Почему мы считаем, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына.

Изначально еврейское слово руах , как и греческое пнеума , означало «дыхание» или «ветер», а значение «дух» приобрело позже. В Новом Завете слово пнеума встречается в пяти значениях:

  1. в основном значении - «ветер» - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: «Ветер, где хочет веет…» (Ин 3:8 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; сравним Евр 1:7: «делающий ангелов Своих ветрами» - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
  2. неоднократно это слово употребляется в значении «человеческая душа» : «Дух бодр…» (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано: «и возвратился дух ее» (Лк 8:55). Дух апостола Павла «возмутился» при виде Афин - «города, полного идолов» (Деян 17:16). Божий Дух «свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии» (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой Дух без порока (1Фес 5:23) и т.д.;
  3. слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте «духи праведников, достигших совершенства» (Евр 12:23) и «духи, находящиеся в темнице» (1Пет 3:19);
  4. в Библии говорится и о недобрых Духах : злых Духов (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно «нечистыми» Духами (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.), прорицательными Духами (Деян 16:16), а также «духом немощи» (Лк 13:11), Духом усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово «дух» может использоваться и в иносказательном значении;
  5. обычно слово пнеума употребляется в словосочетании «Святой Дух» .

II. СВЯТОЙ ДУХ

А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ

Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее.

До того как из первоначального хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2). В нем было творческое начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Дух — это дыхание Бога, творящее жизнь.

Иов 27:3; 33:4; Пс 103:29 и след.

Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11). Он подобен «слову» (логос) , бывшему в начале у Бога, через которое все было сотворено.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
(Иоан.1:1 и след.)

Это творящее Слово - Сам Христос.

45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
(1Кор.15:45)

Тождество Христа и Святого Духа выражено Павлом в словах:

«Господь есть Дух» (2Кор 3:17).

Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ

Святой Дух — это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеческой жизни.

Это признается еще Ветхим Заветом. Божий Дух дает человеку разумение.

8 Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.
(Иов.32:8)
20 И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их.
(Неем.9:20)
5 Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!
(Агг.2:5)

  • Человеку следует довериться этому Духу (Пс 142:10)
  • Он вершает великие деяния, рядом с которыми человеческие усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6)
  • Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, например художников (Исх 31:1 и след.), судей (Суд 3:10; 6:34 и др.), пророков (Ис 59:21), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10; 16:13 и след.)
  • Часто Дух Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23);
  • 70 старейшин получили часть Духа, почившего на Моисее (Чис 11:17)
  • На Елисее «опочил» Дух Илии (4Цар 2:15)
  • Прежде всего Дух Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след.; 42:1)
  • На Иисуса Дух Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16)
  • Силой этого Духа Он исцелял и благотворил (Деян 10:38).

Этот Дух, воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им:

«Примите Духа Святого» (Ин 20:22).

Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога.

Поэтому Иисус мог сказать:

«Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7).

В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ

Представитель Христа на земле.

В Своих прощальных речах (Ин 13:31 - 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26; 15:26; 16:7), Которого Он пошлет после Своего отшествия.

Слова Иисуса: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них.

Таким образом христианство не знает другого «представителя Христа на земле» кроме Святого Духа, в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что «не видит Его и не знает Его» (Ин 14:17).

Мир не принимает Святого Духа «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт 6:3; ср. Ис 63:10).

Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Святому Духу путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Святого Духа ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся «силою свыше».

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
(Лук.24:49)
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
(Деян.1:4)

Сошествие Святого Духа.

Сошествие Святого Духа (Деян 2 глава) сопровождалось шумом, сильным ветром и «разделяющимися, как бы огненными языками». Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Святого Духа, его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Святого Духа. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение.

Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество

Деян 2:37-47; 4:32 - 5:11

Воздействие сошедшего Святого Духа.

а) вселяясь через Святого Духа в христианина, Христос Сам Себя «прославляет» в нем.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
(Иоан.16:14)

Тогда содеяное «за нас» Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собственном опыте узнаём, что означают слова: «вы во Мне, и Я в вас».

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
(Иоан.14:20)

Христианин обретает новое жизненное пространство, в котором он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутренним миром человека правит уже иной властитель: «и уже не я живу, но живет во мне Христос».

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Гал.2:20)

Его «Дух истины» наставит нас на истину и возвестит нам будущее.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
(Иоан.16:13)

Святой Дух - это истинный учитель, который напомнит нам слова Иисуса.

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:26)

Он свидетельствует об Иисусе и о Его спасительном подвиге.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
(Иоан.15:26)

Верующий человек познает через Святого Духа совершенное возрождение, обретает состояние, которое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Иоан.3:3-5)

Отныне он - «новая тварь»: «древнее прошло, теперь все новое!»

17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
(2Кор.5:17)

Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14).

Воистину существует «Дух усыновления», который научает взывать: «Авва, Отче!»;

15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
(Рим.8:15)

б) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары.

Так, ученикам, на которых Святой Дух снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидетельствовать людям о Христе.
Они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:4)

Святой Дух с самого начала наделяет верующих дарами, которые придают им силы для выполнения возложенной на них миссии.

В первых христианских общинах это были самые разнообразные дары Святого Духа, которых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении .

Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидетельства, исцеления, пророчества, различения духов и т.д..

8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
(1Кор.12:8-10)

Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, которые соответствуют его миссии.

11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(1Кор.12:11)
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
(Еф.4:7)

Все множество даров дается одним Святы Духом.

4 Дары различны, но Дух один и тот же;
(1Кор.12:4)

И когда в Откр 1:4; 3:1; 5:6 говорится о семи Божьих Духах, находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство Духа во всех его проявлениях;

в) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, подчиняется новому закону Духа, освобождающему его в боговдохновенной «жизни во Христе Иисусе» от прежнего «закона греха и смерти».

2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
(Рим.8:2)

Теперь человек живет не «по плоти», определявшей жизнь людей до их спасения, а «по духу».

Древнеправославное учение о личных свойствах Отца, Сына и Святого Духа искажено в латинской церкви созданием учения о вневременном, превечном нисхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Выражение, что Дух Святой исходит от Отца и Сына ведет свое начало от блаж. Августина , который в ходу своих богословских рассуждений нашел возможным выразиться так в одних местах своих сочинений, хотя в других местах исповедует, что Дух Святой исходит от Отца. Появившись, таким образом, на Западе, оно стало там получать распространение около седьмого века; утвердилось же оно там, как обязательное, в девятом веке.

Еще в начале 9-го века папа Лев 3-й – хотя он сам лично и склонялся на сторону этого учения, – запретил изменять текст Никео-цареградского Символа веры в пользу этого учения, и для этого приказал начертать Символ веры в его древнем православном чтении (т. е. без Filioque) на двух металлических досках: на одной – по-гречески, а на другой – по-латински, – и выставил в базилике св. Петра с надписью: « » Это было сделано папой после Аахенского собора (бывшего в девятом веке, под председательством императора Карла Великого) в ответ на просьбу этого собора, чтобы папа объявил Filioque общецерковным учением.

Тем не менее новосозданный догмат продолжал на Западе распространяться, – и когда в половине девятого века к болгарам явились латинские миссионеры, в их символе веры стояло Filioque.

По мере обострения отношений между папством и православным Востоком, латинский догмат все более и более укреплялся на Западе и, наконец, признан был там общеобязательным догматом. От Римской церкви это учение было унаследовано и протестантством.

