Воины древней руси.

В условиях острого противоборства с воинственными соседями Древняя Русь не смогла бы утвердиться как самостоятельное национальное образование, которое бы признавали и с которым бы считались другие народы, без хорошо поставленного военного дела. Во время образования племенных союзов, в так называемый период военной демократии, в случае общей опасности или во время походов славяне собирали войско и выбирали предводителя - князя. Первоначально он избирался на народном собрании - вече, а затем власть князя стала наследственной. При нем находились и советники - старейшины племен. Князю полагалась большая доля военной добычи и доходов с земли, что позволяло ему содержать при себе дружину - военных соратников, профессиональных воинов. Так постепенно создавался аппарат власти и постоянное ядро войска. К концу VIII века военные силы древних славян состояли из княжеских дружин и народного ополчения. Ополчение организационно подразделялось на рода (сотни), племена (полки) и союз племен (войско). Численность таких формирований в то время была различной: например, род - от 50 до 100 воинов.

Основу войска составляли пешие воины, вооруженные двумя копьями - легким метательным (сулицей) и тяжелым для рукопашного боя, а также луками и мечами. Имелась и конница. Византийские источники неоднократно сообщали о славянских всадниках, которые одерживали победы даже над тяжеловооруженной конницей (катафрактариями) империи: «Один из неприятельских отрядов (славян) вступил в сражение с Асбадом (воин из отряда телохранителей императора). Он командовал регулярной конницей, которая... состояла из многочисленных отличных всадников. И их без большого труда славяне обратили в бегство и во время этого позорного бегства очень многих убили» (1).
Боевой порядок славян представлял собой глубокое построение в форме колонн. Сплоченные родовыми и племенными узами, они обладали огромной ударной силой. Не случайно византийские военные трактаты предписывали своим полководцам сохранять предельную осторожность при вторжении в земли славян: иметь сильную разведку, укреплять места ночевок и стоянок, выбирать для сражения достаточно ровную местность. Все эти меры предосторожности свидетельствовали о том, что византийское войско, предпочитавшее вести бой метательным оружием (лучный бой) на дистанции, не выдерживало массированного напора славянских колонн.
Славянские воины искусно сражались как на равнине, так и в лесах и горах. В отличие от византийцев они стремились вплотную сблизиться с противником, поражали его копьями и стрелами, а затем начинали биться врукопашную. Датский хронист Саксон Грамматик (1140-1208 гг.) сообщал, что основным боевым качеством славянского воина была решительность в схватке: «При рукопашнем бое славяне перебрасывали щит за спину... и с открытой грузью... с мечом в руке бросались на врага» (2).
В борьбе с противником совершенствовался и приобретался боевой опыт. Если враг вторгался неожиданно и крупным по численности войском, славянские воины нападали на него мелкими отрядами и «не спешили померяться силами». Они применяли ложные отступления, организовывали засады и ночные нападения, изматывая и ослабляя захватчиков. Утомив противника, колонны славян внезапно обрушивались на него, стремясь нанести ему полное поражение. Подобная тактика наводила ужас на византийских воинов: каждое ущелье и лесной массив таили грозную опасность. Известно, что в 602 г. византийские солдаты взбунтовались, наотрез отказавшись участвовать в походе на славянские земли.
Славяне широко применяли военную хитрость. Они искусно маскировались на местности. Византийский источник повествует, что славяне «привыкли прятаться за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей» (3). Будучи застигнуты врасплох, они умели погружаться в воду и в течение долгого времени, дыша через полую камышинку, находиться на дне реки. Византийский писатель VII в. Феофилакт Симокатта писал, что в походах славянские воины устраивали полевые укрепления - лагеря из повозок. Укрываясь за повозками, славяне наносили врагу большие потери стрельбой из луков, осуществляли неожиданные вылазки.

Но не только на суше отличались в сражениях славянские воины. Они были известны и как искусные судостроители и моряки. Их ладьи (лодки) вмещали до 20 воинов. Ладейный флот совершал дальние морские походы в Грецию, Италию, Испанию, смело вступал в единоборство с флотом Византии. Славяне умело организовывали взаимодействие своего флота и сухопутных сил. Иногда, начав сражение на суше, они сковывали основные силы противника и одновременно на ладьях высаживали часть войска в его тылу, «действия согласно... с помощью бесчисленного количества вырезанного из одного ствола (однодеревок) кораблей
» (4).
Славянские воины перед боем давали клятву: стоять насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей. Слово чести ценилось высоко и обязывало воинов соблюдать ратное побратимство. Нарушившие его «выбивались из земли вон» - изгонялись с территории племени. Плен славяне считали позором. Такая согласованность в действиях была недоступна разноэтническому войску империи - во многом только страх перед жестокими наказаниями удерживал в повиновении огромные построения византийских фаланг. Стойкость древнерусского воина в рукопашной схватке отмечали византийские хронисты. Так, в 1019 г. византийское войско сражалось в Италии и в первых трех сражениях терпело поражения от норманнов, «которые остались победителями, но в четвертой битве, где им пришлось бороться с народом русским (отрядом русских воинов), они (норманны) были побеждены, обращены в ничто» (5).
Боевые навыки воинов приобретались не только в сражениях, но и в постоянных упражнениях в мирное время. Обычно на тризнах (поминках по усопшим родственникам) устраивались состязания опытных воинов, которые приобщали к ратному делу отроков. Показывалась борьба безоружного воина против вооруженного, так называемый засечный бой, который включал в себя элементы защиты от меча или копья во время схватки. Накопленный боевой опыт передавался из поколения в поколение, сохраняя лучшие ратные традиции воинов-славян.
Русское войско в борьбе за упрочение политических и экономических позиций своего государства показало высокие образцы военного искусства, ярко проявившиеся в период острого противоборства Киевской Руси с Хазарией и Византией в X в.
Но не только с империей и каганатом вынуждена была сражаться Русь. На ее границы постоянно обрушивались волны набегов кочевников-печенегов и половцев. Что касается печенежских набегов, то при преемниках Святослава печенеги пытались нападать на Русь, однако смогли выдержать всего около восьми битв. В 1036 г. киевский князь Ярослав Владимирович (правил с 1015 по 1054 гг.) нанес печенежским ордам сокрушительное поражение, после чего печенеги предпочли жить в мире и нести пограничную службу на Руси. Для борьбы с кочевой опасностью русские князья построили в порубежье сеть укрепленных городов-крепостей по рекам Десна, Ворскла, Сула, Стугна, Рось, что усилило оборону степных границ. В их защите принимали участие не только гарнизоны крепостей, но и подвижные отряды конницы. Получив известие о нападении, они быстро выходили на угрожаемые направления, вступали в борьбу с кочевниками. Не меньшего успеха русские ратники добились и в военно-морском деле.
Флот Киевской Руси состоял из ладей. Речная ладья изготовлялась из выдолбленных стволов осины, липы или дуба. Иногда на основу нашивались три или четыре доски высотой до 30 сантиметров каждая. Подобный челн (долбленка, однодеревка) легко преодолевал мелководье, без особого труда перетаскивался через опасные речные пороги.
Суда, предназначенные для плавания по морям, имели от 15 до 20 пар весел, оснащались парусами, отличались достаточной быстроходностью и вмещали от 40 до 50 человек с запасами. На морской ладье могли разместить от 8 до 10 боевых коней. В середине XII века на Днепре стали строить палубные военные суда с двумя рулями - кормовым и носовым, обладавшие большой маневренностью.
Ладейный флот русов являлся неотъемлемой частью их боевых сил и имел свои особенности. Поэтому нет основания утверждать, что Русь заимствовала искусство мореплавания у скандинавов, равно как и государственность.

