Межличностные конфликты, причины и мотивы их возникновения. Конфликтная взаимодействие Мотивом конфликта является противоречивое отношение к тому

Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта - это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства

основные причины возникновения межличностных конфликтов :

1) Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями отдельных индивидов;

2) Присутствие противоборства между различными личностями, вызванного разностью социальных статусов, уровнем притязаний и др.;

3) Появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между людьми;

4) Несовпадение рассуждений, т.е. несогласие с порядком (последовательностью) умозаключений оппонента, которое в определенных ситуациях приводит к появлению ощущения собственного психологического проигрыша;

5) Особенности восприятия , в ходе которого происходит потеря значительной части информации.

6) Субъективная предрасположенность к конфликтам, которая проявляется в сочетании следующих психологических качеств: неадекватная самооценка, стремление к доминированию, консерватизм мышления, излишняя прямолинейность, критицизм, тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, обидчивость.

Основными сферами проявления межличностных конфликтов являются коллектив (организация), общество и семья, т.е. социальные общности, в которых большей частью протекает жизнедеятельность человека.



В качестве мотивов возникновения конфликта могут выступать: ·потребности - состояния, создаваемые дефицитом материальных или идеальных объектов, которые стимулируют активность субъекта. ·интересы - представляют собой осознанные потребности, обеспечивающие направленность оппонентов на объект конфликта и способствующие проявлению его конфликтного поведения. ·ценности - совокупность качеств внутренней структуры личности, выступающих для нее особо значимыми и определяющих основу сознания и поведения. Ценности можно разделить на общечеловеческие, культурные, личностные и т.д. ·цели - это осознание возможного результата, к которому должны привести предпринимаемые действия· идеалы - некие обобщенные образы, характеризующие наилучшее состояние объекта, сформированные каждым конкретным человеком на основании обобщения социального и личного опыта и определяющие жизненную позицию. убеждения - система ценностей личности, которая определяет выбор стратегии поведения в соответствии с персональными взглядами, интересами и потребностями.

Мотивы поведения конкретного человека или группы определяются не только внутренними составляющими. Они также возникают исходя из конкретной социальной ситуации, имеющихся социальных условий. Это обусловлено тем, что реформы общества закономерно сказываются на трансформации общественного сознания, что в свою очередь способствует изменению потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов и убеждений конкретных людей, а следовательно и мотивации в целом

основные типы межличностных конфликтов. Ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работы (является ли она для него источником средств существования, возможностью самореализации и др.); Конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления, мотивы и т.д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, у супругов оказываются разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска, начальник намеревается послать в командировку подчиненного, который никак не собирайся отлучаться из города до конца месяца, конфликты, возникающие из-за нарушения норм и правил взаимодействия . Нормы и правила совместного взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь имплицитный (скрытый, подразумеваемый) характер (например, соблюдение норм этикета, о чем необязательно договариваться, следование им считается само собой разумеющимся) или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (например, оговоренный вклад каждого из участников в общее трудовое взаимодействие), но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия. Помимо этих параметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика, как острота, которая проявляется в жесткости противостояния сторон. Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится, прежде всего уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степень их значимости может быть различной.

Конфликт – это неотъемлемая часть общественных, политических, экономических отношений, а также межличностного взаимодействия, и от того, насколько полными будут знания о конфликтной ситуации, напрямую зависит ее исход, благоприятный для обеих сторон.

Конфликт – это проявление противоречий между двумя субъектами, и наиболее острый способ их решения.

Противоборствующие силы участников конфликта всегда вызывают определенное напряжение, и с этой точки зрения, конфликт – способ его разрядки, выход из сложившихся обстоятельств.

