Туве янссон семья. Финская писательница Туве Янссон: биография, личная жизнь и творчество

Туве Янссон (полное имя - Туве Марика Янссон / Tove Marika Jansson) родилась 9 августа 1914 г. в творческой семье (отец - скульптор, мать - художник-график). Практически всю жизнь провела в Хельсинки. Училась в художественных школах Стокгольма и Парижа. Путешествовала по Италии, Франции и Германии в творческих целях. Уже в 1920-х публиковала комиксы в журнале «Garm», где работала её мать. Первая выставка работ Туве Янссон состоялась в 1943 г. в Хельсинки.

Существует несколько легенд о том, как возник образ Муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930 г. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале «Garm» в 1940 г. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 г. («Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938), однако популярность завоевала вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга - «Шляпа волшебника» (1949) - дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.

Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дален имитирует жизнь семьи самой Янссон с точки зрения ребёнка - неизвестно откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янссон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной - жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести «Папа и море»). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает всё вокруг себя» («Папа и море»). Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом.

В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома - дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и тёплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом («Комета прилетает»).

Другой важный мотив творчества Туве Янссон - это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детёнышах-сиротах («Опасное лето»).

С 1953 по 1959 г. Туве Янссон рисовала комикс о муми-троллях для «The London Evening News», который затем (до 1970 г.) рисовал её брат, Ларс Янссон.

Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэролла. Выпустила ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.

Детские книги Янссон переведены более чем на 30 языков мира, в числе которых и русский. Её произведения для взрослых известны хуже. Туве Янссон удостоена многочисленных наград и премий: Медали Сельмы Лагерлёф (она же - медаль Нильса Хольгерссона, 1953), Финской Государственной премии по литературе (трижды - 1963, 1971, 1982), Международной золотой медали имени Ханса Кристиана Андерсена (1966), премии Suomi (1993). Среди прочих - премия Шведской Академии наук, премия Рудольфа Койву (за иллюстрации), Орден улыбки (Польша). Её имя четыре раза занесено в Почётный список Андерсена.

Писательница и художница из Финляндии, автор серии произведений о муми-троллях, а также нескольких книг, не связанных с этой серией. Занималась книжной иллюстрацией, рисовала комиксы, писала картины. В Финляндии сохранились несколько фресок и настенных росписей авторства Туве Янссон.

Детство и юность

Туве Янссон появилась на свет в августе 1914 года. Мать будущей писательницы, Сигне Хаммарштен, шведка по национальности, сама была известной художницей и книжным иллюстратором. Сигне переехала из Швеции в Финляндию, где познакомилась с Виктором Янссон, знаменитым скульптором, который стал отцом Туве.

Автопортрет Туве Янссон

В семействе было трое детей, среди которых Туве была старшей. Младший брат Ларс также стал художником и позже работал вместе с Туве над комиксом о муми-троллях. А средний брат стал фотографом.

Семейство Хаммарштенов, родственников матери, было известно в Швеции. Многие знаменитые персоны и государственные деятели вышли из этого рода. Янссон охотно рассказывала о шведской родне и ее корнях в интервью. О родственниках писательницы со стороны отца-финна известно намного меньше.


Отношения с отцом у взрослой Туве были достаточно напряженными. Виктор Янссон не одобрял либерального окружения дочери и сам был достаточно консервативен и старомоден. Туве же была открытым и толерантным человеком, который превыше всего ценил свободу.

При этом Туве восхищалась работами отца, которые окружали ее в родительском доме с самого детства, будущая писательница росла в окружении произведений искусств. Отец стал первым критиком и советчиком Туве в творческих вопросах. В доме родителей будущей писательницы бывали известные люди и представители творческой элиты, скульпторы и художники. Эта среда и сформировала Туве.


Писательница оставила воспоминания о том, как в детстве проводила летние месяцы у бабушки в Швеции, под Стокгольмом. Недалеко от дома начиналось море, и шум прибоя был слышен там, где играли дети. Туве была привязана к семье и стала жить отдельно от них, уже будучи взрослой женщиной - в двадцать семь лет. Теплое отношение к родным писательница сохранила до конца жизни.

В Швецию пятнадцатилетняя Туве уехала, чтобы учиться там в Колледже Искусств. Закончив колледж, будущая писательница проехалась по художественным школам в разных странах Европы, где проходила стажировку.


