Яндекс рассказал, на каких языках пишут его программисты. Программирование игр: программы, особенности создания и рекомендации


Яндекс провел опрос своих разработчиков, чтобы выяснить на каких языках программирования они пишут. Об этом сообщается в блоге Яндекса, где говорится следующее:

«Мы спрашивали у наших разработчиков, на чём они пишут, чтобы выяснить - какие языки программирования в Яндексе самые популярные. В опросе приняли участие больше половины разработчиков компании, расклад получился такой:

Многие разработчики используют в работе несколько языков, поэтому мы просили их выбрать один - тот, на котором они пишут больше всего. В лидерах оказались пять языков: C++, JavaScript, Java, Python и Perl. Все эти языки разные, и каждый лучше решает свою задачу. Поэтому они по-разному используются в Яндексе.

C++ - классический язык для больших и сложных систем, где критически важна производительность. На нём обычно пишутся самые важные, базовые компоненты приложений. Например, на C++ написано ядро поиска Яндекса, Браузер и Карты.

На JavaScript в основном пишут интерактивные элементы сайтов, такие как анимация или браузерные игры. Этот язык очень широко используется в браузерах для написания интерфейсов - того, с чем напрямую взаимодействуют пользователи. На JavaScript написаны веб-интерфейсы всех сервисов Яндекса.

Java - это универсальный язык, на котором можно написать любое приложение, будь то игра Flappy Bird или веб-сервер, обрабатывающий миллионы запросов в минуту. Несмотря на название имеет мало общего с JavaScript. Разработка на нём пойдёт быстрее, чем на C++, однако программа может получиться чуть медленнее. Особенности Java позволяют создавать программы, которые работают практически на любом устройстве - от телефона до микроволновки. На Java у нас написаны, например, Маркет и Музыка.

Python - это дружелюбный к программисту язык с простым синтаксисом. С него хорошо начинать изучение программирования. У нас Python широко используется в системном администрировании, но подходит для решения почти любых задач, кроме обработки больших объёмов данных. На Python многое делать проще и быстрее, чем на C++, но программа будет не такой производительной. Это разумный выбор, когда производительность не очень важна или задачу нужно сделать быстро. На Python написана серверная часть Диска, а ещё он используется в Директе, внутренних сервисах и многих других проектах.

Perl был создан для обработки текстов - например, для извлечения фактов из текста. Талисман языка - верблюд, лишённый изящества, но выносливый и эффективный, - точно отражает его особенности. Это лаконичный, но непростой язык, который, однако, хорошо решает свою задачу. В Яндексе его используют, например, для анализа данных в баннерной системе и в разработке серверной части некоторых сервисов - например, Директа.

С точки зрения задачи выбор языка - это поиск равновесия между эффективностью программы, квалификацией программиста и временем, потраченным на работу. Конечно, в реальности всё немного сложнее, поэтому иногда и случаются истории вроде той, с которой мы начали. «Шёл на вакансию C++, взяли на Perl, пишу на Python, а люблю Scala», - такое тоже бывает.

С точки зрения разработчика, выбор языка - это вопрос предпочтений. Кому-то действительно нравится сам язык, кому-то - задачи, которые он решает. Например, одни предпочитают фундаментальные задачи и пишут базу поиска на C++, а другие любят делать то, что видно пользователям, и пишут интерфейсы на JavaScript. Третьи пишут на каком-то языке просто потому, что знают его досконально. А некоторые, наоборот, готовы пробовать новое и участвуют в разных проектах.»

Для начала надо определиться с несколькими вопросами, потому что ответить на вопрос в общей форме "На каком языке писать игру?" невозможно в принципе.

Во-первых, какую игру вы собираетесь писать? Варианты ответа:

    Игру ААА-класса, чтоб убер-графика, убер-эффекты, всё реалистичное, чтоб у игрока челюсть отваливалась от одного скриншота.

