Психологическое воздействие. Психологическое влияние

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Сибирский филиал-институт

Кафедра психологии


Контрольная работа

на тему: «Психология влияния»


Выполнила: студентка гр.111

Анищенкова А.Я.

Проверила: ст. преподаватель,

зав. кафедрой, Кушнерева Ю.Ю.


Новосибирск, 2012



1. Понятие о психологии влияния (ПВ)

Техники психологии влияния

Защита от психологии влияния

Заключение

Список используемой литературы


1. Понятие о влиянии. Сущность влияния


Влияние - процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.

Влияние в процессе психологического воздействия - результат деятельности субъекта воздействия, приводящий к изменению каких-либо особенностей личности объекта, его сознания, подсознания и поведения.

Психологическое воздействие- это процесс и результат успешного психологического влияния.

В сущности - это «проникновение» одной личности или группы лиц в психику другой. Цель и результат: изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.).

Психологическое воздействие - это влияние на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Адресат/инициатор

В процессе ПВ участвуют две стороны: Инициатор - та сторона, которая изначально стремится повлиять на другую; Адресат - сторона, на которую направлено влияние.

·Инициатор и адресат могут быть представлены как индивидами, так и группами (малыми и большими).

·Процесс воздействия может приобретать и характер взаимодействия. Имеет место факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния друг на друга.

·Однако у инициатора есть существенные преимущества - он инициирует воздействие и изначально инициатива на его стороне. Он имеет возможность подготовиться к контакту, чем еще более усиливает асимметрию в возможностях влияния в процессе взаимодействия.

Виды механизмов ПВ

.Подражание, заражение, внушение (В.М. Бехтерев);

2.Убеждение, внушение, заражение (Б.Д. Парыгин, А.В. Кириченко);

.Внушение, убеждение, конформизм (В.Н. Куликов);

.Заражение, подражание, убеждение, внушение (Г.М. Андреева, В.Г. Зазыкин);

.Убеждение (А.Ю. Панасюк);

.Манипулирование (Е.Л. Доценко, Л.И. Рюмшина).

Рассмотрим каждый из них подробно:

Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, с целью изменения суждения, отношений, намерения или решения.

Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, с целью быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение. Передаваться и усваиваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность как и стремление подражать может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.

Формирование благосклонности - Привлечение к себе непроизвольного внимания путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба - обращение с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Принуждение - угроза применения контролирующих возможностей для того, чтобы добиться требуемого поведения.

Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы.

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

НЛП - это «модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации, позволяющая описать человеческую деятельность и производить глубокие и устойчивые изменения этой деятельности».

НЛП задается следующими вопросами:

·Какое влияние оказывает вербальная и невербальная коммуникация?

·Как можно целенаправленно использовать это влияние?

·Как можно с помощью коммуникации помочь человеку измениться?

НЛП - технология, ориентированная на влияние посредством коммуникации.

Сфер применения нейролингвистического программирования достаточно много, поэтому и примеры НЛП разнообразны.

Но мы попробуем вкратце рассмотреть основные из них. В повседневном общении очень важны слова, которые мы употребляем, ведь они озвучивают отношение человека к себе, окружающим и миру вообще.

Как пример НЛП, мы можем дать человеку скрытую команду при помощи одной только фразы. Не нужно говорить в откровенно приказном тоне: «Вымой посуду». Лучше принципы НЛП действуют при употреблении фраз «Мог бы ты вымыть посуду?» или «Могу я тебя попросить вымыть посуду?». Конечно, на такой вопрос иногда можно получить и отрицательный ответ, однако в большинстве случаев такая постановка фразы располагает человека к вам и ему становится просто неудобно отказывать. Другим примером НЛП могут быть слова-ловушки. К этим словам практики НЛП относят «знаете», «замечаете» или «осознаете». Например, фраза «Вы замечаете, что после занятий фитнесом чувствуете себя бодрее?» может предполагать и простой ответ «да/нет», но именно данные слова заставляют большинство людей задуматься о смысле вопроса и обратиться к своим чувствам. Мало того, что вам дадут развернутый ответ. В подсознании оппонента обязательно останется мысль о том, что действительно после фитнеса он чувствует бодрость. Таким образом, теория НЛП позволяет воздействовать на чувства и суждения человека при помощи вполне простых словосочетаний, которые многие используют бессознательно.

Рассмотрим некоторые примеры психологического влияния:

Пример (внушение):

«Я уверен, что тебе нужно это сделать. Ты просто обязан это сделать. Сделать по-другому ты не можешь. Сделать по-другому вообще невозможно! Ты понимаешь, что только это самый верный способ?»

Пример (типичное заражение):

Если в группе людей, знающих друг друга и находящихся в контакте, один человек зевнет, то зевать захочется и остальным.

Пример (принуждение):

Не отпускать человека в отпуск, пока он не сделает работу. Не выдавать зарплату при невыполнении чего-либо.