Вернувшись домой после учебы, Янссон принялась создавать иллюстрации для книг на заказ и рисовать для разных изданий карикатуры.

У молодой художницы уже был опыт - Янссон была известна как иллюстратор в Финляндии, поскольку с десяти лет сотрудничала с одним популярным детским журналом и создавала для него рисунки. Туве выучилась рисовать рано, практически на руках у матери.

Литература

Настоящую популярность Туве Янссон принесли не иллюстрации, а серия написанных ею книг и рассказов о муми-троллях и иных сказочных существах, которые живут в Муми-доле. Эти книги были необычайно популярны в середине ХХ века, переводились и печатались по всему миру, выходили и раскупались миллионными тиражами. Классические иллюстрации к этим книгам нарисовала сама Туве Янссон. В России вышел сборник «Все о муми-троллях», где все произведения этой серии были объединены под одной обложкой.


Помимо повестей, вышли также четыре книжки в картинках и два сборника комиксов, которые посвящены муми-троллям. Писательница также создала по мотивам своей повести «Опасное лето» пьесу для постановки в театре, а после – либретто для мюзикла о муми-троллях.

Популярность муми-серии, с одной стороны, спровоцировала массовое внимание к личности Туве, которое сама писательница находила раздражающим. Янссон даже выкупила остров посреди Финского залива, где пряталась от назойливых фанатов и журналистов. С другой стороны, на волне этой популярности информационное агентство Associated Press предложило Янссон выпустить муми-комикс.


Художница заключила с агентством договор на семь лет. Первый комикс появился в 1954 году на страницах одного лондонского издания. Скоро комиксы Янссон о муми-троллях печатались уже в пятидесяти восьми изданиях в семнадцати странах.

Первое время Туве сама рисовала комиксы, но вскоре ей это надоело, и художником проекта стал младший брат Туве, Ларс Янссон, который продолжал придумывать и создавать муми-комиксы 20 лет без перерыва. Помимо детских комиксов, в серии вышли и комиксы для взрослых, например, история о том, как муми-папа нечаянно собрал машину времени, и компания муми-троллей оказалась на Диком Западе.


По мотивам произведений о муми-троллях были сняты несколько советских мультфильмов, а также мультики производства Финляндии, Великобритании, Польши и Австрии.

Среди литературного наследия Янссон есть также ряд книг, которые не имеют отношения к муми-серии. В повести «Дочь скульптора» писательница в своей неподражаемой манере рассказывает о детских годах. Поклонникам серии о муми-троллях после знакомства с этим автобиографическим текстом станут понятны истоки некоторых мотивов в произведениях Янссон, предназначенных для детской аудитории.


В романе «Город солнца» Янссон описывает тихий городок, где живут пенсионеры. Это спокойное местечко с массой комфортабельных пансионатов, которые ждут клиентов. Время там будто замерло, но жизнь обитателей городка при этом полна горячих споров, событий и приключений. У Туве Янссон вышло также около десятка сборников рассказов - «Путешествие налегке», «Игрушечный дом» и другие.

Сама Туве Янссон называла себя художницей и искала самореализации в этой области, а к литературному творчеству относилась несерьезно. При этом именно книги и прославили её, а картины Янссон остались малоизвестными. Выполненные Туве Янссон настенные росписи можно увидеть в зданиях мэрии в городах Хельсинки и Хамина и в некоторых других местах.

Личная жизнь

В юные годы Туве не чуралась общества мужчин и некоторое время даже была помолвлена с одним финским журналистом и критиком, однако эта помолвка была в итоге разорвана. После тридцати пяти лет Янссон обнаружила в себе бисексуальные наклонности и с той поры вступала в интимные отношения только с женщинами.


В творческой среде, где вращалась писательница, к однополым связям относились терпимо, но финское общество того времени отрицательно реагировало на людей, вступающих в отношения с представителями своего пола. Поэтому Туве и ее жена, художница Тууликки Пиетиля, много лет скрывали эти отношения от общественности.

Туве и Тууликки познакомились в Париже, где Пиетиля училась в художественной академии. В 1956 году женщины стали жить вместе и не расставались сорок пять лет. Впервые публике стало известно об отношениях Туве и Тууликки в 1993 году во время встречи с прессой, где дамы открыто рассказали о своем романе. До этого на вопросы о личной жизни Туве отвечала одинаково - говорила, что не одобряет институт брака в принципе.

