Эмоции. К формам проявления эмоций относят

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства?

Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции:

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.

Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека:

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство, можно узнать из таблицы.

Страх Грусть Злость Радость
Беспокойство
Встревоженность
Замешательство
Паника
Ужас
Додумывание
Дискомфорт
Замешательство
Замкнутость
Задетость
Испуг
Нервозность
Недоверие
Неопределенность
Неуверенность
Настороженность
Отверженность
Опасение
Осторожность
Сдержанность
Смущение
Стеснительность
Суетливость
Тревога
Трусливость
Сомнение
Шок
Апатия
Безразличие
Беспомощность
Депрессия
Отчаяние
Вина
Затруднение
Изнурение
Истощенность
Меланхолия
Мрачность
Неудобство
Никчемность
Обида
Озабоченность
Отвергнутость
Опустошенность
Одиночество
Печаль
Пассивность
Подавленность
Пессимизм
Потерянность
Разбитость
Расстроенность
Стыд
Сломленность
Скука
Тоска
Усталость
Угнетенность
Угрюмость
Хмурость
Агрессия
Брезгливость
Ярость
Бешенство
Гнев
Досада
Жестокость
Зависть
Мстительность
Недовольство
Ненависть
Нетерпимость
Омерзение
Неудовлетворение
Осуждение
Отвращение
Безумие
Оскорбление
Презрение
Привередливость
Пренебрежительность
Раздражение
Ревность
Резкость
Сердитость
Циничность
Досада
Язвительность
Блаженство
Бодрость
Возбужденность
Восторг
Достоинство
Доверие
Удовольствие
Интерес
Любопытство
Миролюбивость
Непосредственность
Облегчение
Оживление
Оптимизм
Энергичность
Польщенность
Покой
Счастье
Умиротворение
Уверенность
Удовлетворение
Упоение
Любовь
Нежность
Сочувствие
Удача
Эйфория
Экстаз

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой.

Что такое эмоции? Как показывает практика, дать ответ на этот вопрос может далеко не каждый. То есть все мы в той или иной степени понимаем, что включает в себя данное понятие, но вот составить определение в большинстве случаев почему-то не получается. В чем же дело? Психологи утверждают, что человек вообще сложно объясняет неосязаемые понятия, а тут еще и термин далеко не из простых.

Данная статья постарается раскрыть саму суть эмоций. Читатель узнает, как именно они возникают, почему и какова же их роль в нашем психическом состоянии. Отдельно будет затронут и такой важный момент, как развитие эмоций. В общем, каждый интересующийся получит ответы на все возникающие вопросы.

Что такое эмоции? Общее определение понятия

Специалисты из области психологии утверждают, что любая эмоция представляет собой информационный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к ситуациям, реально существующим или возможным.

Как положительные, так и отрицательные эмоции, конечно же, отличаются от аффектов, чувств и настроений. Но, к сожалению, на сегодняшний день изучены очень слабо, поэтому данное определение нельзя считать достаточно точным, да и оспорить его довольно просто.

Роль и природа их возникновения

Установлено, что эмоции нужны человеку, чтобы давать оценку происходящим событиям вокруг и внутри него. Интересно, что такой «язык» един для всех живых существ. Например, собака прекрасно понимает, что происходит с людьми, просто наблюдая и «считывая» их мимику и жесты.

Так же и ребенок без особых знаний, огромного жизненного опыта способен не только понимать, но зачастую и перенимать как негативные, так и положительные эмоции своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Причем данная тенденция наблюдается во всех уголках земного шара.

Правда, на сегодняшний день пока не выяснено, каким именно образом происходит этот процесс, ведь в полной мере его исследовать невозможно.

Виды эмоций

Данные состояния бывают абсолютно разными и, как правило, не имеют предела так называемой тональности проявления. Однако, исходя из вопроса о том, что такое эмоции, специалисты выделяют их основные виды. Оказывается, что самыми распространенными считаются радость и гнев. Их могут испытывать все живые существа нашей планеты.

Основные виды определяются в основном по выражению лица или поведению человека или животного. Но в какой мере испытывается эмоция - неизвестно, например, радость может быть с оттенком надежды или умиления и др.

Нейтральные, положительные, негативные эмоции. Какие они?

Условно данные состояния разделяют на положительные, нейтральные и отрицательные. К первым принадлежат радость, любовь, восторг, нежность, уверенность и удовольствие. Ко второй категории относятся гнев, тревога, горе, страх, злорадство, месть, тоска, страх и отчаянье. И, наконец, последними можно назвать безразличие, любопытство и изумление.

