Основные уровни мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения

Структура мировоззрения подразделяется на 4 уровня Уровни мировоззрения:



Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Существует 3 типа мировоззрения: мифологический, религиозный, философский. Мифологический тип – это совокупность представлений о мире на основе фантастики и веры в сверхъестественные силы, их сходством с человеком и человеческим поведением. Исторически первым был мифологический взгляд на мир. В мифах содержались попытки ответа на вопросы о происхождении мира, о различных явлениях природы - солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др. Существует очень много мифов о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия, например, тоже базируется на мифологии. Мифология отрицает эволюцию природы, она признает только ее вечный круговорот.На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.Религиозный тип - вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.Важнейшими атрибутами религиозного типа являются: Удвоение мира: реальный, физический, сверхъестественный.Существует очень много религиозных направлений, но важнейшими из них являются: буддизм, христианство и ислам. Религия формирует духовный мир человека. Но несмотря на близость религии и философии, они различны. Различие заключается в том что, философия представляет собой представление о мире в теоретической и конкретной форме. Что нельзя сказать о религии. Философский тип («фило» - любовь, «софия» - мудрость). Философия является одним из обобщающих типов человеческого мышления, отражающим всю действительность в целом. Философскому типу мировоззрения характерны: Теоретическое, а не обыденное миропонимание. В философии интеллект, разум, рациональное мышление отталкиваются от научных фактов. Философия объясняет мир исходя из соотношения бытия и сознания, а также исходя из места человека в мире.

Философия: определение, возникновение, развитие.

Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. в Средиземноморском регионе, точнее, в Древней Греции и на сопредельных территориях. Мировоззренческие системы, выработанные в Древнем Египте, Вавилонии, Индии и Китае, нельзя безоговорочно отнести к философским. Чаще всего эти системы называют предфилософией, поскольку в них доминировали мифологические и религиозные представления.

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости.

Философия - это наука о всеобщем, она - свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии - увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

В древнегреческой философии сохранялись остатки прежнего способа мышления, однако доминировали приемы, основанные на логических правилах и принципах рационального, в том числе научного, мышления.

Причины возникновения :

1)установление рабовладельческого строя.

2)расширение культурных и хозяйственно-экономических контактов. Расширение культурных контактов давало возможность сопоставить обычаи, верования, традиции, нравы других народов с собственными и увидеть необщезначимость (относительность) собственных представлений о мире и норм жизненного уклада.

3)зарождение научных знаний и как правило сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Это сомнение выразилось в теоретически обоснованной ими и практически окрашенной необходимости различать мнение и знание.

Мнение - это то, что основано на традиции или обыденном опыте и, как правило, является мнением большинства.

Знание - это то, что истинно в действительности, соответствует реальному положению вещей и ходу событий и менее всего зависит от позиции большинства по данному вопросу.

Даосизм.

Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. основатель - Лао-Цзы полагал, что жизнь людей протекает по опред. ест. закону - дао. Дао вместе с субстанцией (воздух, эфир) сост. основу мира. Даосизм - это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь собраны в некоем "хаотическом единстве". Мир пребывает, согласно даосизму, в постоянном движении и изменении. Живет он и действует спонтанно, без каких-либо причин. В центре учения стоят понятия "дао" (путь) и "дэ" (сила).все вещи в мире нах-ся в пост. движении и перетекают из одного состояние в противоположное,. в события вмешиваться нельзя. Основной задачей своей философии. Мир познаваем. Познание в своей основе принимает вид зеркального отражения циклического движения вещей природы.

