Как сделать приспособление для изготовления абажура. Как сделать абажур своими руками из ткани

Ассортимент их очень широк и различен по назначению, размерам, форме. Согласно виду используемого для изготовления материала различают следующие абажуры:

Как сшить абажур на торшер

Все, что нужно для создания абажура, - это идея, материал и терпение. Сначала рассмотрим, как сделать тканевой абажур. Прежде всего выберете, из какой материи хотите сшить. Подойдет шелк, лен, тафта, хлопок. Не забывайте о цвете материи. Она должна сочетаться с обстановкой комнаты (мебельной обивкой, шторами, коврами). Хотя это не принципиально.

Итак, вы выбрали ткань и определились с цветовой гаммой. Приобретите еще новый абажур и подготовьте к работе прищепки, сантиметр, мелок, бумагу для выкройки, простой карандаш, ножницы. Теперь снимите мерки для выкройки. Обмерьте верхнюю и нижнюю окружности абажура и боковые части. Прибавьте несколько сантиметров на швы и подгибы. Соедините линии. Вырежьте.

На ткани разложите выкройку и обведите мелком. Вырежьте аккуратно. Нанесите клей пистолетом в небольшом количестве на ткань, а потом на абажур. Теперь обтяните материей каркас и пальцами аккуратно расправьте. Все готово!

Сегодня абажуры для торшера, своими руками сделанные, ценятся не меньше фабричных. Гости вашего дома отметят и оценят такой предмет вашего декора. Но необязательно покупать новый абажур. Если у вас есть старый, то можно просто отреставрировать его. Чтобы узнать, как обновить абажур торшера, прочитайте следующий мастер-класс. Вы поймете, как можно осветительный прибор с помощью обычных материалов и аксессуаров преобразить.

Как обновить старый осветительный прибор

Вам понадобятся:

Карандаш;

Ткань (на ваш выбор);

Ножницы;

Торшер с абажуром;

Лента атласная;

Лист большой (газетный);

Несколько штук булавок;

Клей-спрей (или обычный клей для ткани).

Для начала отсоедините провод. Снимите старый абажур с торшера. Оставьте только основание. Положите каркас набок на большой лист. Очертите простым карандашом верхний и нижний края, прокатывая по бумаге. Соедините обе линии. Вырежьте выкройку, не забудьте с каждой стороны прибавить по одному сантиметру.

Обрызгайте изнанку ткани клеем-спреем (можно использовать разбавленный водой клей для ткани, нанесите его кисточкой). Затем поместите основание на ткань и медленно прокатите, прижимая и разглаживая по направлению к краям. Излишки ткани срежьте.

Теперь обработайте верхние и нижние края. Обклейте их лентой, бахромой или тесьмой. Когда клей высохнет, абажур вставьте в торшер и включите свет. Можно декорировать изделие пуговицами, аппликациями и всем, чем ваша фантазия пожелает.

Если у вас дома есть ненужный шерстяной то используйте его для обновления абажура. Вырежьте из него прямоугольник (в зависимости от размера каркаса). Обтяните им каркас, закрепив булавками. Края подогните под ободок абажура. Закрепите с помощью термопистолета.

Как связать крючком

Такой светильник обновит ваш интерьер и станет великолепным ночником в вашей спальне. Вам потребуется:

Рамка для абажура;

Два мотка шерсти (можно различных цветов);

Крючок №3;

Ножницы.

Диаметр абажура составляет 26 сантиметров. Наберите из 52 петель цепочку. Затем соедините в колечко. Продолжайте вязать согласно схеме по рядам:

Первый: наберите столбики с накидом (СН).

Второй: СН, пять воздушных петелек (ВП).

Третий: четыре СН, одна ВП.

Четвертый: два столбика без накида (СБ), шесть ВП.

Пятый: три СН, восемь ВП.

С шестого по одиннадцатый: три СБ, десять ВП.

В двенадцатом по тринадцатый: четыре СН, пять ВП.

Четырнадцатый: по пять СН, ВП и СН.

Последний ряд весь провяжите СБ. Все петли закройте. Вязаный абажур для торшера готов. Его можно совершенствовать, преобразовывать и дополнять различными аксессуарами. Проявляйте свою творческую фантазию.

Как сделать абажур для торшера из салфеток

Чтобы его изготовить, вам нужно запастись ажурными салфетками, клеем и основанием. Если у вас нет каркаса, то можно сделать его самостоятельно. Надуйте воздушный шар нужного размера. Если все необходимое подготовлено, то приступаем. Салфетки хорошо пропитайте клеем ПВА и сразу обклейте шар. В том месте, куда будет вставляться лампочка, оставьте небольшое пространство. Когда заготовка высохнет, шар проткните иглой и выньте остатки. Получился такой вот оригинальный элемент декора.

Такой торшер идеально впишется в комнаты.

Если у вас нет лишних ажурных салфеток, то чуть ниже прочтите мастер-класс о том, как их связать.

Как связать салфетку

Вам потребуется крючок №1 и акриловая пряжа. Салфетка должна получиться округлой формы. Итак, наберите двенадцать ВП. Соедините в кольцо. Обвяжите его столбиками без накида. Во втором ряду наберите три петли для подъема и до конца воздушные петли провяжите. Дальше сделайте три ВП, четыре СН над столбиками предыдущего ряда. Повторите до конца цепочки.

Следующий ряд для начинающих будет сложен, будьте внимательны (указанные петли чередуйте во всех рядах). Вяжем пять ВП и восемь СН. В следующем ряду наберите девять ВП и 10 СН. Далее провяжите ряд из одиннадцати ВП и четырех СН. Приступайте к завершению вязки салфетки. Провяжите пять ВП, пятнадцать СН в ВП предыдущего ряда. Как закончите намочите и растяните. В таком виде оставьте ее сушиться. Можно накрахмалить салфетки, чтоб лучше держали форму.

Абажуры для торшера своими руками можно связать спицами, крючком, сшить из материи или сплести в технике макраме. Создание нового аксессуара - это прекрасный способ освежить интерьер дома.