Пример (деструктивная критика):

«Сегодня ты ужасно провел вводную тренировку, здесь даже не о чем разговаривать»

Пример (просьба):

«Я знаю, что у тебя завтра выходной, но мне так нужна твоя помощь»

Пример (манипуляция):

Чем лучше ты будешь учиться на первом курсе, тем проще тебе будет на последнем

Манипуляция здесь сводится к тому, что выполнение первого вовсе не гарантирует второго.

Пример (манипуляция):

Когда от вас требуется подписание важного документа, и вы пытаетесь сосредоточиться на нем, вам говорят: «Какой ручкой вы обычно любите подписывать документы, шариковой или чернильной?». «Шариковой». Мало того, что вам предлагают выбор без выбора - у некоторых людей еще и возникает полуосознанное чувство благодарности за такой интерес к ним.

Полная «свобода» выбора. В этом случае выбор предоставляется, но в форме перечисления, и нужный выделяется, акцентируется - интонацией, расположением, мимикой, и т. д. Прием основан на реальном факте, известном в психологии - человеку, как правило, запоминаются первая и последняя фраза.

Модель влияния:

Вовлечение в контакт-представление информации адресату

Фоновые факторы-использование состояния сознания и функционального состояния адресата, его автоматизмов, привычных сценариев поведения. Важно создание благоприятного фона (доверие к инициатору, статус, привлекательность)

Воздействие на мишень-источники мотивации адресата (потребности, интересы, склонности, желания, эмоции, убеждения)

Побуждение к активности-то, что подталкивает адресата к активности в выбранном инициатором направлении (решение, действие)

Чтобы разобраться в работе модели влияние, рассмотрим пример:

Как известно, торговый бум для производящих игрушки компаний приходится на новогодние праздники. Поэтому проблема данных компаний заключается в том, что в следующие несколько месяцев в торговле игрушками отмечается выраженный спад. Люди уже истратили сумму, предназначенную для покупки подарков, и стойко сопротивляются мольбам своих детей о приобретении новых игрушек. Таким образом, производители игрушек сталкиваются с дилеммой: необходимо добиться высокого уровня продаж во время новогоднего сезона и в то же самое время обеспечить достаточный спрос на игрушки в течение последующих месяцев. Трудность, разумеется, заключается не в том, чтобы заставить детей требовать игрушки после праздника. Серия бросающихся в глаза рекламных передач, размещенных среди субботних мультипликационных фильмов, порождает у детей поток просьб, хныканья и обхаживания родителей независимо от того, в какое время года появляются эти передачи. Проблема в том, чтобы убедить уже достаточно потратившихся во время праздника родителей купить еще несколько подарков для их уже заваленных игрушками детей. Что могут сделать фирмы, производящие игрушки, чтобы добиться такого невероятного поведения? Некоторые увеличивают масштабы рекламной кампании, другие снижают цены во время спада. Однако такие стандартные мероприятия, нацеленные на увеличение уровня продаж, не дают должного эффекта. Родители же просто не настроены покупать игрушки после Рождества, и влияния рекламы или снижения цен недостаточно, чтобы побороть их сопротивление.

Некоторые производители игрушек, однако, нашли оригинальное решение, не требующее увеличения расходов на рекламу. (Однажды в январе я зашел в самый большой в городе магазин игрушек. После того как я купил там слишком много подарков для своего сына месяц назад, я поклялся не заходить в подобные магазины очень долго. Однако я снова находился в этом дьявольском месте, причем, в процессе покупки для своего сына еще одной дорогой игрушки - электрического гоночного набора. Перед витриной я случайно встретил бывшего соседа, который покупал сыну ту же самую игрушку. Странно, но фактически последний раз мы виделись год назад в том же самом магазине, когда мы оба покупали сыновьям после Нового года дорогие подарки - в тот раз это были роботы, которые ходили, разговаривали и опустошали кошельки. Мы посмеялись над таким совпадением. Позже в этот же день я рассказал об этом случае своему другу, который когда-то работал в фирме, производящей игрушки.

Никакого совпадения, - сказал он со знанием дела.

Что ты имеешь в виду? - спросил я.

Ну, - ответил он, - давай я задам тебе пару вопросов. Во-первых, ты обещал сыну купить гоночный набор на Новый год?

Удар первый, - объявил мой друг. - Теперь второй вопрос. Когда ты отправился покупать игрушку, то обнаружил, что все подобные наборы распроданы?

Да, верно! Продавцы говорили, что они заказали еще, но не знают, когда получат. Поэтому я был вынужден купить сыну другие игрушки вместо гоночного набора. Но откуда ты все это знаешь?

Удар второй, - сказал он. - Только позволь мне задать тебе еще один вопрос. Не случилось ли то же самое год назад с игрушечным роботом?

Подожди минутку... ты прав. Именно это и произошло. Это невероятно. Откуда ты знаешь?