Существует несколько мнений о функциях и роли конфликтов в обществе:

  1. Общественное мнение оценивает конфликт как явление нежелательное. Однако такое отношение связано с распространенностью стереотипов: конфликт представляется как бытовая или рабочая неурядица, ссора, межнациональное противоборство, политический предмет спора и т.д.
  2. Однако конфликт не только неизбежен, но и социально полезен. Он имеет свойство оканчиваться и разрешаться тогда, когда появляются силы, возвращающие систему в состояние покоя, а значит, в самом конфликте заложены эти силы, призванные уравновешивать и стабилизировать ситуацию. К ним относят и дебаты, и дискуссии, и сделки, и компромиссы и др.
  3. Некоторые исследователи считают конфликт абсолютно естественной стороной общественных взаимоотношений. Наличие любого дефицита в обществе (что неизбежно) всегда провоцирует потребность увеличить долю собственных ресурсов, а в случае сражения за власть, лидерство, передовые позиции конфликт только усиливается.
  4. Считается, что конфликт в группе в некотором роде способствует сплочению ее участников, однако это можно утверждать только в отношении конфликтов, не противоречащих общегрупповым нормам и основам отношений участников группы.

Важно понимать, что в конфликте могут быть заинтересованы не столько его стороны, сколько третье лицо, и в этом случае позитивная функция конфликта исчерпывает себя – функции конфликта каждый участник оценивает по-своему.

Виды и типы

На основании способа разрешения конфликтов они делятся на два вида:

  1. Антагонистичные . Противоборство решается разрушением структур всех сторон или полным отказом сторон от участия, кроме той, что выиграла конфликт. К примеру, выигрыш в споре или выбор в органы власти;
  2. Компромиссные . Решение конфликта принимается с учетом той или иной пользы для обеих сторон. К примеру, за задержку сроков поставщик предлагает заказчику скидку на услуги и т.д.

На основании сфер проявления конфликты подразделяют следующим образом:

  • политические : борьба за власть;
  • социальные : противоречия в отношениях между людьми и группами, которые характеризуются усилением интересов — забастовки рабочих, пикеты и т.п.;
  • экономические : в основе конфликта лежат противоречия экономических интересов, борьба за льготы, ресурсы.
  • организационные : в основе конфликтов, как правило, регламентирование обязанностей как следствие иерархической структуры в организации.

На основании направленности конфликта их делят на два вида:

  • вертикальные : уменьшение объема власти сверху вниз. Например, в отношениях между начальником и подчиненным, головным предприятием и дочерним;
  • горизонтальные : взаимодействие происходит между сторонами, имеющими равный объем власти. К примеру, руководители соседних отделов на предприятии.

По степени выраженности конфликтные ситуации делят на две группы:

  • открытые : столкновение явно выражено: спор, ссора;
  • скрытые : выражение конфликта косвенное, агрессивные действия скрыты.

По числу участников конфликты делят на:

  1. Внутриличностные : столкновение мотивов личности одного и того же человека, чаще всего они характеризуются проблемой выбора. При этом выбор может быть обусловлен как нормами и требованиями общества, так и личной потребностью и желанием.
  2. Межличностные : столкновение может быть между человеком и группой, между двумя людьми.
  3. Межгрупповые : в этом случае сталкиваются две группы людей, объединенных по определенному признаку.

По затрагиваемым в конфликте потребностям выделяют две разновидности:

  • когнитивный конфликт – столкновение знаний, противоположных мнений и суждений;
  • конфликт интересов – в основе конфликта интересы группы или индивида.

Классификация и структура конфликта

Структурой конфликта является совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают его целостность. Обязательными компонентами конфликта являются:

  1. Участники конфликта . В эту категорию входят все лица, так или иначе принимающие участие в конфликте.
  2. Информационные модели у всех категорий участников.
  3. Предмет : проблема в основе конфликта, при этом она может быть как объективно существующей, так и субъективно представленной.
  4. Объект : повод конфликтной ситуации. Когда он оказывается на пересечении интересов, возникает непосредственно конфликтная ситуация.
  5. Микросреда, макросреда . Все условия системы, в которой находятся участники конфликта, которые позволяют сделать правильный вывод о причинах, течении конфликта и не выделять его в отдельное явление, а воспринимать как часть социальной ситуации.

Причины и условия возникновения

Причины возникновения конфликта весьма разнообразны и зависят от типа, количества участников, условий протекания и т.д.