Латинский догмат Filioque представляет собою существенное и важное уклонение от православной истины. Он подвергнут был детальному разбору и обличению особенно со стороны патриархов Фотия и Михаила Керуллария , а также еп. Марка Ефесского , участника Флорентийского собора . Адам Зерникав (в 18-м веке), перешедший из римо-католичества в Православие, в своем сочинении «Об исхождении Святого Духа » приводит около тысячи свидетельств из творений свв. Отцов Церкви в пользу православного учения о Святом Духе.

В новое время римская Церковь, из целей «миссионерских» затушевывает разницу (вернее – ее существенность) между православным учением о Святом Духе и римским; с этой целью папы оставили для «восточного обряда» древнеправославный текст Символа веры, без слов «и от Сына.» Такой прием нельзя понимать как полуотказ Рима от своего догмата; в лучшем случае, это лишь прикрытый взгляд Рима, что православный Восток – отсталый в смысле догматического развития, и к этой отсталости нужно относиться снисходительно, и что догмат, выраженный на Западе в развитом виде (explicite , соответственно римской теории «развития догматов»), скрыт в православном догмате в необнаруженном еще состоянии (implicite). Но в латинских догматиках, предназначенных для внутреннего пользования, встречаем определенное трактование православного догмата об исхождении Духа Святого как «ереси.»

В латинской догматике доктора богословия А. Санды, официально утвержденной, читаем: «Противниками (данного Римского учения) являются греки схизматики, которые учат, что Дух Святой исходит от одного Отца. Уже в 808 г. Греческие монахи протестовали против внесения латинянами слова Filioque в Символ… Кто был родоначальником этой ереси, неизвестно» (Sinopsis Theologie Dogmaticae specialist. Autore D-re A. Sanda. Volum. I, стр. 100, Изд. Гердера, 1916).

Между тем латинский догмат не согласуется ни со Священным Писанием, ни со Священным общецерковным Преданием, не согласуется даже с древнейшим преданием поместной Римской церкви.

Римские богословы приводят в его защиту ряд мест из Священного Писания, где Дух Святой именуется «Христовым,» где говорится, что Он подается Сыном Божиим: отсюда выводят заключение, что Он исходит и от Сына.

(Главнейшие из этих мест, приводимых римскими богословами: слова Спасителя ученикам о Святом Духе Утешителе: «От Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:14); слова ап. Павла: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего (Гал. 4:6); того же Апостола «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9); Евангелие Иоанна: «Дунул и говорит им: примите Духа Святого» (Иоан. 20:22)).

Равным образом, римские богословы находят в творениях свв. Отцов Церкви места, где нередко говорится о ниспослании Духа Святого «чрез Сына,» а иногда даже об «нисхождении чрез Сына.»

Однако никакими рассуждениями никто не может закрыть совершенно определенных слов Спасителя: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» – и рядом – других слов: «Дух истины, Который от Отца исходит.» Св. Отцы Церкви не могли ничего другого вкладывать в слова «чрез Сына,» как только то, что содержится в Священном Писании.

В данном случае римо-католические богословы смешивают два догмата: догмат личного бытия Ипостасей и непосредственно связанный с ним, однако особый, догмат единосущия. Что Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, что поэтому Он есть Дух Отца и Сына, это непререкаемая христианская истина, ибо Бог есть Троица единосущная и нераздельная.

Ясно выражает эту мысль блаж. Феодорит: «О Духе Святом говорится, что не от Сына или чрез Сына Он имеет бытие, но что Он от Отца исходит, свойственен же Сыну, как именуемый единосущным с Ним» (Блаж. Феодорит: О Третьем Вселенском соборе).

И в православном богослужении часто слышим слова, обращенные к Господу Иисусу Христу: Духом Твоим Святым просвети нас, наставь, сохрани… Православно также само по себе выражение «Дух Отца и Сына.» Но эти выражения относятся к догмату единосущия, и его необходимо отличать от другого догмата, догмата рождения и нисхождения, в котором указывается, по выражению свв. Отцов, бытийная Причина Сына и Духа. Все восточные Отцы признают, что Отец есть – единственная Причина – Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына,» то как раз именно этим выражением они охраняют догмат нисхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит.» Отцы говорят о Сыне – «чрез,» чтобы оградить выражение «от,» относящееся только к Отцу.

К этому следует еще прибавить, что встречающееся у некоторых св. Отцов выражение «чрез Сына» в большинстве случаев определенно относится к явлениям Святого Духа в мире, т. е. к промыслительным действиям Св. Троицы, а не к жизни Бога в Самом Себе. Когда Восточная Церковь впервые заметила искажение догмата о Святом Духе на Западе и стала укорять западных богословов в нововведениях, то св. Максим Исповедник (в VII в.), желая защитить западных, тем и оправдывал их, что они словами «от Сына» имеют в виду указать, что Дух Святой «чрез Сына подается твари, является, посылается,» но – не то, что Дух Святой имеет от Него бытие. Сам св. Максим Исповедник держался строго учения Восточной Церкви о нисхождении Духа Святого от Отца и написал об этом догмате специальный трактат.

О промыслительном ниспослании Духа Сыном Божиим говорится в словах: «Его же Я пошлю вам от Отца.» Так мы и молимся: Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящихся Тебе.

Смешивая тексты Священного Писания, говорящие об «нисхождении» и о «ниспослании,» римские богословы переносят понятие о промыслительных отношениях в самую глубину бытийных отношений Лиц Святой Троицы.

Вводя новый догмат, Римская церковь, кроме догматической стороны, нарушила постановление Третьего и последующих соборов (4-7 соборов), запрещающее вносить какие бы то ни было изменения в Никейский Символ веры после того, как второй вселенский собор дал ему окончательную форму. Таким образом, она совершила и резкое правонарушение каноническое.

Когда же римские богословы стараются внушить, что вся разница между римо-католичеством и православием в учении о Святом Духе та, что первое учит об нисхождении «и от Сына,» а второе – «чрез Сына,» то в таком утверждении кроется по меньшей мере недоразумение (хотя иногда и наши церковные писатели, вслед за католическими, позволяют себе повторять эту мысль): ибо выражение «чрез Сына» вообще не составляет догмата Православной Церкви, а является лишь объяснительным приемом некоторых свв. Отцов в учении о Святой Троице; сам же смысл учения Православной Церкви и церкви Римо-католической различен по существу.

о. Михаил Помазанский

Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, - о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, - Пятидесятница. Другой рассказ - в 20-й главе Евангелия от Иоанна - приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова - слова успокаивающие: мир вам . Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них, когда они обнаружили, что ужас Великой пятницы ушел навсегда, что человеческая ненависть не убила Божественную Любовь, что человеческое общество не смогло исключить Живого Бога из своей среды во тьму внешнюю. Этот мир сошел на них, потому что они знали, что жизнь не была убита, жизнь не угасла, что Бог поистине среди них и что имя Мессии, Эммануил , о котором мы узнаём в начале Евангелия от Матфея (1:23), истинно не только в начале, но как конечная победа: Эммануил, Бог среди нас, с нами Бог .

