Где располагался гальюн на парусном корабле. Как был устроен туалет на паруснике

ГАЛЬЮН

ГАЛЬЮН

(Head gallery, seamens head) - 1. Ватерклозет на корабле. 2. На парусных кораблях Г. назывался носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта судна устраивались отхожие места и места для сбрасывания всяких нечистот. 3. Тип средневекового испанского и португальского военного судна, у которого в носу имелась длинная, выступавшая вперед надстройка.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Гальюн

1) уборная на корабле.

2) Свес в носу парусного корабля для установки носового украшения.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Гальюн

1) Тип средневекового испанского и португальского военного корабля, у которого в носу имелась длинная, выступающая вперед надстройка.

2) На парусных судах носовой свес, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по оба борта находились отхожие места для нижних чинов.

3) Ватерклозет на корабле.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЬЮН" в других словарях:

    На носу корабля «Ваза» (XVII век). Два сиденья расположены по обе стороны бушприта В Викисловаре есть статья … Википедия

    - (голланд. galioen). 1) передняя надводная часть корабля. 2) отхожее место для команды на военных судах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛЬЮН гол. galoen. Передняя надводная часть корабля.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Ватерклозет, уборная, туалет, клозет, судно, нужник, пердонарий, сортир Словарь русских синонимов. гальюн сущ. уборная туалет отхожее место нужник сортир клозет ватерклозет … Словарь синонимов

    ГАЛЬЮН, гальюна, муж. (голланд. galjoen) (мор.). Отхожее место, уборная для матросов в носовой части корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж. самый нос мореходного судна, передняя часть надводной оконечности его; наружная, выдавшаяся наделка к корпусу, под бушпритом, где бывают отхожие места; на Волге они на корме, и зовутся гальюном; по морскому это шпульцы. Гальюнный, к гальюну… … Толковый словарь Даля

    ГАЛЬЮН - туалет. Моряк, привыкший к тому, что на судне нет раздельных гальюнов, по ошибке зашел в женский туалет ресторана. Только расстегнул брюки и извлек антон, как в гальюн вбегает женщина. А а а а! закричала она. Не бойтесь, мадам, я его держу … Большой полутолковый словарь одесского языка

    гальюн - Туалет, сортир, толчок. Сегодня будешь гальюн драить (Сегодня будешь туалет мыть). Тюремный сленг … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    ГАЛЬЮН - свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по бортам устраивались отхожие места для экипажа. В настоящее время Гальюн это туалеты на судах и кораблях, независимо от их расположения … Морской энциклопедический справочник

    Уборная в носовой части судна, впервые в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 80. Заимств. из голл. galjoen или нем. Gallion передняя часть, нос корабля; см. Хайзе; Смирнов, там же; Маценауэр 164 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Т ема довольно избитая, но постараюсь влить в неё свежую струю:))) Довольно гадкое на мой вкус слово "гальюн" происходит от голландского galjoen , означающего свес на носу корабля, к которому крепилось носовое украшение, иначе называвшееся "гальюнная фигура". Чего только они не изображали, но мы остановимся на заглавном фото. Это гальюнная фигура на носу знаменитого чайного клипера "Катти Сарк", что в переводе с шотландского означает "короткая рубашка". А что за клок длинных волос держит она в руке?

Герой поэмы Роберта Бёрнса пьяный фермер Том по дури своей попадает на шабаш нечистой силы. Там ему понравилась молодая ведьма Нэнни в коротенькой рубашке и он вопит: "Ах ты, короткая рубашка!", чем привлекает к себе внимание. Спасаясь, скачет на старой кобыле Мэг к мосту, зная, что текучую воду сатанинское отродье пересечь не может. В последний момент шустрая ведьма в короткой рубашке хватает лошадь за хвост, но та из последних сил рвётся вперёд, спасая себя и хозяина, и оставляет часть хвоста в руках у ведьмы.