Никакой мистики; просто я знаю, как некоторые крупные компании, производящие игрушки, добиваются повышения уровня продаж в январе и феврале. Они начинают перед Новым годом активно рекламировать по телевидению определенные игрушки. Дети, естественно, хотят получить то, что они видят, и выуживают у родителей обещания подарить им эти игрушки на праздник. Вот здесь-то и вступает в действие оригинальный план компаний: они поставляют в магазины недостаточное количество игрушек, обещанных родителями своим детям. Большинство родителей обнаруживают, что нужные им игрушки распроданы, и вынужденно заменяют их другими равноценными подарками. Конечно, производители игрушек обеспечивают бесперебойное снабжение магазинов множеством различных заменителей. Затем, после праздников, компании снова начинают навязчиво рекламировать те, «особенные» игрушки. Это заставляет детей желать обещанных игрушек особенно сильно. Они начинают бегать за своими родителями, хныча: «Вы обещали, вы обещали», - и взрослым приходится скрепя сердце идти в магазин, чтобы не нарушать данное ими слово.

Воздействие на мишени: естественное желания детей иметь понравившуюся им вещь.

Побуждение к активности: влияние детей на родителей.

психологический сознание нейролингвистический программирование

2. Понятие видов ПВ тесно связано с понятием техник ПВ


К основным техникам ПВ можно отнести:

oЗапутывание - введение в заблуждение путем дозирования, искажения или утаивания информации;

oЗапугивание - использование вербализованной угрозы и невербальных сигналов угрозы как возможного применения каких-либо санкций против адресата, угрожающих его жизн.безопасности;

oЭмотирование - стимуляция неблагоприятного эмоционального состояния адресата, его негативных эмоциональных переживаний, тормозящих когнитивную ориентацию адресата и его ответные психические реакции;

oскрытое принуждение - принуждение, замаскированное на вербальном и процедурном уровнях с помощью различных уловок (речевых двусмысленностей, ложных аналогий, тематических переключений, информационного маркирования, «коммуникативного саботажа» и др.);

o«ложное вовлечение» - вовлечение в какие-либо процедурные или поведенческие действия, необходимые для реализации основной цели манипулятора. Осуществляется путем устной вербализации обещаний и разного рода посул, реально не подкрепленных с его стороны никакими конкретными обязательствами.

Техники ВП относятся на ряде приемов:

1. Отвлечение - «дымовая завеса »: второстепенная, но сенсационная, эмоционально окрашенная информация отвлекает внимание от существенной, но нежелательной для инициатора.

2. Дефрагментация - «белый шум» (прием «потока сознания»): подача информации единым потоком, так что какую-либо тенденцию уловить довольно сложно. Например, прием снижения восприятия фактов подачей такого количества новостей, когда становится невозможным сделать их сортировку путем создания:

обилия разнородных комментариев;

противоречивых мнений без фактов и анализа;

через оснащение фактов сложными теоретическими выкладками, выступлениями узких специалистов.

3. Превращение - «конвертация взглядов» (эффект «нога в дверях»). Состоит в том, что точки зрения, целиком поддерживаемые общественным мнением или объектом влияния, не атакуются пропагандой, даже если они не устраивают инициаторов, - работа ведется шаг за шагом, постепенно. За основу берутся уже имеющиеся точки зрения и поэтапно конвертируются до взглядов, соответствующих позиции манипулятора.

4. Сопоставление - «исторические аналогии » (прием «ничто не ново под луной»): конструирование метафор, программирующих адресат влияния. Состоит в сочетании двух приемов влияния:

·использовании необоснованной похвалы как средства воздействия, лести аудитории;

·изыскании возможности отыскать в истории любой необходимый.

5. «Объективный подход» - конструирование (прием «самосбывающегося пророчества»): подбор фактов и умелое их комментирование - путем исключения некоторых малоизвестных фактов или их добавления можно обнаружить несуществующую тенденцию.

6. Сотворение - «демиург» (прием «подтасовки фактов»). Состоит в создании фактов путем сочетания в одном сообщении разнородных фактов: действительных правдоподобных, действительных неправдоподобных и выдуманных правдоподобных фактов.

7. Семантическое манипулирование - «словесная эквилибристика» (прием «как корабль назовешь, так он и поплывет»). Для сообщения тщательно отбираются слова, влияющие на восприятие информации. То, как мы называем человека, влияет на наше представление о нем, например: войска - бандформирования, освободители - оккупанты, разведчики - шпионы, партизаны - боевики. Умелое пользование одной только семантикой может значительно влиять на процесс принятия решения человеком и социальной группой.

8. Апеллирование - «адресация к социуму» (эффект «социального доказательства»; прием «народ против: сообщение к эмоциональной сфере, минуя рациональную. Методом апеллирования к общественной потребности часто пользуются в СМИ и политике.

9. Обесценивание - «поливание грязью» (прием «ворота в дегте»). Состоит в формировании отношения к теме, избранной инициатором. Этот метод причисляется к самым грубым пропагандистским приемам.

10. Анонимное информирование - «слив секретов» : «слив» «секретных» сведений, полученных из «анонимных источников. Организуется чаще всего с тем, чтобы провести зондирование общественного мнения по какому-либо вопросу.

11. Использование слухов - «сорока на хвосте» (прием «как нам стало известно...»). Как правило, основывается на ложных сведениях и является следствием дефицита информации, выполняя двойственную функцию:

объяснения ситуации;

снятия эмоционального напряжения, испытываемого индивидом.