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский. приспосабл. христ. Ф к изменениям, условиям 13 в(противоречия между светск. вл. и церковью, появл. купеч. и ремесл, появл. ересей, заново откр-ся Ф Аристотеля).Именно с Фомы Аквинского начинает отчетливо проявляться двойственность религиозной психологии. Стремление проникнуть в божественную тайну парадоксальным образом сталкивает требования холодного рассудка с личностными чувствами верующего. Однако стена, отделяющая божественный мир творения от человеческого, достаточно высока. он достаточно корректно решает проблемы веры и разума. Разум и вера отл-ся друг от друга, но образ. единство. двиг-сь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошиб-ся, поэтому ошиб-ся разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскр-ся разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше рук-ся положением разума.те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф. доказ-во бытия Бога. Фома выводит его сущ-ние из того, что кажд.явл. имеет свою причину, цель, сущность. и двигаясь по лестнице целей, причини сущностей мы подходим к Богу, т.к. Бог - причины всенх ест. процессов. Фома пыт-ся снять противоп-ти номинализма и реализма. общее - продукт ума, но оно имеет отношение к реальности, т.к. реальность сущ. вне ума. общее может сущ. и вне нашего ума., а точнее в уме Бога. Чел. общ-во предназн. для того, чтобы содействовать индивидам в дистижении целей, поставленных в духе католицизма. Гос. власть происх. от Бога, форма правления зависит от конкр. обстоятельств. церковь по своему статусу выше гражд. общ-ва, а земная жизнь - приготовление к небесной.

Жан-Жак Руссо

В своем влиятельном трактате «Общественный договор», Жан-Жак Руссо (1712–1778) изложил другую версию теории общественного договора, основанную на народном суверенитете. Хотя Руссо писал, что, возможно, в то время британцы были самые свободные люди на земле, однако он не одобрял их представительное правительство. Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим. Граждане должны, по крайней мере, в некоторых обстоятельствах быть в состоянии вместе избирать основные нормы, по которым они будут жить, и быть в состоянии пересмотреть эти нормы позже, если они захотят это сделать – то, что британский народ в целом не мог делать.

Марксистская философия.

Марксизм представляет собой сложное учение. Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения человечества. Маркс и Энгельс доказали неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения и несвободы людей. Марксизм включает 3 основные части: философию, политическую экономию и научный коммунизм. Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В философии марксизма было показано, что не общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика-критерий истины, истина - основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания; Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, а как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Мировоззрение его уровни и структура.

Мировоззрение - это совокупность представлений о реаль­ности, система принципов, эталонов и убеждений, определяю­щих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в це­лом.

Структура мировоззрения подразделяется на 4 уровня Уровни мировоззрения:

Повседневно-обыденное мировоззрение - это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятель­ности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности.

Научно-философское мировоззрение - это система пред­ставлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе фило­софского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.

Познавательная компонента включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности. Это элементы научной картины мира, естественно-научных зако­нов, теорий и гипотез таких фундаментальных наук, как астро­номия, астрофизика, астрохимия, космология, механика, тер­модинамика, биология, кибернетика и другие.

Ценностная компонента содержит ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чело­века, а также предлагаемый ему набор специфических отноше­ний к явлениям природной реальности и другим людям.

Деятельностно-поведенческая компонента охватывает со­вокупность предписываемых человеку правил, норм, принци­пов, эталонов поведения (не убивай, не укради, не лжесвиде­тельствуй, помогай другим и т.д.) и деятельности (выбирай вы­полнимые цели и подходящие средства; будь активным и изоб­ретательным, будь осторожным и не навреди, добивайся макси­мального результата при наименьших затратах и др.).

Мироощущение - это относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональ­но-психологических механизмах.

Миропонимание - это способ восприятия реальности, ос­нованный на интеллектуальных способностях человека.

Вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение

Философия

Справедливость

Гуманизм

Гражданское общество

Правовое государство

Социальное государство.

Вопрос 2: Предмет и функции философии

Предмет философии: философия как учебная дисциплина.

Основные функции философии:

1. мировоззренческое (отвечает на вопросы).

2. методологическое (научное знание подразделяется на знание о мире и знание о знании).

Метод - универсальные мыслительные формы, которые могут использоваться в решении практических вопросов, исследованиях независимо от объекта исследования.

