Грузинская православная церковь отличия от русской. Грузия православная

Нужно отметить, что грузины, как и мы (имеются в виду не татары, а русские) - православный народ. Именно этот факт после захвата турками древней Византии - привело к тому, что православные народы и царства искали помощи и защиты у Российской империи.

И чем больше турки и персы резали и угоняли в рабство христиан, тем более, Грузия и Армения тяготели к России.

Мало того, известный геноцид армян произошёл в 1915-1918гг. - а это совсем недавно по историческим меркам, а ведь мало кто знает, что кроме армян в Турецкой империи убивали и изгоняли греков, грузин, ассирийцев, курдов и другие христианские и не христианские народы.

В настоящее время, когда разгорается вокруг наших стран пояс нестабильности, вспыхивают цветные и коричневые революции - фактор агрессивного ислама может вернуть Закавказье на 500 лет назад, и тогда всё вернется на круги своя!

Троицкий монастырь у подножья Казбека

Грузинская православная церковь — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов.

Одна из древнейших христианских церквей в мире.

Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».


Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса).

В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью.

(напомним, что Халкидонский собор признал догмат о единстве божественного и человеческого начала в Христе!)

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Гелатский монастырь Церкви и храмы Грузии

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская.

21 июня 1811 года Святейший Синод снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II (Теймураза Багратиони; 1762-21 декабря 1827 года).

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам Эристави (князь Эристов) (30 августа 1814 — 14 мая 1817; 20 марта 1825 года назначен управляющим Даниловым монастырём; † 18 декабря 1830). К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат.

Впоследствии экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как-то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

монастырь Джавари Церкви и храмы Грузии

История грузинской храмовой архитектуры

История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1536 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм особенно не прижился.

Из сохранившихся храмов самый ранний был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить.

Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси.

Христианские храмы в Грузии стоились двух типов - базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Купольное здание чуть более сложно по конструкции. Есть гибриды: например, храм Рождества в монастыре Шио-Мгвиме был построен как купольный, потом купол разрушился и храм достроили как базилику. Успенский собор в Хобском монастыре - редкий случай крестового храма: здесь нет купола, но все же он не базилика.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ ХРАМ В ТБИЛИСИ

Цминда Самеба - собор Святой Троицы - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, построенный к 2000-летию рождества Христова на холме св. Ильи в самом центре Тбилиси. Собор Цминда Самеба является третьим по высоте православным храмом в мире.

Мифы и факты

Идея строительства нового собора возникла в 1989 году, когда патриархия Тбилиси объявила архитектурный конкурс "Собор Святой Троицы". Из сотни представленных проектов была выбрана работа архитектора Арчила Миндиашвили.

План Свято-Троицкого комплекса включал церковь, часовню, монастырь, семинарию, академию, гостиницу и другие вспомогательные здания. Власти Тбилиси выделили 11 га земли на холме св. Ильи. Но из-за беспорядков в стране строительство грандиозного храма было отложено.

В 1995 году, наконец, был заложен первый краеугольный камень. По древней традиции, в основание фундамента поместили предметы, привезенные из святых мест: камни с горы Сион и реки Иордан, землю из Иерусалима и могилы Св. Георгия, и др. Священники Тбилиси возложили золотые монеты, а патриарх и президент Грузии - памятные плиты со своими именами.

Тбилисская Цминда Самеба стала символом новых достижений Грузии и консолидации нации. Средства на строительство собирали всем миром: кто пожертвованиями, кто помощью в строительстве, многие предприятия предоставляли строительные материалы и необходимое оборудование.

За несколько лет над старым Тбилиси вырос золотой купол огромного собора высотой более 100 м (без надкупольного креста 98 м и крест 7,5 м), общей площадью более 5000 кв.м и вместимостью 15 тысяч прихожан. Освящение собора состоялось в 2004 году, ровно через 9 лет после закладки в день Святого Георгия патриархом Грузии Илией II.

Ананури Церкви и храмы Грузии

ХРАМЫ И ЦЕРКВИ ГРУЗИИ

Грузия - страна каменного зодчества. С такой историей, если бы в Грузии строили из дерева, следы пепелищ давно и безвозвратно заросли бы и затерялись.

Грузии не было нужды возводить пирамиды - природа сделала это за нее. Человеку осталось увенчать природную пирамиду. И, думаю, не будет большим преувеличением с моей стороны сказать, что в Грузии практически на каждом мало-мальски высоком холме можно увидеть или крепость или храм.

Немного лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись будто две сестры

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

М.Ю. Лермонтов

На самом деле не немного лет, а без малого 16 столетий... был и есть храм, один из древнейших и красивейших на Кавказе. А вот Кура и Арагви там действительно сливаются, журчат неутомимо и ласково, как описал поэт.

Иногда даже границу между глинистыми водами Куры и зеленоватыми водами Арагви видно невооруженным глазом, как на фото.

Арагви и Кура Церкви и храмы Грузии

Потрясающее, невероятное место. Место, откуда открывается космос. В последние годы в Джвари практически непрерывно присутствуют группы туристов, что, конечно, отвлекает и портит впечатление, поэтому позволю себе дать два совета - поднимайтесь к храму рано утром, пока людей еще не много, и поднимайтесь обязательно пешком. Поверьте, оно того стоит.

Манглиси Церкви и храмы Грузии

Что за бесценный завет

был нам оставлен веками!

И безграничен свет,

и гармоничен камень.

