Советские вооруженные силы также были приведены в повышенную боевую готовность. октября Кастро приказал сбивать американские самолеты

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Стоит сказать, для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности .

Стоит сказать - политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами .

Н.С.Хрущев и Д.Эйзенхауэр в Белом доме

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. , десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции . В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г . в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди . Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. При этом обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной оставалась обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение . Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил ϲʙᴏи Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. При этом эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Выступление Н.С.Хрущева на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 сентября

Но США и их союзники заблокировали и данные советские предложения.

Стоит сказать - политический союз стран Не стоит забывать, что варшавского договора — СССР, Стоит сказать - польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил ϲʙᴏей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД .
Стоит отметить, что основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

При этом политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства , когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г . произошли антисталинские и антисоветские выступление в Стоит сказать - польше . Хрущев вначале приказал вести танки в Не стоит забывать, что варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г . разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.

В 1962 г . назрел кризис на Кубе , когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Материал опубликован на http://сайт
Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли исключительно прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Отметим, что тем более, у ϶ᴛᴏму времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по истории на тему «Внешняя политика СССР в 50-60 гг. XX в.» преподаватель: Шкарупа В.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОДАРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

2 слайд

Описание слайда:

Во 2-ой половине 50-х – начале 60-х гг. на международной арене произошли серьёзные изменения: во-первых – распад мировой колониальной системы, приведший к борьбе за влияние в бывших колониях и расширению арены «холодной войны»;

3 слайд

Описание слайда:

во-вторых – появление в СССР межконтинентальных баллистических ракет, лишивших США чувства безопасности.

4 слайд

Описание слайда:

Эти изменения подстегнули новый виток гонки вооружений и вывели противостояние двух систем на новый уровень. Особое внимание в этот период внешнеполитическое ведомство СССР уделяло трём направлениям: отношения со странами социалистического лагеря; ближневосточное направление; противостояние с США.

5 слайд

Описание слайда:

б) отношение с «братскими странами»; Отношения СССР с «братскими странами» социалистического лагеря переживали острейший кризис. Копирование советской модели тоталитарного социализма со всеми его проявлениями: уничтожение демократии, индустриализация, кооперация с/хозяйства, массовые репрессии и т.п. вызывало недовольство населения. В правящих кругах «братских республик» рождалось недовольство диктатом Москвы и её вмешательством не только во внутренние, но и во внешние дела социалистических стран.

6 слайд

Описание слайда:

В 1948 г. подобная политика уже привела к разрыву отношений с Югославией, чей лидер коммунист Иосипом Броз Тито стремился проводить самостоятельный внешнеполитический курс. С окончательным разделом Европы в период «холодной войны», Москва в сфере своего влияния проводит имперскую политику, навязывая свою систему социализма, что и вызывало акции неповиновения вплоть до восстаний, как Берлинского восстания 1953 г., которые подавлялись военной силой.

7 слайд

Описание слайда:

ТИТО Иосип Броз (1892-1980).- Президент Югославии (с 1953 г.), председатель Президиума СФРЮ с 1971 г. Трижды Народный герой Югославии (1944, 1972, 1977); Герой Социалистического Труда (1950). Председатель Союза коммунистов Югославии (СКЮ) с 1966 г. Маршал (1943). Родился в с. Кумровец (Хорватия). По образованию - механик. Участник Первой мировой войны; тяжело ранен, попал в русский плен. В октябре 1917 г. в Омске вступил в Красную гвардию. В 1920 г. вернулся на родину, стал членом компартии Югославии. В 1928-1934 гг. - в заключении. С 1940 г. - генеральный секретарь КПЮ. В 1935- 1936 гг. - в Москве, работал в Коминтерне, активно поддерживал борьбу Сталина с троцкистами.

8 слайд

Описание слайда:

Разоблачение «культа личности» на XX съезде КПСС вызвало сильный резонанс в «братских странах». В Польше и Венгрии события в Москве были расценены как сигнал к либерализации политической системы, вызвавший подъём общественных движений

9 слайд

Описание слайда:

28 июня 1956 г. с забастовки железнодорожников в Польше началась всеобщая забастовка, жестокое подавление которой силами польской армии вызвала раскол в правящей Польской Объединённой Рабочей Партии (ПОРП). Часть партии стала настаивать на начале реабилитации, подобно проводимой в СССР. Реабилитированный Владислав Гомулку сразу стал лидером ПОРП, что вызвало беспокойство Москвы, и только гарантии сохранения власти за ПОРП и членства Польши в ОВД предотвратили ввод в Варшаву советских войск. Несмотря на сохранение социализма в Польше, новое правительство пошло на смягчение режима и экономические реформы, ослаблявшие жёсткий государственный контроль и снимавшие ограничения для частного предпринимательства. Забастовка железнодорожников ввод в Варшаву советских войск

10 слайд

Описание слайда:

(польск. Władysław Gomułka; 6 февраля 1905,Бялобжеги, близ г. Кросно, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия - 1 сентября 1982, Варшава, ПНР) - польский партийный и государственный деятель, генеральный секретарь ЦК Польской рабочей партии в 1943-1948, первый секретарь ЦК Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) в 1956-1970. Владислав Гомулку -

11 слайд

Описание слайда:

Наиболее жёсткий тоталитарный режим по сравнению со всеми странами социализма сложился в Венгрии. Лидер компартии Матьяш Ракоши был настолько явным сталинистом, что не вызывал симпатий даже у новых руководителей Кремля. Перемены в СССР привели к возникновению в компартии крыла реформаторов, а начавшаяся реабилитация вернула многих авторитетных членов партии, что ослабляло позиции Ракоши и вызвало внутрипартийный кризис.

12 слайд

Описание слайда:

(венг. Rosenfeld Mátyás, 9 марта 1892 года Ада, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия - 5 февраля 1971 года, Горький, РСФСР, СССР) - венгерский коммунистический политик, Генеральный секретарь ЦК Венгерской коммунистической партии(1945-1948), Первый секретарь ЦК Венгерской партии трудящихся(1948-1956), Председатель Совета Министров Венгерской Народной Республики (1952-1953). В период его правления в Венгрии происходит переход от режима народной демократии к социалистическому государству, а также ускоренная советизация Венгрии, сопровождающаяся политическими репрессиями. Через некоторое время после смерти Сталина отправлен в отставку (1956 Матьяш Ракоши -

13 слайд

Описание слайда:

25 октября 1956 г. по стране прокатились демонстрации в поддержку реформаторов, приведшие к назначению их лидера Имре Надя на должность премьер-министра. Новое реформаторское правительство спровоцировало разрушение социализма: разрешены политические партии, уничтожались кооперативы, создавались независимые профсоюзы. Недовольство народа выплеснулось на улицы, где происходили самосуды над работниками госбезопасности и коммунистами, причастными к репрессиям.

14 слайд

Описание слайда:

(венг. Nagy Imre, ; 7 июня 1896, Капошвар, Австро-Венгрия - 16 июня 1958, Будапешт) - венгерский политический и государственный деятель. Премьер-министр Венгерской Народной Республики, инициатор резких изменений в политическом курсе, которые вызвали введение сил Организации Варшавского договора в Венгрию (Восстание 1956 года). И́мре Надь -

15 слайд

Описание слайда:

Чувствуя, что события в Венгрии ведут к краху социализма, 4 ноября в Будапеште по приказу Хрущёва советские войска начали наводить порядок. После политической «чистки» власть в Венгрии была передана Яношу Кадару. Но даже он не пожелал сотрудничать со сталинистом Ракоши, которого вынуждены были вывести в СССР. Доклад маршала Жукова о положении в Венгрии на 12-00 4 ноября 4 ноября

16 слайд

Описание слайда:

(венг. Kádár János, до 1945 фамилия Черманек, венг.Csermanek, 26 мая 1912, Фиуме, Австро-Венгрия - 6 июля 1989,Будапешт, Венгерская Народная Республика) - венгерский государственный и политический деятель, фактический руководитель Венгерской народной республики на посту генерального секретаря Венгерской социалистической рабочей партии (с 1956 по 1988 годы); в 1956-1958 и 1961-1965 годах также занимал должность премьер-министра ВНР. Яношу Кадару-

17 слайд

Описание слайда:

Бежавший в Румынию лидер реформаторов Имре Надь впоследствии был выдан Венгрии и казнён, но для снятия социальных проблем новое правительство, как и в Польше, вынуждено было пойти на смягчение политического режима и умеренные экономические реформы.

18 слайд

Описание слайда:

Но не все социалистические режимы с воодушевлением приняли новый курс Москвы. В странах с сильной авторитарной властью, в критике «культа личности» коммунистические лидеры увидели угрозу для себя. Против подобной политики решительно выступила Албания (Энвер Ходжи), разорвавшая с СССР все отношения и в 1962 г. вышедшая из ОВД.

19 слайд

Описание слайда:

Но наиболее драматично развивались отношения с Китаем, занявшим ярко враждебную позицию. Существовало несколько причин резкой смены политики китайского руководства: во-первых, вместо поддержки Китая в конфликте с Индией, СССР активно налаживал с ней дружественные отношения; во-вторых, стремление Китая повторить сталинский «большой скачок» и быстро создать мощную промышленность к 1958 г. окончилась провалом, и китайским лидерам необходимы были «стрелочники». В итоге виновниками провала были объявлены проамериканское правительство Тайваня, Индия и советские специалисты, работавшие в Китае; в-третьих, возникшие после смерти Сталина претензии Мао Цзе-дуна на роль лидера мирового коммунистического движения, и его резкое неприятие политики критики «культа личности» Сталина.

20 слайд

Описание слайда:

К сер. 60-х гг. все политические, экономические, научные и культурные связи между СССР и Китаем были разорваны. В Китае началась открытая антисоветская пропаганда, и Пекин стал предъявлять свои претензии на часть советского Дальнего Востока, Казахстан и Киргизию.

21 слайд

Описание слайда:

в) ближневосточное направление В ближневосточном конфликте СССР встал на сторону Арабской Республики Египет. Во время Суэцкого кризиса 1956 г. Москва резко выступила против англо-франко-израильской агрессии, добившись вывода их войск из Египта. Впоследствии СССР начал оказывать Каиру активную экономическую и военную помощь, вооружив египетскую армию советской техникой. Поддержка Египта привела к росту авторитета СССР среди арабских националистов. Во всех ближневосточных конфликтах Москва стояла на стороне арабов, обеспечивая их советской военной техникой и оружием. США же поддерживало и снабжало Израиль.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

г) противоборство с США. Но основой всей внешней политики СССР было противоборство с США. Испытание 12 августа 1963 г. советской водородной бомбы лишило США монополии и в этом оружии. Совершив в 1959 и 1960 гг. поездки по США, Хрущёв убедился в невозможности войны с ними. Пытаясь побудить Вашингтон идти на уступки, он проводил политику шантажа и угроз, но они не давали результата из-за жесткой позиции американского правительства. Наиболее ярко это появилось во время 2-го Берлинского кризиса. Испытание 12 августа 1963 г. советской водородной бомбы 2-ой Берлинский кризис.