И затем Господь дохнул на Своих учеников и сказал: Примите Духа Святого. К этому дарованию Святого Духа следует подойти, мне кажется, очень внимательно и вдумчиво. Во-первых, этот дар был сообщен всем Апостолам в их совокупности, всем присутствующим, но никто из них не обладал им по отдельности. С другой стороны, тем, кто присоединился к апостольскому кругу позднее, не было нужды получать как бы дополнительно этот дар. Вы помните, что апостола Фомы не было в тот вечер вместе с прочими Апостолами. Когда неделю спустя Христос снова явился Своим ученикам и Фома был с ними, и Христос укорил его за неверие и предложил осязать раны на руках и в боку, чтобы не остаться неверующим, уверовать, то после исповедания апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) - Христос не стал даровать ему Духа, Которого прежде уже приняли другие Апостолы. Поскольку Фома принадлежал к апостольскому кругу, был одним из них, не откололся от них - он вместе со всеми обладал тем, что было вверено их сообществу, всем в совокупности не как группе людей, а как единому целому.

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, - Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39).

Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично - пусть и в единстве с другими - действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

С другой стороны, не только с богословской точки зрения, но из опыта жизни в Церкви, который у каждого из нас есть, из жизни Церкви в истории или в наши дни, мы видим, что Дух Божий не оставляет Церковь, когда ее члены колеблются, отклоняются от истины, ищут истину, но на пути этого искания впадают в ошибки. Дух Божий всегда присутствует, всегда деятелен, Он призывает, учит, наставляет, действует в нас, обновляет всех нас, остаемся ли мы верными или колеблемся и оказываемся изменниками. Святой Дух, дарованный в событии, которое один православный богослов назвал Иоанновской Пятидесятницей , действием, описанным в Евангелии от Иоанна, сохраняется всей целокупностью Церкви. Никто не обладает Им, и вместе с тем для каждого, кто входит в апостольский круг, который все расширялся на протяжении веков, - и когда я говорю “апостольский круг”, я не имею в виду духовенство, я имею в виду всех тех, кто связан с апостольской верой, апостольской жизнью, вернее, жизнью Самого Христа, пребывающей, действующей в Его теле, - этот дар Святого Духа составляет условие нашей личной святости.

Кто есть Святой Дух?

Если мы поставим себе вопрос, Кто есть Дух Святой, думаю, можно начать с замечания, которое много лет назад высказал Владимир Николаевич Лосский. Он говорит, что Отец открывается в Сыне, через Сына. Сына открывает Святой Дух. Но Сам Дух остается неуловимым. Он еще не явлен так, как Отец явлен в Лице Сына. Откровение Духа, победы Божией, сияние Божественной Жизни явлено самим человечеством. Священномученик Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия - это до конца осуществленный человек. Каждый из нас в отдельности и все вместе, каждый из нас и та общность, которую мы составляем - вот где должно быть видно сияние Духа. Другого не дано. И это ставит нас в совершенно особые отношения с Третьим Лицом Святой Троицы, Господом Духом Святым. Мне кажется, невозможно определить соответствующим образом, Кто такой Святой Дух; мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, это подойти к вопросу описательно, в образах, или попытаться уловить через плоды Духа, через Его действование все, что можно уловить о Нем.

Во-первых, один образ. Это до некоторой степени переработка древней аналогии, древней притчи. Если попытаться представить себе или передать кому-то взаимоотношения Лиц Святой Троицы, Их особенности, можно обратиться к древнему образу из Священного Писания, образу горящей купины, которую увидел Моисей в пустыне (Исх 3:2): куст, который горел, не сгорая. Таинственное, непредставимое свойство этого несгорающего пламенения мы можем наблюдать косвенным образом. Когда Моисей оказался перед лицом этого горящего куста, он не уловил горения, - он уловил пламя и тепло. Само горение не укладывается в рамки того, что доступно нашему познанию, нашему восприятию, - горение можно видеть, тепло можно ощутить постольку, поскольку мы охвачены им, разделяем его. В подобных образах можно говорить о тайне Бога, в терминах горящей купины, куста, который горит и непостижимо, невероятно для нас - не сгорает. И вместе с тем это горение мы постигаем через языки пламени и тепло, которое становится частью нас самих, или вернее сказать, частью которого мы сами становимся. В чем разница между этим теплом и этим пламенем? Пламя - объективное явление, часть зримого опыта. Оно говорит о чем-то, но остается для нас внешним явлением. Представьте это так: можно стоять перед горящим камином, видеть, как горит в нем полено, не понимая сути горения, но воспринимая его через пламя. В этот момент мы воспринимаем одновременно горение, пламя, тепло. Но можно оказаться на улице, смотреть в чье-то окно, видеть языки пламени и ничего не ощущать, кроме окружающего нас холода. То, что мы видим пламя, объективно утверждает, что оно есть, но ничего не сообщает нам о самом пламени. Если бы я из опыта не знал, что пламя означает горение и тепло, я, стоя снаружи, на улице, вполне имел бы право утверждать, что пламя не греет. Это утверждение неполно, если не прибавить к нему еще нечто.

Не это ли имеет в виду Писание, когда говорит нам, что Дух открывает нам, Кто есть Иисус (Ин 15:26)? Его природа, Его Личность поистине отвечают на вопрос “Кто?”. Только когда мы ощутили тепло, мы можем уловить связь пламени с горением, но если мы опытно не ощутили тепла, иными словами, если Дух Святой не коснулся нас, мы можем все знать о пламени и тем не менее высказывать ошибочные, кощунственные суждения. Опять-таки, не об этом ли говорит Писание словами Самого Христа, что всякая хула на Христа простится: потому что Он есть “Да”, “Аминь”, Он - утверждение, положительный факт вне нас самих. Он - объективное утверждение Бога в истории; а грех против Духа не может быть прощен (Мк 3:29).

Кто есть Святой Дух и что такое грех против Него?

Как же тогда понимать, Кто есть Дух Святой и что такое грех против Него? И здесь я хочу подчеркнуть, что то, что я собираюсь сейчас изложить, - это одна из многих и различных догадок, которые были высказаны относительно греха против Духа Святого. Если образы, которые я привел, убедительны, то вы поймете и согласитесь, что неуловимое, не поддающееся никакому нашему анализу тепло, льющееся из горящего куста, может быть познано только опытным ощущением; но если только мы его ощутили, его невозможно отрицать. А если оно отрицается, то этому отрицанию может быть два основания: или человек безумен и утверждает, что замерзает, хотя охвачен теплом, или по каким-то собственным причинам - а причины могут быть самые различные - готов отрицать собственный опыт, отрицать то, что совершенно определенно сам знает как истину. И это можно исправить только той переменой ума, которая называется покаянием, обращением, метанойя по-гречески, - изменение ума, готовность правдиво сказать о том, что нам известно как истинное, отречься от собственного внутреннего отвержения истины. Эти же образы, возможно, могут помочь не то что углубиться, но хотя бы сколько-то вглядеться в другой, более сложный вопрос об исхождении Святого Духа.

Я изложу его, как и все, что говорил до сих пор, очень примитивно. Тепло рождается не от пламени, а от того, что горит полено. Тепло исходит из того же источника, что и пламя. Благодаря тому, что есть горящий куст, есть и пламя, и тепло. Одно происхождение, один, единый и единственный источник.

