История собора парижской богоматери. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), описание, фото

Добраться до парижской святыни очень легко. Ее Адрес: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris, France. Поблизости есть несколько станций : 4 линия - Cite или St-Michel; и 11линии - станция Hôtel de Ville; , 11 и 14 линии - станция Châtelet; 10 линия - станция Maubert-Mutualité or Cluny–La Sorbonne.

Можно воспользоваться транспортом сети : линии B и C, станция St-Michel - Notre-Dame.

Время работы и мессы в Нотр-Даме

С понедельника по субботу собор можно посетить с 8:00 до 19:00. В воскресенье - с 8:00 до12.30 и 14:00 до 17:00. Службы в Нотр-Даме проводятся ежедневно. В воскресенье идет несколько служб. Международная месса начинается в 11:30 утра. Даже если вы человек не религиозный, вы можете посетить службу и, таким образом, послушать бесплатный органный концерт.

Кафе и сувениры возле Нотр-Дам-де-Пари

Немного об истории и архитектуре Нотр-Дама

Архитектура собора поистине уникальна. Строился храм почти два века, с 1163 года по 1345 год. Когда был заложен его первый камень, во Франции властвовал романский стиль с его плотностью и основательностью конструкций. Со временем на смену ему пришел готический, более затейливый и легкий. Благодаря тому, что собор вобрал в себя лучшее от обоих этих стилей, его здание и приобрело свой облик - неповторимый и мистичный. В соборе нет ни одной внутренней стены из камня. Их заменяют колонны, которые соединяют между собой легкие арки, а для разделения помещений служат витражи. Согласно готическим канонам на стенах храма нет росписи. Это позволяет свету, проникающему сквозь цветные стекла, рисовать прекрасные узоры.

История Нотр-Дам-де-Пари полна трагических событий. Он много раз становился разменной монетой в руках правителей страны. При власти Людовика XIV собор лишился своего главного украшения - витражей. А во времена Великой Французской революции Робеспьер объявил жителям столицы, что намерен снести святыню. Но любовь парижан к собору была столь велика, что все они согласились заплатить грабительский сбор на нужды революции, чтобы Нотр-Дам-де-Пари не тронули. Робеспьер пощадил здание, но приказал срубить головы каменным статуям королей, укравших его. Масштабная реставрация храма началась в 1841году, через десять лет после выхода романа Гюго. Длилась она целых 23 года. Здание было полностью восстановлено, разбитые статуи и витражи заменены на новые, а на фасаде здания появилась галерея с химерами. Также было очищено от лишних строений пространство перед храмом, чтобы образовалась площадь.

Как и положено одному из самых старинных сооружений Парижа, Нотр-Дам (Notre Dame de Paris с фр. Собор Парижской Богоматери) находится в самом сердце города, на . Ранее, в III- IV веке на этом месте располагался древнеримский храм, а позже, когда римляне закончили своё правление, здесь возвели первую христианскую церковь в Париже.

Строительство было начато в 1163 году, однако самую легко узнаваемую часть сооружения, где расположен главный вход, состоящий из трёх массивных дверей, как и две прямоугольные башни, начали строить лишь в 1200 году. Полностью строительство и отделка бала завершена к 1345 году. Несмотря на то, что Нотр-Дам возводили более 180 лет множество архитекторов, первоначальный замысел готического собора был соблюдён. И сегодня мы можем любоваться удивительной симметрией и гармонией сооружения в сочетании со строгостью, ясностью и уравновешенностью.

Фасад визуально чётко разделяется на три части как по горизонтали, так и по вертикали. На первом уровне по горизонтали, расположены три портала со входами в храм: Страшного суда (по центру), Святой Анны (справа), Богоматери (слева).
Обратите внимание, над левым порталом можно заметить небольшое отклонение от общей симметрии, вверху он закачивается треугольником, а не овальной аркой, как на двух соседних порталах.

Ещё одно нарушение симметрии есть на третьем уровне, в главных башнях собора Нотр-Дам , а именно левая немного шире чем правая. Зачем это было сделано теперь неизвестно, но, такие тонкие отклонения симметрии, несомненно, придают ещё больше загадочности и величия этому сооружению.
На втором горизонтальном уровне расположено знаменитое окно-роза, диаметром 10 метров, витраж которого, частично подлинный, времён средневековья. Справа и слева от него меньшие по размеру арочные окна, которые удивительно вписываются в общий стиль собора Нотр-Дам, удачно дополняя и подчёркивая другие его элементы. Под окнами находится галерея королей, 28 скульптур царей Иудейских, предков Христа.

Надо сказать, что во времена французской революции Нотр-Дам быль
сильно разграблен и пришёл в запустение. По распоряжению Конвента и лично Робеспьера неграмотные повстанцы бросали наземь статуи с фасада храма, колокола и прочая церковная утварь были переплавлены, алтарь осквернён и разграблен.

Долгие годы собор Нотр-Дам стоял обветшавшим и полуразграбленным. Только после выхода одноимённого романа, написанного Виктором Гюго в 1831 году в народе снова проснулся интерес к сооружению и королём был издан указ о восстановлении храма.

Реставрация храма продолжалась с 1841 по 1864 год. Были заново воссозданы многочисленные скульптуры и витражи, а так же добавлены новые. В верхней части постройки, на торцах балок, появились изображения гаргулий (драконовидная змея) и множество отдельных фигур – химер. Эти фантастические существа были добавлены к облику храма и теперь мы можем наблюдать их на площадке возле подножия башен. В те годы был восстановлен также главный шпиль собора Нотр-Дам, разобранный в 1786 году по приказу Робеспьера. Сделанный из дуба и покрытый свинцовыми пластинами шпиль имеет высоту 96 метров и в основании окружён бронзовыми фигурами. Также храм был отчищен от множества пристроек и теперь перед главным фасадом имеется просторная площадь. Именно с этой площади берут начало все дороги Франции в подтверждение чему здесь установлена бронзовая доска с надписью «0 км».

В сердце Парижа находится собор Нотр-Дам-де-Пари. Много веков католический храм поражает людей своим изяществом, великолепием и монументальностью.

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство — Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения, руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка — восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Внешний вид

Собор Нотр-Дам-де-Пари индивидуален и неповторим. Собор строился около двухсот лет, в работе принимали участие многие архитекторы, поэтому стили строения разные — готический и романский. Храм — это базилика с боковыми двойными нефами, конструкция, которая раньше почти не применялась. Высота храма — 35 м, длина — 130 м, ширина 48 м. Вес колокольни, расположенной в южной стороне, 13 тонн. По вертикали фасад разделен на три части, горизонтально делится галереями на три ряда, фасад венчают две башни.

Первый ярус имеет три портала, на них изображены Богородица, Святая Анна и картины Страшного суда. Над входом — панно с сюжетами из Евангелия, над арками установлены статуи святых. Выше протянулась Галерея королей с 28 фигурами иудейских царей. Красоту и яркость сооружению придают витражи, почти целиком воссозданные в XIX веке. Главный витраж (роза) — остался еще со Средневековья и реставрирован частично. На нем изображен образ Богоматери и другие картины, в их числе добродетельные и греховные поступки людей. Две розы по сторонам считаются самыми крупными в Европе, их диаметр — по 13 м.

Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом установлены скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Около каждого святого поместили животное, являющегося символом евангелиста. Статуи установлены лицом к Парижу, и только Фома, который считается покровителем строителей, смотрит на шпиль.

Гаргульи

Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает «глотка». В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры — злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер — Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку — он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры — полными жизни.

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган — оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

Роман, который прославил собор


К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно — Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту. Глава романа «Собор Богоматери» рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает озабоченность, справедливо считая, что человечество может утратить уникальное сооружение.