24 слайд

РЕФЕРАТ

Международная политика СССР 50-60 года

Введение

1. Начало Холодной войны

2. Гонка вооружений

3. Борьба за влияние в странах третьего мира

4. Корейская война

5. Берлинская стена

6. Карибский кризис

7. Советско-Югославский разрыв

8. Заключение

Введение

Успешное выполнение пла­на четвертой пятилетки еще более укрепило внутреннее положение СССР, выше подняло его авторитет на международной арене.

СССР добился новых значительных успехов в развитии экономики. Важное значение в укреплении обороноспособности нашей страны и стран социалистического лагеря имело овладение Советским Союзом атомным, а за тем и термоядерным оружием, созданным самоотверженным трудом советских ученых, инженеров и рабочих. Благодаря преимуществам социалистической мы хозяйства за невиданно короткий срок монополия США на обладание этим оружием была ликвидирована.

Страны социализма успешно развивали свою экономику. Мировая социалистическая система превращалась в решающий фактор общественного развития. В странах капитала резко обострилась классовая борьба. Все шире развертывалось национально-освободительное движение. Активнее стала борьба трудящихся всех стран за сохранение мира.

Империалистические страны продолжали агрессивную политику «с позиции силы». Эта политика выражалась в гонке вооружений, создании военных баз у границ СССР и других социалистических стран, попытке |убого вмешательства в их внутренние дела. Однако политика «с позиции силы» не оправдала надежды империалистов. Так, развязанная агрессивными кругами НА война в Корее не принесла им победы. Наступление интервентов было отражено, а в июле 1953 г. США подписали соглашение о перемирии.

Советский Союз продолжал политику, направленную на ослабление международной напряженности. В 1954г. благодаря активным действиям СССР в Женеве было подписано соглашение с Францией о прекращении воен­ных действий в Индокитае.

Важным фактором обеспечения мира в Европе яви­лось подписание по инициативе СССР в мае 1955 г. Го­сударственного договора с Австрией, который фиксиро­вал положение Австрии как нейтральной страны. Летом 1965 г. Советский Союз урегулировал отношения с Юго­славией. В сентябре 1955 г. были установлены дипло­матические отношения СССР с Федеративной Респуб­ликой Германии. Коммунистическая партия и Совет­ское правительство прилагали все усилия к созданию прочного мира и безопасности в Европе и во всем мире.

Однако правящие круги западных держав, продол­жавшие проводит!, политику «с позиции силы», шли на осложнение международной обстановки. В октябре 1954 г. они подписали соглашение о ремилитаризации Западной Германии и вовлечении ее в Северо-Атланти­ческий военный блок.

В связи с усилением военной опасности в центре Европы страны социалистического содружества и мае 1955 г. провели в Варшаве совещание по обеспечению мира и безопасности в Европе. Страны-участницы Вар­шавского совещания подписали Договор о дружбе, со­трудничестве и взаимной помощи государств социали­стического содружества. Варшавский Договор стал важ­ным стабилизирующим фактором в Европе. Основная цель его - принятие мер для сохранения мира и обес­печения безопасности миролюбивых народов Европы. Для консультаций между участниками Варшавского До­говора был создан Политический консультативный ко­митет, а также объединенное командование вооружен­ными силами государств-участников договора.

Советский Союз настойчиво добивался улучшения отношений с США, Англией и Францией. Разрядке на­пряженности несомненно способствовали советско-ан­глийские переговоры в Лондоне и переговоры между СССР и Францией в Москве в 1956 г. Результатом пе­реговоров явилосьподписание советско-английского и I советско-французскою коммюнике, в которых сторо­ны признавали необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным Строем.

Однако на деле правящие крути империалистических государств продолжали препятствовать ослаблению международной напряженности. Осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль предприняли вооруженное нападе­нии на Египет, стремясь восстановить в Египте коло­ниальный режим. Мир оказался на грани войны. В этот опасный момент Советское правительство выступило с заявлением, в котором потребовало от Англии, Фран­ции и Израиля немедленного прекращения вооружен­ной интервенции и вывода войск с территории Египта. Советский Союз заявил, что примет все меры к пресе­чению агрессии в Египте. Действия Советского правительства поддержали другие социалистические государ­ства, миролюбивые силы всех стран. Твердая позиция СССР заставила империалистов Англии, Франции и Из­раиля прекратить агрессию и убрать своп вооруженные силы с египетской земли.

В том же году (октябрь - ноябрь) реакционные им­периалистические круги западных держав организовали контрреволюционный мятеж в Венгрии, стремясь уста­новить и стране фашистскую диктатуру. Однако планы реакционеров провалились. Венгерские трудящиеся и пришедшие им на помощь по просьбе правительства Венгрии советские войска встали на защиту социали­стических завоеваний в стране. Контрреволюционные силы были разгромлены. Советский Союз, оказав по­мощь трудящимся Венгрии, выполнил свой интернацио­нальный долг в отношении братской страны.

