Детские сюжетно-ролевые игры для развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры важны для развития малышей

В самом раннем возрасте, примерно с двух лет, человек начинает открывать незнакомый для себя необъятный мир отношений, которые существуют между людьми. Он стремится активно включиться в деятельность живущих рядом с ним взрослых людей и в мир тех вещей, которые ему пока недоступны. И он делает это посредством игры, «понарошку», крутит воображаемый руль, играя в водителя машины, и рычит, представляя себе, что он – страшный тигр. А девочка играет в маму, укачивая куклу.


Ролевые игры для детей 3-4 лет.

Первые ролевые игры.

Когда маленький ребенок становится немного старше, он начинает понимать, что способен на самостоятельные действия, как и все взрослые люди. С этого момента он начинает всем взрослым подражать. Так зарождаются первые ролевые игры для детей 2-3 лет.

Если малыш испытал какое-либо сильное впечатление, он стремится его воспроизвести, придумывая ролевую игру и представляя себя кем угодно. Если вы с ним даже недолго прокатились на поезде, малыш будет долго играть в паровозик с вагонами и усиленно пыхтеть, входя в образ. А если вы сводите его в зоопарк, он будет играть, представляя себя особенно запомнившимся ему животным.

В распоряжении ребенка всегда есть какие-то игрушки, изображающие предметы из мира взрослых – машинки, посуда , мебель. Ребенок учится ими пользоваться, водит машину, гладит утюгом. Если предметов, заменяющих настоящие, малышу не хватает, он легко находит им замену. Например, если в его машине нет руля – использует крышку от кастрюли.

Предметы-заместители.

Предмет-заместитель – важное явление в развитии мышления ребенка, опора для запоминания чего-либо. Многие дети собирают разный «мусор» по мнению мамы – камешки, фантики, железки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать эту подборку, в крайнем случае, выделите для нее картонную коробку. Ребенок активно использует такие мелочи в играх, наделяя их различными свойствами. Естественно, в своем воображении.

Отмечено, что настоящие творческие способности развиваются в значительно большей степени у детей, играющих с такими предметами-заместителями, а не у тех, которые играли с конструктором «Лего». И когда ребенок перестает играть с предметом-заместителем, он просто переходит в сферу воображаемых вещей, которые существуют в его внутреннем пространстве. Ребенок, придумывая разные роли, предмет учится видеть со всех сторон, а, значит, учится иметь несколько точек зрения.



Сюжетные игры для детей 3-4 лет.


Для ребенка ролевая игра – важнейшее занятие, примерка функций взрослой жизни, обучение взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Даже когда малыш рисует, он играет, придумывая тот сюжет, который пытается изобразить. Если ребенку дать игрушки и оставить одного с ними, он найдет себе занятие, которое его увлечет. Но желательно, чтобы в игре принимал участие взрослый человек, использующий ее как методику достижения определенных педагогических целей.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет и их цели.

Принимая участия в играх со своим малышом, родители должны понимать, что этим путем способствуют достижению некоторых важных целей:

  1. Воспитание у ребенка качеств личности. Основные понятия, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, закладываются в процессе игры. При этом он без особого акцентирования понимает, что лучше быть вежливым, чем грубым, скромным, чем нахальным, щедрым, чем жадным.
  2. В играх постепенно проявляется социализация. Малыш учится общаться с родителями и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение.
  3. Успехи в игре закладывают основы самооценки ребенка. Он получает уверенность в своих силах – важнейшее качество, необходимое в жизни.
  4. Если игра – подвижная, она способствует физическому развитию ребенка. Он учится ходить и бегать, работать с различными предметами, становится сильнее и выносливее.
  5. Мелкая моторика, точные движения, используемые в игре, чрезвычайно важна для гармоничного развития ребенка, поскольку непосредственно связана со становлением правильной речи.
  6. Наконец, сюжетные игры для детей 2 3 лет развивают внимание, память, образное мышление и фантазию ребенка , тренируют его психику.

Сюжетно ролевые игры для детей 3-4.

Сюжет ролевой игры и ее содержание.

Не следует путать сюжет ролевой игры с ее содержанием. Сюжетом является то, что малыш пытается воспроизвести в игре, он может играть в больницу, в школу или семью, в магазин : во все, что он видит вокруг и с чем сталкивается в реальной жизни.

У игры с одним и тем же сюжетом может быть совершенно разное содержание, отражающее поведение людей и сам смысл их деятельности. Например, играя в семью, приняв на себя функции мамы, одна девочка будет нянчиться с детьми, а другая ругать их и наказывать, одна будет хозяйской, которая все время готовит и стирает, а другая может быть модницей, примеряющей перед зеркалом наряды.

