Засовы для распашных ворот своими руками. Засов на ворота: купить или сделать своими руками Современные запорные механизмы

Предисловие

Металлические ворота и калитки весом от 100 до 400 кг рекомендуется оснащать петлями на подшипниках или петлями с опорным подшипником и каплевидными подшипниками с увеличенной площадью под сварку.

Cодержание

Любая конструкция ворот подразумевает под собой установку запорного механизма. В противном случае особого смысла в установке калитки нет. Мы предлагаем вашему вниманию не только виды калиток и ворот, но и примеры подбора соответствующей фурнитуры, крепления и замков. Исходя из полученных знаний, вы сможете выбрать наиболее оптимальный вариант из предлагаемого на прилавках хозяйственных магазинов выбора.

Посмотрите виды ворот на фото, которые в большом разнообразии представлены на этой странице.

Виды и типы замков

После того как ворота и калитка установлены, следует подумать о надежном запоре. Рассмотрим наиболее распространенные способы фиксации створок в закрытом положении. Для этого требуется рассмотреть типы замков для наружных дверей, ворот и калиток в ограждении загородного участка. Выбрать подходящие виды замков можно, только основываясь на параметрах эксплуатационных требований.

На проушинах . Самый простой и надежный способ. В центральной части створок со стороны их прилегания друг к другу приваривают одну или несколько пар проушин, в которые впоследствии вставляют навесной замок.

На штырьках . Способ основан на принципе запирания контейнеров. К внутренней стороне углов створок приваривают по одному куску трубы диаметром около 24 мм и длиной не более 20 см. Такие же отрезки трубы вкапывают в землю точно по оси труб на воротах в закрытом положении. После этого подбирают кусок арматуры длиной 40-50 см, придают ей форму шпингалета и в дальнейшем используют как вертикальный засов.

На засов . Чтобы правильно расположить засов, на каждой створке определяют место пересечения диагоналей. Затем, отступив от найденной точки 10-15 см к середине ворот, устанавливают по одной скобе. Такую же пару скоб крепят со стороны примыкания ворот так, чтобы все четыре скобы находились на одном уровне. Внутреннее пространство скоб должно быть соразмерно внешним габаритам заранее подготовленного засова. В качестве последнего можно использовать любой подручный крепкий материал типа бруса или трубы. Длину засова подбирают равную ширине одной створки. Выбранный засов продевают сквозь скобы и получают надежный фиксатор для ворот в закрытом положении.

Чтобы засов не выпадал, его оснащают ограничителями, место установки которых определяют, полностью выдвинув и задвинув засов. Для запирания ворот на подвесной замок проушины можно установить с краю засова в задвинутом состоянии либо на створки ворот.

На защелку . При таком способе фиксации конец балки, тубы, уголка или иного крепкого материала закрепляют на одной створке ворот, а на другой укрепляют гнездо в виде Г-образного крюка. Такие же крюки можно установить по месту стыковки створок - это обеспечит жесткость конструкции ворот в закрытом положении. Для запирания ворот проушины устанавливают на створках или на конце защелки.

Для удерживания створок ворот в максимально открытом положении устанавливают пружинный фиксатор. Принцип его действия достаточно прост: стоит надавить на крюк нижней частью створки, и фиксатор защелкнется автоматически. Чтобы освободить створку ворот, следует наступить ногой на выступающую часть крюка.

Чтобы створки удерживались в распахнутом положении без каких-либо устройств и механизмов, в процессе установки ворот стойки наклоняют на 2-3° в сторону открывания створок. Тогда ворота остаются открытыми под действием собственного веса.

Для ворот, в которых применена конструкция на штырьках, можно вкопать еще одну пару обрезков труб в тех точках, где находится шпингалет при открытом положении створок.

Еще один вариант зафиксировать открытые ворота - установить столбики по месту края створок в распахнутом положении. Столбики оборудуют крючками: когда ворота открыты, крючки помещают в проушины, на которые вешается замок. Вместо крючков можно использовать магниты, тогда на деревянные створки в местах соприкосновения с магнитом устанавливают металлический уголок. Для металлических ворот такой уголок не нужен.

