Храм спасителя николая на преображенском кладбище. Храм николая на преображенском кладбище

  • Полное название: Храм Святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.
  • Краткие названия в народе: Никольская церковь, Никольский храм, храм Святого Николая, Свято-Никольский храм.
  • Принадлежность: Воскресенское благочиние Восточного викариатства Москвы.
  • Настоятель - иерей Алексий Тимаков.
  • Ближайшая станция метро: «Преображенская площадь».
  • В храме на Преображенском кладбище можно подать записку об упокоении, а также заказать требы - отпевание, панихиду, сорокоуст.

Храм был построен в конце XVIII столетия как старообрядческая соборная Успенская церковь. В следующем веке староверческая община раскололась, часть прихожан приняла единоверие, и в трапезной был освящён православный престол во имя Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время переднюю, Успенскую часть храма занимают старообрядцы беспоповского новопоморского толка, а в трапезной действует православная Никольская церковь с двумя приделами.

Адрес храма на Преображенском кладбище:

Церковь святителя Николая (Успения Пресвятой Богородицы) на Преображенском кладбище на территории бывшего Никольского единоверческого мужского монастыря была построена в 1784- 1790 гг. Архитекторами считают или Федора Соколова, или даже Василия Ивановича Баженова. Церковь являлась соборной в старообрядческой общине федосеевского направления, но в 1857 году была освящена как единоверческий храм и уже с 1886 года является соборной, учрежденного единоверческого Никольского монастыря. В 1920 гг. церковь переходит беспоповцам поморского брачного согласия (старообрядческое направление). В настоящее время трапезная и два придела этой церкви принадлежат единоверцам, а все остальные помещения церкви Успения Пресвятой Богородицы - беспоповцам. Соседствующие две общины старообрядцев в одной церкви - уникальнейший случай в истории русской церкви.



К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода Радио, а в 1930-х годах его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов власти передали храм во владение обновленцам. Но существовавшая единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Церковь была разделена на две части, так что главная ее часть с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой трапезной части. В отделенной трапезной части в дополнение к уже существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма, практически перестала существовать. В том же году, в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковском переулке, единоверческая - Успенская часть храма была передана властями старообрядцам беспоповского Новопоморского толка, которые занимают ее и поныне. Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами, принадлежит православному приходу. В интерьерах обеих частей храма сохранились иконы XV-XVIII веков.

Информация с сайта: www.pavel-prusskiy.ru



Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придела в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. - этот день и является днем рождения храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский, освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода Радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храма с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней, Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая - Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне. Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами, принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

http://www.pavel-prusskiy.ru/nikol_hram.html

Православный храм свт. Николая на Преображенском кладбище, быв. Никольского единоверческого монастыря, Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточный округ)

Храм свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище (быв. Храм Успения Пресвятой Богородицы)

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. - этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая - Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.

Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

Никольский храм на Преображенском кладбище (бывший храм Успения Богородицы) – действующий православный храм. Он находится в районе Преображенское Восточного административного округа Москвы на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря.
Первоначально Никольский храм был построен в 1784-1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой федосеевской общины. Архитектор постройки неизвестен. Предполагают, что храм был построен по проекту архитектора В.И.Баженова или Ф.К.Соколова. В описании храма XIX века говорится: «Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил ее Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей».
В середине XIX века в России началась активная борьба со старообрядцами-раскольниками. Особая комиссия расследовала преступления раскольников. В ее поле зрения попала и старообрядческая община на Преображенском кладбище в Москве. Старообрядцам Преображенского вменялось в вину, что в 1812 году преображенские старообрядцы «с радостью встретили Наполеона и помогали ему в выпуске фальшивых русских денег», «в здании Преображенской богадельни было найдено карикатурное изображение русского императора с рогами на голове и с надписью на челе 666». Это стало поводом для высылки руководителей общины из Москвы в ссылку. Многие старообрядцы, испугавшись государственных репрессий, приняли единоверие, написав прошение на имя императора Николая I, хотя большая часть старообрядцев продолжало оставаться в общине.
В 1854-1857 годах Успенская часовня была перестроена в храм по проекту А.О.Вивьена. В 1854 году в трапезной был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. Этот день считается днем рождения Никольского храма на Преображенском кладбище. Алтари были пристроены к храму в 1857 году на средства благотворителей. После пристройки алтарей в 1857 году главный престол храма был освящен митрополитом Филаретом в честь Успения Богородицы. Описание храма XIX века сообщает «храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия».
В середине XIX века по инициативе митрополита Филарета в Преображенском был открыт Никольский единоверческий монастырь. С 1866 года Никольский храм стал собором Никольского монастыря. От монастырских построек, кроме Никольского храма, до настоящего времени сохранились – храм Воздвижения Креста Господня (начало XIX века, архитектор Ф.К.Соколов, в 1854 году освящен в храм их старообрядческой моленной), колокольня, корпуса келий.
Вскоре после революции, в 1923 году, монастырь был полностью закрыт, часть построек превращена в общежитие завода Радио. В 1930-е годы была сломана бывшая монастырская стенам. Сам храм Николая Чудотворца продолжал оставаться действующим. Он был разделен внутри кирпичной стеной на две части. Одна из них принадлежала старообрядцам-федосеевцам, другая – обновленческому движению Православной церкви. В 1940-е годы, в связи с прекращением существования обновленческого движения, трапезная часть храма была передана Русской православной церкви. Вторая половина храма продолжала оставаться в ведении старообрядцев. Так продолжается и до настоящего времени. Старообрядческая Успенская моленная находится в восточной части храма, вход в нее находится с севера. Вход в православную часть (Никольский храм) находится с запада. Оба храма сохранили большое число древних икон (точный список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» из Серафимо-Понетаевского монастыря, точный список чудотворной Толгской иконы Божией Матери, чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», чтимая Казанская икона Божией Матери, несколько икон святителя Николая Чудотворца, икона мч. Вонифатия).
Храм Николая Чудотворца известен своими священниками. Так в советское время здесь служили известные проповедники и духовные писатели протоиереи Димитрий Дудко и Владимир Воробьев.