Что спрашивает батюшка на исповеди. Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке

В чем смысл христианской жизни? Ответов может быть много, но никто не будет спорить, что конечной целью земного существования православные христиане видят в вечном пребывании в раю.

Никто не знает, в какой момент может оборваться пребывание человека на земле, поэтому к переходу в другой мир следует быть готовым ежесекундно.

Что такое исповедь

Лучшим средством избавления от греха является искреннее покаяние , когда мысль о нечистой жизни становится отвратительной.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

Тайна исповеди в православии дает христианам возможность оставить все свои прегрешения и приближает его к Познанию Бога и Царства Небесного. Смиренная молитва, частое исповедание - результаты покаяния, настоящего сокрушения духа, происходящего в постоянной борьбе со страстями.

О других Таинствах православной церкви:

Христос и грешница

Православные, пребывающие постоянно в молитве и раскаянии, приносящие свои плохие дела и помыслы на алтарь Божьей крови, не боятся смерти, ибо знают, что их плохие дела прощены во время исповедания.

Исповедь является Таинством, во время которого через священника, как посредника, человек общается с Творцом, отказывается от своей греховной жизни в покаянии и признании себя грешником.

Любой, самый малый грех, может стать огромным замком на двери вечности. Раскаянное сердце, положенное у алтаря Божьей любви, Создатель держит в Своих руках, прощая все прегрешения, без права их воспоминания, сокращающие земную жизнь и лишающие вечного пребывания в раю.

Плохие дела являются из ада, падший человек его проводит в существующий мир, выступая проводником.

Искреннее исповедание неправильных поступков не может быть насильственным, только по горячему покаянию, ненависти к совершенному прегрешению, умиранию для него и жизни в святости, Вседержитель открывает Свои объятия.

Прощение в христианстве

Тайна исповеди в православии гарантирует, что все было сказано при священнике, умирает и не выходит за ворота храма. Нет грехов больших и малых, есть нераскаянные прегрешения, самооправдание, отчуждающие человека от принятия прощения. Через искреннее покаяние человек постигает тайну спасения.

Важно! Святые отцы церкви запрещают вспоминать прегрешения, исповеданные перед Богом в искреннем покаянии, и навсегда оставленные человеком.

Для чего православные исповедуются

Человек состоит из духа, души и тела. Все знают, что тело превратится в прах, но забота о телесной чистоте занимает немаловажное место в жизни христиан. Душа, которой предстоит в конце жизни встретиться со Спасителем, также нуждается в очищении от грехов.

Смыть грязь с души может только исповедание греховных дел, мыслей, слов. Накопление нечистот в душе вызывает негативные эмоции:

  • раздражение;
  • гнев;
  • апатию.

Часто православные сами не могут объяснить своего поведения, даже не подозревают, что причиной всему неисповеданные прегрешения.

Духовное здоровье человека, спокойная совесть напрямую зависит от частоты исповедания своих порочных наклонностей.

Исповедь, принятая Богом, напрямую связана, вернее, является результатом искреннего покаяния. Кающийся человек искренне желает жить согласно заповедям Господним, он постоянно критически относится к своим заблуждениям и прегрешениям.

Исповедь в Православной церкви

По словам святителя Феофана Затворника, покаяние проходит четырьмя ступенями:

  • осознать грех;
  • признать свою вину в совершении проступка;
  • принять решение навсегда разорвать свои отношения с неправильными действиями или помыслами;
  • слезно молить Творца о прощении.
Важно! Исповедь должна быть проговорена вслух, ибо написанное знает Бог, а высказанное голосом слышат бесы.

В послушании идя на откровенное открытие своего сердца, которое происходит в присутствии священника, человек в первую очередь переступает через свою гордыню. Некоторые верующие утверждают, что можно исповедоваться непосредственно в присутствии Создателя, но по законам Православной Русской Церкви Таинство исповеди считается законным, если оно совершенно через ходатая, молитвенника и свидетеля в одном лице, через священнослужителя.

Главное при исповедании прегрешений не чин посредника, а состояние сердца грешника, его сердечное сокрушение и полный отказ от совершенного проступка.

Какие существуют правила исповеди

Люди, желающие совершить Таинство исповедания, подходят к священнику перед Литургией или во время ее проведения, но обязательно перед Таинством причастия . К больным людям, по предварительному соглашению, священники выезжают на дом.

Согласно церковному Уставу при очищении православной души нет никаких оговорок по поводу постов или молитвенных правил, главное, чтобы христианин верил и искренне раскаялся. Правильно делают люди, которые прежде, чем прийти в храм проводят время в осознании и записывании своих прегрешений, но эти записи следует оставить дома.

При священнике, как перед доктором, говорят о том, что болит, мучает, а для этого не нужны бумажки.