Методология - это дедуктивных суждений где в качестве большой посылки используются общие принципы. Например, для того чтобы решать богословские проблемы среднековые теологи использовали идеи античных философов, через 1,5тыс. лет после того как они покинули.

Вопрос 3:Природа философского знания, проблемное поле философии

Есть две области человеческих знаний, которых никогда не устаревают, это математика и философия, все остальное так или иначе становиться архаичным. Подлинно философское знание рефлексивна, это - метафизика (И.Кант).

Метафизика буквально за пределами природы, за пределами природы находится разум. Значит, философия - это наука рефлексивно исследующее основание разума. Никакая другая наука не имеет соответствующего понятийного аппарата (средств) для исследования «вечных» философских вопросов, которые веками ставят перед собой человек и человечество: (что есть мир, как целое?; место человека в мире?; смысл человеческой жизни?; основание и границы человеческого познания?; смысл истории?; «И.Кант считал что основные философские вопросы таковы: что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Что есть человек?»). - мировоззренческие вопросы.

[Рефлексия - это внутренняя отражение. Философская рефлексия - это исследование разума своих оснований. Каждый человек рано или поздно задается мировоззренческими вопросами. Заглядывая в себя он порою не находит ответа на них, здесь могут помочь три формы культуры - религия, искусство и философия. Они говорят на разных языках, религия говорит на символе и мифологии, искусство на языке худ.образов, философия на языке понятий. Философская одаренность по Платону это способность души припоминать то, что она видела в мире эйдосов. Душа философа это делает лучше других: обращаясь к себе даже с частными вопросами, она получает ответы на уровне всеобщего.].

Вопрос 4:Происхождение философии

Философия возникла в древнем обществе на западе и востоке одновременно 6-7в. до н.э. Европейская модель возникновение философии:

Философия возникла в античном мире в 6-5вв. До н.э.

Процесс возникновения:

1. полисная греческая цивилизация имела развитую досуговую сферу, поэтому свободные граждане дискутировали свое свободное время «трудились только рабы; свободные граждане использовали свободное время для наслаждения от своего ума и телесности, последняя обладала эстетической ценностью;» представители богатых родов путешествовали на Восток и приносили в полис философские идеи подчеркнутые в Китае, Индии, эти идеи становились материалом для обсуждения полестрах (общ.баня).

2. До укоренения и распространения философской тематики в полисной культуре преобладала мифология. Постепенно в 4-3вв. Философская тематика вышла на первый план, а мифология сохранилась, но утратила свои приоритеты.

3. Каста жрецов, оракулов располагала монополией на положительное знание, но философия сделала систему распространения знания более демократичной.

Современная философия разнообразна по направлениям, концепциям, т. к в ней представлены все по-настоящему философские учения, тексты (за 2,5 тыс.лет философское развитие человечества).

Вопрос 5:Основные особенности философии:

1)понятийный характер философского знания (античные философы считали что философское знание держится на понятиях, понятие - это эпистемы, т.е отражение сущности).

2)Основная забота философии - это всеобщее, т.е задачи найти некоторые всеобщее основания в мире, в жизни.

3)Диалогичность философии: философия выполняет в обществе объединяющею роль, т.к создает единые ментальные основания для человеческого взаимопонимания, сотрудничества, но особо важно то, что философии осуществляется это функция на уровне всеобщего.

Вопрос 6:Структура философского знания.

СФЗ выделяется по разным основаниям:

1. по проблемным областям: - онтология (наука о бытии (материалистическая онтология))

гносеология (научное учении о познании)

аксиология (учение о ценностях).

Антропология (наука о бытие)

2. По типам философствования (что в центре фил.картины мира): - антропоцентризм (человек)

Социоцентризм

Космоцентризм (порядок)

Натурцентризм (природа, однако философия рефлексивна она исследует не природу как таковую а то как природа может быть отражена в человеческом сознании).