Героиня — цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан — Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них состоялось свидание. В время свидания ослепленный ревностью Фролло ранит Феба и обвиняет в совершенном преступлении девушку. Ее приговаривают к смертной казни.

Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма — это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный — Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.

Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили — решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.

Музей и сокровищница

Музей рассказывает об истории появления храма, об интересных фактах, связанных с этим местом, здесь представлены интересные экспонаты — предметы искусства, утварь. Через музей можно пройти в Сокровищницу, в ней хранится одна из главных христианских святынь — часть Животворящего креста и Терновый венец Спасителя. Экспонируются церковные одеяния, утварь, картины, манускрипты, другие предметы, представляющие художественную и историческую ценность.

Время работы и стоимость билетов

  • понедельник — пятница с 08:00 до 18:45
  • суббота — воскресенье с 08:00 до 19:15

Сокровищница:

  • понедельник — пятница с 09:30 до 18:00
  • суббота с 09:30 до 18:30; воскресенье с 13:30 до 18:30

Стоимость посещения (евро):

  • взрослые — 4; от 6 до 12 лет — 1; дети до 6 лет — бесплатно; до 26 лет — 2.

Народу в этом легендарном месте всегда много, поэтому перед входом в собор придется постоять в очереди.

Где находится и как добраться

Собор расположен на площади Парви Нотр-Дам, в восточной части острова Сите, 75004, Париж, Франция.

Добраться можно:

  • на метро — до остановки «Шалете», «Остров Сите» или «Отель-де Виль»;
  • автобусом, маршруты — 21, 38, 47, 85 и 96.

Если посчастливилось посетить Францию и ее прекрасную столицу — не полюбоваться собором Парижской Богоматери нельзя, это величественное и незабываемое зрелище, впечатления от которого останутся на всю жизнь. Это не только красивейшая архитектура, но и духовный центр католицизма.

Собор Парижской Богоматери в Париже на карте

Монументальный и величавый Собор Парижской Богоматери возвышается на острове Сите в центре Парижа. Его удивительная история насыщена событиями страшными, кровавыми, дерзкими и эпическими.


Он был очевидцем революций и войн, разрушений и реконструкций, увековечен в искусстве, продолжая удивлять строгой и насыщенной готической архитектурой, вплетенной в литое единство романского стиля.

Забронируйте посещение крыши Собора

Храму быть! – решил король

Людовик VII

В 1163 году царствовал Людовик VII. Изначально он собиравшийся стать монахом, но волею судьбы был вынужден принять трон, когда его старший брат Филипп – главный наследник, погиб, упав с лошади. Став королем, Людовик всю жизнь оставался верен церкви, и именно при нем началось возведение Нотр-Дам де Пари, а краеугольный камень в основание имел честь заложить папа Александр III.

Этот величественный храм занял территорию, на которой высшими силами предназначено строить божьи дома. По исследованиям археологов в разные эпохи тут стояли четыре церкви.

Самой первой, в IV веке, осветила землю раннехристианская церковь, за ней следовала базилика Меровингов, далее каролингский собор, затем романский кафедральный собор, который впоследствии полностью разрушили, а камни пустили на фундамент ныне действующему святилищу.

В 1177 г. выросли стены, а главный алтарь водрузили и осветили в 1182 г. Это событие знаменовало завершение обустройства восточной части трансепта. С этого момента в здании уже можно было вести богослужения, хотя кропотливой работе еще предстояло длиться не одно десятилетие. В 1186 г. на территории появилась первая могила – герцога Бретани Жоффрея, а в 1190 – королевы Изабеллы де Эно.


Подходило к завершению строительство нефа, и в 1200 г. приступили к сооружению западного фасада, который сейчас легко узнать по двум отличительным башням у центрального входа. Места грандиозному строению было мало, и в 1208 г. пришлось снести несколько близстоящих домов.

Южная колокольня стала функционировать в 1240 г., а северная башня через 10 лет. Это принято считать завершением первого этапа возведения знаменитого собора.

Завершающие работы длиною в век

К 1257 г. были построены вначале северный, а затем южный фасады для трансепта (крестообразного карниза на плане). В этом же году на свинцовой крыше водрузили шпиль, который был разрушен в 1789 г. во время революционных волнений, и сейчас на его месте копия, установленная в процессе реставрации 1840 г. Энженом Виолле-де-Дюком.


Боковые часовни продолжали строиться до XIV столетия, но последним штрихом считается завершение установки ограждения вокруг литургического хора с роскошными откидными креслами, в которых располагались каноники. Мелкие работы еще некоторое время проводились, но формально Собор Парижской Богоматери был завершен в 1351 г., и оставался в нетронутом виде до XVIII столетия.

События и лица в истории

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».


Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.


Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Возрождение былого величия

Виктор Гюго

До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.

В 1802 г. Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок. Им стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 г.

Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо.

Прежде всего, он позаботился об устранении серьезных повреждений, чтобы остановить дальнейшую разруху. Далее принялся за восстановление разрушенных статуй, скульптурных композиций, не забыл про шпиль, который тоже был снесен во время революции.

Новая игла имеет 96 м, выполнена из дуба и оббита свинцом. У основания ее с четырех боков окружают фигуры апостолов, а перед ними крылатые тетраморфы: бык – символ Луки, лев – Марка, ангел – Матфея, орел – Иоанна. Примечательно, что все изваяния обратили свой взор на Париж, и только святой Фома, покровительствующий архитекторам, полуобернулся, и рассматривает шпиль.


На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации.

Виолле также предложил снести строения, которые в те времена находились в непосредственной близости к собору, и теперь на их месте перед фасадом раскинулась современная площадь.


С тех пор здание оставалось в относительно постоянном состоянии, лишь иногда подвергаясь вынужденным косметическим работам. Оно даже не пострадало во время последних войн. В конце ХХ столетия было решено провести генеральную работу, чтобы освежить его и восстановить первоначальный золотистый оттенок песчанику фасада.

И родились диковинные звери

Очень удачной стала идея посадить у подножия башен химер. Они стали не только экзотическим украшением, но и маскировкой системы сточных труб, которые не дают влаге скапливаться на крыше, провоцируя возникновение плесени и постепенно подтачивая кладку.


Тут можно различить животных, драконов, горгулий, демонов, других фантастических существ и людей. Все горгульи внимательно всматриваются вдаль, повернув головы на запад в ожидании, когда солнце спрячется за горизонтом, наступит время детей ночи, и тогда они оживут.


А пока звери застыли в выжидательной позе с выражением нетерпения на мордах, словно неумолимые стражи нравственности в поисках проявления греха. Эти потусторонние обитатели Нотр-Дам де Пари наделяют знаменитый храм особой харизмой. Если захотите взглянуть им в глаза, за отдельную плату наверх вас поднимут подъемником.

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.


Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия. Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом. По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.


Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону.

Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.


Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью. Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем.
Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.


Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки. Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом. «Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез. Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез. За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа. И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Внутри святая святых

О роскошном внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но куда приятнее окунуться в это великолепие лично. Предвкушая осмотр достопримечательности, взгляните на Собор Парижской Богоматери фото, и ощутите его торжественность атмосферы.


Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.


Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней. Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха. Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Внутри храма розы ветров смотрятся еще удивительней, и даже таинственно, благодаря проникающему сквозь их витражи свету. Нижнюю часть центрального цветка перекрывает внушительный по размерам орган, а вот боковые видны во всем великолепии.


Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим. Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали. Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.


В храме вы проведете не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам. Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Фотогалерея витражи Нотр-Дам-де-Пари

1 of 12

Внутри время словно течет по-другому. Будто проходишь сквозь временную петлю, и окунаешься в совершенно иную реальность. Присядьте на скамью, позвольте себе удивиться уникальному, роскошному интерьеру, а затем закройте глаза и впитайте торжественные звуки органа, насладитесь ароматом свечей.

Но особенно ярко вы ощутите грань веков, когда покинете стены собора, и не сможете устоять перед искушением, вновь вернуться в умиротворяющую атмосферу.


Также вам стоит спуститься в сокровищницу, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором. Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

Яркий след в жизни и культуре

Многие века Собор Парижской Богоматери вдохновлял, объединял и собирал под своими сводами людей разных эпох. Сюда приходили рыцари, чтобы помолиться перед Крестовым походом; тут короновали, венчали и отпевали королей; в его стенах собирались члены первого парламента Франции; тут отмечали победу над фашистскими войсками.


За сохранение и воскрешение столь прекрасного памятника архитектуры надо благодарить, в том числе, и Виктора Гюго, ведь своим великим произведением он смог достучаться до парижан. Сегодня это величественное строение вдохновляет писателей современников, кинематографистов и авторов компьютерных игр на свои вариации событий, с вероломными врагами и отважными героями, раскрывающими вековые тайны и загадки.

Собор Парижской Богоматери на карте

Настоящее сердце Парижа и всей Франции – величественный древний Собор Нотр-Дам-де-Пари. Ярчайший памятник средневековой культуры и архитектуры неоднократно стоял на краю гибели, но перенес все отведенные на его долю невзгоды с честью. Больше тысячи лет Собор Парижской Богоматери во Франции хранит мистическую энергетику здешних мест. Миллионы туристов совершают паломничество, чтобы коснуться его стен. Воспетый поэтами и писателями, храм гордо несет венец символа французской столицы. В мире сегодня осталось совсем мало сооружений, могущих посоревноваться с Собором Парижской Богоматери в величественности, глубине исторической судьбы.

Необязательно быть верующим христианином, чтобы оценить собор в полной мере. Иностранные туристы в Париже обязательно приходят к Собору Парижской Богоматери. У него есть официальный сайт, где рассказывается история места, можно записаться на экскурсию, узнать больше интересной информации.

История Собора Парижской Богоматери.

На территории, где находится Собор Парижской Богоматери, в языческие времена стоял храм, где поклонялись Юпитеру. Уже тогда эти земли считались священными, наполненными таинственной силой. Когда христианство пришло во Францию, некогда важную языческую святыню разрушили. Ее место заняла базилика святого Стефана. Это сооружение было фактически первым христианским храмом средневекового Парижа. Уголок острова Сито, где сегодня стоит Нотр-Дам, всегда особенно почитался местными жителями.

1163 год. Начало строительства собора. На неслучайно выбранном месте (согласно повелению короля Людовика 7) заложили первый камень будущего строения. В работе использовали остовы фундамента романского кафедрального собора.

Строительство происходило в два этапа (тянулось фактически 200 лет). Для Средневековой Европы такая стройка была привычной. Кроме того, долгие века Нотр-Дам реставрировали, обновляли, перестраивали. Главный алтарь построили относительно быстро: он был готов через 20 лет после начала работ. Будущий собор использовали как место захоронения аристократии, правителей Франции.

Два века строительных работ создали первозданный облик Нотр-Дама. Священное место оставалось нетронутым полтысячелетия. К его созданию приложили руку величайшие зодчие средневековой Франции: Пьер де Монтеро и Жан де Шелль. Де Монтеро – архитектор множества французских памятников зодчества Средних Веков:

  • Аббатства Сен-Дени;
  • Аббатства Сен-Жермен-де-Пре;
  • Другие сооружения в стиле «лучистой готики».

Оба творца после смерти погребены в своем величайшем строении.

1789 год. К тому моменту сооружение обветшало. Никто не занимался поддержанием порядка в храме. Упадок начался еще при Людовике 14. Великая Французская Революция, потрясения, охватившие страну, не прошли мимо великого собора. Максимилиан Робеспьер объявил Нотр-Дам символом мракобесия. Революционеры разрушили шпиль на главной башне здания. Собирались взорвать его целиком. Снесли мятежники головы многочисленным статуям Собора Парижской Богоматери, разграбили богатую сокровищницу. Неравнодушный народ Франции послушно платил налоги в казну якобинцев, удерживая Робеспьера от кощунственных действий.

1804. Наполеон Бонапарт избрал Нотр-Дам местом императорской коронации. Большая часть для собора не спасла его от дальнейшего разрушения. Следующие десятилетия несколько раз поднимается вопрос относительно сноса храма.

1831. Случилось перевернувшее историю Нотр-Дама событие. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» настолько потряс сердца парижан, настолько возвеличил древний храм, что буквально спас историческое здание от погибели. Не осталось равнодушных перед описанием ветхости, упадка собора. Гюго отлично достиг цели. Вдохновил французов на любовь к памятнику исторической архитектуры. Спустя 10 лет началась полномасштабная реставрация Нотр-Дам-де-Пари. Здание приобрело привычный современный вид. Появились знаменитые горгульи и химеры Собора Парижской Богоматери, находка архитектора Виолле-ле-Дюка (отца современной архитектурной реставрации).

21 век. К 850 годовщине Собор Парижской Богоматери внутри реставрировали: обновили орган, отлили новые колокола. Для туристов разработан «маршрут паломника», открывающий завесу над всеми тайнами Нотр-Дама. Число ежегодных паломников достигает 14 миллионов, выводя Собор в список лидеров туристических достопримечательностей Франции.

Сокровищница Нотр-Дам де Пари

Столь известное церковное сооружение не могло обойтись без богатых христианских реликвий. Наиболее знаменитая ценность Собора Парижской Богоматери – терновый венец. Франция обрела венец Христа в 13 веке, но в собор его передали после окончания Французской революции. Благодарить за важное приобретение стоит короля Людовика Девятого.

Кроме того, здесь также присутствуют другие реликвии, связанные с Иисусом Христом:

  • один из гвоздей, которым тело Мессии было прибито к кресту;
  • деталь креста.

Сегодня идут споры, действительно ли гвоздь, хранящийся в Нотр-Дам, может называться христианской ценностью. Аналогичные достояния хранятся во множественных экземплярах по всей Земле, хотя оригинальных гвоздей всего 5. Это не мешает людям приходить в храм, полными уверенности, что здесь хранятся столь важные элементы казни Христа.

Отдельная ценность Нотр-Дам – его орган. Впервые установленный в 15 веке, он неоднократно подвергался реконструкции (1733, 1788, 1868). Орган компьютеризирован для удобства играющих в 1992-ом, но не потерял своего самобытного звучания. Инструменту возвращен исторический облик эпохи Людовика Шестнадцатого.

Сегодня у органа более сотни регистров, семь с половиной тысяч труб, часть которых сохранена с 18 столетия. Во Франции нет инструментов, способных посоревноваться с органом Нотр-Дама по масштабности. Для одновременной игры на органе привлекаются минимум три титулярных органиста. Меломаны мира по праву считают звучание парижского инструмента удивительным.

Архитектура Собора Парижской Богоматери

Архитектурный стиль строения типичный для готического периода, но сохраняет в себе черты романского раннесредневекового зодчества Нормандии. По структуре Собор строгой симметрии: две знаменитые башни на фасаде, три горизонтальные и вертикальные части.

Здание нельзя назвать монументальным. Но для своего времени оно было большим: максимальная высота 69 метров, высота фасада 35 метров. По протяженности Собор занимает почти 150 метров. Чтобы подняться на колокольню, придется преодолеть почти 400 ступенек. Это того стоит, ведь колокола Нотр-Дам – отдельное удовольствие. Каждый из них назван в честь женских имен. Эммануэль – самый большой колокол, его вес достигает 12 тонн, а еще полтонны весит «язык». Названный в честь героини Гюго Белль, самый старый колокол, выплавленный в 1631. Не иначе как божественное чудо уберегло колокола от мародерств времен Французской революции. Услышать звуки колокольного перезвона над Парижем можно каждое утро в 8.

Кроме того, с площадки колокольни открывается прекрасный парижский пейзаж. Многие находят его более интересным и романтичным, нежели вид с Эйфелевой башни.

Три входа ведут в Собор. Тематическое оформление Центрального портала – Страшный суд. Здесь есть символическое изображение всех слоев населения:

  • власть и аристократия – восставший из могилы король;
  • духовенство – Папа Римский;
  • прочее население – женщины и мужчины-воины.

Левый портал носит имя Мадонны с Младенцем. Здесь находится одна из знаменитейших скульптур («Слава Пресвятой Девы»). Тематически портал оформлен картинами, изображающими важнейшие вехи жизни Богородицы и рождения Христа. С правой стороны находится портал святой Анны.

Уже упомянутые мной химеры окутаны множеством легенд. Их считают хранительницами собора, оживающими ночью. Горгульи, венчающие водосточные трубы, также по легендам «оживают». Если верить мифам, эти скульптуры хранят древнее сооружение от недоброжелателей и невзгод.

Собор внутри

На центральном фасаде здания расположена известная витражная роза Собора Парижской Богоматери. Диаметр окна – больше 10 метров. Другие витражные окна-розы также есть на остальных фасадах (их размер меньше). Вокруг они оформлены сценами из Ветхого завета.

Витражи – визитная карточка места. Внутри собора нет стен, только колонны. Витражи выполняют важную роль, зонируя пространство. Особенно красив Нотр-Дам в ясную, солнечную погоду: свет играет разноцветным стеклом, создавая незабываемые переливы цвета на сером древнем камне. Хотя внутреннее убранство храма простое, благодаря витражам оно имеет неповторимый вид, объем.

Во время реставрации 19 века в Соборе появилась центральная люстра. Виолле-ле-Дюк, руководящий работами, лично нарисовал эскизы осветительного прибора. Материал – бронза, покрыта серебряным напылением.

Нельзя назвать внутреннее убранство Нотр-Дам богатым. Оно отличается от привычных нам православных храмов. Здесь нет роскоши, золота. Витражные переливы, древние статуи и самобытность архитектуры – вот, что делает Нотр-Дам величественным и роскошным при всей простоте.

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Увидеть Собор Парижской Богоматери можно во множестве художественных и документальных фильмов. Ни одна историческая кинолента о жизни Парижа не обходится без вида на храм. Гораздо лучше увидеть сооружение в реальной жизни.

Идеальная экскурсия – пешая (по Четвертому округу Парижа, старейшему району). Остров Сите удивит вас множеством архитектурных изысков, не только Нотр-Дам де Пари: Консьержери, Сент-Шапель, Площадь Дофина.

Обязательно задержитесь на соборной площади. Здесь находятся здания постройки 7 века, археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам». Также внимание привлекает «нулевой километр» – точка перекрестка и начала всех французских дорог времен средневекового государства.

Время работы здания начинается с 8 утра до 7 вечера. 8:30 – начало утренней мессы. Попасть внутрь можно совершенно бесплатно. Но за подъем к колоколам платить придется 15 евро. У сокровищницы другой режим: 9:30 – 18:30.

Удобнее всего добираться до Нотр-Дам на метро. Сюда идут поезда 6 различных линий. Запоминайте названия станций, где нужно выйти:

  • Saint-Michel;
  • La Sorbonne;
  • Chatelet;
  • Hotel de Ville.

Также сюда ходит электричка (RER), станция выхода которой называется Notre-Dame.

Если на метро ехать нет желания, поймайте такси. Любой уважающий себя таксист довезет вас до Собора Парижской Богоматери с ветерком. В Париже нет ни одного человека, который не знал бы дорогу к знаменитейшему прекрасному собору.