Проблема взаимосвязи человека с природой. Сочинение взаимоотношения человека и природы рассуждение

Эйнштейн в свое время говорил о том, что человек - часть целого, называемого нами Вселенной. Эта часть ограничена и во времени, и в пространстве. И когда человек ощущает себя как нечто отдельное, это является самообманом. Взаимосвязь человека и природы всегда волновала великие умы. Особенно в наши дни, когда одно из основных мест занимает проблема выживания людей как вида на Земле, проблема сохранения всего живого на нашей планете. О том, как проявляется взаимосвязь человека и природы, какими способами можно попытаться ее гармонизировать, читайте в данной статье.

Узкие рамки

Неотделимость человека, как и всего живого на Земле, от биосферы определяет его существование. Причем эта жизнедеятельность становится возможна только лишь в адекватных условиях, весьма ограниченных. Узкие рамки соответствуют особенностям человеческого организма (доказано, например, что повышение общей температуры окружающей среды всего на несколько градусов может привести к плачевным для человека результатам). Он требует для себя поддержания той экологии, среды, где проходила его предыдущая эволюция.

Способность адаптироваться

Знание и понимание подобного диапазона - насущная необходимость для человечества. Безусловно, каждый из нас может приспосабливаться к Но это происходит постепенно, исподволь. Более резкие изменения, превышающие возможности нашего организма, могут привести к патологическим явлениям и в конечном итоге к гибели людей.

Биосфера и ноосфера

Биосфера - все живое, сущее на Земле. Кроме растений и животных в нее входит и человек, как ее весомая часть. Влияние человека как вида влияет на процесс реорганизации биосферы все более и более интенсивно. Это связано с воздействием научно-технического прогресса в последние столетия существования человечества. Таким образом, осуществляется переход биосферы к ноосфере (от греческого «ум», «разум»). Причем ноосфера не является отрешенным царствием ума, а скорее, следующей ступенью эволюционного развития. Это новая реальность, связанная с разнообразными формами воздействия на природу и окружающую среду. Ноосфера также подразумевает не только использование достижений науки, но и сотрудничество всего человечества, направленное на сохранение и разумное и гуманное отношение к общечеловеческому дому.

Вернадский

Великий ученый, определивший само понятие ноосферы, подчеркивал в своих трудах, что человек не может быть физически независимым от биосферы, что человечество - это живое вещество, связанное с процессами, происходящими там. Другими словами, для полноценного существования человека важна не только но и среда естественная (он нуждается в определенном ее качестве). Такие фундаментальные условия, как воздух, вода, земля обеспечивают саму жизнь на нашей планете, и в том числе - человеческую! Разрушение комплекса, изъятие хотя бы одного компонента из системы привело бы к гибели всего живого.

Экологические потребности

Потребность в хорошей экологии у человека сформировалась в незапамятные времена, наряду с потребностями в пище, жилье, одежде. На ранних стадиях развития экологические потребности удовлетворялись как бы автоматически. Представители людского рода были уверены, что всеми этими благами - водой, воздухом, почвой - они наделены в достаточном количестве и на все времена. Дефицит - еще не острый, но уже пугающий - стал ощущаться нами только лишь в последние десятилетия, когда угроза вышла на передний план. Сегодня многим уже становится ясно, что сохранить здоровую окружающую среду не менее важно, чем питаться или реализовывать духовные потребности.

Пересмотр векторов

Видимо, настало время для человечества переориентировать основные направления развития науки и техники, чтобы само отношение к природе и окружающей среде стало иным. Это понятие должно по праву занять свое центральное место в умах людей. Философы и практики, занимающиеся проблемами экологии, давно уже вынесли окончательный вердикт: либо человек меняет свое отношение к природе (и сам, соответственно, меняется), либо ему будет суждено быть стертым с лица Земли. И это, по свидетельствам многих ученых, произойдет уже довольно скоро! Так что времени на раздумья у нас становится все меньше и меньше.