Существует также особый вид эмоций, называемый аффектом. Он связан с так называемым выключением рационального мышления. В человеке при этом состоянии включается своеобразная «аварийная программа», и возникают такие реакции, как оцепенение, агрессия, бегство.

Ученые считают, что чем выше существо на эволюционной лестнице, тем более богатой является его гамма эмоциональных переживаний.

Внешнее выражение

Все, как негативные, так и положительные эмоции, характеризуются специфическими для них яркими телесными выражениями, проявляющимися в сосудистых реакциях, изменении дыхания и кровообращения (от этого в свою очередь бледнеет или краснеет лицо), в своеобразной мимике, жестах, интонациях и др.

Человек обладает достаточно сложной мускулатурой лица, которая в основном выполняет только функцию мимических движений, что полностью соответствуют характеру испытываемых эмоциональных состояний. При помощи координированных движений бровей, губ, щек, глаз человек выражает разные типы настроения.

Кстати, далеко не всем известно о том, что, например, Ч. Дарвин полагал, что нашим предкам эти выразительные движения помогали в борьбе за существование. Например, оскал зубов и рычание значительно устрашали врага.

Однако мимические движения, связанные с нравственными, интеллектуальными эмоциями, нельзя считать врожденными. Они усваиваются каждым отдельным человеком путем подражания в процессе общения с другими людьми.

Что такое радость?

Радость представляет собой положительное эмоциональное состояние. Оно напрямую связано с возможностью полностью удовлетворить какую-либо актуальную на данный момент потребность.

Кроме этого, по мнению специалистов, радость характеризуется чувством особой значимости, любви и уверенности как лично в себе, так и в своем будущем. Все это дает человеку ощущение способности преодолеть любые трудности и действительно наслаждаться каждым днем, живя, как говорится, на всю катушку.

Кроме того, радость сопровождается удовлетворенностью по отношению к окружению и миру в целом. Конечно, из-за внешних обстоятельств люди не могут постоянно пребывать в таком состоянии.

На сегодняшний день ученые приняли решение о разделении радости на два вида, а именно - активную и пассивную. Их различие лежит в уровнях интенсивности переживания данной эмоции. Хотя на самом деле радость никогда не бывает совершенно пассивной или абсолютно активной. В любом случае это состояние нервного возбуждения.

Она активно взаимодействует с остальными эмоциями, а также с человеческим восприятием и познанием окружающей действительности. Кроме этого, радость не может не способствовать интуиции и творчеству.

Поговорим о депрессии

Депрессия является состоянием, когда человек испытывает сложный комплекс эмоций, охватывающих страдание, различные комбинации гнева, отвращения, вины, пренебрежения, враждебности, страха, стеснительности. В общем, достаточно негативные эмоции.

Однако в то же время нужно учитывать, что депрессия может быть вызвана нейрофизиологическими и даже биохимическими факторами. На самом деле, в научных кругах до сих пор не наблюдается единства в трактовке термина "депрессия".

Одни ученые полагают, что систематические влияния боли или угрозы приводят к депрессии, страху и страданиям. Некоторые сторонники бихевиоризма считают, что люди в таком состоянии теряют абсолютно все виды адаптивного поведения, а значит, их жизнь превращается в абсолютный кошмар, противостоять которому они не в силах.

Психоаналитики указывают, что возможной причиной депрессии может быть снижение самоуважения, чувства достоинства, уверенности в себе и увеличение усталости.

Ключевая эмоция в этом состоянии - это страдание.

Как влияют эмоции на человека

Что такое эмоции, мы уже более или менее разобрались. Но какую роль они играют в нашей жизни?

Специалисты уверены, что одна и та же эмоция может совершенно по-разному переживаться теми или иными людьми или даже одним и тем же индивидуумом в каждой отдельно взятой ситуации.

Эмоции в первую очередь влияют на восприятие мира, а именно в пессимистическом или оптимистическом русле будет складываться жизнь. Также от них зависит память, мышление и воображение.

Комплексы, связанные с эмоциями, влияют на учебу, игру и труд каждого человека. Например, когда индивидуум чувствует отвращение к какому-либо объекту, он любым способом пытается его избежать.

Также психологи уверены, что особые состояния сознания, возникающие благодаря интересу или радости, всячески влияют на интуитивное и невербальные познание человеком окружающей действительности.

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

В работах Дарвина и в трудах современных ученых эмоции отнесены к фундаментальным и одинаково проявляются у представителей разных культур.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)

Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».
1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных , которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Смущение.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

– одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Играет важную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.

Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека и необходимая для творчества. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Оно кратковременно, длится от ½ до 4-5 секунд, тогда как само переживание эмоции обычно длится дольше.