О тактике ладейного флота руссов можно судить по известиям очевидца - крупного ученого XI в., советника византийского императора Константина (Михаила) Пселла.
В 1042 г. на престол вступил Константин IX Мономах (1042-1055 гг.), который расправился не только со своими соперниками, но и с теми, кто мог их потенциально поддержать. Одним из первых пал мертвым русский посол. В Константинополе императором было спровоцировано нападение на русских купцов и разграблен православный монастырь в Афоне. В ответ состоялся последний морской поход русского ладейного флота на Византию. Его возглавил сын Ярослава Владимир.
В 1043 г. 15 тыс. русских воинов на 400 ладьях неожиданно появились у стен столицы Византии. Император Константин Мономах собрал флот - огненосные корабли и тяжелые «перевозные» дворцовые суда и выстроил их против ладей руссов, «стоявших при гавани на другой стороне».Руссы, сообщает византийский историк, поставили все свои корабли по одному в ряд, цепью, так, чтобы или «самим напасть на нас, или принять наше нападение».
Противники, выстроив свои корабли в боевой порядок на определенном расстоянии друг от друга, долго не двигались с места. Руссы ждали нападения византийских кораблей, а византийцы - русских. Не выдержав напряжения, византийский император приказал двум большим кораблям идти на руссов. «Когда они ровно и стройно вышли вперед, то сверху копьеносцы и камнеметатели подняли военный крик, а метатели огня построились в порядке, удобном для сбрасывания его; тогда большая часть из неприятельских лодок, высланных навстречу, быстро гребя, устремилась на наши корабли, а потом, разделившись, окружив и как бы опоясав каждую из отдельных триер, старалась пробить их снизу балками» (6).
Вскоре обеспокоенный византийский император направил на флот руссов все свои корабли, но до общего боя дело не дошло. Природа помогла византийцам. Разрашившаяся буря помешала сражению. Сильный вихрь изрядно потрепал ладьи русских, часть из них была выброшена на берег, как записал русский летописец, «и разби корабли Руси».
Византийский император организовал преследование уцелевшей части русской флотилии. Руссы встретили посланные против них 24 корабля и смело вступили в сражение. Византийцы были разбиты.
Владимир Ярославич возвратился в Киев на ладьях. Но другая судьба ожидала 6 тыс. русских воинов, выброшенных бурей на берег. Они решили добраться на родину по суше, но около Варны были окружены и взяты в плен. Некоторым из них император приказал выколоть глаза, а другим отрубить правую руку, дабы они не могли поднять меч против империи.
Ярослав приступил к подготовке нового похода, а тем временем опомнившийся император поспешил отправить посольство в Киев. Он обещал возместить все убытки, понесенные русскими купцами, возвратить пленных на родину и отдать в жены шестнадцатилетнему Всеволоду Ярославичу свою дочь принцессу Марию - будущую мать русского полководца Владимира Мономаха. В 1046 г. состоялось заключение мира.
Так закончился поход русских на Константинополь. Опыт этого похода свидетельствует, что русский ладейный флот вел бой на море определенным, давно установившимся строем. Имея перед собой большие византийские корабли, русские ладьи, выстраивались в линию «по одному в ряд». Этот боевой порядок был пригоден как для нападения, так и для встречи наступавшего противника. При атаке русские ладьи устремлялись группами на крупные вражеские корабли. Каждая группа людей окружала корабль и немедленно приступала к разрушению его бортов. В результате этих действий корабль, получив пробоины, погружался в море. Вероятно, имелись и средства (крюки с веревочными лестницами) для влезания с ладей на борт корабля. Не только на суше, но и на море умели русские воины сражаться с опытными мореходами противника, каковыми, несомненно, являлись моряки Византии.
В последние годы правления Ярослава Киевская Русь достигла апогея могущества. После смерти своего брата Мстислава Владимировича в 1036 г. киевский князь стал единоличным «самовластцем Русской земли».
За два года до своей кончины он разделил русские земли между сыновьями. Изяславу отдал Киев, Святославу - Чернигов, а в Переяславле посадил Всеволода. При этом наказав сыновьям не ссориться из-за земель. Но этот разумный совет не возымел своего действия. После смерти Ярослава в 1054 г. наметились первые признаки феодальной раздробленности на землях Руси.
В эпоху начавшегося распада некогда единого государства на отдельные княжества произошли изменения и в военной организации Руси. В составе вооруженных сил все большее место стали занимать феодальные ополчения - вооруженные отряды,и выставляемые отдельными князьями. Эти отряды назывались полками. Полки собирались в городах русских земель и приводились на поле боя князьями. Назывались полки по названию территории, на которой были собраны (Киевский полк, Новгородский полк), или по имени князя, предводительствовавшего полком. В случае серьезной военной опасности по призыву народного веча (собрания) созывалось ополчение свободных людей - крестьян и горожан. Каждая семья посылала в него взрослых сыновей, за исключением младшего. Отказ считался позором. Народное ополчение участвовало во всех больших войнах против внешних врагов. Только благодаря поддержке народа были возможны грандиозные походы и победы русского войска. Боевой порядок также подвергался изменению. Он расчленился по фронту и в глубину, став более сложным и гибким. Обычно русская рать в это время строилась полчным рядом, который состоял из нескольких самостоятельных полков, объединенных общим управлением: передового, иногда из двух передовых полков в первой линии, правого крыла, центра и левого крыла - во второй линии. Перед первой линией размещались воины, вооруженные метательным оружием. Разделение войска Руси по полкам прослеживается на протяжении всего периода развитого феодализма. Полчный ряд стал основным боевым порядком русского войска. Он обладал необходимой устойчивостью и одновременно допускал гибкое маневрирование на поле сражения, позволяя предводителям полков проявлять инициативу в бою.
Для сражения обыкновенно выбиралась широкая, ровная местность, где между полками могла поддерживаться зрительная и звуковая связь. После этого русское войско строилось в боевой порядок. Право строить («рядить») полки перед битвой принадлежало старшему князю. Управление войском осуществлялось устно и при помощи сигналов стягом, звуками рога, труб и бубна. Сражение начинали воины, вооруженные метательным оружием. Находясь перед передним полком, они с расстояния 150-200 шагов засыпали противника стрелами, а затем отходили в первую линию, т.е. к передовому полку. Наряду с луками русские воины искусно применяли самострелы. Самострел представлял собой лук, который был прикреплен к деревянной ложе, снабженной приспособлением для выбрасывания стрел из особого желоба.