Опять-таки, если эти образы по-своему приемлемы, нам делается понятно, что природу пламени мы познаем только через то, что ощущаем тепло. Только Святой Дух может открыть нам, Кто есть “Да” и “Аминь”, зримое проявление Отца в истории. И таково первое действие и свойство Святого Духа. Он есть Дух Истины. Он открывает нам Истину о Боге и Истину о человеке. Он открывает нам в пророке из Галилеи воплощенного Сына Божия. Он открывает нам значение всех Его слов, Его Слова. Он есть Дух Истины и ведет нас ко всякой истине. И я употребил слово “ведет к” не напрасно, потому что истина - не что-то, что установлено раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это живая, динамичная реальность. Истина - не что-то, Истина - Кто-то: Я есмь истина (Ин 14:6). И потому, открывая нам Христа во всей полноте, во всем Его содержании, во всем, что Христос Сам открывает нам как Слово, являющее глубины Божества, как Сын, являющий тайну Отцовства, Святой Дух шаг за шагом ведет нас не к новым истинам, а во все новые глубины, ко все большему видению Того, Кто есть Истина.

Святой Дух также открывает нам глубины человека

Святой Дух также открывает нам глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом. Он исследует глубины человека. Он открывает нам ту глубину, которая глубже психологической области: нашу укорененность в творческом Слове Божием, нашу укорененность в животворном Слове Божием. Он учит нас также совершенно новым отношениям с Богом. Вне отношений со Святым Духом, вне доверительных отношений через Него с Единородным Сыном Божиим мы могли бы говорить о Боге как о Творце, о Вседержителе, Господе и Судии, как о Промыслителе, может быть, как о Спасителе. Но мы не могли бы назвать Его Отцом иначе как чисто метафорически, без реального онтологического взаимоотношения между Ним и нами, без сущностной связи. Это был бы образ, а не глубоко подлинное взаимоотношение. Но постольку поскольку мы связаны со Христом, как связаны члены одного тела, поскольку Дух Божий, почивший на Христе, пронизывает это тело дарами Святого Духа (см. Евангелие от Иоанна и книгу Деяний), постольку тем самым Христос - брат нам, мы единосущны Ему. И это Его собственные слова: Идите и скажите братьям Моим, что они встретят Меня в Галилее (см. Мк 16:7). В этом братстве со Христом мы открываем зачаточным образом, смутно, что такое сыновство и чем может быть отцовство - не в эмпирической жизни нашего надломленного, полного разделения мира; мы открываем в Нем, что значит быть сыном, и через Него мы можем зачаточно, гадательно представить себе, что означает иметь Отца и Кто, Каков может быть этот Отец. В тот момент, когда мы перестаем употреблять такие слова как Господь Вседержитель , Господь Бог , Бог Судия , и бываем способны хотя бы зачаточно произнести Отец , мы можем сказать, что нашей молитвы коснулось веяние Святого Духа. Иначе как силой и действием Святого Духа, через откровение, даруемое силой и действием Святого Духа, мы не можем обратиться со словом Отец к Тому, Кто есть Святой Израилев.

И наконец, как я уже упоминал, приход Святого Духа, то, что Он нам открывает, зачаток всего этого совершается в этом мире, но ведет нас к полноте, которая будет явлена в будущем мире, в Царстве Божием, в жизни вечной. У Святого Духа есть свойство, элемент чисто эсхатологический, принадлежащий исключительно последним вещам, конечному свершению всего. Только когда все будет завершено, все человечество станет в своей славе откровением пребывающего в нем Святого Духа, Который приобщает человечество Божеству, превращает весь мир в место вселения Божия. Но и в наше время Дух Святой действует в Церкви двояким образом, и об этом я хочу коротко сказать: действует в эсхатологическом измерении и в делании христианина.

Святой Дух. Евхаристия

Первое принадлежит области литургической. Всякий раз при совершении таинств, в частности, таинства Евхаристии, Православная Церковь призывает Святого Духа, молит Его прийти и осенить и собравшуюся общину, и приготовленные Дары. Это не просто своеобразный способ совершить таинственное действие, как бы самый лучший способ освятить Святые Дары. Суть эпиклезы, обращения к Святому Духу, чтобы Он сошел на нас и на приготовленные Дары, в том, что то, что должно совершиться, чтобы хлеб и вино могли стать Телом и Кровью Христовыми, приобщиться Божеству, - принадлежит будущему веку. Это может совершиться только потому, что Дух Божий, дарованный Церкви, пребывающий в ней, действующий в ней державной силой и могуществом Божиим, вводит в историческое время измерение и качество последних свершений, исполнения всего. Иначе это не могло бы совершиться в нашем историческом времени, в нашем состоянии становления. Это вторжение вечности, это расширение нынешнего состояния вещей в то, каким оно будет, когда все достигнет полноты, - вот непременное условие совершения таинства. И это становится совершенно ясно (хотя звучит нелепо с языковой точки зрения) из молитвы в литургии, где мы просим Бога даровать нам сегодня Его грядущее Царство.

И второе. Святой Дух в Своем эсхатологическом измерении вещей конечных определяет также, каково должно быть действие христианина, христианское действование. Неповторимая отличительная особенность христианского действования в том, что оно - действие Божие, осуществляемое через человека, будь то отдельный человек или община людей. Христианское действие - это действие Бога, исполненное, совершенное посредством человека. И ему присуще, как всем действиям Божиим, эсхатологическое измерение последних свершений. Человеческая мудрость, умудренность собирает из прошлого человеческого опыта все возможные ответы и включает их в настоящее с тем, чтобы разрешить проблемы сегодняшнего дня, и проецирует их на будущее, планируя будущие свершения. Божественная Мудрость, мне кажется, не определяется такой причинностью; действие каждого настоящего момента не обусловлено ни настоящим, ни прошлым, - всегда только будущим. Бог действует ради чего-то, а не из-за чего-то. В Божественном действии всегда есть нечто беспрецедентное, неожиданное, что вносит в ситуацию абсолютную новизну. Пример такого действия Святого Духа, принадлежащего истории, - Воплощение. Воплощение - не только ответ на прошлое человечества и на его состояние текущего момента, когда оно произошло, когда все созрело к этому событию. Воплощение - действие Божие, которое вводит в историческую ситуацию нечто, чего прежде в ней не было. Живой Бог становится частью, частицей человеческой истории, становления человека. И одновременно человечество так соединяется с Богом, настолько включено в тайну Божию, что в Вознесении наше человечество унесено в сердцевину тайны Святой Троицы. Здесь можно видеть, как Святой Дух, осенивший Матерь Божию, осуществил действие Божие, в котором Пресвятая Дева полноправно участвует Своим Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), и вводит в историю нечто небывшее, новый образ Присутствия Божия.

Из ответов на вопросы про Святой Дух

Вы упомянули место у Иоанна Богослова, что Духа еще не было на земле, потому что Христос еще не взошел к Отцу. Как это понимать, если только Святой Дух - источник жизни, благодати, боговедения, всего..?

Не было времени, когда Святого Духа просто не было в мире. В противном случае никогда не произошла бы никакая встреча между Богом и Его тварью. Если “Бог” был бы просто объективным понятием, недоступным Своему творению, не вызывающим у твари никакого отклика, то могло бы быть объективное знание мертвого божества, но не Живого Бога. Но древние комментаторы считали, что когда Писание нам говорит, что Духа еще не было, потому что Христос еще не восшел к Отцу, то оно говорит о том, что Дух присутствовал, осенял мир, творимый Богом, Дух привлекал людей, руководил ими, но как бы извне, стучась будто снаружи у дверей, призывая извне, ожидая, чтобы человек отозвался, потому что человек был создан таким, что он способен понять этот призыв и отозваться.