    Серединка-наполовинку: полу-инди с полу-убер-графикой.

    Хлам для мобилок и браузеров: геймплей - ничто, монетизация - всё!

    Тру-инди: из графики только пикселизованные монстрики. Вся суть - геймплей!

Во-вторых, кто вы по профессии? Варианты ответа:

    Крутейший специалист по компьютерной графике, доктор по алгебре и дискретной математике, ассемблер - ваш родной язык, шейдеры пишете с закрытыми глазами.

    Простой смертный программист.

    Первый раз видите компьютер вживую. Про языки программирования что-то в последний раз слышали в школе.

В-третьих, кто вы по отношению к игре?

    Шестерёнка в компании.

    Только сейчас задумались о гейм-деве.

Теперь, когда вы держите в уме ответы на эти вопросы, можно заняться разбором вариантов.

*1* Если вы крутейший специалист, то вы не читаете этот вопрос. Пропускаем.

1*1 Если вы заправляете разработкой ААА-игр, то вы тоже не читаете этот вопрос.

**2 Если вы работаете на кого-то, то выбора у вас нет. Ха-ха-ха.

1** Если вы хотите заниматься разработкой игр AAA-класса, то есть некоторый выбор.

13* Если вы простой смертный, решивший приобщиться к разработке самых дорогих игр, то выбора особо нет.

На данный момент практически все игры ААА-класса пишутся на C++, как самом подходящем для этой цели: практически все существующие, актуальные и передовые средства разработки (библиотеки, программы, инструменты) поддерживают C++; это один из немногих языков, который позволяет опускаться так низко к железу, насколько надо (ближе только C); на C++ написано огромное количество кода во многих компаниях, у него огромное наследие - пожалуй, самое огромное из всех языков на данный момент.

Для мелких фиговин, типа скриптов для управления интерфейсом, могут использоваться другие языки - менее шустрые, но которые легко обновлять и писать: Lua и прочие. Обычно они составляют не самую большую часть логики.

Или вы уже разрабатываете, или только собираетесь - выбора у вас нет, C++ надо изучать, если хотите заниматься разработкой всерьёз, а не клепать скриптики.

Есть, конечно, вероятность, что через некоторое время будет создан "убийца плюсов", но пока дела на этом фронте продвигаются неважно. Если вдруг продвинутся, то вы будете об этом знать - всё-таки событие мирового масштаба.

22* Если ваша игра обойдётся без самой совершенной графики, и вы умеете программировать, то у вас уже есть выбор.

Чем меньше у вас сложной логики, тем свободнее выбор языка. Если у вас тьма тьмущая сложных алгоритмов, например, в вашей игре моделируются какие-то сложные процессы, то эти алгоритмы придётся писать на C++. Как вариант, можно посмотреть в сторону функциональных языков, но это на любителя: чем больше языков в программе, тем больше сложностей, особенно когда в команде вы не один.

Если нагрузка на CPU ограничена, то вы можете воспользоваться тем фактом, что CPU - отдельно, GPU - отдельно. Если вы даже из самого медленного языка отправите на отрисовку пучок графических операций, то они отработают быстро, потому что они будут выполняться отдельно от вашего тормозного кода. Сейчас, когда компьютеры стали достаточно быстрыми, часто ресурсов хватает на все дополнительные тормоза, которые возникают из-за управляемого кода (C#, Java и т.д.).

Отдельно надо упомянуть сборку мусора: чем сложнее логика, чем вы придирчевее к частоте кадров, тем менее доступным становится это удобство. Если логика разрастётся, то с большой вероятностью может оказаться, что от сборки мусора вообще придётся отказаться и повсеместно использовать пулы и прочие подобные средства. Дело в том, что сборка мусора, какой бы быстрой она ни была, на данный момент слишком медленная, чтобы не приводить к пропущенным кадрам. Мусор, генерируемый со скорость 60 кадров в секунду, разрастается слишком быстро.