Три условия, совокупность которых и составляет основную причину возникновения и распространения слухов:

дефицит достоверной информации по теме;

выраженная заинтересованность аудитории в данной теме;

доверие к источнику, поскольку даже точные сведения, полученные из источника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.

12. Дезинформирование - «фальсификация данных» (прием «кто бы мог подумать, но...»). Сущность в использовании дезинформации, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения.

Главный момент: точка зрения адресата, для которого сообщение должно быть получено как правдивая информация, - в противном случае маневр терпит неудачу. Следовательно, адресат должен быть априори настроен положительно к источнику ложной информации. Как правило, опровержение дезинформации проходит в большинстве случаев незаметно иуже не влияет на сформированную ложью социально-психологическую установку. Вся технология дезинформации состоит в следующем:

знание специфики адресата и источников, которым он доверяет;

отправка сообщения через признанные источники;

дефицит времени у посредника в передаче, чтобы нельзя было проверить;

достаточно длинная цепь посредников - для невозможности установления источника дезинформации.


. Защита от психологии влияния


Виды противостояния ПВ:

. Контраргументация. Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

2. Конструктивная критика. Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

3. Энергетическая мобилизация. Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий

4. Творчество. Создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его.

5. Уклонение. Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.

6. Психологическая самооборона. Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения.

7. Игнорирование. Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

8. Конфронтация. Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

9. Отказ. Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.


Заключение:


Основная причина манипуляции в вечном конфликте человека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду.

Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он всегда верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы "другие" всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и, при таком условии, доверять им больше.

Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования. Он считает, что нормальные отношения между людьми - это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности.

Великие мировые религии призывают нас любить ближнего своего, как самого себя, и вот тут заколдованный круг нашей жизни замыкается. Современный человек ничего не понимает в этих заповедях. Он понятия не имеет, что значит любить. Большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, потому что не любят самих себя.

Мы придерживаемся лжепостулата, что чем мы лучше, чем совершеннее, тем любимее. Это почти прямо противоположно истине. В действительности чем выше наша готовность признаться в человеческих слабостях (но именно в человеческих), тем больше нас любят. Любовь - это победа, достичь которой нелегко.

И, в сущности, ленивому манипулятору остается лишь одна жалкая альтернатива любви - отчаянная, полная власть над другой личностью; власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет, думать то, что ОН хочет, чувствовать то, что ОН хочет. Эта власть позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь, ЕГО вещь.

Третью причину манипуляций предлагают Джеймс Бугенталь и экзистенциалисты. "Риск и неопределенность, - говорят они, - окружают нас со всех сторон". В любую минуту с нами может случиться все, что угодно. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывается перед экзистенциальной проблемой.

С горечью осознавая непредсказуемость своей жизни, человек впадает в инерцию, полностью превращает себя в объект, что многократно усиливает его беспомощность. Несведущему человеку может показаться, что с этой минуты пассивный манипулятор стал жертвой активного. Это не так. Это не более чем трусливый трюк пассивного манипулятора.

Активный манипулятор действует совсем другими методами. Он жертвует другими и откровенно пользуется их бессилием. При этом он испытывает немалое удовлетворение, властвуя над ними.

Четвертую причину манипуляций можно разыскать в работах ДжеяХейли, Эрика Берна и Вильяма Глассера.

Хейли во время длительной работы с шизофрениками заметил, что они более всего боятся тесных межличностных контактов. Берн считает, что люди начинают играть в игры для того, чтобы лучше управлять своими эмоциями и избегать интимности. Глассер предполагает, что одним из основных человеческих страхов является страх затруднительного положения.

Таким образом, делаем вывод: манипулятор - это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.

И, наконец, пятую причину манипуляции предлагает Альберт Эллис. Он пишет, что каждый из нас проходит некую жизненную школу и впитывает некоторые аксиомы, с которыми потом сверяет свои действия. Одна из аксиом такова: нам необходимо получить одобрение всех и каждого.

Пассивный манипулятор, считает Эллис, - это человек, принципиально не желающий быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старающийся угодить всем, поскольку он строит свою жизнь на этой глупейшей аксиоме.

Манипуляция - это скорее система игр, это - стиль жизни. Одно дело единичная игра, цель которой избежать затруднительного положения; и другое дело - сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром.

Манипуляция - это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других.


Список используемой литературы:


1.Экман П. "Психология лжи", г. Санкт-Петербург, 1999 г.

2.Шейнов В. «Манипулирование сознанием» г. Минск, 2010г.

.Доценко Е.Л. "Психология манипуляции", г. Москва, 1997г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема влияния актуальна и интересна для меня потому, что каждый из нас является одновременно и объектом и субъектом психологического влияния, осознаем мы это или нет. Общество устроено таким образом, что не участвовать в механизмах психологического влияния просто невозможно (если вы думаете, что не участвуете – это иллюзия), и для меня очень важно понять, как контролировать себя для того, чтобы не оказывать ненужного влияния на людей, а также как защититься от влияния, которое мне нежелательно. Мы все влияем друг на друга – каждый день, каждую минуту – хорошо это или плохо? В нашей речи есть устоявшиеся выражения «плохое влияние», «положительное влияние», но есть теория, и я отчасти склоняюсь к ней, что любое влияние на человека губительно, потому что изменяет его состояние, решения, мысли и поступки. Чьи, в таком случае, эти мысли и решения – того, на кого повлияли или того, кто повлиял? В общем, сегодня я хочу поговорить о психологии влияния в социальном контексте.