Содержание игры во многом зависит от возраста ребенка. Самый младший может играть в приготовление обеда, но его никто есть не будет. Средний по возрасту дошкольник уже накормит других участников игры или кукол, то есть действия будет выполнять не ради самих действий, а для определения отношений к товарищам по играм. Старшие же дошкольники во время игры обращают внимание, правильно ли они поступают в той или другой роли.

Как научить малыша играть.

Маленький ребенок сам не может изобрести ролевую игру, хотя он легко усваивает такие игры от знакомых с ними – от старших детей или от родителей. При этом не все малыши охотно занимаются ролевыми играми – некоторые могут оказаться слишком застенчивыми и скованными и предпочитают играть в спортивные игры или играют на экране компьютера. Но ролевые игры для детей 3-4 лет чрезвычайно важны для их гармоничного развития.



Сюжетные игры для детей 2-3 лет.


Родителям необходимо в таком случае помочь детям:

  1. Вспомнить собственное прошлое, как сами в детстве играли, придумать несколько простейших сюжетов и самим приступить к играм со своим ребенком.
  2. Использовать в роли посредника другого ребенка – старшего брата или сестру, маленького соседа, охотно играющего в такие игры. Важно только, чтобы посредник этот не был настолько активным, что выключит вашего малыша из игрового действия.
  3. Постарайтесь, чтобы ребенок сам придумывал обстоятельства игры, даже новые слова. Застенчивому ребенку предложите маскарад – для него может играть важную роль, что его лица за маской никто не увидит. Если участником игры несколько, следите за тем, чтобы вашему малышу было интересно, вначале предлагайте ему второстепенные роли, а потом более значимые, чтобы остальные участники его не подавляли.
  4. Использовать сказки, в сложных ситуациях ссылаться на них, поступать так, как сделал бы любимый сказочный герой. Учтите, что дети до 3-5 лет предпочитают использовать в играх сказки про животных, старшие уже играют в людей – принцев, принцесс.
  5. Можно, выполняя свои домашние дела, привлекать к похожим играм малышей. Мама печет пирожки – и дочка с удовольствием напечет пластилиновых пирожков для кукол.

Первые ролевые игры для детей.

Когда совсем еще маленькому ребенку дают игрушечный грузовик и экскаватор, он может долго возиться с ними. Но это не просто возня, он уже видел эти машины в действительности и начинает придумывать свой простейший сюжет, в данном случае связанный со стройкой.

Затем ребенок определит роли, которые будут выполнять игрушки или предметы-заместители: ковер может быть и стройплощадкой, и морем, и лужайкой, диван – соседним домом, сценой и т.д. Он копирует голосом работу двигателя, разговаривает за всех своих артистов, стараясь при этом передавать необходимые эмоции.

В сюжетные игры для детей 3-4 лет ребенок может играть просто рядом с другими детьми, а к пяти годам дети уже играют друг с другом.

Для того, чтобы организовать с ребенком ролевую игру, надо иметь просторное место для игры, мягкие игрушки и определенные декорации вроде кукольного домика, зоопарка, леса и т.д.



Ролевые игры для детей 2-3 лет.


Первое время ребенок просто копирует взрослых – это ведь его ближайшее окружение. Сюжетно ролевые игры для детей 3-4 лет постепенно переходят к игре в профессии – малыш перевоплощается в продавца, повара, доктора, делая своими партнерами игрушки.

Планируя начать с малышом ролевую игру, имеет смысл заранее прикинуть ее сюжет, подготовить инвентарь. Вот несколько простейших примеров таких игр:

  1. Игра «Семья », для которой потребуются куклы с одеждой, посуда, кроватка, коляска. Роли в игре – мама, папа и ребенок. Сюжет игры – мама должна покормить ребенка, укачать его и уложить спать, затем приготовить еду и накрыть на стол. Папа приходит с работы, садится есть, потом играет с малышом, и вся семья идет гулять.
  2. Игра «Прививка », для которой нужны куклы и набор доктора. Роли, врач и мама с ребенком. Сюжет – мама приводит своего ребенка к врачу, он осматривает малыша, меряет температуру и делает ему укол.
  3. Игра «Магазин ». Кроме кукол, нужно иметь кассу, игрушечные деньги, какие-то товары, игрушечную одежду или продукты. Ими могут быть предметы-заместители. Роли – покупатель и продавец, может быть, покупатель – мама с малышом. Сюжет – покупатель собирается в магазин и продумывает, что надо купить, обсуждает покупки с малышом. В магазине они выбирают покупки, рассчитываются с продавцом.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Первые сюжетные игры малышей обычно отображают привычные для них ежедневные бытовые ситуации, связанные с режимом: сном, кормлением, прогулкой и т.п. Постепенно жизненный опыт детей расширяется, они начинают выходить с родителями в гости, в магазин, посещать поликлинику, ездить на транспорте, ходить в зоопарк, театр. Все это можно использовать для обогащения детской игры.

Приведем несколько сюжетов игр, в которые можно играть с детьми второго - третьего года жизни. Разумеется, приведенные примеры не исчерпывают всех возможных игр. Сюжеты может подсказать сама жизнь малыша. При организации игр следует учитывать интересы и желания ребенка, проявлять собственную фантазию.

«Пора есть»

В эту игру можно включать множество разнообразных действий. Самые простые, доступные уже годовалым малышам действия связаны с приемом пищи. Взрослый может показать, как «покормить» куклу, поднося ложку к ее рту, как «напоить» ее из чашечки или бутылочки и предложить ребенку сделать то же самое.

Постепенно круг действий можно расширять, включать в игру эпизоды, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мытьем посуды. Одновременно увеличивается число игровых предметов (в том числе предметов-заместителей), персонажей, усложняются сами игровые действия.

Предлагаем перечень действий, которые можно совершать в любой последовательности, разыгрывая данный сюжет.

  • Сварить суп, кашу, компот, вскипятить молоко на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.), покормить куклу из тарелочки, ладошки ложечкой, палочкой и напоить из чашечки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
  • Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.
  • Сварить картошку (шарики, комочки бумаги), размять ее на тарелочке; отварить сосиски, макароны (счетную палочку, цилиндрик из конструктора), порезать пластмассовым ножичком, палочкой.
  • Поджарить на сковородке котлетку (колечко от пирамидки, крупную пуговицу, можно слепить ее из пластилина), затем выложить на тарелочку.
  • Налить чай, сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (можно использовать пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантики, шарики).
  • Угостить куклу фруктами, овощами (их можно нарисовать или вырезать из бумаги, например, зеленый овал - огурчик, оранжевый - морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз).
  • Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.
  • Подсказывайте малышу соответствующие слова и, в случае необходимости, помогайте выполнить то или иное действие. Старшим детям можно предложить обмениваться ролями.

«Баюшки-баю»

Баюкать куклу, мягкую игрушку могут даже самые маленькие дети. Сначала они просто носят ее на руках или гладят, похлопывают по ней ладошкой. Эту игру можно разнообразить разными действиями:

  • побаюкать куклу на руках, приговаривая «а-а-а»;
  • положить в кроватку, коляску, накрыть одеялом;
  • дать соску, бутылочку;
  • покачать кроватку, повозить куклу в коляске;
  • завернуть куклу в пеленку, одеяло, поносить на руках, побаюкать;
  • более старшие дети могут раздеть куклу, одеть на нее ночную рубашку, пижаму.

«Кукла проснулась»

Эту игру можно организовать как после пробуждения детей, так и в течение дня. Воспитатель может сам положить куклу (мягкую игрушку) спать, а ребенку предложить разбудить и одеть ее. Побуждайте детей тихим голосом ласково обращаться к кукле: «Лялечка, пора вставать». Ребенок может с вашей помощью вынуть куклу из-под одеяла, погладить ее, посадить на горшок, одеть.

«Покатаем машинку»

Малыши любят возить машинки по столу, по группе, по дорожкам на участке. Эти действия легко включать в разнообразные сюжеты. Например, воспитатель берет маленькую машинку и говорит ребенку: «Смотри, какая машинка. Давай ее покатаем?» Если ребенок соглашается, взрослый и малыш по очереди толкают машинку друг к другу (если машинка заводная, взрослый заводит ее вместе с ребенком).

Поиграв с машинкой, воспитатель говорит: «А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?» Воспитатель наблюдает, как ребенок строит гараж, при необходимости помогает ему, хвалит. Затем можно спросить: «А где у гаража ворота, чтобы машина могла проехать?» Если малыш захочет построить ворота, воспитатель помогает ему и одобрительно замечает: «Вот теперь можно ехать. Ту-ту, поехали. Осторожно проезжаем через ворота и въезжаем в гараж». По ходу игры взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самому, задает ему вопросы, побуждает к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку столько, сколько ему захочется.

Если ребенок хорошо и с интересом играет в такую игру, ее сюжет можно развить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначить лес. Если ребенок соглашается, можно соорудить лес, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры (деревья).

Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой.

Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков.

