Проектная работа на тему: " Древнейшие виды письменности". Где и когда возникла письменность впервые

Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.

Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.

Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

Палочное письмо

Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вАмпумы и кИпу.

Вампумы

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или поясА, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо “инивари”).

Узелковое письмо

Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – "узел ") – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя инков – Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.

Первые книги, отпечатанные наборным способом (с помощью набора литых металлических литер), появились в Германии в середине 15 в. К концу столетия этот способ книгопечатания распространился по всей Европе. В то же время умение писать становилось все более необходимым и распространенным по мере развития торговли и коммерции, поскольку и правительства, и частные предприятия уделяли все больше внимания постоянному ведению учета. Таким образом, развитие латинского письма пошло двумя путями: путем книгопечатания, с одной стороны, и путем письма от руки, применявшегося в переписке и при ведении деловых записей, с другой.

Самая большая группа исторических источников – письменные. Письменность была изобретена более пяти тысяч лет назад. До нас дошли надписи, сделанные на камне, глине, папирусе, коже и т.д. Позже самым распространенным материалом для письма стала бумага. Благодаря различным письменным источникам мы можем узнать о событиях, которые произошли много лет и даже веков назад, для историков интересны любые письменные источники. Это могут быть хвалебные надписи, высекаемые в древности на камнях для всеобщего обозрения и рассказывающие о каких-либо великих деяниях правителей; или записи в хозяйственных книгах какой-либо семьи, дающие информацию об экономическом строе данного общества, а зачастую и о его (общества) социальной структуре. Даже личные письма дают неоценимую информацию об эпохе. К письменным историческим источникам относится также мемуарная литература, газетные статьи, научные труды, нормативные акты, философские работы и т.д.

Логика развития содержания письменности указывает, что возникновение письменности связано с распространением счёта и развитием хозяйства. Необходимость фиксировать соответствие разных материальных объектов их количеству обусловило потребность различать эти объекты при записи (фиксации). Первой примитивной формой письма было рисунчатое, где изображение максимально соответствовало форме материального объекта. Таким образом, устанавливалась чёткая взаимосвязь – один тип объекта – одно изображение. Такая форма записи позволяла передавать содержание слов или понятий, однако это содержание не было связано с фонетическим рядом называния объекта. Кроме того, такая запись не могла передавать сложные или отвлечённые смыслы. Эти первичные записи напоминали современные дорожные знаки, за изображениями которых стоит локальный смысл и ограниченная сфера применения.

Дальнейшим развитием рисунчатого письма стало письмо идеографическое. Значок «солнце» у египтян передавал не только значение астрономического объекта, но и такое понятие как «день», самостоятельное изображение которого практически невозможно. Таким образом, один и тот же значок передавал конкретное значение «солнце» и отвлечённое «день». Так осуществлялся переход к иероглифическому письму. Идеограммы превращались в сложные картины, отражающие целые фразы. Использование такого письма имело серьёзные ограничения, поскольку требовало создания всё новых и новых идеограмм по мере развития человеческой деятельности и вовлечения новых понятий в круг человеческого существования. Кроме того, иероглифическое письмо очень сложно, так как знак в нём может означать слово, слог или предложение. В древнем Египте в ходу было около 800 иероглифов. Научиться такому письму было крайне сложно, поэтому профессия писца очень ценилась.


Следующим шагом в развитии письменности был переход к фонетическому письму. В этом случае символ обозначал не только предмет и сходные с ним понятия, ни и те звуки, которые входят в название этого предмета. Рассмотрим пример. Египетское слово «дом» включает две согласные – n и p. Его писали знаком, который изображает план дома. Но слово «выходить» тоже включало в себя согласные n и p. И его со временем стали писать тем же знаком. Не следует думать, что слова «дом» и «выходить» были омонимами, т. е. одинаково звучащими словами, как русские слова «коса» (девичья) и «коса» (для косьбы). Они звучали различно: «дом» – видимо, как «пэр», а выходить – видимо, как «пирэ». Но в египетском языке, как и в некоторых других восточных языков, не было букв для гласных. Поэтому одним и тем же знаком можно было передать разные слова, содержащие согласные п и р, независимо от входящих в эти слова гласных звуках.

Но возникает вопрос: как же отличить слово «дом» от слова «выходить» при чтении, если писались они одинаково? Отличать их друг от друга помогал иероглиф-определитель. Современные учёные называют определители детерминативами. Все девять знаков, которыми мы пояснили значение слова «ДМ» – подлинные египетские детерминативы.

Следующим шагом в развитии письма был переход к алфавитным и односогласным знакам. В египетском алфавите существовало 24 согласные буквы. Однако, в древних системах письма, помимо идеограмм, определителей и алфавитных односогласных знаков, были знаки, передающие два и более согласных одновременно.