Теоцентризм (бог)

3. по историко-культурным основаниям: - античная философия, средневековая философия, немецкая классическая философия.

«Мировоззренческие и методологические основы юридического мышления»; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной юридической деятельности:

- «применять философские принципы и законы, формы и методы познания ф юридической деятельности».

- «владеть навыками, использование философским методов для философско-правового анализа».

4. по философским школам и направлениям (материализм, идеализм).

Материализм -это философия с точки зрения которой первично материя, а осознание вторично (яв-ся свойством высокоразвитым). Материалисты не отрицают идеальное, но настаивают, что идеальное должно носит что-то материальное. Материалисты считающие что мысль материально это вульгарные материалисты.

Идеализм - это философия согласно которой первичен дух (абсолютный дух Гегеля --(объективный идеализм): первично надличностное сознание, мировой дух, мировая воля.), сознание, ощущения (субъективный идеализм: вещи - комплексы ощущений субъекта), материя, вещи вторичны, идеи, идеальное могут существовать без материального носителя.

5. по предметным областям: философия права, философия политики, социальная философия, этика, эстетика, философия истории.

Человек и его бытиё.

Человек и его бытие основные концепции человеческой антропологии(марксизм).

Аксиологическая проблематика.

Диалектика

Этика Сократа.

Сократ - это философ, который не оставил письменного наследия, но его идеи сохранились на тысячалетия на философских текстах Платона, Диогена Лаерцкого и другие. Его вклад в истории философской жизни:

I. Он основоположник диалектики как метода мышления (до Сократа деаликтические формы мышления в анитчной философии проявлялись стихийно, например, «наивная диалектика Милетцской школы»: «большое малое, притяжение отталкивание, живое мертвое, влажное сухое»; Сократ сформулировал основные методы введения диалога, тем самым положив начало диалектической традиции философской мысли). Диалектика - это метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. Противоположности - это такие стороны процесса, которые друг друга отрицают, но при этом друг друга обусловливают, взаимно дополняют, составляя единое целое.

Методы ведения диалога по Сократу.:

· арабское (майефтика) - это родовспамажении мысли с помощью наводящих вопросов (участник диалога не заявляет прямо о своей позиции, а с помощью наводящих вопрсов создает впечатление что оппонент сам пришел к тем выводам которые выгодны).

· Ирония - это доведение до абсурда мысли оппонента при видимом согласии с ним.

Соотношение право и морали

Кант доказывал что мышление и совесть свободны по своей воле, поэтому не могут регулироваться правом, право на свободу мыслей и совести не может предоставлятся в принципе. Однако в нормах международного права о правах человека и в Конституции РФ такое право предоставляется право на свободу мысли и совести, такие формулировки противоречат высше описанным принципам поэтому не случайно эти нормы в их реализации чрезвычайно коллегиальна. А также используются для злоупотребления правом тоталитарными секциями, порнографами и так далее. У Канта мораль и право это взаимодополняющие способы нормативного регулирования отношений поведения и отношения. Однако мораль и право это разные способы праворегулирования. У атичной аксеологии имется гносеологические отношения. Моральные нормы - это внутренний регулятор поведения, а правовые нормы - это внешние регулятор поведения; структура моральной нормы не содержит санкций, а структура правовой нормы содержит санкцию.

Практическая свобода - это свобода реализованная в поступке.

Праизвол- свобода без правил, фактически, несвобода. Потому что свобода по Канту это производное от ограничений, потому что нет органичений, нет свободы как феномена. Нету зла нету добра. Разум налагая на себя органичения создает тем самым пространство своей свободы.

45 вопрос: Постструктуралистская концепция соотношения своды и права, её влияние на современную юриспруденцию

В 60-х годах 20 века постструктуралисты Гваттари, Мишель и другие создали концепцию оказавшую сильное влияние на правосознание 20 века: «свободным является только поступок основанный на безумии, идеалом свободного человека являтеся шизоид». С этой точки зрения: если право на свободу это естесственное неотъемлемое право человека то путем к свободе является безумие, а проявлением свободы является дивиантное отклоняющее поведение.