23* Если вы ничего толком не умеете, то писать сложные игры в качестве первой попытки не стоит. Начните с чего-нибудь попроще.

42* Если графика у вас относительно простая, а сложных ресурсоёмких алгоритмов нет, то ваш выбор становится очень широк.

Вы можете писать абсолютно на чём угодно! Игру можно писать на любом интерпретируемом языке, который на порядки медленнее оптимизированого кода на C++. Какая разница, если игрок не заметит?

И чем меньше у вас команда, тем более диким может быть ваш выбор. Если вы в команде единственный программист, то можно писать на любом эзотерическом языке программирования, ведь это никому не помешает, а вы получите от этого истинное удовольствие.

Если у вас есть какая-никакая команда, то лучше всё-таки считаться со мнением окружающих и не использовать языки и инструменты, про которые никто не слышал. Даже если ваша текущая команда знает их, потом может оказаться, что найти замену человеку невозможно. Используйте проверенные временем инструменты, используйте мейнстримовые языки программирования. Может, это и ухудшит производительность труда, но риск оказаться ни с чем будет заметно ниже.

43* Если вы не умеете программировать, то вы на распутье: вам или надо научиться программировать, или воспользоваться более простыми средствами разработки игр.

Пугаться программирования не надо. Кто знает, может, у вас скрытый талант? Есть истории успеха, когда художник, впервые увидивший код, пишет успешную игру практически в одиночку и выигрывает кучу призов.

Но есть и путь проще: движки для игр, предназначенные для непрограммистов. Там вы будете рисовать нужное вам, расставлять свойства, копировать скриптики и смотреть, как оно всё шевелится. Но чем сложнее игра, тем больше нужно кода. Подобные движки часто сильно ограничивают свободу творчества, поэтому выбирайте сами, в каком направлении лучше двигаться.

3** И напоследок: если вы пишете для мобилок и браузеров, то вы имеете уникальную возможность настолько же быстро упираться в аппаратные ограничения, как и игры ААА-класса (которые для мобилок существуют с точки зрения денег, но не с точки зрения результата, но это так, лирическое отступление).

Здесь ваш выбор будет сильно ограничен платформой (или платформами). Для одной платформы "родной" один язык, для другой - другой. Выбор, на чём писать кросс-платформенные игры, невелик. Писать код на управляемых языках придётся немного по-другому, уделяя пристальное внимание сборке мусора. Здесь вы будете убиваться об стенку, чтобы ваша игра нормально работала на всех устройствах.

Так как ни одна платформа не доминирует, то сразу смотрите в сторону кросс-платформенных движков и библиотек. Псевдо-ААА тоже сплошником на нём пишется, и это никого не смущает. Так как разнообразие невелико, то в трёх соснах не заблудитесь.

P.S. Я ещё не рассмотрел тьму тьмущую вещей: для какой платформы вы пишете, как выбирать движок и т.п. Считайте это общим вектором, а не инструкцией по применению.

Получил недавно в очередной раз вопрос, который слышу достаточно часто. Это вопрос про то, что надо знать, чтобы программировать игры.
И решил в этот раз не отвечать частным образом, а написать пост с моим ответом - в следующий раз буду просто давать ссылку на него всем интересующимся.
Обычно вопрос стандартен и банален: хочу делать игры, что изучать?
Но в этот раз вопрос задан в интересной форме, так что, думаю, будет интересно почитать и вопрос и ответ вместе.

Итак, полный вопрос и мой ответ.