Успехов в работе!

Здравствуйте, дорогие друзья.

Сделать абажур для торшера или настольной лампы можно за минуты, а можно творить своими руками шедевр из мира абажуров неделями. К примеру, на абажур из бумаги уйдет не больше получаса, а вот вышитый абажур займет довольно много времени.

Модные дизайнеры и их сумасшедшие светильники

Сейчас трудно понять, где абажур, сотворенный модным дизайнером, а где умелыми ручками хозяев дома. Идеи рождаются каждую минуту и только от воплощения зависит что выйдет в результате.

Дизайнер Эд Чу создал шедевр из упаковок Тетра пак, в таких упаковках продают молоко.

Натали Сэмпсон делает абажур из вешалок.


Джо О’Коннел и Блессинг Хэнкок вдохновились велосипедными деталями.

Загореться есть чем, но я предлагаю менее экзотические материалы, которые делают дом уютнее и спокойнее. Это ткани, ленты, нитки, бусы и тесьма.

Мастер класс абажур из ткани

Если есть готовый каркас и кусок нужной ткани, сделать абажур не сложно. В данном случае используется клей из пульверизатора и клеевой пистолет для приклеивания тесьмы по краю.

Мастер класс абажур из ткани с бумажной выкройкой

Этот вариант для более осторожных, для тех, для кого слова: «Семь раз отмерь»- не пустой звук.

Стильные вязаные абажуры

На создание таких дизайнерских штучек тоже времени уйдет довольно много.

Абажуры из лент

Прекрасный способ, как быстро сделать абажур. Ленты, тесьма, бусины, тесьма и за короткое время гарантировано прелестный результат.

Светлые идеи для абажуров

Трогательные, нежные абажуры из ткани и бантов.

Абажуры с ракушками

Такие нежные абажурчики можно встретить в маленьких гостиницах, ну а кто запрещает сделать такой для дома.

В стиле бохо

Для легких абажуров в стиле бохо у нас тут есть подсказочка, как сделать каркас.

Каркас своими руками

Старый или безликий торшер может испортить все впечатление от интерьера. Чтобы видоизменить облик лампы, необязательно отправляться в магазин на поиски лучшей замены. Можно сделать абажур для торшера своими руками. Как, мы расскажем в нашей статье, а заодно приведем десять оригинальных идей самодельных плафонов.

Оригинальные идеи торшеров из подручных материалов

Сделать абажур для торшера своими руками можно из тканей, а также любых подручных средств. Не нужно ломать голову и придумывать велосипед — это уже сделали до вас. Мы собрали десять оригинальных плафонов, простых в исполнении, но стильных и красивых, которые могут стать дизайнерской «изюминкой» вашего интерьера.

Все гениальное — просто. При создании этого плафона использовался эффект теней. Трафарет, вырезанный из темной бумаги, закреплен на светлом абажуре, который вы можете сделать из хлопковой, льняной и шелковой ткани.

Оригинальное решение круглого плафона из тонких бумажных или пластиковых трубочек. Кстати, форма может быть и цилиндрической, и конусообразной.

Обычные атласные ленты, переплетенные в шахматном порядке, и сделанные из них кокетливые бантики могут придать лампе удивительно элегантный вид.

В этой модели сочетаются несколько техник: аппликация, вышивка и квиллинг. Немного сложно, зато как красиво!

У вас в шкафу лежит без надобности салфетка, связанная бабушкой? Найдите ей применение.

Пластиковые ложки тоже пойдут в дело. Получится забавно и эксклюзивно.

Старый школьный глобус простаивает без дела? Половинка «земного шара» вполне может стать абажуром.

Использованная фотопленка — отличный материал для торшеров. В меру пластичная, она хорошо клеится, образуя цилиндр, а свет, преломляясь через кадры, отбрасывает на стены причудливые узоры.

Догадайтесь, из чего сделан этот шедевр модернизма? Мы подскажем: из сложенных особым образом и разрезанных на части обычных тетрапаков.

Одноразовые бумажные тарелки тоже могут стать отличным материалом в руках мастера. Смотрите на видео:

Инструменты и материалы

Один из самых простых способов сделать абажур своими руками — это изготовить его из фетра. Эта ткань не относится к разряду дорогих, а потому готовое изделие обойдется в итоге совсем недорого. Однако имейте в виду, что использовать фетр допустимо только, когда в светильнике стоят энергосберегающие и светодиодные лампы. Обычные лампы накаливания при включении торшера сильно нагреваются, и материя может воспламениться.

Еще один нюанс: сегодня в наших магазинах продается фетр различной расцветки и плотности. Чем плотнее и темнее будет ткань, тем меньше света она будет пропускать. Такие торшеры лучше использовать в спальне, где уместно мягкое интимное освещение.

Не забывайте и об оттенках цвета ткани, ведь от них зависит, каким — теплым или холодным — будет освещение в комнате. Коралловый, оранжевый и желтый абажуры добавят интерьеру уюта и тепла, а голубой, зеленый и лиловый — прохлады и свежести.

Каркас светильника тоже влияет на выбор ткани. Если он малопривлекателен и его нужно максимально скрыть, выбирайте плотный фетр. В остальных случаях подойдет ткань полегче.

Чтобы изготовить абажур для торшера своими руками, вам понадобятся:

  • фетр. Чтобы узнать размеры отреза материи (у нас торшер в виде усеченного конуса), нанесите на верхнем, меньшем ободе каркаса отметку — она станет «точкой отсчета». Приложите каркас этим местом к бумаге и, прокатывая, прорисуйте карандашом линии, отмечающие прохождение его верхнего и нижнего ободов. Добавьте к высоте каркаса 10 см — и вы получите «выкройку» будущего абажура, по размерам которой и следует отмерять материал;
  • клей быстрого схватывания, способный склеивать ткань и металл;
  • бумага. Из нее будем вырезать трафареты, поэтому можно использовать даже старые ученические тетради;
  • ножницы;
  • простой карандаш.

Мы будем исходить из того, что у вас есть старый каркас торшера. Но если такового не имеется, основу несложно изготовить из металлической проволоки.