вопрос: Мировоззрение и его типы, и уровни.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем на смысл жизни, на смысл истории, на основания, границы человеческого познания.

Философия - это теоретическая рефлексия на мировоззрение.

Мировоззрение складывается стихийно , а философия носит характер учения.

В центре мировоззрения - субъект его носитель, т. е мировоззрение это своего рода призма, через которую индивидуальный или коллективный субъект воспринимают мир.

С. С. Алексеев о Юридическом мировоззрении: это основа законодательной, правоприменительной и право пользовательской деятельности. На его основе гражданин может «приватизировать» свои права.

Уровни мировоззрения(3 уровни):

Теоретический уровень мировоззрения - это знания, основанные на науке (научно обоснованные знания), оно носит понятийный характер.

Сакральный уровень мировоззрения - это система идеалов и ценностей (как религиозных, так и светских).

Обыденный уровень мировоззрения - это система обычаев, суеверий, стандартов повседневных практик.

«Сакральный» значит - священный.

Типы мировоззрения выделяются по различным основаниям:

По историческим (первобытная, феодальная и т. д)

По социокультурным (сословным, мещанский и т. д)

Мировоззрение по социальным признакам (профессиональным и т. д)

В юридическом мировоззрении мы можем выделить такие же уровни и типы.

К числу идеалов относятся такие ценности:

Справедливость

Гуманизм

Права человека и их охрана, защита

Гражданское общество

Правовое государство

Социальное государство.

Что такое мировоззрение? Каковы его структура, содержание и уровни?

философия мировоззрение познавательный жизненный

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».

Мироощущение -- чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д

Мировосприятие -- это миропонимание, оно базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д.

Миропонимание -- система идей о происхождении и структуре мира; о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения; о причинах и характере мировых изменений и месте человека в мире.

Уровни мировоззрения:

  • 1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы)
  • 2. Теоретическое мировоззрение (все основано на доказательстве, на этом уровне находится философия и науки)

Философия и наука: родство и различие познавательных функций

Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос опыта), она создает философские "эскизы" тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.

Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием "белых пятен" в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, неразорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их "стыковке", согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии.

Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом, можно ли отнести науку к положительным, полезным или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука - что нож, который в руках хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы - страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Помимо науки важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные и другие представления. В свою очередь философия призвана осмысливать весь сложный комплекс общественно-исторического бытия людей или культуры.

Исторические типы мировоззрения

контрольная работа

1. Мировоззрение - ядро философии. Структура мировоззрения (уровни и компоненты). Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука)

мировоззрение мифология религия философия

Термин «философия» (от греч. «philio»- любовь и «sofia»- мудрость) буквально означает «любовь к мудрости» и впервые встречается у древнегреческого философа Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Закрепление в европейской культуре этого термина связано с именем Платона (427-347 гг. до н.э.). Долгое время содержание философии составляло синкретичное (нерасчлененное) знание человека о мире и его устройстве, природе, о месте человека в мире. В дальнейшем представления о сущности и предмете философии эволюционировали на протяжении всей ее истории. В настоящее время преобладающим является подход к философии как к типу мировоззрения.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, человеке и его положении в мире, все позитивные знания, которые накоплены человечеством за многие века. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии протекало уже под иным углом зрением - с позиций разума. Это была рефлексия человечества о мире и о своем положении в нем. Рефлексивность - главная и важнейшая особенность философии как формы духовного освоения мира.

Вторая особенность философии - решение мировоззренческих проблем с позиций разума, интеллекта. Рефлексия (от лат. reflexio - отражение) - размышление, полное противоречий и сомнений; анализ собственного психологического состояния, размышление над собственными представлениями о мире и месте в нем человека. Рефлексия - это своего рода размышление над размышлением.