СССР продолжал настойчивую борьбу за упрочение мира, сокращение вооружений, запрещение атомного оружия. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР при­нял Закон о защите мира. Закон объявлял пропаганду войны тягчайшим преступлением против человечества. Весной 1957 г. СССР выступил в ООН с важной ини­циативой по осуществлению хоти бы частичных мер по разоружению. Западные державы отвергли это предло­жение. В течение 1955-1958 гг. СССР в одностороннем порядке значительно сократил свои вооруженные силы, а в 1958 г. прекратил испытания ядерного оружия. Со­ветское правительство исходило из необходимости на­всегда покончить с угрозой новой мировой войны.
Меры Советского государства по обеспечению безопасности народов вызвали горячую поддержку и одобрение широких кругов мировой общественности.

1. Начало Холодной войны

Термин «холодная война» был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной «железным занавесом», и призвал западную цивилизацию объявить войну «коммунизму». На самом деле война двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется странным, но если обратиться к истории Второй Мировой войны, то многие вещи прояснятся.

Германия начала территориальные захваты (Рейнская область, Австрия), а будущие союзники взирают на это почти равнодушно. Каждый из будущих союзников предполагал, что дальнейшие шаги Гитлера будут направлены в «нужную» им сторону. Западные страны, в известной степени, поощряли Гитлера, закрывая глаза на многие нарушения международных договоров по демилитаризации Германии. Наиболее ярким примером такой политики является Мюнхенский договор 1938, по которому Гитлеру была отдана Чехословакия. СССР склонен был рассматривать действия Гитлера как проявление «общего кризиса капитализма» и обострение противоречий между «империалистическими хищниками». Считая, что после Мюнхена, когда страны Запада фактически дали Гитлеру «карт бланш» в движении на Восток. Каждый сам за себя – решил Сталин и СССР заключил с Гитлером «Пакт о ненападении» и, как в последствии стало известно, секретный договор о разделе сфер влияния. Теперь известно, что Гитлер оказался непредсказуем и начал войну против всех сразу, что, в конце концов, его и погубило. Но Гитлер и в страшном сне не мог предположить образования коалиции, которая в итоге и вышла победительницей в войне. Гитлер рассчитывал на то, что те глубокие противоречия, которые существовали между будущими союзниками, непреодолимы, и ошибся. Сейчас у историков достаточно данных о личности Гитлера. И, хотя хорошего о нем говорят мало, дураком его не считает никто, а значит, противоречия на которые он рассчитывал, реально существовали. То есть у «холодной войны» были глубокие корни.

Почему же она началась только после Второй Мировой войны? Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала «холодной войны» принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом.

Итак, «холодная война» возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых,. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив «холодную войну».

2. Гонка вооружений

Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой «холодной войны». В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы «холодной войны» ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили «мы вас можем уничтожить, а вы нас – нет», то теперь формулировка изменилась. Стали говорить «вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас – 64!» Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге – их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к «продажным девкам империализма».

Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.

Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других. Другим «фронтом» холодной войны была..

3. Борьба за влияние в странах третьего мира

С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной де-колонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

«Холодная война» велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году. «Холодная война» была широко отражена в кинематографе, причем пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: «Красный рассвет», «Америка», «Рембо, первая кровь, часть II», «Железный орел», «Вторжение в США». В СССР же сняли: «Ночь без милосердия», «Нейтральные воды», « Случай в квадрате 36 – 80», «Одиночное плавание» и многие другие. Несмотря на то, что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости, показывалось какие плохие «они» и какие хорошие парни служат в нашей армии. Своеобразно и очень точно, проявление «холодной войны» в искусстве отразилось в строке из популярной песни «и даже в области балета, мы впереди планеты всей...»

4. Корейская война

В 1945 г. советские и американские войска освободили Корею от японской армии. К югу от 38-й параллели расположились войска США, к северу – Красная армия. Таким образом Корейский полуостров оказался разделенным на две части. На Севере к власти пришли коммунисты, на Юге – военные, опиравшиеся на помощь США. На полуострове образовалось два государства – северная Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и южная Республика Корея. Руководство Северной Кореи мечтало объединить страну, хотя бы и силой оружия.

В 1950 г. северокорейский руководитель Ким Ир Сен побывал в Москве и заручился поддержкой Советского Союза. Планы «военного освобождения» Южной Кореи были также одобрены китайским руководителем Мао Дзэ Дуном. На рассвете 25 июня 1950 г. северокорейская армия двинулась на юг страны. Ее наступление было столь мощным, что уже через три дня она заняла столицу Юга – Сеул. Затем продвижение северян замедлилось, но к середине сентября почти весь полуостров оказался в их руках. Казалось, от окончательной победы армию севера отделяет лишь одно решающее усилие. Однако еще 7 июля Совет Безопасности ООН проголосовал за то, чтобы направить международные войска на помощь Южной Корее.

И вот в сентябре войска ООН (в основном американские) пришли на помощь южанам. Они развернули мощное наступление на Север с того пятачка, который все еще удерживала южнокорейская армия. Одновременно была произведена высадка войск на западное побережье, рассекавшая полуостров пополам. События стали развиваться с той же быстротой в обратную сторону. Американцы заняли Сеул, перешли 38-ю параллель и продолжили наступление на КНДР. Северная Корея находилась на грани полной катастрофы, когда в дело неожиданно вмешался Китай. Китайское руководство предложило, не объявляя США войну, послать на помощь Северной Корее войска. В Китае их официально называли «народными добровольцами». В октябре около миллиона китайских солдат перешли пограничную реку Ялуцзян и вступили в сражение с американцами. Вскоре фронт выровнялся вдоль 38-й параллели.