Только вот рубашка на корабельной фигуре на мой вкус совсем не короткая, а жаль.
При чём же здесь отхожие места? А вот вид сверху, пусть и на другом судне:

Вот тут оно всё и делалось в те короба без дна по бокам бушприта. Ветер на парусниках всё же дует чаще с кормовых углов, так что и душок улетал вперёд.

А это современное арабское моторное судно. Вон на корме слева висит над водой то самое место уединения.

При свежей погоде думаю, там довольно весело. Но не более, чем в гальюне в ограждении рубки подводной лодки типа "С". Довелось там побывать, да. К сожалению, в интернете полно снимков отхожих мест в третьем и пятом отсеках этой лодки с леденящими душу описаниями опасностей их использования, а наружного так и не нашёл. Наружный же гальюн в закутке ограждения рубки справа, есть просто нечто вроде "чаши Генуя", а проще - две площадки для ступней и отверстие между ними, являющееся трубой, выходящей в море. Никакого смыва там нет, волны сами всё смоют. Коварство в том, что лодка качается на волне вверх-вниз и из этой трубы может ударить столб воды.

Наткнулся на рассказы о том, что при сильной качке бегали туда вообще голышом, ибо всё равно будешь мокрым с ног до головы, а потом, вернувшись в прочный корпус, обтирались и надевали одежду. Мне это кажется преувеличением, да и знающие люди на форумах опровергают,- в конце концов, в надводном положении при работе дизелей, в пятый отсек идёт такой поток воздуха, что никакой запах не задержится, а мотористы не звери же:)

Что до личного опыта в Баренцевом море, то да, уйти из надводного гальюна с мокрой задницей - вполне реальная вещь, тут нужна бдительность и крепкие руки, чтобы быстро подтянуться, когда вода попрёт вверх. Ну, и хороший брюшной пресс, дабы не затягивать процедуру:) Птички в этом отношении молодцы.

Сейчас на судах гальюны выглядят как обычные сухопутные туалеты, но всё остальное не так просто. Существует Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, МАРПОЛ, где всё дотошно расписано. Нельзя сливать сточные воды во многих районах мирового океана, на судне оборудуются специальные сборные танки, используются установки для очистки и измельчения отходов, переработки их специальными бактериями. Там, где сбрасывать после обработки разрешено - это тоже оговаривается определённой скоростью судна и количеством сброса в единицу времени. Если сбрасывать нет возможности, всё сдаётся на сборщики в портах. Ведение специальных журналов, проверки портовыми властями, пломбирование арматуры, - это кому-то просто почитать газетку, сидя на унитазе, а кому-то масса забот и грозящих неприятностей за возможные нарушения Конвенции.

И когда уже люди перейдут на питание какими-нибудь таблетками - сколько проблем исчезнет навсегда:)

P.S. Тут мне в комментариях о торпедных катерах напомнили. Известно, что во время войны те, кто находился наверху, были одеты в меховые комбинезоны. В холодный период катеришко заливало волной, а благодаря его скорости люди продувались потоком ледяного ветра. И как-то на встрече с ветеранами спросили одного из Героев-катерников - а как вот это самое вы в море делали? ведь помногу часов приходилось носиться под постоянной угрозой нападение авиации. "Не снимая комбинезона" - отвечал он. "И техничеси снять его было очень трудно, а хоть бы и снял - и что дальше? К тому же всё равно были мокрыми насквозь".

Лично я застал ещё время, когда в море на корме торпедного катера, держась за леера руками, могли сидеть, свесив задницы над водой рядышком комбриг и матросик. На катерах всё весьма демократично:)

В погоне за романтикой, современные люди забывают о простых, но совершенно неотвратимых человеческих потребностях, которые имелись у людей прошлого, как и у нас. Множество людей склонно идеализировать старину, вычеркивая из внимания неприглядные стороны людского быта минувших эпох.