Инструкция по изготовлению торшера

Во время измерения каркаса вы уже сделали выкройку на бумаге. Приложив ее к фетру, начертите карандашом контуры и вырежьте. Найдите в Интернете рисунки бабочек, перерисуйте либо распечатайте их (достаточно перенести только абрисы). Полученные трафареты приложите к ткани и с помощью карандаша обозначьте контуры.

Лучше использовать трафареты разного размера и располагать их хаотично: по верху, центру и краю абажура.

Вырежьте бабочек, но не дорезайте до конца. Чуть приподнимите крылышки, прижав их пальцами.

Нанесите клей на обод.

И приклейте к нему заготовку.

В конце склейте стык абажура.

Закрепите абажур на лампе.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Итак, разобравшись, как правильно , беремся за ее основные светотехнические и в то же время декоративные элементы: абажур и плафон. Рефлекторы технологически проще; их изготовление и крепление к несущей конструкции люстры затруднений не вызывает.

О креплении абажуров

В интернете полно картинок с действительно очень красивыми самодельными светильниками. Однако, рассматривая их, задайтесь вопросом: а как там заменить лампочку? Ответ далеко не всегда находится и в первоисточниках. Способы крепления светотехнических элементов в светильниках, допускающие замену лампы без применения инструмента, будут рассмотрены в , но описанные далее в данной технологические приемы рассчитаны на то, что абажур в таком случае или сдвигается вверх, или снимается вниз, или в него можно просто залезть рукой.

Материалы

В порядке возрастания сложности (и долговечности) изделия абажуры и плафоны своими руками в домашних условиях можно делать из бумаги, пластиков, ниток, готовых трубочек разного рода, шпагата или пряжи, каркасные с тканевым чехлом и витражные. Последние 2 достаточно сложны, но при умелом подходе к работе по светотехническим и декоративным качествам могут превосходить дорогие покупные.

Бумага

Сделать бумажный абажур проще всего: из материалов, кроме бумаги, понадобятся нитки и клей ПВА, а из инструмента – швейная игла, ножницы и, возможно, острый монтажный нож. Однако бумажные абажуры непрочны и поэтому пригодны в основном для люстр. Зато испорченный абажур из бумаги несложно заменить новым.

Сделать светильник из бумаги несколько прочнее можно различными способами. Простейший – набрать плафон-шарик из бумажных полосок, склеивая их на полюсах и между собой, поз. 1 на рис. Однако дизайн в таком случае единообразен: достаточная прочность изделия обеспечивается только и только его сферической формой.

Другой способ заключается в упрочнении самой бумаги. Он потребует немного дополнительного материала: медного эмалированного обмоточного провода диаметром 0,25-0,4 мм или ниток. В первом случае абажур сгодится без дополнительного упрочнения и для торшера, а во втором для накладных декоративных элементов понадобится цельная несущая основа, напр. из пластиковой бутылки. Упрочняется бумага для абажура проволокой следующим образом:

  • На листе плотностью 90-140 г/кв. см. выводят контуры деталей.
  • Тонко заточенным карандашом, или механическим со стержнем 0,6 мм, наводят линии сетки жесткости. Если абажур будет склеен из нескольких цельных или немного обрезанных листов, линии сетки должны образовывать бесшовный узор.
  • Наносят кисточкой клей ПВА тонким слоем.
  • Когда клей подсохнет до отлипа, накладывают по сетке жилки – ребра жесткости – из проволоки.
  • Смазывают тем же ПВА лист плотностью 35-60 г/кв. см, накладывают на первый и аккуратно приглаживают пальцами.
  • Спустя сутки детали вырезают ножницами, склеивают между собой и раскрашивают. Таким образом можно делать даже имитации крыльев редких видов бабочек, поз. 2; в данном случае – махаона Маака.

При использовании ниток оба листа берут плотностью до 60 г/кв. см. Тогда, как сказано, понадобится несущая основа, но зато удается имитировать даже фактуру лепестков роз, поз. 3.

Примечание: бумажный абажур, прочный «почти как настоящий» можно сделать из папье-маше. Технология, достаточно, трудоемкая, описана далее, см. об абажурах для кухни.

Пластики

Элементарно сделать абажур для люстры из одноразовых пластиковых стаканчиков, скрепленных степлером, см. рис. Его светотехнические качества очень неплохи, но вид откровенно утилитарен. Поэтому такие абажуры имеет смысл применять в помещениях с достаточно высокими требованиями к качеству освещения, но не парадных. Диаграмму направленности (ДН) абажур из стаканчиков формирует кардиоидную.

Абажур из пластиковых стаканов

Веерной ДН с широким раскрывом, очень мягким светом в центральном пятне и равномерной освещенности в боковой зоне, позволяет добиться светильник с абажуром-шишкой (или ананасом?) из обкусанных пластиковых ложек на основе в виде бутылки ПЭТ с обрезанным донышком, см. рис. Эффективное смягчение света достигается тем, что ложки работают как полупрозрачные чашеобразные рефлекторы. Приклеиваются они к бутылке и склеиваются между собой клеем силиконовым, монтажным или клеевым пистолетом. Пригоден и цианоакрилатный клей, но его нужно брать густой. Дешевый «суперклей» очень текуч, потеки расплывутся всюду и попортят глянцевые поверхности ложек.

Из одних только бутылок тоже можно делать неплохие абажуры. Напр., сфера из их донышек, скрепленных степлером, как и стаканчики-стопари (мини-мастер класс см. на рис.) даст кардиоидную ДН; правда, по сравнению с «устаканенной» заметно искаженную. Но на даче или в подсобных помещениях люстра из донышек вполне пригодится.