Война продолжалась еще три года. Во время американского наступления в 1950-м г. Советский Союз перебросил на помощь Северной Корее несколько авиационных дивизий. Американцы существенно превосходили китайцев в технике. Китай нес тяжелые потери. 27 июля 1953 г. война закончилась перемирием. В Северной Корее осталось у власти дружественное СССР и Китаю правительство Ким Ир Сена, принявшего почетное звание «великого вождя».

5. Берлинская стена

В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до конца. В ней оставалось одно незакрытое «окно» – Берлин. Город оказался разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть «из социализма в капитализм» и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма беспокоило восточногерманские власти. Да и в целом открытое настежь окно в «железном занавесе» совершенно не соответствовало общему духу эпохи.

В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли советские боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы.

6. Карибский кризис

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, во главе которой стоял 32-летний партизанский вождь Фидель Кастро. Новое правительство начало решительную борьбу с американским влиянием на острове. Нет нужды говорить, что Советский Союз полностью поддержал Кубинскую революцию. Однако власти Гаваны серьезно опасались военного вторжения США. В мае 1962 г. Никита Хрущев выдвинул неожиданную идею – разместить на острове советские ядерные ракеты. Такой шаг он шутливо объяснял тем, что империалистам «надо запустить ежа в штаны». После некоторых размышлений Куба ответила согласием на советское предложение, и летом 1962 г. на остров было отправлено 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет.

14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. 22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось два десятка советских кораблей. Американские суда получили приказ остановить их, если потребуется – огнем. Правда до морских сражений дело не дошло. Хрущев приказал нескольким советским кораблям остановиться на линии блокады.

С 23 октября между Москвой и Вашингтоном начался обмен официальными письмами. В первых посланиях Н.Хрущев с негодованием называл действия США «чистейшим бандитизмом» и «безумием выродившегося империализма».

Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. По его выражению, «Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть, и весь мир перед тем уничтожить». Хрущев предлагал Джону Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу; тогда Советский Союз сможет вывезти с острова свое оружие. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять на себя джентельменское обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Таким образом первые шаги к миру были сделаны.

Но 27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров.

Однако в воскресенье,28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет.

Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Карибский кризис мирно завершился.

7.Советско-Югославский разрыв

В мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания

монолитных «блоков», внезапный разрыв между СССР и Югославией, о котором стало известно весной 1948 года, выявил наличие сильной

напряженности и расхождения интересов внутри «социалистического

лагеря». Советско-югославское согласие, очень тесное в момент

окончания войны, символизировавшееся Договором о дружбе и

давать трещины. Сталина раздражала независимость Тито, чья

сильная индивидуальность контрастировала с серой безликостью

других коммунистических лидеров Восточной Европы. Не был лишен

Тито и определенных амбиций. Он не только оспаривал

принадлежность Триеста Италии, юга Каринтии Австрии и части

Македонии Греции, но и добился того, что Албания почти полностью

находилась под его влиянием. Тито расчитывал на создание

балканской федерации, которая объединила бы для начала Югославию

к федерации возникла бы реальная возможность того, что Тито

станет ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрения у

Сталина. В конце 1947 года Тито и Димитров объявили в Бледе о

своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации.

утверждалось, что вышеназванным странам не нужна никакая, в

Сталин созвал советско-болгарско-югославское совещание, на

котором, заняв позицию, противоположную высказанному две недели

назад «Правдой» мнению, настаивал на создании

болгарско-югославской федерации, несомненно расчитывая, что с

помощью более поддатливых болгар он получит возможность лучше

предложение о создании федерации с Болгарией. С марта по июнь

кризис, сопровождавшийся обменом секретными нотами, проолжал

обостряться: Тито вывел из правительства двух просоветских

министров и отказался предстать в качестве обвиняемого перед

Коминформом; Сталин в свою очередь отозвал из Югославии своих

специалистов и пригрозил прекратить экономическую помощь.

члены Коминформа, собравшись в Бухаресте, осуждали

Коммунистическую партию Югославии. Совместное заявление особо

подчеркивало нетерпимость «позорного, чисто деспотического и

террористического режима» Тито и призывало «здоровые силы» КПЮ

заставить своих руководителей «открыто и честно признать свои

ошибки и исправить их», в случае же отказа «сменить их и

выдвинуть новое интернационалистическое руководство КПЮ». Однако Югославские коммунисты сохранили единство и пошли за своим лидером. Последствия разрыва были тяжелы для Югославии, так как все ее экономические соглашения с восточноевропейскими странами были аннулированы и она оказалась в блокаде. Тем не менее на состоявшемся в июле 1948 года V съезде КПЮ советские обвинения были единодушно отвергнуты, а политика Тито получила полную поддержку. Видя, что его надежды на капитуляцию не оправдываются, в августе 1949 года Сталин решил денонсировать договор, заключенный в апреле 1945 года. Теперь югославское правительство во главе с «гитлеровско-троцкистским агентом» рассматривалось как «противник и враг». 25 октября 1949 года дипломатические отношения между СССР и Югославией были разорваны.