Подводя итог первого обзора письменности, можно определить следующую логику развития письменности. Первый этап – создание идеограмм, передающих общий смысл понятий. Второй этап – формирование фонетического письма, передающего звукосочетания, содержащиеся в произношении понятий. Третий этап – применение определителей для смысловой передачи идентичных звукосочетаний. Четвёртый этап – создание однозвуковых и слоговых обозначений.

Техника письма формируется в зависимости от материала, на котором происходит фиксация знака. Способ нанесения знака влияет на геометрию знака и его размеры. Длительное применение письменности, протяжённость текстов, приводят к экономии движения при письме. Такая экономия влияет на изменение формы знаков, упрощает их написание, формирует основы скорописи. На рисунке 3 хорошо прослеживается трансформация геометрии знаков письма в сторону их упрощения.

Дешифровка древней письменности начала активно развиваться в конце XVIII – нач. XIX века. Первыми объектами дешифровки были тексты египетских памятников и папирусов. Слава первооткрывателя целостного метода дешифровки научных текстов принадлежит французскому учёному Шампольону, который в 1822 году сумел подобрать ключ к «Розетскому камню» (плита, найденная в Египте, на которой одновременно находились надписи на египетском, коптском и греческом языках; надписи эти содержали один и тот же текст). Шампольон сумел правильно понять значение иероглифов. Он первым начал рассматривать египетское письмо как звуковое, а не как символическое идеографическое).

Древнеегипетская письменность была по своему составу смешанной. В ней использовались алфавитные принципы (один знак – одна буква), двух и трёх согласные звуки (один знак – несколько звуков), идеографическое изображение (один знак – одно слово) и детерминативы. В египетской письменности не использовалось обозначение гласных звуков. Репертуар египетских знаков содержит 24 согласных алфавитных знака, около 300 слоговых знаков и свыше 400 детерминативов. Правила комбинирования очень сложны. Кроме того, египтяне писали иероглифы во всех направлениях (кроме «снизу вверх»). Для указания направления письма головы людей, птиц и животных на письме были повёрнуты в сторону начала чтения. Слова в предложении не отделялись друг от друга; конец предложения не отмечался; знаки препинания отсутствовали. Развитие иероглифического письма привело к появлению иератических знаков. Репертуар этих знаков насчитывал около 600 единиц. Помимо текстовых записей египтяне широко использовали запись чисел. Числа от 1 до 9 обозначались вертикальными палочками, количество которых соответствовало числу. Более крупные числа изображались специальными значками. Порядок записи числа предписывал сначала писать более крупные числа, а потом более мелкие.

Первая расшифровка месопотамской письменности (самого древнего варианта – аккадской клинописи) была начата в 1837 году майором английской армии на персидской службе Генри Роулингсоном. Его работу подхватил учитель Эдвард Хинкс, а впоследствии и Юлиус Оперт. Далее её продолжил профессор Шпигель, опубликовавший в 1862 г. фундаментальный труд о правилах дешифровки месопотамских клинописей. Репертуар древнеаккадской письменности составляет около 400 знаков. По своему типу она очень близка к египетской. Её знаки многозначны. Один и тот же знак может означать слог, букву, понятие или сочетание этих значений. Сложность записи была таковой, что её первый дешифровщик Роулингсон был несколько раз на грани помешательства. И хотя на сегодняшний день опубликовано свыше 300 монографий по проблемам дешифровки месопотамской клинописи, её всё равно практически не понимают.

Клинопись стала предтечей огромной ветви семитских письменностей, которые впоследствии легли в основу всех современных европейских видов записи. Основу этих письменностей составляло фонетическое содержание знаков (один знак – один звук). Начало активной дешифровки семитских письменностей было положено в 1904 г., когда Флиндерс Питри обнаружил на Синайском полуострове камни с древнейшими письменами.

В начале I тыс. до н. э. в Финикии был изобретён алфавит, состоящий из 22 букв (только согласные). Позже, перенявшие этот алфавит греки, добавили гласные буквы. Все современные алфавиты: греческий, латинский, индийский, русский - восходят к различным вариантам финикийского алфавита.

Вопросы:

1. Какие источники чаще всего дают представление об истории отдельной семьи?

2. Для какого периода времени археология будет основным источником исторической информации? Свою точку зрения обоснуйте.

3. Охарактеризуйте «плюсы» и «минусы» различных исторических источников.

4. Можно ли выделить среди различных видов исторических источников, раскрывающих историю государства самый главный? Свою точку зрения обоснуйте.