– это преднамеренное или непреднамеренное воздействие на психическое состояние других людей, их чувства, мысли и действия, для которого используются исключительно психологические средства: вербальные, невербальные, паралингвистические. Например, угроза причинения телесных наказаний – психологическое средство, а само непосредственное причинение их – нет, это уже физическое воздействие. Для психологического влияния характерно «двухстороннее движение» — у объекта влияния всегда есть возможность ответить на него психологическими средствами, т.е. защититься от влияния или оказать его самому.

Цели психологического влияния

Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю разобраться с целями, для которых мы его используем.

  1. Если спросить самого инициатора влияния, зачем он воздействует на других людей, скорее всего, мы получим ответ «для их же блага». Можно верить в это, можно очень хорошо себя в этом убедить, но на самом деле, оказывая психологическое воздействие на других людей, мы преследуем собственные цели , хотим облегчить жизнь себе.
  2. Стремление утвердиться в собственной значимости . Искать истинный – занятие долгое и утомительное, а оказывая психологическое влияние на людей и отмечая, что они ему поддаются, мы получаем подтверждение, что наше существование имеет значение.
  3. Стремление экономить собственные усилия подталкивает нас к тому, чтобы убеждать людей в своей правоте. Это проявляется как сопротивление новому, и, действительно, часто переубедить кого-то – проще, чем дать себе труд пересмотреть собственную точку зрения, услышать чужое мнение и усвоить его.

Это были цели преднамеренного влияния, но существует также влияние непреднамеренное . Некоторым людям свойственно оказывать психологическое влияние на других просто самим фактом своего существования или присутствия в комнате. Например, когда поведение человека вызывает у окружающих желание его копировать – это непреднамеренное влияние. Способность влиять на других может проявляться спонтанно, без какого-либо умысла и напряжения со стороны влияющего.

Конструктивное влияние

В материалах о влиянии можно найти критерии психологически конструктивного влияния и психологически грамотного влияния, которые являются взаимодополняющими. Раз уж мы оказываем влияние на других людей, почему бы не делать это конструктивно, так, чтобы ненароком не причинить вреда и, в то же время, чтобы влияние было эффективным.

Итак, психологически конструктивное влияние отвечает критериям:

  • Оно не разрушает личности обеих сторон, в нем участвующих, и их отношений.
  • Оно психологически корректно (грамотно).
  • Оно удовлетворяет потребности обеих сторон.

При психологически корректном влиянии:

О приемах психологического влияния и приемах защиты от него вы можете прочитать , я не стала переносить сюда таблицы – слишком много материала.

Влияние общества и окружения

Наше окружение неизбежно влияет на нас, хотим мы этого или нет. Для себя лучшим способом защиты от нежелательного влияния я выбрала усиление собственной личности, своего внутреннего стержня, к которому я прислушиваюсь в первую очередь. Развивая собственную силу и , мы становимся менее восприимчивы к влиянию стандартизированных взглядов, которые не то чтобы подходят большинству, но принимаются им из-за психологического влияния и давления со стороны общества, культуры, традиций.

Читая известного российского коуча Александра Герасименко, я нашла золотую, не меньше, цитату:

— Как сильно наше окружение влияет на наши результаты в жизни?
— А вы пробовали быстро танцевать под медленную музыку?

Я повторяла и не перестану повторять: в вашем окружении должны быть люди, которые имеют то, что хотите иметь вы, будь то , счастливый брак, творческая или нечто иное. Ведь есть еще одна сторона влияния – когда мы хотим, чтобы оно на нас было оказано теми людьми, которые добились схожих с нашими . Формируйте свое окружение осознанно, и защищайтесь от попыток влияния на вас, которые люди часто предпринимают, глубоко веря, что делают они это «ради вашего блага». Четко знать, чего вы хотите – лучшая защита от психологического влияния.

Вся наша жизнь основана на воздействиях друг на друга. С рождения ребенок учится управлять родителями, сначала с помощью крика, а потом осваивает и другие способы добиться своего.

В ходе общения мы оказываем воздействие на мысли и чувства собеседника, часто неосознанно. Все люди в той или иной степени являются мастерами манипуляции.

Психология влияния изучает механизмы воздействия на которые можно разделить на бытовые способы управления и специальные, такие, как транс, гипноз, словесное кодирование и другое.

Многие люди мечтают овладеть умением целенаправленно оказывать влияние на сознание и поведение других людей, а также научиться защищаться от нежелательных воздействий.

Наибольший интерес вызывают загадочные трансовые техники, слова, которые могут полностью лишить человека воли, и тому подобное.