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.

Эмоция интереса несет в себе три функции. Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.

Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягиваются и слегка приподнимают уголки рта.

Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.

Социальная функция радости. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Биологическая функция радости. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.

Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата.

Печаль. Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной проблемой печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим людям о неблагополучии, побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).

Гнев. Чувство психологической и физической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать гнев. Вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается человеком как препятствие, ограничение, сбой.

Гнев бывает вызван нанесенным оскорблением, неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. У взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию. Кроме того, умеренный контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

Отвращение и презрение. Эмоция отвращения представляет собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение.

Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.

С возрастом человек начинает контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Человек не только учится скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретает навык «изображать» отвращение, когда на самом деле не испытывает его. С помощью одного мимического движения можно дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Оно также играет мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания – отвержения – с другой.

Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, в противном случае рискует быть отвергнутым. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Отвращение играет определенную роль и в установление стандартов сексуального поведения. Человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию.

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением.

Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. Это боль, и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек начинает бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности.

Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремление – устранить угрозу, избежать опасности. Страх иногда вызывает оцепенение, полную неспособность к движению.

Второй непосредственный эффект страха – его способность мотивировать бегство – вполне понятен и объясним. Значит, реакция оцепенения и бегства выполняют защитную функцию. Не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. Умеренно выраженная эмоция страха помогает нам избегать ситуаций, угрожающих нашему физическому и психическому «Я». По наблюдению этолога Эйбла-Эйбесфельда, страх заставляет индивида искать помощи.

Техники управления страхом
1. Десенситизация. Разработана Уолпом в 1969 году. Направлена на снижение индивидуальной чувствительности к объектам и ситуациям, вызывающим у индивида страх, с помощью релаксации при неоднократном представлении устрашающих стимулов.
2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить наиболее травмирующее событие из его жизни с помощью специальных диагностических опросов.
3. Моделирование. Техника предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его имитацию.
4. Техника взаиморегуляции эмоций. Для того чтобы научиться контролировать свой страх, нужно тренировать в себе способность к переживанию и выражение эмоций, противостоящих страху.

Смущение. В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.

Крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную взаимосвязь с депрессией и тревогой.

Стыд. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем, который зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчеты о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.

Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. Таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия. Стыд обнажает «Я», делает прозрачным «границы эго». Но в то же время развивает навыки самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личностной идентичности и психологической свободы.

Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отвращения, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.

Вина ложится на сердце тяжелым грузом. Она стимулирует мыслительные процессы, как правило, связанные с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.

Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики. Эмоция вины играет роль в развитии личностной и социальной ответственности; вина или ожидание вины напрямую связаны с необходимостью и желанием соблюдать правила честной игры. Эмоция вины помогает почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип , новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Глава I Взаимодействие экспрессивных средств в процессе восприятия

1.1 Сущность понятий "эмоция" и "экспрессия" .:.„

1.2 Современные подходы к изучению эмоциональных состояний.

1.3 Проблема классификации эмоциональных состояний с позиции различных областей научного знания.

1.4 Экспрессивные средства различных уровней.

1.5 Сущность речевого ритма и его экспрессивная функция.

1.6 Взаимодействие экспрессивных средств различных уровней языка.

1.7 Психолингвистический подход к исследованию эмоциональности."

1.8 Эмоциональное состояние с точки зрения воспринимающего^ позиции говорящего.

1.9 Палитра эмоциональных состояний и инвентарь экспрессивных средств

1.9.10 Выводы.

Глава II Экспериментальные исследования средств выражения эмоционального состояния "Радость"

2.1 Описание экспериментального материала.

2.2 Этапы проведение эксперимента."

2.2.1 Проведение психолингвистического эксперимента.

2.2.2 Классификация материла по группам.

2.2.3 Исследование признаков звучащей речи на уровне ритма и мелодики.

2.2.4 Соотношение лингвистических и паралингвистических признаков.

2.3 Выводы.

Введение диссертации2010 год, автореферат по филологии, Киршинова, Олеся Валерьевна

Проблема исследования эмоциональности и средств ее передачи в языке и речи является одной из актуальных в современной науке. В последние годы она привлекает к себе все больше внимания. Накоплено относительно большое количество информации в разных областях науки. Интерес к этой проблеме наблюдается сегодня и в лингвистике. На современном этапе наиболее перспективным является междисциплинарный подход к исследованию эмоциональности и средств её выражения в языке.