На вооружении всадников находилась сабля и облегченный меч, приспособленный для рубки с коня. Но преобладающее место в коннице занимал тяжеловооруженный воин с копьем. В пехоте воин отдавал предпочтение топору и метательному оружию. Исход сражения решался в рукопашном бою.
Походный порядок русского войска в этот период по-прежнему состоял из сторожи, главных сил и обозов. В сторожу выделялись наиболее опытные воины, на которых возлагались разведка и охрана на походе. Стороже придавалось очень большое значение. Успех всего похода ставился в зависимость от разведки путей, своевременного сбора сведений о противнике и умелого охранения главных сил во время похода. С помощью пеших посланцев и конных гонцов «стольный город» (столица) держал связь с войском, ушедшим в поход. В случае чрезвычайной важности и совершенной секретности известия, оно зашифровывалось, опечатывалось печатью и посылалось с доверенными лицами. Существовало несколько способов тайнописи. На Руси зашифрованные известия называли «тарабарскими грамотами», когда вместо кириллицы применялась глаголица (знаки). Кроме посыльных гонцов широко использовалась сигнализация с помощью костров. Сигналы передавались с особых наблюдательных пунктов, расположенных на направлении вероятного вторжения противника, от одного пункта к другому, пока не доходили до стольного города.
Дружинники на Руси имели право переходить на службу от одного князя к другому. Это право каждый раз подтверждалось в княжеских договорах. Однако такие переходы были весьма редким явлением. Так как верность князю считалась одним из высших достоинств дружинника. Позором считалось для дружины и для каждого ее члена оставить поле сражения, и для князя позорно было бросить свою дружину в опасности. Боевые подвиги и военные заслуги с самых древних времен не оставались без наград. Наиболее ранним знаком отличия были золотые шейные гривны - медали, которые носились на шее на цепи.
Русские дружины были знакомы с применением засад, заманиванием противника преднамеренным отходом с внезапным переходом затем в наступление. Многообразие боевых построений и тактических приемов свидетельствует о том, что русское военное искусство в этот период во многом превосходило военное искусство стран Западной Европы, где на полях сражений господствовал одиночный бой тяжеловооруженных рыцарей, а пехота играла роль живого препятствия, обреченного на истребление. Следует отметить и недостатки в организации вооруженных сил Древнерусского государства - наметившаяся разобщенность войск князей, чем пользовались кочевые народы, совершая набеги на Русь. Княжеские усобицы разоряли народ, расшатывали русскую государственность, создавая кризисное положение внутри страны. Это усугублялось вторжением кочевых орд и носило характер всенародного бедствия.
В XI в. в южнорусские степи на смену торкам пришли половецкие полчища. И если торков довольно легко отбивало даже переяславское войско Всеволода, то следовавшая за ними волна кочевников знаменовала начало изнурительных войн Руси со степью, продолжавшихся более 150 лет. Сломить силу половцев предстояло Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053-1125 гг.). Он сумел объединить военные силы княжеств и от пассивной обороны перейти к стратегическому наступлению вглубь половецких степей. Результаты походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.) были впечатляющими. Часть орд откочевала на Северный Кавказ и в Грузию. Границы Руси обрели покой. Однако вместе с кончиной Владимира Мономаха в 1125 г. процесс обособления русских княжеств возобновился. Единое Древнерусское государство практически перестало существовать, но его наследие в военном деле оказало огромное влияние на строительство вооруженных сил и развитие военного искусства в последующие столетия.
* * *
Войны Древней Руси значительно обогатили русское военное искусство: стратегия, тактика и организация русских войск получили свое дальнейшее развитие.
Стратегия русского войска отличалась решительностью. С этой целью проводились далекие походы на территорию противника. Отыскать и разбить главные силы врага было основной задачей русских войск. На стратегию оказывало влияние и население Древней Руси, особенно во время отражения набегов кочевников. Под давлением народа киевские князья перешли от пассивной обороны рубежей государства к широкомасштабным походам, предварительно отказавшись от взаимных претензий - междоусобиц. Широко применялся принцип стратегической внезапности, захват стратегической инициативы.
Тактика древнерусских войск также имела важное значение в развитии военного искусства. Тактика колонн славянских племен, разнообразие боевых приемов (обходов, засад), использование особенностей местности, согласованность действий вынудили византийцев заимствовать тактические формы вооруженной борьбы древних славян. В период становления Древнерусского государства видоизменяется тактика и боевое построение. Войско руссов представляло собой монолитную «стену», решавшую исход сражения в рукопашной схватке, при этом выделялся резерв - вторая линия для охраны тыла. В XI-XII вв. происходит расчленение боевого порядка по фронту и в глубину - разделение войска на три полка (Листвен 1024 г.), а затем и в две линии полков в бою с половцами на реке Сальница в 1111 г. - что повышало маневренность войска. Наблюдается неравномерное распределение сил в боевом порядке, что позволяло вести бой на окружение противника: в битве на реке Колокша под Суздалем в 1096 г. новгородцы усилили один из флангов двумя отрядами пехоты, стоящими друг за другом, а позади них поставили отряд конницы, предназначенной для охвата тыла противника (7). В походах против половцев создавался сильный передовой отряд. Он наносил неожиданный удар по передовым частям противника, захватывал инициативу и тем самым обеспечивал моральный перевес. Заслуживает внимания организация взаимодействия на поле боя пехоты и конницы, причем пехота - ополчение играла решающую роль в исходе сражений. В отличие от западноевропейского военного искусства тактика русских войск строилась на тесном взаимодействии родов войск.
О высоких достижениях военного искусства можно судить не только по самим походам и битвам, но и по летописным источникам, созданным в Древней Руси. К числу таких памятников следует отнести «Повесть временных лет», «Русскую Правду», «Поучение Владимира Мономаха», памятники фольклора.
«Повесть временных лет» - первый памятник русской военной мысли, своеобразная военная история русской древности. Ее авторы не только излагали ход событий, но и анализировали их. Летопись была сводом событий гражданской истории Древней Руси, она также обобщала большой военный опыт, который накопили русские люди в X-XII веках.
Другим памятником военной мысли X-XI веков являются жития князей-полководцев. Первое известное нам житие - «Сказание о Святославе». Это и повествование о его походах и раскрытие его полководческого искусства на основе рассказов непосредственных участников походов Святослава. Образ князя-воина, по мысли автора «Сказания», должен был быть примером, на котором бы воспитывались воины последующих поколений.
В некоторых исторических памятниках была сделана попытка широкого обобщения военного искусства того времени. К числу последних относитчя «Поучение Владимира Мономаха» (8) - своеобразный свод военной мысли и наставление по военному делу.
Все перечисленные памятники письменной литературы выразили не только идеи князей-воевод, но мысли и настроения, присущие всему войску, вплоть до его низов: воевод младших ступеней и рядовых воинов.

Литература:
1. Материалы по истории СССР. М., 1985, Вып.1. С.228.
2. Клибанов. Боевой порядок у древних славян. Военно-исторический журнал, 1945. № 1-2. С.78.
3. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. С.209-210.
4. Материалы по истории СССР. С.261.
5. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С.329-330.
6. Васильевский В.Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI-XII вв. - Журнал министерства народного просвещения. 1875, март (№ 3). С.91.
7. Повесть временных лет. М.-Л. Ч.1. С.370-372.
8. Там же. С.354-359.

Древнерусские войска – это вооруженные силы Киевской Руси, охватывающие временной период с 9 века по середину 13 века. Это войска, защищавшие страну до нашествия монголо-татар. Воины охраняли границы Руси от набегов кочевников и от нападения Византийской империи. Князья прибегали к помощи ратников для решения внутриполитических вопросов, при междоусобных войнах.

Войска в первой половине 9 века представляли собой племенные союзы славянских племен (древлян, кривичей, северян). Постепенно образовалось небольшое войско (дружина), содержавшееся в постоянной боеготовности. Это были обученные воины, занимавшиеся только военным делом. Такая политика помогала регулярно защищать границы государства, для совершения длительных походов князь собирал крупное войско.

Древнерусские войска неоднократно отражали набеги кочевников и воинов Византийской империи. В этом им помогали не только сила и храбрость защитников, тактика и стратегия воевод, но и оружие. В 5 – 6 веках славянские племена были плохо вооружены, но со временем оружие видоизменялось и совершенствовалось. В 9 – 13 веке дружина отлично подготовлена и обмундирована.

Воины пользовались холодным оружием, к нему относят четыре разновидности: рубящее, колющее, ударное и стрелковое. Сам термин обозначает ручное вооружение древнерусских защитников, которое применялось в 9 -13 веке. Это оружие предназначалось для сражения с противником. При изготовлении вооружения мастера использовали железо и дерево. В пехоте применялись тяжелые метательные машины.

Распространенный вид клинкового оружия. Клинок изготавливали из стальных лезвий, которые наваривали на металлический каркас. Две стальные пластины соединяли с железной основой. Длина меча была в пределах 95 сантиметров, но в 12 – 13 веке клинок стал короче (80 – 85 сантиметров). Вес оружие редко превышал 1,5 килограммов. Рукоять меча состояла из нескольких элементов: перекрестье, навершие и стержень. Меч одинаково затачивали с обеих сторон, это позволяло рубить противника с любой стороны.

Холодное клинковое оружие. Сабля заточена с одной стороны, отличалась характерным изгибом в сторону обуха. Обычно ее использовали конные воины. Саблей начали пользоваться в войске с 10 века. Оружие встречалось у воинов южных регионов Руси. Его изготавливали из одного, цельного куска стали. Рукоять украшалась в зависимости от родовитости воина. Знатные и богатые дружинники инкрустировали рукояти драгоценными камнями.

Вид рубящего оружия древнерусских воинов. Боевые топоры славян практически не отличались от скандинавских топоров. Их применяли в бою пешие воины. Конница использовала топорки – это укороченные топоры. Одна часть оружия была наточена, она называлась лезвие, вторая была плоской, ее называли обухом. Железный топор надевался на деревянный черенок.