К общим причинам, согласно которым формируется большинство конфликтных ситуаций, можно отнести:

  1. Естественное столкновение ценностей в процессе социального взаимодействия. При этом к ценностям могут быть отнесены духовные, материальные и пр.
  2. Недостаточно разработанная правовая база , позволяющая разрешать социальные противоречия в той или иной области, отсутствие четкого регламента.
  3. Острая нехватка благ, имеющих решающее значение в жизнедеятельности субъектов.
  4. Устойчивые стереотипы поведения и мышления, что чаще всего ведет к групповым конфликтам.
  5. Слабая информированность в определенных вопросах, касающихся предметов конфликта.

Участники и последствия

Участниками конфликта являются все субъекты, так или иначе принимающие участие в конфликтной ситуации: от непосредственных сторон до тех, кто оказывает влияние на его течение.

Участники делятся на:

  1. Основных – противоборствующие силы.
  2. Группы поддержки – оказывающие помощь, разделяющие взгляды и т.д.
  3. Других участников – стимулирующих конфликт, провоцирующих и т.д.

Последствия конфликта могут быть различными:

  1. Благоприятные . Это те, которые приемлемы для обеих сторон. Это дает участникам ощущение причастности к решению общей проблемы, а также позволяет строить перспективы на сотрудничество в дальнейшем.
  2. Дисфункциональные. К ним относят:
  • неудовлетворенность;
  • низкую степень сотрудничества;
  • неконструктивную, непродуктивную конкуренция с другими группами;
  • формирование мнения о другой стороне как о «враге»;
  • окончание взаимодействия сторон;
  • враждебность.

Стратегии поведения в конфликте

  1. Соперничество . Выбирающий данную стратегию, как правило, оценивает собственные интересы гораздо выше, нежели интересы оппонента. При этой стратегии активно используется авторитет, власть, жесткая позиция.
  2. Уход . Эта стратегия характеризуется низкой оценкой своих интересов и интересов оппонента. В сущности, это взаимная уступка.
  3. Уступка . В этом случае человек оценивает интерес соперника выше собственного, и жертвует личными потребностями.
  4. Компромисс . Он характеризуется балансом интересов и поиском вариантом выходов, удобных для обеих сторон.
  5. Сотрудничество . Такая стратегия характеризуется высокой оценкой обоих интересов, а также признанием ценности межличностных отношений.

Управление и способы разрешения

Управление конфликтом предполагает удерживание его в рамках, за границами которых возникает угроза для межличностных отношений, организации, группы и т.д. Умелое управление в ряде случаев помогает решить конфликтную ситуацию.

Существует несколько способов решения конфликтов:

  1. Уход, уклонение . Стремление избежать конфликта, а оказавшись в нем, отказ от обсуждений, переговоров и т.д. В ряде случаев такой способ разрешения приемлем, например, при необходимости проанализировать ситуацию, однако это является в некотором смысле откладыванием на более позднее время.
  2. Сглаживание . Это – демонстрация согласия с выставленными требованиями. К сглаживанию можно отнести обещания, извинения и т.д.
  3. Компромисс . Взаимная уступка, которая позволяет каждой из сторон выйти из конфликта удовлетворенными в той или иной степени.
  4. Принуждение . Это подавление одной из сторон, игнорирование ее интересов, мнения.
  5. Конфронтация . При этом способе решения каждый остается при своем мнении, настаивает на своем. В этом случае необходима третья сторона для более удачного разрешения.
  6. Сотрудничество – совместное преодоление возникшего разногласия.

Диагностика и прогнозирование

Прогнозирование конфликта – это предположение о возможности его возникновения и дальнейшего развития на основе имеющейся информации.

Многие внешние стимулы представляется возможным предвидеть и своевременно устранить, однако прогнозирование должно учитывать данные обо всех структурных элементах конфликта:

  • проблему;
  • отношения между сторонами, обстоятельства;
  • сигналы о возможном конфликте, их частота;
  • инциденты, конструктивные и деструктивные проявления, поведенческие реакции и т.д.;
  • состав участников или их личностные характеристики, индивидуальные склонности к вступлению в конфликтные ситуации.

Конфликты – обязательная сторона любых взаимоотношений, включая трудовые, экономические, социальные и пр., и в зависимости от сферы деятельности, направленности, характеристик сторон и других факторов выбираются различные стратегии поведения и оптимальные решения данных ситуаций.

Видео: Что такое конфликт

Структура конфликта

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта;

2) субъекты (участники) конфликта;

3) социальная среда, условия конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники - это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

объект - это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;

конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент - это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода.

Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство — убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на “своих” и “чужих”, друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным “кто есть кто”, ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее “ввязаться в драку” и победить, а с другой — трудно входить в воду “не зная броду”.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание).

1. Мотивы и цели участников взаимодействия.

2. Стратегии и тактики взаимодействия.

3. Регуляторы конфликтного взаимодействия.

4. Нормативные регуляторы.

5. Модели развития межличностной конфликтной ситуации.

Литература:

1. Анцулов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога - СПб.: Питер, 2000.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Питер, 2000. -С.209-281.

3. Ложкин Г.В., Повьякель Н.И. Психология конфликта: Теория и современная практика - М.: ИД "Профессионал", 2006.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1997..

5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

6. Коряк Н.М. Влияние самооценки на поведение в конфликте // Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. - Новосибирск, 1988.-С. 18-22.

Мотивы и цели участников взаимодействия

Как уже отмечалось, конфликт является биполярным явлением. В динамике конфликта его биполярность проявляется в наличии не менее двух сторон, между которыми происходит взаимодействие. При этом действия этих сторон должны быть направлены друг на друга. Они согласуются в процессе протекания конфликта и координируются в зависимости от того, как он протекает. То есть стороны конфликта регулируют его течение.

Важной психологической стороной конфликтной ситуации является стремление сторон, которые, однако, практически не описаны в психологической литературе. Характеризуя конфликт, исследователи отмечают прежде всего на том, что в нем имеется значительное эмоциональное напряжение, связанное с определенными проблемами.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Если говорить о конфликтах, то в нем мотив является побуждением к вступлению в конфликт. Довольно часто в конфликтном взаимодействии сложно выявить истинные мотивы его участников. Оппоненты скрывают свои мотивы, демонстрируя лишь мотивы участия в конфликте. Однако эти мотивы могут существенно отличаться от тех, какими в действительности руководствуются участники конфликта.

Активность вызывается потребностями, которые определяются как состояние субъекта, который заключается в наличии нужды в определенных ресурсах - материальных или духовных, которые необходимы для существования и развития.

Выделенные нами выше потребности (в безопасности, признании, принадлежности и т.д.) свойственны не только отдельным индивидам, но и социальным группам, сообществам и даже государству.

Обычно поведение участников конфликтной ситуации направлена на то, чтобы удовлетворить определенные интересы. Интересы являются осознанными потребностями, которые обеспечивают направленность на объект конфликта и способствуют реализации конфликтного поведения индивида.

Близкими к интересам также и ценности, которые личность может отстаивать в конфликте: истинность идеи, справедливость принятого решения, чувство собственного достоинства, чести, самооценка.

Мотивы личности часто обусловлены имеющейся ситуацией взаимодействия. Также нестабильность в современном украинском обществе формирует определенное общественное мнение, которое, опосредствуясь в сознании людей через их потребности и интересы, отражается в поступках конкретных людей и групп.

Мотивы участников взаимодействия конкретизируются в их целях. Цель - это осознанный образ предполагаемого результата, на который направлено действие человека. В конфликте целью человека является его представление о конечном результате конфликта. Поскольку цель всегда осознанной, то стоит разделять мотивы-цели и просто мотивы, когда участник конфликта не ставит перед собой определенной осознанной цели. Н.В. Гришина считает, что участник конфликта стремится к тому, чтобы преодолеть противоречие, однако вряд ли станет формулировать свои цели именно в такой системе представлений.

В широком смысле цели человека - это главные, направляющих факторы, определяющие ее образ жизни, выбор тех или иных ситуаций, предпочтение одним возможностям по сравнению с другими.

Конфликт является ситуацией обострения противоречий, которая побуждает индивида к активности, направленной на преодоление противоречия. Следовательно можно утверждать, что целью участника конфликта является изменение ситуации в благоприятный для себя сторону: "сделать по-моему", "принять решение", "получить преимущество", "договориться", "согласовать позиции" и т.п.

Цели в конфликте могут быть стратегического или тактического характера. Поскольку основной целью можно считать стремление овладеть предметом конфликта, то эту цель можно считать стратегической и ей будут подчинены тактические цели. Однако в процессе конфликта такая цель может быть изменена на другую, когда у оппонентов возникает желание нанести максимальный урон друг другу или, наоборот - сохранить хорошие отношения с другой стороной.

Фактически же в конфликте можно выделить три группы целей:

1. Цели, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.

2. Цели участников, связанные с социальными аспектами конфликта (взаимоотношения между участниками конфликта).

3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции и своих действий для себя и для других людей.

Если человек действует в присутствии других, у него возникает два противоположных содержанию пласты:

"Содержание для себя" не требует дополнительных обоснований и мотивировок, кроме того предмета, на который направлена активность индивида, или проблемы, для решения которой он выполняет определенные действия. Выполнение требований "содержания для других" предусматривает наличие по каждому элементу поведения "определенного социально кодифицированного, конвенционального и общедоступного значения" (А. Хараш). На основе этого возникает своеобразный мотив "быть понятным".

В конфликтной ситуации обязательно имеется оправдание своей позиции и своих действий ("содержания для себя»). Каждый участник конфликта уверен в собственной правоте, в том, что он все делает правильно, а другой - "прав". Даже если оказывается готовность признать свою неправоту по отдельным вопросам, одинаково мы считаем себя "более правыми", чем нашего оппонента.

Именно возможность неоднозначной интерпретации ситуации в случае возникновения противоречий усиливает мотив "быть понятным". Это побуждает человека обосновать свои действия в глазах окружающих. Это желание прямо пропорционально возможности неоднозначной оценки его поведения.

Цели участников конфликта является важным регулятором их поведения. Однако они не определяют однозначно характер их взаимодействия в конфликте, выбор стратегии и тактики поведения. Вообще выбор стратегии и тактики поведения становится результатом действия сложной системы факторов, которые образуют даже не комплекс, а амальгаму - регулятор конфликтного взаимодействия.

Обычно мотивы и цели участников конфликта не так легко распознать. Для рассмотрения и анализа доступны прежде пени позиции. Позиция участника конфликта - это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении и поступках. В основном позиции участников конфликтного взаимодействия являются достаточно устойчивыми.

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические характеристики связаны с тем, Какие именно события происходят в конфликте.

Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта, Они отражают компоненты, без которых его существование, по мнению Н.В. Гришиной, невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер.

Структуру конфликта можно представить в виде следующей схемы.

S1 иS2 – стороны конфликта (субъекты конфликта);

ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликт ситуации);

М1 и М2 – мотивы сторон в конфликте;

Р1 и Р2 – позиции конфликтующих сторон.

Давайте теперь поясним основные структурные элементы конфликта.

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. Это всегда та объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, которая подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках оппонентов. Этим предметом могут быть ценности и связанные с ними жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное положение личности в коллективе и т.п.

Предмет конфликта (иногда выделяют еще и «объект») – это конкретная материальная и духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтующие стороны; ею может стать и какое-то имущество, а также социальная реальность в виде гарантии занятости, должностной вакансии, размеров оплаты труда и т.п. – все, что представляет собой объект личных, групповых и общественных интересов.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы сторон в конфликте.

При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, потребностях отдельных лиц социальных групп.

Мотивы в конфликте – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Базисными побудителями активности сторон в конфликте являются потребности.

Мотивация находит выход в двух существенно различающихся между собой формах. В одних случаях (например, при конфликте интересов) цели одной стороны оказываются достижимыми только путем лишения других сторон возможности реализовать их цели. В других случаях (например, при конфликте ценностей) противостояние сторон находится преимущественно в плоскости восприятия, точек зрения, аксиом.

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.