5. На основании приведённого отрывка из сочинения Публия Корнелия Тацита «Германия» попробуйте сделать выводы о развитии хозяйства у германцев. «Напитком им служит жидкость из ячменя или пшеницы, превращённая [посредством брожения] в некоторое подобие вина. Пища [у них] простая: дикорастущие плоды, свежая дичь или кислое молоко; без особого приготовления и без приправ они утоляют ими голод». К какому типу источников относится этот документ?

6. Как вы считаете, не стоит ли отказаться от изучения археологических памятников, относящихся к тем эпохам, когда уже существовали письменные источники? Свою точку зрения аргументируйте.

7. Почему майя пользовались одновременно несколькими календарями?

8. Можно ли применять китайский сельскохозяйственный календарь в России? Свою точку зрения обоснуйте.

9. Сделайте годовой зарубочный и узелковый календари. Придумайте носимый вариант.

10. Возможно ли использовать для календарного счисления иные периодичности помимо заката и восхода, фаз Луны и движения Солнца? Предложите свой вариант.

Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами. Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел. Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

«Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus «нарисованный» и греч. grapho – пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения.

Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea – понятие и grapho – пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.

В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э.

Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма. Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры. Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии. Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца. Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

Первыми стали применять клинопись шумеры.

Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

Китайское письмо развилось из рисуночного письма.

Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо.

Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно‑звуковым системам.

В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe ) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро‑вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно‑звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки.

Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари. Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака. Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н.э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности.

В основе большинства современных буквенно‑звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности.

Следующий шаг в развитии буквенно‑звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите. Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки. Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно‑греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы. По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме. Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.

Письменность, это великое достижение человечества, имела длинную историю становления. Этот процесс длился тысячелетиями.

С возникновением письменности люди могли уже не только общаться, но и хранить и передавать речевую информацию с помощью определённых начертательных знаков.
Полностью восстановить последовательную картину возникновения и развития письменности уже не представляется возможным – слишком долгим был путь, а истоки этого пути сокрыты от нас временем. Но, тем не менее, отдельные этапы пути историки прослеживают. Например, известно, что письменность начиналась с предметного письма. Что это такое?

Предметное письмо

Предметное письмо – это знаковые предметы (зарубки на дереве, расположенные в определённом порядке камни, узоры на гладкой поверхности, дым костра и т.д.), которые человек использовал для передачи какой-то необходимой информации. Конечно, «считывающий» эту информацию человек должен был знать значение использованных предметов, в противном случае была опасность неправильного «прочтения».

Легенда о Дарии

Изображение Дария I на древнегреческой вазе. Работа вазописца Дария
Древнеперсидский царь Дарий, отправившийся походом на Скифию, получил от скифов послание. Оно состояло из нескольких предметов: лягушки, птицы, мыши и 5 стрел. Царь Дарий решил, что скифы в знак покорности принесли ему землю, воду и небо (мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, стрелы – отказ от сопротивления). Но один мудрец не согласился с Дарием. Он расшифровал послание скифов по-другому: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Этот мудрец оказался прав, Дарий вынужден был отступить, а послание это навсегда осталось в истории образцом предметного письма.
Кстати, предметное письмо, при всех достижениях цивилизации, сохранилось кое-где до настоящего времени: народы Суматры по сей день используют соль и перец для обозначения любви или ненависти.
У североамериканских индейцев существовало своё предметное письмо – ва́мпум.

Ва́мпум – нанизанные на шнуры цилиндрические бусины из раковин. Эти бусины были многофункциональны: они украшали одежду, служили валютой, но главное их предназначение было в передаче важных сообщений. Вампумы у ирокезских племён обычно доставляли особые гонцы – вампумоносцы. Посредством вампумов долгое время оформлялись договоры между белыми и индейцами.
Предметное письмо, конечно, было не самым удобным средством передачи информации, поэтому начался поиск более универсальных способов. И он был найден – это пиктографическое письмо.

Пиктографическое письмо

Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте

В пиктографическом письме знаки (пиктограммы) уже обозначают определённый объект. Пиктограммы использовали многие культуры: месопотамская, египетская, китайская, ацтекская и др. Пиктографическое письмо – смысловое, оно обозначает простейшие интернациональные понятия, реальные предметы, явления, действия, значение этих действий, переданных с помощью рисунков. Пиктографическое письмо могли понимать люди, говорившие на разных языках. Конечно, пиктографическое письмо не могло образовывать текст, т.к. в нём не было выработанных правил языка.
Пиктограммы востребованы и в современном мире: графический интерфейс пользователей компьютера, красный крест (больница или медпункт), стоянка (буква Р) и другие знаки, в том числе дорожные. В пиктографическом письме письменный знак привязан к определенному объекту.