Удобный, но вспомогательный вид холодного оружия витязя. Он редко превышал 20 сантиметров, хотя были особые боевые ножи (скрамасаксы) длиной до 50 сантиметров. Рукоять оружия могла быть из меди, дерева, кости. Ее украшали серебром или камнями. Сам клинок делали, как и меч. Две стальные пластины наваривали на железную основу.

Основной вид колющего оружия на Древней Руси. Наконечники копий были выкованы таким образом, что пробивали вражескую бронь. Копья сыграли главенствующую роль в битве 1378 года – предвестнике Куликовского сражения. Когда войска славян разгромили татаро-монгол. Копье состояло из длинного, двухметрового древка и железного лезвия, насаженного на него.

Важное оружие, применявшееся в любой битве. Позволяло поражать противника на расстоянии. Самый распространенный вид лука состоял из двух плеч, прикрепленных к рукояти. Лук натягивался, из него выпускалась стрела. На нее надевали железный или стальной наконечник. Средняя длина стрел – от 70 до 90 сантиметров.

Один из первых видов вооружения. Считается ударным оружием. Начало свое развитие от палицы. Булава состояла из деревянной или металлической рукояти. На нее насаживали шаровидную головку, оснащенную шипами. Такое оружие поражало противника, помогая раздробить его. Длина булавы не превышала 80 сантиметров.

Легкое оружие, позволявшее нанести быстрый и сокрушительный удар в самой гуще схватки. В древнерусском войске кистени стали использоваться с 10 века. К деревянной рукояти при помощи кожаного подвеса или железной цепи был прикреплен железный груз (часто оснащенный шипами). Кистень был доступным и эффективным оружием, поэтому применялся на Руси, в Европе и Азии.

Первые упоминания о применении славянами метательных машин приходятся на 6 век. Их использовали при осаде Солуни. Машины активно применяли в 9 – 10 веке, но к началу 11 века, когда прекратились походы на Византию, славяне все реже стали пользоваться осадными приспособлениями. Крепость брали двумя способами: длительной осадой или внезапным нападением. В 13 веке использование метательных машин вновь возросло.

Приспособление представляло собой несложный механизм. К длинному плечу рычага прикладывали камни или ядра, а короткое плечо рычага оттягивали люди. В результате происходил резкий бросок крупного снаряда. Для того чтобы совершить удар 2 – 3 килограммовым ядром требовалось 8 человек, для удара крупными много килограммовыми снарядами необходима была помощь десятков воинов. Осадные машины применялись в военных действиях в Древней Руси и в Средневековье, до повсеместного распространения огнестрельного оружия.

Снаряжение помогало воинам защититься от ударов противников. Основные элементы экипировки древнерусских дружинников – кольчуга, щит, шлем и ламеллярные доспехи. Обмундирование изготавливали в специальных мастерских. Основные применяемые материалы: железо, кожа и дерево. С течением времени доспехи видоизменялись, становились легче и удобнее, а их защитная функция улучшалась.

Тело древнерусского воина защищала кольчуга. Термин появился во времена Московского княжества, а в 9 – 12 веках кольчугу называли броней. Она состояла из сплетенных мелких железных колечек. Толщина костюма составляла от 1,5 до 2 миллиметров. Для изготовления кольчуги использовали, как целые кольца, так и кольца на заклепках. Впоследствии их соединяли заклепками или штифтами. Иногда кольчугу делали из железных пластин, которые были стянуты кожаными ремешками. После изготовления броню натирали до блеска.

Кольчуга представляла собой рубашку с короткими рукавами, доходившую до середины бедра. Одежда отлично защищала воинов от ударов холодным оружием. На Руси появилась на двести лет раньше, чем в Западной Европе. Так в 12 веке большинство французских воинов не могли себе позволить кольчугу из-за высокой цены на обмундирование. В конце 12 века кольчуга изменилась. Она стала похожа на рубаху с длинными рукавами и подолом, доходившим до колен. Дополнительно в мастерских изготавливали капюшоны, защитные чулки и рукавицы.

Одна броня весила не меньше 6,5 килограммов. Несмотря на тяжелый вес, кольчуги были удобными, а защитники могли совершать быстрые маневры. Для изготовления брони требовалось около 600 метров проволоки. Плетение занимало долгое время, на кольчугу уходило 20 тысяч железных колец. В 12 веке, когда кольчуги видоизменились, то на производство одной брони стало уходить до 30 тысяч колец.

В широкое употребление шлемы стали входить в 10 веке, причем их использовали, не только дружинники, но рядовые воины. По данным археологической статистики в Древней Руси встречается в несколько раз больше шлемов, чем на территории других стран Западной Европы. В древнерусском войске было распространено два вида шлемов.

  1. Норманнский тип. Представлял собой шлем «яйцевидной» или конической формы. Нос защищала железная назальная пластина (наносник). Его могли делать с бармицей (кольчужной сеткой, защищающей шею) или без нее. Шлем носили на голове, как шапку. Но он не получил распространения среди древнерусских воинов.
  2. Шлемы черниговского типа – это обмундирование сфероконической формы. Их чаще всего использовали на Руси. Для их изготовления нужно было склепать четыре металлических части, а снизу сегменты стягивали обручем. Шлемы были удобны во время конных боев, поскольку защищали от ударов сверху. К нему всегда крепилась бармица. Верхушка шлема часто украшалась опушкой из перьев.

В 12 веке начали появляться шеломы. Это разновидность шлема с наносником, бармицей, полувырезом для глаз. Шелом был увенчан железным шпилем. Эти шлемы были распространены на Руси несколько веков. В конце 12 века можно было найти и шлемы с полумаской, они защищали верхнюю часть лица от несильных ударов. Но их могли себе позволить только богатые и знатные воины.

Щит – это самый первый доспех, придуманный воинами для защиты. Высокие щиты использовались еще до времен Рюриковичей и содержания постоянной дружины. Они были высотой в человеческий рост, защищали от ударов, но были крайне неудобными. В дальнейшем щиты видоизменялись, становились более легкими. Согласно археологическим раскопкам на территории Древней Руси найдено около двадцати типов щитов.

В 10 веке мастера изготавливали щиты круглой формы – плоские деревянные дощечки, соединенные друг с другом. Диаметр не превышал 80 – 100 сантиметров. Толщина – до семи миллиметров. Щиты обтягивались кожей или обивались железом. В центре делалось отверстие, с наружной стороны его закрывали умбоном – железной полусферой. А с внутренней стороны к нему крепилась рукоять.

Первые ряды пехоты смыкали щиты друг с другом. Благодаря этому создавалась прочная стена. Противник не мог пробиться в тыл древнерусских войск. После появления конных войск, щиты стали видоизменяться. Они приобрели миндалевидную, продолговатую форму. Это помогало удерживать противника в бою.

Обмундирование появилось в 9 – 10 веке. Это пластинчатые элементы, которые сплетены друг с другом кожаным шнуром. По внешнему виду напоминали корсет с длинным подолом. Пластины представляли собой прямоугольники с несколькими отверстиями по краям, через которые они соединялись.

Ламеллярные доспехи в старину встречались гораздо реже кольчуг, их надевали сверху, на броню. В основном, были распространены в Великом Новгороде и северных регионах Киевской Руси. В 12 – 14 веке к ламеллярным доспехам добавились наручи – доспехи, защищающие кисти рук, локти, предплечья и зерцала – круглые и железные бляхи, усилители основной защиты.

Структурный принцип организации назывался «десятичным» или «тысячным». Все воины были объединены в десятки, затем в сотни и тысячи защитников. Руководителями каждой структурной единицы были десяцкие, сотские и тысяцкие. Их всегда выбирали сами воины, отдавая предпочтения самому опытному и храброму защитнику.