Г. Табидзе

Один из красивейших храмов Грузии (хотя, на мой взгляд, они все прекрасны), - Манглиси (храм Успения Пресвятой Богородицы).

Баракони

Грузинские храмы поражают своей идеальной вписанностью в окружающую природу, гармонией с ней. Они не подавляют величием, подобно готическим соборам Европы, не сверкают богатством красок и позолотой куполов Востока. Их простота многомерна и гениальна, она дарит ни с чем несравнимое ощущение единения человека и природы с Создателем всего сущего.

Кацхис свети

Средневековые грузинские зодчие творили, приспосабливаясь к рельефу, вливаясь в него, каким бы разнообразным и удивительным он ни был.

Небольшая церковь Максима Исповедника была сооружена в IX веке на природном скальном острове, известном как Кацхис свети.

Ванис Квавеби Церкви и храмы Грузии

Часовня в расщелине скалы (Ванис Квавеби, VIII в.).

Монастырский комплекс Давид Гареджа.

Кладка пытает взгляд,

словно скрывает клад.

Скальное кружево

кем отутюжено?

Музыку кто ваял?

Тот, кто обломки скал

переколдовывал

в церковь...

Г. Табидзе

Кажущаяся простота и бедность убранства при приближении оборачиваются такой вот музыкой в камне. Завоеватели приходили и уходили, унося с собой золото и серебро, бесценные иконы и реликвии. Камень остался. Остался зачастую единственным зримым подтверждением былой славы и величия.

Никорцминда

Кто расписал тебя,

с кисти питал, любя,

выпестовал, корпя,

Церковь Никорцминда?

Г. Табидзе

Собственно, все стихи Галактиона, процитированные выше и ниже по тексту, взяты из похвалы именно ей - церкви Никорцминда (Святого Николая, построена в 1010-1014 гг.). Росписи, в отличие от каменных узоров, гораздо более хрупки и многое безвозвратно утеряно или безнадежно испорчено. Фрески горели в пламени пожарищ, их закрашивали, "украшали" надписями типа "здесь был Вася". То немногое, что сохранилось в Бетании, Бодбе, Бугеули, Вардзии, Гелати, Кинцвиси, Никорцминде заставляет поражаться равно силе человеческого гения и его же, человека, варварской агрессивности.

Кватахеви купол Церкви и храмы Грузии

Ровно двенадцать лампад

смотрят в двенадцать окон.

Что за огни горят

в доме твоем высоком?

Г. Табидзе

Некоторые храмы снабжены солнечными часами. Маленькими, незаметными, но дающими понять, что помимо гармонии с рельефом и пространственной ориентации сооружений их создатели предусмотрели и многое другое.

Шио-Мгвиме Церкви и храмы Грузии

Мастер был смел и строг:

огонь сей - в душе стерёг,

душу - меж стен сберёг

церкви Никорцминда.

Г. Табидзе

Иногда в строительство вкладывали не только душу. Но об этом позже...

Светицховели Церкви и храмы Грузии

Храм твой громокрылат,

Своды его непреклонны,

Годы его хранят,

Гулко поют колонны.

Г. Табидзе

В лоне Светицховели начинается одиннадцатый по счету век...

Всегда прекрасен этот храм. Утром, освещаемый солнцем, он отливает цветом ящерицы; к закату весь омыт золотом; а в сумерки, когда на него глядит звездный свод, контуры его, полные суровой гармонии, как бы рассекают небо.

Неизвестный мастер высек на стене изображение правой руки человека, держащей наугольник. Подпись под ней гласит: "Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов".

Около этой надписи высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши.

Вон тот безусый и есть Константин Арсакидзе, строитель Светицховели. Покажу тебе изображение еще одного человека...

Он принес древнюю грузинскую монету. На ней был изображен всадник с ястребом на правом плече. Надпись на обороте монеты, сделанная заглавными буквами, гласила: "Царь царей Георгий - меч Мессии".

Вот и все...

К. Гамсахурдиа

Взгляните направо! - очнулся экскурсовод. - Перед нами - Светицховели!... Зодчему, который построил этот собор, по приказу царя отсекли десницу...

Это почему же? - спросил Нестор.

Интрига... Кто-то донес на него...

Никак присвоил стройматериалы? - сказал водитель.

Н. Думбадзе

Во всем мире существуют легенды о зодчих, которых покарали вместо того, чтобы наградить за создание шедевра. Дедал, запертый в созданном им лабиринте, ослепленные создатели храма Василия Блаженного, отсеченная рука Константине Арсакидзе - явления (или мифы) одного порядка, несущие древний, сакральный смысл - создание шедевра творец должен выстрадать, уравновесить свой дар великой жертвой и великим страданием.

Хотя, для заказчиков, наверное, смысл был куда более прозаическим, и заключался в том, чтобы не платить строителям за выполненную работу.

Марткопи Церкви и храмы Грузии

Крыльев бы, крыльев нам,

Силы - живым крылам,

Правь же пространством, храм,

Г. Табидзе

Монастырь Марткопи, одиноко стоящий на вершине, среди лесов. Само название "Марткопи" означает "уединенный".

Моцамета

Собрат Марткопи по уединенному расположению и архитектуре - монастырь Моцамета (Мучеников Давида и Константина). Один (Марткопи) расположен в Восточной Грузии, другой (Моцамета) - в Западной.

Алаверди

Выше бы! - к облаку,

к высшему ко благу

рвёшься крыльями

синими, сильными.