Разница между тем, что произошло в Церкви в этот определенный день и в день Пятидесятницы в том, что отношение между Духом и Церковью, Духом и каждым отдельным членом Церкви - возьмем хотя бы Апостолов - было реальное вселение, Дух был в них, Дух был связан с ними… Опять-таки если взять образ, который предлагают Отцы: как огонь может пронизать железо. Это не было внешнее воздействие, голос как бы извне, это было внутреннее Присутствие, неведомое прочим в таком виде, в таком смысле. Я не думаю, что может быть адекватное учение о Святом Духе, пока все не достигнет своей полноты и пока все человечество в лице каждого его члена не просияет Духом, не станет Его отражением, видением.

Все-таки слова о том, что грех против Святого Духа не простится, очень страшны. Порой сознаешь в себе не просто грехи, а - греховность, гордость, бунт, злую волю. Где грань, после которой мы отрезаны?

Когда люди сокрушенно говорят мне, что им кажется, что главный их грех - гордость, я обычно отвечаю: “Не волнуйтесь. Вы слишком мелки для гордости. Это просто тщеславие”. Мне думается, когда вы говорите о люциферианском бунте, вы говорите о том, на что вы неспособны. Мне кажется, бунт, о котором вы говорите, не просто своеволие, как бы капризность ребенка, который не хочет делать то, что следует. Восстание, которое могло бы отсечь нас от Бога, не просто акт своеволия. Это намеренное, продуманное действие, решение, и не просто выбор по минутному настроению, а решительный выбор против Бога.

Писание говорит нам, что не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34), что означает: дает Его Всего - каждому, кто готов принять Его. Есть однако древнее присловье, которое дополняет эти слова и говорит, что, как ни печально, но мы принимаем Его в свою меру. То есть соответственно широте и глубине своего сердца, своего великодушия, своей способности отдаваться как можно более совершенно, быть до конца верными, мы получаем больше, чем если мы колеблемся волей, сомневаемся. Предлагается все, абсолютно все, - мы можем взять столько, сколько способно вместить наше сердце… Можно сказать, что Дух Святой пребывает в полноте в Церкви, и каждый из нас причастен Святому Духу в той мере, в какой способен воспринять Его и понести. И я бы добавил, что это не неизменное состояние; бывают моменты, когда добрую волю сменяет злая воля. Но Бог никогда не оставляет нас, разве что мы прямо скажем: “Уйди! Я выбрал другую сторону!”.

Но даже и тогда Он не просто отойдет с безразличием. Он будет стучаться в двери вашего сердца воспоминаниями о Себе, порывами вашего сердца, Своим голосом, всем, что ведет к Нему - потому что мы сотворены такими, что способны отозваться; Он будет стучаться через обстоятельства жизни, через людей… Я бы сказал, что к каждому из нас можно отнести фразу из “Пастыря” Ерма, который описывает свои видения, где его ангел-хранитель (его он и называет Пастырем) дает ему наставления. И в одном месте ангел говорит ему: “Не бойся, Ерм, не оставит тебя Бог, пока не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои”.

В наше время люди часто не знают о Боге, о христианстве, но ищут Бога, обращаются к Нему, как будто знают Его зачаточно. Кто-то приходит ко Христу, кто-то проходит мимо…

Я не знаю, что происходит, каким таинственным образом душа связана с Богом. Я уверен, что каждый, кто призовет Бога, каким бы именем он Его ни называл, обращается к Единому Богу. Пусть человек молится и обращается к воображаемому Богу, слышит-то его истинный Бог… Бог отзывается на то, что в сердце человека, не на его умственные представления или недостаточное знание. Но мне кажется, что, когда человек открыл для себя Христа, то в какой-то момент все прочие имена должны исчезнуть, потому что во Христе есть нечто настолько неповторимое, что не может быть поставлено в один ряд ни с какими другими именами. У человечества были великие и святые наставники помимо Христа, но никто из них не был и не будет тем, Кем был Христос: Бог, пришедший в мир. Дело не в том, что Его учение было самое лучшее, все дело в Его личности и в Воплощении.

Перевод с английского Е. Майданович

См. Archimandrite Cassien (Besobrasoff). La Pentecњte Johannique. Valence-sur-Rhene, 1939.

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Читайте также:

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Смотрите также видео, которое может быть вам интересно: Профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Осипов А.И. о Святом Духе

Напомню, что говоря о Троице, никто не говорит о триедином теле. Отец, Иисус Христос и Дух Святой – это три личности, но действующие в единстве.

Библия нам однозначно показывает Духа Святого как личность с характером. Очень часто люди, исследуя Библию, ищут не столько изложенную в ней весть, как подтверждение собственного мнения. И конечно, тогда они это подтверждение находят. Но при этом, они закрывают себе глаза на другие тексты Писания, прямо противоречащие их взглядам. Та же ситуация и с Духом Святым. Ряд верующих, которые не хотят считать Святого Духа личностью, находят в Священном Писании тексты, где употреблено слово “дух” но в другом значении – ветра, жизни, человеческого характера, личности, в т. ч. под влиянием Бога и т.д. Тем они успокаиваются, подтвердив для себя самого собственную позицию. Однако, не сложно догадаться, что у многих слов существует несколько значений. В частности о значениях слова “дух” читайте в главе книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения». Так и другие однокоренные, похожие и даже одинаковые по написанию слова, употребляемые в Библии, имеют несколько значений: Бог Живой и языческие боги, Господь и господин и т.д. Поэтому любой библейский текст нужно разбирать исключительно с учетом контекста повествования и ни в коем случае нельзя закрывать глаза на “ненравящиеся” стихи Священного Писания.

Библия неоднократно нам четко показывает Святого Духа – как именно личность Божества.

Давайте посмотрим эти тексnы:

Дух вместе с Отцом посылают Христа на земное служение:

Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … Приступите ко Мне, слушайте это: Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его ” (Ис. 48:13-16).

Дух является Творцом. Посмотрите, здесь не написано, что Бог летал над землей, а именно Дух носился. Сложно поверить, что слово “Дух” там оказалось случайно, учитывая то, что все Писание Боговдохновенно, а также то, что ранее писцам было не так просто прописывать каждое “лишнее” слово, по сравнению с сегодняшней печатной технологией.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ” (Быт. 1:2).

Дух Святой приравнивается в Библии к Богу и называется Им. Грех Анании состоял в попытке солгать Богу – Духу Святому. В книги пророка Исаии, мы также видим Бога, который именуется то Господом, то Духом:

Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? … Ты солгал не человекам, а Богу ” (Деян. 5:3-4).

Он был для них (Израильтян) Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их... Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его ; поэтому Он обратился в неприятеля их : Сам воевал против них... Тогда народ Его вспомнил древние дни... Как... Дух Господень вел их к покою . Так вел Ты народ Твой... Только... Ты, Господи , Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" ” (Ис. 63:8-16).

Дух общается с людьми и помагает отбирать миссионеров:

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал : отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ” (Деян.13:2).

Дух принимает непосредственное участие в миссионерстве:

Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их ” (Деян.16:7).

Дух приходит, обличает, утешает, наставляет, говорит, возвещает будущее, прославляет Христа:

Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о гребе … Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня , потому что от Моего возьмет и возвестит вам ” (Ин. 16:7-14).

Дух подкрепляет нас и ходатайствует за нас перед Богом:

Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ” (Рим. 8:26).