За последнее время изучение вербальной коммуникации претерпело глубокие изменения. Традиционно исследования основывались на лексических средствах. В настоящее время исследуется коммуникация вербальная (устная), или коммуникация средствами звучащей речи. Значимым представляются способы включения паралингвистических средств в исследование процесса вербальной коммуникации и разработка механизмов анализа супрасегментных средств. «Традиционный формально грамматический подход сменился более широким подходом, принимающим во внимание социо-, психо- и нейролингвистические факторы в дополнение к чисто лингвистическому. Более того, в настоящее время центр исследований сместился с проблем чисто лингвистического описания высказывания к проблемам описания и интерпретации всего процесса речевой коммуникации в целом» [Потапова, 2006].

Внимание исследователей все заметнее переключается на исследование экспрессивных средств звучащей речи, что соответствует представлению об акустической природе языка. В настоящее время ведётся разработка механизма исследования звучащей речи.

В свете задач теории эмоциональности существенным является определение экспрессивной функции средств звучащей речи. Обращение к сопоставительному аспекту исследования может дать информацию об универсальных и национально специфических признаках экспрессивных 4 средств речи. Этим обусловлена актуальность настоящего исследования, цель которого заключается в выявлении экспрессивных функций средств звучащего диалога (текста) на супрасегментном уровне, характера их сочетания с паралингвистическими средствами с учётом визуального сопровождения.

Постановка цели определила ряд задач:

1) выбрать экспериментальный материал, отражающий средства выражения эмоции "Радость" с разной степенью проявления эмоционального состояния в русском и немецком языках;

2) провести психолингвистический эксперимент для характеристики эмоции "Радость" и определения степени её выраженности;

3) провести анализ средств звучащей речи, выражающих эмоцию "Радость";

4)провести сопоставительное исследование средств звучащей речи в функции выражения эмоции "Радость" в двух языках для определения универсальных и национально - специфических средств.

Рабочие гипотезы:

1. При анализе средств выражения эмоциональных состояний (в данном случае эмоции "Радость") наряду с универсальными можно выделить национально - специфические черты на уровне ритмики и мелодики, а также соотношения лингвистических и паралингвистических средств.

2. В русском языке выражение эмоции "Радость" в целом связана с восходящим движением мелодики, в немецком языке - с нисходящим.

3. Соотношение лингвистических и паралингвистических средств при выражении эмоциональных состояний носит комплементарный характер.

Объектом исследования являются тексты звучащих диалогов "на русском и немецком языках.

Предметом исследования являются экспрессивные средства для выражения эмоционального состояний "Радость"как высокой степени выражения положительной базовой эмоции. 5

Материалом для исследования послужили видеозаписи 62 русских (около 2 часов 30 минут) и 60 немецких (около 3 часов) звучащих диалогов, сделанные методом сплошной выборки из современных художественных фильмов.

Научная новизна настоящего диссертационного проекта обусловлена тем, что впервые на основе психолингвистического эксперимента проведён анализ звучащих русских и немецких диалогов для выражения положительной эмоции "Радость" и как высокой степени выражения базовой эмоции.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в разработке механизма исследования экспрессивных средств звучащих диалогов (текстов) в психолингвистическом и лингвистическом аспектах. Практическая ценность.

Материал, представленный в диссертационном исследовании, и результаты его анализа могут найти применение в практике преподавания немецкого языка, в преподавании курсов психолингвистики и фонетики.

Основные методы исследования. Полученные в работе результаты основаны на методе психолингвистического эксперимента, перцептивном анализе и на методе математического подсчёта.

Теоретическую базу исследования составляют нейро- - и психолингвистические исследования в области эмоциональности, данные восприятия речи, исследования в области речевого ритма и мелодики. Положения, выносимые на защиту:

1. При выражении эмоциональных состояний средства звучащей речи принимают на себя ведущую функцию. Со средствами других уровней языка они находятся в комплементарных отношениях, что ярко проявляется на примере эмоции "Радость".

2. Экспериментальным путём можно выделить универсальные и национально - специфические признаки экспрессивных средств речи на уровне речевого ритма и мелодики. 6

3. В русском языке при выражении эмоции "Радость" преобладает восходящая мелодика, в немецком - нисходящая.

4. При восприятии эмоции "Радость" ведущими средствами являются паралингвистические, ритмико - интонационные средства и эмоционально окрашенная лексика, при этом комбинации этих компонентов имеют национальную специфику.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на разных этапах её разработки, на конференциях факультета

РГФ Воронежского государственного университета в 2006, 2007, 2008, 2009,

2010 гг., на научном семинаре в Институте речеведения и фонетики при

Университете имени Мартина Лютера (г. Галле, ФРГ).

Выражаем глубокую благодарность за помощь при проведении эксперимента сотруднику Александре Хауфе (Alexandra Haufe) и студентам

Института фонетики при университете имени Мартина Лютера, Галле, ФРГ, во главе с его директором доктором филологических наук, профессором г жой Урсулой Хиршфельд (Prof. Dr. Ursula Hirschfeld) и за возможность прохождения стажировки, способствующей завершению этой работы.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экспрессивные средства звучащей речи для выражения эмоции "Радость""

2.3 ВЫВОДЫ

В настоящем исследовании предпринята попытка выделить средства звучащей речи, определяющие восприятие эмоционального состояния "Радость" в русской и немецкой звучащей речи.

Экспериментальное исследование было направлено на анализ ритмических и мелодических параметров в русской и немецкой звучащей речи в комплексе с паралингвистическими средствами и эмоционально окрашенной лексикой.

Признак "эмоциональное состояние "Радость" был рассмотрен в динамике, с учётом степени выраженности эмоций. Для оценки характера эмоционального состояния и степени его выраженности был применён метод психолингвистического эксперимента с участием экспертов - носителей русского (28 человек) и немецкого языка (28 человек соответственно).

В русском экспериментальном материале в большей степени была распознана эмоция "Радость", в меньшей степени - эмоция "Наслаждение". (Некоторые участники эксперимента носители русского языка, для обозначения преобладающей в звучащих диалогах эмоции использовали синонимы, но относили диалоги к одной из предложенных групп. К" группе

Радость" относили диалоги с маркировкой "Восторг", "Ликование". Но это относилось только к опознаванию эмоции "Радость". К остальным эмоциям синонимов (смежных эмоций) аудиторы не давали).

Полученные данные подтверждают выводы в исследованиях Н.В. Кириченко (НМЦ фонетики ВГУ) о том, что распознаются прежде всего базовые эмоции. Палитра названий эмоций количественно превышает различаемые человеком эмоции, которые выражаются экспрессивными средствами звучащей речи.

В немецком экспериментальном материале в большей степени была распознаваема эмоция "Радость", и в меньшей степени - эмоция "Гнев". Выражение эмоции "Гнев" в большей степени носит паралингвистический характер.

В русском и немецком экспериментальном материале чёткое распознавание эмоции "Радость" было получено с помощью паралингвистических средств.

Причину частичного несовпадения восприятия степени выражения эмоций мы относим к наличию национально - специфических экспрессивных средств в двух языках (русском и немецком).

В процессе восприятия эмоций в русском и немецком экспериментальном материале преобладают визуальные каналы. Расхождения были обнаружены в степени выражения эмоции "Радость". По степени выражения эмоционального состояния можно сделать вывод о характере распознавания эмоции в восприятии.

По степени выражения эмоций в русском экспериментальном материале носителями немецкого языка в большей степени распознавалась средняя и низкая степень, в меньшей - высокая степень выражения данного эмоционального состояния.

В немецком экспериментальном материале носителями русского языка в большей степени распознавалась средняя и высокая степень, в меньшей -низкая степень выражения данного эмоционального состояния.

По месту ударного слога в ритмической группе:

В русском экспериментальном материале количество РГ с одним ударным слогом в начале / или в конце РГ с восходящей мелодикой превышает количество РГ в немецком (например: / [хх8]). В немецком экспериментальном материале количество РГ с одним ударным слогом в начале / или в конце РГ с нисходящей мелодикой превышает количество РГ в русском (например: [Тххх ] / [хххххБ)].

В русском экспериментальном материале количество РГ с двумя ударными слогами с восходящей / и нисходящей мелодикой в начале /ив конце РГ превышает количество РГ в немецком (например: БххххЗ] / [хРхххГ]). В русском экспериментальном материале количество РГ с двумя ударными слогами в начале /ив конце РГ с восходяще - нисходящей мелодикой превышает количество РГ в немецком (например: [БхБ] / [хБхР]). В русском экспериментальном материале количество РГ более двух в начале /ив конце РГ превышает количество РГ в немецком (например: [хЗхххРхххххГ] / [ххЭххЗххРх]).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в русском экспериментальном материале наблюдается преобладание ритмических групп с одним ударным слогом в начале / или в конце РГ с восходящим мелодическим знаком по отношению к немецкому языку. В немецком экспериментальном материале было выявлено преобладающее количество ритмических групп с одним ударным слогом в начале/ и в конце РГ с нисходящим мелодическим знаком по отношению к русскому языку. По количеству ритмических групп с ударными слогами:

В русском экспериментальном материале количество РГ с одним ударным слогом с восходящим мелодическим знаком (44 РГ) значительно превышает количество РГ в немецком материале (14 РГ).

В немецком экспериментальном материале количество РГ с одним ударным слогом с нисходящим мелодическим знаком (35 РГ) превышает количество РГ в русском (27 РГ).

В русском экспериментальном материале количество РГ с двумя ударными слогами с восходящим мелодическим знаком (7 РГ) значительно превышает количество РГ в немецком (1 РГ).

Количество РГ в русском экспериментальном материале с двумя ударными слогами с нисходящим мелодическим знаком (3 РГ) равно количеству РГ в немецком (3 РГ).

В русском экспериментальном материале количество РГ с двумя ударными слогами с восходящим и нисходящим мелодическим знаком (15 РГ) значительно превышает количество РГ в немецком (3 РГ).

В русском экспериментальном материале количество РГ с более чем двумя ударными слогами (6 РГ) превышает количество РГ в немецком (2 РГ).

В русском экспериментальном материале выявлено преобладание ритмических групп с одним, двумя и более двух ударных слогов с восходящим, с восходящим и нисходящим мелодическим знаком в сравнении с немецким языком. Было выявлено равное количество РГ с двумя ударными слогами с нисходящим мелодическим знаком в русском экспериментальном материале по отношению к немецкому.

В немецком экспериментальном материале было выявлено преобладающее количество ритмических групп с одним ударным слогом с нисходящим мелодическим знаком по отношению к русскому языку.

В русском языке к экспрессивным средствам на уровне ритмических параметров можно отнести следующие: ритмические группы с двумя ударными слогами в начале РГ (в 13,6 раза) / в конце РГ (в 13,8 раза) с восходящим мелодическим знаком, ритмические группы с двумя ударными слогами в начале РГ (в 9,5 раза) / в конце РГ (в 8,8 раза) с восходящим и нисходящим мелодическим знаком, ритмические группы с более чем двумя ударными слогами в начале РГ (в 23 раза) / в конце РГ (в 48,5 раза) по отношению к немецкому экспериментальному материалу. В скобках указано превышение ритмических групп этих конфигураций по отношению к немецкому экспериментальному материалу.

Это отнесение ритмических групп данной конфигурации к экспрессивным средствам для выражения эмоции «Радость» является условным только в том смысле, что оно может и должно быть соотнесено с экспрессивными средствами на уровне ритма при выражении других эмоций. Наш исходный тезис о наличии базовых эмоций предполагает системный подход к исследованию средств звучащей речи и их интерпретации. Это позволяет нам полагать, что отмеченные ритмические параметры присущи экспрессивным средствам для выражения положительной эмоции высокой степени проявления, а превышение этих параметров по сравнению с данными по восприятию немецкой звучащей речи говорит о национальной специфике проявления средств звучащей речи русского языка в заданных условиях.

В немецком экспериментальном материале наиболее рельефно представлены ритмические группы с одним ударным слогом в начале РГ с нисходящим мелодическим знаком (в 3 раза) / в конце РГ (в 2 раза). В скобках приведено их превышение в немецких диалогах по отношению к русскому экспериментальному материалу. Эти ритмические признаки можно отнести к экспрессивным средствам с вышеуказанными предпосылками.

В отношении ритмических параметров можно сделать следующие выводы. В целом, как в русском, так и в немецком экспериментальном материале средняя протяжённость РГ составила от 1 до 7 слогов. Наибольшую частотность в русском языке имеет РГ в 2 слога, в немецком - в 3 слога. В русском экспериментальном материале количество РГ с одним, двумя и более ударными слогами значительно превышает количество РГ подобной конфигурации в немецком экспериментальном материале. Таким образом, РГ в русском экспериментальном материале с выражением эмоции "Радость" имеет тенденцию к многоударности.

Существенные отличия были получены на уровне функционирования мелодического знака.

В немецкой звучащей речи при выражении эмоции "Радость" существенно доминирует нисходящая мелодика в сравнении с русской звучащей речью. В русской звучащей речи соответственно преобладает восходящая мелодика (по сравнению с немецкой). Это служит подтверждением гипотезы, согласно которой [см. с. 40].

Для системы немецкой интонации ведущим признаком является "Losungstiefe" (падение тона голоса до нижней границы голосового диапазона). По этому признаку различаются интонемы немецкого языка . Мы исходим из гипотезы, согласно которой усиление дифференциального признака интонем символизирует выражение положительных эмоций [Величкова, 2010, с. 16] .В русском языке дифференциальным признаком является положение мелодического максимума, дальнейшее повышение которого сигнализирует о выражении положительных эмоций. Понижение мелодики в русском языке в восприятии служит выражением отрицательных эмоциональных состояний. Эти данные подтверждают гипотезу о соотношении интенсивности проявления дифференциальных признаков интонем с характером выраженной в речи эмоции.