Войско в 9 – 11 веке

Основой древнерусского войска была княжеская дружина. Она подчинялась князю, в ней состояли специально обученные воины-профессионалы. Дружина была немногочисленной, составляла несколько сотен человек. Самая большая дружина была у князя Святополка Изяславовича, в нее входило 800 человек. Она состояла из нескольких частей:

  • старейшая дружина – в нее входила социальная верхушка, воеводы, волхвы, колдуны;
  • младшая дружина – оруженосцы, телохранители, молодые военные слуги;
  • лучшая дружина;
  • передняя дружина.

Но основную часть войска составляли вои. Они пополнялись в результате нерегулярных военных наборов из подвластных князю племен. Для длительных походов приглашались наемные воины. Древнерусское войско достигало внушительных цифр, доходило до 10 тысяч воинов.

Войско 12 – 13 века

В это время происходят изменения в организации воинов. Место старшей дружины занял княжеский двор – это прообраз постоянной армии. А младшая дружина преобразовалась в полк – ополчение бояр-землевладельцев. Формирование войска проходило следующим образом: на службу поступал один воин на коне и в полном обмундировании с 4 – 10 сох (единица налогообложения). Также князья прибегали к услугам печенегов, торков, берендеев и прочих племен. Они находились в постоянной боевой готовности, что помогало реагировать на набеги кочевников.

В Древней Руси было три видов войск: пехота, конница, флот. Первоначально появились пехотные войска. Основная их масса – «вои». Уже при князе Святославе Игоревиче воины использовали вьючных лошадей, вместо обоза. Это ускоряло движение войска. Пехота принимала участие во взятии городов, прикрывала тыл. Проводила разные виды работ: инженерного или транспортного характера.

В дальнейшем появилась конница, но конные войска были малочисленны. В десятом веке предпочитали сражаться в пешем бою, постепенно воины становились все более совершенными. Конница помогала отбивать атаки кочевников. С 11 века занимает важное место, становится вровень с пехотой, а позже превосходит пешие войска. В коннице, как и пехоте, были тяжеловооруженные воины. Это защитники с мечами, саблями, топорами, булавами. Выделялись и быстрые, легковооруженные воины. Они вооружались луком со стрелами, железной булавой или боевыми топорами. Тяжелое и минометное вооружение использовали только пехотные войска.

Флот занимал важную, но не ключевую роль. Применялся лишь в крупных морских походах. В девятом веке на Руси были флотилии, в состав которых входило до двух тысяч судов. Основная их роль – транспортная, на суднах перевозили воинов. Но были и специальные, военные судна, предназначенные для проведения боя. Воинов перевозили на ладьях, на них помещалось до 50 человек. Позже ладьи оборудовали метательными машинами и таранами. На них достраивали палубы, предназначенные для лучников.

Это воители, которые могли осознанно вызвать боевое неистовство. Рыкари-волкодлаки показывали духовную силу, благодаря тому, что они посвятили жизнь богу Одину. Обычно берсерки стояли впереди рядовых воинов и начинали бой. Они недолго находились на поле, пока продолжалось трансовое состояние. После покидали бой, а оставшиеся воины завершали сражение.

Для того чтобы стать рыкарем, необходимо было голыми руками победить зверя: медведя или волка. После победы воин становился берсерком, его все боялись. Такого воина нельзя победить, поскольку в нем живет дух животного. Берсерк наносил 3 – 4 удара, чтобы сразить противника. У рыкаря мгновенная реакция, на несколько шагов опережавшая рядового воина. Во многих старинных текстах берсерков называют оборотнями.

Киевские князья редко дробили войско, последовательно атаковали противников всеми силами. Хотя были известны случаи, когда воины Древней Руси сражались на нескольких фронтах одновременно. В средневековые времена войска разделяли на части.

Главный тактический маневр пехоты представлял собой «стену». Но это было возможно в 9 – 10 веке, когда конница была плохо развита и малочисленна. Войско строилось ровными рядами в 10 – 12 шеренг. Первые воины выставляли вперед оружие и закрывались щитами. Таким образом, они шли плотной «стеной» на противника. Фланги прикрывала конница.

Вторым тактическим маневром стал клин. Воины выстраивались в острый клин и таранили стену противника. Но у этого способа выявилось много недостатков, поскольку конница противника заходила с тылу и фалангов и била по уязвленным местам.

Конница совершала тактические маневры, в зависимости от хода боя. Воины преследовали убегающие войска, наносили встречные удары или выходили в разведку. Конники совершали обходной маневр, чтобы нанести удары, по малозащищенным силам противника.

У славян были свои «берсерки» - рыкари-волкодлаки . И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью... " (Иордан, древний историк, VI век).

Берсерк — эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство, как необыкновенное явление человеческой силы духа, в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину.

У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя. Звероподобные “превращения”, являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о “франкском неистовстве”, о “воинах-волках” народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство “правильного боя”.

К берсеркерам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это - подлинные “псы войны”; если их и удавалось использовать, то главным образом - на положении “прирученных зверей”.

От метательного (да и от ударного) оружия берсеркеров берегла своеобразная “мудрость безумия”. Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсеркер видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить.

Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.
Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно - и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью.
Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.
У славян были свои «берсерки» - рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью..." (Иордан, древний историк, VI век).

Рыкарь - это живое воплощение славянского гнева. Уже в названии слышится яростный звериный рык, а само слово означает буквально «рычащий воин».Рыкарями на Руси назывались особые воины, способные успешно биться против многократно превосходившего по численности врага, при любых условиях, всеми видами оружия, одновременно обоими руками. Рыкарь внешне выглядит полным безумцем, но внутренне сохраняет ледяное спокойствие. Цель его жизни - служение своему роду. Исторические источники говорят о том, что один рыкарь был способен разогнать 10-20 воинов, а два рыкаря обращали в бегство сотню вооруженных человек.

Триста рыкарей города Аркона - стражи храма Световита, наводили ужас на всё не славянское побережье Балтики. Такими же воинами был славен и храм Радогоста в городе Ретра. Существовало даже целое славянское племя рыкарей - лютичи (от слова «лютый»), все воины которого сражались в волчьих шкурах.

Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.

Сражались рыкари обнажёнными или в одних звериных шкурах, без кольчуг и щитов (они им попросту мешали!). В бой они всегда бросались первыми, с боевым кличем «Ярь! » устремляясь вперёд. Ревя, как одержимые, рыкари уничтожали противников, разрубая в прыжке пешего - пополам, а конного - до седла. Потеряв оружие, попав под вражеские стрелы, рыкарь продолжал разрывать врагов голыми руками, не боясь смерти, не чувствуя ни боли, ни страха, обладая несгибаемой волей. И ни сталь, ни огонь не могли с ними ничего поделать.

Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками.
Правители Византии, Китая, Халифата - все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво.

Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!).


«Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть. Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.

«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..

К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.

В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках - как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком - ради успеха и побед в жизни.

Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.

Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала иудохристианская церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.


СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ ДРЕВНЕГО МИРА: ОБОРОТНИ ПРОТИВ АРМИЙ

"Устроив допрос, Александр начал допытываться, откуда пленники родом. Но варвары, впав в предсмертное безумие, казалось, радовались мукам, как будто чужое тело испытывало страдания от бичей". Византийские хроники Сказания о звероподобных воинах весьма характерны для ранних источников, описывающих битвы древности.

Скандинавские берсерки и славянские волкодлаки не дают покоя серьёзным историкам и юным любителям фэнтези. Им приписывают некие качества, объяснить которые проще всего боевой магией и волшбой лесных колдунов. Проще всего, когда нет желания искать ответы на вопросы. Но мы, вопреки общепринятым шаблонам, попробуем найти рациональное зерно в одной из главных тайн древней Европы. Главной отличительной чертой элитного воина-одиночки является его, казалось бы, сверхъестественная сила, позволяющая вести схватку с множеством вооружённых противников. Нечеловеческая скорость и нечувствительность к боли делают «оборотня» действительно оружием массового поражения. Но есть ещё один важный момент, характеризующий воина-зверя. Он, как правило, двигался впереди основного отряда, а значит первым вступал в схватку с (!) ещё не нарушенными рядами вражеской армии.