Г. Табидзе

Кафедральный собор Святого Георгия или в просторечии Алаверди, построенный в начале XI века, - самая грандиозная стройка средневековой Грузии. Собор виден практически со всех концов Алазанской долины, посреди которой стоит, его высота, рекордная для всей грузинской расположенной в сейсмоопасном регионе архитектуры - 50 метров. Слово "Алаверди" - тюрко-арабского происхождения и переводится как "дарованный Богом". Вокруг храма, за исключением крепостной стены - одни развалины: останки дворца, трапезной, колокольни, гарнизонной казармы и даже общественной бани.

В Грузии два главных храмовых праздника - Светицховлоба (14 октября) и Алавердоба (28 сентября). Алавердоба - храмовый праздник Алаверди - отмечается с VI века. С точки зрения церковной традиции праздник посвящен основателю Алаверди Иосифу, одному из 13 сирийских отцов, заложивших традиции монашества в Грузии. С точки зрения истории и крестьян, которые испокон веков в этот день приносили в храм плоды нового урожая, проводили скачки и устраивали жертвоприношения - это, скорее, древний языческий праздник урожая, совмещенный с церковной историей и в таком виде продолживший существование уже в христианскую эру.

Гергети Самеба

Пусть шествуют века

и поколенья мимо

сокрытого от глаз

приюта моего.

И. Абашидзе

Если Алаверди - самый высокий храм Грузии, то Церковь Святой Троицы (Самеба) в Гергети - самый высокогорный. Церковь возведена на высоте 2170 метров предположительно в XIV веке. Фоном для храма служит почти всегда покрытая снегом и льдом гора Мкинварцвери (в России более известная как Казбек).

В исторических хрониках Гергетскую Троицу иногда называют "хранилищем Мцхетского сокровища" - во времена набегов и войн, сюда по крутым горным тропам поднимали, дабы охранить от захватчиков, главную грузинскую святыню - Крест Святой Нино.

В одной из пещер высоко в горах был найден клад с церковными рукописями - кто-то из монахов поднял и спрятал его там. Горы всегда были для народа Грузии домом, защитой, убежищем, родными стенами.

Но и они не всегда спасали...

Кватахеви

Дикие леса карабкались по ступеням гор. Отвесные скалы обрывали настойчивые набеги врагов, и, соблазненный этой охраной, царь Давид Строитель воздвиг над крутизной Кватахевский монастырь.

Сменялись цари, убегали века...

Но однажды налетела желтая буря... И молили колокола о помощи, но лежала разбитая Грузия под голубыми сапогами беспощадного Тимурленга... напрасно умоляли колокола, напрасно с бойниц свистели стрелы, напрасно трупы защищали вход в монастырь. Пали тяжелые ворота. Хлынул в них желтый поток...

А.А. Антоновская

Монахинь связали всех вместе и сожгли заживо, монастырь разграбили. С тех пор женская нога не ступала больше в Кватахеви. Вход разрешен только мужчинам.

Никогда не понимала, зачем было устраивать костер из уже беззащитных женщин. Как не понимаю и тех людей, что называют сыновей Тамерланами, в честь хромого кровожадного уродца. Как не понимаю средневековых церковных иерархов, решивших больше не впускать в монастырь ни одну женщину, во избежание осквернения памяти невинно убиенных инокинь.

Мартвили

Как далеко, а виден до сих пор

Мартвили, недостигнутый Мартвили,

Высокий белый стих Одишских гор.

И. Абашидзе

Очень приятная небольшая церковь X века Мцире Чиквани (монастырь Мартвили). Ее крыши и купол покрывает черепица. На многих других храмах еще с советских времен из соображений экономии крыши перекрыты металлом. Мне кажется, черепица смотрится, гораздо лучше, нежнее, гармоничнее.

Ниноцминда

И снова кладка. На этот раз рельефная. Такая кладка характерна именно для Восточной Грузии (Греми, Сигнаги, Бодбе). И еще одна характерная особенность - купол, сложенный из того же материала, что и стены. Построенный в VI веке храмовый комплекс сильно разрушен землетрясением в первой половине XIX века.

Цугругашени

Творение времен царствования Лаша-Георгия, законченное уже после первых появлений монголов в Грузии (1213-1222 гг.). Согласно ктиторской надписи, выстроено неким Хасаном Арсенидзе. Последние вспышки света перед погружением во тьму восьмисотлетней пропасти практически непрерывных нашествий и разорений. Дальше все чаще приходилось не строить, а восстанавливать.

Над обрывистой Метехской скалой, там, где ныне восседающий на каменном коне Горгасали поднятой десницей предупреждает водителей быть поосторожнее на повороте и откуда в былые времена отчаявшиеся тбилисцы совершали свой последний путь в жизни - с камнем на шее в мутные воды Мтквари, раньше стоял Метехский замок (слово "замок" здесь следует понимать в смысле "тюрьма").

Н. Думбадзе

Название квартала - Метехи - появилось в XII веке и означает "окрест дворца". В храме находится захоронение Святой Шушаник, первой христианской мученицы Грузии, армянки по происхождению. А рядом с Метехи в 1961 году был установлен памятник основателю города царю Вахтангу Горгасали.

Метехский храм, построенный в 1278-84 гг. при царе Деметре II Самопожертвователе, сначала был дворцовой церковью грузинских царей, с XVII века находился на территории крепости, с присоединением Грузии к России крепость переоборудовали в тюрьму, а в середине ХХ века тюрьму снесли.