О соотношении лингвистических и паралингвистических средств:

Данные проведённого эксперимента позволяют проследить соотношение лингвистических и паралингвистических средств при выражении эмоции "радость". Выше мы подробно описали ритмико -мелодические параметры звучащей речи. Эти средства в соединении с тембровыми характеристиками представляют ведущие средства при выражении эмоциональных состояний. Эти параметры соединяются с паралингвистическими средствами: мимикой, жестикой, а также интонационными характеристиками, в первую очередь мелодическими и интенсивными, не принимающими непосредственного участия в оформлении речевого высказывании. По нашим данным, в выражении эмоциональных состояний особенно важную роль представляет соотношение

117 речевых средств этих двух типов с лексическими средствами- языка. Комплекс всех этих средств имеет национальную специфику. В русском экспериментальном материале положительная эмоция "Радость" в большей степени выражена эмоционально окрашенной лексикой (отдельными фразами) и паралингвистическими средствами, и в меньшей степени - только паралингвистическими средствами. Ввиду сложности выделения эмоционально окрашенной лексики мы в настоящей работе относили к эмоционально окрашенной лексике: 1) "оценочные" лексемы; 2) лексемы, выражающие состояние радости. В 8 звучащих диалогах на русском языке было выявлено 12 "оценочных" лексем (Например: Ещё лучше; отличная машинка; Супер какой!; всё идёт отлично; хорошо нам здесь, хорошо; красиво; замечательная водичка, отличная; шутим, это хорошо; да нет, это хорошо;). В 1 звучащем диалоге была обнаружена 1 лексема, выражающая состояние радости (Например: я всегда буду рада тебе помочь). В немецком экспериментальном материале положительная эмоция "Радость" в большей степени выражена паралингвистическими средствами, и в меньшей степени - эмоционально окрашенной лексикой (отдельными фразами).

В 12 звучащих диалогах было выявлено 16 "оценочных" лексем (Например: Ist das prima!; herrlich; bezaubernd; . den finde ich prima!; Es ist sehr schön; Altbau schon schön; Stock ist natürlich toll!; schön; wunderschön; Alles bestens; Schatz; na gut; wunderbar). В 8 звучащих диалогах было обнаружено 10 лексем, выражающих состояние радости (Например: freust du dich denn so?; freut mich; Der freut sich bestimmt; freue mich; das freut mich aber; das freut mich wahnsinnig; . dass du dich freust; Vor Freude, weil die da sind;).

Наряду с вышеназванными группами были выделены нейтральные лексемы (окрашены экспрессивными средствами звучащей речи), которые не выражаются ни "оценочной" лексикой, ни лексемами, выражающими

118 состояние радости (например в русском: Хай; Вернулся; Мамочка; Нашёлся; в немецком: Ehrt mich; Sieggi; Seht mal; Eddi!; Ich hab" dich auch gern; Meine Herren; Papa; Die Omi).

Отчётливо обозначается тенденция в немецком экспериментальном материале к частому употреблению лексем с глаголом «sich 1геиеп»(«радоваться») или существительным «Freude» («радость»). Это явление наблюдается и в реальной речи значительно чаще, чем в повседневном общении на русском языке.

Кроме исследованных нами экспериментальным путём параметров, в выражении эмоции "Радость" существенную роль, по нашим наблюдениям, играет тембр. Тембровый характер говорящего определяет в русском языке его функциональное состояние (усталость, тревогу, тоску и т.д.). Несмотря на важную роль этого параметра звучащей речи, мы не включаем его в экспериментальное исследование, ввиду не разработанности механизма. E.H. Винарская, говоря о значении этого механизма звучащей речи, указывает на недоступность его экспериментальному исследованию [см. Винарская, 2003, с. 47]. Можно предположить, что дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены, в первую очередь, на выяснение характера восприятия тембральных характеристик в речи наивными носителями языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе исследования эмоциональности перспективным является междисциплинарный подход с учётом данных нейро - и психолингвистики, лингвистики, физиологии и неврологии.

Передача эмоциональности осуществляется единицами различных уровней. При исследовании звучащей речи на междисциплинарном уровне становится ясно, что её средства несут на себе важнейшую экспрессивную функцию, эмоционально окрашивая единицы других уровней. Исходя из психолингвистических концепций можно выявить национально -специфические средства звучащей речи.