Дух Святой мыслит:

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией ” (Рим. 8:27).

У Духа есть Своя собственная позиция:

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого… ” (Деян.15:28).

Дух пребывает, где хочет:

Все вышеперечисленные качества никак не подходят безвольной энергии.

Кроме этого, Библия нам описывает телесное сошествие Духа на Иисуса после крещения:

Дух Святый нисшел на Него в телесном виде , как голубь ” (Лук. 3:22).

Мы видим, что Иисус призывает крестить во ИМЯ Его, Отца и Святого Духа:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ” (Матф. 28:19).

Разве можно что-либо делать во ИМЯ безликой эфемерной энергии, причем в перечне с Богом Отцом и Сыном. Тем более, крещение, это завет – договор (читай раздел ) с Богом. Разве можно завет заключать с энергией?!

Также вспомните слова апостола Павла, который отдельно указывал на разумную помощь Святого Духа:

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь ” (2 Кор. 13:13).

Таким образом, все попытки превратить Святого Духа в безликую энергию не основаны на Библии, а построены на стремлении выдать желаемое за действительное, игнорировании ряда прямых Библейских текстов и придании некоторым “спорным” стихам той вести, которую в нее не закладывал автор, что сразу видно при анализе контекста.

Итак, анализируя все приведенные выше аргументы и цитаты Библии можно сделать только ОДИН вывод: Бог Един - Отец, Сын и Дух Святой. Именно так Бог представил Себя в Библии, хотим мы этого или нет. Если же мы отвергаем прямые Слова Господа, то должны опасаться предупреждения, высказанного апостолом Павлом:

“Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим. 1:18,19).


Валерий Татаркин



Несмотря на то, что распятие Иисуса Христа причинило боль Его последователям, вселило ужас в их души, Его воскресение озарило новым светом их жизнь. Когда Христос сокрушил оковы смерти, в их сердцах взошла заря Божьего Царства.

Всего лишь несколько недель тому назад учеников разделяли недостойные разногласия, но теперь они признали друг перед другом свою вину, распахнув свои сердца перед Спасителем и вознесшимся Царем.

Только теперь они осознали нелепость своих честолюбивых побуждений и сплотились теснее, день за днем проводя время в совместной молитве. И вот в один из незабываемых дней, когда они славили Бога, вдруг раздался «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2:2, 3). Подобно пылающему огню, Святой Дух сошел на последователей Христа.

Исполненные Духом ученики не смогли удержать в себе то необыкновенное чувство радости и любви к Иисусу Христу. Они с энтузиазмом начали провозглашать благую весть спасения. Встревоженные неожиданным шумом, местные жители вместе с паломниками из других стран поспешили к дому. Изумленные и смущенные, они слышали на своем собственном языке свидетельство о великих делах Бога из уст простых галилеян.»

«Непонятно, - говорили одни, - что все это значит?» Другие же насмехались: «Да они пьяны». Апостол Петр, находясь среди шумной толпы, возвысил голос: «Они не пьяны, потому что теперь только третий час дня. Ныне вы свидетели тому, как воскресший Христос, Которого возвысил Бог рукою Своею, дает нам Святого Духа» (Деян.2).

Является ли Дух Святой Личностью?


Библия открывает нам, что Святой Дух - это Личность, а не безликая сила. Такие выражения, как «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), подсказывают, что первые христиане воспринимали Его как Личность. Христос также говорит о Нем как о Личности. «Он прославит Меня, - сказал Христос, - потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14). Писание говорит о Триедином Боге, представляя как Личность Духа Святого (см. Мф. 28:19; 1 Кор. 13:13).
Дух Святой обладает личностными качествами. Он испытывает пренебрежение со стороны людей (см. Быт. 6:3). Он учит (Лк. 12:12), убеждает (см. Ин. 16:8), руководит делами Церкви (см. Деян. 13:2), помогает и ходатайствует (см. Рим. 8:26), вдохновляет (см. 2 Петр. 1:21) и освящает (см. 1 Петр. 1:2). Эти действия могут быть присущи только Личности, а не безликой силе и влиянию, исходящему от Бога.

Святой Дух есть истинный Бог


В библейском повествовании о Святом Духе говорится как о Боге. Петр, обратившись к Анании, сказал ему: "...Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5:3,4). Иисус Христос назвал хулу на Духа непростительным грехом. В Евангелии от Матфея читаем: "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12:31, 32). Эти слова Спасителя подчеркивают библейскую истину о том, что Святой Дух является Богом.

Согласно Писанию, Дух Святой наделен Божественными свойствами. Он есть сама жизнь. Апостол Павел называет Его "Духом жизни" (Рим. 8:2). Он есть истина. Иисус Христос назвал Его "Духом истины" (Ин. 16:13). Выражения "любовь Духа" (Рим. 15:30) и "Святой Дух Божий" (Еф. 4:30) показывают, что любовь и святость являются частью Его естества.

Святой Дух всемогущ. Он распределяет духовные дары "каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11). Дух Святой вездесущ. Он "пребудет" с Его народом "вовек" (Ин. 14:16). Никто не может скрыться от Него (см. Пс. 138:7-10). Он также всеведущ, потому что "Дух все проницает, и глубины Божий", и "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2:10, 11).

Дела Духа Святого связаны с делами Бога-Творца. Он участвует как в сотворении, так и воскрешении. Иов сказал: "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33:4). Псалмопевец в молитве говорит: "Пошлешь дух Твой - созидаются" (Пс. 103:30). Эта же мысль встречается у Павла: "Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11).

Только вездесущему Богу, а не безликой силе и не сотворенному существу подвластны законы мира, и Он явил это в чуде зачатия Иисуса девой Марией. В день Пятидесятницы единственный Богочеловек Христос, благодаря Духу Святому, мог одновременно присутствовать со всеми, желающими Его принять.
Внимательно читая Евангелие, мы видим, что значимость Духа Святого как Божества не уступает авторитету Отца и Сына и в апостольских благословениях (см. 2 Кор. 13:14), и в словах, произносимых в момент крещения (см. Мф. 28:19), и в описаниях Павлом духовных даров (см. 1 Кор. 12:4-6).

Дух Святой в Троице


Изначально Бог Дух Святой сосуществовал неслиянно и нераздельно в Святой Троице. Согласно Библии, подобно Богу Отцу и Богу Сыну, Бог Святой Дух имеет жизнь в Самом Себе. Но несмотря на то, что Личности Святой Троицы равны между Собой, каждая из них выполняет Свое особое служение (см. главу 2 этой книги).

Наиболее полно истина о Боге Духе Святом открывается через Иисуса Христа. Когда Дух Святой нисходит на верующих, Он действует как "Дух Христа", не притязая на Свои личные права и не защищая Собственные полномочия. Его деятельность в истории сосредоточена на спасительной миссии Христа. Дух Святой активно участвовал в рождении Христа (см. Лк. 1:35), подтвердил начало Его публичного служения при крещении (см. Мф. 3:16,17) и сделал достоянием человечества благословения искупительной жертвы Христа и Его воскресения (см. Рим. 8:11).

В Святой Троице Дух, видимо, является исполнителем. От Святого Духа (см. Мф. 1:18-20) был зачат Сын Божий, когда Отец отдавал Его миру (см. Ин. 3:16).
Дух Святой пришел осуществить Божий замысел относительно человека в этом мире и сделать его реальностью.

Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в Творении, о чем свидетельствует Его присутствие при сотворении земли (см. Быт, 1:2). От Него жизнь берет свое начало, Им же она поддерживается. Когда Дух уходит, наступает смерть. В Священном Писании сказано, что, если бы Бог "обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее (земли) и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (Иов 34:14, 15; ср. 33:4).

Творческое служение Духа отражено в том, что Он созидает новое сердце в человеке, открытом для Бога. Бог преобразует и созидает человека силою Духа Святого. Следовательно, Дух осуществляет Божьи намерения в таинстве воплощения, творении и возрождении к новой жизни.

Дух Святой, обещанный миру


Согласно Божьему замыслу, Дух Святой изначально должен был обитать в человеке. Но грех Адама и Евы лишил их сада Едем-ского и общения со Святым Духом. Этот разрыв творения со своим Творцом привел допотопную цивилизацию к трагедии. И Бог был вынужден сказать: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками" (Быт. 6:3).

В ветхозаветные времена именно Дух Святой своим воздействием формировал ту или иную личность, готовя к особому служению (см. Чис. 24:2; Суд. 6:34; 1 Цар. 10:6). Были случаи, когда Он пребывал в сердце отдельных людей (см. Исх. 31:3; Ис. 63:11).

Бесспорно, истинные верующие всегда сознавали Его присутствие, но в библейских пророчествах говорится об особом излитии Духа "на всякую плоть" (Иоил. 2:28), когда более сильное проявление Духа ознаменует собой новую эру.

Пока мир был подвластен дьяволу, наделение Духом в полной мере предполагалось в будущем и его следовало ожидать. Христос, по промыслу Божьему, должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, и лишь после этого Дух Святой мог быть излит на всякую плоть. Указывая на служение Христа как на служение Духа, Иоанн Креститель сказал: "Я крещу вас в воде, а Он будет крестить вас Духом Святым" (Мф. 3:11). Но в Евангелии мы не находим конкретных свидетельств о том, что Иисус крестил Духом Святым. Только за несколько часов перед Своим распятием Христос пообещал ученикам: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины" (Ин. 14:16, 17). Есть ли основания говорить о том, что крещение Духом совершилось на кресте? Нет. В момент распятия голубь как символ Святого Духа не появился - спустилась лишь кромешная тьма, и были слышны лишь раскаты грома.

Только после Своего воскресения Иисус излил Святой Дух на Своих учеников (см. Ин. 20:22). В Евангелии от Луки мы читаем: "И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лк. 24:49). Последователи великого Учителя должны были принять силу в результате действия Духа Святого и стать Его свидетелями даже до края земли (см. Деян. 1:8).

Евангелист Иоанн писал: "Не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин. 7:39). По замыслу Божьему, излитие Святого Духа должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Иисуса Христа.

Заря новой эры взошла лишь тогда, когда наш Господь - Победитель воссел на небесном престоле. Только после этого Он мог излить Святого Духа во всей Его полноте. По словам Петра, Иисус, "быв вознесен десницею Божию... излил" Святого Духа (Деян. 2:33) на Своих учеников, которые с волнением ожидали этого события и, собравшись, "единодушно пребывали в молитве и молении" (Деян. 1:5, 14). День Пятидесятницы, наступивший через пятьдесят дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал собой начало новой эпохи. "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (ученики) находились... И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:2-4).

Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого полностью взаимосвязаны. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не исполнил предначертанного Богом. В Свою очередь, Иисус был зачат от Святого Духа (см. Мф. 1:8-21), крещен Духом (см. Мк. 1:9-10), водим Духом (см. Лк. 4:1), совершал Свои чудеса посредством Духа (см. Мф. 12:24-32), принес Себя в жертву на Голгофе через Духа (см. Евр. 9:14,15) и был воскрешен Духом (см. Рим. 8:11).

Иисус Христос первым испытал на Себе полноту Святого Духа. Отрадно знать, что Господь готов излить Свой Дух на всех, кто от всего сердца стремится к Нему.

Миссия Святого Духа


Вечером, накануне Своей смерти, Христос сказал ученикам, что скоро покинет их. Его слова встревожили учеников. Но Господь заверил их: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Не оставлю вас сиротами...» (Ин. 14:16,18).

Происхождение миссии. Новый Завет открывает истину о Святом Духе. Святой Дух называется «Духом Иисуса» (Деян. 16:7, англ, пер.), "Духом Сына" (Гал. 4:6), "Духом Божьим" (Рим. 8:9), "Духом Христовым" (Рим. 8:9; 1 Петр. 1:11) и "Духом Иисуса Христа" (Флп. 1:19). Возникает вопрос: кто обладает авторитетным правом посылать Духа Святого в этот мир - Иисус Христос или Отец?

Когда Христос открывает миссию Духа Святого в падшем мире, Он говорит о двух источниках. Во-первых, Он указывает на Бога Отца: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя" (Ин. 14:16, ср. 15:26 "от Отца"). Именно Крещение Святым Духом Спаситель назвал "обещанным от Отца" (Деян. 1:4). Во-вторых, Христос указывает на Самого Себя: "Я пошлю Его (Духа) к вам" (Ин. 16:7). Следовательно, Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына.
Его миссия в мире. Признать Христа Господом можно только посредством влияния Святого Духа. Павел писал: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3).

Слово Божье уверяет нас, что через Святого Духа Христос, "истинный Свет", "просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9). Его задача - "открыть миру правду о грехе, праведности и суде" (Ин. 16:8, англ. пер.).

Во-первых, именно Святой Дух способствует тому, чтобы мы осознали нашу греховность, обличает полное равнодушие ко Христу (см. Ин. 16:9). Во-вторых, Дух Святой побуждает людей принять праведность Христа. В-третьих, Святым Духом предупреждает нас о суде, что заставляет омраченный грехом разум испытать нужду в покаянии и обращении.

Пережив обновляющую силу покаяния, мы можем родиться вновь через водное крещение и крещение Святым Духом (см. Ин. 3:5). Это, бесспорно, является началом нашей новой жизни, ибо мы становимся храмом Духа Христа.

Миссия для верующих. Большинство библейских текстов, в которых говорится о Святом Духе, освещают вопрос Его взаимоотношений с Божьим народом. Оказывая освящающее влияние, Он ведет нас к послушанию (см. 1 Петр. 1:2). Однако для того, чтобы Его влияние было постоянным и созидательным, христианину необходимо учитывать определенные условия. Апостол Петр подчеркивает мысль о том, что Бог дает Духа тем, кто постоянно повинуется Ему (см. Деян. 5:32)1. Более того, верующим дано предостережение не противиться Духу Святому, не огорчать и не угашать Его влияния в своей жизни (см. Деян. 7:51; Еф. 4:30; 1 Фее. 5:19).

Каково же участие Духа Святого в жизни христианина?


1. Он помогает верующим, духовно поддерживая их . Иисус Христос называет Духа Святого древнегреческим словом "Параклетос" (Ин. 14:16). В переводе на русский язык это слово означает "Помощник", "Утешитель", "Советник". Оно также может иметь значение "Ходатай", "Посредник" или "Адвокат".

Кроме Духа Святого, Священное Писание называет именем "Параклетос" только Самого Христа. Он наш Защитник или Ходатай перед Отцом. "Дети мои! - восклицает апостол Иоанн, - сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника" (1 Ин. 2:1).

