Православные тату на предплечье. Можно ли православному христианину делать татуировки

Человек, по замыслу Господа, – двухсоставное существо. У него есть духовная нематериальная субстанция – душа и материальное тело. Тело также является сонаследником души в Царствии Божьем – в новом горнем граде Иерусалиме (см. Откровение святого Иоанна Богослова, 21-я гл.).

Ведь нынешняя смерть, которая разлучает душу и тело, – еще не конец. На Страшном Суде, когда Господь наш Иисус Христос вместе с ангелами и святыми угодниками будет судить каждого из нас, мы явимся пред Богом во всей полноте своего естества, то есть не только духовно – душой, но и телесно. Мертвые, например, воскреснут таким образом, что составы и члены их соберутся, в них войдет душа, и человек в полной своей природе предстанет перед Судом Божьим (см. Книгу пророка Иезекииля, 37:1–14). И также душевно-телесно он после окончательного над ним Страшного Суда войдет на веки вечные либо в ад, либо в рай.

Потому Церковь очень тщательно и благоговейно всегда относилась к телу как сонаследнику души в вечной будущей жизни восьмого дня. Отсюда такое трепетное отношение к телесам покойников в православном чине погребения усопших. Потому Церковь столь негативно относится к кремации.

Нежелательны также противоестественные украшения тела: татуировки, пирсинг, покрытие ногтей лаком, макияж и покраска волос. Ведь человек – образ и подобие Божье. Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным микрокосмом – целой Вселенной. Потому излишне «моифицировать» свое тело – это, конечно же, сомнительная практика. Мы будто бы не доверяем Богу и строим в гордыне собственную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя. Подобное поведение ни к чему хорошему не может привести.

Это не исключает естественного ухода за своим телом и лечения болезней, например инвалидности.

Кроме того, зачастую молодой парень или девушка не понимают истинного смысла татуировок – их исторического значения. В древнем языческом мире, где полиграфических технологий не было, татуировки могли в том числе быть чем-то вроде печати или паспорта. Они несли информацию о человеке: принадлежность к определенному племени, клану, роду, социальному положению.

Здесь есть и еще один подтекст. Современный молодой человек иногда воображает, что татуировка – своеобразный символ его личной свободы. Но в языческом мире (откуда ее истоки) – это символ прямо противоположный. Там татуировка – это зачастую символ подчинения, знак принадлежности кому-то или чему-то. Так, например, и сейчас происходит в замкнутых субкультурах типа армейских подразделений или бандитских формирований.

Порой человек, нанося татуировку, даже не задумывается о том, какой информационный смысл несет тот или иной символ. Ведь татуировка – не просто украшение, она зачастую имеет философскую или религиозную подоплеку. И человек, бегущий от реальности в вымышленный мечтательный мир (куда он зачастую пытается «втащить» и свое тело, в том числе и с помощью татуировок), может, сам того не понимая, возрождать и неоязычество, а вслед за ним (если назвать вещи своими именами) идолопоклонство и служение бесам.

Тем более это страшно для православного христианина. Так как святой первоверховный апостол Павел сказал о нас, православных христианах: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16). То есть мы – живая церковь, храм. Каждый из нас.

У православного христианина есть одна принадлежность – ко Христу. И символом этого издавна является нательный крестик на шее. Такого человека и Бог благословляет, и святой ангел оберегает. А у татуированного все может быть диаметрально противоположно. Тем же, кто нанес на тело откровенно языческие татуировки, конечно же, стоит исповедоваться в этом грехе, и Господь обязательно простит их и восстановит утраченную духовно-телесную гармонию.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Можно ли делать татуировки на теле?

Вопрос:

В Ветхом Завете встречается место, где говорится о запрете нанесения на тело изображений и надписей (в книге Левит). Можно ли этот отрывок соотнести с нынешней татуировкой? То есть, является ли она грехом? И есть ли еще места в Библии, где об этом говорилось бы?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев.21:5; Вт.14:1. В приведенном стихе, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от язычества. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию.

Добродетели приносят благо не только душе, но и телу: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч.14:30). Человеческое тело свидетельствует о премудрости и всемогуществе Творца. Библия говорит о поврежденности человеческого естества грехом, но о теле, как создании Божиим, не высказывает ни одного пренебрежительного слова. Платон называл тело «темницей души», а св. апостол Павел говорит о «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Поэтому Моисеев закон запрещал перенимать языческие обычаи. Специальное уродование тела, созданного Богом, является оскорблением Господа. «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).