Обвинения в «титоизме» сыграли как и "холодная

война" важную роль в сплочении советского блока, росте

исключений и процессов против коммунистов, многие из которых были

участниками движения Сопротивления, обвиненных в национализме.

"Отношение к СССР пробный камень для каждого

коммуниста", заявил в декабре 1949 года Сланский, генеральный

секретарь Компартии Чехословакии. С1949 года по 1952 год в

странах народной демократии под контролем или при прямом участии

"советников" из сталинского МГБ прошли две волны чисток. Первая

была направлена протв «национальных» политических лидеров,

замененных «москвичами» людьми, своим прошлым более тесно

связанными с СССР. Вторая, в которой «космополитизм» был главным

критерием для осуждения и арестов, ударила по коммунистам

преимущественно еврейской национальности; их основное

преступление состояло в том, что, будучи в прошлом членами

интербригад или работая в Коминтерне, они были свидетелями

сталинских методов «чистки» конца 30-х годов, примененных теперь

в коммунистических партиях восточноевропейских стран.

Во время первой волны (лето 1948-1949) были "вычищены": в

Польше Гомулка, замененный на посту первого секретаря компартии

Берутом; в Венгрии Райк (казнен) и Кадар (заключен в тюрьму); в

Болгарии Костов (казнен); в Словакии Клементис (казнен).

Вторая волна "вычистила": в Чехословакии Сланского (казнен с

тринадцатью другими обвиняемыми, из которых одиннадцать были

евреями, после открытого процесса, напоминавшего московские); в

Румынии--видную деятельницу Анну Паукер, еврейку по

национальности, несмотря на то что в предыдущие годы она

пользовалась активной поддержкой Москвы и сыграла важную роль в

борьбе против Тито. Ежедневная критика "гитлеровско-фашистского

титоизма", охота за уклонистами всех мастей, ведшиеся с таким же

истерическим ожесточением, что и борьба с троцкизмом в 30-х

годах, должны были показать невозможность любого другого пути к

социализму, кроме избранного СССР.

Заключение

Международные отношения СССР в 1950-60 годах были очень трудными не только в политическом смысле, но и для обычных граждан СССР. «Холодная война» принесла много проблем миру.

Да были моменты, где казалось, что «Холодная война» в скором времени закончиться, но все равно, что-то этому мешало.

Небольшая пауза в противостоянии произошла в 70-е годы. Венцом ее стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Страны-участницы совещались два года, и в 1975 году в Хельсинки эти страны подписали Заключительный акт совещания. Со стороны СССР его скрепил Леонид Брежнев. Этот документ узаконил послевоенный раздел Европы, чего и добивался СССР. В обмен на эту уступку Запада, Советский Союз обязался уважать права человека.

Незадолго до этого, в июле 1975 года, состоялся знаменитый советско-американский совместный полет на космических кораблях «Союз» и «Аполлон». В СССР прекратили глушить западные радиопередачи. Казалось, эпоха «холодной войны» навсегда отошла в прошлое. Однако в декабре 1979 года советские войска вступили в Афганистан - начался еще один период «холодной войны». Отношения между Западом и Востоком достигли точки замерзания, когда по решению советского руководства был сбит южнокорейский самолет с мирными пассажирами на борту, который оказался в воздушном пространстве СССР. После этого события президент США Рональд Рейган назвал СССР “империей зла и центром зла”. Только к 1987 году отношения между Востоком и Западом вновь начали постепенно улучшаться.

В 1988-89 годах с началом перестройки в советской политике произошли резкие перемены. В ноябре 1989 года прекратила свое существование Берлинская стена. 1 июля 1991 года произошел роспуск Варшавского Договора. Социалистический лагерь распался. В ряде стран - его бывших членов - произошли демократические революции, которые не только не осуждались, но поддерживались СССР. Советский Союз отказался также и от расширения своего влияния в странах третьего мира. Подобный резкий поворот в советской внешней политике на Западе связывают с именем президента СССР Михаила Горбачева.

Последним днем “холодной войны” считают демонтаж Берлинской стены. Значит нужно подвести итоги. Не которые утверждают, что «Холодная война» не закончилась, а перешла в другую

фазу. Другие считают, что «Холодная война» была ни такой и страшной и продолжается по сей день. Мне кажется это не так «Холодная война» закончилась сейчас новый XXI век и есть не решенные глобальные проблемы и РФ вместе с США, ЕС, СНГ должны решить их.

Библиографический список

1. Энциклопедия для детей. Т.5, часть 3. Москва «Аванта+». 1995.

3. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.

4. Энциклопедия для детей: Т.1 (Всемирная история).-3-е изд. - М.: «Аванта+», 1994.

5. Д.М. Забродина. «Очерки Истории СССР». «Высшая школа». Москва. 1978.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР в середине 50-начале 60-х гг.

1. Изменение приоритетов внешней политики

переход на главную

1.1. Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Г.М. Маленков , а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период.

1.2. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о

- мирном сосуществовании как форме классовой борьбы,

- возможности предотвращения войны в современную эпоху,

- многообразии форм перехода различных стран к социализму. Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое.

1.3. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С.Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения . Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, в международных отношениях происходили важные изменения.

1.4. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия , определявшиеся коммунистической идеологией. Современная эпоха определялась КПСС как время перехода к социалистической революции. В рамках следования принципу пролетарского интернационализма ставилась задача оказания всемерной (в том числе военной и военно-технической) поддержки национально-освободительных движений в странах третьего мира, которые становились полем борьбы двух сверхдержав.