Смерть

Туве Янссон умерла летом 2001 года по причине инсульта.


Соболезнования родне писательницы выразил президент Финляндии, который в своей речи назвал творчество Янссон крупнейшим вкладом страны в «культурную копилку» человечества после эпоса «Калевала». В день похорон писательницы в стране объявили общенациональный траур.

Библиография

  • 1938 - «Маленькие тролли и большое наводнение»
  • 1946 - «Муми-тролль и комета»
  • 1949 - «Шляпа волшебника»
  • 1950 - «Мемуары Папы Муми-тролля»
  • 1954 - «Опасное лето»
  • 1957 - «Волшебная зима»
  • 1962 - «Дитя-невидимка» (сборник новелл, куда вошли тексты «Хемуль, который любил тишину», «Филифьонка в ожидании катастрофы» и другие)
  • 1965 - «Папа и море»
  • 1968 - «Дочь скульптора»
  • 1970 - «В конце ноября»
  • 1971 - «Умеющая слушать»
  • 1972 - «Летняя книга»
  • 1974 - «Город солнца»
  • 1978 - «Игрушечный дом»
  • 1982 - «Честный обман»
  • 1984 - «Каменное поле»
  • 1987 - «Путешествие налегке»
  • 1989 - «Честная игра»
  • 1991 - «Письма Клары»
  • 1996 - «Записки с острова»
  • 1998 - «Послания»
  • 1971–1991 - «Серый шёлк»

Цитаты

«Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно немедленно принимать решение и не ждать, пока это настроение пройдет».
«Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть так уж жутко опасен».
«Не стоит волноваться. В мире нет ничего страшнее нас самих».

Сказочные существа муми-тролли живут в сказочной стране, путешествуют, но всегда возвращаются домой. Муми-тролль и его друзья принесли всемирную славу своей создательнице Туве Янссон. Биография писательницы представлена в этой статье.

Детство

Туве Янссон родилась в Хельсинки 9 августа 1914 года. В семье художницы Сигне Хаммарштен и известного скульптора Виктора Янссон Туве была старшим ребенком. Два ее младших брата появились на свет с перерывом в 6 лет - в 1920 и 1926 годах. Лето дети проводили у бабушки в Швеции, недалеко от Стокгольма. Писательница вспоминала, что море находилось рядом с домом, и если во время игр дети внезапно затихали, то до них доносился шум прибоя.

Учиться девочка не любила, и школьные годы стали нелегким временем для будущей писательницы. Больше всего она не любила математику, мать даже выхлопотала для нее освобождение от этого предмета. Уроки рисования, которые заключались в перерисовывании в альбом предметов и животных, тоже не приносили особого удовольствия. Школу она оставила в пятнадцатилетнем возрасте и поехала получать художественное образование в другую страну.

Туве Янссон и ее семья

Семейство Янссон жило скромно. В семье постоянно ощущалась нехватка денег. Доход скульптора зависел от многих причин. Виктор Янссон, конечно, мечтал о славе, но известным скульптором он не стал. После войны 1914 года его доходы, как и многих других, обеспечивались созданием памятников, монументов и скульптур в честь героев. Время от времени семейству приходилось обращаться за помощью к состоятельным родственникам матери. Сигне говорила детям, что душа их отца, прошедшего через гражданскую войну, сломлена и неизлечима. Виктор все больше становился суровым и замкнутым и отдалялся от семьи. Но Туве восхищалась отцом, и прислушивалась к его советам во всем, что касалось творчества.

Финская писательница Туве Янссон очень много пишет в своих воспоминаниях о матери, а вот об отце она говорит скупо. Действительно, временами их отношения были прекрасными, а иногда довольно натянутыми. Вероятно, это связано с тем, что их политические взгляды расходились. Отец считал коммунизм угрозой, одобрял действия Германии и Гитлера, откровенно ненавидел евреев. Его антисемитизм глубоко ранил дочь, и она часто жаловалась на политические воззрения отца, от которых, со слов писательницы, «волосы вставали дыбом». Отцу же тяжело было мириться с ее привязанностями и окружением, которое придерживалось левых взглядов. Открытая связь Туве с А. Виртаненом вызвала немало пересудов в обществе, а с отцом в это время отношения накалились до предела.