Как Ходатай, Посредник и Помощник Христос представляет нас Богу и открывает Бога нам. Подобным же образом Дух ведет нас ко Христу и делает нас причастными Христовой благодати. Вот почему Дух Святой назван "Духом благодати" (Евр. 10:29). Святой Дух содействует тому, чтобы спасительная благодать Христова стала достоянием людей. Без этого немыслимо дело спасения человечества.

2. Он открывает истину о Христе . Иисус Христос говорит о Святом Духе как о "Духе истины" (Ин. 14:17; 15:26; 16:13). Он призван, по словам Христа, напоминать все, что Он говорил нам" (Ин. 14:26), и наставлять нас "на всякую истину" (Ин. 16:13). Он свидетельствует об Иисусе Христе (Ин. 15:26). "Он не от Себя говорить будет, - подчеркивает Христос, - но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16:13, 14).

3. Он делает реальным присутствие Христа . Дух Святой не только возвещает о Христе, Он делает реальным само присутствие Спасителя. Иисус сказал: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель (Дух Святой, Ин. 14:16, 17) не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин. 16:7).

Будучи ограничен человеческими возможностями, Иисус не мог присутствовать в одно и то же время в разных местах. Вот почему Ему так необходимо было уйти. Посредством Духа Святого Он сможет присутствовать везде и всегда. Иисус сказал: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". Он заверил, что Дух пребудет с нами" и в нас будет: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14:17, 18). "Дух Святой есть представитель Христа, не обремененный человеческим естеством, а потому независимый от обстоятельств".

Дева Мария зачала Иисуса Христа от Духа Святого. В день Пятидесятницы Дух Святой явил Христа-Победителя миру. Через Святого Духа осуществились обещания Христа: "Не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13:5) и "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Вот почему Новый Завет дает Духу Святому имя, которым Он нигде не назван в Ветхом Завете, - "Дух Иисуса" (Флп. 1:19).

Именно через Святого Духа Отец и Сын пребывают в сердцах Своих последователей (см. Ин. 14:23). Точно так же только через Духа Святого верующие могут пребывать во Христе.

4. Он руководит деятельностью Церкви . Поскольку Дух Святой своим влиянием делает явным присутствие Христа в жизни того или иного человека. Он - истинный Наместник Христа на земле. Именно Он, Святой Дух, как неизменный авторитет в вопросах веры и учения, ведет Церковь путями истины и добра в полном соответствии с принципами библейского учения. "Отличительной чертой протестантизма среди других религиозных конфессий, без которой не было бы протестантизма, является убеждение, что Дух Святой - это истинный наместник или преемник Христа на земле. Полагаться на церковную организацию, руководителей или мудрость человеческую - значит возвысить человека над авторитетом Бога".

Дух Святой реально и зримо участвовал в становлении перво-апостольской Церкви. В тот ответственный день поста и молитвы, когда избирались миссионеры для Церкви, "Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13:1-4). Избранные служители выразили свою готовность повиноваться руководству Духа Святого. Книга Деяния говорит о них как о людях, "исполненных Духа Святого" (Деян. 13:9, ср. 52), деятельность которых находилась под Его Божественным водительством (см. Деян. 16:6, 7). Апостол Павел считал необходимым напомнить пресвитерам церкви о том, что Дух Святой избрал их быть благо вестника ми Божьими (см. Деян. 20:28).

Дух Святой играл исключительно важную роль в тех церквах, где возникали серьезные противоречия, угрожающие братскому единству. И действительно, в Писании сообщение о постановлениях первого церковного совета предварено словами: "Ибо угодно Святому Духу и нам..." (Деян. 15:28).

5. Он наделяет Церковь особыми дарами . Дух Святой наделил особыми дарами Божий народ. В ветхозаветные времена "Дух Господень" снисходил на отдельные личности, наделяя их мудростью и способностью руководить духовной и политической жизнью Израиля (см. Суд. 3:10; 6:34; 11:29 и т.д.), а также пророчествовать (см. Чис. 11:17, 25, 26; 2 Цар. 23:2). Дух Святой сошел на Саула и Давида, когда они были помазаны в правители Божьего народа (см. 1 Цар. 10:6,10; 16:13). Кроме того, согласно Священному Писанию, Дух Святой наделял отдельных людей различными дарованиями в области искусства (см. Исх. 28:3; 31:3; 35:30-35).

В раннехристианской Церкви Христос также ниспослал Церкви Свои благодатные дары через Святого Духа. Дух Святой распределял эти духовные дары, данные верующим, по своему усмотрению для пользы всей Церкви (см. Деян. 2:38; 1 Кор. 12:7-11).

Помимо этого Святой Дух наделял особой силой всех, кто возвещал Евангелие до концов земли (см. Деян. 1:8; см. главу 16 этой книги).

6. Он присутствует в сердцах верующих . Апостол Павел спросил учеников в Ефесе: "Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?" (Деян. 19:2). Этот вопрос по сей день является решающим для каждого христианина.

Получив отрицательный ответ, Павел возложил руки на учеников и крестил их Духом Святым (см. Деян. 19:6).

Этот случай в миссионерской деятельности Павла показывает, что признание собственной греховности, возможное под влиянием Святого Духа, и присутствие Духа Святого в жизни человека - далеко не одно и то же.

Иисус Христос указал Никодиму на необходимость родиться от воды и Духа (см. Ин. 3:5). Непосредственно перед Своим вознесением Он дал указание крестить вновь обращенных "во имя Отца и сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Вот почему Петр сказал в своей проповеди, что при крещении должен быть получен "дар Святого Духа" (Деян. 2:38). Апостол Павел подтверждает важность крещения Святым Духом (см. главу 14 этой книги) и настойчиво призывает верующих "исполняться Духом" (Еф. 5:18).

Дух Святой, духовно преобразующий нас по образу и подобию Божьему, продолжает дело освящения, начатое при новом рождении. Бог спас нас по Своей милости "банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит. 3:5, 6).
"Именно отсутствие Духа делает евангельское служение столь бессильным. Ученость, талант, красноречие, любая врожденная или приобретенная способность могут иметь место, но без Духа Божьего ни одно сердце не будет тронуто, ни один грешник не будет приобретен для Христа. С другой стороны, самые бедные и не-рбразованные из Его учеников обретут силу, взывающую к сердцам, если они воссоединятся со Христом и обретут дары Духа. Бог сделает их каналами для передачи самого возвышенного влияния во Вселенной".

Дух Святой имеет исключительно важное значение в жизни христиан. Все изменения в нашем сердце Иисус совершает через служение Духа Святого. И нам, верующим людям, необходимо постоянно сознавать, что без Святого Духа мы не можем делать ничего (см. Ин. 15:5).

Сегодня Дух Святой направляет наше внимание на величайший дар любви, который Бог предлагает в Своем Сыне. Он умоляет нас не сопротивляться Его призывам, но принять единственный путь, которым мы можем примириться с нашим любящим и добрым Отцом Небесным.

1 См. Arnold V. Wallenkampf, Hew by the Spirit (Mountain View, CA: Pacific Press, 1978), pp. 49, 50.
2 E. Уайт, Желание веков, с. 669.
3 Leroy E. Froom, The Coming of Comforter, rev. ed. (Washington, D.C.: Review and Herald, 1949), pp. 66, 67.
4 E. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 21, 22.