Таким образом, философия - это теоретически оформленное мировоззрение, система общих теоретических взглядов человека на мир в целом. Иными словами, философия - это автобиография человечества, написанная им самим, и вобравшая в себя всю мудрость веков.

Мировоззрение составляет ядро философии. Структура мировоззрения включает в себя четыре уровня взаимоотношений человека с миром и четыре компонента.

Мировоззрение - это конкретно-историческое состояние сознания, выражающее наиболее общее и целостное отражение мира в сознании человека, и его отношение к действительности.

Мировоззрение может быть разным по форме и содержанию. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития, когда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания, возникновение явлений природы, животных и человека.

Миф - это не выдумка, не фантазия, не легенда, в которой вспоминают о когда-то бывшем событии. Миф - это особый язык символов, на котором древний человек говорит о самом важном для себя. Древние люди не отличались абстрактным мышлением, они мыслили картинами, образами. Иными словами, прибегали к мифотворчеству.

Миф, по определению русского философа Б.П. Вышеславцева (1877-1954), представляет собой «недифференцированное единство религии, поэзии, науки, этики, философии». Миф - «пластическая символика» (А. Мень), с помощью которой человек постигает бытие. Это язык духовного творчества. Поэтому миф - не только форма мышления древнего человека. Он и сейчас присутствует в религии, современной науке, в живой философии, в искусстве. Миф в высоком смысле слова, миф-икона (А. Мень) составляет основу Библии.

Теизм (от греч. theos -Бог) - учение, согласно которому Бог - абсолютная бесконечная личность, стоящая над миром и человеком. Мир, согласно теизму, является осуществлением божественного промысла. Деизм (от лат. dues -Бог) - учение, признающее Бога Творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и в делах человека. Бог, согласно деизму, представляет собой безличную первопричину бытия.

Атеизм (от греч. athton - безбожие) - система научно-материалистических воззрений, отвергающих религиозные представления о Боге как Творце мира.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - в широком смысле означает непознаваемость мира в целом; в контексте первого уровня мировоззрения означает позицию, согласно которой невозможно наверняка знать, есть Бог или Его нет.

Религия (от лат. religio - святость) - восстановление связи между Богом и человеком, основу которой составляет вера в существование Бога и в Его главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Освятиться - значит выполнить волю Бога.

Религия - так же является одной из форм мировоззрения. Согласно Библии-Книге Откровения Бога, обращенного к человечеству, после той духовной катастрофы, которая обозначена как грехопадение, человечество оказалось одно в огромном враждебном мировом пространстве. Перед ним лежала скорбная дорога исторического развития. Непосредственность общения с Богом нарушилась. Религия (восстановление связи между человеком и Богом) начинается в истории человечества сразу после грехопадения. Но приобрести утраченную гармонию труднее, чем ее потерять.

Обращаясь к страницам истории, мы видим, как люди в своей повседневной жизни все больше и больше уделяют внимание природному миру. Человеку природные стихии кажутся более нужными помощниками, ибо от них, как казалось ему, зависел успех охоты, жизнь в родовой общине. В первобытном мировоззрении все большую роль начинает играть Природа. Мифология разных народов мира рисует поклонение Богине-Матери, в культе которой проявилось чувство мистичности природы, одухотворенности мироздания. Это была, по словам А. Меня (1935-1990) эпоха чуткости человека к своему подсознанию и верности Земле. Первобытный человек еще не утерял ключей к тайне единства человечества. Его мифологическое мировоззрение в эту эпоху характеризуется двумя основными чертами:

1) вера в кровное родство с животными;

2) чувство коллективности.

Первобытные люди видели мир «полным духов» не потому, что о них размышляли, а потому что ощущали мистическую тайну бытия. Для первобытного человека взаимодействие вещей в мире - это взаимодействие видимого и невидимого миров.