Вопрос:

Хочется задать вопрос, которым тебя мучают наверно минимум 2-3 раза в неделю... но он меня мучает не меньше, поэтому все таки задам:)

Коротко:
я хочу делать игры. Какой язык программирования выбрать?:)

Долго:
мне 19 лет, учусь на 2 курсе не программистской специальности в принципе по случайности, о которой теперь немного жалею.
Интерес к играм у меня наверное лет с 3, еще с консолей. И дальше по возрастающей... Потом программирование на паскале, дальше С# уже на первом курсе универа. Но это все лирика, уровень был, как можно догадаться крайне низким.
Год назад мне захотелось понять, смогу ли я "поработать программистом". Выбрал то, что интересовало на тот момент и было попроще - вебдев. Надо сказать, что веб меня увлек, теперь у меня есть довольно раскрученный аккаунт на одной из бирж для таких же code monkeys как и я:) Получил неплохие знания в области, в программировании, прочитал кучу книг...
В общем вроде бы ничего плохого, но недавно все таки понял, что удовольствия от этого никакого. Примитивный (в большинстве случаев), слишком "нишевые" задач, низкая оплата да и сам код - по уровню сложности в среднем это "записки веб дизайнера", а не что-то серьезное. Теперь мне даже кажется, что я впустую потратил почти целый год - графика, физика - это совсем другая область, насколько мне удалось поверхностно ознакомиться, которая требует знаний математики, геометрии. Php, sql, js были по сути бесполезной тратой времени.
Не хочу еще раз так же "промахнуться" - посоветуй, что стоит, а что не стоит изучать? И, если не затруднит, немного аргументов и парочку основных книг. Я понимаю, что направлений в геймдеве море и я задаю слишком общие вопросы, чтобы на них ответить, но всё-таки:)
Сейчас я начал с си++, многие (и ты тоже, по-моему) рекомендуют его для игр. С другой стороны, после твоего ответа о перспективности java и дотнета в интервью я как то начал сомневаться в правильности.
В общем, так как твое мнение мне очень интересно, я надеюсь, что ты посоветуешь мне что-нибудь:)

Ответ:
Действительно, направлений в геймдеве столько, что порекомендовать один язык, казалось бы сложно. Но на самом деле - нет.
Сейчас большинство игр делаются на C++ или C. Так что обычно требуется знание именно этих языков.
В то же время есть целые направления в геймдеве, где C++ вообще неважен - это браузерки и flash-игры. Там уже и опыт web-разработки бы не помешал. Я про эти направления знаю мало, поэтому посоветовать ничего не могу.
Есть еще огромный рынок казуалок, которые можно писать на чем угодно, например, на том же Java или на C#. Языки простые, а наличие бесплатных библиотек типа XNA делает их реально интересными платформами для разработки игр.
Кроме этого, все больше и больше программистов в геймдеве используют только скриптовые языки для работы - Lua, Python, Unreal script:) Они очень просты и специфичны - зависят от проекта. Любому программисту, имхо, изучить такой скрипт-язык под проект - плёвое дело. И, судя по вакансиям "требуется программист-скриптер", можно работать в геймдеве зная только скриптовые языки.

В итоге, я бы посоветовал сначала определиться с конечной целью. Если цель - работать в геймдеве, то стоит изучить C++ и потратить полгода-год на написание собственных маленьких игр. Хотя бы тетрисов, змеек, пятнашек и т.п. Это даст вам опыт разработки и завершения проектов, пусть и небольших. Вы изучите хоть какой-то набор базовых алгоритмов. А также наличие таких проектиков - это большой плюс на собеседовании.
Если ваша цель - создать игру-шедевр в одиночку или с минимальной командой, то изучайте flash или C# с XNA в зависимости от типа игры.
Кроме того, какой бы язык и направление вы не выбрали - регистрируйтесь и начинайте читать все профессиональные сайты, чтобы быть в курсе дел индустрии. Также на всех этих сайтах полно статей и профессиональных постов, которые позволят вам избежать многих граблей и велосипедов.
Вот несколько таких сайтов навскидку.

Как программировать игры, если вы ничего об этом не знаете, - этапы, инструменты, языки и все, о чем нужно подумать перед началом разработки.