Ручки . Подразделяются на накладные, сквозные, поворотные и нажимные. Бывают также различных форм и способов изготовления (литые, кованые, сварные, полимерные, металлические, сборные и др.).

Накладные ручки изготавливают в виде скоб или колбочек. У основания имеются специальные технологические отверстия для крепления к створкам ворот и калиток.

Для металлических ворот выпускают Г- и С-образные ручки без отверстий. Такие ручки крепят сваркой.

Сквозные ручки могут иметь как округлые формы, так и Г- или С-образные. Чтобы закрепить такие ручки, в створке просверливают отверстие, в которое продевают резьбовой штырек, жестко влитый в одну из ручек. На него с обратной стороны ворот или калитки прикручивают другую ручку.

Поворотно-нажимные ручки выполняют сразу две функции: обеспечивают захват для отпирания створок и фиксируют ворота в закрытом положении за счет язычка запорного механизма. Такие ручки часто составляют единую конструкцию с врезными или накладными замками.

Виды замков для дверей и их фото

Предлагаем вам посмотреть на фото виды замков для дверей и описания различных запорных механизмов. Этих знаний должно хватить для правильного выбора этих элементов.

Навесной замок и его фото

Навесной замок самый популярный и простой в использовании. По конструкции могут быть классическими, с цифровым кодом набора и с ограничением доступа к дужке. Предлагаем посмотреть навесной замок на фото в различных вариантах исполнения.

Врезные . Используются только на деревянных створках либо на металлических воротах и калитках с пустотелой конструкцией. По конструкции могут быть одно, двух, трех, четырех и пяти язычковыми с автоматической защелкой и без, с ручкой или без нее.

Накладной замок и его фото

Накладной замок допустимо устанавливать на металлические и деревянные створки. Механизмы запора и стволы для ключей в таких замках должны быть защищены от промерзания, а ручки иметь крупные формы, чтобы дверь было удобно открывать в перчатках или варежках. На фото накладной замок представлен в разных видах запорных механизмов.

Кодовый замок и его фото

Кодовый замок бывает двух видов: электромеханические и с системой запора на ключ. Первый действует автоматически при наборе определенного кода, второй открывается только с помощью ключа при наборе правильной комбинации цифр. Посмотрите на фото кодовый замок в различном исполнении для сравнения с аналогичными видами запорных механизмов.

Фурнитура для ворот

Фурнитура для ворот играет одну из важнейших ролей в организации ограждения земельного участка. Это те элементы, которые позволяют надежно закрепить калитку и создать препятствие для проникновения на территорию посторонних лиц.

Запоры . Предназначены для фиксации створок ворот и калитки изнутри вручную. Сюда входят засовы, поворотные защелки, шпингалеты, крючки и задвижки.

Петли . Предназначены для крепления створок ворот и калиток к столбикам. По конструкции все петли одинаковы, однако, выбирая конкретный вид, необходимо учесть вес и материал элементов, на которые их предполагается установить.

Как закрепить ворота

Перед тем, как закрепить ворота весом от 400 кг и выше, необходимо подготовить петли с двумя подшипниками и масленкой, комплект поворотных петель с угловым креплением или регулируемые петли с тремя площадками под сварку. Металлические ворота и калитки весом от 100 до 400 кг рекомендуется оснащать петлями на подшипниках или петлями с опорным подшипником и каплевидными подшипниками с увеличенной площадью под сварку. Для остальных видов ворот можно использовать как вышеперечисленные, так и накладные петли под сварку, сквозные петли и петли-стрелы.

Крепление ворот

Крепление ворот деревянной конструкции лучше осуществлять с использованием петель, которые обеспечивают дополнительную жесткость створок, например амбарные двусторонние. Для створок калитки допускается применение обычных накладных или врезных петель.