Иероглифическое письмо

Иеро́глиф уже мог означать отдельные звуки и слоги, морфемы, целые слова и понятия (идеограммы). Особенностью китайской иероглифики является использование составных иероглифов, представляющих комбинацию идеограмм. Идеографический письменный знак привязан к определённому смыслу.
Но иероглифическое письмо имело существенный недостаток: в нём не было никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали отдельно, а в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Египетское иероглифическое письмо

Китайское иероглифическое письмо

Слоговое письмо

Это письмо называют ещё силлаби́ческим (от фр. syllabe – слог). Знаки этого письма обозначают отдельные слоги. Обычно символ в слоговом письме представляет собой согласный звук со следующим за ним гласным.
В среднем слоговые азбуки (силлабарии) насчитывают 80-120 символов.

Слоговое письмо стало шагом на пути сближения устной и письменной речи, а также формирования слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы. Финикийское письмо сыграло в жизни человечества важнейшую роль: именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и большинство современных письменностей. В слоговом письме каждый знак обозначает определённый слог.

Алфавитное письмо

Греки, начав пользоваться финикийским письмом, столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов. В финикийской слоговой системе отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. Таким образом, письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь при помощи 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи.
Алфавитное письмо оказалось простым, поэтому быстро распространилось по всему миру. Ведь не зря говорят, что всё гениальное – просто. Но до гениальности надо дорасти. Хотя в некоторых цивилизациях переход к алфавитному письму не произошёл.
Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Путь к русскому алфавиту

Этот путь тоже был долгим.

Греческий алфавит

Итак, был изобретён греческий алфавит. Он непрерывно используется с конца IX или начала VIII в. до н. э. Греческий алфавит считается первым алфавитом, содержащим согласные и гласные и использующим для них раздельные знаки. В алфавите 24 буквы (в доклассическую эпоху в некоторых диалектах греческого применялись ещё несколько букв).

Этрусский алфавит

На основе западногреческого алфавита был создан этрусский алфавит – набор символов, характерный для письменного этрусского языка. Этрусский алфавит относится к италийским алфавитам.

Наиболее известные памятники этрусской письменности – надгробия и керамика. Известно около 9 тыс. надписей, выполненных с помощью этрусского алфавита – на надгробных плитах, вазах, статуях, зеркалах и драгоценностях. Также были найдены фрагменты полотняной этрусской книги Liber Linteus.
Этрусское письмо направлено в основном справа налево, изредка слева направо и бустрофедон: одна строчка написана слева направо, вторая строчка – справа налево, третья – слева направо и т. д. Слова не всегда отделялись друг от друга.

Реконструкция этрусских алфавитов
Этрусские надписи были непонятны уже римлянам, у которых существовала пословица «etruscum non legitur» («этрусское не читается»). Все позднейшие попытки прочесть этрусские надписи на основе какого-либо из известных языков не имели успеха. Считают, что этрусский язык не родственен известным европейским языкам и является изолированным.

Латинский алфавит

Латинский алфавит также восходит к греческому алфавиту. Буквенная письменность, возникшая в латинском языке в середине I тысячелетия до н. э., впоследствии распространилась по всему миру. Современный латинский алфавит является основой письменности большинства романских, германских и множества других языков. Базовый вариант латинского алфавита состоит из 26 букв. Буквы в разных языках называются по-разному.
Письменность на основе латинского алфавита используют в основном все языки романской группы, кроме нескольких языков; германской группы (кроме идиш); кельтской и балтийской групп, а также некоторые языки славянской, финно-угорской, тюркской, семитской и иранской групп; албанский, баскский языки; некоторые языки Индокитая (вьетнамский язык), Мьянмы, большинство языков Зондского архипелага и Филиппин; Африки (южнее Сахары), Америки, Австралии и Океании, а также искусственные языки (например, эсперанто).

Коптское письмо

Коптский алфавит

Ко́птский алфави́т распространен с IV в. Он основывается на греческом алфавите, с добавлением нескольких букв из древнеегипетского демотического письма, передававших согласные звуки, отсутствовавшие в греческом.
Коптское письмо было одним из источников старонубийской письменности.

Готское письмо

Готский алфавит

Готский алфавит был создан на основе греческого с заимствованиями латинского. Названия букв происходят от названия рун. Создание алфавита приписывют епископу Вульфиле (Ульфиле), создавшему в середине IV в. перевод Библии на готский язык. До этого готы пользовались рунической письменностью (письменность древних германцев). Готы – древнегерманский союз племен.

Кириллица

Кириллица – старославянская азбука (староболгарская азбука); алфави́т: один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов для старославянского языка. Современный русский язык восходит к кириллице.