Абажур из донышек бутылок

Романтический мягкий свет, несколько пятнистый, но в пределах допустимого, даст плафон-шар из бутылочных «ежей»; правда, больше они похожи на распустившиеся морские анемоны – актинии, см. фото справа. Самих-то «ежей» сделать несложно: от бутылок отрезаются донышки, боковые стенки до рубца перед сужением в горлышко надрезаются, полоски заворачиваются на горловину, приклеиваются капельками клея и для надежности фиксируются нитками или скотчем. Однако для сборки «ежей» в плафон понадобится прозрачная сферическая основа. Ее получают аналогично абажуру из ниток (см. далее), только нити берут белые капроновые или пропиленовые не толще 20-го номера, а вместо ПВА – бесцветный акриловый лак на водной основе.

Очень равномерной освещенности позволяет добиться, и весьма декоративен, абажур из листиков, нарезанных из бутылок, см. рис. Сборку его ведут на временной сферической оправке, см. далее.

Пошаговый мастер-класс в данном случае также несложен, но требует терпения, аккуратности, некоторого дополнительного инструмента и, возможно, материала:

  1. Готовим паяльник с бронзовым никелированным жалом (для сухой пайки) на 40 Вт или с обычным медным на 25 Вт;
  2. Если жало медное, потребуется еще тефлоновая (фторопластовая) лента 0,06 мм шириной 60-80 мм;
  3. Вырезаем из бутылки листики. С точки зрения светотехники лучше подойдут бледно-зеленые или светло-коричневые;
  4. Жалом паяльника (медным – через пленку) слегка оплавляем края листиков, иначе будут выглядеть ненатурально;
  5. Кончиком жала (медным также через пленку) «рисуем» жилки;
  6. Плоскостью жала между жилками легкими касаниями чуть-чуть подплавляем поверхность, чтобы была, как у настоящих листьев, не совсем гладкой;
  7. Снова кончиком жала поглубже, но не протыкая, выводим центральную жилку. Удобно это делать на мягкой термостойкой подкдадке (пойдет бязь или фетр в несколько слоев);
  8. Укладываем в центральную жилку нитку и заплавляем «наворачивая» боковой валик на ложбинку;
  9. Сложные листья, если требуется, формируем, связывая нитки листочков;
  10. Разложив листья на пленке (теперь уже любой), из пипетки пропитываем нитки акриловым лаком. По его высыхании листва готова к сборке.

Нитки

Процедура изготовления новогодних украшений и светильников из ниток описана в рунете многократно. Для примера – видео:

Видео: абажур из шпагата / ниток своими руками

Здесь можно только отметить, что, во-первых, ниток на абажур среднего размера понадобится не менее 100 м. Во-вторых, использовать как оправки надувные шары нет смысла: уже после 10-20 витков под давлением натянутых нитей шар выпячивается куда не надо, и в итоге получается нечто неудобосказуемое. В-третьих, заранее замачивать нитки в мучном клейстере тоже не надо: изделие получится непрочным и не влагостойким.

В качестве оправки при изготовлении абажура из ниток лучше всего использовать туго надутую камеру от спортивного мяча или прочный, надуваемый от насоса через ниппель, силиконовый пляжный мяч. Оправку смазывают несколько раз вазелином (ланолином), тщательно растирая его руками. Мячу это никак не повредит; наоборот, продлит ему жизнь.

Далее, нить на оправку наматывают, непрерывно протягивая через простейшее приспособление, см. рис. Эту мини – пропиточную ванну, чтобы случайно не поползла, не опрокинулась и не облила что-нибудь клеем, на столе закрепляют скотчем; удобен двусторонний. Стаканчик сначала протыкают иглой с ниткой, затем наливают ПВА или акриловый лак и мотают, подтягивая по необходимости. Обычно нить идет сквозь ванну сама, т.к. клей, пока не высох – хорошая смазка.

При намотке не забудьте оставить окно под ввод кабеля и патрона – прочность резаного нитяного шара резко падает! Спустя сутки по ее окончании из оправки выпускают воздух и вытаскивают ее через то же окно. К ниткам она, «провазелиненная», приклеивается очень редко и непрочно: оторвать можно, слегка потянув или придавив пальцем, а изделие остается в целости.

Примечание: вместо ниток можно использовать джутовый, сизалевый или пропиленовый шпагат, но ему в абажуре найдется лучшее применение, см. далее.

И куда это все?

Плафоны-шары, см. рис., подойдут в детскую, т.к. формируют ровный мягкий свет. Тот, что слева, из бумажных оберток для кексов – на основе из нитяного шара. Нитки – пропиленовые или тонкие капроновые бесцветные; связующее – акриловый лак. Белые в катушке, после пропитки лаком такие нитки становятся почти прозрачными. Абажур-шар из стаканчиков (справа) не так интересен, т.к. посудинки все одинаковые, но и разодрать его труднее.

В прихожую более подойдет абажур-полусфера из тех же стаканчиков, см. рис. справа. Он при небольшой мощности лампы (точнее, ее световом потоке) даст яркое пятно внизу и приемлемую освещенность остального помещения, поэтому можно использовать мало греющиеся лампы накаливания на 15-30 Вт. Дело в том, что ресурс ламп-экономок и светодиодных при частом включении/выключении резко снижается. А маломощная лампа накаливания, тем более в прихожей, где свет постоянно не горит, затрат на электричество заметно не увеличит.

Особый случай – кухня. Требования к освещению в ней изложены в предыдущей статье. Но абажур в кухне быстро пачкается, и копоть въедается крепко. Вспомним: яркий свет способствует конденсации и битуминизации паров органических соединений. Это и есть осаждение копоти; абажур же освещен ярче всего.

Простейший выход – одноразовый бумажный абажур. «Шишка», как на поз. 1 рис. ниже, даст как раз нужный в кухне характер освещения, но делать ее заново придется довольно часто. Лучше отформовать на подходящей оправке абажур из папье-маше, поз. 2. После лакировки акриловым лаком его можно аккуратно мыть тряпочкой с моющим для посуды, а выкрашенный кузнечной патиной, он будет похож на кованый ручной работы и уж никак не на какие-то там старые газеты.

А вот абажур на поз. 3 – соломинки для сока, приклеенные к бутылке – пример неудачного решения. Свет-то такой абажур даст для кухни идеальный (соломинки работают частично и как световоды), но запачкается быстро, не отчистишь как следует никак, а изделие трудоемкое. Пластиковые отражатели кухонных светильников местного освещения лучше делать из многоразовой пластиковой посуды, поз. 4, она довольно стойка, недорога и легко чистится. Чашки с ручками и блюдечками, конечно, дело дизайнерского решения, но вот пиалы без рисунка – то, что надо.

Как делать папье-маше?

Папье-маше материал полезный для многих целей, поэтому напомним технологию его приготовления и применения:

  • Старые газеты, или, лучше, самую дешевую непроклеенную писчую бумагу рвут на клочки примерно с ноготь большого пальца. Бумаги понадобится много!
  • Обрывками до верха заполняют подходящую посуду; скажем, литровую стеклянную банку.
  • В крутом кипятке разводят 1/3-1/5 по объему ПВА.
  • Пока раствор не остыл, заливают им бумажную массу.
  • Помешивают, пока бумага полностью не расползется на волокна.
  • По остывании папье-маше переливают в расходную посуду или сразу пускают в дело. Хранить бумажную пасту можно до 6 мес. в холодильнике в плотно закрытой посуде.
  • Готовят таким же образом следующую порцию.
  • Если бумажная паста сразу идет в дело, к облепленному участку оправки можно добавлять следующий, пока предыдущий еще влажный и мнется пальцами. Если долеплять по-сухому, изделие, высохнув, может распасться на «лепешки».
  • К лакировке, покраске и пр. заготовка готова после недельной сушки при температуре не ниже 22 градусов. Температура воздуха вокруг заготовки должна быть одинакова со всех сторон! Сушить на батарее, конвекторе, под прямыми солнечными лучами или инфракрасным излучателем нельзя!

Трубочки

Абажуры и плафоны из отрезков трубок делают чаще всего для ночников и светильников в спальне: вследствие круглого сечения в них всегда имеет место значительное преломление света, которое может быть весьма интимно-романтичным, но для постоянного и рабочего освещения в большинстве случаев нежелательно. Довольно пятнистый свет дают и абажуры из полупрозрачных трубок, см. рис; если же использовать отрезки тонкого прозрачного ПВХ шланга, то игра света получится очень красивой, но смотреть на нее долго и уж тем более читать или шить при таком свете не надо.

Бумага и другие волокнистые материалы свет преломляют мало, однако трубки из них сами по себе непрочны. Напр., абажур из газетных трубочек лучше делать на каркасе, см. ниже: как раз потому, что они легко мнутся, тонкие бумажные трубки отличный материал для плетения. Что до светотехнических свойств, то у бумаги, особенно чистой, они отличные.

Абажур на каркасе

Теперь приступим к абажурам, которые годятся куда угодно, в т.ч. и для настольной лампы, которую локтем могут спихнуть на пол. Кроме того, поставим условием, чтобы обшивку абажура можно было стирать, чистить, менять по желанию. Поэтому стеклянных или цельных жестких пластиковых абажуров не касаемся; их к тому же и дома самому делать нельзя. Т.е., займемся абажурами на каркасе с мягкой обшивкой.

О тканях для абажура

Декоративно-световой чехол абажура предпочтительно шить из ткани с ворсистыми нитями, т.е. натуральной. Вследствие дифракции на гладких нитях синтетики свет, проникающий сквозь такой абажур, может оказаться жестким. Выбрать ткань для абажура на-глаз несложно: сквозь образец, плавно его поворачивая, смотрят на какой-нибудь компактный яркий источник света; желательно светодиодный, т.к. он дает наиболее когерентный, т.е. упорядоченный, свет. Критерий выбора прост: чем меньше наблюдается под разными углами зрения муаровых полос, тем ткань лучше.

О восстановлении абажура

Каркас абажура довольно трудоемок и сложен технологически, поэтому для начала нужно осмотреться на хозяйстве: не завалялся ли где-либо абажур от старой лампы. Выправить его, починить и обновить абажур новым чехлом будет проще, чем делать каркас с нуля.

Обнаруженная «корзинка» может оказаться весьма вычурной формы, а для построения выкроек (см. ниже) понадобится в нескольких местах достаточно точно измерить ее диаметры. В таком случае выручит самодельный штангенциркуль из 3-х деревянных реек и пары чертежных угольников. Точности заводского штангеля он, конечно, не даст, но достижимой (+/–1 мм) для закроечно-швейных работ достаточно. А представление о возможностях такого инструмента дает рис.

Процедура измерения 2-ступенчатая: на губках в местах касания ими объекта делают отметки карандашом, а затем снимают размер между метками рулеткой. Чтобы подвижная губка скользила плавнее, и, соответственно, замер был точнее, под держащие ее резинки нужно подложить фторопластовую пленку. Для измерения малых диаметров губки переворачивают угольниками наружу.

Построение выкройки

Теперь снимаем необходимые диаметры: нижнего и верхнего обручей (D1 и D11 в поз. 1 на рис.), наибольшие и наименьшие на поясах (D2, D6, D10), в местах перегибов, т.е. там, где кривизна образующей меняет знак (D4, D8) и на изломах (D5). Прочие берем более-менее равномерно между обязательными.

Поперечники выкройки из 6-ти клиньев будут, с учетом затяжки ткани, равны половине измеренных диаметров (поз. 2). Если клиньев готового рукава предполагается больше или меньше, пропорционально меняют долю диаметра в соответствующем ему поперечнике выкройки. Но кроить и шить пока рано.

Там же на поз. 2 видно, что припуск на сшивку геометрически не полностью подобен шаблону. В узле I (излом внутрь) это еще полбеды: можно нашить рукавчик-кулису и затянуть шов шнуром. Если декор абажура предполагает рюши, оборки, фестоны и т.п., то, возможно, так и надо: мелкие складочки придутся к месту, а в изломе контура шнур не будет виден.

Однако на полке контура (узел II), как ни крути, но дать припуск так, чтобы шов не «уехал», никак не возможно. В высшей геометрии доказывается, почему, но нам в эти дебри лезть не надо: мы просто разрежем бумажный шаблон по «капризным» диаметрам на изломах и полках (поз. 3).

Пошив чехла

Теперь, как по нашим выкройкам сшить абажур? Сначала шьют отдельные части рукава; в данном случае низ, середину и верх. Затем к самому широкому поясу (низу) пришивают наибольшую по ширине прилежащую часть (здесь – середину). Далее таким же образом сшивают 2 следующие по ширине части и т.д. Суть в том, чтобы самый короткий поперечный шов (у нас Шов 2) сшивался последним. В данном образце после сшивки низа с серединой к ним пришивают верх. Завершается пошив чехла обрезкой излишков припусков, кроме нижнего и верхнего подворотов. Края обязательно подрубают.

Обтяжка каркаса

Следующая стадия – посадка чехла на каркас. Вот тут машинку можно отправить в чулан: работа это исключительно ручная. Поэтапно обтяжка каркаса абажура чехлом производится так:

  1. Чехол выворачивают (что шился он с изнанки, наверное, и так понятно) и надевают на каркас;
  2. Заворачивают внутрь и прошивают верхний отворот;
  3. Подтягивают и подравнивают ткань до первого перегиба (здесь – D8). Если в исходном образце тут не было обруча, его нужно заранее поставить, см. далее;
  4. Приметывают ткань к ребрам каркаса сверху вниз поочередно, и к обручу на перегибе;
  5. Повторяют пп. 3 и 4 до следующего перегиба (теперь D5), и так до нижнего обруча;
  6. Заворачивают и прошивают нижний отворот.

Каркас

Как устроен простейший каркас абажура настольной лампы или торшера, видно на поз. 1 рис. Подвесной для люстры отличается тем, что кольцо будет вверху, растяжки от него пойдут к верхнему обручу, и в кольце тогда необходимы дополнительные отверстия для крепления подвеса.

Кольцо вырезают из хорошо паяющегося и достаточно прочного листового металла (бронза, латунь, оцинкованная сталь толщиной 0,4-2 мм) или прочного пластика от 1 мм. Подойдет компьютерный диск, под патрон Е10 в нем нужно будет только просверлить отверстия под растяжки и крепления. Основные размеры кольца под патрон Е27 с креплением накидными фасонными гайками (поз. 3) даны на поз. 2. Но делать кольцо под крепление в зазор между корпусом и хомутом патрона с юбкой (поз. 4), недопустимо! Такие патроны крепятся только резьбовым штуцером в крышке!

Как крепятся к кольцу растяжки, показано на поз. 5: их заготовки сгибают крючком не до конца, вводят в крепежные отверстия и аккуратно дожимают пассатижами. Затем, если кольцо металлическое, пропаивают (см. ниже). Если пластиковое – фиксируют каплями суперклея или силиконового.

Сборка на пайке

Детали каркаса делают из пластичной стальной проволоки диаметром 1,5-2 мм или велосипедных спиц. Последние намного прочнее, не ржавеют и не требуют покраски, но гнуть их нужно осторожно и паяются они хуже. Для пайки каркаса понадобится:

  • Паяльник не менее чем на 65 Вт (лучше 100-150 Вт).
  • 6% раствор ортофосфорной кислоты. Продается, для пайки, в радиомагазинах и строительных. Ортофосфорная кислота выпускается также как пищевая добавка E338 в виде игольчатых бесцветных гигроскопичных кристаллов.
  • Флюс-паста (гель для пайки), обязательно с бурой.
  • Тонкая, 0,15-0,35 мм, медная голая проволока. Можно взять жилки от электропровода.
  • Припой ПОС-30 или ПОС-40. Они тугоплавкие (поэтому и нужен мощный паяльник), но много прочнее ПОС-61 и др. легкоплавких.

Примечание: ортофосфорная кислота средней силы, высокотоксичных и/или едких паров не источает. Но все равно, при работе с ней нужно соблюдать меры предосторожности – надевать защитные очки и перчатки (пойдут бытовые латексные).

Ключевые процедуры сборки каркаса на пайке показаны на рис.

Поэтапно паяный стальной каркас собирается следующим образом:

  • Концы линейных заготовок держат 3-4 мин в кислоте (поз. 1), а затем прополаскивают в воде (поз. 2). Воды нужно не менее 1 л, и через 4-5 промывок ее надо менять.
  • Если пайка будет посередине или деталь гнутая, в кислоте замачивают чистую белую ветошь и оборачивают ею место пайки. Держат около полуминуты, затем ветошь прополаскивают в кислоте, снова оборачивают ею место пайки, и так пока общее время воздействия кислоты на металл не достигнет тех же 3-4 мин. После обработки кислотой деталь в таком случае промывают под струей воды 1-2 мин.
  • Не касаясь голыми пальцами обработанных мест, каркас полностью собирают без пропаивания: места паек встык туго, но не плотно, т.е. с промежутками между витками в 1,5-2 мм, обматывают медной проволокой, поз. 3 и 4, и наносят на каждый стык 2-3 капли флюс-пасты. Места паек на перекрестьях деталей обматывают 2-3 витками медной проволоки накрест и флюсуют 1-2 каплями.
  • Полусухим, т.е. без висящей капли припоя, жалом паяльника прогревают места паек, пока флюс не растечется по всем щелочкам, поз. 5. Греть до кипения флюса и появления паров не нужно. Также конечный результат будет лучше, если греть флюс отдельным паяльником с сухим бронзовым никелированным жалом.
  • Набирают каплю припоя, наносят на место пайки (поз. 6) и греют, пока он не затечет везде, как раньше флюс. Повисший внизу излишек припоя аккуратно снимают жалом паяльника. Накладывать нерасплавленный припой в виде гибкой проволоки нельзя, да тугоплавкие припои и выпускаются в основном прутками.

Ткань или шпагат?

Хорошими светотехническими свойствами обладают пропиленовый упаковочный шпагат и бумажные трубочки. Если абажур сделать плетеным из шпагата или из газетных трубочек, он даст ровный мягкий свет, и отпадают сложные раскроечно-швейные работы. Но в каркасе для плетеного абажура должно быть, во-первых, не менее 10-12 ребер, равномерно расположенных по окружности.

Примечание: если каркас простой формы, то несущими (стальными) в нем могут быть только 3-4 ребра. Остальные пусть будут хоть из соломы, их приклеивают к верхнему и нижнему обручам.

Во-вторых, чтобы получились ободки вверху и внизу, соотв. обучи либо делают сдвоенными по высоте, с промежутком в 2-3 см, либо прикрепляют к ним полоски тонкого металла или жесткого пластика той же ширины. Ободки нужны по декоративным соображениям: сплошной обматывают шпагатом или трубкой, а если ободок двойной, плетение можно пустить восьмеркой. Всю боковую поверхность заплетают, как корзину.

Абажур-витраж

Витражные абажуры формируют световой поток преимущественно преломлением, поэтому более подходят для гостиной.

витражные абажуры и плафоны

Фрагменты витража набирают из стразов, граненых или кабошонов. Собирается абажур-витраж на термостойкой оправке (напр. стальном ведре) . Но по сравнению с витражом для окна или двери здесь, поскольку соединения элементов не сплошные, а точечные, есть существенные различия:

  1. Припой используется только прочный тугоплавкий, тот же, что и для каркаса абажура, как и флюс с бурой.
  2. Обрамление стразов перед пайкой делают только из специальной медной фольги – фолии – шириной 3-15 мм, смотря по ширине ободка кристалла.
  3. Защитную пленку с фолии снимают непосредственно перед наложением ее на кристалл; касаться внешней (паяемой) поверхности фолии голыми руками нельзя!
  4. Также нельзя откладывать на завтра пайку обернутых фолией стразов: медь успеет окислиться, и соединения получатся непрочными.
  5. По завершении пайки и тщательной смывки остатков флюса (ветошью со спиртом; потом – дистиллированной водой) пайки омедняют, нанося кисточкой густо-синий раствор медного купороса.
  6. Остатки купороса смывают под струей воды. Тереть кисточкой или даже ватой нельзя, т.к. медная пленка на припое получается очень тонкой.

Небольшой сюрприз – о новогодних люстрах и абажурах

Скоро Новый Год, пора делать . И – новогоднюю люстру. Люстру? Да. Вспомните, как падает праздничное настроение, если в комнате с елкой включают верхний свет. Уж какое-никакое, но новогоднее освещение должно соответствовать духу праздника. Светотехнику отложим до дней серьезных, за несколько вечеров ничего от праздничного света с нами не случится. Делу, оно время, но и потехе час.

Обычно новогодняя люстра – прикрепленный к люстре в гостиной рождественский венок с вплетенными в него лампочками. Но заниматься электромонтажными работами на высоте в предпраздничной суматохе не надо бы и опытному электрику. И как быть, если елка в детской, где люстра бумажная? Тогда можно хотя бы накупить недорогих пластиковых заготовок для елочных шаров, гирлянду с бесцветными лампочками, насовать их в шары, и повесить такой ворох (слева на рис.) где удобнее.

Если дизайн «будничной» люстры подходящий, можно ввернуть в нее лампы-свечи и украсить теми же шарами или, к примеру, раскрашенными шишками, справа там же. А можно немного постараться и сделать своими руками новогоднюю люстру-жасмин, как на видео ниже. Новый Год есть Новый год, что ни говори.

Видео: абажур-жасмин на потолок своими руками


Как известно, торшер – это светильник, стоящий на полу и поддерживающий абажур с помощью штанги. Слово «торшер» пришло к нам из французского языка, которое в переводе означает «факел». Из всего многообразия осветительных приборов, торшеры, без сомнения, являются самыми домашними, уютными и комфортными. Мягкий, рассеивающий свет спокойно льется из под абажура и приятно освещает пространство.

Еще с тех времен, когда бабушкин торшер с полочкой на ножке, абажур которого был украшен бахромой, являлся семейной реликвией, преходящей от поколения к поколению, успокаивающий свет торшера ассоциируется с умиротворением и домашним уютом. После некоего забытья напольные светильники переживают период перерождения. Теперь их снова можно увидеть чуть не в каждом доме. Яркий, порой даже слепящий свет, подобно громким звукам способен не только утомлять, но и раздражать, поэтому полумрак иногда просто необходим. Торшер в этом смысле, чудо как хорош и вполне способен привнести в жизнь душевное равновесие и спокойствие.

Освещение помещения – это практически основной аспект в интерьере. Комбинируя свет с тенью, мы так или иначе создаем настроение в доме. Центральное освещение при всей своей привлекательности и экономности – раз и навсегда осветить все помещение, не создает уюта и некоей, хм… задушевности совсем другое дело, светильники с приглушенным светом, разного рода бра, настольные светильники и, конечно же, торшеры. Последние, ну просто таки аристократия среди светильников.

Конечно, основная функция торшера – обеспечение определенного уровня освещенности помещения или его части, но на этом их полезность не заканчивается. Какой ни будь, не к ужину будет помянут, дизайнер, сказал бы, что торшер помогает «зонировать» пространство. Очевидно, что зона, в которой расположен торшер, предназначена для отдыха – с книгой, в мягком кресле и с котом на коленях. Помимо очевидных функций есть еще и подспудный функционал – декорирование. Можно подобрать вариант для любого стиля интерьера. Есть модели, которые успешно впишутся в интерьер, и не будут отвлекать внимание на себя, в противовес им существует немало торшеров, которые способны стать этакой изюминой интерьра гостиной или спальни, да хоть и кладовки. Все зависит от того, какого эффекта от присутствия торшера в комнате мы ожидаем.

Если говорить о преимуществах торшеров по сравнению с настенными или настольными светильниками, то у них есть ряд очевидных преимуществ:
для установки торшера нет нужды в сверлении дырок в стене (как в случае с настенными светильниками – бра);
торшер мобилен, мы можем перенести его в любое место, развернуть в какую угодно сторону, лишь бы было куда поставить и розетка по близости;
в зависимости от высоты торшера, он способен зрительно увеличивать высоту комнаты.

Торшеры с абажуром, это самый классический вариант напольного светильника, состоящий из подставки, высокого штатива и закрепленного на его пике абажура. Именно абажур отвечает за технические характеристики прибора, уровень рассеивания и фоновой освещенности. Ну и основной вклад в привлекательность светильника в целом, как правило, за ним, за абажуром.

В качестве материала для изготовления абажура традиционно используется множество материалов - ткань, стекловолокно, стекло, бумага, керамика, металл и пластик, ну и разного рода дизайнеры с самоделкиными не обделенными фантазией, порой такое применят, что хоть святых выноси.

Задумав сделать небольшой настольный торшерчик, столкнулись с задачей изготовления абажура. Решено было сделать его тряпочным, для этого понадобился проволочный каркас. Поскольку в наличии была , использовал ее.

Что было использовано в работе.
Инструменты.
Набор мелкого слесарного инструмента, киянка, ножницы по металлу. Хорошие кусачки. Паяльник мощностью 65Вт с регулятором нагрева, принадлежности к нему. Непременно циркуль. Ювелирный лобзик с принадлежностями. Маленькая кисточка для флюса, шлифовальная шкурка. Для покрытия лаком – посуда, кисть.

Материалы.
Стальная оцинкованная проволока диаметром 2мм. Припой ПОС-40, флюс - «паяльная кислота» (хлористый цинк). Небольшой кусочек оцинкованной стали. ЛКМ, ветошь.

Такого рода абажуры на фабрике традиционно делаются способом контактной сварки, здесь же, за отсутствие таковой, применена пайка.

Проволока была впервые использована стальная оцинкованная. Предыдущий каркас и похожие работы делал из латунной, для удобной пайки. Но стоимость латунной проволоки пошедшей на один каркас, была примерно равна стоимости целой бухты оцинкованной стальной, из которой можно сделать не один десяток таких штуковин. Практика показала, что сборка ничуть не менее удобна, паяется, оцинкованная сталь, при подборе соответствующего флюса хорошо. Была использована «паяльная кислота» - хлористый цинк. И обычный оловянно-свинцовый ПОС-40.

Первым делом формуем «параллели» - кольца. Проволока продавалась в виде небольшой бухты, и отрезанные куски и так норовили свернуться в кольцо, следовало их только чуть подправить. Для фиксирования «параллелей» на своих местах, в деревянный шаблон забиты небольшие гвоздики, они не дают кольцам сползать.

Сформованы и спаяны кольца-«параллели», приступаем к «меридианам». Длину удобно измерить веревочкой, проволоку откусывал чуть с запасом. Прямо на шаблоне «меридиан» отформовывался. На дугообразной части заготовку пришлось немного выпрямить, уменьшив ее радиус, в нижней части заготовка распрямлялась почти полностью. Карандашиком на деревянной болванке делались отметки, проволока «параллелей» в этих местах зачищалась некрупной шкуркой и лудилась с хлористым цинком. Затем зачищались и лудились места припайки у заготовок «меридианов», их и отмечать было не нужно – два конца и серединка-перегиб. «Меридиан» прикладывался в нужном месте, левой рукой в тряпочной перчатке прижималась середина, наносился флюс и делалась пайка. Затем припаивались концы «меридиана», это было еще проще, заготовка формовалась так, чтобы серединка чуть не доставала до своего места. После ее припаивания, концы плотно прижимались к своим «параллелям».

Для простоты, заготовка размечалась «визуально», на глазок, то есть. Впаяны четыре «мередиана», по два, друг напротив друга. Угол 90 градусов, хорошо определяется глазом, дальше, «меридианы» впаиваются в середины пустых участков, там задача разметки также весьма проста – разделить отрезок пополам.

Несколько раз встречались такие вот трудности – новая пайка, рядом со старой. Никакой «ступенчатой пайки» с разными припоями, просто «старой» пайке организовывался дополнительный теплоотвод в виде губок пассатижей. Тепла для расплавления припоя не хватало и все что нужно оставалось на месте.

Ну вот, «меридианами», равномерно покрыта вся болванка, но, что-то редковато. Хотелось, чтобы у готового тряпочного абажура не было вопиющей «гранености». Решено было, в промежутки еще добавить «меридианов».

Ну вот, это уже больше похоже на полусферу. Оставим. Мелкие гвоздики выдернуты и каркас осторожненько снят с болванки.

Теперь следует озаботиться креплением его на лампе. Патрон в лампе с маленьким цоколем Е14, с резьбой снаружи и большой карболитовой гайкой на ней. Этой гайкой абажур и зажимается на лампе.

Площадка под гайку выпилена любимым инструментом – ювелирным лобзиком с крупной пилочкой. Из оцинкованной «кровельной» стали 0,5мм. Квадратная заготовка вырезана ножницами по металлу, начерчены диагонали, на пересечении, заготовка слегка накернена. В эту ямку уверенно, не соскальзывая устанавливается ножка циркуля.

Как ни парадоксально прямые проволочки оказалось, не так-то легко получить – пришлось изрядно поработать киянкой на деревянном пеньке. Решено было сделать крепления в четырех точках, чтобы не меряться с углами транспортиром (обычно, их делают три – экономят проволочку и несколько легче добраться до лампочки).

Примерка лампочки показала, что наиболее симпатичным, будет ее расположение не вровень с нижним краем, а несколько утопленным внутри. Проволочки крепления были отформованы на подходящем чурбачке, оставшимся от какой-то токарной работы. Преотлично подойдет и квадратной формы, лишь бы был ровный. Отгибанием проволочек добиваемся их равномерного касания стола при, лежащем на деревяшке железном кольце.

Помещаем крепление на штатное место, ровность удобно контролировать, немного приподняв край абажура, чтобы между нижним его краем и столом был зазор в сантиметр-два. Регулируя положением абажура на проволочках крепления, добиваемся равномерного зазора между краем и столом. Проволочки на второй снизу параллели, можно временно закрепить прищепками. Паяем, откусываем лишнее.

Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!