2. Либерализация и противоречия в

отношениях со странами Запада

2.2. Борьба за разоружение. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стало одной из центральных во внешнеполитической концепции советского государства после смерти Сталина.

2.2.1. Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив . В 1955 г. на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе.

В августе 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. человек, а в мае 1956 г. - еще на 1,2 млн. Советский Союз ликвидировал военные базы на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н.С.Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам всеобщего и полного разоружения.

2.2.2. Эта линия принесла некоторые положительные результаты . В частности, в августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).

2.3. Принцип мирного сосуществования во внешней политике СССР. В ходе либерализации внешнеполитического курса СССР наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом.

В 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее (одна из первых внешнеполитических акций, в которой активное участие принял Г.М.Маленков). Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Турцией. В 1954 г. с участием СССР было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы во Второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией, в которой объявлялось о прекращении состояния войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений. При условии заключения в будущем Мирного договора между двумя странами советская сторона была готова передать Японии два южнокурильских острова (Хабомаи и Шикотан). Однако подписание в январе 1960 г. военного договора между Японией и США и последовавшее вслед за этим размещение американских военных сил на территории Японии на многие годы прервали советско-японский диалог.

В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории визит главы нашего государства в США, где прошла встреча встреча Н.С.Хрущева с президентов США Д.Эйзенхауэром. В ходе визита не было подписано никаких соглашений, тем не менее были заложены основы будущего прямого диалога между двумя странами.

2.4. Ракетно-ядерное противостояние ведущих держав мира. В условиях продолжавшейся холодной войны в отношениях между ведущими странами мира продолжало сохраняться взаимное недоверие, осложнявшееся отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием.

2.4.1. Непоследовательность внешнеполитической линии СССР. Не только Запад не был в тот период готов выйти из состояния антикоммунистической истерии, но и некоторые советские инициативы были рассчитаны лишь на пропагандистский эффект.

В 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. К началу 60-х годов СССР сумел добиться в этой сфере временного превосходства над США. В 1957 г. СССР провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника. Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. 1 мая 1960 г. над Уралом был сбит ракетой американский самолет-разведчик, что вновь вызвало охлаждение советско-американских отношений и сорвало намеченную в Париже встречу в верхах по берлинскому вопросу.

В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. После избрания президентом США Дж.Кеннеди Хрущев встречался с ним в Вене в июне 1960 г., после чего было положено начало регулярному обмену посланиями между главами двух государств.

2.4.2. Отношения между СССР и США развивались довольно сложно. Карибский или ракетный кризис 1962 г. явился высшей точкой международного противостояния. Он поставил мир на грань термоядерной войны. Летом 1962 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу (после того, как весной 1961 г. США пытались свергнуть правительство Ф.Кастро) и изменить в свою пользу военно-политический баланс на континенете, на острове тайно были размещены ядерные ракеты средней дальности (Р-12 с дальностью действия две тысячи километров). Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял СССР.

Через несколько суток ожидания Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США в свою очередь гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции и Италии. Кризис показал, что для США и СССР атомная война была неприемлемым средством разрешения спорных вопросов мировой политики. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.

3. СССР и страны социалистического лагеря

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующие позиции в лагере социалистических стран. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию старшего брата.

3.1. Курс на укрепление социалистического содружества осуществлялся различными путями.

  • Происходила некоторая либерализация связей с социалистическими государствами. В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения с Югославие.
  • - Оказывалась огромная практически безвозмездная помощь братским странам.
  • Развивались новые формы сотрудничества.

Успешно в первой половине 50-х годов развивались отношения СССР и Китайской Народной Республики, особенно в области торгово-экономических связей и научно-технического сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. Образование Организации Варшавского Договора (ОВД) легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство широко использовалось советской стороной для вмешательства во внутреннние дела стран-участниц.

3.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (Польше, Венгрии, Германии), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь в середине 50-х годов возник серьезный политический кризис.

В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 20 тыс. венгров). Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации положения мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада.

3.3. Попытки укрепления международного коммунистического движения . Создание берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.

С целю противодействия этим тенденциям в 1957 г. и 1960 г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались выступления в Польше и Венгрии. В документах совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

3.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией . Во второй половине 50-х годов во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После ХХ съезда КПСС руководители двух государств обвинили советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым в попытках ревизионизма марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.

3.4.1. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.

3.4.2. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров - КПК и КПСС.

Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

4. Взаимоотношения с развивающимися странами

4.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств после Второй мировой войны заставили советское руководство обратить внимание на страны третьего мира. На ХХ съезде КПСС национально-освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением .

Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в такие страны как Индия, Бирма, Индонезия, Афганистан, Египет. Всего за 1957-1964гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов с участием представителей всех континнетов мира.

4.2 Военно-политическая и экономическая помощь. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации .

4.2.1. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия.

5 февраля 1960 г. в целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в деле подготовки национальных кадров в Москве открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

4.2.2. В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, когда интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих добровольцев), но нередко приводила к расширению конфликтов, превращению их в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших союзнические режимы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае происходило военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

5. ИТОГИ

5.1. В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности . В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.

5.2. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.

5.3. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом , сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в третьем мире. Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против советской экспансии в освободившихся странах.

