Что такое нирвана кратко. Значение слова «нирвана

Нирвана... Значение слова стало синонимом расслабленного, блаженного состояния. Это термин, искаженная трактовка которого вошла в лексикон людей, страдающих наркотической зависимостью. Представление о ней как об эйфории на самом деле не соответствует истине. Понятие «нирвана» - одно из наиболее сложных в буддизме. Точное определение ему не смог дать даже знаменитый Будда Шакьямуни.

Каждый хотя бы однажды слышал выражение «уйти в нирвану». Что это обозначает? Обычно под этой фразой подразумевается какое-то невероятно приятное состояние, наполненное бесконечным блаженством, даже, можно сказать, пик удовольствия. Считается, что впадать в нирвану можно по любому поводу, например, от прослушивания любимой музыки, от принятия вкусной пищи, от близости с любимым человеком. На самом деле, такое мнение ошибочно. Так что такое нирвана и для чего это нужно? Попробуем разобраться.

Упоминания о нирване

Конечно же, о нирване говорил и сам Будда Шакьямуни (дословный перевод имени - «мудрец, пробужденный рода Шакья») - основатель буддизма, легендарный духовный учитель. Он упоминал о ней как о состоянии прекращения страданий, омрачений и привязанностей ума. Все дело в том, что Шакьямуни не охарактеризовал состояние нирваны ни разу как позитивное. Говорил он лишь о том, чем оно не является.

Советский известный религиовед, Торчинов Евгений Алексеевич, высказал определенное суждение относительно Будды и нирваны. Ученый сделал вывод, что мудрец в отношении нирваны хранил благородное молчание. Торчинов резюмировал: «Нирвана - это состояние, которое выходит принципиально за границы эмпирического знания и языка, который ее описывает».

Что такое нирвана в буддизме?

Нирвана, или ниббана, в буддизме считается высшим счастьем. Но в данном случае оно не должно трактоваться как радостное возбуждение, привычное для нас в земном существовании. Буддисты под абсолютным счастьем подразумевают отсутствие страданий, которые человек непрерывно испытывает в Сансаре. Этот термин обозначает круговорот жизни, ограниченный кармой.

В буддизме нирвана описывается как нечто неопределенное, противоположное Сансаре. Она же, в свою очередь, считается миром заблуждений, страстей, привязанностей и отсюда вытекающих страданий. Если очиститься от перечисленных факторов, то «просветленный» может в полной мере ощутить, что такое нирвана и стать освобожденным как от физического тела, так и от представлений, желаний и сознания в целом. В буддизме это состояние не считается абсолютом, единением с Богом, так как означало бы в таком случае продолжение страсти к жизни.

Покой или небытие?

Означает ли вышесказанное, что нирвана является состоянием полного небытия? Это не совсем так. Несмотря на то что исследователи и учителя буддизма по сей день спорят о правильности трактовки понятия "нирвана", все-таки большинство из них соглашаются с тем, что это не то состояние, которое означает полное исчезновение всего живого. В их понимании это всего лишь душевный покой, свобода от страстей, конфликтов и напряжения. Некоторые из учителей трактуют нирвану следующим образом - она не имеет самой жизни (желаний, мыслей, движения), которая подразумевается в Сансаре, но при этом присутствует ее потенциал, энергия. Это примерно так, как если бы в наличии были сухие дрова и спички, то имелся бы потенциал разжигания пламени, скрытая возможность огня.

Еще один вид нирваны в буддизме

Все, о чем говорилось выше, относится к нирване пребывания, или, как ее еще называют, великой. Те, кому удается достигать такого состояния, находятся в полнейшем покое.

Также в буддизме существует еще одна разновидность этого понятия - нирвана непребывания. Практики, с помощью которых ее достигают, отказываются от состояния полнейшего покоя для того, чтобы помочь индивидуумам, находящимся в Сансаре, и направлять прочих практикующих. Обычно таких людей с сознанием в стадии пробуждения называют не иначе как бодхисатвами. Что такое нирвана для них? Это умение порождать в собственной душе сострадание в невероятно большой степени и помогать каждому, кто обращается к ним за какой-либо помощью.

Бодхисатвы: отображение в культуре

Бодхисатвы упоминаются в молитвах и изображаются на разных видах танок (традиционных тибетских рисунках на ткани). Наиболее известный из всех существующих - сострадающий и видящий Авалокитешвара. Согласно легенде, в тот момент, когда этот бодхисатва смог достичь просветления, он увидел, насколько сильно испытывают страдания те, кто остался в Сансаре. Авалокитешвара был поражен таким зрелищем настолько, что его голова от боли разорвалась на одиннадцать частей. Но прочие просветленные смогли помочь ему. Они собрали и привели голову в первоначальное состояние. С того времени Авалокитешвара и начал учить других, как достичь нирваны. Таким образом он помогал им избавляться от мучительных страданий.

Достижение просветленного состояния

Может ли достичь нирваны каждое живое существо? Ответить на данный вопрос затруднительно. Если бы это было достижимо, то страдание исчезло бы как понятие вовсе. Будда говорил о том, что он не в состоянии избавить всех полностью от страданий с такой легкостью, как извлекают колючку из ноги. И не в его силах смыть с каждого дурную карму так просто, как смывается водой грязь. Он лишь предлагал освободить от страданий, указывая правильный путь. Предположительно такой путь для каждого очень долог и может длиться, претерпевая сотни и даже тысячи перерождений до тех пор, пока человек не очистит свою карму и не освободит свой разум от мучающих его омрачений полностью. Однако, по мнению учителей буддизма, любое живое существо имеет природу Будды, а следовательно, и возможность достижения просветления.

Чем не является нирвана и мнение эзотериков

Большинство эзотериков знают, что такое нирвана, и каким-то образом понимают значение этого понятия. Принято считать, что это цель большинства буддистов. Но некоторые из молодых эзотериков не относят нирвану к буддизму и называют этим термином какие-то состояния из нынешней жизни. Тем самым они вводят в заблуждение многих людей. Поэтому следует отметить, что такое нирвана, и чем она не является на самом деле.

  1. Это место существования для некоторых представителей человечества после смерти. Такого мнения придерживается малое количество людей, достигших освобождения, то есть состояния, которое не совсем корректно называют просветлением, и решивших самостоятельно покинуть Сансару.
  2. Нирвана - что значит это понятие? Оно является исключительно буддистским термином. За пределами этой культуры нирвана смысла не имеет. Это не транс, не состояние счастья или блаженства. По самой сути, нирвана не может быть доступна живым людям.

Сомнительные мнения о нирване

Многие скептики утверждают, что все, что мы слышим и знаем о нирване, помимо вышесказанного, является фантазиями и домыслами. Буддизм утверждает о том, что вся жизнь человека и его состояние после смерти, все перерождения являются Великим Колесом Сансары. Даже бодхисатвы находятся в нем. То есть если человек жив, то он в Сансаре - без вариантов. Те, кто ушли из нее, уже не возвращаются, - этот постулат является основополагающей концепцией в буддизме. По этой причине любой живой человек не имеет в принципе достоверной информации о нирване и ничего не может о ней знать. Так как это понятие абсолютно эфемерное, то и ни одного доказательства ее существования нет. Таким образом, можно сделать заключение, что наши знания о нирване проверить невозможно.

Что же является правдой о нирване?

Нирвана является абстрактным, умозрительным антитезисом для Сансары, которая известна и даже может быть исследована. Эти два понятия все-таки не считаются антонимами. Если живущие постоянно в Сансаре страдают время от времени, то в нирване - никто и никогда. Возможно, так и есть, но это ничем не доказано, это всего лишь предположение.

Считается, что Будда говорил о том, что нирвана - это мир без страданий, состояние полной гармонии и тому подобное. А может, такое заключение и не звучало? В сводах его высказываний (сутрах) присутствуют слова «я слышал, что». Цель здесь прослеживается одна - не сделать данные афоризмы непреложной истинной, которая не оспаривается (догматами). Человеку дается возможность усомниться в точности высказываний, ведь рассказчик мог неправильно понять или что-то забыть из услышанного.

Поиск ответов

Такой подход Будды к сутрам предположительно мог склонять буддистов к самостоятельному поиску ответа на вопрос: «нирвана - что это?», на рациональное, скептическое восприятие идей в буддизме. Впоследствии их можно проверять неоднократно. Но ведь такой подход неприемлем для нирваны - человек не в состоянии проникнуть за пределы возможного понимания и разглядеть, что там происходит. Приходится либо фантазировать, либо завершить полностью это бесполезное занятие.

Если разобраться, то для буддиста нирвана - это своеобразный фильтр, препятствие. Те, кто желает в нее попасть, не могут этого сделать, так как факт стремления к ней является сутью проявления неуспокоенных желаний и ума. В таком случае человек находится в Сансаре, но никак не в нирване. Вход в нее для него закрыт. Таким же образом желание вырваться из Сансары является признаком смятения и затворяет врата в нирвану.

Можно ли вступить в контакт с обитателями нирваны?

Как вариант, можно было бы (теоретически) воспользоваться услугами какого-либо медиума и попробовать пообщаться с кем-нибудь, находящимся в нирване. Но ее обитатели, по сути, не должны иметь даже желания, а тем более какой-то причины отвечать на вопросы, даже если их будет задавать бодхисатва. Их желания и ум уже давно должны быть в успокоении. Даже если бы и получилось попасть в нирвану, то задать вопрос находящимся в ней - проблематичная задача. Существует закон резонанса - чтобы дотянуться к ним, необходимо полностью успокоить свои желания и ум. Соответственно, подавляется и поползновение задать вопрос. В общем, это невозможно.