Алфавиты на основе кириллицы являются или являлись системой письменности для 108 естественных языков, включая следующие славянские языки:
белорусского языка (белорусский алфавит)
болгарского языка (болгарский алфавит)
македонского языка (македонский алфавит)
русинского языка/диалекта (русинский алфавит)
русского языка (русский алфавит)
сербского языка (сербский кириллический алфавит)
украинского языка (украинский алфавит)
черногорского языка (черногорский алфавит).
В советское время на основе кириллицы были построены алфавиты практически всех неславянских народов СССР (за исключением эстонцев, латышей, литовцев, грузин и армян) и монголов. К моменту развала Советского Союза кириллическим письмом пользовались народы, говорящие более чем на 60 языках и составляющие около 10 % населения мира.

История и виды письменности

Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Другими словами, письменность – это графическое изображение или запись речи.

Однозначной точки зрения по поводу времени зарождения письменности у ученых нет. Очевидно, что письменность

родилась из пиктографических рисунков, изображающих человека, животных, окружающие и бытовые предметы,

Хронологическим ориентиром для определения времени появления письменности в какой-то мере может служить

факт введения древними египтянами календаря. Их

календарь, модификацией которого мы пользуемся и поныне, был привязан к моменту одновременного солнцестояния,

восхода Сириуса и Солнца. Астрономы посчитали, что в

древности это событие происходило в 4241 и 2781 годах до нашей эры. Тогда и мог быть введен древнеегипетский календарь. Более поздняя дата – 2781 год – выпадает уже на то время, из которого до нас дошли письменные памятники, письменность уже была.

Так что, по всей видимости, как рассчитали ученые, календарь египтян отталкивается от астрономического события, имевшего место в 4241 году до нашей эры. К этому же времени можно косвенно привязать и зарождение письменности. Материальных письменных свидетельств, столь же древних, как календарь, не сохранилось. Но очевидно, что расчеты, необходимые для календаря, равно как и сама идея записи времени – все это предполагает наличие письменности. Таким образом, можно


предположить, что письменность возникла в Древнем Египте примерно в конце V - IV тысячелетии до нашей эры.

Есть, однако, другая версия по поводу времени

возникновения письма. Согласно этой версии, первенство принадлежит не древнеегипетским иероглифам, а шумерской клинописи. Клинопись (т.е. клинообразное письмо; английское cuneiform от латинского cuneus – «клин») возникла не позже конца IV тысячелетия до нашей эры и была в употреблении примерно до начала нашей эры. Сначала клинописное письмо было в ходу у шумеров – народа с высокоразвитой культурой, но с неизвестными этническими и языковыми корнями. Шумеры жили в Месопотамии, в южной части долины между реками Тигр и Евфрат - на юге нынешнего Ирака. Затем политическая власть в стране плавно перешла к аккадцам – народу, говорившему на одном из семитских языков и известному также под именем вавилонян и ассирийцев. Вавилоняне и ассирийцы распространили свою культуру и политическое влияние на весь Ближний Восток, так что бытовавшая у них клинопись была позаимствована и другими народами, с которыми они соприкасались.

Клинописные записи производились по большей части на специальных глиняных дощечках. Знаки наносились на

дощечки с помощью тростниковой палочки, которую поворачивали под определенным углом и вдавливали одним

из трех ее краев во влажную глину. Получавшиеся таким образом знаки имели характерный клинообразный вид, что и

дало клинописи ее название. Дощечки с нанесенными на них знаками далее высушивались на солнце, а сравнительно небольшая их часть – в основном предназначавшиеся для

библиотек копии литературных текстов – обжигались в печи.

Благодаря такому способу записи многие письменные свидетельства шумеров сохранились до нашего времени.

Тогда как египтяне писали преимущественно на папирусе -

недолговечном материале. Благодаря этому шумеры имеют


больше материальных свидетельств в пользу первенства их письменности. А в пользу первенства письменности египтян говорит лишь красивая гипотеза с календарем, подтверждаемая астрономическими расчетами. Так или иначе, возникновение письменности можно отнести к концу V - IV тысячелетию до нашей эры.

Характерно, что и в Египте, и в Месопотамии

письменность развивалась в связи с потребностями учета и управления. Совершенно точно установлено, что потребность

в письменности была бюрократической и ритуальной

потребностью. Письмо изначально служило для подсчета жертвований, приношений в храмах, имущества царей и фараонов, а также для учета календарных и династических циклов. Эта бюрократическая функция избыточна для первобытного общества. Поэтому можно сказать, что до письменности люди жили первобытным строем, а с письменностью зародилась цивилизация.

Исторически сложились четыре основных типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, собственно слоговое и алфавитное. Рассмотрим кратко каждый тип письма.

В идеографическом письме используют идеограмму1– письменный знак, который обозначает понятие. Идеограмма

не является словом, потому что не имеет грамматической формы. Значение идеограммы - это в чистом виде идея,

понятие или даже набор понятий, связанных ассоциативно с изображаемым предметом. Так, например, изображение глаза

с капающими из него слезами обозначает горе в письменности майя. Знак, изображающий ногу, может означать и саму ногу, и действие «стоять», и действие

«ходить». Это всѐ иконические знаки, в которых означающее внешне похоже на означаемое.

1 От греческого «запись идей»


Этот тип письма существовал как развитая форма более древней пиктографии (рисуночного письма). Возможности передачи информации с помощью идеографии ограничены. Ведь число знаков–идеограмм может быть очень большим - практическим, таким же, каким может быть число самих понятий, предметов, идей – неограниченным. Чтобы передать неограниченное число понятий, приходиться, по сути, каждый раз «рисовать действительность». Собственно, этим и занимались авторы наскальных рисунков и пиктограмм. Очевидно, что наиболее типичные пиктограммы (глаз, нога, животное, воин, женщина, солнце и т. п.) постепенно стали идеограммами.

К наиболее известным системам идеографического письма относятся древнейшее египетское письмо. Его эволюция

наиболее изучена.

Иероглифы использовались египтянами от зарождения письменности вплоть до времени римской колонизации. Последние иероглифы использовались для монументальных надписей на памятниках2уже в античности (последняя запись относится к 394 году нашей эры). Таким образом, древнеегипетский язык, давший, предположительно, первые образцы письменности, просуществовал около 4 тысяч лет. Дольше, чем все известные ныне системы письменности. Ныне это – мертвый язык, который был утрачен и расшифрован заново в XIX веке.

Древняя египетская письменность существовала столь долго, что эволюционировала в рамках одного языка от зарисовки образов к записи идей, потом к записи слов и даже записи звуков. Ранние древнеегипетские иероглифы были, по сути, пиктограммами, то есть иконическими знаками –



2 Этим и объясняется происхождение слова «иероглиф» - от греческого hieros – «священный» и glyphe – «то, что вырезано» (например, на камне)


рисунками. Далее иероглифы постепенно отрывались от сходства с обозначаемым предметом, обозначали уже понятия (идеограммы), затем слова (логограммы). Поздние древнеегипетские иероглифы были не просто символами, обозначавшими различные идеи или слова, но также имели и фонетическую ценность, что позволило ученым говорить даже об алфавите фонетических иероглифов. Несомненно, эта фонетическая компонента древнеегипетской письменности нашла потом свое развитие у финикийцев и через них – у древних греков, родоначальников всех современных алфавитных систем письма.

Фонетические компоненты египетского письма обозначали только согласные звуки. Эта характерная особенность

египетского письма сохранилась при развитии письменности на Ближнем Востоке (через коптскую алфавитную

письменность, возникшую на основе древнеегипетского языка и древнегреческой письменности). И поныне арабы пишут лишь согласные буквы. Это достаточно экономный

способ записи, которым пользуются, например, некоторые абоненты в СМС-сообщениях: «Счс этот спсб пзвляет экнмть

услия, прдвая дстатчно инфрмции».

Иероглифы-идеограммы, строго говоря, нельзя читать в нашем привычном понимании, их можно интерпретировать,

истолковывать. А вот словесно-слоговое письм о позволило уже записать не понятия, а саму звучащую речь. Основной

частью этой системы здесь является идеограмма, то есть запись понятия, но появляются дополнительные элементы

(знаки, слоги), которые уточняют грамматическое или смысловое значение понятия. По сути, такие комбинированные знаки записывают уже отдельные слова.

Такие знаки, обозначающие слова, называются логограммами.

Если идеограмма, изображающая, например, птицу, обозначает и понятие «птица», и понятие «лететь» (надо каждый раз догадываться), то логограмма, связанная с


понятием птицы, в зависимости от дополнительных знаков, уже выражает какое-то конкретное слово: либо «птица», либо

«лететь».

Словесно-слоговым письмом была шумерская клинопись. И хотя протоклинопись (ранняя клинопись) была пиктографической, но в классическом клинописном письме большая часть знаков является логограммами – записью слов. Использовались также и слоговые клинописные знаки. Они применялись там, где важно передавать созвучия или смысловые оттенки - для записи имен собственных (особенно иностранных), названий мер и весов. Кроме того, слоговые клинописные знаки добавлялись к логограммам для выражения грамматических значений.

Единственные существующие сегодня древние системы письма словесно-слогового типа – это китайская (90% используемых знаков составляют логограммы) и производная от нее японская.

Слоговое письмо – это система письменности, в которой каждый знак передает какое-либо сочетание звуков (слог).

Например, знаки русского алфавита e, ѐ, ю, я , по сути,

являются слоговыми знаками, передающими созвучия (/je/,

/jo/, /ju/, /ja/).

Слоговые системы зачастую являются результатом модернизации словесно-слоговых систем. Наиболее широко

распространены слоговые системы письма в Индии и Юго-

Восточной Азии. Преимущество слогового письма – в меньшем числе знаков (100-300 против 6000-7000 иероглифов в китайском языке), а недостаток – некоторая громоздкость и трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов.

В алфавитных системах письма отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук. Историческим родоначальником всех видов алфавитного письма явилось древнесемитское (финикийское) письмо. Финикийская система письма содержала 22 знака, служащих для


обозначения согласных звуков. Новая система письменности дала возможность фиксировать речь по звуковому способу с помощью минимального числа легко и быстро запоминающихся знаков (букв).

Исходным для развития всех западных алфавитов является греческое письмо. Оно возникло в X-IX веке до нашей эры.

Считается, что греческий алфавит возник на основе

финикийского. Греческий алфавит существенно отличался от всех существующих систем письма. Подобно финикийскому

и арамейскому, греческое письмо является фонетическим, в

котором знаки обозначают отдельные звуки. Однако если в финикийском языке на письме передавались лишь согласные звуки, то полногласный греческий язык потребовал и записи гласных звуков. Так появились гласные буквы. Некоторые ученые считают, что принцип записи гласных звуков древние греки взяли из другого древнесемитского алфавита – арамейского.

На основе древнегреческого возникли италийские алфавиты, в том числе этрусский (VII век до н.э.), а из него

древнегерманские руны. Из этрусского же, видимо, развилось

латинское письмо (VI век до н.э.).

Таблица 4.1 Виды письменности и их характеристики


Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
менность.
Идеогра- фическое письмо Знак передает понятие (идею), иногда несколько понятий одного ассоциативного ряда, например, ходить, стоять, нога и т.п. Ранние иероглифы. Древний Египет, Шумер, крито- микенская цивилизация. Рисуночное протописьмо майя, рисуночное письмо ацтеков. ?? (ок. V- IV тыс. до н.э.) Майя, ацтеки – с V века до н.э.
Словесно- слоговое письмо Знак передает не понятие, но конкретное слово. Специальные знаки передают звуковые сочетания (слоги) и грамматические значения, например, муж. или жен. род, мн. или ед. число и т.п. Количество знаков в письменности Поздний Древний Египет, шумерская клинопись, критское линейное письмо А, письменность майя, китайская иероглифика, японская иероглифика и японский силлабарий – слоговой алфавит. Ок. III-I тыс. до н.э. Древний Египет – до IV века н.э. Майя – I- XVI века н.э. Китай, Япония – до наших дней.

Вид письма Основная характеристика Цивилизация Примерн ый период
одного языка – несколько тысяч.
Слоговое письмо Знаки означают значимые созвучия – слоги. Количество знаков в письменности одного языка – несколько сотен. Юго-Восточная Азия, Индия. Примерн o с V века до н.э.
Алфавитное письмо (буквенное письмо) Знаки означают звуки и являются буквами. Количество знаков ограничено несколькими десятками. Финикийский, арамейский алфавиты, использовавшие знаки для обозначения звуковых компонентов по примеру египетских звуковых иероглифов. Древнегреческий алфавит, перенявший систему финикийского. от начала I тыс. до н.э. Гречес- кий алфавит – ок. X- IX веков до н. э. Совре- менные алфави- ты ведут свою родослов

В эпоху Римской империи латинское письмо приобрело международный характер, сохранявшийся затем в связи с распространением католицизма. Нелатинские письменности, распространенные на большей части Европы, постепенно были вытеснены латинским алфавитом. В христианских монастырях Европы было разработано множество различных стилей латинского письма: ирландский, англосаксонский, каролингский (во Франции), итальянский и т.п. Средневековые монахи не только исписывали страницы книг священными словами, выполненными этими стилями письма, но и превращали их в настоящие произведения искусства и, в конечном счете, получали богато украшенные рисунками манускрипты.

В IX веке группа греческих проповедников, которую возглавляли братья Кирилл и Мефодий, пришла в Южную

Европу, чтобы распространять христианство среди славянских народов. Славяне были обращены в

христианство, а Кирилл и Мефодий перевели Священное Писание на славянский язык, который теперь называют

старославянским или церковнославянским.

Первые славяне-христиане пользовались двумя алфавитными системами – кириллицей и глаголицей. Согласно древним славянским преданиям, именно Святой Кирилл является создателем славянского алфавита, и его имя


носит кириллица. Однако в предании не говорится, какой из двух алфавитов на самом деле был изобретен Кириллом, и эта проблема вызывает серьезные споры среди ученых.

Кириллическое письмо, которым мы пользуемся, было разработано на основе добавления к 24 буквам византийского греческого письма еще 19 букв для специфически славянских фонем (буквы ц, ш были взяты из еврейского квадратного письма, а остальные изобретены специально). Кириллица употреблялась православными славянами, а также (до XIX века) румынами. На Руси сначала пользовались глаголицей; кириллица сменила глаголицу в X–XI вв.

Древнее кириллическое письмо легко в основу письменности многих современных славянских языков

(русский, украинский, болгарский, сербский). Кириллическое письмо стало также использоваться для письменности

некоторых неславянских народов, обитавших на территории СССР и России и не имевших своей письменности. Однако в тех славянских странах, где распространена католическая

вера (Чехия, Словакия, Польша) используется латиница.

Как уже указывалось, первоначально письменность была не частной, а бюрократической функцией – дворцы и храмы

вели учет своего и завоеванного имущества, людей, кораблей,

воинов и т.п. Большинство самых ранних письменных документов являются, по сути, амбарными книгами. Другое

назначение ранней письменности – ритуальные и обрядовые

отчеты, придворные хроники, призванные увековечить религиозные ритуалы или деяния царей.

Долгие тысячелетия письменность не использовалась ни для чего другого, так как даже указы передавались гонцами. Да и для всех прочих форм коммуникации все еще служила

изустная традиция.

Иероглифическое письмо было уделом жрецов. На его изучение уходили годы. Более демократическое алфавитное

письмо уже могло стать навыком любого желающего. В

античности грамотность становится нормальным явлением


для свободных граждан (а в Афинах, судя по комедиям Аристофана, грамотны были даже и рабы). В античном мире письменность выходит из государственных канцелярий и храмов в дома и на улицы. Бюрократия и жрецы теряют исключительное право письма. А ведь некогда это право считалось сакральным. Непосвященного человека, узнавшего тайну письма, в доантичной древности чаще всего казнили.

Постепенно сфера применения письменности расширяется. Во-первых, функция ведения имущественных записей

становится доступна состоятельным гражданам. Во-вторых,

ритуальная функция письма также «идет в народ»: образованные люди стремятся оставить личные свидетельства, нечто вроде «Киса и Ося были здесь», которую оставила группа греческих наемников в VI веке до н.э.. О распространение грамотности свидетельствует, к примеру, вполне туристическая надпись на левой ноге статуи Рамзеса

Когда царь Псамметих пришел в Элефантину, те, кто плыл с Псамметихом, сыном Теокла, сделали эту надпись. А

прошли они выше Керкиса так далеко, как позволяла река.

Иноязычными предводительствовал Потасимто, а египтянами Амасис. Запись о нас сделали Архон сын Амебихо и Пелек сын Худамо.

То есть в этом партизанском отряде уже были свои писари. И люди уже считали себя вправе оставлять личное

свидетельство. Стоит добавить, что подобные ритуальные личные надписи весьма похожи на те, что делали, к примеру,

советские воины на стенах разрушенного Рейхстага в мае 1945 года.

Помимо реализации бухгалтерских и ритуальных функций

письменность начинает служить и для передачи сообщений. Она вытесняет гонцов-глашатаев и ведет к зарождению официальной, деловой и личной переписки.

И, наконец, письменность начинает выполнять мемуарную, а затем и художественную функцию – сначала


записываются деяния царей и героев, эпосы. Примерно в V веке до нашей эры были записаны первые величайшие литературные произведения, ранее жившие в устной традиции – поэмы Гомера. А потом сфера художественного словесного творчества описывает уже и жизнь простых людей.

Вот как новые возможности, связанные с письмом, описываются в шумерском эпосе о царе Гильгамеше3. Гильгамеш разговаривает со своим отцом, находящимся в царстве мѐртвых:

· Но ты сказал мне о каких-то тайных таблицах. В мои времена не было такого слова.

· Таблицы, на которых знаками можно записать все человеческие знания.

· Зачем они? Или у вас, черноголовых, ослабла память, и вы теперь не в состоянии запомнить знания наизусть?

· Наизусть мы тоже запоминаем. Но как передать слово на большое расстояние, если не при помощи таблицы?

Как передать наставления внукам, если человек умирает, не

дождавшись их появления? А как передать любовное послание - не заставлять же слугу заучивать сокровенное слово? Как сохранить надолго в памяти торговый договор, приговоры суда?

С античных времен письменность становится неотъемлемой частью не просто государственной, но и

общественной, а также личной жизни. У человека

появляются два вида коммуникативной практики, два вида речи – устная и письменная.

3 Гильгамеш жил около 2800 года до нашей эры. Эпизод эпоса воспроизводится по повести-пересказу В. Воскобойникова "Блистательный Гильгамеш".