Эффекты феномены и механизмы межличностного восприятия. Механизмы восприятия и взаимопонимание в процессе общения Межличностное восприятие и его механизмы

Изучая социальную перцепцию, ученые выделили ряд универсальных психологических механизмов, объясняющих, как происходит процесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних особенностей. Эти механизмы можно разделить на три группы: во-первых, познания и понимания людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познания самого себя (рефлексия); в-третьих, механизмы, обечпечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации.

Идентификация тесно связана с другим близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания, взаимопонимание являются основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта.

В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции.


Аттракция (дословно - привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.

Рефлексия - это осмысление субъектом того, какими средствами, с какой целью и с каким результатом он произвел то или иное впечатление на партнера по общению, осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это происходит через взаимное перекрестное воспроизведение внутренних миров друг друга («я понимаю, что он понимает, что я понимаю, и он понимает, что я понимаю, что он понимает»).

Обратная связь - это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на другого человека, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Известно, что каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в том числе причин этого поведения. Для такой интерпретации не обязательно знать причины этого поведения. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин того или иного поведения другого человека или знают их явно недостаточно. Люди просто приписывают друг другу эти причины (в юриспруденции - факт и комментарий).

Приписывание получило название каузальной атрибуции, оно осуществляется на основе либо сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В последнем случае будут действовать механизмы переноса или идентификации.

Важно иметь в виду, что феномен приписывания возникает, как правило, в условиях дефицита информации. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависят от двух факторов: от степени уникальности или типичности поступка; от степени социальной желательности или нежелательности поступка.

Характер приписывания зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или он лишь его наблюдатель. Можно выделить три вида приписывания:

1) личностное: причина приписывается лично совершающему поступок;

2) объектное: причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственное: причина приписывается обстоятельствам.

Социальными психологами подмечено, что процесс восприятия определяется личностными особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере фиксировать физические черты, и тогда сфера приписывания значительно сокращается; другие люди воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и тогда открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена зависимость приписываемых характеристик от пред-
шествующей оценки объектов восприятия - позитивной, негативной или нейтральной. Механизм подобной интерпретации довольно прост - это проявление здравого смысла «человека с улицы» с наивной психологией, когда плохой человек воспринимается как обладающий плохими чертами, а хороший человек - как обладающий хорошими чертами.

Имеет место и контрастное представление, когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

Механизмы

межличностного

восприятия

Н.М. Сперанская,

к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Межличностное восприятие рождается в процессе межличностного общения, поэтому для более полного раскрытия нужного нам термина, необходимо рассмотреть понятие межличностных отношений.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

На основе внешнего поведения, мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значения его внешних данных. Возникающие при этом впечатления играют важную регулятивную роль в процессе общения. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: осознания себя происходит через представление о другом человеке. «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (Маркс). Таким образом, системы представлений и нормативные стандарты рождаются в межличностных отношениях; в современном обществе такие отношения включают в себя и символические отношения, какие устанавливаются у человека с людьми, которых он видел лишь на телеэкране или благодаря другим формам электронной коммуникации.

Межличностное восприятие - понимание и оценка человека человеком. Специфика межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований межлично-

стного восприятия посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия. Важная особенность межличностного восприятия человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действием механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия.

Важнейшими из таких механизмов являются:

Идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

Социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него;

Эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального чувствования в его переживаниях;

Стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др.

Рассмотренные механизмы позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Обычно исследования межличностных отношений делятся на два больших класса: изучение содержания межличностного восприятия и изучение самого процесса межличностного восприятия.

Подробнее остановимся на второй области исследований, которая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии одного человека другим.

Эффект ореола - это распространение первичной общей оценки человека на восприятие его поступков и личностных качеств. Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону. В них выделяют и преувеличивают лишь положительные моменты, а отрицательные подсознательно затушевывают или вообще не замечают. И наоборот общее неблагоприятное впечатление способствует недооцениванию каких-то положительных качеств или воспринимается лишь отрицательная информация. Таким образом получаемая информация о каком-либо человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее и возникает эффект положительного или отрицательного ореола. Иногда этот эффект называют «эффектом Полианны», если о положительных качествах и «дьявольским эффектом» если об отрицательных.

Довольно часто эффект ореола проявляется в определенных условиях:

1) когда воспринимающий человек имеет минимальную информацию об объекте восприятия;

2) когда суждения касаются моральных качеств;

3) когда воспринимающий человек судит о свойствах человека, в которых не разбирается.

В основе эффекта ореола лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о человеке, необходимой для успеха какой-либо деятельности, ее упрощение и отбор. Такое происходит на начальных этапах межличностного общения людей. Ведь первая встреча этих людей может зависеть от обстановки, настроения, состояния и т. д. Поэтому часто первое впечатление друг о друге оказывается неправильным. Тем не менее, первичное восприятие иногда оказывается правильным. Это помогает быстрому и эффективному настрою людей в общении друг с другом, правильному и эффективному взаимодействию в различных ситуациях.

Галоэффектнесет практически такой же эффект. Галоэф-фект (от англ. Halo - ореол и лат. Effectus - действие, результат) - феномен социальной психологии. Влияние общего впечатления о человеке (или событии) на восприятие и воспроизведение из памяти его частных характеристик. Определение свойств человека через конкретные формы поведения способствует уменьшению воздействия галоэффекта.

Эффект первичности - это более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. В социальной психологии эффект первичности изучается при восприятии людьми друг друга и касается значимости определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Этот эффект заключается в том, что при встрече с новым человеком в течение первых 3-5 минут формируется наше впечатление о нем, определяется образ и наше отношение к этому человеку. Таким образом, информация, полученная ранее, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке, а вся последующая информация о нем уже не оказывает на нас особого влияния и практически не меняет наших взглядов. Эффект первичности настолько силен, что если человеку захочется изменить отношение к себе, ему придется приложить очень много усилий.

Эффектновизны заключается в том, что на отношение к хорошо знакомому человеку оказывает влияние самая свежая, последняя информация о нем, а по отношению к новому человеку более важна первая информация.

Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола и галоэффект. Оба этих эффекта касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект стереотипности выражается в упрощенном и схематичном, но устойчивом представлении о чем-либо. Стереотипы стихийно складываются в условиях дефицита информации, либо неспособности индивида интерпретировать ее адекватно. Стереотип никогда не бывает истинным, он всегда содержит тенденциозные, заранее заданные характеристики явления, поэтому всегда неадекватен ему. Стереотип обобщает явления по принципу внешней схожести или случайных совпадений, однако не анализирует их глубинную сущность. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным последствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или непринятия, остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Эффект проекции проявляется, когда мы приписываем человеку приятному для нас свои собственные достоинства, а неприятному, наоборот, недостатки. Т. е. выявлять у других именно те черты, которые представлены у нас.

Так же выделяют эффектвлияния авторитетов. Эффект заключается в том, что авторитетное мнение и высказывание о ком-либо не подвергается сомнению, принимается «на веру». В роли авторитетов могут выступать конкретные люди или научно обоснованные факты.

Еще один эффект - эффект средней ошибки. Это тенденция смягчить оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

И последний эффект - эффекткрасоты. Внешняя привлекательность оказывает особое влияние на формирование первого впечатления о человеке. Человеческая психика воспринимает красоту как важный элемент установления и развития межличностных отношений. Этот фактор проявляет свое действие с четырех лет, когда красота человека обеспечивает ему более высокую популярность, чем менее привлекательным сверстникам. Уже в этом возрасте, осознавая привилегированное положение сверстников, дети утверждают, что лучше быть красивым, потому что тогда их все будут любить и не будут обижать. Экспериментальными исследованиями психологов установлено, что ореол физической привлекательности влияет не только на оценку ха-

рактера человека, но и на оценку результатов его деятельности и отдельных поступков. Здесь действует стереотип «красивый значит хороший», так как красота ассоциируется с положительными личными качествами, а некрасивость - с отрицательными..

Рассмотрев все возможные эффекты межличностного восприятия, становится понятно насколько важно, чтобы первое впечатление у человека о своем собеседнике сложилось максимально положительное. Если оказывается именно так, то дальнейших проблем в общении и понимании друг друга возникнуть не должно. Но что делать, если при каких-то внешних обстоятельствах первое впечатление остается негативным? Естественно необходимо попытаться опровергнуть его, показать свои положительные стороны при межличностном общении, но нередко негативное восприятие человека к человеку вызвано какими-то заранее сложившимися предубеждениями, предрассудками.

Предрассудок (предубеждение) - установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предрассудка как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудок может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Предрассудок нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Особенно часто развиваются национальные и расовые предубеждения.

Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, каждое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Многие экспериментальные исследования зафиксировали возникновение таких предубеждений, но они особенно отрицательно проявляются не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенным явлением являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений психологи называют стереотипом.

Для наибольшей наглядности рассмотрим понятие «предрассудок» в соотношении с близкими по смыслу категориями стереотипы, установки, предубеждения. Предрассудок и предубеждение имеют более «социальные» установки. Их формирование зависит от конкрет-

ной общественно-исторической ситуации. Предрассудок отличает большая концентрация негативных эмоций. В реальном поведении предрассудок проявляется в конкретных поступках дискриминирующего характера. Предубеждение характеризуется негативным эмоциональным зарядом и, в отличие от предрассудка, не дискриминирует, а избегает какого-либо общения или контакта.

Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Таким образом, установка представляет собой некую призму, через которую человек рассматривает мир и происходящие в нем события.

Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе, т. е. стереотип является уже сформированным выражением той или иной социальной установки по отношению к определенному явлению. В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида на основании приписывания им негативных качеств.

Итак, сравнив все эти определения, близкие по значению друг другу, можно выделить у интересующего нас понятия «предрассудок» некоторые отличительные особенности. Предрассудок является наиболее сильной эмоциональной установкой, имеющий самые сильные отрицательные эмоции. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. Предрассудки наносят огромный вред межличностным, межнациональным отношениям и всему обществу в целом.

Представления о типичных чертах других народов зависят как от их характерных черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются предрассудки.

В психологии предрассудок рассматривается как психологическая установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Если рассматривать предрассудок применительно к этническим группам или их культурам, он выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и любым фактам действительности, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением.

Чаще всего объектом предрассудков оказываются люди, которые сильно отличаются от большинства какими-то чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Наиболее известные формы

предрассудков расизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и т. д.

Предрассудки являются элементами культуры, поскольку порождены общественными причинами, а не биологическими. Предрассудки являются устойчивыми и широко распространенными элементами обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Наиболее часто предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т. е. строгих представлений о том, «что и как должно быть», каким образом следует относиться к представителям соответствующих этнических или социокультурных групп.

В жизни человека предрассудки занимают далеко не последнее место. Во-первых, наличие какого-либо предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Он видит в них то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле, поэтому положительные качества объекта предрассудка не учитываются при общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации, потому что носители предрассудков видят в них потенциальную угрозу, что порождает еще недоверие. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав, в конечном счете, искажает самооценку объектов этих предрассудков. Большому числу людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты.

На протяжении всей жизни каждый человек подвергается чьему-либо влиянию: друзей, знакомых, которые бессознательно или специально пытаются изменить предрассудки. Но изменению предрассудки поддаются с большим трудом. Если человек когда-то согласился и принял какой-либо предрассудок, то ему будет довольно трудно отказаться от него. Особенно, если это этнический предрассудок. Чаще всего люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противоречит. Если предрассудки были когда-то усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени.

Главным фактором в возникновении предрассудков является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия - неприязнь к иностранцам.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого раз-

личного рода - к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Их сохранению и широкому распространению способствуют некоторые социально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одной из этих причин является попытка представителей доминирующей этнической группы найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу социальной лестницы из-за сложного материального положения. Отсутствие действительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».

Много теорий происхождения предрассудков можно найти в зарубежной психологии. Одной из них является теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения - фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек. Когда человек видит причины трудностей и невзгод в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против именно этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение.

Существует еще одна теория. Суть ее в том, что формирование предрассудков объясняется потребностью людей определить свое положение по отношению к другим, основываясь на превосходстве своей этнической группы и тем самым своего индивидуального над другими. В процессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы, и подчеркивается неприязненное отношение к ней. В данном случае можно говорить о социально-экономическом, культурном и политическом контекстах межгрупповых отношений, которые в свою очередь связаны с этнической и культурной идентификацией взаимодействующих групп. При этом позитивная идентификация связывается в основном со своей культурной группой, а по отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, насколько сложна и обширна природа межличностного восприятия и общения, насколько серьезно следует подходить к вопросам об отношениях в обществе, в межнациональных, межкультурных отношениях. Неправильное впечатление о человеке способно перерасти в предубеждение и, как следствие, в предрассудок. Один из путей решения этой проблемы - осмысление всей совокупности «помех», мешающих межличностному восприятию. А также более пристальное изучение перцептивных

способностей субъекта восприятия. Очень важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи. Это помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия до симпатии, и даже любви. Область исследований, связанная с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследование аттракции. Буквально аттракция означает «привлечение». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Эту многозначность термина обязательно нужно иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в рамках перцептивной стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм возникновения симпатии и формирования привязанностей, или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом.

Составляющими взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение. Симпатия - это эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредовано). Притяжение, как одна из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с другим человеком. Притяжение чаще всего (но не всегда) связано с переживаемой симпатией, то есть симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, связывая субъектов общения, можно уже говорить о межличностной привлекательности. Возникновение отношений между людьми определяется произвольным выбором, хотя он и не всегда полностью осознается партнерами. Кроме того, выбор должен быть взаимным, иначе невозможна реализация индивидуальных потребностей во взаимодействии. Первично возникшее межличностное притяжение определяет дальнейшее взаимодействие двух людей. Поскольку взаимные выборы не задаются внешними условиями, инструкциями, возникает вопрос о том, что притягивает - отталкивает двух людей, вызывает взаимные симпатии - антипатии. В настоящее время существует два направления в исследовании межлич-

ностного притяжения: одно утверждает первичную значимость сходства между людьми и подобие установок для образования симпатий; другое считает, что взаимная дополняемость является решающей в определении межличностного восприятия.

Чем ближе чьи-либо установки нашим собственным, тем симпатичнее нам кажется человек. Этот «эффект согласия» был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. Этим занимались многие психологи, и результаты их экспериментов подтвердили данное предположение: сходство рождает удовлетворение. Причем это можно сказать также и о внешнем, физическом сходстве двух людей.

Гипотеза о том, что притягиваются люди, которые противоположны по своим внутренним качествам и как бы дополняют друг друга, не была экспериментально доказана. Было выявлено, что определенная взаимодополнительность (комплиментарность) может развиваться по мере развития отношений, но изначально люди все-таки склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению. Таким образом, сходство имеет важное значение для установления отношений, а для их продолжения необходима комплиментарность.

Большое значение в межличностной привлекательности имеет такой фактор как функциональная дистанция, - то есть то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Было замечено, что чем короче эта дистанция, то есть чем чаще сталкиваешься с объектом, тем симпатичней и привлекательней он кажется. Люди, оказавшиеся соседями по комнате в общежитии, чаще становятся друзьями, а не врагами. Оказывается, простое нахождение объекта в поле человека - визуализация, заставляет его (человека) относится к объекту (будь то картина, здание или другой человек) с большей симпатией. Проведенный эксперимент подтвердил это предположение. Группе студентов предъявлялись бессмысленные слова и «китайские» иероглифы. Студенты должны были сказать, что, по их мнению, означают эти слова и иероглифы. Чем большее количество раз им приходилось видеть бессмысленное слово или «китайский» иероглиф, тем более они склонны были говорить, что это означает нечто хорошее. То же самое происходило при предъявлении студентам фотографий неизвестных им людей. Наиболее приятными испытуемым казались именно те лица, которые во время эксперимента попадались чаще остальных. Проводившие эксперимент сотрудники выяснили, что нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. На самом деле наиболее сильный эффект простое нахождение в поле зрения дает как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.

Нельзя недооценивать роль физической привлекательности в формировании впечатления о человеке. Многие люди считают, что они не придают большого значения внешности своих партнеров по общению. Существует масса пословиц типа «не все то золото, что блестит» или «нельзя ценить книгу по ее обложке», говорящих о том, что красота - это поверхностное качество и не стоит обращать на нее внимание. Тем не менее, эмпирически доказано, что внешность на самом деле имеет большое значение.

Диапазон ситуаций, в которых партнеры выбирают друг друга, характеризует степень обобщенности, интегрированности отношений. Большая дифференциация отношений сказывается на особенностях восприятия и понимания партнерами друг друга, своего положения в системе группового эмоционального фона отношений.

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функции аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе.

Библиографический список

1. Доблаев В.А. Организационное поведение / В.А. Доблаев. - М. : ЗАО Изд-во, «Дело и сервис», 2006.

2. Резник С.Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. - М. : ИНФРА-М, 2006.

3. ЗайцевЛ.Г. Организационное поведение / Л.Г. Зайцев, Н.И. Соколова. - М. : Экономисть, 2010.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ.

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются:

эмпатия, аттаракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.

Аттаракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Существует на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Важна и в деловом общении, что проявляется в выражении доброжелательности к клиенту.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сходства поведения объекта восприятия с поведением какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.

При этом если объекту приписываются негативные черты, то себя человек оценивает, как правило, с положительной стороны.

Характер атрибуций зависит от того, является ли субъект участником какого-либо события или его наблюдателем. Г. Келли выделил три типа атрибуции: личностный (когда причина приписывается лично совершающему поступок), стимульный (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственный (когда причина приписывается обстоятельствам). Установлено, что если субъект выступает с позиции наблюдателя, то он чаще использует личностную атрибуцию, если с позиции участника – то обстоятельственную.

Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

Социальная рефлексия – понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявлений внутреннего состояния, но и даже внешнего облика.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Экспериментально установлено, что одни люди чаще обращают внимание на физические черты, другие – на психологические характеристики, которые зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. Субъективная характеристика объекта восприятия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации. Эти искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.

По А. А.Бодалеву, эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Эксперименты показали, что при первой встрече, как правило, обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.

Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.

Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.

Следствием стереотипизации может быть:

1) упрощение процесса познания другого человека;

2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).

"

Механизмы социальной перцепции - это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия:

  1. механизмы межличностного восприятия ;
  2. механизмы межгруппового восприятия .

Наиболее распространенные механизмы межличностного восприятия - идентификация, эмпатия, децентрация, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Идентификация . Существует несколько толкований данного понятия.

А. А. Бодалев под идентификацией подразумевает способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека. А. А. Реан считает, что это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнера по взаимодействию. По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация - способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он оказывается одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Социальная рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависят от субъективной значимости партнера.

Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека; как результат данного процесса; как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Майерс (2011) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы:

  1. внешние факторы , т. е. существующие до того, как начался процесс общения, такие как потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная близость;
  2. внутренние факторы , возникающие в процессе взаимодействия. Это физическая привлекательность партнера по общению, стиль общения, фактор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).

В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей :

  1. от степени типичности или уникальности поступка;
  2. от социальной желательности или нежелательности поступка;
  3. от того, является ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем.

Г. Келли (Келли, 1984) выделил три типа атрибуции:

  • личностная - причина приписывается тому, кто лично совершил поступок;
  • объективная - причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
  • обстоятельственная - причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.

Идентификация - это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и, безусловно, как положительное отношение к партнеру.

Рефлексия - это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека Исследования показывают, что у каждого человека есть свои "излюбленные" схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

22. Эффекты и явления социальной перцепции. Впечатления (эффекты). Стериотипизация. Предубеждения. Установки. Аттракция.

При общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывание или распространение оценочного впечатление на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека за дефицита времени и источников информации.

Эффект ореола. Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все другие. Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке вызывает положительные оценки и не представленных качеств. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки.

Стереотипизация - формирование впечатление о человеке на основе выработанных стереотипов; приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.

Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.п.) происходит незаметно для индивида. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать.

Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно только в процессе анализа конкретной ситуации.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Предубеждение - это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь". 23. Характеристика и классификация социальных групп.

Социальная группа - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.

Компоненты соц. группы: цели, обище нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, внешняя среда и др.

Внешние отличительные признаки социальной группы: 1) статика существования, которая проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме; 2) социальная группа характеризуется определенным набором социальных норм, институциализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом; 3) социальная группа имеет свою ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками.

Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой социальной группы: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Численность

Членство

Структура

Малая группа

Десятки человек

Личностный

Реальное поведенческое

Развитая внутренняя неформальная

Непосредственные трудовые

Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов

Средняя группа

Сотни человек

Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов

Функциональное

Юридически оформленная (отсутствие неформальной структуры)

Трудовые, опосредованные официальной структурой организации

Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы

Большая группа

Тысячи человек

Отсутствие контакта

Условное социально-структурное

Отсутствие внутренней структуры

Трудовые, опосредованные социальной структурой общества

Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи.

Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.