Отношение человека к природе

В различные эпохи взаимоотношения складывались непросто. Мысль о том, что человек - часть природы, была высказана и воплощена еще в древние времена. В различных дохристианских религиозных культах мы наблюдаем обожествление Матери-Земли, водной среды, ветра, дождя. У многих язычников существовало - часть природы, а она, в свою очередь, воспринималась, как единое начало всего существующего. У индейцев, например, существовали могущественные духи гор, ручьев, деревьев. А к некоторым зверям культивировалось значение равенства.

С приходом христианства меняется и отношение человека к природе. Человек уже ощущает себя рабом Божиим, которого сотворил Бог по своему подобию. Понятие природы уходит как бы на второй план. Происходит своеобразная переориентация: взаимосвязь человека и природы нарушается. Взамен ей культивируется родство и единение с божественным началом.

А в философских системах конца девятнадцатого и начала двадцатого века мы видим формирование идеи богочеловека, где индивидуум воспринимается как безусловный царь над всем сущим. Таким образом, проблема человека и природы решается однозначно в пользу первого. А отношения с Богом и вовсе заходят в тупик. Понятие «человек - царь природы» с особенной силой культивируется в середине-конце двадцатого века. Этим оправдываются бездумные вырубки стратегически важных лесов, поворачивание рек вспять, сравнивание гор с землей, неразумное использование газовых и нефтяных ресурсов планеты. Все это - негативные действия человека по отношению к окружающей среде, в которой он живет и существует. Проблема человека и природы максимально заостряется с образованием озоновых дыр, возникновением эффекта глобального потепления, других негативных последствий, ведущих Землю и само человечество к гибели.

Возвращение к истокам

В наше время наблюдается тенденция возвращения людей «в лоно природы». Взаимосвязь человека и природы пересмотрена многими общественными деятелями и организациями (например, движением «Гринпис», которое выступает за всеобщее сохранение окружающей среды и разумное использование природных ресурсов). В науке также мы видим успешное воплощение идей экологически чистых механизмов. Это и электромобили, и и магнитные двигатели. Все они способствуют сохранению окружающей среды, всячески препятствуют ее дальнейшему загрязнению. Крупные бизнесмены проводят технические реконструкции предприятий, приводят продукцию в соответствие международным экологическим стандартам. Схема "человек и природа" снова начинает активно действовать. Прогрессивное человечество восстанавливает былые родственные узы. Только бы не было слишком поздно, но люди по-прежнему надеются на то, что Мать-Природа их поймет и простит.

Человек и природа: темы сочинений

В этом свете становится необходимым и важным воспитание поколения, которое будет разумно и с подобающим пиететом относится к окружающей среде. Школьник, заботящийся о птицах и деревьях, культурно выбрасывающий обертку от мороженого в урну, не мучающий домашних животных, - вот что нужно на современном этапе. Культивируя такие простые правила, в будущем общество сможет сформировать целые поколения, формирующие правильную ноосферу. И в этом немаловажную роль играют школьные сочинения «Человек и природа». Темы могут варьироваться для младших и старших классов. Важно одно: работая над этими сочинениями, школьники становятся частью природы, приучаются вдумчиво и с уважением к ней относиться. Ребята осознают взаимосвязь человека и природы, аргументы, которые неопровержимо свидетельствуют о единстве и неделимости этих понятий.

Разумное преобразование среды

Конечно же, каждое общество влияет на ту в которой оно непосредственно обитает. Преобразует ее, использует достижения предыдущих поколений, передает эту среду в наследство своим потомкам. По словам Писарева, весь труд по преобразованию природы положен в землю, словно в большую сберегательную кассу. Но уже настала пора использовать все разумное, созданное человечеством на пользу природе, а все негативное забыть навсегда!

Природа — все живое вокруг нас: реки, озера, леса, луга. Она дает человеку жизненные силы, душевное равновесие. Как нужно относиться к миру природы? Почему нужно ее беречь и сохранять? На эти вопросы отвечает автор В. Песков.