К смертным грехам относятся:

  • гордость, гордыня , тщеславие;
  • блуд;
  • желание чужого и зависть;
  • чрезмерное угождение своей плоти;
  • необузданный гнев;
  • унылый дух, который сушит кости.
Совет! Не стоит священнику рассказывать историю совершенного проступка, обстоятельства его совершения, пытаться найти себе оправдание. Что говорить на исповеди следует обдумать дома, покаявшись в каждой мелочи, которая тревожит сердце.

Если это обида, прежде, чем идти в храм, необходимо примириться с обидчиком и простить обижающего человека.

В присутствии священника следует назвать прегрешения, сказать, что каюсь и признать его. При исповедании мы приносим раскаянный грех к подножью великого Бога и просим о прощении. Не надо путать разговор по душам с духовным наставником и Таинство исповедания.

При консультировании с душепопечителем христиане могут говорить о своих проблемах, попросить совета, а при исповедании грехов следует говорить четко, ясно и коротко. Бог видит раскаявшееся сердце, Ему многословие не нужно .

Церковь указывает на грех бесчувствия при исповеди, когда человек не имеет страха перед Творцом, маловерен, а пришел в храм, ибо все пришли, чтобы соседи видели его «набожность».

Холодное, механическое исповедание без подготовки и искреннего раскаяния считается недействительным, оно оскорбляет Творца. Можно найти несколько священников, каждому сказать по одному плохому делу, но не раскаяться ни в едином, «надев» на себя грех лицемерия и обмана.

Первая исповедь и подготовка к ней

Приняв решение исповедоваться, следует:

  • четко уяснить всю важность этого события;
  • ощутить всю ответственность перед Всевышним;
  • раскаяться в совершенном;
  • простить всем должникам;
  • наполниться верой на прощение;
  • с глубоким раскаянием изложить все грехи.

Первое предстояние в прошении и раскаянии заставит мысленно «перелопатить» свою жизнь с точки зрения покаяния, если желание покаяния искреннее. При этом следует постоянно молиться, просить Бога открыть самые темные уголки души, вынести на свет Божий все плохие дела.

Таинство покаяния

Смертный грех приходить к исповеди, а затем причащаться, имея в душе непрощение. Библия пишет о том, что люди, недостойно пришедшие к причастию, болеют и умирают. (1 Кор. 11:27-30)

Священное Писание утверждает, что любой раскаянный грех Бог прощает, кроме хулы на Духа Святого. (Мат. 12:30-32)

Если совершенное злодеяние очень велико, то после исповедания до причащения Крови Иисуса священник может назначить епитимью - наказание в виде множества поклонов, многочасовых чтений канонов, усиленного поста и паломничества по святым местам. Не исполнить епитимию невозможно, ее отменить может тот священник, который наложил наказание.

Важно! После исповедания не всегда причащаются, а принять Причастие без исповедания невозможно.

Молитвы перед исповедью и причастием: Христос стучится в дверь

Только гордость и ложный стыд, который также относится к гордыне, закрывают важности полного доверия Творцу в Его милости и прощении. Праведный стыд рождается совесть, он дан Творцом, искренний христианин всегда будет стремиться как можно скорее очистить свою совесть.

Что нужно говорить священнику

Идя первый раз на исповедь, следует помнить, что впереди встреча не со священнослужителем, а с Самим Создателем.

Очищая свою душу и сердце от греховного наследия, следует в сокрушении, смирении и благоговении признаться в своей вине, при этом не затрагивать прегрешения других людей. Они сами дадут ответ перед Творцом. Исповедоваться надо в твердой вере, что Иисус пришел для того, чтобы спасти и омыть Своею кровью от грешных дел и помыслов Своих детей.

Открывая свое сердце Богу, надо покаяться не только в явных прегрешениях, но в тех хороших делах, которые можно было сделать для людей, церкви, Спасителя, но не сделали.

Небрежное отношение к доверенному делу является мерзостью перед Богом.

Иисус Своей земной смертью доказал, что путь очищения открыт для всех, пообещав разбойнику, который признал Его Богом, Царство Небесное.

Бог не смотрит на количество плохих дел в день исповедания, Он видит раскаянное сердце.

Признаком прощенное греха станет особый мир в сердце, умиротворение. В это время ангелы поют на Небеса, радуясь спасению еще одной души.

Как подготовиться к исповеди? Протоиерей Иоанн Пелипенко

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Великий пост - благодатное время, когда особый ход богослужения, тематика богослужебных текстов, а также воздержание от скоромной пищи настраивают человека на покаяние, тормошат спящую душу, чтобы она проснулась и посмотрела на себя, осознала в каких грехах и опасности находится. В этот момент человека начинает посещать покаянное чувство. Но зачастую люди путают исповедь и покаяние, в то время как святые отцы называют четкие различия между этими таинствами. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить именно об этом. Что такое исповедь и что такое покаяние?