Самый близкий человек

Мать была для девочки центром вселенной. Отец частенько собирал в доме шумные компании друзей-художников и жил ночной жизнью. Мать же постоянно была с дочерью. Семья жила фактически на доходы Сигне, которая работала художником в типографии и сотрудничала с несколькими издательствами. Ей приходилось много времени проводить в мастерской. Девочка начала рисовать, сидя на коленях матери. Уже в детстве она поняла, как рождается рисунок, и уже в подростковом возрасте Туве стала профессиональным иллюстратором. В четырнадцать лет был напечатан ее первый рисунок, а спустя год она была уже достаточно известна как иллюстратор и сотрудничала с несколькими изданиями.

Братья Туве

С братьями у Янссон были прекрасные отношения. Шесть лет она была в семье единственным ребенком, и их появление изменило ее жизнь. На правах старшей сестры она всегда о них заботилась. Братья, а потом и их жены, были неотъемлемой частью ее жизни. Все трое были талантливы: оба брата, как и сестра, прекрасно писали. Брат Ларс, как и сестра, прекрасно рисовал. Именно он переводил комиксы Туве на английский и помогал с иллюстрациями, а потом иллюстрировал самостоятельно.

Второй брат, Пер Улоф, был блестящим фотографом. Он снимал работы сестры и был автором ее лучших фотографий. Поскольку Туве не любила позировать, ее сложно было уговорить сфотографироваться. Поэтому по ее просьбе снимки для различных проектов делал Пер Улоф.

Годы учебы

С разрешения родителей Туве в пятнадцатилетнем возрасте оставила школу и поехала в Швецию. В Стокгольме она поступила в Политехническую школу на специальность «Иллюстрация книг и рисунков». На первом году обучения они знакомились с видами изобразительного искусства. На втором - осваивали профессиональные секреты. Туве, хотя и считала учебный процесс скучным, упорно выполняла все задания. По многим предметам она получила высокие оценки, к тому же преподаватель посоветовал ей поступать в Академию искусств. Но после окончания курса Янссон не пожелала оставаться в Швеции и вернулась в Финляндию, где и продолжила образование в художественной школе при Обществе искусств.

У себя на родине как иллюстратор Туве Янссон была известна еще со школы. И вернувшись из-за границы, она продолжила работу иллюстратором и карикатуристом в различных изданиях. С 1933 по 1935 год Туве одновременно училась в классе живописи. В эти годы она написала такие картины, как «Мистический пейзаж», «Сказка», «Чужой город».

Живопись

Впервые за пределы Скандинавии писательница выехала в 1934 году, поехав к сестре матери в Германию. Тогда она приняла решение отправиться в путешествие по Европе. В 1938 году она отправилась в Париж, где брала уроки живописи в нескольких школах, в том числе в Эколь де Бозар и Ателье Доли. После Парижа она поехала в Бретань, где написала свою известную картину «Голубой гиацинт». В апреле 1939 года Туве выехала в Италию. Над Европой уже нависла угроза войны, но Туве успела побывать в Риме, Венеции, Флоренции, на Сицилии и Капри. Перед войной Янссон принимала участие в бесчисленных выставках. У молодой художницы Общество искусств приобрело одну из ее картин и обеспечило ей стипендию. Туве получила признание как художница.

Первая персональная выставка состоялась в самый разгар войны, в 1943 году, в Салоне искусств. В экспозицию вошло около пятидесяти картин. Выставка молодой художницы широко освещалась в прессе. Вторая выставка прошла лишь через восемь лет - в 1955 году. Свои коррективы внесла и война, и изменения в личной жизни. Туве Янссон все эти годы создавала муми-страну. Янссон надеялась, что комиксы, над которыми она работала последние годы, помогут вернуть желание к живописи. Но, как писала писательница в своем дневнике, этого не произошло. Среди работ Туве как художницы более всего известны фрески в здании хельсинской мэрии, настенные росписи в мэрии Хамина и в школе города Карья, роспись церковного алтаря в Теува.