Некоторые виды амбарных петель оснащаются хомутами, что делает их очень удобными для использования в регионах, где выпадает большое количество снега. В теплое время года створки ворот и калиток находятся на самом низком уровне, а когда выпадает снег, хомуты ослабляют, створки ворот поднимают до нужной высоты и закрепляют.

Вход во двор является лицом любого частного владения, поэтому хозяева личных владений стремятся им уделять больше внимания, чтобы ворота и калитка имели максимально презентабельный вид. Конечно, в данном случае имеет значение не красота, а надежность конструкции и внушительный вид, чтобы у вора даже не возникло мысли, что в этот двор можно залезть.

Виды и применение

Именно дворовой запор на калитке наделяет базовыми свойствами безопасности любые ворота. Специальные засовы можно приобрести в строительном магазине, а можно сделать и своими руками. Но чтобы выбирать какой механизм устанавливать на калитку, сначала стоит разобраться, какие виды запоров существуют.

Стоит учитывать, что запор механического типа предусматривает ключи. Поэтому если на калитке установлена дополнительно ручная защелка, хозяин участка может не волноваться в том случае, если ключ был утерян, ведь у него всегда будет возможность надежно запереть дверцу.

Засовы различаются по направлению монтирования (вертикальные, горизонтальные) и по работе самого механизма (накладные сдвижные, винтовые, ригельные, пазовые с поворотным механизмом, пружинные защелки).

Вертикальные и горизонтальные засовы

Запоры такого типа удобны в эксплуатации и способны обеспечить надежную фиксацию калитки и ворот. Вертикальные задвижки подходят для распашных гаражных ворот. Этот механизм представляет собой прутья из стали, которые закрепляют створки и монтируются в углублениях непосредственно в полу и на потолке.



Возможен вариант установки вертикального засова и в калитки врезного типа. Однако они должны иметь меньший размер, и требуют дополнительно приваривать металлические фиксаторы внизу и верху проема, в которых закрепляется функционирующая защелка.

Благодаря своей универсальности горизонтальный запор весьма популярен. Механизм горизонтальной задвижки состоит из стержня, держателя и фиксирующего ушка. Такая конструкция менее громоздкая, чем вертикальный засов. Такой запор несложно изготовить своими руками.

Накладной плоский и винтовой запор

Накладной запор представляет собой нехитрый механизм, легко монтируемый к воротам, выполненным из любого материала. Такая защелка, как правило, устанавливается с внутренней стороны двора, однако, в комплекте с навесным замком они могут защищать и снаружи.


Винтовой запор подходит для установки на лицевой стороне калитки. Процесс монтажа прост, как и эксплуатация такого типа задвижек. Затвор, состоящий из основы ключевого механизма и стержня с резьбой, приводится в действие специальным ключом. Такой запор несложно изготовить своими руками. Но, несмотря на простоту изготовления, это устройство имеет серьезные недостатки.

Затворы требуют дополнительного пространства в проеме калитки для выемки с резьбой, куда должен вкручиваться стержень. Еще одним серьезным недостатком такого механизма является то, что к нему несложно подобрать подходящий ключ.

Ригельный замок и пазовый затвор с поворотным механизмом

Ригельный замок с реечной системой состоит из ключа с уникальными выемками и соответствующей этому ключу основой. Соорудить такую задвижку своими руками по силу лишь спецу, поэтому проще купить его в специализированном магазине.

Пазовые защелки представляют собой простенький механизм, но, несмотря на это, надежно защищают ворота от взлома. Чтобы изготовить такой затвор своими руками, понадобятся не только специальные знания, но и специальные инструменты. Принцип запорного механизма состоит в том, что вставленный в замочную скважину ключ, круговыми движениями приводит в действие шестерной механизм, открывающий и закрывающий калитку.

Есть еще один вид − пружинная задвижка с фиксацией. Защелка приводится в действие с помощью пружинной конструкции. Такой тип затворов рекомендуется устанавливать исключительно с внутренней стороны калитки в качестве дополнительной замыкающей конструкции.