В своем тексте он поднимает важную экологическую проблему, особенно актуальную в наши дни. Он считает, что причиной исчезновения редких видов животных является человек, который решает, «кому жить, а кому в этой отказано». В. Песков обеспокоен этой ситуацией. Он возмущен тем, что человек, разрушает среду обитания зверей и птиц.

Я согласна с ним. В наше время человек ставит себя выше природы и безжалостно истребляет животный мир. На мой взгляд, человечеству давно пора задуматься о последствиях. Приведу примеры в пользу сказанного.

Только один день в году киты в Норвегии подплывают очень близко к человеку, чтобы погреться на солнце. Этот день называют «праздником китов», однако жители этих мест не любуются этим зрелищем, а безжалостно истребляют животных, что в очередной раз доказывает человеческое «я».

Сергей Есенин особенно нежно любил животных. Он жалел и заезженную лошадь, и дряхлую корову, и собаку, потерявшую щенков. Ему всегда хотелось помочь животным: «Для зверей, приятель, я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит».

Для человечества одной «Красной » мало, нужна еще одна, которая будет напоминать ему, каково наше место в этом мире.

Современному миру для решения его сложнейших проблем жизненно нужна наука и техника. Но не в меньшей мере он нуждается в философии, в зрелом и адекватном философском самосознании, в таком мировоззрении, которое не обходит «вечных» вопросов о месте и назначении человека в мире, о смысле истории и идеалах справедливости. «Вечные» вопросы потому и вечные, что они всегда встают по-новому, отражая и выражая назревшие конкретные задачи, потребности, возможности общественного развития. К таким «вечно новым» вопросам относится и вопрос взаимодействия человека и природы , а именно вопрос о единстве человека и природы, который в наше время обрел небывалую актуальность и напряженность.

В настоящее время вопрос о единстве человека и природы встает тревожно и остро, главным образом как вопрос о разрыве этого единства в ситуации угрозы глобального экологического кризиса. Хищническая и бесконтрольная производственно-техническая активность обрывает естественные связи человека с природой, оборачиваясь гибельным оскудением, истощением и разрушением природных ресурсов и условий человеческого существования.

Односторонне развитый, «технифицированный» человек и природу меряет этим своим узким масштабом, сводящим ее лишь к вычислимому и измеримому материалу – сырью, к объекту экономическо-производственного расчета. Утрата полноты общественно развитых связей с природой – это и утрата полноты, полноценности человеческого бытия. Приведение отношения человека к природе только как отношение производителя к сырью, потребляемому производством, означало бы бесконечное обеднение жизни человека. Это означает подрыв эстетического плана жизни человека, человеческого отношения к миру и вообще утрату возможности почувствовать себя частью великого целого.

Связь человека с природой существенно характеризуется именно тем, что человек выходит за узкие рамки отношения к ней только как к «среде», вступает в отношение к природе «в целом» и взаимодействует с ней на этом уровне. Можно сказать: природные условия выступают «средой обитания» человека постольку, поскольку они не есть уже только «среда», но становятся «пространством» его развития как универсально-творческого существа.

Соответственно экологическая потребность человека не есть нечто неизменное и обусловленное лишь устройством его организма. Она исторически развивается, срастаясь в ходе истории с многообразием складывающихся культурных потребностей и со всей духовно-эмоциональной сферой человека. Поэтому нельзя говорить о специфически человеческой экологической потребности, не учитывая ее культурно-исторического измерения. На протяжении своей истории люди в зависимости от своеобразия и уровня своего социального развития нуждались в разной природе и видели ее по-разному, создавая различные (мифологические, религиозные, философские, художественные, научные) образы природы, в которых они, так или иначе, соотносили себя с природой, познавая себя через природу и природу через себя.

«Экологический вопрос» для человека – это , это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире – места, которое ни в коей мере не дано ему в готовом виде (от природы или бога), но которое человек должен сам непрерывно завоевывать и утверждать, осваивая природные силы в качестве условий своего развития.

Эту особенность человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса выделяет и исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразие человеческого отношения к природе.

В наше время зависимость человека от природы изменяет характер: слепая зависимость уступает место осознанной.

Центральный момент современной экологической ситуации – необходимость подъема на новый уровень отношения к природе, реализующий и развивающий человеческие связи с ней на основе достигнутых возможностей научно-технического прогресса, необходимость новой организации природно-хозяйственной деятельности всего человечества в планетном масштабе. Человечество должно сделать новый шаг в своем развитии, преобразовать существующие социальные отношения и как следствие – мировоззренческие установки, системы духовных ценностей.

Новый уровень отношения к природе диктуется, прежде всего, назревшими потребностями и задачами современного общественного развития. И, однако, его нельзя отрывать от прошлой истории человеческого взаимодействия с природой.

Взаимодействие человека и природы , а именно зависимость человека и общества от природы не исключает их активной роли в существовании и развитии природы. Человек – «венец» развития природы и в то же время имеет принципиально новую сущность, новые функции. Наука и средства труда в ходе их развития и совершенствования делают человека потенциально неограниченно могучим в его воздействии на природу. В масштабе бесконечной Вселенной влияние общества не имеет сколько-нибудь существенного значения. Однако в масштабах нашей планеты, особенно в масштабах биосферы, влияние человеческого общества значительно. В наши дни в условиях современной научно-технической революции общество становится первостепенным фактором функционирования и развития природы как биосферы.

Возникновение и развитие человеческого общества обусловило начало нового этапа развития природы как биосферы. Начинается процесс очеловечивания, гуманизации природы, превращения биосферы в ноосферу. С этого момента история природы, биосферы связывается с историей человечества, его производственной и другими видами деятельности. Возникают принципиально новые моменты в функционировании и эволюции биосферы в условиях человеческой деятельности.

Новые ответные реакции биосферы, возникающие под усиливающимся влиянием общества на природу, носят не только позитивный, но и негативный характер, не только по отношению к биосфере, но и к обществу. Они как бумеранг возвращаются в общество и оказывают отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека, на развитие общества.

Взаимодействие человека и природы , точнее проблема единства человека и природы никогда не была чисто познавательной. Она всегда несет в себе конкретное социально-историческое содержание, отражает объективные противоречия и назревшие потребности общественного развития и реально решается в ходе практических действий. Однако действия требуют соответствующей теории, и чем масштабнее и сложнее практическая задача, тем выше и ответственнее роль теории, дающей необходимые для ее решения мировоззренческие, научные, духовно-нравственные ориентиры.

Список литературы

  1. Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические аспекты экологической проблемы/под. ред. Е.Т.Фадеев. – Москва:Наука, 1986. – 352 с.
  2. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. Т. II/под. ред. Т.Павлов. – София:Наука и искусство, 1981. –758 с.
  3. Основи екології: Підручник / Г. О. Білявський, Р.С. Фурдуй, І.Ю. Костюков. – К.: Либідь, 2004. – 408 с.
  4. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования. – 2-е изд., стереотип. – М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. – 384 с.

Прекрасна школьная пора. Но для многих она омрачена классными работами, домашними заданиями и сочинениями. Но почему одним написать эссе достаточно легко, а вот другим данная работа дается с трудом?

На самом деле написать сочинение не так сложно, как это может показаться. Достаточно разобрать структуру текста по частям и понять, как писать каждую. Давайте рассмотрим эту проблему на теме «Взаимоотношения человека и природы». Сочинение в этом направлении сможет написать как ученик младшей школы, так и выпускник 11-го класса.

Собираемся с мыслями

Чтобы написать сочинение «Взаимоотношение человека и природы», необходимо собрать всю информацию, которую ученик может изложить по данной теме. Причем это могут быть не только самостоятельные размышления, но и конкретные примеры из газет, журналов, Интернета. Можно использовать какие-либо научные исследования или соцопросы - любая информация, связанная с данной темой, разнообразит сочинение ученика. К примеру:

«Известно, что каждый 3-ий человек в России не имеет привычки постоянно выбрасывать мусор в урну, из-за чего загрязнение окружающей нас природы постоянно растет, увеличивая работу дворникам».

Также ученик может почерпнуть информацию у своих родителей или бабушек и дедушек, которые жили во времена чистейших улиц и экологии, которая была намного лучше современной.

Собрав всю необходимую информацию на тему «Взаимоотношения человека и природы», сочинение начинаем со вступления.

Начало изложения мыслей

Есть несколько вариантов того, :

  1. Ученик может привести какой-нибудь достоверный факт, который послужит вступлением для его дальнейших рассуждений в сочинении. К примеру: «В организмах около 50% морских рыб, 20% китообразных и всех черепах обнаружен полиэтилен». Освещая данную проблему, ученик может раскрыть негативные взаимоотношения человека и природы. Сочинение может быть написано как в отрицательном, так и в положительном ключе.
  2. Потому вторым вариантом для вступления будет ваше личное рассуждение. «Природа является домом для человека. И несмотря на то что в наши дни экология сильно страдает от действий человека, множество стран в мире стараются исправить эту ситуацию путем внедрения различных экологических программ, предлагают варианты решения утилизации мусора и ищут пути улучшения окружающей среды ».
  3. Также ученик может начать свое сочинение с постановки вопроса. «Еще тысячу лет назад люди поклонялись и обожествляли природу, что неудивительно, ведь она была их домом и кормильцем. Что же произошло за тысячу лет и каковы взаимоотношения человека и природы? » Сочинение (ЕГЭ может включать такую тему для написания эссе) станет прекрасным рассуждением на вполне серьезную тему.

Основная часть

Она должна быть самой объемной и содержать больше всего информации. Что именно вы будете писать, зависит от выбранного вами направления. Но есть несколько стандартных вариантов развития темы «Взаимоотношения человека и природы». Сочинение может включать только ваши личные рассуждения. К примеру:

«Экология стала главным бичом современности. Люди страдают от заболеваний сосудов, сердца, дыхательной системы, низкого иммунитета. В большинстве своем данные проблемы возникают именно из-за плохой экологии. Но, что печальнее всего, данную проблему люди создали самостоятельно и продолжают ухудшать свое положение по сей день».

Также ученик может прибегнуть к конкретным примерам и привести аргументацию своих слов:

«Научно-технологический прогресс, несомненно, - важная составляющая жизни общества. Но давайте посмотрим на факты - река Течь, протекающая в Челябинской области, стала чрезвычайно опасной из-за радиационного загрязнения. Китай признан одной из стран с самым загрязненным воздухом. В Индии каждый день умирает примерно тысяча детей от загрязнения экологии, и пока что ситуация в мире никак не улучшается».

Используя любой вариант, ученик сможет максимально раскрыть тему «Взаимоотношения человека и природы». Сочинение по литературе также может содержать примеры из произведений или исторических книг.

Заключение

И последней, но не по значению, частью является заключение. В нем ученик должен подвести итог своим рассуждениям и сделать вывод. Чаще всего здесь действуют только собственные рассуждения и мысли, которые могут быть приблизительно следующими:

«Самое главное, что каждый человек может внести свою лепту и исправить текущее положение дел. Перестать выбрасывать мусор на землю. Утилизировать отходы по правилам и в специальных пунктах. Не загрязнять реки, а, проводя время на природе, увозить мусор с собой или сжигать (если это допустимо). Только если каждый человек будет соблюдать данные правила, мы сможем побороть проблемы с экологией ».

Вывод

Вывод ученика может быть любым, в зависимости от его мнения. Главное, чтобы он был подкреплен аргументами в основной части. Тогда вы точно получите высокую оценку за свое сочинение "Взаимоотношение человека и природы".

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.