Муми-мир

Всемирная известность пришла к писательнице благодаря книжной серии о муми-троллях. Иллюстрации к книгам выполняла сама Туве. В 50-е годы они били все рекорды по популярности и расходись многомиллионными тиражами. Успех «Шляпы волшебника» привлек внимание издательства Associated Press, и Янссон предложили контракт. В сентябре 1954 года в лондонской газете Evening News появился первый комикс. Впоследствии он публиковался уже в 58 изданиях. В 1957 году агентство заказало писательнице комикс для взрослых. Так появились «Муми-тролли на Диком Западе». Первоначально Туве рисовала комиксы сама, но вскоре ей это наскучило, и она передала эту работу брату Ларсу. Удивительно, но сама Янссон не относилась серьезно к писательской деятельности и говорила, что прежде всего она - художник. Однако ее картины привлекали меньше внимания, чем занимательные истории Туве Янссон о муми-троллях.

Особенности письма

Несмотря на то что тролли были позаимствованы из шведских сказок, их образ был существенно изменен. Они хоть и ворчливы, но добродушны. В более поздних произведениях они взрослеют и понимают, что мир жестокий и равнодушный. Тем не менее писательница не стремится показать, что мир - это сплошные мучения. Последняя книга Туве Янссон заканчивается тем, что Муми-тролль возвращается домой. Образ дома, в котором тебя ждут близкие, еда и теплая постель, лежит в основе художественного мира финской писательницы. Дом - это остров безопасности и любви, мысль о котором позволит преодолеть любые препятствия. В книге «Комета прилетает» Муми-мама дожидается Муми-тролля с вкусным обедом.

Вторым важным мотивом в творчестве писательницы является свобода. Поскольку в своих выражениях свободна и сама природа, то каждый имеет право на самовыражение. Ограничить свободу может только сам герой, в соответствии со своим представлением о долге, но не имеет правда навязывать это другим. В сказке Туве Янссон «Опасное лето» Снусмумрик отказывается добровольно от своих планов, когда необходимо позаботиться о детенышах-сиротах. И, конечно, писательница не могла не коснуться темы одиночества. В «Волшебной сказке» одиноки Муми-тролль и Снусмумрик. Воплощением этого одиночества стала непонятная и ледяная Морра. Муми-тролль переживает вначале внутренние конфликты, но затем, в книге «Папа и море», персонаж взрослеет и учится быть один.

Муми-серия

Первая книга этой серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», была опубликована в 1938 году. В 1946 и 1949 годах вышли «Погоня за кометой» и «Шляпа волшебника». Через год увидели свет «Мемуары Папы Муми-тролля». В 1954 году вышла в печать книга «Опасное лето». Через три года была опубликована «Волшебная зима». В 1965 и 1970 годах появились «Папа и море» и «В конце ноября». В эту серию вошли также книжки-картинки: «Кто утешит малютку?», «Что дальше?», «Жуткое путешествие», «Мошенник в доме муми-троллей», сборники комиксов «Муми-тролли», изданные в 1977 и 1981 годах, и сборник новелл «Дитя-невидимка».

Другие книги Туве Янссон

  • 1967 - автобиографическая повесть «Дочь скульптора».
  • 1974 - роман «Город солнца».
  • Повести: «Летняя книга», «Честный обман», «Каменное поле», «Записки с острова».
  • Сборники рассказов: «Путешествие налегке», «Умеющая слушать», «Честная игра», «Игрушечный дом», «Послания», «Письма Клары», «Серый шелк».

Личная жизнь

Нельзя не упомянуть здесь о встрече Самуила Беспрозванного и Туве Янссон. В биографии писательницы этот человек сыграл не последнюю роль. С ним Туве встретилась в 1935 году на выставке в Хельсинки. Беспрозванный очень сильно повлиял на Янссон в художественном отношении и стал ее кумиром. Его опыт и авторитет художника были безусловны. Отец Янссон, знакомый с Самуилом, предложил ему заниматься с его дочерью живописью. Беспрозванный стал для Туве не только учителем, но и самой большой любовью. Но любовь двух творческих людей редко бывает беззаботной. Не стали исключением и они. Туве и Самуил расстались, но до конца жизни оставались хорошими друзьями.