Для лингвистов интерес представляют языковые средства, используемые для выражения эмоций говорящего, и для воздействия на эмоциональную сферу слушающего.

Классификация эмоциональных состояний весьма разнообразны, как в количественном, так и в качественном отношении, что объясняется различием во взглядах на условия возникновения и сущность эмоций.

Наибольшую проблему представляют исследования звучащих диалогов, так как здесь мало источников и звучащий материал редко является объектом исследования.

Ярким примером эмоциональной речи служит звучащие диалоги с положительной эмоцией "Радость". В звучащих диалогах ведущую роль играют экспрессивные средства речи сегментного и супрасегментного уровней.

Проведённый эксперимент позволил выявить экспрессивные средства звучащей русской и немецкой речи. Важную роль в эксперименте занял психолингвистический анализ звучащих диалогов.

В результате психолингвистического эксперимента исследования восприятия звучащего диалога были выделены эмоции, реально различаемые носителями русского и немецкого языков в звучащих диалогах.

Можно сделать вывод о том, что количество наименований оттенков эмоций, приводимых в различных классификациях, превышает реально распознаваемые человеком эмоции, выражаемые экспрессивными средствами звучащей речи. Человек различает базовые эмоции и степень их выраженности, но затрудняется конкретизировать эмоцию из предложенной ему палитры названий. Степень выражения базовых эмоций создаёт более широкую палитру их наименований. Обилие наименований эмоциональных состояний обусловлено ситуативным и стилистическим подходами к обозначению эмоций.

Исследование супрасегментных параметров звучащих русских и немецких диалогов позволяет сделать следующие выводы о выполняемой ритмическими (на уровне протяжённости ритмических групп и количества ударностей), мелодическими (на уровне частотности и характеристики мелодического знака) экспрессивной функции.

При выражении положительной эмоции "Радость" в немецком экспериментальном материале место ударного слога приходится на начало / на конец ритмической группы. В русском экспериментальном материале, так же как и в немецком, в большинстве случаев место ударного слога приходится на конец / на начало ритмической группы.

По данным исследования мелодики было установлено, что в немецком экспериментальном материале существенно доминирует нисходящая мелодика в сравнении с русским. В русском экспериментальном материале преобладает восходящая мелодика по сравнению с немецким.

По данным исследования степени напряжённости доминирующей эмоции было установлено, что в русском языке носителями немецкого языка хуже распознаётся высокая степень выражения доминирующей эмоции, чем низкая и средняя.

В немецком экспериментальном материале низкая степень выражения доминирующей эмоции распознаётся носителями русского языка в меньшей степени, чем средняя и высокая.

По данным восприятия доминирующей эмоции, было установлено, что в русском экспериментальном материале в звучащих диалогах в большей степени всего носители немецкого языка распознали эмоцию "Радость". В меньшей степени - эмоцию "Наслаждение".

В немецком экспериментальном материале в большей степени носителями русского языка была распознана эмоция "Радость". В меньшей степени-эмоция "Гнев". При этом её выражение чаще носит паралингвистический характер.

По данным средств выражения положительной эмоции "Радость" было установлено, что в русском экспериментальном материале положительная эмоция "Радость" в большей степени выражена паралингвистическими средствами и эмоционально окрашенной лексикой (отдельными фразами). В немецком экспериментальном материале эмоция "Радость" в большей степени выражена паралингвистикой, чем эмоционально окрашенной лексикой.

В данном исследовании, основанном на психолингвистическом подходе с применением сопоставительного метода и метода математического подсчёта, было получено подтверждение гипотезы о том, что при анализе средств выражения эмоциональных состояний (эмоции "Радость") наряду с универсальными можно выделить специфические черты на уровне ритмики, мелодики, соотношения лингвистических и паралингвистических средств, так же о том, что в немецком языке выражение эмоции "Радость" в целом связано с понижением мелодики, в русском языке - с повышением.

1. Скуридина О.В. Современные направления исследования вербальной коммуникации / О.В. Скуридина // Текст - дискурс - картина мира. Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: Истоки, 2008.- Вып. 4. -С. 67-73.

2. Скуридина О.В. Ритмико - мелодическая характеристика звучащего диалога с эмоциональным компонентом "Радость" (на материале русского и немецкого языков) / О.В. Скуридина // Язык и национальное сознание. Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: Истоки, 2008.- Вып. 10. -С. 97- 103.

3. Киршинова О.В. Экспериментальные исследования характера восприятия эмоциональных состояний родной и иноязычной речи / О.В. Киршинова // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникации. № 1. - 2010. - С.132 - 135. (Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК).