Маркиз де сад и его женщины. Маркиз де Сад – краткая биография

Правообладатель иллюстрации Getty

Маркиз де Сад, распутник-вольнодумец XVIII века, оставил заметный след в европейской культуре. Его до сих пор нередко вспоминают… и даже побаиваются. Почему? В этом попытался разобраться корреспондент .

"Убейте меня или примите таким, как есть, ибо я не изменюсь", - написал в 1783 году маркиз де Сад из тюрьмы своей жене. Для одного из самых радикальных писателей XVIII века других вариантов не существовало. Де Сад, необузданный развратник, отбывал тогда 11-летнее тюремное заключение, но не предал свои принципы и вкусы, чтобы сократить срок. Любое отклонение от своей природы было для маркиза равносильно смерти.

Сочинения де Сада не так давно пережили очередной всплеск интереса со стороны публики, но многие читатели по-прежнему его недопонимают. Его жизнь стала темой двух выставок в Париже, предоставляющих возможность по-новому взглянуть на одну из самых спорных фигур в европейской культуре. В октябре в музее Орсе открывается смелая экспозиция "Де Сад: битва с солнцем", переосмысливающая историю современного искусства через призму его радикальных книг. Буквально за углом, в Музее писем и рукописей, выставлены письма и книги де Сада, в том числе рукопись его дерзкого и отвратительного романа "120 дней Содома, или Школа разврата". Обе выставки позволяют посетителям глубже задуматься о современности и о времени, в котором жил де Сад, а также о том, как пересекаются эти две эпохи.

Наш взгляд на историю XVIII века - не только Франции, но и юных на тот момент Соединенных Штатов - бывает порой односторонним и обманчивым. Эпоха Просвещения ассоциируется с разумом, рациональностью, научными открытиями, гуманизмом, но это далеко не полный портрет того времени.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Рукопись романа маркиза де Сада "120 дней Содома": почерк у развратного маркиза был мелким, но разборчивым

В декабре исполнится 200 лет с тех пор, как умер де Сад, а он, без сомнения, тоже был личностью эпохи Просвещения. Он восхищался Руссо (его тюремщики запрещали ему читать сочинения философа). Но в то же время он нанес первый удар - эта метафора ему бы понравилась - по принципу верховенства разума и рацио, выбрав вместо них бунт, крайности и антигуманизм. Эти его черты возмущали его современников из числа великих и милосердных, но вызвали большой резонанс в искусстве, литературе и философии двух минувших столетий.

Верховенство порока

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, родившийся в 1740 году, был очень сложной личностью. По рождению аристократ, он тем не менее придерживался крайне левых взглядов и во время Французской революции был делегатом Национального конвента. Он отказался от своего титула во времена Террора. Он написал одни из самых провокационных романов, когда-либо выходивших из-под писательского пера, но в то же время сочинял и посредственные пьесы, начисто лишенные перчинки.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption В этом замке маркиз провел детство. Коридоры в нем выглядят сейчас вот так...

И, конечно, он имел склонность к жестким формам секса - теперь они носят его имя, но даже беглый взгляд на литературу XVIII века показывает, что де Сад был далеко не одинок в таких пристрастиях. Мишель Фуко, великий историк сексуальности, однажды заметил, что садизм - это не "практика древняя, как Эрос", а "крупный культурный факт, появившийся как раз в конце восемнадцатого столетия".

Как и его предшественники Вольтер и Руссо, де Сад писал романы, которые поддаются двоякому прочтению: и как беллетристика, и как философские трактаты. Даже самые жесткие сцены его книг по сути не являются порнографическими. Его ранний роман "120 дней Содома", с бесконечными описаниями порезов, переломов, жертвоприношений, кровопусканий и смерти, не вызывает никакого сексуального возбуждения. И даже его лучший роман, "Жюстина" (где фигурирует священник-либертин, растлевающий девушку облаткой для причастия), вызвал негодование во Франции не излишне порнографическими описаниями, а беспросветно черной моралью, не просто допускающей, а восхваляющей издевательства над ближним.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Сочинения маркиза вдохновляют многих современных постановщиков (висящие актеры рекламируют спектакль по мотивам произведений де Сада в Австралии)

Де Сад взял категорический императив Канта, обязующий человека следовать моральному закону, и вывернул его наизнанку. Подлинная нравственность, с точки зрения де Сада, заключается в следовании своим самым темным и разрушительным страстям до самого их предела, даже за счет человеческой жизни (кнуты - это для новичков: у де Сада не было особых возражений против убийства, хотя при этом он выступал резко против смертной казни. Убить в порыве страсти - это одно, но оправдывать убийство законом - это варварство).

"Люди осуждают страсти, - писал он, - забывая, что философия зажигает свой факел от их огня". С точки зрения де Сада, жестокие и гнусные желания - не отклонение, а базовые, основополагающие элементы человеческой природы. Более того, по его мнению, построения разума, столь уважаемые философами Просвещения, есть лишь побочный продукт глубоко укоренившихся низменных желаний: эти желания правят людьми в гораздо большей степени, чем любые рациональные мотивы. Благородство фальшиво. Жестокость естественна. Единственная мораль - это отсутствие морали, порок - единственная добродетель.

Дурное влияние?

Де Сад предавался излишествам не только в своих романах, но и в реальности, за что и провел треть своей жизни в тюрьмах (в том числе в Бастилии в 1789 году) и психиатрических лечебницах. "Антракты в моей жизни были слишком длинны", - написал он в своих заметках.

Его книги запретили вскоре после его смерти в 1814 году. Но пока рукописи де Сада лежали на полке, его мрачная философия распространялась. Франсиско Гойя, в свободное от написания слегка сатирических портретов испанской королевской семьи время, посвятил себя созданию безумных серий офортов - "Капричос", "Бедствия войны", поздние "Притчи", - в которых жестокость держала верх над добродетелью, а бессмысленное побеждало разум.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Как и де Сад, Франсиско Гойя до сих пор очень популярен...

"Сон разума рождает чудовищ" - называется его самая известная работа, где изображен спящий человек (возможно, сам художник), преследуемый кошмарными монстрами. Фуко считал офорты Гойи, в особенности мрачно-сатирические "Капричос", естественным дополнением сочинений де Сада. По его словам, в обоих случаях "западный мир увидел возможность преодоления разума посредством насилия", и после де Сада и Гойи "неразумие принадлежит к решающим моментам любого творчества".

Садистское видение людей, вышедших за грань разума, и человеческого тела в его экстремальных состояниях нашло продолжение в работах многих художников начала XIX века, в особенности Эжена Делакруа и Теодора Жерико.

Но собственно книги де Сада были малоизвестны. Только к концу столетия "божественного маркиза" узнали как следует. Действительно, он дал многим шанс укрыть сексуальную необузданность неким литературным флером (английский поэт конца XIX века Чарльз Суинберн, боготворивший де Сада, писал под псевдонимом длинные и занудные поэмы в псевдоэпическом стиле о телесных наказаниях мальчиков). Но поистине великие писатели того времени видели в де Саде нечто куда более важное, а именно - философа вывернутого наизнанку мира.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Потомок маркиза Тибо де Сад рекламирует свое новое шампанское. Название шампанского? Конечно, "Маркиз де Сад"...

"Я рана - и удар булатом. Рука, раздробленная катом, и я же - катова рука!" - писал Шарль Бодлер в "Цветах зла", одном из первых произведений, вернувших садистские принципы в литературу. Фридрих Ницше, чья половая жизнь была настолько же закрытой, насколько открытой она была у Де Сада, явно многое почерпнул у маркиза. Гийом Аполлинер, поэт, придумавший термин "сюрреализм", был редактором первого полного собрания сочинений де Сада. И многие другие сюрреалисты искали вдохновения в его текстах, где сцены секса и насилия порой невозможны с чисто анатомической точки зрения.

И не только сюрреалисты. Повесть английского писателя Джозефа Конрада "Сердце тьмы" о сумасшедшем колониальном администраторе в Конго (по ее мотивам был написан сценарий "Апокалипсиса сегодня"), по своей сути садистская. Как и "Смерть в Венеции", декадентский шедевр Томаса Манна о профессоре, чьи по-настоящему сокровенные желания запретны.

Без де Сада трудно представить Фрейда - маркиз за столетие до него назвал либидо главным двигателем человеческой природы. В кинематографе главным апологетом де Сада, конечно, был Пьер Паоло Пазолини, сделавший из "120 дней Содома" фильм "Сало", который почти невозможно смотреть. Но садистское влияние заметно и в других, порой сильно различающихся кинематографических течениях - от величавой "Империи чувств" Нагисы Осимы до трансгрессивного кино Джона Уотерса.

Де Сад везде, и он по-прежнему остается пугающей фигурой. Почему? Потому что у де Сада нет места холодному и объективному анализу; он задействует тело столь же активно, как мозг, а разум вынужден подчиняться более глубоким, пугающим инстинктам.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption До сих пор пугающ? (Слепок с черепа маркиза де Сада, сделанный в 1820 г.)

Даже для его поклонников это порой бывает чересчур: в фильме Филипа Кауфмана "Перо маркиза де Сада" с Джеффри Рашем в главной роли маркиза выставили жертвой борьбы за либеральную, законопослушную свободу самовыражения (а заодно зачем-то вставили нелепую и полностью вымышленную сцену пыток - в реальной жизни де Сад умер вполне мирно).

Но де Сад символизирует не свободу, а крайность. Он - пророк мира, рвущегося из своих границ. Поэтому в современном мире, пробующем на прочность политические, экономические и экологические рамки, его мрачный взгляд на человечество выглядит пугающе уместным.

У главного извращенца в истории была незаурядная супруга

Рене-Пелажи де Монтрей – одна из самых известных женщин XVIII века. Сама по себе она не оставила следа в вечности, но судьба уготовила ей быть женой легендарного маркиза Донасьена де Сада . 2 июня 2017 года исполнится 277 лет со дня рождения этого незаурядного писателя. Впрочем, громких празднований не предвидится, кажется, ни в одной стране мира – хотя воспетый де Садом и названный в честь него садизм прочно вошел во все сферы нашей жизни.

Сойдет и сестра

«Маркиз де Сад, самый свободный из живших когда-либо умов», как когда-то говорил хороший поэт Гийом Аполлинер , женился на Рене-Пелажи рано и неудачно. Обедневшего маркиза, представителя одной из лучших фамилий Франции, куда больше интересовала младшая дочь не особенно родовитого, но очень богатого господина де Монтрей, президента налоговой палаты Франции – но тот был непреклонен, желая выдать замуж сначала старшую. Пришлось подчиниться. Никакой любви между супругами, судя по снисходительным письмам молодого де Сада, не было – но Рене-Пелажи вошла в историю как один из символов супружеской верности даже в самых мрачных обстоятельствах.

Ибо сам господин де Сад сразу дал понять, что узы брака никак не сковывают его неординарную фантазию. Уже через пять месяцев после свадьбы маркиз попал в полицию по весьма подозрительному поводу: юная проституточка Жанна Тестар сообщила служителям закона, что именитый клиент пригласил ее в свой домик свиданий, отстегал там как следует и, более того, заставил богохульствовать. И если на первую часть изысканного меню аристократа полиция еще могла бы посмотреть сквозь пальцы, то вторая никак не вписывалась в тогдашний менталитет. В католической Франции никто и представить не мог что до времен самого лютого атеизма осталось всего четверть века…

Маркиз отсидел всего полмесяца, после чего благодаря хлопотам тестя его выпустили и попросили не появляться в Париже до особого распоряжения. Распоряжение последовало лишь через год. Считается, что жена Донасьена не знала конкретного содержания предъявляемых ему обвинений, но не понимать истиной сущности своего супруга она, конечно, не могла. Тем более что эту свою сущность маркиз проявлял направо и налево.

Зачатье за решеткой

В возрасте 28 лет де Сада осудили за жестокое изнасилование некоей Розы Келлер – маркиз якобы обманом завлек в свой дом простолюдинку, бил ее плетью и ножом. По версии самого Донасьена, никакого ножа не было и все происходило по обоюдному согласию. «Обоюдное согласие» дорого обошлось семье де Садов: Роза «забрала заявление» за 2400 ливров, гигантскую для простолюдинки сумму. Де Сада, однако, не выпустили: его влиятельная теща сочла, что распутному зятю полезно побыть за решеткой. Во время этого растянувшегося на несколько недель заключения верная Рене-Пелажи несколько раз посещала мужа – и именно за решеткой они зачали своего второго ребенка.

Дальше – больше. В 1771 году, когда Донасьену был 31 год, а Рене-Пелажи – 30, они уехали из Парижа в Прованс, чтобы «начать все с нуля». Что ж, начало получилось эффектным – де Сад наконец соблазнил Анн-Проспер , младшую сестру своей жены, на которой так хотел жениться почти десятилетие назад.

1772 год – «марсельское дело» о непристойной оргии маркиза с девушками легкого поведения; особенно возмутило суд насильное кормление девиц конфетами со «шпанской мушкой», считавшейся тогда сильным афродизиаком. По совокупности обвинений де Сада приговорили к смертной казни: на центральной площади городка Эксе сожгли чучела маркиза и его лакея, так как сами обвиняемые на суд и казнь предпочли не являться.

Неугомонная теща

Де Сад решил бежать в Италию, но совершил роковую ошибку – пригласил с собой Анн-Проспер. Та согласилась, но поделилась своими планами с матерью, которая немедленно отправилась к королю с требованием найти наконец управу на зятя. В Италии маркиза и его лакея арестовали, и верная Рене-Пелажи ринулась к мужу, несколько недель жила рядом с местом его заключения в мужской одежде и, наконец, помогла Донасьену совершить побег.

На нелегальном положении маркиз прожил пять лет, и все это время жена его содержала, покупала книги, помогала в творческой работе и, говорят, даже подбирала девушек для оргий, хотя сама в этой мерзости не участвовала. Де Сад относился к ней как служанке, считая всю эту помощь абсолютно естественной. Нежелание маркизы разделить его сексуальные вкусы он считал признаком глупости и неразвитости.

В 1777 году де Сада все же схватили – благодаря настойчивости люто ненавидевшей его тещи. Интересно, что, оказавшись за решеткой в ожидании суда и, возможно, казни, де Сад стал еще агрессивнее. Жене, родившей ему трех детей, он писал уже без обиняков: «Вы настоящая дура… Если бы только можно было и вас, и вашу омерзительную семейку запихнуть в один мешок и бросить в воду, то миг, когда бы я узнал об этом, стал бы самым счастливым из всех, кои мне довелось пережить за всю мою жизнь». Еще один его эпистолярный шедевр звучал так: «Утром я получил от вас пухлое письмо, которое показалось мне бесконечным. Пожалуйста, умоляю вас, не нужно писать так длинно: неужели вы думаете, что мне нечего больше делать, чем читать ваши бесконечные повторения? Поистине, у вас должно быть чудовищное количество свободного времени, если вы пишете такие длинные письма»…

Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (1740-1814) принадлежал к французской аристократии. Его отец был наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Же. До получения этого титула он некоторое время был послом Франции в России. Мать Донасьена была фрейлиной принцессы де Конде. Сам Донасьен в детстве имел честь играть с принцем, получил хорошее образование, окончив в знаменитый колледж д’Аркур. Затем он поступил в военное училище. В 1755 году в звании лейтенанта королевского пехотного полка принял активное участие в разгоревшейся в ту пору Семилетней войне. Сражался храбро, как и подобает дворянину хорошего рода, и в 1763 году он уходит в отставку в звании капитана кавалерии.

Ему оставалось лишь выгодно жениться и провести остаток жизни в светских увеселениях и заботах о благе семьи, чтобы повторить путь большинства родовитых дворян Франции.

Однако, все сложилось совсем иначе.

В дело вмешались две стихии: собственный нрав самого Донасьена Альфонса Франсуа де Сада и Великая Французская революция.

… «Где мы? Здесь только одни окровавленные трупы, дети, вырванные из рук матерей, молодые женщины, которым перерезают горло в заключение оргии, кубки, наполненные кровью и вином, неслыханные пытки, палочные удары, жуткие бичевания» -- так писал о произведениях де Сада литературный критик XIX века Жюль Жанен.

Сын маркиза после его смерти позаботился о том, чтобы его бумаги были сожжены, так ужаснуло его чудовищное содержание текстов, написанных отцом.

О романе де Сада «Жюстина» говорили, что прочитав лишь одну его страницу, ни одна девушка уже не будет так же чиста, как прежде.

Все его романы повествуют об инцестах, совращениях невинных девиц, чудовищных пытках и извращениях.

Это – литература. А что же было в реальной жизни маркиза?

Вся его биография – это череда буйных скандалов и тюремных заключений. Он женился на дочери господина де Монтрей, президента налоговой палаты Франции. Вскоре после свадьбы де Сад устроил настолько буйную вечеринку в публичном доме, что был на некоторое время выслан из Парижа. После этого были и попытки изнасилования каких-то актрисок или куртизанок, и угощение гостей странными конфетами, содержащими модный в ту пору афродизиак – шпанских мушек. Наглотавшись этого лакомства, гости начинали вести себя весьма вольно, предаваясь разнообразным сладострастным забавам.

Собственно, первый серьезный арест последовал именно по обвинению в содомии, которая тогда была уголовно наказуемым преступлением.

Де Сад бежал и был казнен заочно: на одной из центральных площадей города было сожжено его чучело. Какое-то время де Сад скрывался в родовом замке, ухитрился совратить младшую сестру своей жены, которая некоторое время разделяла с ним его образ жизни. Даже скрываясь от преследований, де Сад все равно время от времени попадал в истории то с попытками изнасилования, то с какими-то девицами, которых он порол плетками.

Наконец, его теща добилась его ареста, и де Сад был помещен сначала в Венсенский замок, а затем переведен в Бастилию. В тюрьме он провел больше десяти лет.

Именно в заключении он и начал писать. Он написал в этот период «Диалог между священником и умирающим», «Евгению де Франваль», «120 дней содома» и другие, не менее замечательные вещи.

По странной иронии судьбы, де Сад оказался едва ли не единственным узником, который томился в Бастилии к моменту начала Французской революции. Когда в городе начались беспорядки, он крикнул из окна, что здесь, в Бастилии, заключенных избивают и мучают, что стало одной из причин штурма замка восставшим народом.

Освободившись, де Сад принимает активное участие в революционном движении, становится членом различных комитетов, публично зачитывает свои воззвания, посвященные мученикам революции, публикует новые романы, в том числе и «Жюстину». Эта страница его жизни завершается арестом и ожиданием казни. Гильотины ему удалось избежать лишь потому, что в Париже случился переворот 9 термидора, и приговор просто не успели привести в исполнение.

Последние годы де Сад провел в нищете и забвении, а дни свои он завершил в лечебнице для душевнобольных. В историю культуры он вошел как писатель и философ, исповедующий отрицание Бога, а также всех моральных норм и правил, как предписанных церковными канонами, так и общечеловеческих принципов поведения в семье и обществе. Собственно, итог его жизни – это яркий пример того, к чему приводит подобная мораль.

Чего в его биографии больше – чудовищного или жалкого – судить сложно.

Очевидно одно: Донасьен Альфонс Франсуа де Сад не был садистом в том смысле, в каком это слово может понять человек, прочитавший хотя бы одно из его произведений. Никаких изощренных пыток, жутких умерщвлений и тем более, инцестов и детоубийств на его совести нет. Он, как говорят современные cеkcопатологи, знакомые с его произведениями, безусловно, страдал cekcуальным расстройством, которое сводилось к тому, что в ситуации, когда партнерша не сопротивляется, он оказывался импотентом. Вступить в половой акт он мог лишь насилуя, причиняя, и сам испытывая боль. Стегать плеткой служанок, безусловно, нехорошо, но едва ли в этом смысле де Сад был более жесток, чем многие другие дворяне, которые предавались таким развлечениям, даже не подозревая, что у них вскоре появится медицинское название «садизм».

Собственно, именно своеобразию своих литературных текстов де Сад обязан тем, что вошел в историю, как «первый садист». В этом смысле даже немного обидно за Калигулу, Нерона, Генриха VII Тюдора, испанского короля Фердинанда II и прочих правителей, сладострастная жестокость которых переходила все границы.

Великая Французская революция 1789-1794 гг. подобно разбушевавшееся морской стихии вынесла вместе с пеной на поверхность такое число гениев и злодеев, что любознательный современник до сих пор не может разобраться в исторических оценках её деятелей. К числу таких загадочных фигур следует отнести Донасьена Альфанас Франсуа де Сада (фр. Donatiтen Alphonse Fran; ois de Sade; 1740-1814), который вошел в историю как Маркиз де Сад- аристократ, философ, писатель. Это самый скандальный пропагандист абсолютной свободы. Свободы, которая не была бы ограничена ни пуританской моралью, ни христианской нравственностью, ни правом. Главная ценность жизни, считал он,- удовлетворение всех своих стремлений.

Гийом Аполлинер(1880-1918) – французский поэт, открывший де Сада (в 1908 году он опубликовал сборник его произведений), выказался о нем как о самом свободном из когда-либо существовавших умов. Это представление о Саде было на руку сюрреалистам. Ему отдали дань А. Бретон, нашедший у него "волю к моральному и социальному освобождению», ПольЭлюар, посвятивший восторженные статьи"апостолу самой абсолютной свободы", Сальватор Дали, придающий, по его собственным словам, "в любви особую цену всему тому, что названо извращением и пороком".

Известный немецкий сексолог, знакомый с творчеством маркиза де Сада, Рихард фон Крафт-Эбинг (1840-1902) назвал сексуальное удовлетворение, получаемое за счет причинения боли или унижений партнеру «садизмом». Позже слово «садист» стали использовать в более широком смысле.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился в состоятельной, известной семье 2 июня1740 года в замке Конде в Париже. Отец полковник легкой кавалерии и дипломат, одно время занимавший пост французского посланника в России, мать была фрейлиной принцессы де Конде. У принца был маленький наследник и мать де Сада Мари Элеонор надеялась, что у ребят завяжутся тесные дружеские отношения и будущее Донасьена при дворе будет обеспечено. Но своенравный Донасьен чуть не подрался с наследником, за что был выслан из дворца в Прованс. В пятилетнем возрасте его отправляют на воспитание к дяде аббату де Эбрей. Здесь его обучением занимается Жак-Франсуа Абле, с которым он возвращается в Париж в 1750 году, чтобы продолжить обучение в знаменитом Иезуитском корпусе. В 1754 году Донасьен поступает в кавалерийское училище. Принимает участие в Семилетней войне, но военная карьера не сложилась, хотя воевал он достойно.

В 1763 году он уходит в отставку в звании капитана кавалерии и возвращается в Париж. 17 мая этого же года маркиз де Сад женится на старшей дочери Рене-Пелажи президента налоговой палаты господина де Монтрей с благословения Людовика ХV и королевы. Но уже к осени, имея буйный и неукротимый характер (де Сад не смог усидеть дома и вести себя как приличный семьянин) он приобретает дурную славу распутника - волнодумца. Он оказывается в центре многочисленных светских скандалов в увеселительных заведениях и домах свиданий, за что постоянно попадал в поле зрения полиции. Наконец он был заключен в Венсенский замок. С этого времени начинается череда громких скандалов на сексуальной почве. То, маркиз де Сад открыто предлагает известной актрисе вступить с ним в половую связь за 25 луидоров за ежедневное соитие, то вместе со своим слугой Латуром он замешан в истории с четырьмя молоденькими девушками, с которыми они предавались - активной и пассивной флагелляция, анальному сексу, то, устав от затворнической жизни в своем родовом имении Лакост, изнасиловал трёх молодых девушек и т.д. Эти оргии чередуются публичными слушаниями и осуждению, заточению в тюрьмы и помещением в дома умалишенных.

Но аристократ де Сад умудрялся избегать наказания. Находясь в заточении, он добивается условий для занятий литературой, ставит спектакли. В 1779 году Сад закончил работу над своим первым литературным сборником "Диалог между священником и умирающим". Антиобщественное поведение де Сад чередует то с возвращением в кавалерию, откуда уходит в чине полковника, то принимает участие в заседаниях Конвента во время революции, то назначается народным комиссаром по здравоохранению. Но большую часть времени он стал проводить в тюрьмах и психиатрических лечебницах, откуда периодически сбегал и в которые его вновь возвращали. Жена его бросила и постриглась в монахини, двое сыновей потеряли с ним всякую связь. В 1790 году Маркиз де Сад знакомится с молодой актрисой Мари Констанс Ренель, которая стала его любовницей до последних дней его жизни. Последним пристанищем де Сада стала лечебница Шарантон, где он и умер 2 декабря 1814 года от болезни легких в нищете и забвении.

Пик литературного творчества маркиза приходится на время пребывания в Венсенской тюрьме и позже в Бастилии. Именно здесь в 70-80х годах он закончил роман «120 дней Содома», написал основную часть «Жюстины..», закончил шедевр новеллистики «Евгению де Франваль», многочисленные пьесы и повести. Книги его пользовались огромной популярностью и расходились мгновенно, хотя были запрещены. При взятии Бастилии камера Сада была разграблена, многие рукописи исчезли или были сожжены. В России произведения маркиза де Сада появились с 1785 года и постоянно публиковались в журналах до первой мировой войны. Некоторые произведения скандального автора были экранизированы. Неоднозначно был воспринят фильм П. П. Пазолини «120 дней Содома» (запрещенный в некоторых странах). Режиссер перенес действие в фашистское общество в 1944 год.

При всей неоднозначности и противоречивости творчества сексуального распутника, которое завоевало не столь значительное число сторонников, философия обогатилась новыми интересными аспектами:

Отрицание деления общества на дворянство, духовенство и третье сословие. УМаркиза де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов,

Де Сад также как и Томас Мальтус считает планету перенаселенной и убийство благом для общества,

Наблюдения за поведением человека, с которого сняты все ограничения от социальных до религиозных,

Полное отрицание самого существования бога. А следовательно принципов поведения человека в обществе. Либертинаж - проповедь нигилистической философии, гедонизм.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился в Париже (Paris), в замке Коде, 2 июня 1740-го. Его образованием занимался его дядя и преподаватели иезуитского лицея. Выстраивая военную карьеру, де Сад служил в драгунском полку и участвовал в Семилетней войне. В 1763-м он начал обхаживать дочь богатого магистрата, отец которой выступил против свадьбы, но устроил брак со своей старшей дочкой Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. В 1766-м маркиз отметил открытие частного театра в его замке и пережил кончину отца.

Долгие годы потомки де Сада клеймили его жизнь и работу как ужасное постыдство, нуждающееся в сокрытии. Такое отношение не менялось вплоть до середины 20-го века, пока граф Ксавье де Сад не вернул себе звание маркиза, надолго вышедшее из употребления, на своих визитках. Он же проявил особый интерес к "божественному маркизу", легенды о котором были запретной темой в семье Ксавье. Многие рукописи распутника-вольнодумца находятся в университетах и библиотеках, другие – бесследно исчезли в 18-19 вв. Многие отцовские труды были уничтожены по наущению его сына Донатьена-Клода-Арманда.



Де Сад вел свободное и скандальное существование, неоднократно покупая для жестоких утех проституток и сексуально эксплуатируя своих рабочих, мужчин и женщин, в своем замке в Лакосте (Lacoste). Его обвиняли в богохульстве, тяжком преступлении в то время. Он крутил интрижку с Анной-Проспер, сестрой своей жены, и любовница проживала прямо в его замке. Несколько проституток пожаловались на жестокое обращение со стороны Донасьена, и полиция начала вести наблюдение за аристократом-садистом. Его несколько раз арестовывали на короткие сроки, в том числе держали в замке Сомюр, пока в 1768-м не взяли под стражу в его же замке в Лакосте.

Первый серьезный скандал вспыхнул на Пасху в 1768-м, когда де Сад оплатил сексуальные услуги вдовы-нищенки Розы Келлер, подошедшей к нему за подаянием. Он сорвал с женщины одежду, бросил на софу и связал ей руки и ноги. Маркиз отхлестал свою жертву, излил горячий воск на полученные раны и избил Розу. Процесс повторился по кругу семь-восемь раз, пока бедняжка не смогла ускользнуть от него через окно.

В 1772-м произошел неприятный эпизод в Марселе (Marseille). Де Сад со своим лакеем Латуром поднялись в комнату, где находилось несколько проституток, согласно протоколу, занявшихся с маркизом анальным сексом и флагелляцией. Они не смертельно отравились конфетами со шпанской мушкой (на то время считавшейся вредным для здоровья афродизиаком), как и позднее еще одна девица, которой маркиз предлагал заняться содомией.

Пострадавшие с болью в желудке обратились в полицию, и виновников заочно приговорили к смертной казни. Донасьену должны были отрубить голову, Латура – повесить. Преступникам удалось сбежать, в Италию (Italy), куда маркиз прихватил и сестру своей жены. Мужчин поймали, заключили в тюрьму в крепости Миолан в конце 1772-го, оттуда они совершили побег через четыре месяца.

Впоследствии укрываясь в Лакосте, де Сад воссоединился со своей супругой, ставшей соучастницей его деяний. Он содержал группу молодых рабочих, большинство из которых жаловались на жестокое сексуальное обращение и покидали хозяина. Маркиз был вынужден укрыться в Италии повторно. В период затишья он написал книгу "Voyage d"Italie". В 1776-м, по возращению в Лакост, распутный философ взялся за старое. В 1777-м отец одной из нанятых де Садом сотрудниц отправился в замок с требованиями выдать ему дочь и попытался выстрелить в маркиза в упор. Оружие дало осечку.

В этом же году Донасьен под предлогом навестить свою больную мать, которая на самом деле давно почила, выехал в Париж. Его задержали и заключили в Венсенский замок. Маркиз успешно обжаловал свой смертный приговор в 1778-м, но оставался под стражей, согласно приказу о внесудебном аресте (lettre de cachet). Рецидивист вновь сбежал, и вновь его поймали. Он возобновил писательскую деятельность и познакомился с другим невольником, графом Мирабо, также марающим листы эротической прозой. Несмотря на общий интерес, отношения между мужчинами закончились лютой неприязнью.

Лучшие дня

В 1784-м Венсенская тюрьма закрылась, и де Сада перевели в Бастилию. 2 июля 1789-го он, как сообщается, выкрикнул толпе на улице из своей камеры "Они убивают здесь заключенных!", чем спровоцировал волнения. Через два дня его доставили в психиатрическую лечебницу в Шарантон (Charenton), недалеко от Парижа. Несколько дней спустя, началось главное событие французской революции – штурм Бастилии.

В 1785-м де Сад буквально за месяц написал роман "120 дней Содома, или Школа разврата", о четырех богачах-развратниках, решивших посредством оргий испытать наивысшее сексуальное блаженство. Аморальный эксперимент заканчивается изощренными пытками и всеобщим убийством. Вольная экранизация романа, "Сало, или 120 дней Содома" 1975-го режиссера Пьера Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), переносит в фашистскую республику Сало, в 1944-й.

В 1790-м маркиза выпустили из психушки, после того как новое Учредительное собрание отменило внесудебные аресты. Супруга де Сада получила развод. Пребывая на свободе, Донасьен, начиная с 1790-го, анонимно опубликовал несколько своих книг. Он встретил брошенную мужем Мари Констанс Ренель, бывшую актрису и мать шестилетнего сына, и оставался вместе с ней всю оставшуюся жизнь.

Разъяренная толпа разгромила и разграбила имение де Сада в Лакосте в 1789-м, из-за чего тот переехал в Париж. В 1790-м он был выбран членом Национального конвента, где представлял крайне левый сектор. Донасьен написал несколько брошюр, призывающих к осуществлению прямого голосования. Есть предположения, что он стал жертвой жестокого обращения со стороны своих коллег-революционеров из-за своего аристократического происхождения.

В 1801-м Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) приказал посадить анонимного автора провокационных романов "Жюстина, или Несчастная судьба добродетели" и "Жюльетта, или успехи порока". Де Сада арестовали в офисе его издателя и заключили в тюрьму без суда и следствия. Из первого места заключения, где Донасьен якобы пытался совратить молодых сокамерников, его перевели в суровую крепость Бисетр.

В 1803-м Де Сада объявили сумасшедшим и перевели в приют в Шарантоне. Его бывшая жена и дети согласились оплачивать его содержание. Вместе с ним разрешили проживать Мари Констанс Ренель. Глава приюта позволил маркизу поставить несколько пьес, где актерами стали заключенные, на потеху парижской публике. В 1809-м новым приказом де Сада определили в одиночную камеру и отняли у него пишущие инструменты и бумагу.

Похотливый философ вступил в сексуальные отношения с 14-летней Мадлен Леклерк, дочкой служащего в Шарантоне. Интрижка продлилась около четырех лет, вплоть до самой смерти де Сада в 1814-м. В своем завещании маркиз запретил вскрывать его тело, велел продержать в камере нетронутым 48 часов, а затем поместить в гроб и похоронить. Его череп был извлечен из могилы для френологической экспертизы.

Маркиз де Сад признавал только деление на властителей и господ. Отрицал существование Бога и моральных норм и правил. Признавал убийство лучшим способом разрешения вопросов с перенаселением и нехваткой ресурсов. Наконец, считал жестокие и гнусные желания естественными, базовыми элементами человеческой природы.