Сам храм неоднократно разрушали и отстраивали вновь. В XIII веке церковь сравняли с землей монголы, но она быстро была восстановлена. В XV веке ее разрушили персы, а в XVI-XVII веках она постоянно перестраивалась грузинскими царями. Во времена Берии при сносе крепости-тюрьмы хотели снести и церковь (за протесты против её сноса художник Дмитрий Шеварднадзе заплатил жизнью, так что в этой части сюжет "Покаяния" документален).

Метехи

И тотчас зазвенели колокола тбилисских храмов. Каждый звонарь вызванивал колокольные фразы своего храма.

Кар...тли...я...ли...я... Кар...тли...я...ли...я, - отзванивала Анчисхатская церковь.

Эгрэ...ихо...эгрэ...ари... Эгрэ...ихо...эгрэ...ари, - гудел Сионский собор.

Велит...мепес... мепес... велит...гамарджвебит...мепес...велит... - заливалась Метехская церковь.

А.А. Антоновская

Сиони Церкви и храмы Грузии

Так было... так есть... - означает в переводе колокольная фраза Сионского собора. Сиони стоит почти столько же, сколько Тбилиси - с V века - и все эти полтора тысячелетия разделяет судьбу города.

Первый храм на этом месте был снесен арабами. После освобождения Тбилиси от арабов в 1112 году Сиони возвели заново. В 1226 году город был захвачен шахом Хорезма Джалал-ад-Дином. Шах приказал снять с Сиони купол, бросить иконы на мосту и заставить жителей Тбилиси пройти по ним. Сто тысяч мучеников, отказавшихся переступить через святыни, Грузия ежегодно поминает 13 ноября на Метехском мосту, там, откуда летели в Мтквари (Куру) отрубленные головы казненных.

Тамерлан разрушил Тбилисский Сиони в конце XIV века, но церковь была восстановлена.

В 1522 году по приказу шаха Измаила из Сиони вынесли икону Богоматери и бросили в реку. Икона была найдена и возвращена в собор. В 1724 икону снова похитили, на сей раз мусульманский правитель Кахетии Али-Кули-Хан.

В 1668 году храм сильно пострадал от землятрясения, но был вновь восстановлен.

В 1726 году турецкий султан приказал превратить Сиони в мечеть. Князь Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения ценой дорогих подарков.

После нашествия персов под предводительством Ага-Мухаммед-Хана в 1795 году собор был восстановлен князем Цициановым. Посетивший Сиони в 1817 году Минай Медичи писал, что "он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии". Часть фресок в храме выполнена русским художником Г.Г. Гагариным.

Сиони стоял и будет стоять, пока стоит Тбилиси, пока жива вера народа. Здесь хранится Крест Святой Нино.

храм Баграти

Бачана убрал руку с пульса и приложил ее к сердцу. Сердце молчало...

Так у тебя была всего лишь ишемия задней стенки, а у него не стенка, а развалины Баграти!

Н. Думбадзе

Баграти - второй из четырех кафедральных соборов средневековой Грузии (собор Успения Пресвятой Богородицы), построенный в X веке царем Багратом III и взорванный турецкими войсками в 1691 году.

В 2007 году было принято решение воссоздать храм. Именно воссоздать, потому что то, что от него осталось, никак не тянет на осторожное понятие "реконструкция". На первом этапе работ было найдено женское захоронение, судя по обилию драгоценностей, принадлежащее особе царских кровей. Было даже высказано предположение о том, что, наконец-то обнаружена могила царицы Тамар, однако захоронение оказалось древнее (VIII век).

Храм Баграти внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия и именно благодаря этому факту воссоздание дважды приостанавливалось. Причиной первой остановки в 2010 году послужило использование новых современных материалов, что противоречит самой концепции сохранения культурного наследия в первоначальном виде. Причиной второй остановки стало появление в макете стеклянного лифта.

Еще одна из ключевых проблем воссоздания заключалась в том, что не сохранилось изображений, дающих четкое представление о том, как выглядело наиболее сильно разрушенное взрывом западное крыло храма. Есть и сторонники того, чтобы законсервировать развалины, но мне кажется, уж лучше пусть будет лифт, чем так.

В сентябре 2012 года основной этап реставрационных работ завершился.

Не могу не вспомнить о первом из четырех кафедральных соборов - Ошки (кафедральный собор Иоанна Крестителя). Построенный в Х веке, чуть раньше Баграти и Манглиси, этот прекрасный храм очень похож на них по стилю. Увы, находящийся сейчас на территории Турции, храм медленно погибает. Все переговоры правительства и Католикос-Патриарха Грузинской православной церкви пока не привели к положительному решению. Власти Турции отказываются не только допустить священнослужителей для отправления службы, но даже разрешить Грузии на собственные средства провести реставрацию.

______________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://world.lib.ru/d/dia/georgian_temples.shtml

Joerj, Алексей Мухранов,

Irina Kalatozishvili, Skitalаc, taki-net, tetri info,

World monument fund, Ivane Goliadze, paata.ge,

Paata Liparteliani, Tina Sitnikova.

http://allcastle.info/asia/georgia/

По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея.

Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха.

Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября).

Тяжелое положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты.

В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.

С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.

Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца - одна из неприметных Ее обходят стороной экскурсионные туры по столице. Даже не все коренные жители города знают, где в Москве находится грузинская церковь. Тем не менее она существует. И это не просто храм, каковых в Москве множество. Это настоящий маленький уголок Грузии.