Многие люди (и я в их числе) хотят научиться программированию, чтобы создавать игры. В начале это может показаться дико сложным, потому что ты еще не знаешь, как реализовать свою грандиозную идею. А первые идеи всегда грандиозные.

Поэтому ты идешь в гугл и начинаешь изучать все статьи и ролики по теме. Выведя на экран первое «Hello, world!», решаешь, что все очень просто. Но чем глубже погружаешься в это, тем сильнее хочется рвать волосы на голове.

Не переживайте! Главное - в самом начале узнать, что нас ждет, чтобы потом не свернуть на полпути, пройти все этапы и начать продавать игру!

С чего начать разработку игры

Надеюсь, что вы уже придумали, какой будет игра, разработали концепт и сделали несколько эскизов. Теперь настало время реализовать свои задумки. Есть несколько вариантов, как это сделать:

  • Написать все с нуля - сложный способ, но лучше начать с него, чтобы разобраться с языками.
  • Использовать движки - способ полегче. Даже новичок, вооружившись мануалами из интернета, может создать интересную игру на одной из популярных платформ.
  • Заготовки - можно скачать готовую заготовку игры, в которой достаточно будет поменять текстуры, чтобы выдать ее за свою.

Все три способа подразумевают под собой какое-никакое программирование, так что знать хотя бы основы вам точно придется.

Языки программирования

Создать игру можно на любом языке, от Python и C до Pascal и Java. От выбора зависит то, сколько времени уйдет на игру и для какой платформы будет релиз. Также язык влияет на производительность, хотя навыки программиста тоже очень важны.

На C++, например, можно писать для любой платформы, а вот PHP или JavaScript больше подойдут для браузерных игр. Если же вы собираетесь использовать один из популярных движков, то лучше изучать C#, потому что он часто используется ими для прописывания скриптов.

Главное - не недооценивать языки. В движке Unity можно писать и на JavaScript, а Minecraft был написан на Java.

Движки для создания игр

Среди современных можно выделить:

Crysis, Far Cry, Sniper II: Ghost Warrior.

Gears of War 4, Deadpool, Mortal Kombat X, Tekken7

Outlast, Assassin’s Creed: Identity, Temple Run, Deus Ex: The Fall.

Большой популярностью пользуется Unity , потому что он позволяет создавать как 2D- , так и 3D-игры. Также можно работать с разными платформами и языками. Еще на нем создается большинство мобильных игр и инди. Он бесплатный, но если вы зарабатываете на своих играх больше100 000 долларов в год, то придется делиться ими с разработчиками Unity.

Как строится игровой код

Допустим, вы выбрали язык, движок, придумали концепт игры. Что дальше?

Нужно продумать всё от и до. В зависимости от выбранного вами пути (чистый язык или использование движка) будет отличаться и то, что вас ждет на разных этапах разработки.

Если вы решили делать все своими силами, то на ваши плечи ляжет работа над физикой, механикой, графикой, искусственным интеллектом и балансом. Если выбрали движок - можно вздохнуть спокойно.

Физика

Физика - это то, как мир игры реагирует на действия игрока или объектов, находящихся внутри него. Вот какие могут быть физические действия:

  • ходьба;
  • езда;
  • прыжки;
  • удары;
  • выстрелы;
  • падение предметов и так далее.

Если вы пишете сами, то для обычного прыжка вам придется:

  • проверить, находится ли игрок на земле;
  • менять координату Y, чтобы игрок поднимался вверх;
  • закончить подъем через какое-то время;
  • начать и продолжать падение до тех пор, пока под ногами игрока не окажется земля.

Не говоря уже о том, что нужно работать над анимацией всего этого.

function jump () {
If (gamer.jumpTimer >= 1 ) {
gamer.y++ ;
gamer.jumpTimer -- ;
} else {
If (gamer.y >= ground.y) {
gamer.y-- ;
}
}
}

В движках же уже прописана физика, и вам нужно только подогнать ее под свои нужды. Для примера, если вы поместите в рабочую область Unity объект и укажете, что для него нужно использовать физику, то при запуске игры объект упадет. И для этого не придется писать код вообще - все уже предусмотрено.