Православие.Ru

Просмотрено (18300) раз

Татуировки — просто мода или нечто гораздо более серьёзное? Может ли христианин сделать себе тату, если очень захочет? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Татуировки в жизни христианина

Любители татуировок, видя моё их неприятие, тут же контратакуют: мол, на своего Охлобыстина посмотри, весь разрисованный.

Прием оправдания давний, известный и, как это ни печально, частенько срабатывающий. Вспомните сами себя, как родителей атаковали с просьбой, где главным аргументом для ее выполнения было — «у всех есть, и я хочу».

Иван Охлобыстин:

Все же знают, что я вел довольно противоречивую жизнь. Мои татуировки связаны с путешествиями и с пьянством.

…Здесь была обнаженная дама, когда женился, неудобно стало. Это лазером вырезано… Ох, если не дай Бог, меня будут жечь, то я теперь знаю, как пахну, когда загорюсь. В комнате дым стоял по колено. Цветные татуировки они же глубокие. Потом наколол текст — «радиация»… А вот эту татуировку мы с Оксанкой на свадьбу накололи. У нее точно такая же. Это единорог, он — символ чистоты. По легенде, единорога может усмирить только девственница. А эти руны — в Ирландии.

…Когда я прощался с последним мотоциклом, наколол этот череп. У меня уже слишком много детей, чтобы на двух колесах гонять. И это одна из татуировок, которые колют байкеры, которые уходят навсегда. Это один из вариантов — череп с зубками врос в землю, пустил корни, из него цветы выросли. И я так и не сел больше на мотоцикл. Мне даже на съемках предлагали.

Вот только с татуировками иная ситуация, здесь «хочу» только в негативе обретается, потому что любая наколка есть откровенная связь с язычеством и оккультизмом. Язычники наносили наколки и нарезы на теле или в честь умерших, или для того, чтобы войти в транс во время оккультных сеансов. Как только духов вызвать захотелось, так нарезик, а чтобы вступить с ними в единение — татуировка. Поэтому и предупреждал Господь еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:18). Также и в Второзаконии 14:1 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».

Так что любая татуировка, сколь бы «безобидной» она ни была, есть мерзость пред Богом. Именно таким нелицеприятным словом определяет Господь все то, что относится к оккультным практикам. Возражения, что наколотый цветок или фигурка безобидны в духовном плане и для красоты лишь сделаны, абсолютно некорректны.

Господь создал тело человеческое совершенным. Вспомните: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Не надо бросать перчатку Богу с вызовом: «Я сделаю лучше». Красивее не выйдет. Совершенство нельзя усовершенствовать. Достаточно много было подобных попыток. Результат печален. Из-за этих рациональных предложений по «изменению и улучшению» короче наш век земной стал на многие годы, живем на загаженной земле, да и в нравственном плане в геометрической прогрессии греха пребываем.

Кроме того, что татуировка — символ языческий , добавляется еще одна объективная реальность: ее нанесение может серьезно изменить твою жизнь, внести против твоей же воли такие изменения в собственные образ мыслей и характер, что исправить их будет очень сложно.

Константин Кинчев:

Череп в каске — это воин, который готов умереть за Христа. Хотелось бы в трудную годину выстоять и быть ближе к этому воину, которого ношу на руке. Татуировки означают непростой путь «Алисы», который она прошла. Это девочка Алиса и те искушения, которые в этом сказочном мире на её пути встречались.

По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело — это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой.

Когда-то я довольно скептически отнесся к рассказу знакомого священника о девушке, наколовшей на предплечье красивое изображение бабочки. Резко изменилась жизнь до этого вполне благополучной в нравственном плане женщины. В откровенную блудницу превратилась. Бабочка-то — издревле символ блуда .


Скептицизм мой повержен был собственным же священническим опытом. На исповедь молодой человек пришел и вместо того, чтобы в грехах каяться все жаловался, что все наперекосяк в жизни в последнее время идет. Одни лишь враги его окружают и все ему зла желают. Начали разбираться, когда же начались эти беды. К обоюдному решению пришли: с той поры неприятности и негаразды, как он наколку сделал с сатанинской символикой.

И еще пример характерный. Беседовал не столь давно с человеком, три раза места не столь отдаленные посетившим и одиннадцать лет, в общей сложности, там пробывшим. Сокрушался мужчина:

— Вот, батюшка, решил по-настоящему «завязать», да ведь, как кто посмотрит на мои руки, сплошь тюремными знаками заполненные, и отворачиваются. Ни работы толковой, ни доверия…

Страшное это дело — татуировки. И Бога оскорбляем, и себе же проблемы, которых раньше не было, создаем.

Как наличие Бога в сердце человеческом определяется? По скромности внешней и стыдливости внутренней. Татуировка — это побег от скромности, так как выделить себя пытаешься, и одновременно она убийца стыдливости, потому что вред душе наносит.

И еще одна характерная особенность столь модной ныне татуировки. Решившись на подобную экзекуцию над собственным телом, вы, кроме перечисленных грехов, еще и членовредительством занимаетесь. Примеров, когда нанесение тату становится причинами самых разнообразных болезней, в том числе и СПИДа — колоссальное количество. Зайдите к дерматологу в гости и пожалуйтесь на кожное заболевание. Первым вопрошением врача будет вопрос о татуировке.

Иду в храм или по улице в рясе — девушки сигареты стыдливо прячут. Ведущая на телепередаче с вопросом ко мне подходит и все юбку коротенькую пониже одергивает. Исповедница к аналою приближается и боком идет, чтобы я на ее противоположном плече татуировку не увидел.

Почему так происходит?

Потому что стыдно.

Так зачем же делать то, что стыдно, вредно и унижает тебя как образ и подобие Божие?

В середине первого века нашей эры произошло завоевание Египта арабскими армиями. Это нашествие не совсем правильно называть «завоеванием», ибо оккупанты не встретили никакого сопротивления со стороны египтян.

Однако неприязнь к новым порядкам, которые принесли с собой захватчики, начала проявляться позже. Словом копты арабы называли представителей местного населения Египта, которые к тому моменту были в подавляющем большинстве христиане. Коптское христианство — это одна из самых древних ветвей христианства, в основном, это религиозное ответвление принадлежит к православной церкви.

В самом сердце старого Иерусалима, христианин палестинского происхождения по имени Wassim Razzouk , в своей собственной тату-студии делает татуировки всем желающим. На вывеске его тату-студии написано Since 1300 — это значит, что он является потомственным татуировщиком, поддерживающим традицию христианской татуировки, история которой насчитывает уже более семи веков.

Традиция делать татуировки паломникам имеет глубокие исторические корни

«Мои предки — египетские копты. Многие века коптские христиане поддерживают традицию делать себе татуировки. Считается, что первые христианские татуировки появились в XII веке от рождества христова, когда в Египте начало распространяться мусульманство. А в то время Египет был преимущественно христианским. Арабские завоеватели насильно пытались обращать христиан в свою религию. Для этого они придумали очень интересную вещь — облагать дополнительным налогом тех, кто не хотел обращаться в мусульманство» — рассказывает Wassim.

Татуировка свидетельствовала, что ее обладатель принадлежал к коптской церкви

«Одной из форм сопротивления этому было то, что христиане-копты делали себе татуировки на внутренней стороне запястья — изображение креста. Со временем такой жест непримиримости трансформировался в традицию. Весьма долгое время принадлежность к коптской церкви можно было доказать единственным способом — предъявив татуировку креста на внутренней стороне запястья правой руки» .

Раньше паломничество было делом всей жизни

«Мой прапрадедушка приехал в Иерусалим в начале XVIII века и его ремеслом были татуировки на коже паломников, которые прибывали в Иерусалим со всего света. Сегодня всё намного проще — вы покупаете в интернете билет на самолёт и на следующий день уже в Иерусалиме! Но сотню лет назад всё было иначе. К паломничеству готовились долгие годы — это становилось главным событием всей жизни! И татуировка была доказательством того, что ее обладатель был в святых местах, а также гордым символом того, что её носит христианин» .

Wassim говорит, что в наши дни практика паломнических татуировок набрала небывалую популярность — «Иногда ко мне выстраиваются очереди по 50 человек! Люди готовы ждать часами, чтобы увезти на себе символ Иерусалима. А встречаются даже такие, кто приезжает в Иерусалим каждый год, и каждый раз они делают себе новую татуировку» .

От дедушки остались вырезанные из оливкового дерева штампы

Далеко не все паломники приветствуют практику татуировок, однако они никак не хотят отставать от более смелых собратьев по вере. Для подобных случаев в арсенале татуировщика есть вырезанные из оливкового дерева штампы с изображением христианских мотивов. Они достались ему от дедушки, который был не только татуировщиком, но и плотником, а также мастером резьбы по дереву.

Wassim Razzouk не считает себя участником современного тату-движения

Wassim Razzouk весьма известная фигура в мире израильской татуировки. Он принимает участие во множестве выставок, сотрудничает с ведущими музеями, однако он не считает себя участником современного тату-движения: «Это не мой мир» — коротко объясняет он. «Я не являюсь татуировщиком в современном понимании этого слова. Мои клиенты — это паломники, монахи, священники, пожилые люди» .

«Меня очень удивляет, когда кто-то начинает говорить, что та или иная религия запрещает нанесение татуировок. Независимо от того, что говорят эти люди, спрос на паломнические татуировки в святой земле Иерусалима растёт из года в год!»

Нанесение рисунков на тело в древние времена выполнялось с целью демонстрации принадлежности человека к конкретному племени, вере или статусу.

Что означают религиозные татуировки?

Сегодня же татуировки практически в каждом случае несут эстетический характер и делаются для украшения участков тел. Но тем не менее многие заключают в них определенную смысловую нагрузку.

Религиозные татуировки наносят люди, которые принадлежат к той или иной вере, они, как правило, выполняются не только для украшения, но и для защиты человека от темных сил, для влияния на судьбу.

Каждая религия имеет определенные символические знаки, благодаря которым можно выделить ее в числе остальных.

История татуировки

Тату на религиозную тему возникли еще в древности. Своеобразной маркой религий Палестины являлись ритуальные рисунки. В христианстве это было под запретом, однако это не привело к вымиранию татуировок в вере. Паломники все же практиковали тату, которые наносились коптскими священниками и выполнялись в виде рисунков Богоматери с Иисусом, святого Петра. Тату иконы часто можно было увидеть на теле человека. Мусульмане украшали себя татуировками, посвященными Мекке и Медине. Символом рисунков являлось очищение после смерти.

Были обнаружены факты про спорную практику подобного которые наносились на Балканах. Боснии и Хорватии были присущи своеобразные характера, но в период мусульманских набегов они приобрели другой окрас. В это время враждующие стороны оставляли рисунки на телах женщин, показывая их принадлежность к противникам.

Особенное значение имеет религиозная символика у верующих, они наносят татуировки, чтобы быть ближе к Богу, однако не всем религиям присуще изменение тела. Религиозные татуировки вышли на тот уровень, когда они стали считаться отдельным направлением в тату-практике. Такие рисунки невероятно сложны в исполнении, и доверять их нанесение нужно только опытному мастеру. Порой тату с изображением Святого может делаться довольно длительное время, но в итоге получается невероятная и уникальная картина.

Татуировки - способ покаяния

Однако не всегда наносятся верующими, поскольку вера - прежде всего внутреннее состояние. Такие рисунки часто можно встретить на теле преступников, которые прибегают к ним с целью покаяния. Как правило, это всевозможные купола и другие религиозные символы.

Христианство как прежде, так и в настоящий момент не может принять татуировки религиозной тематики, но и полностью отвергнуть тоже. В Библии есть цитата, которая дает объяснение этому: "Не делайте надрезов ради умершего на теле вашем и не носите на себе наколотых письмен".

Одно известно точно: тату, имеющие отношение к религии, сегодня очень актуальны. Они являются средством защиты от несчастий и злых сил. В любом случае делать рисунок на теле или нет - выбор каждого. Но перед тем как что-либо нанести, необходимо изучить значение татуировки, ведь она будет с вами на всю жизнь.

Религиозные тату принято классифицировать по принадлежности к определенному вероисповеданию. Каждая вера обладает своими идентификаторами, которые помогают отличить его от других. Верующие наносят нательные рисунки в “божественном” стиле, чтобы теснее сблизиться с Создателем или Миссией. Но многие верования полностью отрицают украшение человеческого тела какими-либо наколками. Тем не менее, тату на религиозную тему набирают все большую известность и популярность на всех континентах.

Данное направление можно приравнять к искусству, так как для выполнения рисунков на божественную тематику нужно в совершенстве обладать техникой и мастерством нанесения татуировок. Иногда одно такое творение делается несколько дней или даже недель, особенно если накладывается изображение лика святого.

Истоки религиозных тату

Первые эскизы религиозных татуировок появились еще в далекой древности.

  • Например, каждую палестинскую религию можно было отличить по своему узору или орнаменту, который входил в ритуальные тату.
  • В христианстве сложился запрет на изображения такого типа, однако эскизы религиозных тату дошли до наших дней. Этому поспособствовали паломники, носившие рисунки, сделанные Коптскими священниками. Изображения обычно представляли собой крест, портрет святого Петра или Богоматери с младенцем Иисусом.
  • Паломники мусульманского происхождения наносили татуировки, посвященные очищению после смерти.

Религиозные тату в настоящее время

Сейчас такие наколки помогают выразить свои чувства и отношение к определенному верованию.

  • Самыми популярными эскизами среди них выступают цитаты из священных писаний, лики святых.
  • Отдельное место в этой тематике занимает крест. В христианской культуре этот символ неразрывно связан с Богом. Также он обозначает и судьбу – свой крест каждый человек должен пронести сквозь свою жизнь. В культуре и вере кельтов крест указывал на совершенствование и непрерывность развития духовной стороны.
  • Часто в качестве нательного изображения выбирается строка или молитва из священной книги. Нужно обязательно вникнуть в духовный смысл, который несет в себе это писание.
  • Не меньшей популярностью пользуются религиозные татуировки в виде изображения ангела. Данный орнамент доносит прямой библейский смысл, указывает на связь с Богом и духовные качества личности, направляет на любовь, добро и защиту. Ангел является своеобразным хранителем человека и оберегает его от злых сил. В сети можно найти множество фото с эскизами библейских тату в виде ангела и выбрать для себя понравившийся орнамент.

К сожалению, не во все “божественные” нательные рисунки вкладывается истинный смысл. Они часто встречаются среди преступного мира, где наносятся после определенного критического события в жизни, чтобы вызвать привлечение внимания, продемонстрировать свою веру и прийти к покаянию.

Религиозные татуировки в исламе

Мусульманство налагает запрет на любые виды нательных рисунков. Несмотря на это, желающих сделать рисунок хватает.

  • Обычно используют надписи арабской вязью. Ее узор выглядит просто и красиво, что покоряет все больше людей.
  • Нанести можно как выдержку из Корана, так и арабский афоризм.
  • На теле девушки очень эстетично и эффектно будет смотреться вдоль позвоночника по направлению сверху вниз.

Тату “религия” в буддизме

В буддизме популярны татуировки образа Будды, который символизирует волю, характер, богатство внутреннего мира.

  • Обычно Будда изображается веселым, танцующим или смеющимся. Узоры могут быть выполнены в цвете и в мультяшном стиле. Для этого применяют оттенки золотой гаммы.
  • Иногда изображают Будду и в задумчивой медитативной позе. В этом случае отдается предпочтение буддийской символике, частью которой является след Будды, показывающий его присутствие, или листья в форме сердца. Чтобы придать узору реалистичность и объем, нужно тщательно и детально прорисовывать символы.
  • Также могут применяться образы, которые отображают присутствие Будды в живой природе. Для мужчин отлично подойдет изображение льва. Для девушек– цветок лотоса, который в качестве наколки на руке или любой другой части тела будет смотреться женственно и изящно.

Библейские татуировки в христианстве

Самым популярным символом, представляющим христианскую веру, несомненно, является лик Иисуса Христа.

  • Сын Божий изображаться в окружении некоего свечения или с терновым венком на голове.
  • Также встречается и нанесение крови, вытекающей из-под венка на лицо.
  • Можно увидеть фигуру Иисуса, распятого на кресте. Такие наколки подходят как мужчинам, так и женщинам и делаются на любых частях тела.
  • Не менее популярным считается изображение простого христианского креста без всяких дополнительных элементов.
  • Встречаются и портреты Богоматери или других святых.

Как сделать религиозную тату

Данный вид бодиарта лучше не пытаться делать себе в домашних условиях. Это связано с высокой степенью сложности элементов некоторых рисунков, например ликов святых или изображений ангелов. Качественно сделать работу, выполнив пошагово все инструкции, сможет только опытный мастер-татуировщик.

Но если узор более простой, например, выдержка из священной книги, то можно сделать наколку и . Нанесение библейских тату ничем не отличается от каких-либо других. Нужно лишь выполнять схему, поэтапно наносить рисунок и самое главное– не забывать о стерильности. Тогда у вас получится достичь необходимого результата.

Видео: Популярные эскизы религиозных татуировок