Кроме того, церковь имеет очень интересную историю. Да и интерьеры ее, как и внешний вид, стоят того, чтобы посетить этот храм. А если вы - человек верующий, то вам будет небезынтересно узнать, что церковь имеет статус патриаршего подворья, которое связано христианскими узами с Серафимо-Знаменским скитом, собором Казанской Иконы Богоматери в деревне Пучково и часовней Девы Марии Иверской.

Грузинская церковь в Москве: адрес, как добраться

Находится этот храм в центральной части российской столицы, на Пресне. Точный адрес церкви - улица Большая Грузинская, дом 13. Как видим, дух Иберии присутствует в названии мест. Здесь есть еще улицы Малая Грузинская и Грузинский Вал. А также одноименные переулок и площадь. Почему такое обилие грузинских улиц? Об этом мы расскажем ниже. А пока что внесем ясность: многие думают, что находится грузинская церковь в Москве на Малой Грузинской улице. Но это не так. Просто на Малой Грузинской расположен эффектный с виду Непорочного Зачатия Девы Марии. Он построен в стиле неоготики и кажется уголком Западной Европы в центре российской столицы, вводя в заблуждение некоторых граждан.

Теперь вернемся к грузинской церкви Георгия-Победоносца. Добраться до нее чрезвычайно легко. Можно выйти из метро на станции «Баррикадной» и оттуда двигаться пешком или подъехать на троллейбусе № 66. Еще более простой вариант пути к храму - от ст. метро «Краснопресненская». Идти минут десять, постоянно двигаясь вдоль ограды зоопарка.

Исторические факты

Теперь пришло время разобраться в причине столь часто встречающихся грузинских наименований улиц в этом районе. Для этого нам необходимо совершить маленький исторический экскурс. В первой четверти восемнадцатого века на Грузию напала Турция. Царь, Вахтанг Леванович Шестой, в 1725 году приехал в Москву просить заступничества у Императора России Петра II. Прибыл грузинский монарх не один. Его сопровождали не только сыновья Бакар и Георгий, но и многочисленная свита. В 1729 году пожаловал Вахтангу Левановичу государев двор, который находился на речке Пресне. Потом на месте дворца грузинского царя построил дом купец В. Горбунов. В этом особняке в 70-х годах ХХ века располагалось посольство ФРГ. Сейчас в доме находится мастерская Зураба Церетели.

Ну, а свита грузинского царя селилась неподалеку от своего государя. Так, за несколько лет в Москве образовалась довольно многочисленная диаспора. Настолько большая, что весь этот район на Пресне стал называться просто - «Грузины». Именно поэтому и памятник был установлен здесь, в Георгиевском сквере. Но грузинская церковь в Москве появилась, конечно, намного раньше, чем монумент поэту двенадцатого столетия.

История храма

Диаспора из Иберии нуждалась в месте для отправления культа. Деньги на строительство храма выделил сын Вахтанга, царевич Георгий. Место в слободе под сакральное сооружение было выбрано не случайно. Ведь там уже ранее стояла православная церквушка, посвященная евангелисту Иоанну. Но храм этот сгорел. И на его месте грузинская община возвела новую деревянную церковь. Уже в апреле 1750 года храм освятил грузинский архиепископ, живший в России, Иосиф. Церковь эта простояла почти тридцать лет. Но деревянные сооружения слишком часто становятся жертвой огня. Не обошла эта судьба и «Храм на Грузинах». Община решила отстроить его в камне.

Новая грузинская церковь в Москве стала возводиться с осени 1788 года, спустя девять лет после пожара. Ведь понадобилось писать челобитную митрополиту Русской Платону (Левшину) для получения разрешения построить храм. В 1870 году была возведена колокольня.

Новейшая история церкви

В конце XIX столетия (1895-1899 годах) грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики. Это новое строение органично примыкало к старой постройке с восточной стороны. С приходом советской власти для церкви настали трудные времена. В 1922 году из нее вынесли все более-менее ценное. Колокола были сняты, а библиотека расхищена.

В 1930 году храм и вовсе закрыли. Колокольня была разобрана, а церковное здание разделили межэтажными перекрытиями. Все это было сделано для того, чтобы вселить в культовое сооружение электромеханический техникум. Только в 1933 году старую часть вернули верующим. Было достигнуто соглашение Русской и Грузинской Православных Церквей о совместном использовании храма. В 2015 году техникум выселили и из новой части здания. Но многое из былого великолепия было утрачено.

Церковь Святого Георгия в Москве

Грузинская община вложила и продолжает вкладывать немало средств, чтобы придать оскверненному зданию прежний вид. Сейчас идет полная реставрация старой части храма. Официально церковь Святого Георгия принадлежит РПЦ, Московскому патриархату. Но согласно договоренности, в ней проводит богослужения и священник Грузинской Православной Церкви. Также в храме есть трапезная и действует детская воскресная школа. Грузины в Москве чтят обычаи и хотят, чтобы их дети не забыли традиции предков. Поэтому в школе преподают и язык.

Стоит войти под эти своды, чтобы полюбоваться узорчатым аналоем и наиболее чтимой находящейся в позолоченном киоте справа от алтаря. Изумляют красивые росписи интерьера. Фрески сделал известный художник Лаша Кинцурашвили, специально приехавший из Грузии. Они переливаются яркими красками.