Туве не была готова к созданию семьи, но встреча с Атосом Виртаненом заставила пересмотреть ее свои жизненные принципы. В биографии Туве Янссон имя этого человека упоминается вскользь. На самом же деле он долгие годы был рядом с ней. В феврале 1943 года писательница рассказывала в письме к подруге, что побывала на вечеринке у Атоса. Тогда она еще и не подозревала, какую роль этот человек сыграет в ее судьбе.

Атос был видным журналистом своего времени. Годы, проведенные с ним, заставили Янссон перенаправить свой интерес на литературу. Именно Атос вдохновил ее на создание сказочных существ - муми-троллей. Туве Янссон и Атос не скрывали своих отношений. Их незарегистрированный брак вызывал в обществе пересуды, но Атос не хотел связывать себя узами. Туве же, напротив, хотела и семью, и детей. Но перед Рождеством 1946 года все изменилось.

Волшебная зима

Туве написала в письме своей лучшей подруге Еве, что она безумно влюблена в женщину. Объектом ее любви стала Вивика Бандлер. Она была замужем, но в тот момент, когда между ней и Янссон завязались романтические отношения, муж был за границей. Туве тщательно скрывала от Атоса эти отношения, как и Вивика от своего мужа. Неизвестно, по какой причине это случилось, но между Янссон и Вивикой в 1948 году произошел разлад.

Туве тяжело переносила этот разрыв. В отчаянье она сама предложила Атосу узаконить ее с ним отношения. Свадьба была назначена на весну 1948 года, но так и не состоялась. Тем не менее Атос еще несколько лет был рядом с Туве Янссон. В биографии писательницы некоторые источники указывают, что после несостоявшейся свадьбы Туве поддерживала близкие отношения только с женщинами. На самом деле ее сердце, как она писала, разрывалось между любовью к Атосу и нежными чувствами к Вивике.

В 1951 году Янссон отправилась в путешествие вместе с Вивикой, и Атос, испугавшись, что окончательно потеряет Туве, отправил ей письмо, в котором просил поскорее вернуться. До 1956 года он не оставлял попыток связать свою жизнь с ней, но Янссон отказалась от этих отношений в пользу однополой любви. В том же, 1951 году, в одном из ночных клубов Парижа, куда отправились Вивика и Туве, была и художница Тууликки Пиетиля, с которой они были шапочно знакомы со времен обучения в Атенеуме.

Зимой 1955 года они снова встретились на одной из вечеринок, где и началась история любви, длившаяся почти пятьдесят лет, до последних дней Янссон. Книга «Волшебная зима» была издана спустя год их совместной жизни. Туве говорила, что эта книга - полностью заслуга Тууликки, потому что именно она научила ее понимать зиму.

Умерла писательница в июне 2001 года, в возрасте 86 лет.

Туве Янссон (полное имя - Туве Марика Янссон / Tove Marika Jansson) родилась 9 августа 1914 года в творческой семье (отец - скульптор, мать - художник-график). Практически всю жизнь провела в Хельсинки. Училась в художественных школах Стокгольма и Парижа. Путешествовала по Италии, Франции и Германии в творческих целях. Уже в 1920-х публиковала комиксы в журнале Garm, где работала её мать. Первая выставка работ Туве Янссон состоялась в 1943 в Хельсинки.
Существует несколько легенд о том, как возник образ Муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 («Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938), однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга - «Шляпа волшебника» (1949) - дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.
Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дален имитирует жизнь семьи самой Янссон с точки зрения ребенка - неизвестно откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янссон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной - жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести «Папа и море»). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает все вокруг себя» («Папа и море»). Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом.
Туве ЯнссонВ основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома - дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и теплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом («Комета прилетает»).
Другой важный мотив творчества Туве Янссон - это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детёнышах-сиротах («Опасное лето»).
С 1953 по 1959 Туве Янссон рисовала комикс о муми-троллях для The London Evening News, который затем (до 1970) рисовал её брат, Ларс Янссон.
Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэролла. Выпустила ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.
Детские книги Янссон переведены более чем на 30 языков мира, в числе которых и русский. Её произведения для взрослых известны хуже. Туве Янссон удостоена многочисленных наград и премий: Медали Сельмы Лагерлёф (она же - медаль Нильса Хольгерссона, 1953), Финской Государственной премии по литературе (трижды - 1963, 1971, 1982), Международной золотой медали имени Ханса Кристиана Андерсена (1966), премии Suomi (1993). Среди прочих - премия Шведской Академии наук, премия Рудольфа Койву (за иллюстрации), Орден улыбки (Польша). Её имя четыре раза занесено в Почётный список Андерсена.

Туве Янссон, превосходная художница-иллюстратор, однако более известная миру, как детская писательница, благодаря многочисленным произведениям о сказочных существах муми-троллях, родилась 9 августа 1914 года в Гельсингфорсе. Жизнь Туве с самого детства была неразрывно связана с творчеством.

Любовь к различным видам искусства передалась ей буквально по-наследству, ведь оба её родителя также принадлежали к творческому миру - мать Туве была довольно известной художницей-иллюстратором, а отец искусным скульптором. Даже оба младших брата Туве, повзрослев, избрали себе профессии связанные с творчеством: Пер-Улоф выбрал для себя интересную профессию фотографа, а Ларс предпочёл пойти по стопам матери и старшей сестры, став художником.

Детство и творчество Туве Янссон

В возрасте десяти лет мать Туве - Сигне привлекла её к составлению иллюстраций для популярного детского журнала, в котором работала её хорошая знакомая.

Несмотря на столь юный возраст, Туве с успехом справлялась с работой едва ли не лучше своих более взрослых и опытных коллег-иллюстраторов. Когда Туве исполнилось пятнадцать лет, она отправилась для дальнейшего обучения художественному искусству в специализированный колледж Швеции. По окончании Колледжа искусств она решает пройти стажировку в нескольких художественных школах Германии, Италии и Франции, чтобы глубже ознакомиться со спецификой художественного мастерства разных стран. По окончании обучения Туве вернулась к себе на родину и продолжила заниматься иллюстрированием различных книг, а также производством карикатур на заказ.

Муми-тролли Туве Янссон

Едва ли она могла себе представить, какой всплеск популярности ожидал её на рубеже 50х-60х годов с выходом в свет книжного сериала о загадочных существах муми-троллях, обитателях Муми-долины. Слава, которую принесли Туве повести о муми-троллях, вызывала в писательнице довольно противоречивые чувства: с одной стороны Туве не ощущала в себе особого таланта к сочинительству, ведь гораздо большее вдохновение ей дарило создание картин, нежели написание повестей, с другой стороны именно сказки о муми-троллях подарили Туве возможность стать известной на весь мир.

Повышенное внимание к её персоне тяготило Туве, однако большая популярность дала Туве шанс заработать огромные гонорары, благодаря которым она смогла приобрести себе личный остров, на котором Туве нередко находила уединение от назойливых корреспондентов. Янссон никогда не относилась серьёзно к своей карьере писательницы и иллюстратора повестей о муми-троллях, но данная тема была невероятно интересна обществу и приносила огромные доходы, поэтому со временем Туве с удовольствием превратила истории о муми-троллях в семейный бизнес, переложив все обязанности за иллюстрацию комиксов на своего младшего брата Ларса, который посвятил двадцать лет своей жизни этим интересным и загадочным существам. Благодаря столь известным произведениям, в Финляндии Туве приобрела статус практически национального героя, внёсшего огромный вклад в мировую культуру. Туве Янссон скончалась в июне 2001 года от кровоизлияния в мозг в возрасте 86 лет.

Несмотря на то, что прошло немало времени со дня её смерти, отголоски славы её произведений живы и до сих пор. Муми-тролли интересны не только детской аудитории, но и огромному количеству взрослых в наши дни. В 2002 году в Финляндии официально была утверждена литературная премия имени Туве Янссон.

Личная жизнь Туве Янссон

Мало кто знает, что популярная детская писательница Туве Янссон, перешагнув порог тридцатилетия, осознала свою привязанность не только к мужскому, но и к женскому полу. О своей бисексуальности Туве Янссон заявляла открыто, и хотя в целом общество относилось к данному явлению негативно, к самой Туве едва ли у кого-то были претензии на этот счёт, ведь её личная жизнь меркла в сравнении с её талантом. В 1956 году у Туве начались отношения с малоизвестной художницей Тууликки Пиетиля, которые продлились 45 лет до самой смерти писательницы. По завещанию именно Пиетиля унаследовала всю недвижимость, принадлежавшую Туве, а авторские права на литературные произведения перешли к племяннице Туве - Софии Янссон (дочь Ларса).