Запор для калитки своими руками

Соорудить засовы самостоятельно в домашних условиях довольно сложно, поэтому лучше взять за основу самый простой вид задвижек, которым является горизонтальная защелка на пружинной основе.

Для начала следует определить на калитке место для монтажа запорного механизма. Нанести разметку можно с помощью рулетки и обычного карандаша. Далее, необходимо составить точную схему конструкции. Для изготовления задвижки в домашних условиях понадобятся:

  • стальной стержень с ушком,
  • тиски,
  • металлические пластины соответствующего размера,
  • молоток,
  • гаечный ключ или отвертка,
  • шуруповерт,
  • сварочный аппарат,
  • дрель,
  • ножовка по металлу.

Первым делом нужно соорудить несущий каркас. С этой целью необходимо приварить к металлическому участку специальные держатели стержня, а затем закрепить на несущем стержне ручку. В готовый каркас вместе со стержнем вставляется пружина. Монтаж запора к металлической калитке осуществляется с помощью сварочного аппарата. Если ворота деревянные, применяются саморезы. Выемка для фиксирования затвора сверлится напротив запорного стержня.

Поскольку такая защелка сможет быть открыта только с одной стороны, можно дополнительно к ней присоединить торсионный механизм. Для этого следует взять тонкий трос соответствующей длины, для которого заранее просверлить небольшое отверстие в нижней части ворот сбоку. Этот трос прикрепляется к ушку запора и протягивается наружу. Теперь, для того чтобы отодвинуть засов, нужно будет только потянуть за трос.

Главное при изготовлении и монтаже дверного запора своими руками это аккуратность, точность замеров, правильно составленная схема. Также не стоит забывать о том, чтобы предусмотреть защиту задвижки от разрушительного воздействия погодных условий. Необходимую защиту от влаги сможет обеспечить специальный защитный карман из металла.

Чтобы обезопасить свой участок или гараж от непрошеных гостей, мы устанавливаем хорошие ворота. Но для полной защиты лучше установить засовы, которые будут дополнительно препятствовать проникновению.

Надежный засов не так уж трудно , причем его монтаж можно осуществить даже после установки ворот.

Разновидности засовов

В зависимости от типа ворот и вариантов их запирания, засовы также имеют свои отличия в форме и типе конструкции. Они бывают:
поворотного типа;
сдвижного типа;
ригельного типа.

Установка засовов

В основном засовы имеют простую конструкцию, поэтому легко может установить даже неквалифицированный специалист.

Зачастую такой вид засова устанавливают на двустворчатые ворота. Его очень легко сделать своими руками, так как для изготовления не нужно применения сложных элементов конструкции.

По принципу работы он обладает хорошими показателями безопасности. Благодаря простоте конструкции и другим характеристикам запор «вертушка» имеет довольно широкое применение.

1. Для установки этой конструкции понадобится 3 деревянных бруса толщиной 50 мм. Два из них должны быть длиной по 50 см и один, который является движущей частью конструкции, - 1,5 м.

2. Два коротких бруса крепятся на каждую створку ворот друг напротив друга. Крепление производится жестко, для этого в воротах делаются сквозные отверстия под болты. Вместо брусьев можно также использовать металлический профиль, его можно приварить с помощью сварки или закрепить болтами.

3. Движущийся брус крепится ближе к краю одной из створок. Для этого используется длинный болт с шайбами, чтобы брус мог свободно крутиться.

Такой механизм довольно прост. Он очень часто устанавливается на гаражные ворота или помещения подобного типа.

Как и в предыдущем случае, сделать его своими руками довольно легко.

1. Для этого понадобится брус или металлическая пластина. Если использовать пластину, то в дальнейшем можно ее будет фиксировать при помощи навесного замка, предварительно сделав под него петли.

2. Пластина или брус длиной около 60 см крепится при помощи болта на одной створке, где-то на треть от ее края.

3. Затем необходимо взять два отрезка швеллера длиной около 10 см и приварить. Ширина должна соответствовать брусу, чтобы он мог легко войти. Если использовать пластину, то вместо швеллера приваривается обрезанный с одной стороны металлический уголок, так чтобы пластина плотно входила между ним и створкой.

4. Действует этот механизм по принципу шлагбаума. Если вы решили оснастить навесным замком, то с одной стороны пластины под него приваривается петля, а вторая крепится прямо на створку.

Применяется такая конструкция как для ворот, так и калиток.

Причем сделать ее своими руками может практически каждый.

1. Для изготовления засова понадобится металлическая пластина шириной 50 мм и длиной около 40 см, которая, в свою очередь, будет двигаться вперед и назад в специальных пазах.

2. Пазы крепятся с помощью болтов или сварки. Затем в них вставляется металлическая пластина. Для надежности ворота обеспечиваются дополнительными вертикальными засовами.

3. Чтобы изготовить их своими руками понадобятся прутья Г-образной формы диаметром 10 мм. Для гаражных ворот достаточно закрепить такой упор вверху створки, чтобы при закрытии ее фиксировать. На обычные распашные ворота зачастую устанавливается два упора в нижней части.

Эта модель очень проста, но ее также лучше использовать вместе с вертикальными запорами.

1. Для ее изготовления понадобится трубка с внутренним диаметром не менее 10 мм. С помощью болгарки она режется на три отрезка, один из которых должен быть около 10 см, а два остальных по 5 см.

2. Длинный отрезок горизонтально приваривается на край створки, затем необходимо приварить второй отрезок на противоположной створке также по краю, напротив первой трубки.

3. Потом в них вставляется заранее приготовленный шпингалет из прута Т-образной формы. Диаметр прута должен быть таким, чтобы он легко входил в трубку. Шпингалет задвигается до упора, а на его край надевается третий отрезок трубки и приваривается.

4. Для фиксации запора, только в закрытом состоянии, под его ручку крепится отрезок металлической пластины. Если планируется устройство навесного замка, то ручка должна входить в специальные проушины с петлями под него.

Засов с запорным механизмом

Зачастую такой механизм используется для высоких металлических ворот. Его также легко сделать своими руками.

1. Для начала вверху коробки приваривается палец из куска арматуры диаметром не менее 15 мм. За него в дальнейшем будет заводиться второй изогнутый палец, установленный на анкерный стержень и производить закрытие запора.

2. Для крепления анкерного стержня в верхней части приваривается кусок трубки необходимого диаметра, второй кусок нужно прикрепить ниже середины. После установки стержня дно нижней трубки заваривается, и анкер вращается в ней как в подставке.

3. С помощью болгарки в анкерном стержне делается пропил и вставляется каленная металлическая пластина, крепление которой осуществляется при помощи болта. Далее, на второй створке делается крючок, за который в дальнейшем и будет заводиться пластина при закрытии.

Как вы уже поняли, сделать самостоятельно запоры не так уж и сложно, а в результате получается надежная и эффективная защита ваших ворот от взлома.

.

.

Многие хозяева частных участков самостоятельно изготавливают и устанавливают заборы с воротами и калиткой. Завершающим этапом монтажных работ является установка запоров на воротах и на калитке. Практически все возможные конструкции засовов и щеколд представлены в заводском исполнении и в строительных магазинах есть широкий выбор этих приспособлений. Но каждая такая конструкция и принцип ее действия настолько простые, что многие домашние мастера не видят никаких препятствий для того, чтобы самому изготовить подобную защелку.

Защелки заводского изготовления

Магазинный запор для калитки или ворот будет отличаться от самодельного более аккуратным внешним видом, зато по прочности они часто он уступает мощным сварным устройствам, которые хозяин изготовил самостоятельно.

Горизонтальная задвижка

Этот вид самодельного запорного механизма встречается наиболее часто, так как эта конструкция наиболее простая. По принципу действия она похожа на большой шпингалет. В заводском варианте такая конструкция состоит из корпуса, в котором расположен запирающий штырь, и ответной планки, в которую штырек заходит и запирает калитку. Амплитуда движения механизма ограничивается маленьким штырьком, который выполняет функцию ручки. При сборке механизма вначале бегунок вставляется в корпус, затем в отверстие, расположенное на нем сбоку, вкручивается штырек-ручка. После монтажа корпуса задвижки на створке калитки, на опорной стойке крепят ответную планку.

Вариантов исполнения такой конструкции масса. Она может быть с круглым запирающим штифтом или с плоским, сделанным из пластины. Как правило, в плоских защелках предусмотрена возможность фиксации в закрытом положении на ключ при помощи навесного замка. Для этого внешний край запирающей пластины загнут под углом 90 градусов. В этом отгибе сделано отверстие. Аналогичное ушко имеется и на крайней скобе корпуса. При закрывании ушки пластины и скобы сдвигаются, отверстия совмещаются и в них продевают скобу навесного замка.

Плоская щеколда и круглая подпружиненная задвижка

Круглые засовы часто делают подпружиненными. Такие конструкции удобны тем, что нужно выполнять только закрывающие движения, а закрывается механизм сам под действием пружины. Такая пружина одевается на запирающий штифт. Для упора пружины на штифт устанавливают стопор со стороны закрывания. Упором пружины с другой стороны служит крайняя скоба корпуса, в которой ходит штифт.

Изготовление своими руками

Изучив механику такой конструкции ее легко изготовить своими руками. Самый простой вариант – это задвижка на калитку ворот своими руками из круглого прутка и трубы. Внутренний диаметр трубы должен быть таким, чтобы пруток свободно в ней двигался, но без люфта. Болтающимся штифтом будет трудно попадать в ответную часть при закрывании калитки.

Если ворота сделаны из металла, можно приступать к установке сразу. Вначале трубу прикладывают горизонтально на створке с внутренней стороны по ребру жесткости. Ее приваривают так, чтобы небольшой отрезок выступал за створку со стороны притвора. Трубу прихватывают в двух местах: на стойке со стороны притвора и у самого края.

Затем калитку закрывают, и выступающий отрезок трубы приваривают к опорной стойке.

После этого работают болгаркой. Трубу разрезают по линии притвора. На отрезке со стороны калитки обрезают внутреннюю часть трубы между двумя точечными сварками. Так получаются три соосных кольца: два на створке и одно на стойке.

Самодельная круглая задвижка

Теперь остается вставить в кольца круглый прут. Между двумя кольцами на калитке к пруту приваривают штырек, который будет выполнять функцию ручки и ограничителя хода. Затем запирающий штифт устанавливают в крайнее положение «открыто» и со стороны притвора обрезают болгаркой лишний выступающий отрезок. Точно так же подрезают излишек прута в положении «закрыто».

Вариант самодельного калиточного запора:

Для деревянных ворот такой запор изготавливается аналогичным способом, только понадобится металлическая пластина, на которой монтируется весь механизм. В этой пластине сверлятся отверстия, и через них задвижка крепится к деревянной створке и столбу.

Защелки с секретом

Эти защелки, функционирование которых реализовано аналогично удобному нажимному механизму дверных ручек. Устройство их такое:

  • На опорной стойке установлен крючок, который выполнен из пластины с вырезанным зубом острием вверх. Пластина закреплена горизонтально к калиточному опорному столбу со стороны притвора перпендикулярно плоскости забора.
  • Запирающим элементом является пластина, которая свободно прикручена к створке. Болт крепления расположен на расстоянии 20-30 см от притворной стойки створки калитки. В положении закрыто планка ложится в выступ зуба. Для открывания планку необходимо немного приподнять, чтобы она освободилась из зацепа.

Поскольку планка крепится свободно, то для того, чтобы она не падала и не вращалась вокруг оси болта, на калитке устанавливают два штырька-ограничителя. В самой простой конструкции планка закрывается под силой тяжести. Если к болту с наружной стороны приспособить ручку, то планка будет приподниматься нажатием ручки.

Чтобы запор защелкивался при закрывании самостоятельно, планку подпружинивают слабой пружиной, которая будет удерживать ее в нижней позиции. Пружину одним концом крепят в нижней части створки, а верхнюю фиксируют на рейке. Вместо пружины можно использовать противовес, как на фото:

Оригинальная конструкция с противовесом

Скос передней стороны зуба на ответной планке делают более пологим, чтобы рейка на дверке смогла свободно скользить по нему при закрывании калитки.

Изготовление своими руками

На металлической пластине длиной 200-250 мм и шириной 30-40 мм на одном конце вырезают болгаркой зуб, как на фото. Его приваривают (или прикручивают) к опорной стойке со стороны притвора. На калитку прикручивают длинную (30-50 см) металлическую пластину. Проверяют, как она зацепляется за зуб при закрывании. Приваривают ручки и ограничители.

Этот запор легко сделать секретным. Потайная защелка – это механизм с отсутствием явных внешних признаков с наружной стороны, по которым можно судить о способе его открывания. В реечной задвижке потайной способ открывания реализуют двумя способами:

  • При помощи тросика, который подсоединяется к свободному концу запирающей рейки и через систему блоков и выводится наружу в скрытом месте. При этом устройство должно быть подпружиненным.
  • Секретные защелки делают путем маскировки головки наружного болта, который удерживает рейку. Вместо поворотной ручки снаружи ворот видна только головка болта.
  • Вырезать фальшивый проем для ключа.

Для лучшей маскировки запора многие хозяева накручивают на ворота еще несколько «фальш-болтов», среди которых «рабочая» головка и прячется. Для отпирания дверки снаружи необходимо иметь рожковый ключ и знать, какой болт нужно крутить.

Запоры для калиток обычно покупают, а для ворот делают самостоятельно. В чем тут дело? Причин несколько:

  • Калиткой пользуются чаще, механизм должен работать как часы. Сможете сделать самостоятельно?
  • Запор для калитки всегда на виду. Он должен иметь красивый внешний вид и в тоже время какой-нибудь секретный механизм открывания или обычный врезной или накладной замок.
  • Калитки более или менее стандартны и выбор запирающих устройств достаточен для того, чтобы выбрать подходящий.
  • Ворота более индивидуальны: размеры, материалы, конструкция. Запоры прячут. Никому не хочется открывать такой широкий доступ на свой участок или в гараж. Красота отходит на второй план, главное – надежность и безопасность. Поэтому мы и мастерим засовы для ворот каждый по-своему. А какую мы выберем конструкцию – это уже секрет.

Разновидности запоров для ворот

Придумать абсолютно новый засов на ворота сложно, да и зачем? Их и так достаточно:

  1. «Вертушки». Так называют запоры с осью вращения посередине. При повороте «крылья» вертушки запирают обе створки. Простой временный запор, используется, когда вы уезжаете ненадолго.
  2. «Шлагбаумы». Разновидность вертушек, когда ось вращения расположена на краю засова для ворот.
  3. «Шпингалеты». Засовы на ворота этого типа наиболее распространены. Их можно купить готовые (красивые и не очень крепкие) или изготовить своими руками (мощные, но непрезентабельные). Засов для ворот этого типа используют не только для запирания, но и для фиксации створок в нужном положении. При необходимости конструкции этих трех типов можно дополнить «ушками» и навесить замок.
  4. Запоры с фиксацией. Такой тип используется для запирания дверей у фургонов, бортов у грузовиков.
  5. Запорные механизмы типа сейфа. При повороте рукоятки створки притягиваются и фиксируются сразу в двух местах, сверху и снизу.

Отметим, что все засовы на ворота не предназначены для посторонних глаз, поэтому требования внешнего вида на них не распространяются.

Как сделать вертушку?

Для изготовления вертушки своими руками вам не понадобится сварка, в этом ее плюс. Дрель, сверло, болт, полоса железа или профильная труба – вот и все, что нужно.

Схема запора типа «вертушка»

  • Делаем отметку посередине и сверлим отверстие по диаметру болта.
  • Такое же отверстие сверлим в одной из створок ворот.
  • Если предполагается запирать засов на замок, на конце полосы сверлим еще одно отверстие и загибаем ушко для замка. Можно приварить его отдельно.
  • Временно прикручиваем полосу на болт и размечаем положение скобок, куда приходит запор при повороте. Одна расположена открытой частью вверх, другая – вниз.
  • В одной скобе предусматриваем отверстие для дужки замка. Можно просверлить его уже после сборки.
  • После окончательной сборки желательно сделать головки болтов несъемными. Болгаркой спилите грани и прорези с внешней стороны ворот.

Ставим шлагбаум на ворота

Этот тип запора отличается от предыдущего расположением оси вращения и скобок. Отверстие под болт сверлят на краю полосы, а скобки (лучше 3) крепят открытой частью вверх на обеих створках. Чем длиннее засов, тем меньше «люфтят» створки ворот.


Запор типа «шлагбаум»

Разновидностью «шлагбаума» можно считать рейку из бруса во всю ширину ворот. На опорных столбах приваривают две скобы буквой «П», на створках посередине две открытые. Вставив брус во все четыре скобы, мы получаем надежно зафиксированные створки ворот.

Запоры-задвижки своими руками


Засов такого типа более популярен и в магазине можно найти несколько разных конструкций: плоские, круглые, с пружинами. Но их легко сделать своими руками из подручных средств. Для этого желательно иметь:

  • Болгарку.
  • Дрель.
  • Сварочный аппарат.

Изготовление задвижки начинаем с поиска пары труба-стержень. Стержень (запирающий пруток) должен свободно перемещаться в трубе. Отметим, что труба не обязательно должна быть круглой. В профильную трубу 15х15 мм с толщиной стенок 2 мм входит пруток диаметром 10 мм. Для усиления ее можно вставить в трубу следующего размера (20х20) и заварить края. Толщина стенок станет 4 мм – более чем достаточно.

Самый простой вариант задвижки, когда берут три отрезка трубы и стержень. Два отрезка приваривают непосредственно на створки ворот, вставляют пруток и приваривают ручку-болтик (как у оконного шпингалета). Ответную часть крепят на другой створке.

В более сложном варианте два отрезка трубы варят к полосе металла, добавляют ограничители хода, ушки для замка, иногда возвратную пружину. Затем такую задвижку можно прикрутить на саморезы, болты, приварить к любым воротам.

По такому же типу делают фиксаторы для створок в крайних положениях, только отрезки труб приваривают вертикально в нижней и верхней части створок.

Запоры-фиксаторы

Такие запоры трудно назвать засовами. Они предназначены для плотного запирания ворот и применяются в основном в гаражах. Там имеется возможность поставить два засова, вверху и внизу, что редко бывает на воротах забора.

Самая распространенная конструкция добывается в запчастях для грузовичков и «Газелей». Запор для дверей фургона, для бортов – уже готовый вариант. Осталось только приложить его к своим воротам.

Принцип действия прост, его даже можно повторить самостоятельно. Неподвижная часть прихватывается петлей и притягивает створку. Из крайнего положения сама она выскочить не может. Для надежности достаточно повесить небольшой замок.

Сейфовый механизм

Несмотря на грозное название, сделать его тоже несложно. Принцип работы аналогичен предыдущему, но запоры объединены в одно целое. Неподвижно закрепленные «пальцы» захватываются крючками, которые приварены к концам длинного стержня. Запирание происходит одновременно и вверху и внизу.

Совет, который подойдет к любому типу запоров: два засова (вверху и внизу) гораздо лучше фиксируют створки, чем один посередине. Особенно это касается заборных ворот, у которых нет ограничителей по верху.