На самом деле, бытовое и влияние имеет одну и ту же основу.

Оно строится на понимании особенностей его поведения и реакций.

Рассмотрим подробнее способы воздействия на сознание и методы защиты от них.

Слабости

Мы все каким-то образом чувствуем слабые места друг друга и в общении нередко пользуемся этим. На этом основана бытовая психология воздействия. Самый распространенный способ манипуляции - давление на жалость. Удивительно, что многие люди не могут противостоять этому и поддаются уговорам вопреки собственным принципам. Воздействие на слабости причиняет боль, и человек оказывается не в силах сопротивляться.

Единственным способом защиты от подобной манипуляции является хорошее знание своих сильных и слабых сторон, которое не позволит противнику нанести неожиданный удар. И, конечно, от слабостей надо избавляться.

Скрытые желания

Все люди обладают схожими желаниями. В основе сложных форм деятельности лежат простые потребности в любви, желание власти, богатства, сексуальное влечение и тому подобное.

Воздействие на базовые потребности - один из самых распространенных способов манипуляции. На нем построено большинство рекламных роликов. Также его используют в предвыборных кампаниях.

В этом случае человеку обещают нечто очень простое, но желанное, чтобы он сделал то, что от него хотят.

Подобное воздействие становится особенно эффективным, если обещание не высказывается явно, а присутствует в скрытой форме. Например, в виде образов, которые ассоциируются у человека с его самыми важными потребностями. Люди, уставшие от одиночества и мечтающие о семейном счастье, с большой вероятностью будут реагировать на рекламный ролик с участием семьи или влюбленной пары.

Также часто обыгрывается стремление человека быть победителем, первым во всем и так далее.

Психология влияния изучает также воздействие цвета на состояние и настроение. Например, оранжевый ассоциируется с радостью и весельем. Следовательно, реклама с использованием этого цвета привлечет людей, которым не хватает положительных эмоций.

Защититься от этого воздействия несложно. Достаточно лишь хорошо осознавать свои желания и отслеживать появляющиеся потребности. Люди с развитым самосознанием редко поддаются влиянию рекламы.

И эффект неожиданности

Психология влияния исследует также измененные состояния человека, во время которых он становится практически беззащитным перед разного рода воздействиями.

Состояние гипнотического сна характеризуется почти полной блокировкой сознания индивида. В это время он полностью подчинен воздействию личности гипнотизера. Чтобы создать такое состояние, человек должен обладать специальными навыками и личностными особенностями.

Транс - это состояние, в котором нам кажется, будто мы действуем осознанно, а на самом деле наши действия подчинены внешнему влиянию. Состояние легкого транса очень часто встречается в жизни и характеризуется тем, что человек не полностью контролирует свои поступки.

Вспомните свое состояние после того, как кто-то задал вам неожиданный и странный вопрос. Замешательство, возникающее после этого, является признаком легкого транса.

В подобном положении человек легко внушаем, и слова, которые будут сказаны, беспрепятственно вызовут нужную реакцию.

Воздействие будет особенно успешным в отношении доверчивых и внушаемых людей.

Многие слышали о цыганках, которые вводят людей в транс, а потом отбирают последние деньги.

На самом деле, они подходят далеко не к каждому человеку. Они выбирают жертву среди людей, погруженных в свои мысли, растерянных или озабоченных. Находясь в подобном состоянии, человек плохо контролирует себя, поэтому особенно подвержен воздействиям.

Его несложно ввести в легкое трансовое состояние, используя специальные слова-ключи. Такие методики воздействия хорошо изучены в нейролингвистическом программировании.

Здесь большое значение имеет эффект неожиданности. Тогда правильно подобранные слова буквально вводят жертву в ступор.

Защититься от подобных техник можно, если никогда не терять самосознания и повышать уровень самоконтроля.

Разумное управление

Психология влияния не ограничивается изучением скрытых форм воздействия. Результаты ее исследований успешно применяются на предприятиях для В этом случае речь идет о разумном управлении, когда человек осознанно соглашается выполнять свою часть договора, понимая выгоду данного взаимодействия.

Кроме того, разумное управление воздействует на высшие и пробуждает его лучшие чувства. Например, желание поддержать свою компанию, помочь коллегам, стремление принять участие в общем деле.

Подводя итоги, можно сказать, что скрытое манипулирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Оно основано на воздействии на сферу бессознательных мотивов и желаний. Тем, кто хочет научиться противостоять подобным воздействиям, можно посоветовать стать собраннее и научиться произвольно концентрировать внимание. Тогда никто не сможет влиять на вас помимо вашей воли.

Фрагмент книги: Коваленко А.Б., Корнев Н.Н. Социальная психология - Киев, 2006.

Изучение различных аспектов человеческого общения показывает, что содержание каждого из них включает в себя определенные факторы психологического влияния индивидов друг на друга.

Психологическое влияние - это процесс и результат изменения поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.д. в ходе взаимодействия с ним.