С точки зрения здравого смысла это не только глупо, но и в принципе невозможно. Если только под волчью шкуру не прятали бочку с порохом. Но пороха тогда не было, и бедняге приходилось рвать противника руками. Чтобы объяснить этот феномен прибегают и к мухоморам, и к боевому трансу. Начитавшись этой лабуды, юные романтики прочёсывают леса в поисках волшебных грибов и скачут с бубнами, пытаясь обрести истинную силу. Силы не прибавляется, и ума тоже.

Белов Александр Константинович (Селидор) резонно предполагает, что берсерки, по всей видимости, обладали некими свойствами психики, возможно, имеющими генетическую основу. Это вполне правдоподобно, учитывая тот факт, что любой признак, в том числе и из области психологии поведения, в той или иной степени имеет опору на генетику.
Но тогда возникает вопрос: «Если существует некий «ген берсерка», то почему он не проявляет себя в современном мире?».
Ведь если ещё в XII веке в Исландии был издан специальный указ, запрещающий звериное безумие, то, по всей видимости, мы имеем дело с некогда достаточно распространённым явлением. Вообще, сама по себе генетика — это ещё только полдела. Окружающая среда должна благоприятствовать раскрытию нужных свойств, а иначе ген будет дремать. То есть гены включаются средой.
С переходом к цивилизованному обществу вполне могли сложиться обстоятельства, при которых «гены неистовства» оказались не у дел. Воины-звери вполне могли быть трудно управляемы, и потому изрядно усложняли жизнь себе и окружающим. В эпоху крупных воинских формирований, ровного строя и слаженного взаимодействия многих отрядов «оборотни» могли оказаться без работы.

И всё же, какова могла быть материальная природа этого интересного феномена, если он, конечно, действительно существовал? Славянские волкодлаки и скандинавские берсерки всегда внушали ужас своим противникам. Не в этом ли их подлинное превосходство? Как говаривал Наполеон: «Десять тысяч побеждённых отступают перед десятью тысячами победителей лишь только потому, что они пали духом...» Деморализованный противник не способен сражаться. Более того, залог разгрома — вскрыть ряды вражеского отряда. Не для того ли и посылали наводящих ужас воинов впереди своих, чтобы чужие дрогнули и нарушили строй?
Многолетний опыт засечного боя показывает: одиночка имеет шансы на победу лишь в случае глубокого психического превосходства над противостоящей группой противника. То есть охотник должен не только верить в свою победу, но и страстно желать схватиться с врагом, ощущая собственную силу. Лишь чувствуя себя акулой в бассейне с купающимися, он может быть действительно эффективен. И не только потому, что в таком состоянии ему не ведом страх, следствием которого является мышечная закрепощённость. Дело ещё и в том, что атакующее звено остро реагирует на движения центрального бойца. Уверенные мощные движения охотника психически подавляют атакующих, и они просто не рискуют идти на размен ударами.

Мне не раз доводилось наблюдать, как на соревновательной площадке охотник гоняется за боевой тройкой, словно бы на какое-то мгновение превратившись в неуязвимого оборотня. И отмечу опять: всё дело в психологической обработке бойца. Как-то приятным весенним вечером группа спортсменов столкнулась с численно превосходящим стадом гопников. Возникшая драка закончилась победой первых. Однако «гиены городских улиц» жаждали реванша и выследили обидчиков, дождавшись, пока группа противника сократится до трёх человек. Сами гопы к этому времени получили ещё подкрепление и пошли в открытую атаку прямо возле здания городской мэрии. В спортсменов полетели камни и бутылки, стадо ломанулось в бой. Внезапно они увидели, как навстречу им, уворачиваясь от булыжников бежит тот, кто должен был бы по всем законам логики искать укрытие. В его руках недобро блестела арматура.

А дальше всё развивалось по совершенно нелогичному сценарию. Первые ряды нападающих дрогнули и повернули назад, сталкиваясь с теми, кто напирал сзади. На какую-то секунду возникла куча мала, а затем, повинуясь стадному инстинкту, «посоны» бежали с поля боя, поддерживая штаны. Бой был выигран без единого удара. Почему? Тот, кто шёл им навстречу — шёл убивать, переступив через свою смерть. А такое намерение легко и быстро читается как зверем, так и человеком. Любой собаковод знает, что животные прекрасно ощущают страх или уверенность человека. Этот механизм связывают с гормональным ответом организма на сложившуюся ситуацию. Так страх вызывается действием адреналина, и именно его запах ощущает хищник, сразу же распознавая за ним жертву. Ярость же — продукт норадреналина, и ощущается так же хорошо. Люди, как ни странно, реагируют на все эти ароматы, попадающие в воздух вместе с потом, не менее остро, чем четвероногие питомцы.

Однако данный механизм не в состоянии объяснить боевого эффекта разогнанной психики. На помощь нам придёт академик Бехтерев, ещё в начале прошлого столетия изучавший по заказу советской власти поведение толпы. Если я не ошибаюсь, это им было введено понятие «доминанты». Дело в том, что поведение человека строится на основании очагов возбуждения в головном мозге. Господствующий по своей силе очаг и именуется доминантой. Каждый нейрон, получая сигнал извне, самостоятельно, на основании множества факторов решает, возбудиться ему или нет. Если возбуждённый нейроны набирают некую критическую массу, возникает доминанта. И поведение человека подчиняется её программе.

При этом интересно, что распространение возбуждения в толпе подчиняется этой же самой схеме. Каждый индивидуум, основываясь на совокупности внешних стимулов, принимает решение, отреагировать или нет. Чем больше людей, попавших под власть возбуждающей силы, тем больший процент вероятности, что каждый новый участник толпы попадёт под её влияние. Так доминанта оратора передаётся митингующим. Только, если в случае с нейронами мозга коммуникативную функцию выполняли нейромедиаторы (скажем, дофамин), то в ситуации с коллективом людей это будут вербальные и невербальные сигналы. До 70% информации при контакте людей передаёт сфера бессознательного. На этом уровне мы легко и непринуждённо бессознательно кодируем друг друга. Кодируем психику собеседника на соответствующую реакцию.
Этой реакцией, например, может быть активность миндалевидного тела и, как следствие, страх. Поза, мимика, жесты, тембр голоса, сама двигательная специфика — всё подчиняется возникшей доминанте. И этот огромный поток информации, совершенно не подлежащий подделке, обрушивается на подсознание окружающих людей, и они, конечно, реагируют.

Нейрофизиологи оперируют понятием «сильной нервной системы». Под этим термином они понимают способность нервной системы быстро и мощно переходить в возбуждённое состояние и удерживать его некоторое время. Правда... после этого может наблюдаться период нервного истощения. Вам это ничего не напоминает?..
Секрет волкодлаков не канул в вечность вместе с ними. Правда сегодня нет никакой нужды напяливать на себя волчьи шкуры. Психическое подавление противника вкупе с раздвинутыми возможностями человеческого организма продолжает изучаться в военных лабораториях. Вот только в гражданском обществе всё ещё продолжает действовать закон 1123 года, лишающий берсерка права на жизнь и свободу...

От Руси до Московии

Войско древней Руси

Так уж распорядилась история нашего Отечества, что, начиная с первых упоминаний в летописях о древнерусском государстве, военный аспект его развития выдвигался на первый план. Известный русский историк Сергей Михайлович Соловьев, например, с 1055 по 1462 гг. насчитал 245 известий о нашествиях на Русь и важнейших столкновениях. 200 из них приходятся на 1240–1462 гг., то есть на протяжении двух веков Русь воевала почти ежегодно. Защищая свою свободу и независимость, народам нашего Отечества много раз приходилось отражать иноземные нашествия. Отсюда понятна роль российской армии, которая могла различаться на том или ином временном отрезке, но при этом всегда оставалась особой и по-настоящему значимой.

Свои истоки военные традиции русской армии берут от восточных славян. У восточных славян военными были все взрослые мужчины, функционировала система «народ–войско». Многочисленные войны, которые вели славяне в VI–VIII веках, способствовали повышению влияния военных вождей. Вокруг таких вождей начинают группироваться люди, для которых война постепенно превращается в основной источник добычи средств существования, а военное дело – в профессию. Зарождаются военные дружины, которые становятся организационным ядром вооруженных сил. Но они были малочисленны, так как экономические возможности славянских племен не позволяли содержать многочисленное постоянное войско. Основную же массу воинов составляли ополченцы, созываемые на период военных действий.

Согласно летописи 982 году из многочисленного состава племен и народностей восточных славян, словен, родимичей, полян, северян, вятичей, полочан, уличей, кривичей, волынян, дулебов и древлян образовалось большое восточно-славянское государство Киевская Русь с центром в городе Киеве. Главной причиной возникновения этого союза явилась длительная и кровопролитная борьба отдельных феодальных племенных княжений с кочевыми племенами – хазарами, половцами, печенегами. Борьба это была изнурительной и не всегда успешной. Постоянные грабительские набеги кочевников заставляли феодальных князей все чаше задумываться об объединении в союз с целью организации более надежной защиты от врагов. Активное развитие внутренних торгово-экономических связей между племенами также способствовало ускорению процесса консолидации всех сил.

Князь и дружина

Во главе древнерусского войска стоял князь. При князе всегда находилась дружина, которая использовалась им для решения как внешних, так и внутренних задач. Само слово «дружина» происходит от слова «друг», а последнее, как считает историк С.М. Соловьев, от санскритского «дру» - иду, следую. Дружина есть товарищество, объединение людей, собравшихся следовать одной дорогой. У князя с дружиной формировалась духовная близость. Дружина делилась на старшую и младшую. Войско Киевской Руси состояло из двух родов войск – пехоты и конницы при решающей роли пешего войска. В период феодальной раздробленности на первое место выдвигается конница. Но, тем не менее, русская пехота, состоявшая в основном из сельского и городского ополчения не была, как в странах Западной Европы, второстепенным родом войск. Она не раз решала исход сражений. Речной и морской флоты еще не являлись самостоятельным родом войск, хотя и принимали участие во всех дальних походах. До XV века вооружение воинов составляли копья (метательного и ударного действия), мечи, лук со стрелами, ножи, боевые топоры. Однако следует подчеркнуть, что в русской армии лук и стрелы никогда не приобретали решающей роли. Русские воины исход боя всегда стремились решить в рукопашной схватке. Мечи были тяжелые. При раскопках под Черниговом был найден меч длиной 126 см, у которого одна только рукоять весила 950 г. Нужна была подлинно богатырская сила, чтобы сражаться таким мечом. С Х века все большее распространение получает сабля. В ХI веке появляется лук-самострел - арбалет. Войска были обеспечены различной осадной и метательной техникой. Применялись пращи и пороки (метательные машины на Руси в X-XVI вв.). В качестве снарядов для метательных машин применялись каменные ядра или зажигательные снаряды, так называемый «живой огонь», представляющие собою сосуды, наполненные горючей жидкостью. Их забрасывали в расположение противника, главным образом в укрепленные города. Из технических средств управления были зрительные и звуковые. Старейшим средством управления был стяг – знамя. Ставить стяг означало построение боевого порядка. Из звуковых широко применялись барабаны, духовые инструменты.

Защитное снаряжение состояло из щита, шлема, кольчуги. Знатные воины имели щиты с металлической основой и металлическими пластинами в центре. Русь почти не знала тяжелых лет и панцирей, применяемых западноевропейскими рыцарями. Таковы были основные отличительные черты боевого состава, организации и вооружения русского войска в рассматриваемый период.

Военный священник

Необходимо уделить внимание и морально-психологической подготовке войск в Киевской Руси. Здесь основную роль играли служители культа – волхвы, колдуны, кудесники, входившие в дружинную верхушку и обеспечивавшие милость языческих богов - идолов. Они обеспечивали обряды жертвоприношений, молитв, ритуальных действий, «обращались к языческим богам за содействием военным успехам войска».

Служители культа также обеспечивали обряд «погребения» дружинников, цель ритуалов которых состояла в том, чтобы отогнать смерть от живых, продемонстрировать свою жизнеспособность. Волхвы, колдуны, кудесники обладали даром психологического воздействия на воинов, что было особенно важным в канун военных действий. В случае успеха считалось, что победили языческие боги, и прежде всего громовержец Перун, поскольку он почитался богом дружины. Первенство полянского бога Перуна – повелителя грома, кумира войн и побед отражало значение военного дела для судеб страны и народа, обороны родной земли, обильных даней, которыми облагались некоренные племена и народы. Несомненно, что князь и дружина были заинтересованы в служителях культа, одаривали их долей военных трофеев, дани, других доходов. Однако язычество как хаотичная совокупность различных верований обрядов, объектов религиозного почитания все-таки скорее разъединяло, чем объединяло племена и народы. И это поняли на Руси. Первую попытку ввести единую религию – христианство предприняла княгиня Ольга, совершившая христианский обряд крещения и попытавшаяся через христианство приобщить Древнюю Русь к культуре европейских государств и идеологически подчинить дружину себе. Однако надежды Ольги не сбылись. Даже сын отказался последовать примеру матери. Завет Ольги воплотил в жизнь ее внук, князь Владимир Святославич. В 988 году христианство было провозглашено Владимиром государственной религией на Руси. Повсеместно проводился обряд крещения, которым совместно с греческими священниками в качестве орудия принуждения участвовала великокняжеская дружина.

Цели занятия:

  • охарактеризовать облачение, вооружение и состав русского войска с древних времён и до опричнины;
  • выяснить причины введения стрелецких полков и их организационную структуру;
  • продолжить формирование умения проводить сравнительный анализ документов, схем;
  • помочь учащимся ощутить дух изучаемой эпохи, благодаря использованию изобразительного материала (репродукции, иллюстрации).

В ходе подготовки к уроку школьники выполняют творческие задания – рисунки, посвящённых данной теме.

Оборудование урока:

  • выставка рисунков учащихся, посвящённых данной теме;
  • раздаточный материал (изображения русских воинов, оружия и доспехов);
  • репродукции картин русских художников на воинскую тему;
  • схемы составы русского войска.

Тип урока: сообщений новых знаний.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Войско Древней Руси.
  3. Организация военного дела в Киевской Руси.
  4. Русская армия в XIII-XV вв.
  5. Организация стрелецкого войска и его первые победы.
  6. Закрепление изученного.

1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим о русском войске. Армия всегда играла большую роль в жизни любого государства. Да и одной из причин возникновения государства была необходимость защиты территории. Правители с помощью военной силы добивались всего на свете: богатства, обильных налогов со своих и чужих территорий, возможность завоевания новых земель.

Государство было сильным только при наличии сильной армии. Поэтому правители придавали большое значение своему войску. Сильная армия придавала также устойчивость обществу. Когда власть ослабевала, в стране устанавливался правовой беспредел, хаос, от которых страдали простые люди. Так было во всех странах, в том числе и в России. Итак, мы сегодня будем говорить о том, что из себя представляло русское войско с древних времён и до опричнины.

2. Войско в Древней Руси.

Учитель. Древнерусского воина было трудно отличить от обычного землевладельца или охотника. Одежда была проста: рубаха, штаны-порты. Обувью служили лапти или сапоги из мягкой кожи. На голове носили островерхие шапки-колпаки.

Военное облачение появляется постепенно. Оно зависело от способа ведения военных действий. Русичи не вели захватнический образ жизни, поэтому и оружие у них было оборонительное. Для защиты использовали оружие для охоты (лук, рогатину, копьё) и бытовые предметы (топор, нож).

С развитием кузнечного ремесла появились мечи. Оружие подгонялось под самого ратника, его силу, комплекцию. Для знатных воинов делалось индивидуальное оружие с украшением.

Защитой служил круглый деревянный щит, обитый по краю железной полоской. Были также щиты из камыша, просто деревянные или обтянутые кожей.