Духовный мир не был для них изолированным планом бытия. Однако природные стихии больше заботили доисторического охотника, чем далекий Бог. Русский философ В.Соловьев(1853-1900) определил эту религию духов как «пандемонизм», который привел к возникновению шаманства и первобытной магии. Иными словами, для первобытного человека не существовало резкой грани между естественным и сверхъестественным.

Магия (от лат. magia, греч.mageia) - совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. Различают белую магию (манипуляция с помощью светлых сил) и черную магию (обращение к нечистой силе).

Магия и религия противоположны. Магия - это стремление устроится в мире без Бога. В основе ее лежит богоборческий мотив. Здесь нет живого религиозного чувства. Поэтому маг и священник противоположны друг другу. Маг служит себе, стремясь использовать потусторонние силы. Священник служит Богу. Маг стремится повелевать не только животными, растениями и природой, но и человеком. Поэтому магия затормозила духовное развитие человечества на многие тысячелетия.

Итак, на пути духовного возрастания человечества возникло две главные преграды: маг (властитель душ) и коллективное сознание. Племя и власть подавляли дух человека. Человек сливается с родом, не имеет своей личной жизни, подпадает под гипноз «коллективных представлений». Магизм же парализовал творческую активность и внутреннюю духовную свободу человека. Понятно, что только через

духовную свободу и ответственность человек может найти свое предназначение, стать личностью.

В первобытную эпоху человек был ближе к Природе, но он был скован и предстоял ей не как гений, а как часть этого мира, в одном ряду с животными и растениями. Начальные сведения о существовании человека наука датирует периодом около 55 тысяч лет. Только около 6 тысяч лет назад произошла городская революция, которая совершила внезапный перелом, положив конец «доисторической ночи» человечества (А. Мень).

С появлением Города человеческая история обрела динамизм. В нашем современном представлении город является символом изоляции человека от Природы, но и одновременно он есть символ творческой активности человека. Именно город способствовал высвобождению личности, вся жизненная энергия которой до сих пор была подавлена непрерывной борьбой за существование перед лицом природной стихии. Стены города и жилища защитили человека от непосредственного давления сил природы, а общественное разделение труда привело к возникновению социальной прослойки людей, которые имели свободное время и могли заняться философией. Такова роль древнегреческих городов-полисов в возникновении философии.

Многие философы определяют роль философии как посредницы между наукой и религией. Философия содержит в себе черты и той, и другой одновременно, не совпадая ни с одной из них.

Если философию понимать только как логическое, доказательное знание, отождествляя ее с наукой, а религию трактовать как «слепую веру» в провозглашаемые авторитетом церкви догматы, то при таком понимании философии и религии вопрос об их соотношении неразрешим. Иными словами, вопрос о соотношении философии и религии неразрешим с позиций материализма и вытекающего из него атеизма. По крайней мере, так обстояло дело в недавнем прошлом (речь идет о советском периоде развития философии в нашей стране).

По словам русского философа С.Л. Франка (1877-1950) сам по себе вопрос о соотношении философии и религии есть «центральный и глубочайший вопрос человеческого жизнепонимания» и принадлежит к числу «вечных вопросов человеческого духа». С особенной остротой этот вопрос встает в эпохи коренных переломов, духовной растерянности и исканий целостности духа.

Выдающийся отечественный мыслитель современности А.Ф. Лосев (1892-1988) считал, что «религия - вера в Абсолют», а «философия - знание Абсолюта». Одним словом, предмет философии и предмет религии совпадают (Абсолют). С этих позиций сущность философии - Богопознание (С.Л. Франк). Один из выдающихся философов Нового времени - Ф. Бэкон (1561-1626) утверждал, что «малое знание -уводит от Бога. Большое знание вновь приводит к Нему».

Абсолют - духовное первоначало всего сущего, всеобщее, безначальное, бесконечное и единое, противостоящее обусловленному бытию. В эпоху античности роль Абсолюта в мировосприятии греков играл Космос, в Новое время - Разум и т.д.

Религиозная философия постигает бытие из его абсолютной Первоосновы. Философия есть созерцание Абсолюта и выражение его в системе понятий, логической взаимосвязи всеединства. Она есть посильное описание на философском языке усмотренной картины бытия. Не ощущая невидимого мира духовной реальности, невозможно философствовать. С этих позиций религия не есть «слепая вера», согласно расхожему представлению. Всякая религиозная вера опирается на непосредственное ощущение Божества, на реальное присутствие Бога, личное усмотрение Его достоверности. Религия есть жизнь в общении с Богом. Таково мироощущение верующего человека.

Итак, по своей основной сущности религиозная философия и религия глубоко родственны друг другу. Но, во-первых, у них разные задачи, а во-вторых, они являются разными видами духовной деятельности. Религия - жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворить потребность человеческой души в спасении, в обретении спокойной уверенности в конечном торжестве добра и справедливости. Задача философии - объяснить бытие в системе понятий. Казалось бы, невозможно одновременно веровать в Бога и логически постигать Его бытие. Русские религиозные мыслители считали эту трудность преодолимой через сверхлогическую интуицию мысли.

Платон видел задачу философии в том, чтобы определить, «как человек сам от себя», самостоятельно, может познать Бога.

Иными словами, философия - самостоятельный поиск Абсолюта. Верующий начинает путь от Бога (Откровения), философ - от себя. Но, в конечном итоге, они должны встретиться. Это произошло, например, в судьбе русского философа С.Н. Булгакова (принял сан священника, в эмиграции стал богословом; годы жизни - 1871-1944), в жизни А.Ф.Лосева (принял сан священника и прошел через ГУЛАГ). Если верующему человеку достаточно самого факта существования Бога, то философ пытается на языке понятий описать результаты своего свободного усмотрения Абсолютной первоосновы бытия.

Античная и социальная философия

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества; совокупность научных...

Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости...

Мировоззрение

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг...

Мировоззрение и его исторические типы

Если взять за основу классификации решение основного вопроса философии, то мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим. Иногда классификация дается более детально - выделяется научное...

Мировоззрение, его типы

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку ее задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Мировоззрение - развивающееся явление...

Мировоззрение. Исторические формы мировоззрения, особенности мифологического и религиозного мировоззрения

Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни...

Религиозное мировоззрение

Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений...

Термин «мировоззрение» был введен в в Германии в конце XVIII века немецким естествоиспытателем и философом И. Кантом. Мировоззрение совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем человека...

Философия познания

Мировоззрение - это система обобщённых чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многостороннее отношение человека к миру, к самому себе и другим людям...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности...

Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу, «моя хата с краю»... Но достойно ли это человека?

А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью, -- проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т.д. - требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное - находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому - усвоение достижений философской культуры. Мы увидим с Вами дальше, - а пока это придется принять на веру, - что философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений с множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Можно с полным правом сказать, что изучение философии - это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей.

Конечно, это совсем не просто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы - от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека.

При этом наша философия не должна впредь искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо мы вовсе не являемся обладателями истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли.

А теперь обратимся к вопросам, которыми непосредственно занимается философия. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?

Что образует основу мира?

Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно?

Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично?

Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге?

Можно ли познать мир?

Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.

Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

Философия важна и для лучшей ориентации в Вашей будущей специальности, а главное - для углубленного понимания жизни во всей ее многосложности. Эти два момента тесно связаны между собой - философские аспекты технического знания и НТП и, что не менее важно, широкий философский кругозор, выходящий далеко за узкие рамки специальности.

Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. Но об этом дальше. Здесь же отметим, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием.

Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вера в науку и т.д.).

Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.

Теперь обратимся к типологии мировоззрения. Прежде всего, следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию и философию - это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

философия мудрость аристотель