Самое главное в нашей жизни - это спасение. Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (Мф.4, 17). Святой Пророк Иоанн Предтеча также призывает нас в своей проповеди: «…покайтесь… (Мф.3, 2)» и «сотворите же достойный плод покаяния…» (Мф.8, 9).

Когда человек живет в миру, он совершает много грехов. Кто-то, например, пьет, курит, матом ругается, раздражается, гневается, злится и все это входит у него в привычку, грехи становятся обыденными, и в человеке нет покаяния. Когда же человек приходит к Богу, он начинает ощущать, что грехи тяготят его душу, и тогда он говорит пред Богом: «Господи! Я больше матом ругаться не буду! Пить не буду! Курить не буду! Буду стараться не раздражаться!» - вот это и есть покаяние – изменение жизни.

Когда человек приходит к священнику на исповедь, он может сказать: «Батюшка, я в Церковь не ходил. Богу не молился, постов не соблюдал. Матом ругался, пьяным напивался, раздражался. В этом я исповедуюсь и каюсь. Прощу у Бога прощения». Если человек произнес это и дал Господу обещание исправиться, то благодать Божья даст ему силы, и он от исповеди отходит с легким сердцем, т.к. снял со своей души тяжелую ношу, которую все это время нёс.

Когда люди говорят: «Я хочу жить свободно, пить, гулять, блудить, курить, матом ругаться», - это болезнь души. Если человек избавился от гнева, зла, алкоголя, курения и мата, то он стал свободным. Если же эти страсти его мучают - значит, он в плену. Бесы держат человека в этих страстях.

Святые отцы говорят, что начало духовной жизни, когда у человека открываются духовные глаза и он видит в себе бездну грехов - это и есть начало покаяния. Если человек не видит своих грехов - значит, он пока ещё духовно слеп. Тогда человеку помогаешь, напоминаешь о его грехах. Многие не думают о том, что пропускать службы - это грех. Существуют апостольские правила, в которых говорится, что если кто-то не был в храме три воскресных дня без уважительной причины, то он отлучается от Церкви. Я обычно спрашиваю: «Ты посты соблюдал?» и слышу в ответ: «Не соблюдал никогда». Об этом тоже говорится в апостольских правилах: если человек не соблюдает посты в среду и пятницу, то он отлучается от Церкви. Священник напоминает на исповеди о том, что это тяжкие грехи. Я спрашиваю: «Ты не молился?» и человек признается: «Да, не молился. Только принял Крещение. Даже молитв не знаю». Это тоже грех, в котором надо покаяться.

Священник помогает человеку на исповеди, напоминает ему грехи, объясняет, что гордыня - самый тяжкий грех. Когда человек находится в гордыне, он всегда раздражается. Почему так происходит? Потому что человек о себе высокого мнения, обижается, всегда недоволен, стремится быть на высоте, хочет, чтобы о нем говорили только хорошее, а это Господу неугодно. Афонский старец Паисий Святогорец, когда был маленьким, бегал наперегонки со своими друзьями и прибегал первым. Родители Паисия говорили, что так делать нельзя, потому что в этом скрывается гордыня. Лучше уступить место другому, пусть он прибежит первым. Так и когда в школе учишься – хочешь быть первым. Такого быть не должно. Надо всегда уступать место другому. Нужно уметь смиряться. Это полезно для нас. Порой бывает так, что Господь попускает нам для нашего смирения стать вторыми, а то даже и последними. Все это полезно для нас.

Когда человек покаялся первый раз в жизни, искренне исповедовался, ему кажется, что он всё сказал. Я обычно говорю, что это только начало. На самом деле, вы будете вспоминать свои грехи ещё года два - три. Возьмите бумажку, если вдруг что-то вспомните - запишите, чтобы не забыть, потому что у карандаша или у ручки память лучше, чем у нас. Если вы ещё что-то вспомните, нужно опять все записать, а потом на исповеди покаяться в этом. Всё, что мы делаем, говорим, о чём мыслим, запечатлевается в вечности на все времена. Сколько нами было сказано нехорошего! Сколько ложных тщеславных слов! Сколько всего мы сказали с гордостью! Порой мы забываем об этом, а злые духи не забывают и всё сохраняют.

Расскажу одну историю. Мой брат Николай работал кондуктором. Однажды он ждал поезд, и так как в запасе было время, он надел тулуп, чтобы не замерзнуть и прилег на диване. Николай ещё не успел заснуть и вдруг увидел, что входит прекрасный юноша и говорит: «Николай, вставай! Пойдем со мной». Он встал, оглянулся и увидел своё тело со стороны. Они пошли по коридору и вдруг оказались в одной из комнат, где стоял стол, покрытый красной тканью, и на нем лежали толстые книги. Там же находились два рогатых беса. Как только Николай вошел, они взглянули на него и говорят: «А, Николай! Давай посмотрим!». Один бес открыл книгу и начал перечислять все его грехи с юности, даже те, о которых он и не помнил. Затем другой бес сделал то же самое. Николай взял эту книгу и кинул её в бесов. Они бросились из-за стола и стали его бить. Но юноша сказал: «Не трогайте его». После этого Николай очнулся опять на диване. Господь открыл ему, что примерно с семи лет, когда человек осознает, что такое грехи, бесы уже контролируют наши слова, дела и мысли.

Бывают такие случаи, когда приходят на исповедь и говорят: «Батюшка! Я во всем грешна!», тогда я начинаю спрашивать:

Народ расстреливала?

Дома поджигала?

На луну летала?

Надо сказать то, что ты делала в своей жизни.

Совесть часто обличает нас - мы слышим голос Божий. Некоторые пытаются «заглушить» свою совесть. Так поступать нельзя. Когда мы искренне покаемся, тогда душа освободится и Господь даст благодатную силу. После этого человек не грешит, он имеет страх Божий. Бывает, человек подходит и говорит: «Батюшка, я грешен в этом, в этом и в этом, но не дает обещания исправиться, остается таким же, каким и был. Если же человек спрашивает, как избавиться от определенного греха, то батюшка всегда посоветует как поступить и тогда надо его послушаться. Если мы говорим о плотском грехе, то следует мяса и сладкого не вкушать, никого не осуждать, не гордиться, не раздражаться, никого не обижать, досыта не есть. Если страсти будут беспокоить, то можно в пятницу не кушать. Если и этого будет мало, то и в среду и в понедельник. Таким путем мы можем достигнуть того, что все страсти у нас прекратятся. Конечно, всё начинается с помыслов, от нашего невоздержания. Не надо лезть туда, где огонь, сидеть в интернете, искать по телевизору всякую грязь. А если туда окунулись, о чем это говорит? О том, что мы нечистоплотны, а это Господу неугодно. Поэтому надо жить в чистоте.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, человек созрел для покаяния, решил написать исповедь. Как ему правильно выстроить исповедь? С чего начать, в первую очередь?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Следует начать с самых тяжких грехов - убийства, блуда. Как только вы назовете их, вам станет легче исповедоваться дальше.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Насколько подробно нужно рассказывать о таких грехах?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

На исповеди не нужно говорить о том, как грех совершался.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Нужно ли говорить о том, сколько раз совершали какой-то грех?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если человек пришел на исповедь в первый раз и покаялся, то ему не нужно повторять этого. Господь ему грех простил.

Телефонный звонок:

Я была на вечерней службе на исповеди и попросила у священника благословления на пост. Так как у меня вторая группа инвалидности, то врач категорически запретил мне поститься. Священник же не дает послабления и говорит идти к другому врачу, который не запретит. Скажите, пожалуйста, как быть дальше? Я просила в субботу и воскресенье немножко творога и рыбы.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Я исповедовал десять лет в Троице - Сергиевой лавре и пять лет в Почаевской. У духовников обычно было заведено так, что болящим разрешается рыба, но не молочные продукты. Когда мать святого праведного Иоанна Кронштадтского заболела и была при смерти, врач сказал ей съесть куриный бульон, на что она ответила: «Я никогда в жизни не нарушала поста и никогда не нарушу. Господь меня исцелит». И Господь исцелил ее. В Библии сказано: «Если хочешь быть здоров - не греши». Согрешишь - пойдешь к врачу, врач тебе выпишет лекарство, а Бог лечит (см.: Сир. 38, 1-15).

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, нам задали такой вопрос: «Я болею уже 30 лет, сейчас мне 40. Не хожу, испытываю слабость всего тела. Воцерковлена с самого начала болезни, соблюдаю все посты, молюсь. На дому надо мной совершают все таинства. Что мне полезно будет сделать ещё, чтобы Господь меня услышал? Может, моя вера слаба?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Самое главное - благодарить Бога. Как-то один духовник на святой горе Афон склонил голову. К нему подошел другой старец и говорит: «Батюшка, что с вами?» Тот отвечает:

Господь меня оставил.

Как оставил?

День прошел, и никаких искушений не было. Все было хорошо.

Если есть болезни - значит, Господь мимо не прошел, посетил. За это надо благодарить Бога. Это очень ценно. Нужно просить молитв близких людей, чтобы они помолились за нас. Вот это - самое главное. Не нужно роптать, отчаиваться, обвинять кого-то – Бога или ближних. Нужно винить только себя. Лучше здесь временно всё пережить, претерпеть, чтобы душа вышл свободной, чистой в духовный мир. Конечно, страшно и ужасно, когда человек грешит на земле и не осознает этого, а постоянно пребывает в грехе. Бесы связывают человека по рукам и ногам и не дают ему духовно возрастать. Вот это страшно. Так что надо Бога благодарить за болезни.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, ещё очень важной составляющей частью правильного покаяния и исповеди является духовный отец. Как правильно выбрать себе духовника?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Об этом надо попросить Господа. Когда я учился на первом курсе семинарии, пошел под Успенский Собор и дорогой думал так: «Сейчас я войду в храм на исповедь, и первый священник, который выйдет, станет моим духовником». В этот момент выходит из алтаря архимандрит и у меня появляется мысль: «Вот твой духовный отец». Так это до сегодняшнего дня, уже 50 лет. Сам Бог пошлет того, кому ты сможешь раскрыться. Конечно, этот вопрос очень сложный.

Надо хоть раз в жизни по- настоящему покаяться от юности, найти кому сможешь довериться. В приходских храмах немного священников, а народу много и батюшка не может одного человека подробно исповедовать. Надо пойти в монастырь и исповедаться там полностью у какого-то духовника. Необходимо, чтобы на совести ничего не оставалось. Это самое главное.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, порой человек встречается с внутренним препятствием. Он хочет покаяться, но пытается подбирать слова на исповеди. Ему кажется некрасивым и постыдным назвать все свои грехи. Надо подобрать такие слова, чтобы и о грехе сказать и не испытать сильного стыда. Но тогда человек сталкивается с тем, что когда он отходит от исповеди, то не испытывает на душе мира. Совесть обличает его. Из-за чего это происходит?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Такое бывает, когда человек не полностью раскрыл грех. У священника бывает много народу на исповеди. Не нужно стесняться говорить грехи, потому что злой дух, который неотступен от нас, всегда внушает нам это. Не надо бояться того, что священник о тебе подумает. Надо смело говорить, тогда Господь принимает такую кающуюся душу в свои объятия. Нет такого греха, который бы Господь не простил. Нет такой болезни, которую бы Бог не исцелил.

Телефонный звонок:

Существуют разные мнения о порядке исповеди и соборования. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5, 14). «И если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15). Прежде чем собороваться, человек должен пойти на исповедь, покаяться во всех грехах, чтобы на совести у него ничего не оставалось. В Таинстве Соборования прощаются те грехи, которые человек по немощи своей уже не помнит.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Что значит «прощеный грех »? Я прочитал у святых отцов, о том, что прошеный грех - буквально значит «небывший грех », т.е. если человек совершил грех и покаялся в нем, то в очах Божьих этого греха и не было. Вот какую великую силу имеет покаяние!

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Да. В греческом языке слово «грех » означает промах. Когда человек целится «в десятку», а попадает в «молоко», то это – промах. Так же происходит и когда человек грешит, но думает так: «Сейчас я напьюсь или покурю и получу от этого удовольствие». Оказывается, человек ошибается. Это принесет ему большое зло. Уходит благодать Божья, наступает унынье, отчаянье, тревога и нет радости. А апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес.5, 16-18).

Телефонный звонок:

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Врагов у нас нет. У нас только один враг – дьявол и грехи, которые мы совершаем. Я был в Иерусалиме. Там живут иудеи, мусульмане, протестанты и православные. Многие живут дружно. У нас не должно быть врагов. Мы должны примером своей жизни показывать другим, что наша вера православная - правильно славящая Бога. Вражда не приводит к хорошему. Она ведет к кровопролитию и разрушению. Представьте себе, что вы родились в другой вере и в день Страшного суда Господня откроются наши дела. По делам нашим мы получим наказание или награду.

Телефонный звонок:

В 28 лет у меня уже было Евангелие, тогда ещё нельзя было ходить в храм. Я работала учительницей и везде в дороге рассказывала о Боге. Если я ехала до Симферополя, а сама в то время жила в Крыму, то три часа рассказывала водителю о Евангелии - я его уже выучила наизусть. Слава Богу, почти все выслушивали и только некоторые водители морщились и говорили, что мне не надо платить 4 рубля, лишь бы я вышла из машины. Остальные реагировали по-другому. Однажды мне надо было заплатить 3 рубля, а у меня было только 2, и водитель сказал: «Я бы ехал с вами всю жизнь, лишь бы вы только про Бога рассказывали». Правильно ли я делала, ведь сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями?» (Мф.7, 6).

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если человек сыт, а вы будете его заставлять кушать, то он скажет: «Я сыт. Мне больше не надо». И, наоборот, если человек голоден и нуждается в пище, то надо его накормить - т.е. поговорить с ним о Боге. Поэтому тот водитель так и сказал вам. Он был доволен и напитался духовной пищей. А тот человек, который душой мертв, не нуждается в этом. Если же человек другой веры и слушать тебя не захочет, значит, не надо говорить. Когда я еду в подряснике в поезде, то никому ничего не говорю. Люди сами спрашивают: «Где Вы служите? Где живете? Вы что, верите в Бога?» Я отвечаю: «Да, верю. Потому что неверующих людей на земле нет. Одни верят, что Бог есть, другие - что нет». И начинается разговор. Я о Боге ничего не говорю. При советской власти, когда я ехал в поезде, порой бывало, что купе полностью набивалось людьми: одни послушали, потом вошли вторые, а за ними и третьи. Все постоянно слушали. Я им рассказывал про птичку, про самолет, про природу. Даже если и власти будут слушать - я ничего крамольного не говорил, не было никакой агитации. Я просто отвечал на вопросы. Однажды я вышел на остановке в 4 часа утра, оглянулся - оказывается в том вагоне, где я ехал, почти в каждом окне по 2-3 человека махали мне рукой!

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Это было в советское время?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

В советское время. Говорить надо, потому что вера от слышания, а слышание - от слова Божия, по Священному писанию.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Священное писание приводит примеры этого. Первомученик Стефан говорил проповедь иудеям, врагам Христовым. Как они реагировали? Они не просто говорили: «Нам не надо», они скрежетали зубами, раздирали на себе одежду, потому что эта речь обличала их. Она жгла их, как огонь, но он всё равно говорил. Мы же не знаем, может, кто-то из этих иудеев потом покаялся.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Вопрос: Уместно ли задавать вопросы монашествующим священникам и подробно советоваться по устройству личной жизни? Или лучше обращаться с такими вопросами к белому духовенству?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если священник опытный, то можно к нему обращаться.

Телефонный звонок:

У меня не состоялся брак. После венчания я не познал свою жену. Она боялась, что у нас будут больные дети, потому что я от армии освобожден по статье, а она состояла на учете, так как тоже была больной. Я ушел от неё. Мы развелись, и через три года она родила нормального ребенка в другом браке. Бес меня подзуживает: как бы ей отмстить, лукавый не дает покоя. Надо её простить, оставить на суд Божий?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Надо сказать, что случаев больших и малых, до мелочей не бывает. Это промысел Божий. Вам надо молиться за неё. Если у нас есть враги, которые против нас, то бесы через них действуют на нас. И когда мы молимся, то этот человек уже не является для нас врагом. Он - создание Божье и Господь не вменяет нам во грех, если мы молимся за этого человека. Надо пережить это искушение, оно не без промысла Божьего. Это всё пройдет. Значит, так надо. Бог это попустил, скажите: «Слава Богу за всё!» Если мы будем Бога благодарить за всё, что с нами в жизни бывает, даже если, например, у вас вырвали сумку, а там было много денег - значит, это не без воли Божьей. Слава Богу за всё! Нужно благодарить Господа. Как-то у меня были посетители, которые спросили меня: «Батюшка! Дайте нам наставление, как правильно жить в этой жизни?» Я ответил: «Сейчас вы едете в Москву, приезжаете к своему дому, а там много пожарных машин, машины скорой помощи, и вы на 100% убедились, что ваша квартира и все вещи в ней сгорели. Не надо поднимать панику. Нужно поступить как Иов Многострадальный и сказать: «Бог дал, Бог взял. Слава Богу за всё!» Это будет пред Богом как подвиг. Вы сели в машину, поехали к знакомым, вашу машину занесло и вы врезались в столб. Не надо расстраиваться, надо выйти и сказать: «Слава Богу, все живы. Если б не билось, не ломалось - то куда бы всё девалось? Слава Богу! Значит, так надо». Это Господу будет угодно. Вы приехали к знакомым, сели за стол чай пить - и вдруг с вами случился приступ. Вызвали скорую помощь, и вы оказались на операционном столе. И здесь надо сказать: «Слава Богу за всё!» Всё, что Господь не делает - всё к лучшему, потому что Бог - это Любовь. Он больше беспокоится о нашем здоровье, о нашем спасении, нежели мы сами. Вот так мы должны правильно жить.

Есть народная пословица: «Потерял богатство - ничего не потерял. Потерял здоровье - половину потерял. Потерял веру в Бога - всё потерял». Сто лет назад в России было сто пятьдесят миллионов населения, и большинство были верующими. А потом пришли люди и сказали, что Бога нет, и некоторые приняли это за истину, пошли против Бога и разрушили страну. Без Бога все разрушается…

Как исповедоваться? Что говорить на исповеди? Есть ли какие-то правила поведения на этом таинстве? Обо всём этом Вы узнаете, прочитав нашу статью.

На исповеди нужно каяться, перечисляя свои грехи. Иногда, приходя на исповедь, начинают рассказывать примерно следующее: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, который, как всегда, был выпивши, я сделала ему замечание и он стал на меня кричать, я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь. Надо, чтобы исповедь была покаянием, а не рассказом о вашей жизни, да еще с попыткой оправдать свои грехи.

Хотя есть люди, которые по своей простоте не умеют иначе каяться и, конечно же, их духовник примет их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, я очень раздражительная, я на своего мужа, когда он неправильно себя повел, разозлилась, ударила его по лицу. Я об этом очень сожалею, каюсь. Я попросила у него прощения и обещаю Богу, что больше никогда не буду так поступать». Вот как будет звучать, как мне кажется, правильная исповедь.

Часто люди помногу пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая противоположность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит “плохо себя вел”? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, но, с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.

У некоторых современных людей есть стремление найти точные названия всем своим грехам, а кто-то болезненно ищет узнать, какие еще есть грехи из тех, о которых он не знает. Некоторые, например, спрашивают, что такое «мшелоимство»? А что такое «скверноприбытчество» ? А что такое…? Мне кажется, это неправильно, грехи нужно называть теми словами, которые существуют в современном русском языке. Когда мы молимся, читаем утреннее и вечернее правило, то используем слова святых отцов, заимствуем их образы, и это правильно, так как мы учимся языку святых, учимся правильным отношениям с Богом, но когда мы каемся, надо, как мне кажется, каяться все-таки своими словами. Нужно сказать, к примеру, что не корыстолюбием вы согрешили, а, скажем, заискивали перед кем-то с целью получения денег, или что делали добро, желая, чтобы вам на него ответили тем же…

Мы знаем, что есть восемь страстей, что есть заповеди, – во всей нашей подверженности этим страстям, во всех нарушениях этих заповедей и нужно каяться.

В разных грехах нужно каяться по-разному. Есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, но при этом надо дать понять священнику, что с вами произошло, потому что часто об этих грехах говорят только общими словами, скрывая за ними страшное искажение отношений между мужчиной и женщиной. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки пояснить, в чем она проявляется. Не нужно вспоминать подробности этих скверных грехов, но сказать так, чтобы священник понял степень этого греха – необходимо. Покаявшись, наоборот, нужно помнить, что во мне есть эта злая страсть, избегать ситуаций, когда она может проявиться, но гнать от себя воспоминания о совершенных грехах. А вот о грехах гордости безумной, тщеславия, воровства, унижения других людей – нужно обязательно помнить и даже приводить их себе на память, особенно когда у нас появляются тщеславные помыслы.

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.

Далеко не все люди, даже крещёные в церкви, регулярно исповедуются. Чаще всего этому мешает чувство неловкости, смущения, кого-то останавливает гордость. Многие, не привыкнув исповедоваться с ранних лет, в более зрелом возрасте всё время отдаляют тот момент, когда нужно будет рассказать о своих грехах впервые. С каждым годом решиться на исповедь всё сложнее. Чтобы снять тяжесть с души, начать говорить с Богом и искренне раскаиваться в совершённых грехах, следует узнать, как правильно исповедоваться. Походы на исповедь вам обязательно помогут: вы сами ощутите, как светлеете душой.

Исповедь одним из наиболее значимых обрядов в христианской церкви. Способность осознать свои грехи и рассказать о них Богу, раскаяться в содеянном, очень важна для верующего человека.

Чем является для нас исповедь?
В первую очередь важно разобраться в сути исповеди, её роли в нашей жизни.

  1. Беседа с Богом. Исповедоваться можно и дома, перед иконой, погрузившись в молитву. Однако именно поход в церковь на исповедь имеет особое значение. Там вы будете беседовать с Богом в его Храме, а проводником между вами станет священник. Обратите внимание: вы будете рассказывать о своих грехах не смертному человеку, а именно самому Богу. Священник имеет власть от Бога, он может дать вам полезный совет, разъяснить вам причины ваших поступков, помочь преодолеть заблуждения. Именно священник вправе отпустить вам грехи, возложив на вашу голову епитрахиль.
  2. Смирение гордыни. Искренне рассказывая о своих грехах священнику, вы смиряете вашу гордыню. Исповедоваться очень важно, в этом нет ничего стыдного или неудобного. Таинство исповеди предназначено для того, чтобы вы могли очистить свою душу, осознать грехи и раскаяться в них. Это осуществимо, только если вы действительно откроете душу в церкви, расскажете всё священнику без утайки, ничего не скрывая и не преуменьшая.
  3. Раскаяние. Вы не должны думать, что признаваться в грехах нехорошо. Человек по природе своей грешен, на земле нет абсолютно праведных людей. Но в ваших силах стать лучше. Признание своих ошибок и заблуждений, дурных поступков, глубокое раскаяние в совершённых грехах необходимо каждому человеку для дальнейшего развития, самосовершенствования.
Только исповедь способна действительно помочь очистить душу от греха, получить отпущение от священника. Если вы будете правильно исповедоваться, подойдёте к этому обряду со всей ответственностью, исповедь поможет вам стать лучше.

Готовимся к исповеди
Огромную роль играет правильная подготовка к исповеди. Вам понадобится настроиться на общение с Богом, искренний разговор со священником. Готовьте себя внутренне и внешне, предусматривайте отдельные моменты.

  1. Сосредоточьтесь. Посидите дома в спокойной обстановке. Постарайтесь проникнуться мыслью, что вам предстоит общение с Богом в его Храме. Вы готовитесь к ответственному делу в вашей жизни. Не отвлекайтесь ни на что.
  2. Молитесь. Вы можете почитать молитвы, чтобы настроиться на исповедь. Прочтите молитвы Иоанна Златоуста.
  3. Вспомните ваши грехи. Начинайте со смертных грехов. Возможно, вы согрешили гневом, гордостью или сребролюбием. Обратите внимание, что аборт в церкви считается убийством. Такой грех надо отмечать первым.
  4. Настройтесь на исповедь. Важно восстановить в памяти картины ваших прегрешений, раскаиваться в грехах искренне. Служители церкви рекомендуют настраиваться на исповедь долго. Хорошо, если вы будете много молиться, соблюдать некоторое время пост, вспоминать в уединении о своих грехах.
  5. Запишите грехи. Возьмите чистый лист бумаги и перечислите на нём ваши прегрешения. Так вам будет легче вспомнить всё на исповеди. Особенно важно воспользоваться таким листочком на первой, генеральной, исповеди, когда необходимо рассказать о грехах, совершённых за всю жизнь.
  6. Обратите внимание на свой внешний вид. Женщине следует надеть юбку ниже колен, закрытую кофту. Голову надо повязать платком. Важно воздержаться от нанесения косметики. Губы красить нельзя, потому что вам предстоит прикладываться к кресту. Мужчинам не стоит надевать шорты, даже если на улице жарко. Тело лучше прикрывать одеждой.
Как правильно исповедоваться? Процедура исповеди
Отвечая на вопрос «как правильно исповедоваться в православной церкви», священники нередко отмечают, что даже прихожане, регулярно посещающие Храм Божий, далеко не всегда верно рассказывают о своих грехах. Очень важно относиться к исповеди серьёзно, не превращать её в обычную формальность. Только тогда вы сумеете действительно очистить свою душу.
  1. Общая исповедь. Сначала вы можете посетить общую исповедь. Туда приходят все желающие, а священник перечисляет на такой исповеди все грехи, совершаемые людьми чаще всего. Возможно, вы забыли какой-то свой грех: общая исповедь поможет вам о нём вспомнить.
  2. Искреннее раскаяние. Вам необходимо искреннее раскаяние в грехах. Помните, что суть исповеди – не в сухом перечислении совершённых грехов. Богу уже известны ваши заблуждения и прегрешения. Исповедь нужна в первую очередь вам: она поможет раскаяться в ошибках, осознать грехи, не совершать их в дальнейшем. Только придя на исповедь с глубоким раскаянием, вы сможете очистить свою душу и получить прощение от Господа.
  3. Без торопливости. На индивидуальной исповеди вам понадобится рассказать обо всех грехах, сделать это искренне. Не спешите. Если вы ощутили, что не совсем раскаялись, важно попросить продлить время исповеди.
  4. Рассказывайте о своих грехах подробно. Священники советуют не ограничиваться простым перечислением наименований: «гордость», «зависть» и т.п. В беседе со священником указывайте причины, побудившие вас согрешить, рассказывайте конкретные случаи, описывайте ситуации. Тогда служитель церкви сможет разобраться в ваших помыслах, сути ваших грехов, сумеет дать вам бесценные советы. Получив напутствия священника, которые помогут вам бороться с греховностью, вы начнёте иначе строить вашу жизнь.
  5. Не читайте с листа. Зачитывать список грехов с листка, просто отдавать листочек священнику не следует. Этим вы нивелируете всё таинство исповеди. На исповеди вы можете действительно стать чище, приблизиться к Богу, получить отпущение грехов. Для этого необходимо разобраться в сущности греха, искренне раскаяться, внять советам священника. Листочек нужен только для того, чтобы вы не забыли рассказать о каком-то из своих грехов, могли правильно исповедоваться.
  6. Анализ и самосовершенствование. Исповедуясь, вы должны полностью проанализировать свою жизнь, свой духовный мир, рассмотреть не только поступки, но и склонности, помыслы. Вы проводите своеобразную работу над ошибками, чтобы очистить душу от совершённых грехов, сняв с неё их тяжесть, и не допустить новых прегрешений.
  7. Полная исповедь. Говорите священнику всё о ваших грехах, отбросив гордость. Страх признаться в грехе, пусть и постыдном, не должен вас останавливать. Утаивать свои грехи на исповеди нельзя.
  8. Вера в прощение. На исповеди важно искренне раскаиваться и твёрдо верить в прощение Всевышнего.
  9. Ходите на исповедь регулярно. Пойти один раз на генеральную исповедь, полагая, что часто исповедоваться не следует, – ошибочная позиция. К сожалению, все мы греховны. Исповедь поддерживает в верующем человеке его стремление к свету, раскаянию, даёт путь к исправлению.
Приходите на исповедь искренне, с открытой душой. Вы сумеете очиститься, стать лучше, а Бог простит вам ваши грехи.