Святыни храма

Службы проходят на церковно-славянском и грузинском языках. На фресках также изображены вселенские святые. Хорошо посещать храм во время литургии. Тогда можно послушать многоголосное грузинское пение церковного хора. В храме много икон. Это образа Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы, святого Георгия Победоносца. Грузинская церковь в Москве также содержит частички мощей святых Матрены Московской и Серафима Саровского.

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Православная автокефальная церковь Грузии), одна из древнейших православных поместных Церквей.

Период до начала 11 века. Начало проповеди христианства на территории древней Иверии относится к апостольским временам. По церковному преданию, проповедовать христианство в Иверии должна была Сама Богородица (по этой причине Иверия считается одним из Её земных уделов), однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме, а в Грузию с Её нерукотворным образом направился апостол Андрей Первозванный. Он проповедовал в Западной и Южной Грузии; на территории Юго-Западной Грузии (Месхети) им была основана первая епископская кафедра в село Ацкури (вблизи современного г. Ахалцихе). В Западной Грузии проповедовали также апостолы Симон Кананит и Матфий (согласно традиции, оба погребены на территории Западной Грузии), в Восточной Грузии - апостолы Фаддей и Варфоломей. Благодаря проповеди святой равноапостольной Нины в 326 году, в правление царя Мириана, христианство было объявлено официальной религией в царстве Картли, занимавшем в тот период почти всю территорию современной Грузии. Изначально Церковь Картли находилась под юрисдикцией Антиохии, но уже в 480-х годах, при царе Вахтанге I Горгасале (умер 502), объединившем всю Грузию, Грузинская церковь претерпела реорганизацию и стала автокефальной с центром в Мцхети [получение автокефалии во времена патриарха Петра Антиохийского (около 469-471, 475-476, 478-479, 485-489) подтверждает известный канонист Феодор Вальсамон (между 1130 и 1140 - после 1195)]. Во главе церковной иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, образованы новые епархии и создан Синод. С 520-х годов католикосами Мцхетскими стали избирать вместо поставляемых антиохийских архиереев местное духовенство. Первым католикосом грузинского происхождения был Савва I (523-532). Западная Грузия, попавшая в тот же период в зависимость от Византийской империи, подчинилась Константинополю также в церковно-юрисдикционном отношении.

В 4-5 веках на грузинский язык переводятся Евангелие, а также Псалмы, в 5 веке - Деяния апостолов, а также определения 1-4-го Вселенских соборов. К этому же периоду относится появление первых оригинальных агиографических произведений - «Житие святого Нино» (4 век), «Мученичество святой царицы Шушаник» Якова Цуртавели (последняя четверть 5 века). Начиная с 4 века Грузинская церковь поддерживает тесные связи с христианскими центрами Востока. Активной была деятельность грузинского монашества в Палестине, на Синае, в Сирии, позднее на территории Византийской империи [Крестовый монастырь и монастырь Святого Николая в Иерусалиме, Иверский монастырь на Афоне, Бачковский монастырь (Болгария) и др.]. Значительное внимание уделяли грузинские цари и католикосы-патриархи Храму Гроба Господня.

В грузинских монастырях за рубежом учёные-монахи вели широкую литературную, переводческую и просветительную работу [Пётр Ивер, Иоанн Лаз (5 век), Илларион Картвели (1-я половина 9 века), Евфимий, Георгий Святогорцы (11 век), а также Иоанн Святогорец (умер в 998 или 1002), Ефрем Мцире (около 1025 - около 1100), Иоанэ Петрици (умер около 1125) и др.]. Монастырская жизнь в самой Грузии зарождается в 5 веке, но особое развитие получает в 1-й половине 6 века с приходом сюда 13 сирских (сирийских) отцов-пустынников, которые основали монастыри в разных областях страны. Деятельность сирских отцов в эпоху борьбы Грузинской церкви с монофизитством сыграла значительную роль в укреплении традиции православия в Грузии (окончательный разрыв Грузинской церкви с монофизитской Армянской церковью относится к началу 7 века). Основанные сирскими монахами монастыри (Зедазенский, Шиомгвимский, Марткопский, Давид-Гареджийский и др.) на протяжении всего Средневековья оставались крупнейшими центрами грузинской культуры и просвещения. С 8 века особое распространение монастырская жизнь получила в Юго-Западной Грузии (Месхети, Джавахети, Тао-Кларджети), где были основаны такие крупные монастырские центры, как Опиза, Ишхани, Ошки, Бана, Цкаростави, Хандзта, Хахули, Шатберди, Зарзма и др. Здесь вели научную и литературную деятельность виднейшие представители Грузинской церкви: Григол Хандзтели (1-я половина 9 век), Георгий Мерчули (10 век), Микаэл Модрекили (конец 10 век), Иоанн-Зосим (10 век) и др.

В 8-9 веках на территории Грузии возникло несколько независимых эриставств (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети и Абхазское царство), которые вели между собой борьбу за политическое первенство и объединение всех грузинских земель, причём особая роль отводилась православию. Так, освободившиеся от влияния Византийской империи абхазские мтавары (князья), а затем цари вели политику постепенного упразднения греческих кафедр, учреждения вместо них новых, с богослужением на грузинском языке, создания независимой от Константинополя церковной организации - Абхазского католикосата (9-10 века), - вошедшего позднее в юрисдикцию Мцхетского престола [в начале 11 века Мцхетские (Картлийские) католикосы получили титул патриархов и по сей день именуются католикосами-патриархами; первым таким католикосом был Мелхиседек I (1001 или 1012-30; 1039-45)].