Славяне были храбрыми в боях. Об этом свидетельствуют византийские писатели V-VI вв. Давайте прочитаем их описание славян и ответим на вопрос: что можно сказать об обычаях и характере восточных славян? (документ №2).

Учащиеся отмечают, что славяне были мужественными и независимыми. В бою славянские воины были без защитной одежды, что свидетельствует об их храбрости.

3. Организация военного дела в Киевской Руси

Во времена Киевской Руси (IX-XI вв.) изменилась общественная структура. Появились крупные города. Князь не только господствовал, но и охранял со своей дружиной подвластную ему территорию. В качестве защиты стало широко использоваться кольчатая броня (кольчуга). Процесс изготовления очень трудоёмкий. На одну кольчугу требовалось до 600 метров проволоки сечением 2 мм. Кольца изготовлялись двух типов – просечное и составное. Просечное нарубалось из куска листового железа. Составное кольцо изготовлялось из проволоки, изогнутой в спираль. Затем кольца соединялись порядно, начиная с плеч. Кольчуга имела вид рубахи длиной до бёдер.

Часто надевали два кольчужных доспеха, усиливая защитные возможности облачения. Под кольчугу надевали толстую стёганую одежду.

Весила кольчуга в среднем 6 кг. Усовершенствование вооружения создало новую ремесленную профессию – оружейник.

Подшлемник из кожи с войлоком смягчал удары. Сам шлем собирался из нескольких пластин. Основная форма – конусообразная (см. рисунок 6,9,10) . По бокам и сзади шлема прикреплялась кольчужная бармица с подкладкой из кожи или полотна, служившая защитой шеи, плеч ратника.

Основным оружием воинов был меч – прямой, широкий, обоюдоострый, с рукоятью, которая имела крестовину. Кроме меча, оружием были секира, топор, пика, рогатина с длинным (до 60 см) и широким наконечником, небольшие пики – сулицы, палицы – обитые железом и утыканные гвоздями дубины, лук и колчан со стрелами (рис. 1,2).

Также носили пластинчатую броню, состоящую из прямоугольных выпуклых металлических пластин с отверстиями по краям, надвинутых друг на друга и туго связанных между собой кожаными ремешками.

Известны были чешуйчатые доспехи, состоящие из закруглённых металлических пластин. В таком доспехе воин был более подвижен. Эти доспехи делали короткими – до бёдер, что было удобно для всадника.

Войско Киевской Руси состояло из дружин киевского князя и местных князей, отрядов бояр и полков горожан. Сначала дружина была только пешая, на коне восседал сам князь или воевода. Но с появлением угрозы с востока и юга от кочевников появилась конница.

Главной ударной силой стала конная княжеская дружина. В древности говорили: "Князь без дружины, что птица опешена, дружина без князя, что корабль без кормчего".

Изменилось и построение войск перед боем. Давайте посмотрим на схему №2 и сравним её со схемой №1 .

Учащиеся отмечают, что в русских дружинах появились специализированные отряды передовой стражи, засадный полк, резерв. Во время боя войско строилось полукругом: полк левой руки, передовой полк, большой полк, полк правой руки.

Учитель. С начала XIII в. Русь вступила в полосу непрерывных военных испытаний. Историки подсчитали, что в течение последующих столетий Руси пришлось участвовать почти в трёхстах войнах: с Ордой, с ливонцами, шведами и другими противниками. Благодаря этому и развивалось военное дело.

Развивалось стратегическое искусство. Русские научились умело использовать во время военных действий ландшафты – леса, болота, реки, холмы и овраги.

А теперь давайте вспомним: какой русский правитель и в какой битве с успехом использовал новые тактические возможности русского войска.

Школьники отвечают, что это был Дмитрий Донской, который командовал русским войском в Куликовской битве.

Учитель. Победа в Куликовской битве была великим шагом в развитии русского военного искусства "Неслась русская слава к Железным вратам, к Кафе по морю, к Тырнову, оттуда к Царьграду: Русь Великая одолела Мамая на поле Куликовом". ("Задонщина").

И снова вопрос: русское воинское искусство связано со многими именами наших воинов. Назовите их.

Школьники называют Александра Невского, Святослава, Дмитрия Донского и др.

6. Организация стрелецкого войска и его первые победы.

Учитель. С воцарением Ивана Грозного произошли изменения в составе русского войска. В 1550 г. были прекращены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись воеводе, т.е. главнокомандующему. Так же было организовано войско из стрельцов – воинов, вооружённых не только холодным оружием (сабли ), как дворянская конница, но и огнестрельным (пищали ) (рис.8) . Стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалование.

Стрельцы жили со своими семьями, в свободное от несения караулов время занимались ремёслами и торговлей. Они были организованы в полки и сотни, ведал ими специальный Стрелецкий приказ.

Появились и другие новшества. Перечислите их, прочитав отрывок из "Казанской истории" (документ №3, №4).

Учащиеся отмечают, что в русском войске появилась артиллерия (наряд ) и штурмовая стенобитная артиллерия.

Учитель . Всё это привело к победоносному исходу. 31 августа 1552г. московские полки осадили Казань, в которой размещался 30-тыс. гарнизон. 2октября крепость пала. Уже то, что Казань была взята за такой небольшой по средневековым меркам срок, свидетельствовало об усвоении русской армией западных и восточных осадных и штурмовых приёмов.

В XV в. появляется огнестрельное оружие. Но регулярно оно стало применяться лишь в XVII веке. К этому времени все виды старинных доспехов перестают использоваться в русских войсках. Так заканчивается длинный кольчужный век на Руси. В конце урока учитель подводит учащихся к выводу о том, что в русской истории было много страниц, посвящённых борьбе за честь и свободу Отечества, в которых высвечивались лучшие черты русского народного характера – любовь к Родине, готовность ради неё на любые жертвы, мужество и стойкость.

В ходе урока мы проследили становление методов и приёмов воинского искусства. Многое из того, что происходит в нашей современной истории, пришло из глубины веков, как наследие героических поколений, живших на нашей земле. Как говорится в русских пословицах: "Жить – Родине служить", "Слава русского штыка не померкнет никогда".

7. Закрепление изученного.

В ходе закрепления изученного ребята выполняют задания.

I. Ответьте на вопросы.

1. Одна её часть состояла из "лучших" – бояр и начальных людей, другая – из "молодших" – отроков. Обе подчинялись только князю. О чём идёт речь? (О дружине).

2. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина? (Витязь).

3. Когда в военной истории России опасность представляла … свинья? (В Ледовом побоище, 5апреля 1242г.).

4. Путешественник XVIII в. Ф.Д.Миранда заметил, что русские дают своим военачальникам прозвища в честь … в честь чего же? (В честь места выигранного сражения: Александр Невский, Дмитрий Донской).

5. Какую часть тела древнерусского воина защищала бармица? (шею).

6. Как назывался "бронежилет" времён Александра Невского? (Кольчуга).

7. Как назывался доспех древнерусского воина, представлявший собой кольчужную рубашку без рукавов с металлическими пластинами? (Колонтарь).

8. Какое оружие не изображено на картине В.Васнецова "Богатыри"? (Секира).

9. На Руси боевые бронебойные стрелы изготовлялись из стали или железа и подвергались термической закалке, о чём свидетельствует и их название. Какое? (Стрелы калёные).

10. О чём идёт речь в следующем отрывке – "Ново прибави к ним огненных стрельцов"? (О создании стрелецкого войска).

II. Найдите исторические неточности (рис. 11).

Учитель может предложить классу подготовить к следующему уроку творческую работу (на выбор): "Рассказ участника Куликовской битвы"; "Осада крепости русским войском"; "Герои Древней Руси".

Литература

  1. Новосельцов А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назарова В.Д. "История России с древнейших времён до конца XVIIIв. – М.,2000 г.
  2. Уткина Э.В. "История России". Анализ исторического источника" – М., 2006 г.
  3. "За землю Русскую. Русские воинские повести". – Челябинск, 1994 г.