаем, в преодолении трудностей оттачивается наш характер, рождаются мысли, которые могут поддерживать нас и других. Без этих трудностей нет духовного роста и нет спасения».

«А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского (игумен Никон Воробьев)».

И поэтому, как писал затворник Георгий Задонский: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит: скорби находящие бывают попущением Божиим; и когда скорбящие всей душой обратятся ко Господу, в тот же час щедротами Своими неизреченно утешит их Господь и подаст благую мысль слушающим Его, что когда надлежит делать к Его угождению».

Как видим, иногда испытания приходят в нашу жизнь по милости Божьей. Приходят они, как будто невидимая рука добавляет очередную ступеньку к лестнице нашего восхождения на Небо, на которую хлопотно всходить, но с которой далеко видно, и главное – ближе к Богу. Разумеется, никакие тварные силы не могут вмешиваться в этот сокровенный воспитательный процесс. Как поучает Исаак Сирин: «никакая тварь не может прикоснуться к человеку без воли Божией». Профессор МДА Осипов А.И. добавляет: «А воля Божия совершается в полном соответствии с тем, что хочет человек, к чему он стремится и как он живет».

3. Скорби и страдания за веру Христову

«И яко многими скорбьми подобает нам внити в царство Божие » (Деян. 14:22). Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет, что «в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога». Тот человек, который готов ради Христа пожертвовать своей жизнью, терпеть любые скорби и лишения получает мученический венец.

Святой Иоанн Златоуст писал: «Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от него почести. Это – великая честь, это – слава, выше которой нет ничего».

Следует понимать, что скорби и страдания за веру Христову есть удел избранных, они посылаются тем, кто уже прошел большой путь духовного развития и готов их достойно вынести.

Так как же достойно принять скорби, где взять силы их пережить и спастись?

Без терпения и вложения в руки Божьи нашей жизни мы ничего не достигнем. Терпением мы спасаем наши души. Профессор МДА Осипов А.И. указывает на то, что есть 4 ступени терпения: «Первая ступень: просто терпеть. Случилась неприятность, болезнь, скорбь – просто терпеть (не роптать, никого не винить). Вторая ступень: признать, что достойное по делам моим со мной происходит, а не потому, что кто-то мне желает плохого (винить только себя). Третья ступень: я не только сознаю, что это достойное по делам моим, а и благодарю тебя, Господи, что ты даешь мне возможность за эти свои дела, хоть немножко потерпеть (благодарить Бога за его участие в нашем спасении). Четвертая ступень: человек радуется и благодарит Бога за эти страдания (ощутить всю полноту любви Бога и всю его мудрость). Мы видим это в истории многих мучеников: когда они были рады сострадать вместе с Христом».

Фаддей Витовницкий, сербский старец, в конце своей жизни говорил: «Все святые отцы, которые прожили добрую, тихую жизнь, - все говорили, что совершенство христианской жизни в полном смирении. Значит, терпение - самая необходимая в жизни вещь. Все терпеть и все прощать!».

Так правда ли, что Бог дает столько, сколько можешь вынести?

На этот вопрос лучше ответить известной притчей для того, чтобы человек сам для себя решил, дает ли ему Бог столько, сколько может вынести или нет?

Однажды, стал человек роптать на судьбу. Не мог он вынести те скорби и страдания, которые были в его жизни. «Как же мне тяжело нести этот крест. За что, Господи?» – все не унимался человек. Неожиданно появляется Господь и предлагает: «Пошли со мной. Выберешь крест по своим силам». Человек с радостью пошел за Ним. Вот они заходят в помещение, где полно разных крестов – больших и средних; железных и деревянных. И вдруг человек видит в дальнем углу маленький деревянный крестик. Он подбегает к нему, берет в руки и с благоговением прижимает к своей груди, потом поворачивает к Господу и говорит: «Этот хочу!». «Бери, говорит Господь, – этот и был твой!»

Святые Отцы о терпении скорбей

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели».

Прп. Нил Синайский

«Ничто не может служить таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение».

Свт. Иоанн Златоуст

«Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средства отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него».

Прп. Исаак Сирин

«Переноси терпеливо удары, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление».

Авва Фалассий

«Терпение в жизни есть дар Божий, и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках».

Прп. Феодор Студит

«Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева».

Прп. Ефрем Сирин

«Не полагайте, будто от других вам наносятся скорби; нет, они извнутрь вас происходят; а люди суть токмо орудия, коими действует Бог в деле нашего спасения, к нашему очищению».

Преподобный Макарий Оптинский

«Отец Небесный всемогущ, всевидящ: Он видит твои скорби, и если бы находил, что нужно и полезно отвратить от тебя Чашу, то сделал бы это непременно».

Святитель Игнатий Брянчанинов.