Период 11-18 веков . 11-12 века - «золотой» период в истории Грузинской церкви. В эту эпоху созданы крупнейшие центры грузинской богословской мысли и просвещения - Гелатская академия [при Гелатском монастыре; основан в начале 12 века царём Давидом IV Строителем (1089-1125) близ Кутаиси], Икалтойская академия (в Кахети), а также определены и разрешены многие церковно-административные и канонические проблемы в жизни Грузинской церкви. Для этого в 1104 году царём Давидом IV Строителем был созван Руйско-Урбнийский собор, подтвердивший верность Грузинской церкви православию. С целью достижения гармонии в отношениях между Церковью и государством Давид ввёл в состав Дарбази (царского Совета) высших иерархов и настоятелей крупнейших монастырей, а главой Мцигнобартухуцеси (правительства) назначил епископа крупнейшей в Западной Грузии епархии - Чкондидской. В 13-14 веках Грузия подверглась опустошительным набегам хорезмийских войск, а также монголов, приведших страну в упадок и ввергших её в анархию. В 15 веке пали Византийская и Трапезундская империи. Оставшаяся в окружении мусульманских держав Грузия, где начались междоусобные войны, к концу 15 века распалась на 3 царства (Картлийское, Кахетинское, Имеретинское) и княжество Самцхе-Саатабаго. Позднее в полунезависимые политические единицы оформились подвластные имеретинскому царю Абхазия, Мегрелия, Гурия и Сванети. За политическим дроблением последовало дробление церковное. В результате в 15 веке возник фактически независимый от Мцхетского престола Абхазский (Западногрузинский) католикосат с центром в Бичвинте (ныне Пицунда). Во 2-й половине 16 века, из-за усиления османской угрозы и натиска горских племён Северного Кавказа, центр Абхазского католикосата был перенесён из Бичвинты в Гелатский монастырь. Период 16-18 века оказался самым сложным в истории Грузинской церкви. На протяжении трёх веков Грузии пришлось вести почти непрерывную борьбу против агрессии Ирана, Турции и с 17 века - против набегов северокавказских феодалов. В литературе за этой эпохой закрепилось наименование «эпоха мучеников за веру».

Период 19 - начала 21 века. В начале 19 века Восточная Грузия была присоединена к России; в 1811 году упразднена автокефалия Грузинской церкви и образован грузинский Экзархат Русской православной церкви (РПЦ), во главе которого был поставлен митрополит Варлаам (Эристави) (1811-17); с 1832 - архиепископы. С 1814 по 1917 общее управление Грузинской церковью осуществлялось Грузино-Имеретинской синодальной конторой. В марте 1917 года автокефалия Грузинской церкви была восстановлена, в сентябре 1917 года католикосом-патриархом был избран Кирион III (Садзаглишвили) (1917-18). После восстановления автокефалии Грузинской церкви, вопреки позиции РПЦ, её евхаристическое общение с Русской церковью прервалось (восстановлено в 1943).

В начале 21 века предстоятелем Грузинской православной церкви является католикос-патриарх Илия II (Гудушаури-Шиолашвили), избранный в декабре 1977. С именем нынешнего предстоятеля связано укрепление позиций Церкви: созданы Тбилисская духовная академия, Гелатская АН, Ахалцихская, Батумская, Потийская духовные семинарии, свыше 10 православных гимназий и училищ, восстановлены многие исторические кафедры. В октябре 2002 года между грузинским государством и Церковью было подписано конституционное соглашение, призванное регулировать церковно-государственные отношения. В начале 21 века в Грузинской православной церкви действуют 35 епархий, образована Западноевропейская епархия, окормляющая грузинские приходы в западноевропейских странах, воздвигнут новый Троицкий кафедральный собор (г. Тбилиси).

Высший орган Грузинской православной церкви - Поместный собор; между соборами - Синод, возглавляемый католикосом-патриархом. Членами Синода являются все правящие архиереи Грузинской православной церкви. Печатные органы патриархии: журнал «Джвари Вазиса» («Крест виноградной лозы»), газеты «Мадли» («Благодать»), «Сапатриаркос Уцкебани» («Ведомости Патриархии»).

Источн.: Леонтий Мровели. Обращение Картли св. Ниной // Картлис Цховреба / Изд. С. Каухчишвили. Тб., 1955 (на грузинском языке); Обращение Картли // Шатбердский сборник Х в. / Изд. Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на грузинском языке); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала/ Пер., введ. Г. В. Цулая. Тб., 1986; Древнегрузинская литература (V-XVIII в.) / Сост. Л. В. Менабде. Тб., 1987.

Лит.: Очерки истории Грузии. Тб., 1988. Т. 2: Грузия в IV-Х вв.; Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990; Анания (Джапаридзе), архиеп. История Грузинской Апостольской Церкви. Тб., 1996. Т. 1; Календарь Грузинской Апостольской Церкви на 2006 г. Тб., 2006 (на грузинском языке).

3. Д. Абашидзе.

Церковно-певческая традиция. Первоначально церковное пение было, возможно, монодийным, подобно византийскому. Предположительно начало гимнографии на грузинском языке (древнейший слой текстов - переводы с греческого языка) было положено в 7 веке в грузинских обителях в Палестине; в самом раннем литургическом памятнике - Лекционарии - упоминаются 3 основных типа пения: респонсорное, антифонное и так называемое речитативное. В созданном на основе Лекционария сборнике Иагдари (Тропологий) объединены песнопения церковного года; в так называемом Древнейшем Иагдари (конец 9 - начало 10 века) зафиксирована специальная певческая терминология с использованием древнегрузинских слов. С 9 века развивалось также оригинальное гимнографическое творчество на грузинском языке, достигшее расцвета в 10 веке. В рукописях 10-11 веков используется система невменной нотации; невмы располагаются над и под строкой текста (тот же принцип наблюдается в рукописях 18-19 века). Среди книг выделяется сборник Микаэла Модрекили - Годовой Иагдари (составлен в 977-988 в Шатбердской лавре в Южной Грузии), где собраны песнопения на оригинальные тексты Микаэла Модрекили, Иоанна Минчхи, Иоанна Мтбевари, Стефана Сананоисдзе-Чкондидели, Эзры, Курданая, Иоанна Конкозисдзе, Георгия Мерчули, анонимных грузинский авторов и переводные - Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского, Андрея Критского и др.; предположительно к этому времени грузины уже сами сочиняли напевы (аваджи). В 11 веке создана уникальная по своей полноте Минея Георгия Мтацминдели (Иверский монастырь на Афоне), который наряду с переводами сочинял тексты и напевы. К 11 веку относится самое раннее из известных сообщений о многоголосии (трёхголосии) грузинской духовной музыки (Иоанэ Петрици).

В грузинском церковном пении выделяются 2 основные ветви: восточная (карталино-кахетинская, объединяет традиции Давид-Гареджийского, Шиомгвимского, Марткопского монастырей) и западная (имеретино-гурийская, традиции Гелатского, Мартвильского, Шемокмедского монастырей). Грузинское церковное пение (галоба) - исключительно трёхголосное (традиция пения на 6 голосов, о которой сообщают источники 18-19 века, утрачена), ладовая система модальная. Ведущий напев (ханги) находится в верхнем голосе (мткмели), средний голос (модзахили) и бас (бани) подстраиваются под верхний (способ подстраивания нижних голосов по вертикали называется «шебанеба», звучание всех 3 голосов - «шехмоба»). Характерна синхронность произнесения словесного текста в разных голосах. Грузинское церковное пение основывается на системе осмогласия. Гласы делятся на автентические (хмани, буквально - гласы) и плагальные (гуердни, буквально - боковые или побочные). Песнопения на «хмани» и «гуердни» объединены в книге «Параклитони». Существует жанровая дифференциация гласов. Песнопения составлены из типовых мелодических формул. Колорирование и гармоническое варьирование особенно развиты в Западной Грузии и имеют название «гамшвенеба». Для записи песнопений наряду с невменной нотацией применялась словесная система «чрели»: пояснения к использованию 24 интонационных модусов (чрелта гварни) вписывались в текст песнопения красным цветом. (Многозначный термин «чрели» известен с 13 века).

В 13-16 веках грузинское церковно-певческое искусство находилось в упадке, традиция сохранялась лишь в некоторых церквах и монастырях. Приблизительно в 16 веке появился сборник Гулани, объединивший материал всех богослужебных книг церковного года. В 17-18 веках созданы гимнографические сборники «Садгесасцауло» («Праздники»), включающие сведения о грузинских гимнографах, в том числе Николозе Магалашвили, Виссарионе (Орбелишвили-Бараташвили), Николозе Черкезишвили и др. В конце 18 века при Ираклии II началось возрождение духовного пения, предприняты действия к сохранению лучших певческих традиций, в Светицховели основана певческая школа Католикосата.

Потеря Грузинской церковью автокефалии (1811; восстановлена в 1917) повлекла за собой постепенное разрушение её национальных традиций. Предписание совершать службы на церковно-славянском языке, запрет пения в церкви на грузинском языке, упадок собственных певческих школ поставили под угрозу само существование грузинского церковного пения. Со 2-й половины 19 века возобновилась борьба за его сохранение, в 1862-63 создана Комиссия, а в 1880-е годы - Комитет по восстановлению грузинского церковного пения. Традиционный певческий репертуар был записан с голосов опытных певчих в 5-линейной нотации (рукописи, содержащие несколько тысяч песнопений, хранятся в Институте рукописей Академии Наук Грузии имени К. Кекелидзе). В советскую эпоху грузинское традиционное духовное пение было почти полностью предано забвению. Изучение нотных рукописей и использование древнейших напевов в богослужении возобновилось с 1980-х годов. В начале 21 века служение в церквах Грузии совершается с грузинским традиционным пением.

Лит. : Аракишвили Д. О музыкальной структуре народных духовных песнопений Восточной Грузии // Материалы для грузинской этнографии. Тб., 1953. Т. 6; Чхиквадзе Г. Древнегрузинская музыкальная культура // Грузинская музыкальная культура. М., 1957; Андриадзе М. Грузинское нотное письмо. Пути расшифровки // Гимнология. М., 2000. Кн. 2. С. 517-526; она же. Особенности песнопений всенощного бдения в Грузии... // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток - Русь - Запад. М., 2003; Ониани Е. Некоторые соображения по поводу грузинского виртуозного пения // Проблемы духовного и светского многоголосия. Тб., 2001 (на грузинском и английском языке); Андриадзе М., Чхеидзе Т. Система «чрели» в грузинской певческой практике // Доклады 1-го международного симпозиума по традиционному многоголосию. Тб., 2003 (на грузинском и английском языке); Оситашвили М. О некоторые особенности древнегрузинской профессиональной музыки // Там же; Шуглиашвили Д. Грузинские певческие школы и традиции // Там же.