И все-таки, большинство буддистов стремятся узнать, как достичь нирваны. Это является целью их практик. Понятно, что нирвана несравнима ни с чем и не имеет общих черт с раем, присущим религии христиан, или другим видом поощрительного существования после смерти. Это не является составляющими Сансары.

Нирвана - цель или неизбежность?

Из всей буддистской теории о нирване можно сделать вывод, что после того как человек выходит из Сансары, ему просто некуда деваться. Поэтому после освобождения из Великого Колеса дорога одна - в нирвану. Поэтому смысла хотеть в нее попасть как такового нет. Ведь рано или поздно в нирване должен оказаться каждый. И это несмотря на то, что некоторым понадобится довольно много времени, чтобы получить возможность покинуть Сансару.

Также не имеет смысла и желание понять, что представляет собой нирвана. Ведь можно будет все прочувствовать, когда уже попадешь в нее. А стремление узнать о ней как можно больше является проявлением смятения и препятствует пришествию просветления.

Осознанный отказ от нирваны

Отказываются от нее по своей воле люди - бодхисатвы. Они достигают освобождения, но все-таки предпочитают остаться в колесе Сансары. Но при этом бодхисатв может поменять свое решение и уйти в нирвану. Например, Шакьямуни при жизни был бодхисатвой. А уже после того как умер, он стал Буддой и переместился в нирвану.

В большинстве своем идеей такого отказа является желание помочь каждому живому существу достигать освобождения. Но некоторым такое объяснение кажется сомнительным. Вопрос при этом возникает один - если бодхисатв не был еще в нирване (так как он жив, и ему она недоступна), как он может знать, что там происходит?

Нирвана в музыке

Для некоторых термин «нирвана» обозначает состояние приподнятое, сродни озарению. Есть и такие люди, которые считают ее местом окончательного успокоения. Но миллионы поклонников музыки понимают под этим словом лишь название знаменитого коллектива. Группа «Нирвана» перевернула полностью представление о статусе звезд рока 90-х годов 20-го века. Она была одной из представителей-уникумов андеграунда на сцене. «Нирвана» также нашла своих поклонников среди панков, мошеров, трешевиков, любителей альтернативной рок-музыки и традиционного мейнстрима. Именно название было одной из проблем при создании группы. После того как было предложено множество вариантов, лидер коллектива Курт Кобейн остановился на «Нирване» как на чем-то добром, в отличие от привычных роковых, злых лейблов.

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда , ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А. , Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

Нирвана - это беспорно конечная цель человеческого существования. Нир - это отрицание, вана означает соединение или жажду и является силой, которая обеспечивает наш переход из одной жизни в другую. Следовательно, Нирвана - это существование, свободное от уз цикла жизни и смерти вследствие затухания желания.

Существует три пути в Нирвану:

  1. Самма-Самбудда: путь Всемирного Учителя.
  2. Самостоятельное развитие в себе Совершенств (парамит) Бодхисаттвы, устремлённого к развитию потенциала для достижения Просветления без помощи других, на благо всех существ. В одно и то же время не бывает более одного Самма-Самбудды.
  3. Пратьека-Будда: путь безмолвного Будды.

Нирвана должна быть достигнута в течение жизни, это не состояние, достигаемое после смерти. Нирвана, которая совершенна, радостна и благословенна, имеет два аспекта:

  1. Просветлённое состояние в этой жизни, когда процессы, формирующие наше существование ещё присутствуют.
  2. Нирвана после смерти (Махапаринирвана), где утрачены узы пяти групп привязанности.

Нирвана не является отсутствием всего, лишь потому что мы не способны к её восприятию. Существует хорошая история, иллюстрирующая это. Жила-была черепаха, дружившая с рыбами, и вот после её возвращения с земли подружка рыба спросила, где она была. Когда та ответила, что была на земле, рыба захотела узнать, что такое земля, но так и не могла понять, как что-то может быть твёрдым, на чём можно стоять, потому что она никогда не знала ничего, кроме окружавшей её воды.

Кто достигает Просветления и Нирваны?

Нет такой вещи, как "я" или душа, достигающая просветления. Гораздо важнее избавиться от иллюзии "я", чем освободиться от страданий. Узы цикла рождения и смерти - это огонь, перепрыгивающий с одного фитиля на следующий. Просветление подобно угасанию огня. Огонь был здесь, но где он сейчас, мы не можем сказать.

Анна Любимова

Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения , а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.

Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.

Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?

По верованию Будды, невзирая на мучения, что пронизывают каждый этап существования в Сансаре, существует состояние без мучений, и его возможно достичь. Им выступает состояние транса или нирвана. Вхождение в данное состояния в учении Будды обозначают термином амата, то есть достижение души, что разрушает цепь кармического существования.

Что такое нирвана? По определению – это состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины

В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.

Что такое нирвана?

Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

Всем знакома фраза «впасть в нирвану» . Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье , но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны

В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре . Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это , где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания . Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние

Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.

Типы нирваны

Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:

  • непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
  • разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
  • она не поддается какому-либо определению;
  • в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.

Существуют разные типы нирваны по различным учениям

Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:

  1. ментальная . Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
  2. жизненная . Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
  3. вечная . Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.

В тхераваде есть 2 вида нирваны:

  • «с остатком ». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
  • «без остатка ». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.

Как впасть в нирвану?

Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.

Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.

Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира

Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:

  1. Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление. Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь. По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
  2. Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
  3. Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
  4. Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
  5. Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.

Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания

Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.

29 марта 2014

Людям свойственно к чему-то стремиться. О чем-то мечтать, предпринимать какие-то шаги к достижению тех или иных целей. Есть понимание того, что для человека хорошо, а что плохо, и когда возникают расхождения между желаниями и действительностью, человек испытывает разочарование, боль, страх и другие негативные чувства.

Многие люди полагают, что будут счастливы, если получат все, что им необходимо. Хорошую работу, много денег, здоровье, семью и т.д. и т.п. – этот список можно продолжать долго. Но на практике такое счастье является обусловленным, ненастоящим. Радость от получения желаемого быстро проходит, возникают новые желания. В итоге вся жизнь проходит в погоне за теми или иными достижениями.

Состояние нирваны исключает саму потребность в чем-либо. Оно напрямую связано с угасанием человеческого «я», той самой личности, которая имеет имя и фамилию, профессию, взгляды и убеждения, желания и привязанности. Но что останется от человека, если личность исчезнет?

Сознание и осознание

Сознание обычно определяют как способность сознавать – то есть понимать происходящее, свое состояние и место в мире. Мыслительная способность человека напрямую связана с сознанием. Но что происходит, когда мыслительный процесс останавливается?

В такие моменты человек просто смотрит на мир. Все видит, слышит, воспринимает, но не анализирует. Осознавать – значит присутствовать, быть, находиться в текущем моменте. Есть только то, что существует в данный момент, ничего другого нет – ни прошлого, ни будущего. Нет мыслей, а значит, нет и переживаний, надежд и стремлений.

Именно в такие моменты человек начинает осознавать свое разделение на две части – на «я» как личность и «Я» как осознание, как Того, Кто Наблюдает. Попробуйте понаблюдать за своими мыслями – и вы поймете, что это возможно, что есть тот, кто думает – «я», эго, и истинное вечное «Я» человека – его суть, дух, монада, смотрящее на мыслительный процесс со стороны.

Достижение нирваны

Состояние нирваны напрямую связано с потерей человеческого «я», эго, личности. Исчезает тот, кто стремился, боялся, мечтал, желал и т.д. и т.п. Лично вы никогда не сможете достичь нирваны, потому что на этом пути вы умираете как личность, как эго. Именно эго стремится достичь нирваны, не понимая, что на этом пути его ждет смерть. Но в момент этой смерти человек рождается заново как существо более высокого порядка. Теперь он – само осознание, само бытие. Жалкая человеческая личность, порождение ума, исчезла. Этот процесс известен как просветление, он и приводит к нирване как к состоянию свободы от страстей и желаний.

Как достичь нирваны на практике? Прежде всего, необходимо осознать всю условность и ограниченность человеческих мнений, знаний, рассуждений. Очистить сознание от всего лишнего, отбросить все, что не является ценным, без чего можно обойтись. Это очень сложная и долгая работа, так как эго судорожно цепляется за жизнь. Чтобы жить, оно должно кем-то быть – иметь имя и фамилию, профессию, социальный статус, что-то собой представлять в этом мире. По мере того, как все это нагромождение ментальных построений начинает осыпаться, слабеет и эго.

В какой-то момент человек осознает, что он больше не стремится к нирване и вообще к чему бы то ни было. Все, что ему остается, это быть – пребывать в текущем моменте без надежд и стремлений. Именно в этом состоянии однажды и приходит тот краткий миг, когда эго умирает. Наступает просветление, человек рождается заново.

Состояние просветления очень приятно – это самое приятное из того, что вообще можно испытать. При этом человек не становится существом, которое просто сидит с блаженной улыбкой и ничего не хочет делать. От прежней личности у него остается память, какие-то прежние интересы и стремления. Но они уже не имеют над человеком силы – если он и работает над достижением чего бы то ни было, то исключительно по привычке, ради самого процесса. Одно дело не лучше другого, человек просто чем-то занимается, получая удовольствие от любого занятия. При этом в его сознании царит абсолютный покой.