Механика

Игровая механика - это то, какими способами игрок взаимодействует с миром. Совокупность игровых механик составляет игровой процесс. Например, вы уже реализовали возможность ходьбы и прыжков. Пока игру можно отнести к платформерам.

А вот если вы добавите механику получения очков опыта, повышения уровней, прокачки навыков - игра уже станет походить на RPG. Механика - такая же важная составляющая игры, как и сюжет, графика, баланс и так далее.

Давайте возьмем еще один пример: вы написали сценарий к игре, в которой нужно сбежать из тюрьмы. Даже если игра будет самой линейной в мире, игровая механика может все изменить:

  • если добавить стрельбу, то это будет экшн;
  • если игрок будет безоружен - стелс;
  • если еще и замки нужно будет взламывать, то это уже головоломка или пазл.

Будучи программистом, придется много времени уделять механике.

Графика

Раньше в играх графика рисовалась с помощью программного кода, потом придумали текстуры и спрайты, для 3D-игр используются модели. Подготовив все текстуры и модели, нужно добавить их в игру.

В движке достаточно просто загрузить нужные файлы и прикрепить их к нужным моделям. Иначе нужно будет прописывать все вручную, в том числе и анимацию.

Пример анимации двумерного персонажа

Для анимации двумерных объектов создается текстура по типу той, что на изображении выше. Она разбивается на равные части, которые сменяют друг друга. То есть игрок сначала видит только первый кадр, который потом сменяется на второй, а затем на третий - это создает иллюзию движения.

Анимация в действии

Если же использовать трехмерную модель, то используется скелетная анимация - модель как бы нанизывается на специальный каркас (скелет) с подвижными частями. Движение этих частей прописывается в коде.

На скриншоте видно, как персонаж сгибает руку в местах с точками (вершинами). Таких точек может быть очень много, если требуется сложная анимация - жесты, мимика и так далее.

Работать с такой анимацией можно, прописывая точки координат или захватывая движения реального актера. Первый способ сложный, но дешевый, потому что от программиста требуется только прописать движения - сдвинуть точку A1 на координаты (50,240). Второй проще, потому что достаточно одеть актеров в специальные костюмы с маячками, отснять это и перенести в игру. Но тут, конечно, придется оплатить костюмы, павильон, работу операторов, постановщиков и актеров.

Баланс

Чтобы играть было интересно, нужен баланс. Это значит, что у каждого противника должны быть сильные и слабые стороны. Так геймплей не превратится в убийство младенцев или 10-часовые перестрелки с боссом.

Например, если в шутере есть оружие с большим уроном, у него должна быть долгая перезарядка. Если урон маленький, перезарядка может быть быстрой. У бронированных врагов малая подвижность, а шустрые противники умирают с нескольких ударов или выстрелов.

Искусственный интеллект

Если геймплей предусматривает взаимодействие с NPC, то им нужно прописать модели поведения: реакцию на действия игрока, агрессивность, возможность вести диалоги или торговать.

Работа с ИИ - одна из самых сложных, потому что нужно учитывать множество ситуаций, для которых нужно прописать реакцию. Например, когда вы пытаетесь пройти в дверь, ваш компаньон обязательно должен преградить вам путь, чтобы жизнь малиной не казалась.

На какие платформы ориентироваться

Разобравшись с тем, как все будет устроено в игре, можно приступать к непосредственной разработке. Но для того, чтобы проект был коммерчески успешен, нужно знать популярные платформы. Всего можно выделить четыре:

  1. Персональные компьютеры.
  2. Приставки.
  3. Мобильные устройства.
  4. Браузер.

У каждой из этих платформ своя аудитория с вполне конкретными предпочтениями. На мобильных устройствах предпочитают головоломки (2048, 94%, Cut the Rope), аркады (Subway Surf, Temple Run, Angry Birds) и казуалы (Talking Cat Tom, Kitty Kate Baby Care, Hair Stylist Fashion Salon) .

На компьютерах можно играть в MMORPG (Lineage II, World of Warcraft, Skyrim) или шутеры (Battlefield, Call of Duty, Counter-Strike) . Приставки подходят для гонок (Need for Speed, Blur, Burnout Paradise) , приключенческих игр (Assassin’s Creed, Portal, The Walking Dead) и так далее. В браузерах собирают пазлы и строят фермы.

Конечно, можно сделать и головоломку для PS4, и гонку для браузера - никто никого не ограничивает.

Заключение

Будьте готовы к тому, что ваша первая игра не станет шедевром. Скорее всего, получится что-то вроде этого:

Вам нужен браузер с поддержкой HTML5 и JavaScript!

Управлять игрой можно мышью, клавиатурой или сенсорным экраном телефона.

Мышью:

Зажмите экран и водите курсором:

Левее корабля - влево

Правее корабля - вправо

Вверх - стрелять

На мобильных устройствах достаточно нажать влево, вверх или вправо.

Клавиатура:

Стрелка влево - влево

Стрелка вправо - вправо

Ctrl или Cmd - Стрелять (edited)

Но не расстраивайтесь, потому что такие проекты отлично подходят для обучения. Попробуйте поиграть, и вы увидите, что в игре есть простой, но действенный искусственный интеллект, баланс, графика, которая взорвала бы мозг игроков в семидесятых, очевидные механики и простой геймплей.

Подтяните свои навыки в программировании, чтобы научиться создавать игры, изучите современный язык, который часто используется разработчиками, и выпустите свой первый проект.

Что должны учитывать будущие разработчики игр? С какого языка начать обучение? К чему стремиться? На кого равняться? И что необходимо сделать в первую очередь?

Большинство любителей рок-музыки рано или поздно берут в руки гитару. Фанаты спорта страстно мечтают о выходе на футбольное поле, баскетбольную площадку или теннисный корт. Ну а те, кто совершил сотни угонов в GTA, провел десятки часов в компьютерных клубах за Counter-Strike или достиг немалых успехов в MMORPG, наверняка задумываются о карьере разработчика игр.

Проблема в том, что данному направлению обучают в считанных учебных заведениях. Посему большинство разработчиков игр – самоучки, некогда сами составившие учебную программу. Но какие нюансы они учитывали? С чего начинали и к чему стремились? Какой язык учили в первую очередь? На эти и другие актуальные вопросы мы и постарались ответить.

К чему стремиться?

Перед походом в магазин вы составляете список покупок (хотя бы в голове). Перед поездкой в другой конец города – прокладываете маршрут. Ну а перед тем, как обучаться разработке игр, целесообразно задаться вопросом: чем именно вы хотите заниматься? Создавать мобильные приложения или браузерные игры? Трудиться в крупной компании или маленькой? Профессионально заниматься разработкой игр или посвящать этому свободное от работы время? И если первое, то что интересует вас больше: создание интерфейса, отшлифовка геймплея или написание скриптов?

Правильная постановка цели поможет сэкономить уйму времени и сил. Кроме того, позволит достичь конечного пункта кратчайшим путем. Без риска сойти с дороги или угодить в болото.

Какой язык учить?

Кроме того, от цели зависит и ответ на животрепещущий вопрос: с какого языка программирования стоит начинать?

Так, будущим разработчикам игр вроде Minecraft и мобильных приложений под Android стоит обратить пристальное внимание на Java. Для начала советуем пройти интенсив , тем более, что это бесплатно. Тем, кто заглядывается в сторону iOS – на Objective-C. Для браузерных игр порой хватает знания Ruby-On-Rails. Для совсем маленьких и простых временами достаточно HTML. В производстве Flash-игр используется ActionScript, а для написания скриптов любой сложности вам понадобится JavaScript или, возможно, не столь распространенная Lua. Для создания же небольших консольных игр требуется знание C#.

Что до наиболее крупнобюджетных игр (так называемого класса AAA), то большинство из них оснащены своим или заимствованным у коллег "движком". Нередко, впрочем, весь "движок" или его большая часть написана на C++. Именно этот язык использовался при создании множества известных "игрушек" – от Doom 3 и Call Of Duty до FIFA и The Sims. В то время как классика вроде Quake была написана на C.

Впрочем, в освоении C++ есть и загвоздка – чрезмерная сложность. Недаром ведь говорят, что браться за C++, не зная других языков, – все равно, что начинать изучение математики с линейных уравнений.

Достаточно ли одного языка?

Одна из прелестей программирования – возможность постоянного саморазвития. В разработке же игр (особенно крупных) самосовершенствование, в том числе изучение как можно большего количества языков, – не прихоть, а жизненная необходимость. Так, опытные разработчики, трудящиеся на благо гигантов игровой индустрии, нередко сталкиваются с необходимостью поочередно писать на 7-8 языках. При этом, помимо вышеуказанных языков, им приходится изучать, к примеру, Python либо и вовсе SQL (как вы понимаете, для создания баз данных).

Поэтому, если вы решили связать судьбу с производством крупных игр, будьте готовы стать "полиглотом". Кроме того, чем больше языков вы освоите, тем более интересные и разнообразные задачи перед вами поставят. Ну и, конечно, шансы на получение работы мечты заметно возрастут.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Перед тем, как совершить кругосветное путешествие, нужно научиться ходить. Ну а перед серьезным игровым проектом необходимо попробовать силы в чем-то менее значимом.

Практически все опытные разработчики вне зависимости от регалий и таланта начинали с небольших приложений: настольных игр, вариаций известных "игрушек", простеньких "флэшек". Тогда они не думали о крупных выставках вроде E3, а накапливали бесценный опыт. Почему бы не последовать их примеру? При этом не обязательно писать архисложный код. Для дебюта достаточно использования специальных программ для создания игр (к примеру, Game Maker). Ведь даже благодаря несложному инструментарию вы значительно облегчите себе жизнь. Во-первых, в миниатюре поймете логику и структуру практически любого игрового приложения. Во-вторых, набьете шишки, которые заживут во время перехода к серьезным проектам. Наконец, в-третьих, обогатите портфолио. Ведь даже простая "игрушка" требует массу времени, терпения и творчества для выдумки концепции, написании кода и устранения багов. Кроме того, показывает, что с производством игр вы знакомы не только в сухой теории.

Что брать за ориентир?

Тот, кто мечтает стать писателем, прочитает сотни книг перед тем, как напишет хотя бы одно слово. Мастера игры на фортепиано на зубок знают лучшие произведения Штрауса, Шопена и Бетховена. Известные же художники перед крупными выставками наизусть заучивали историю искусств.

В разработке игр действует тот же принцип. Вы не сможете развиваться в вакууме. Поэтому играйте, вдохновляйтесь мастерами и, как губка, впитываете лучшее. При этом старайтесь смотреть на приложения не глазами "геймера", а взором разработчика. Иными словами: транспонируйте игру. Задумайтесь, почему в данный момент времени "бот" побежал налево, а не назад? Из-за каких факторов меняется сила и точность удара в спортивном симуляторе? Как создать "эффект усталости" при долгом беге персонажа? Как сделать так, чтобы во время дождя игрок слышал звук капель, а не свиной визг? В общем, проникайте в суть. Постарайтесь воссоздать в голове алгоритмы, с которыми сталкиваетесь во время игры. Поверьте, подобный конструктивный подход поможет вам в будущей нелегкой, но чертовски увлекательной карьере разработчика игр.