Часто вы могли замечать и любоваться носовыми фигурами парусных кораблей. Многие из них - настоящие произведения столярного искусства. Прекрасный парусник, с белоснежными парусами, гордо идущий по волнам бескрайнего океана! Солнце, чайки и бездонное лазоревое небо во всю ширь горизонта! Дух захватывает от красивого образа и фантазий навеваемых представлениями из детства.




Однако немногие знают, что кроме названия "носовые", использовалось более прозаичное - "гальюнные". И вот почему.

Итак, перво-наперво надо разобраться - куда ходили матросы и пассажиры старинных парусников,отправлять свои естественные надобности? Где располагались отхожие места для команды, пассажиров и офицеров? "Почему именно с этого начинать?" - спросите вы, а я отвечу - "Потому, что об этом никто и никогда не спрашивает, а между тем вопросы у некоторых возникают". И поэтому отвечаем:


Носовая часть парусного судна с деревянной обрешеткой

Гальюны (туалеты) на парусных кораблях XVI - XVIII вв располагались в носовой части (для экипажа и пассажиров), и на корме (для офицеров корабля). Носовая часть парусника, которую мы обычно видим в своих фантазиях и мечтах - это ничто иное, как корабельный гальюн, обильно украшенный резными статуями и деревянными вензелями. Гальюн - свес в носовой части парусного судна. Именно так!


Шведский военный корабль "Vasa", поднятый со дна моря. Обратите внимание на деревянные короба и решетчатый настил. Это - унитазы и решетчатый писсуар для моряков


Модель четко передает назначение носовой части парусника.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря - это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос - должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, - следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.


В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы - круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

Игра «Поле чудес» за 9 июня 2018 года уже прошла в восточных регионах страны, поэтому на многочисленных сайтах в интернете уже можно найти все ответы на вопросы, прозвучавшие в игре.

8 июня у нас Всемирный день океанов. Поговорим о том, что происходило на этом великом водяном пространстве, всякие забавные истории, которые мало кто знает.

Что в старину скрывалось за женской фигурой на носу корабля?

Гальюн (нидерл. galjoen - нос корабля) - первоначально свес в носу парусного судна для установки носового украшения судна.

Традиционно на этом же свесе (между княвдигетом и бортами корабля) устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. Различают гальюн морской и гальюн штормовой морской. Последний отличается наличием сетки и сиденья.

В военно-морском флоте СССР и РФ термином «гальюн» обозначают любое специально предназначенное для оправления естественных надобностей место, как на корабле, так и на суше (а в морской авиации - и бортовой туалет в самолёте).

В Российском Императорском флоте обычно применялось словосочетание «носовая фигура» (вероятно, оно происходит от английского figurehead), хотя в документах петровской эпохи также использовался термин «болван». Иногда носовые фигуры именуют гальюнными – это перевод немецкого слова galionsfigur.

Название вполне логичное, так как первоначально слово «гальюн» обозначало площадку под бушпритом в носу судна, то есть как раз там, где и устанавливалась скульптура. Изредка можно встретить термины «ростральная», «ростровая» или «ростерная» фигура (от латинского слова rosеrum – таран) и «кариатида» (так носовую фигуру называли древние греки). А в итальянском языке она именуется polena, что можно перевести как «подставное лицо».

Правильный ответ: Гальюн .

Жизнь на парусном судне начала XVIII века вовсе не была простой. Ежедневно моряка поджидали опасности: люди срывались со скользких рей, ветер сбрасывал моряков с качающихся вант (веревочных лестниц), команде угрожали болезни, смерть от жажды и голода. Даже такая простая вещь как посещение отхожего места была связана с риском для жизни!

На флоте туалет называется гальюном. Это название пошло от небольшого открытого участка в носовой части верхней палубы корабля, откуда начинается бушприт – передняя наклоненная под углом 30–40о деревянная балка, служившая для установки отдельных элементов парусного вооружения. На этой же площадке вдоль бортов слева и справа находились матросские туалеты.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.

Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

Текст: Леонид Страхов