Вопрос 1. Внешняя политика СССР и особенности мирового развития в 50-60-е годы.

Вопрос 2. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 50-60-е годы.

ВВЕДЕНИЕ

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской "оттепели". В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СВАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии.

Новое руководство страны стремилось укрепить положение СССР в социалистическом лагере. В 1954 г. Хрущев и его окружение осуществили ликвидацию советско-югославского конфликта . Когда Хрущев прилетел в Белград на переговоры с Тито, то в сопровождении свиты встретил гостя. Один из югославских чиновников попенял Хрущеву: - Россия и Сталин сделали нам так много плохого, что нам сегодня трудно доверять русским. Наступила напряженная тишина. Хрущев подошел к говорившему, хлопнул его по плечу и сказал: - Товарищ Тито, когда тебе понадобится провалить какие-нибудь переговоры, назначь главой делегации этого человека. Смех снял напряжение и переговоры прошли успешно. Все претензии советского руководства к Тито были сняты и отношения с Югославией восстановлены. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.



Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.) . Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) - Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба . Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств.

Развернутая Хрущевым антисталинская кампания привела к ряду неблагоприятных последствий , как в стране, так и за рубежом. Две социалистические страны - Албания и Китай , отказались признать антисталинскую идеологию Москвы и расценили ее как ревизию коммунистической идеологии. А в Венгрии критика сталинизма, наоборот, вызвала антисоветское движение и чуть не привела к свержению социалистического строя. В начале 1956 г. вынужден был уйти в отставку сталинский ставленник Ракоши. Новым руководителем Венгрии стал Имре Надь, начавший подобно Хрущеву, политику десталинизации в стране. Но эта политика вызвала волну, поддержанных с Запада антисоветских выступлений, которые в октябре 1956 г. переросли в восстание. Имре Надь капитулировал перед требованиями восставших и, фактически, взял на себя руководство восстанием. Его правительство объявило о восстановлении многопартийности и выходе из Варшавского договора. В начале ноября Совет Варшавского договора принял решение о введении войск на территорию Венгрии. 4 ноября 1956 г. войска Варшавского договора вошли в Будапешт . Антисоветское восстание было подавлено. Погибло около 20 тыс. человек. Имре Надь был арестован и вскоре расстрелян.

В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко - профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Внешняя политика Хрущева носила столь же импульсивный и непоследовательный характер. Хрущев стремился к улучшению отношений с Западом и, одновременно, стремился утвердить приоритет СССР во всех областях. С появлением у СССР в 1957 г. межконтинентальных баллистических ракет возникла возможность разговаривать на равных с США и их союзниками по НАТО.

В 1959 г. Хрущев во время поездки в США смог достигнуть предварительного согласия Эйзенхауэра на переговоры о статусе Берлина. Официальные переговоры по этому вопросу должны были пройти в 1960 г. в Париже. Однако, 1 мая 1960 г. американский пилот Пауэрс совершил полет над территорией СССР и был сбит. Демонстрация силы обернулась международным скандалом и переговоры были сорваны. Переговоры с новым президентом США Кенеди в Вене в 1961 г. также не принесли успеха. Хрущев угрожал в одностороннем порядке передать Восточный Берлин ГДР, но эти угрозы не возымели своего действия. В результате Восточный Берлин действительно перешел к ГДР, и 6 августа 1960 года началось строительство знаменитой Берлинской стены.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис ). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении "карантина" на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева. Американские летчики уже сидели в кабинах самолетов и ожидали команды к вылету. В Москве и Вашингтоне в эти ночи никто из руководства не спал: в любой момент могли начаться война. Каждый из политиков был уверен в своей правоте. Мир весел на волоске. Но в конце концов было найдено компромиссное решение и войны удалось избежать. Куба могла больше не боятся вторжения со стороны Америки.

Не менее важным аспектом внешней политики Хрущева стало обострение отношений с Китаем , где не приняли антисталинскую идеологию. Китайский руководитель Мао Цзэдун осуществлял в стране жестокую политику. Особенно много жертв принесла так называемая «культурная революция», которая была осуществлена в 1966 – 1976 годах. В результате массовых репрессий погибло много деятелей культуры и политиков Китая, которые выступали за демократические преобразования в стране. Политика Мао Цзэдуна была очень противоречивой. С одной стороны он смог создать сильное государство, с другой стороны – Мао совершил немало жестокого. Мао Цзэдун, претендовавший на роль лидера в «социалистическом лагере», обвинял советское руководство в ревизионизме и отступлении от коммунистических идеалов. Кроме того, Хрущев не выступил в поддержку Китая в его конфликте с Индией в 1960 г. и попытался играть роль беспристрастного арбитра. Это послужило причиной окончательного разрыва. Были свернуты работы над совместным атомным проектом и отозваны советские специалисты. Прекратились поставки сырья и оборудования. После Карибского кризиса Мао заявил, что СССР капитулировал перед мировым империализмом и теперь только Китай является оплотом коммунизма в мире. Конфликт с Китаем вызвал раскол в мировом коммунистическом движении. Албания, Северная Корея и компартия Индонезии поддержали Пекин в его борьбе против Москвы. Также не слишком удачной была политика Хрущева по отношению к развивающимся странам: щедрая помощь Египту, Индонезии, Ираку и другим странам не смогла склонить их к движению по пути социализма.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений . В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, рост личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.