Поскольку общение не существует вне деятельности, а процесс деятельности организуется в группах, главной детерминантой взаимовлияния людей есть общая групповая деятельность. Только с целью анализа возможно изолированное, вне контекста деятельности, изучение способов воздействия. В действительности же и влияние с помощью знаков и механизмы идентификации, рефлексии реализуются в ходе деятельности и определяются в содержательном плане ее характеристиками.

Если цель психологического воздействия - изменение поведения и деятельности партнера по общению, то направление этого изменения определяется целями совместной деятельности. Но общение разнообразно по формам, оно возникает и в случайных стихийных группах, не связанных общей деятельностью, а объединенных каким-то кратковременным случаем или событием. В таких сообществах регуляция поведения индивидов осуществляется с помощью специфических механизмов общения, которые действуют и в организованных, объединенных совместной деятельностью группах, но в стихийных они выходят на первый план.

Под механизмами психологического влияния понимают социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия людей друг с другом , которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность коммуникативного поведения.

В отличие от других психологических механизмов жизнедеятельности личности или сообщества, психического отражения или деятельности, механизмы психологического влияния:

  • реализуют силу и потенциал внутригрупповой и массовой взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга;
  • включают в себя и способы дезинтеграции - групповой дифференциации, негативизма, деструктивного заражения и тому подобное;
  • носят преимущественно неосознаваемый, спонтанный характер и не подлежат, как правило, социальному контролю.

Понимая механизм как совокупность промежуточных состояний, имеет определенное явление, социально-психологические механизмы влияния могут и сами рассматриваться как элементы или промежуточные состояния в процессе человеческого общения, в масштабе развития всемирной истории (Б.Д. Парыгин).

Различают направленное и ненаправленное психологическое влияние. Механизмом первого является убеждение и внушение . В этом случае субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта воздействия. В отличие от направленного влияния, ненаправленное подобной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, проявляясь нередко в действии механизмов заражения и подражания .

При анализе способов, факторов и механизмов психологического влияния в литературе не приводятся четкие определения понятий «образ» и «механизм», а выделенные явления описываются как способы, механизмы или как способы и механизмы одновременно. Основываясь на подходе Б.Д. Парыгина, при определении понятия «способ» мы делаем акцент на направленности осуществляемого психологического воздействия, а в понятии «механизм» - ненаправленности влияния. Исходя из этого, внушение является способом воздействия; заражения, паника - механизмом воздействия; мода, слухи и подражания - и способом, и механизмом воздействия одновременно.

Традиционным для социальной психологии является выделение таких способов и механизмов влияния: заражение, внушение, подражание. Часто в этом ряду рассматриваются и такие специфические явления, как мода и слухи. Изучение некоторых из них исторически связано с первыми социально-психологическими теориями и поэтому осуществлялось в контексте психологии таких больших сообществ, как масса, толпа и тому подобное. В связи с переходом социальной психологии к активному развертыванию экспериментальных исследований, переносом ударения на малую группу интерес к упомянутым способам воздействия был утерян. Более того, среди некоторых социальных психологов бытует мнение, что эта проблематика вообще «старомодная» и не заслуживает внимания.

На самом деле вопрос не в том, что проблема потеряла свою актуальность, а в том, что новый этап развития науки предполагает новые методы исследования этих проблем. Что же касается самого факта существования таких специфических сообществ людей, как толпа, публика или аудитория массового зрелища, то вряд ли его можно отрицать, как и наличие в этих условиях специфических форм общения и психологического влияния.

Напротив, усложнение форм общественной жизни, развитие массовых форм проведения досуга, средств массовой коммуникации заставляют с особым вниманием относиться к изучению и этого класса явлений. Главный признак подобного общения заключается в том, что здесь возникает стихийная передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Поэтому и способы психологического воздействия приобретают определенную специфику по сравнению с теми, которые состоят в условиях общения в группах, связанных совместной деятельностью.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Люди не просто взаимодействуют, общаются, выстраивают свои отношения, но и оказывают воздействие друг на друга. Последнее применяется столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком своем историческом прошлом люди умели влиять друг на друга только посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными и эффективными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий.

Психологическое воздействие - социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, психологическое воздействие подразделяется на следующие виды: информационно-психологическое, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое, психотронное, психотропное.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) - это воздействие словом, информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, убеждений. Одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции, формирует устойчивые образы-представления.

Психогенное воздействие является следствием:

Физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности. Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п. Либо он подвергается воздействию таких физических факторов (звука, освещения, температуры и др.), которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики;

Шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д. Чем менее подготовлен человек к различного рода опасным воздействиям окружающей действительности, тем более резко выражены его психические травмы, получившие название психогенных потерь. Частным, но весьма показательным случаем психогенного воздействия выступает, например, влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние человека. Так, экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая - успокаивающей.


Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие - это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии. Например, в 1980-е гг. прошлого века профессор И.В. Смирнов разработал технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции, позволяющую:

Осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на внешние воздействия, возникающих при очень быстром визуальном просмотре или звуковом прочтении различных «стимулов» - слов, образов, фраз;

Абсолютно точно определять наличие в подсознании человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мотивацию, истинные стремления и наклонности людей;

На основе выявленной и проанализированной информации получать полную картину невротических, беспокоящих человека (или целые группы людей) состояний психики;

При необходимости проводить целенаправленную (по желанию - действующую немедленно либо с отсрочкой) коррекцию психических состояний, основным действующим фактором которой выступают слова-команды, картинки-образы и даже запахи-мотиваторы определенного поведения.

В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио- или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма и не подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.

Нейролингвистическое воздействие (НЛП - нейролингви-стическое программирование) - вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.

При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей).

Субъектом нейролингвистического воздействия выступает специалист (инструктор). Он сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые (конфликтующие) взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния (переживания, настроения, чувства). На следующем этапе инструктор посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния (социально-экономического, культурного, физического и как следствие - психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей по-другому воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.

Интересно, что после того, как под воздействием инструктора человек «понял», что ему «требуется», он самостоятельно (но под влиянием заложенного в его сознание стереотипа восприятия) начинает собирать информацию о своей повседневной деятельности, о своих состояниях и переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент состояние с желаемым (возможным), он определяет, какие собственные ресурсы ему нужно мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы достичь комфортности чувств и настроений.

Психоаналитический и нейролингвистический виды воздействий полезны тогда, когда они используются в гуманных целях. Если же их применяют для завоевания и обеспечения господства над другими людьми, то они представляют собой средства психологического насилия.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие - это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

В данной связи необходимо отметить, что телевизионные и другие массовые сеансы якобы экстрасенсорного воздействия (например, Кашпировского, Чумака и других «волшебников») являются яркими примерами самого обыкновенного обмана. Отчасти здесь имеет место массовый гипноз, но в гораздо большей мере - массовая истерия и массовое психическое заражение.

Что же касается психотронного воздействия, то известны факты работ по созданию генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга, биолокационных установок, по использованию химических и биологических средств в целях стимулирования определенных психологических реакций.

Психотроника ориентируется преимущественно на методы, связанные с применением технических средств воздействия на сознание. Например, используется эффект, вызываемый цветовыми пятнами, встроенными в компьютерный вирус, обозначенный апокалипсическим «числом зверя» - 666 (V666). Этот вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора персональной ЭВМ (вплоть до смертельного исхода). Принцип его действия основан на феномене так называемого 25-го кадра, являющегося весьма мощным средством внушения

«Феномен 25-го кадра» связан с тем, что человек имеет не только сенсорный (осознанный) диапазон восприятия, но и субсенсорный (неосознанный), в котором информация усваивается психикой, минуя сознание. Например, если в течение фильма к двадцати четырем кадрам в секунду добавить еще один - 25-й - с совершенно иной информацией, то зрители его не замечают, но на их эмоциональное состояние и поведение он ощутимо воздействует. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одной секунды центры головного мозга успевают принять и обработать 25-й сигнал. Более того, информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, превышающей обычную норму. Ученые связывают это с тем, что примерно 97% психической деятельности «среднего» человека протекает на уровне подсознания и только 3% - в осознаваемом режиме.

Итак, V666 выдает на экран монитора в качестве 25-го кадра специально подобранную цветовую комбинацию, погружающую человека в своего рода гипнотический транс. Через определенные промежутки времени картинка меняется. По расчетам создателей вируса подсознательное восприятие нового изображения должно вызывать изменение сердечной деятельности: ее ритма и силы сокращений. В результате появляются резкие перепады артериального давления в малом круге кровообращения, которые приводят к перегрузке сосудов головного мозга человека. По данным специального исследования, за последние несколько лет только в странах СНГ зафиксированы 46 случаев гибели операторов, работающих в компьютерных сетях, от подобного вируса.

Аналогичным примером психотронного воздействия стала массовая «телевизионная эпидемия», вспыхнувшая в Японии 1 декабря 1997 г. после демонстрации очередной серии популярного мультфильма «Покемон» (Pocket monsters - «Карманные чудовища»).

Более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилепсии. По мнению психиатров, массовый недуг вызвали эпизоды, сопровождавшиеся многочисленными ослепительными разноцветными вспышками. Медики доказали, что мерцание красного цвета с частотой от 10 до 3030 вспышек в секунду вызвало сначала раздражение глазных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю сознания, судороги и даже спазматическое прекращение дыхания (удушье).

Психотропное воздействие - это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Сильно воздействуют на психику, например, некоторые пахучие вещества. Американский психиатр А. Хирш достаточно давно установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он распространял специально разработанную им эссенцию в различных секциях магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с неопыленными секциями. Потом он набрал 3193 добровольцев, страдающих избытком веса и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто - как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось вывести из эксперимента. И, наконец, исследователь установил, что запахи влияют на производительность труда.

По его мнению, запах -это что-то вроде пульта управления, который руководит человеческими эмоциями и через них поступками людей. С помощью запахов можно повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или, наоборот, - усыплять. Установлено, что некоторые запахи снимают депрессию у больных, улучшают их настроение. Клинические эксперименты показали, что аромат лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают.