Поиграем, чтобы дорога не была скучной. Игры в дороге

Приветствую вас, дорогие читатели! Вы в первый раз собрались в отпуск с ребёнком и не знаете, что он будет делать во время переезда? Или едете в составе сопровождающей группы в и пока не представляете, как убить время в поезде, чтобы детям было нескучно и интересно? Или Вы уже довольно часто проводите отпуск с детьми, но каждый раз вопрос всё тот же: чем занять детей в дороге, чтобы «и овцы целы, и волки сыты»?

«Сейчас много различных девайсов, — скажете вы, — достаточно включить мультик, и о ребёнке можно забыть на час или два, а иногда и более, пока не сядет батарея». Согласна, есть такой выход из ситуации. И всё-таки может нам поберечь зрение наших детей, ведь они итак напрягают свои глаза в течение всего учебного года в школе, да и дома тоже, сидя за компьютером. Давайте попробуем вспомнить из нашего детства, чем в поезде или в автобусе занимались мы, ведь в наше время не было электронных развлечений. Предлагаю обсудить, какие можно использовать игры в дороге для детей.

План урока:

Словесные игры для детей

Игры «в слова» — самые удобные для использования в поездке, так как нет необходимости в дополнительных атрибутах. Тему можно придумывать самим, так как всё вокруг мы описываем при помощи слов. Это могут быть любимые ранее «Города», а также «Животные», «Растения» и многие другие, когда игроки говорят названия на последнюю букву сказанного перед ними слова. Такие игры развивают мышление и расширяют словарный запас.

Еще одним вариантом словесной игры может стать развивающие лексический уровень ребёнка поиски синонимов и антонимов из серии «красивый — привлекательный» и «холодно — горячо».

Играть в игры со словами могут дети, начиная уже с 7 лет, и здесь нет возрастных ограничений, ведь тематику для интеллектуального соревнования можно выбрать любую.

Голосовые игры

«Вырабатываем командный голос» и развиваем творческую составляющую. К таким играм относятся различные песенные состязания. Конечно, они не очень подходят для автобусов и в поездках в поезде семьей, когда рядом присутствуют другие пассажиры. Но вот в личной машине или при групповой поездке в лагерь очень даже уместны. Обычно для таких голосовых состязаний задают тему (или слово), на которую предлагается вспоминать различные музыкальные произведения. Кто последний спел, тот и победитель. Веселое настроение будет обеспечено. Принимать участие в музыкальных играх могут дети и 8, и 10, и 15 лет. Да и взрослые зачастую не прочь поразвлечься!

Еще одной игрой, развивающей актёрское мастерство наших детей, является так называемая «Говори, как я!», когда ребёнку или нескольким детям предлагается повторить заданное слово с различной интонацией и в разной манере. Вы даже не представляете, насколько артистичны могут быть наши дети! Можно фантазировать, и предлагать не только слова, но и фразы, стихи и скороговорки, тем самым тренируя память и речевой аппарат.

Игры на бумаге

Пройденный этап нашей школьной жизни: почти в каждой тетрадке можно было найти изрисованный точками, цифрами, взрывами квадрат. А мальчишки-озорники прямо на уроках, пока не видит педагог, громили на листках в клетку своих одноклассников. Помните? Предлагаю передать бесценный опыт своим детям. Пара карандашей и листочек в клетку – всё, что нужно.

Всем известные «крестики-нолики», «танчики» и «морской бой», требующие от игроков логики и тактики, или «виселица» и «балда», для которых необходим багаж знаний – выбирайте, что бы вам и вашему ребёнку сегодня хотелось, чтобы скоротать время.

Играть в такие игры могут разновозрастные дети. Правда, подходят они всё-таки больше для поездки в поезде, так как там есть столик, где можно удобно расположиться и не так качает, как в машине или автобусе. Хотя человек ко всему приспосабливается, было бы желание.

Веселая пятерка игр

Из всего многообразия различных игр я выбрала свою топ-пятёрку. Возможно, в неё входят и ваши развлечения тоже.

  1. «Рисунок на память». Играть могут несколько человек, понадобится листок бумаги и фломастеры или карандаши. Первый игрок рисует на листе голову. Она может принадлежать человеку, животному, сказочному герою и даже монстру. Единственное условие – чтобы остальные игроки не видели, чья это голова, поэтому от любопытных глаз закрываемся ладошкой. Затем первый игрок подворачивает листок бумаги так, чтобы следующему участнику не было видно рисунка, а только граница, откуда продолжать – окончание уже нарисованной части.
    Второй и последующий игроки по очереди по таким же правилам рисуют остальные элементы. Какие они выйдут, кому будут принадлежать — зависит от фантазии участников рисования. Как правило, получившееся в результате существо оказывается очень забавным. По окончании процесса можно всем вместе придумать ему имя и использовать или в виде приза для победителя в других соревнованиях, или в качестве домашнего «питомца», приносящего в дом удачу, или как трофей-символ для отряда в лагере на предстоящую смену.
  2. «Ладошки». Играть в такую игру могут не только младшие школьники, кому за 7 лет, но и малыши меньшего возраста, уже знакомые с цифрами. Нам понадобится два листка в клетку, по одному на каждого игрока, на которых необходимо обвести абсолютно одинаковые ладошки. Внутри каждой ладошки в произвольном порядке рисуются цифры от 1 до…как договоритесь.
    Первый игрок задаёт число, которое необходим найти в своей ладошке, и пока второй его ищет, на своё листке бумаги за контуром ладошки заполняет клетки крестиками. В следующий ход они меняются местами, цифру для поиска загадывает и второй, и он же заполняет своё чистое поле. Выигрывает тот, кто быстрее зарисует крестиками свой листочек вокруг ладошки. Игра научит ориентироваться в цифрах и концентрировать внимание.
  3. «Виселица». Немножко не очень гуманная по своему названию игра, однако ни в наше время, ни сейчас обычно не вызывала плохих ассоциаций, «подвесить» друг друга желали все. Суть её сводится к отгадыванию задуманного слова за определённое количество ходов. У загаданного слова пишется первая и последняя буквы, а вместо остальных ставятся прочерки. Игрок называет букву, и если она есть в слове, то её вписывают вместо прочерка. Если же буквы нет, её пишут рядом со словом как сказанную, и начинают рисовать виселицу.
    Сначала вертикальную линию, потом при следующем промахе – горизонтальную, чтобы получилась «Г», потом следует верёвочка, голова, туловище, ножки, ручки. Если слово не отгадано, а тебя «повесили», то ты проиграл. Слова могут быть загаданы разные, но обычно в таких играх начинают участвовать дети от 8-9 лет, когда уже знакомы с грамотой русского языка. В противном случае малыши очень обижаются, когда его букву «А» не принимают в слове «моряк».
  4. «Морской бой». Любите ли вы морской бой так, как люблю его я? Играли все и повсюду. Напомню, нужны два листка в клетку, на которых рисуют квадраты 10*10. По горизонтальной и вертикальной сторонам клетки нумеруются цифрами и отмечаются буквами, чтобы на их пересечении можно было назвать нужную клетку. Каждый игрок в одном своём квадрате располагает корабли в любой последовательности, палуба соответствует одной клетке.
    Всего 4 однопалубных, 3 двухпалубных корабля, 2 – с тремя палубами и 1 четырёхпалубный. При расстановке нужно оставлять между объектами пустые клетки, рисовать вплотную нельзя. Другой квадрат предназначен для отметок, куда игрок целился и какие корабли противника уничтожил, чтобы по забывчивости не повторять одни и те же шаги. Цель – взорвать все объекты соперника, для чего называют координаты, например «5г». В случае попадания говорят «ранил», если клетки у корабля еще остались, или «убил», если объект уничтожен полностью. Стрельбу продолжает попавший, а при промахе ход переходит к другому участнику. В «морской бой» обычно начинают играть дети лет 9-10.
  5. Ассоциации. Эта игра . Ведущий загадывает слово, а игроки путем наводящих вопросов должны отгадать, что это или кто это.
    Поверьте, зачастую загадку ребёнка отгадать достаточно непросто! Такие задачи научат ваших детей правильно формулировать вопросы, чтобы получать на них необходимые ответы.

Конечно, список игр для дороги может быть нескончаемым.

А ведь есть еще и настольные игры, которые сделают поездку супер-интересной, о них я писала .

На этом видео еще четыре интересных игры, о которых не было упомянуто в статье, а также подробнее об игре виселица.

А какие игры знаете вы? Делитесь информацией в комментариях и ссылкой на статью в социальных сетях, давайте играть вместе!

Нескучных вам поездок!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Мария Костюченко , её автор, сделала для нас большой обзор Игры в дорогу , ведь уже совсем близко время путешествий и поездок, и сегодня мы поговорим о том, во что можно поиграть в дороге.

Скоро лето! Все мы собираемся в отпуска и мечтаем поехать с детками на дачу или на море — а лучше, конечно, успеть побывать везде и не один раз.

Любая наша поездка связана с дорогой: в машине, автобусе, поезде или самолёте. И мы каждый раз ломаем голову: а чем увлечь ребёнка во время поездки в транспорте, во что он может поиграть в дороге?

Если вы подготовите подходящие игры в дорогу, то уменьшите число родительских забот, которых в дороге предостаточно, буквально в разы. Сегодня мы попытаемся дать несколько подсказок, которые помогут вам превратить дорогу в увлекательную игру. Все картинки открываются по клику!

Старый поднос, на помощь!

Начнём с поездок на машине. В чём основная проблема настольных игр в машине? Всё рассыпается, падает и закатывается под сиденье. Автор блога So you think you’re crafty нашла решение этой проблемы. Всё, что вам необходимо – это старый металлический поднос (поле для игры) и элементы игры на магнитах. Посмотрите варианты! Напомним: все картинки кликабельны.

Кармашки с интересностями

Есть в машине и ещё одна проблема: как хранить игрушки, чтобы они всегда были под рукой, и ребёнок мог взять их сам, если мама, например, сидит за рулём, а малыш находится в кресле один. Авторы сайта Martha Stewart нашли решение и этой проблемы. Посмотрите, какие удобные и многофункциональные кармашки вы можете повесить на сиденье перед ребёнком или рядом с ним.

Я за рулём!

Каждый ребёнок мечтает оказаться на меcте водителя транспортного средства. 🙂 И не важно, едет ли он в машине или летит на самолёте — он будет представлять себя у «штурвала». Конечно, есть отличные игрушки в виде руля с множеством кнопочек и мигалочек, которые можно купить в любом магазине игрушек, но они так громко и беспощадно звенят и гудят… Зато посмотрите, какой прекрасный руль, он же штурвал, он же пульт управления поездом вы можете создать для своего ребёнка сами.

Кукольный домик

Если же вы везёте в путешествие маленькую принцессу, которая очень любит кукольные домики и игры в дочки-матери, и не готова сидеть без дела несколько часов во время поездки, то предлагаю вам воспользоваться идеей Laura Bray и создать маленький, но очень симпатичный домик для вашей принцессы в дорогу.

Органайзер рисовальщика

Если же у вас в семье растет настоящий художник, для которого расставание с красками и карандашами не представляется возможным, то предлагаю порадовать его компактной папкой для творчества в дорогу. Вы можете воспользоваться мастер-классом от Жени Ясной и сделать такую папочку из коробки из-под CD-диска или сшить небольшую тканевую папку со сменным блокнотом. О том, как это сделать , я рассказывала в на страницах своего блога «Учимся играя».

Вот вы поиграли, порисовали, и ребёнок захотел новых впечатлений и сюрпризов. Где же их взять в дороге? Вот именно для такого момента пригодится следующая идея, которая очень легка в исполнении, но дети получат массу восторга и положительных эмоций.

Сказка с хлопком

Суть игры заключается в том, что вы выдаете ребёнку пленку с лопающимися пупырышками, и ребёнок должен их лопнуть, чтобы получился такой звук-щелчок. Но просто лопать не так уж интересно и может быстро надоесть. Поэтому автор блога Apartment therapy предлагает нам добавить картинок в эту игру! И тогда можно лопать определённые картинки или придумывать истории с картинками и лопать их по мере сочинения своей сказки.

Есть ещё несколько вариантов отличных игр в дорогу, которые не только заинтересуют ребёнка надолго, но и помогут ему в тренировке его пальчиков и развития речи и фантазии.

Мешочек-лабиринт

Контейнер-непотеряйка

И, напоследок, ещё одна отличная идея. В этом контейнере могут найти приют любые маленькие штучки для игр, которые обычно любят теряться, разбегаться, и потому традиционно как игры в дорогу просто не рассматриваются.

Контейнер-непотеряйка — отличный выход. К тому же сам контейнер не так-то просто потерять, и ему труднее куда-либо закатиться, чем кубику, монетке или пуговице.

Надеюсь, теперь ваш выбор того, во что поиграть в дороге, ещё несколько расширился. 🙂 Между прочим, в рубрике «Развивай-ка!» есть ещё одна копилка по теме И гры в дорогу — статья , написанная по материалам сайта «Это интересно!» Taтьяны Tavika. А если у вас есть свои интересные находки — пожалуйста, поделитесь ими в комментариях!

Лёгких вам и незабываемых путешествий!

Поскольку в дороге могут очень даже пригодиться электронные устройства с полезными детскими играми, рекомендуем почитать: , .

На дорожку: игры в машине, самолете и поезде familyr_school wrote in June 9th, 2012

«Мы едем, едем, едем!» - все хорошо в этой песенке, особенно радужное настроение путешествующих животных и детей. В жизни, к сожалению, все не так весело. Поездки с малышами, какой бы замечательной не была цель путешествия, бывают утомительны - то пробки, то очередь в аэропорту, на границе. Часами сидеть сиднем маленьким непоседам одинаково тяжело на заднем сидении хорошего автомобиля, в кресле самого быстрого самолета и в купе лучшего поезда. Скоротать время и развлечь малыша помогут дорожные игры и забавы, в комплекте с «волшебным чемоданчиком».

Мой глаз - алмаз

В эту игру можно играть в поезде и машине, в аэропорту во время ожидания рейса. Сначала выбираем цвет предметов, которые будем искать, например, красный. И начинаем игру: мой глаз - алмаз видит красную… машину. Мой глаз - алмаз видит красное яблоко. Мой глаза - алмаз видит красную шляпу. Искать можно круглые, полосатые вещи.

Я возьму с собой

Это немного усложненная версия «Мой глаз - алмаз». Представьте, что вы отправляетесь в путешествие и берете с собой в чемодан какие-то вещи. Придумайте правило, согласно которому вы будете брать только… зеленые предметы. Затем вы говорите: «Отправляясь в дорогу, я возьму с собой... лягушку». Этот предмет должен соответствовать задуманному правилу. Дети спрашивают, можно ли взять с собой апельсин? Апельсин не зеленый, следовательно, нельзя. Можно ли взять с собой огурец? Вы отвечаете: "Можно" (так как огурец - зеленый). Побеждает тот, кто сумеет разгадать правило.

Правила могут быть как простыми (например, то, что умещается в портфель, все круглое, мягкие вещи), так и сложными. К примеру, ваше имя и все предметы начинаются на одну букву. Или все слова иностранного происхождения.

Слова

Играть в города - самую распространенную версию этой забавы - мы все умеем. Суть игры в слова такая же: придумывать слова, продолжая цепочку. Первый игрок называет любое слово, например, РЫБА, следующий игрок должен придумать свое слово на последнюю букву слова РЫБА, то есть на А. Например, арбуз. Ход переходит к следующему, который должен придумать слово на «З». В результате, получаются вот такие цепочки: ЗОЛА - АЗБУКА - АЛФАВИТ - ТЕЛЬНЯШКА - АНТЕННА и т.д.

Очень понятная и простая, уверенно в слова играют младшие школьники, дошкольники же могут активно участвовать, при условии, что вы введете правило нескольких подсказок. Малыши, которые еще не умеют читать, нередко придумывают слово на А - абезьяна. Задача взрослого - вовремя поправить, ненавязчиво объясняя правила. Говорим «абезьяна», а пишем «обезьяна». Когда ребенок долго придумывает слово, чтобы не тормозить игру, начните медленно считать до 10. Если слово так и не пришло на ум, игрок пропускает ход.

В ходе игры возникает достаточно много интересных ситуаций, когда можно поспорить, обсудить что-то, увидеть закономерность: например, что часто слова заканчиваются на А, на О. К этой ситуации можно подготовиться и придумать как можно больше слов на эти «хитрые» гласные.

Растение, животное, минерал

Помните, как Лев из известного произведения Льюиса Кэрролла пытался категоризировать Алису? «Кто ты: растение, животное или минерал?». Так и мы частенько играли в эту занимательную «угадай-ку», наматывая километры по разным городам и весям. Правила игры такие: ведущий загадывает какое-нибудь животное, растение или минерал. Задача остальных - задавая вопросы, угадать, что это такое? Надо заметить, что умение задавать вопросы сторонники ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач) считают очень важным навыком для развития ребенка. На первых порах в подобных играх требуется активное участие взрослых.

Вот один из сценариев нашей игры «растение, животное, минерал». 9-летний ребенок загадал нам очень непростую загадку.

Это растение, животное или минерал?

Это животное.

Это млекопитающее?

У него четыре лапы.

Нет. Но есть конечности.

У него есть шерсть?

И да, и нет.

Он живет в норах?

Это домашнее животное?

И да, и нет.

Это дикое животное?

И да, и нет.

Оно умеет летать?

Оно ползает?

У него развитый мозг?

Это человек!

Вот такая получилась загадка Сфинкса.

Хорошо-плохо

Вместе с ребенком придумайте, о чем вы хотите поговорить - какое-нибудь событие или явление. Например, идет дождь. Что в этом хорошего? Растения получают влагу. Не надо поливать огород. Можно похлюпать в сапогах по лужам. Не надо мыть машину. Можно увидеть радугу. Можно помыться самому под летним дождем. Под дождем растут грибы. Когда все хорошие варианты исчерпаны, переходим к поиску плохих последствий. Идет дождь. Не погуляешь, слишком мокро и холодно, наводнения, урожай пропадает на полях, когда дождь идет слишком долго, можно промокнуть и простудиться, животные прячутся, им холодно и не увидишь их. Эта игра учит смотреть на события с разных точек зрения.

Снежный ком

Вы говорите любое слово, которое пришло вам в голову. Малыш повторяет ваше слово и придумывает свое. Вы повторяете первые два слова, добавляя новое слово. Так слова нарастают как снежный ком. Если часто тренироваться, играя, можно повторить за раз больше 20 слов. Очень полезное занятие для малышей, так как развивает память и внимание. Интересно также играть в «снежный ком» с сюжетом:

Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает ребенок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

Я пакую чемодан

"Я пакую чемодан, - говорите вы, - И кладу зубную щетку, носки, зеркало, расческу"... Попросите малыша повторить все, что вы положили в чемодан. Если ребенок вспомнил все, что вы положили, пусть тоже добавит чего-нибудь от себя. Эта игра напоминает «снежный ком», но тематически связана с дорогой.

Розы - морозы

К любому слову необходимо придумать рифмующее слово. Например, вы говорите: палка. Ребенок - галка или скалка.

Кочерга

Очень смешная игра, особенно среди дошкольников. Попросите ребенка выбрать себе имя из кухонных принадлежностей: кочерга, тарелка, вилка, ножик. Теперь скажите, что вы будете задавать вопросы, и на все вопросы надо отвечать «Кочерга». Предупредите, что смеяться нельзя (хотя это вряд ли).

Как зовут?
- Кочерга.

Кочерга.

На носу у тебя что?

Кочерга.

А питаешься чем?

Кочергой.

А бабушка с дедушкой у тебя кто?

Кочерги.

Числа

В детстве мы считали столбы, переезды, ворон. Можно вместе считать всех бородатых мужчин, всех собак, всех кошек, грузовиков.

Номерные таблички

В эту игру мы играем в машине. Я выбираю какой-нибудь объект, который видно издалека - например, дерево или дорожный знак. Все пассажиры закрывают глаза, и когда, по их мнению, мы проезжаем дерево, они выкрикивают «здесь!». Кто оказался ближе всех, выигрывает.

Вам барыня прислала сто рублей

В эту игру можно играть везде, всегда и при любой погоде. Суть игры в том, что ведущий задает вопросы. Отвечая на вопросы, нельзя говорить "да", нельзя говорить "нет", нельзя выбирать черное или белое. Вам нужно запомнить присказку:

«Вам барыня прислала сто рублей,

Что хотите - то купите,

Черный - белый не берите,

"Да" и "нет" не говорите.

Вы поедете на бал?»

«Да!» - радостно кричит малыш. И… игра начинается сначала.

Еще одна версия считалочки:

« Вам барышня прислала кусочек одеяла

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черно с белым не носить.

Вы поедете на бал?»

В этой версии, отвечая на вопросы, нельзя смеяться.

Игровая аптечка

С собой в дороге, неплохо бы иметь волшебный чемоданчик или игровую аптечку, в которую вы положите все необходимые предметы, чтобы ребенок был счастлив, а вы спокойны:

1.Бумага (блокноты, тетрадки, альбомы). Это универсальный способ занять время: бумага хороша для рисования, для игр, для записывания детских впечатлений и историй, для оригами.

2.Карандаши, фломастеры, мелки. Очень полезная вещь в дороге. Карандашами рисуют, их пересчитывают, сортируют, из них можно что-нибудь строить, а также использовать для игр воображения, придумывать сказки, где персонажами будут карандаши.

3.Карманный калейдоскоп. Классная и недорогая штука.

4.Книжки с наклейками в соответствии с возрастом. Ребенок, которого увлечет это занятие, спокойно проводит за ним целый час.

5. Планшет для рисования.

6. Любимые книжки с картинками.

7. Плеер (iphone, ipad) для того, чтобы слушать сказки, радиопередачи и подкасты. Как показывает практика, не все дети по природе аудиалы (то есть любители слушать), поэтому этот вариант подходит не всем и не всегда.

8.Пальчиковые куклы (наборы пальчиковых кукол продаются в Икее, а также других магазинах игрушек, на ярмарках). Сегодня продается так называемая «сказка на ладошке».

9. Мешочек разнообразных игрушек животных и маленьких куколок для игр. Чем больше будет персонажей в мешочке, тем интереснее и разнообразнее будет игра, тем дольше ребенок не будет скучать.

10. Головоломки («пятнашки», кубик Рубика, «русские гвозди»)

11.Игры - шнуровки, мини-паззлы (например, «Рыбалка», где надо ловить рыбок с помощью небольшой удочки), пирамидки.

12. Дырокол, степплер, скрепки, скотч, post-it. Как ни странно, детей очень привлекают канцелярские принадлежности. В дороге дайте ребенку лист бумаги, степплер и посмотрите, что получится.

13.Машинки, пупсики - классика!

14.Карты, чтобы играть в «парочки» и «мемори» (обычно, с изображением животных). Карточные игры «Кошки - мышки», «SET» , «УНО» отлично занимают дошкольников.

15. Магнитная игра "Наряди куклу", конструктор "Магнетикс".

16. Пластилин, который не оставляет следов (в поезде, самолете, но не в машине).

17. Дорожные варианты известных игр «шашки», «домино», «эрудит» для детей постарше.

18. Замечательная игра «Парковка» в дорожной версии, не раз скрашивала нам путешествия. Это игра по принципу «пятнашек», цель которой заключается в том, чтобы вывести красную машинку с парковки, двигая другие машинки.


Путешествие в автомобиле или на самолете ограничивает маленькому непоседе возможность двигаться; и поскольку «действовать» - естественное состояние малыша, то ему бывает так трудно усидеть в ограниченном пространстве, да еще «смирно». Взрослым приходится быть особенно изобретательными, занимая ум ребенка, когда его тело пристегнуто ремнями безопасности.

Поэтому для того, чтобы развлечь малыша, возьмите с собой в дорогу сумку, положите в нее несколько маленьких игрушек, куклу, одевающуюся на пальцы, игрушечный самолет, стеклянную призму (которая предназначена для детей постарше) и плейер с записями нескольких сказок или песен. Чтобы содержимое сумки вызвало интерес ребенка, положите в нее и необычную игрушку - «волшебную» грифельную доску, маленькую доску для мела или несколько игрушечных персонажей из сказок. А для детей постарше придумайте простые «волшебные» фокусы. Дети часто испытывают голод во время длительных поездок в автомашине. Чтобы они перестали хныкать и капризничать, предложите им еду, которая есть под рукой. Правда, лучше будет, если вместо привычных леденцов вы возьмете с собой пакетики изюма, сыра, крекеров и сухих завтраков.

Путешествие в автомобиле (в автобусе, на корабле, в поезде, на самолете) представляет собой прекрасную возможность для наблюдения за окружающим миром. Предложите детям описать подетально все, что они видят, особенно то, что легко можно пропустить: цвет облаков, птиц, сидящих на столбах, длину тени в зимний день. Придумывайте истории о людях, едущих в других машинах, или о пешеходах. Если вам стало неинтересно наблюдать за тем, что происходит снаружи, займите ребенка играми. Советы, предложенные здесь, - это то, с чего можно начать. Постарайтесь придумать и другие занятия, и, если ребенку будет интересно, дорога покажется более короткой.

Запиши рассказ «на пленку»

Возьмите с собой в машину диктофон (также подойдет и мобильный телефон с соответствующей функцией), тогда в пути ваш ребенок сможет записать свой «радиорассказ». А чтобы обеспечить творческий процесс, сначала подскажите место, где может происходить действие, - лес или берег моря. Потом помогите выбрать героев рассказа. Можно начать так: «Однажды, гуляя в лесу, я увидела огромного, большого и пушистого…», а дальше пусть ребенок продолжит сам. При этом не забудьте вовремя включить запись. Когда малыш закончит свою историю, выключите запись и задайте ему вопросы к тому, о чем он уже рассказал. Если в машине несколько детей, они могут создавать одну общую сказку по очереди. Каждому из них надо выделить для рассказа определенное время, но так, чтобы ожидание не стало утомительным.

Продолжайте рассказ в течение нескольких путешествий, или каждый раз можно придумывать новый. Некоторым детям нравится сам процесс - записывать истории на диктофон, но потом они теряют к ним интерес. Другие с удовольствием не раз слушают свои сказки перед сном или в какое-нибудь другое подходящее время.

Эта затея семьи Шлессингер может понравиться всем, независимо от возраста. Вам удастся рассмешить своих пассажиров всего лишь одной простой надписью «Помашите рукой, если вы знамениты». Лучше ее написать огромными буквами на картонке или на большом листе бумаги. Пусть дети держат плакат в окне и забавляются тем, как реагируют на него окружающие.

Первая Буква

Во время долгой поездки можно поиграть в «первую букву». Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя. Подскажите ему несколько примеров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спросить ее: «Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а…» Или: «Под капотом автомобиля есть предмет на букву „М», который заставляет машину двигаться. Это…». Спросите ее: «Кто управляет поездом? Что ты добавляешь в сухие завтраки?»

Когда иссякнет запас слов на «М», можно перейти к любой другой букве.

Сложные слова

Слова - это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, на грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их сложными словами: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов; нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это может быть и станция, и трубка, и служба; если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам. При этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомни какой-нибудь случай

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, как праздновали день рождения или как ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вместе с Крейгом и Тоддом в поезд». Вы добавляете: «А тетя Джейн приготовила французские тосты», и еще ваш сын вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Угадай мою песню

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Быстрая зарисовка

Предложите вашему ребенку стать художником: пусть он нарисует несколько картинок, изображающих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и карандаш. Если предстоит долгая поездка, приготовьте несколько цветных карандашей, фломастеров или мелков. Неплохо было бы держать в багажнике не только запасное колесо, но и блокнот с коробкой цветных карандашей, если, конечно, вашего ребенка не тошнит в машине.

Совет путешественника

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать - поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на своем рисунке, расспросите его о каждой из них. Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке? Однако, когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом - машины, на третьем - люди, на четвертом - деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что потом, дома, вы подробно рассмотрите их.

Хор в автомобиле

Поскольку вы едете в собственной «колеснице», вы можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, то «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль - прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова. Напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских песен или ваших любимых песен и подпевайте им. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы запишете ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так. Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации можно детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь» читать как лирическое стихотворение, или как страшную историю, или как политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом, или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Бонни, у которой есть толстая, пушистая кошка по кличке Далила, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Далилы-кошечки
Полоски хороши,
Живут в полосках блошечки.
Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на диктофон, чтобы не забыть их.

Печальный вид

Выгляните в окно и посмотрите на окружающий мир критическим взглядом. Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заметит нечто, портящее красоту пейзажа, или вредное для здоровья, объявляйте: «Загрязнение» - и объясняйте, что именно. Это может быть замусоренная улица, удушающие выхлопные газы грузовика, дымящая фабрика. Обсудите причину загрязнения. Сравните степень загрязненности в районах, через которые вы проезжаете.

Если вы горите желанием помочь природе, неплохо было бы, путешествуя на машине, время от времени делать небольшие остановки, чтобы очистить от мусора хотя бы те места, которые показались вам особенно привлекательными.

Систематика

Предложите всем сидящим в машине наблюдать из окна за объектами одного вида. Это могут быть собаки, деревья, цветы, дорожные знаки, грузовики, учреждения и т.д.

Всякий раз, когда кто-нибудь из вас замечает объект этого вида, он называет и показывает его. Каждый пытается определить его отличительные особенности. Если вы выбрали собак, необходимо установить, какой она породы - пудель, колли или дворняжка. Если это здания, то назовите их назначение - библиотека, почта, больница или школа.

Лучше всего в эту игру играть с детьми старшего возраста, но не менее интересна она и для взрослых. Особенно удобно в нее играть, когда машина движется медленно. Конечно, вам не очень-то захочется разбираться в породах собак или читать надписи на зданиях, если идущая впереди машина постоянно тормозит перед вами.

Чтобы внести разнообразие, можно написать название выбранного объекта на бумаге в верхней части листка, и пусть ваш ребенок нарисует внизу картинку. Предложите ему делать отметки о каждом виде объекта, который вы увидите. Потом можно выбрать другие предметы для наблюдения и нарисовать новую картинку. К концу поездки вы будете знать не только количество, но и многое другое о том, что вам встретилось в пути.

И все эти путешествия останутся в семейной памяти как «поездка с коровами» или «путешествие по школам».

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры - «дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку». Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

Совет путешественника

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию. Например, «я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку-жирафа и т.д.».

«Т»-слова

По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.

Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше - рисовать предметы, которые они видели.

Попробуйте начать игру с буквы «Т» и внимательно следите из окна за транспортом, такси, тракторами, телефоном, трубами, трассами, троллейбусами, трамваями. Школьник может заметить также: трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.

Начните с поиска десяти слов на букву «Т» и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.

Сочини стишок

Начните с простого односложного слова, такого, как, например, «кот» и по очереди добавляйте существительные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попытайтесь сочинить четверостишие, приблизительно такое:

Не кусай меня пчела,
Расскажи мне, как дела.
На прощанье сделай круг
И лети на пестрый луг.

Затем посмотрите, что получится с вашим стихотворением, если скомбинировать те же слова в другом порядке:

Прожужжала мне пчела:
«Хороши мои дела:
Я кусаться не хочу,
Лучше к лугу полечу».

Если даже вы не уверены в поэтическом даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрослые с их большим запасом слов пишут иногда такие глупости.

Угадай, что это

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое». Затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении». Третья подсказка: «К нему прикасается водитель». Затем: «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости. Задавайте такие загадки друг другу по очереди.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до поворота на шоссе или от школы до универсама. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора до другого или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГИБДД.

Я знаменит

Это вариант хорошо известной старой игры «Двадцать вопросов»; разница лишь в том, что все вопросы относятся к выдающейся личности. Кто-то говорит: «Я знаменитый человек. Угадай, кто». Другие участники игры задают наводящие вопросы, чтобы определить «кто он», причем ответами могут быть только «да» и «нет».

Например, вы не можете спросить: «В каком кинофильме вас показывали в прошлом году?» По правилам только так: «Вас показывали по телевидению в прошлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т.д.

По традиции можно задать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно продолжить игру. Для этого «известная личность» должна дать вам три подсказки, и вы задаете еще двадцать вопросов. Можно придумать и любые другие правила.

Номерной знак

В любой стране дети играют с надписями на номерных знаках автомобилей. Вот варианты этих игр:

‑‑ дуплеты и триплеты - ищите буквы и цифры, которые повторяются на знаке;
‑‑ регионы - посмотрите, сколько номерных знаков различных регионов вы сможете обнаружить;
‑‑ необычные номерные знаки - ищите знаки с интересным сочетанием букв, выберите из них самые забавные и попытайтесь понять, что они означают;
‑‑ 21 - ищите номера, сумма цифр которых равна двадцати одному или любому другому числу, которое вы придумаете;
‑‑ алфавит - находя буквы на номерных знаках, называйте их в алфавитном порядке.

Как мы слышим буквы

Пока младшие дети играют в номерные знаки, вы можете с помощью другого упражнения развивать у старших способность различать буквы на слух. Для этого кто-то из вас называет слово, а другой должен назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например; слон, носорог, гиена, аист. Играйте по кругу против часовой стрелки. Предложите детям назвать 5 слов за 60 секунд или 10 слов за 2 минуты. Затем проверьте себя - получится ли это у вас быстрее.

Путешествие «куда-нибудь»

Вообразите, что вместо работы или магазина вы вместе с ребенком отправляетесь «куда-нибудь». Решите, куда бы вы хотели отправиться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать. Упакуйте воображаемый багаж для путешествия «куда-нибудь» и представьте, какие развлечения вас там ждут. Вместе придумайте подробности путешествия и что вы там увидите.

Совет путешественнику

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации вашего внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2-3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Пицца в машине

Если вы собираетесь, приехав домой, пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть; скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, то поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и как получить сушеные приправы.

Забота о меню

Поберегите ваши вкусовые рецепторы. Не готовьте в воображении пиццу в тот день, когда вы собираетесь подать на обед рыбу с пюре.

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца, и приготовьте настоящую пиццу дома, и конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая с ним о том, что вы обсуждали в машине.

Слова по алфавиту

Выберите какой-либо вид предметов, одушевленных или неодушевленных, - это могут быть животные, знакомые люди, предметы одежды или места, куда можно пойти. Затем назовите слова из выбранной категории в алфавитном порядке, например: антилопа, баран, волк, гиена… Маленьким детям можно подсказать. Смысл игры заключается не только в том, чтобы развлечься, но и выучить буквы, звуки, слова. Если в машине есть дети постарше, вы можете играть в эту игру двумя командами. Вначале младший называет антилопу, затем старший назовет других животных на «А», например, акула или аллигатор. Взрослый тоже может играть или помочь каждому из детей. Если не удается быстро найти слово, не задерживайтесь, продолжайте дальше, не заставляя детей скучать.

Домашнее задание

Когда вы вернетесь домой, выберите какой-нибудь предмет или животное, о котором не знает ваш малыш, и почитайте о нем в книжке. Вам тоже будет интересно.

Направления

Если ваш ребенок пытается выучить, где право, а где лево, помогите ему, посвятив пять минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку, скажет вам повернуть влево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает влево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Пространственные отношения

Когда ваш ребенок станет чуть старше и уже будет знать, где правая, а где левая сторона, вы можете использовать машину, чтобы помочь ему развить чувство дистанции. Для этого вы проезжаете четверть километра, полкилометра, километр, а затем называете расстояние - 250м, 500м и 1000м, то есть то, которое вы проехали.

Кто увидит первым

Пусть дети придумают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе». Если вы пересекаете железную дорогу - поднять обе ноги, а если увидите собаку - залаять. Смысл в том, что каждый раз надо первым верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы

В часы пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Отправляясь в путь, возьмите фломастер, а лучше два, разных цветов, и нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы - улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом - три на одной руке и две на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.

Печатается по книге Ш. Фельдчера и С. Либермана «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет».

Уже не первый год мы ездим на отдых с детьми на машине. Кроме того, наши малышки приучены к путешествиям на поезде и в автобусе. Но в этом году мы запланировали первую поездку из Киева в Ахелой (Болгария) длиной в 1400 км. Такая поездка длится около суток. Мы разбили дорогу на 2 отрезка: Киев-Одесса и Одесса-Ахелой. Это немного упрощает ситуацию, но все равно детям в дороге было бы непросто, если не продумать для них досуг.

Опираясь на наш опыт путешествий, пришла к выводу, что книжечки с заданиями, книги для рассматривания, книги с небольшими историями, распечатки с занималками, планшет с играми, мелкие игрушки, и, конечно, много карандашей – must have для дальней дороги.

А теперь по порядку список игр для детей в дороге:

1. Книжечки с заданиями, раскраски, лабиринты, наклейки, тематические комплекты. Эти штуки чрезвычайно выручают в дороге. Дети отвлекаются от вопросов: “А когда мы приедем? А почему так долго? Почему за окном всё одно и тоже? “Уже скоро?”Вместо этого они окунаются в задания с головой. Особенно хороши книжечки с заданиями и наклейками. В этот раз раскраски с животными “Разноцветные джунгли” и “Разноцветный лес” были как никогда кстати. Мы ехали и клеили попугаю перья, крокодилу чешуйки и размышляли о том, каких животных мы встретим на берегу моря.

2. Книжки для рассматривания . Это всевозможные энциклопедии, познавательные артбуки, книги-искалки а-ля “Я шпион”. В них можно играть и вдвоём, и втроём одновременно. Для нас это актуально:) Мы вместе рассматриваем иллюстрации, обсуждаем их, ищем разные спрятанные вещи, в энциклопедиях читаем разные факты, истории. Особенно в пути радует книга “Карты” . Мы нашли в ней Болгарию и Украину, пальчиком нарисовали наш путь, потом открыли разворот с Румынией и Молдовой и долго рассматривали достопримечательности и особенности этих стран.

3. Небольшие истории. В этот раз с нами поехала книга про замечательного лисёнка Гарольда и книга “За покупками”, а также мини-истории про животных. Эти книжки лёгкие, их удобно листать ребёнку. Сима часто зависает над подобными книгами и начинает придумывать альтернативные истории или пересказывать сюжет.

Про детские книжки я записала отдельное видео перед нашим отъездом:

Шпаргалка со списком книг:

  • “Энциклопедия обо всём на свете в картинках” Тьерри Лаваль
  • “Больше чем история. Рассказы для детей по истории и географии” Юай Роза
  • “Гарольд. Лисёнок, который всех перехитрил” Клаудиа Болдт
  • “Карты” Александра Мизелиньская, Даниэль Мизелиньский

4. Планшет с играми. Это спасательный круг, когда настроение никуда не годится. Чаще всего такое случается в жару на границе:(В нашем планшете живут полезные приложения: и , про которые я уже писала, математические и логические игры, игры для изучения животных, рисовалки, конструкторы, интерактивные книги, игры на английском языке, пазлы, карточки, искалки. Минусы планшета: 1. многие игры делаются с соблюдением рекомендаций по безопасности звука, поэтому их плохо слышно, когда машина находится в движении, 2. планшет может в пути разрядиться, а потом долго и нудно заряжаться (если вообще есть под рукой возможность его зарядить), 3. планшет один, а в нашем случае желающих поиграть двое.

5. Мультфильмы. С ними та же история, что и с планшетом. Наши мультфильмы были записаны на ноутбук, который достаточно быстро разрядился, да и слышно было не так хорошо, как хотелось бы. Хотя мультсериал “Земля до начала времён” спас нас на румынской границе.

6. Мелкие игрушки: машинки (мы ведь в дороге), персонажи, шнуровка, украшения для девочек, фигурки животных, киндеры и т.д.

7. Карандаши, мелки и фломастеры. Они у нас только толстые, их очень удобно держать, они не выпадают из рук. Храним их в металлических икеевских коробочках-пеналах.

8. И, конечно, задания-распечатки :) Я сделала листы с дорожными находилками, шаблоны для рисования, игру для поиска слов, которые начинаются с каждой буквы алфавита. Всего 6 листов.