При желании дети могут строить гаражи для разных машин: больших, маленьких, для машины скорой помощи, пожарной и др. Можно построить ангар для самолетов, из которого самолеты будут выезжать, взлетать и возвращаться обратно.

Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.

Когда малыши овладеют развитой формой игры, они научатся действовать не только в воспринимаемой, но и в мыслимой, воображаемой ситуации. Важнейшим шагом к этому является становление символических игровых замещений, когда одни предметы превращаются в другие и замещают недостающие.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребенка и, естественно, освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребенком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения и позволяют строить свой придуманный мир.

Появление воображения, способности принять игровую роль и разыгрывать сюжет свидетельствуют о начале ролевой игры, которая будет движущей силой развития на следующем этане - в дошкольном детстве.

Игры для малышей в детском саду


Первые сюжетные игры малышей.

Описание материала : предлагаю вам методическую разработку. Данный материал будет полезен воспитателям ДОО.
Цель: всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре.
* * *
Я, как воспитатель детского сада, постоянно напоминаю себе, что особое место в развитии детей принадлежит игре. Можно много говорить ребёнку, объяснять, доказывать,- но результата не будет. А можно, играя с ребёнком, многому научить малыша, если он сам активно включается в игровой процесс. Игра помогает воспитывать и обучать моих воспитанников. На своих занятиях использую разные виды игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, музыкальные, игры-забавы. При помощи игр дети усваивают быстрее, полнее учебный материал. Так, играя «Научим куклу раздеваться» (сюжетно-дидактическая игра), дети учатся аккуратно и последовательно складывать одежду, называть предметы одежды, умение правильно одеваться.
При проведении творческих, сюжетно-ролевых игр дети сами создают игры (например, мама учит дочку, а не наоборот).
В игре у детей развивается воображение, мышление, творческие способности, речь. Происходит умственное, нравственное, эстетическое, физическое развития.
Ребёнок видит красивое в окружающем мире. Важно проводить совместные игры, где у детей воспитывают чувство коллективизма, дружбы, взаимовыручки. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Всё это создаёт устойчивый эмоционально-положительный климат в группе.
Особое значение я уделяю физическому развитию детей. В этом помогает самостоятельная сюжетная игра малышей. Здесь дети много двигаются, прыгают, скачут, ползают, бегают. Обручи, скакалки, кубики, машинки, лошадки, паровозики, - вот неполный перечень игрушек, позволяющие увеличить подвижность детей в сюжетной игре.
Играя с детьми, я замечаю, как они эмоционально реагируют на ту или иную ситуацию: девочка (беспокоится, когда «заболевает» кукла), мальчик (радуется, когда «удачно приземляется самолёт»).
Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребёнка. Играя с детьми, я обязательно учитываю их возрастные особенности. Так, с детьми 2-3 лет, учимся определять, что относится к одежде, как одеваться в тёплое - холодное время года; что такое мебель, для чего она предназначена и т.д.
Часто провожу с ребятами игры, которые им очень нравятся. Например, показываю картинку: зайчик поливает из лейки цветы. Дети рассказывают, что видят на картинке (происходит развитие речи), затем ищут на столе из множества предметов настоящую лейку (развитие внимания) и под моим руководством поливают из неё комнатные растения (воспитание трудолюбия).
Гуляя зимой на детской площадке , я вовлекаю детей в игру «Птичек нет». В процессе игры они узнают, что зимой многие птицы улетают в тёплые края, а оставшимся очень холодно, им тяжело доставать себе еду, поэтому с родителями важно сделать кормушки, повесить на дерево на участке детского сада, около своего дома и ежедневно насыпать корм. Дети учатся состраданию, стремлению помочь оказавшемуся в беде. Дети в процессе игры узнают, что
птицы с красной грудкой-это снегири, с жёлтой-синички. Знакомятся с повадками птиц: ворона ходит медленно, а воробей скачет быстро. Дети слушают и кричат сами, «передразнивая» птиц: «Чик-чирик» (как воробей), «Кар-кар» (как ворона) и т.д.

Сюжетная игра

С самого раннего возраста ребенка привлекает все, что делают взрослые. Желание подражать старшим лежит в основе особого вида детской деятельности – процессуальной игры, которая появляется уже на втором году жизни. В ходе подобных игр ребенок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый. В таких играх малыш, как правило, отражает эпизоды своей собственной жизни, связанные с уходом за ним. Реальные бытовые действия он переносит на игрушечных персонажей (кормит, причесывает, купает, лечит), которые олицетворяют его самого.

Сюжетная игра разворачивается на третьем году жизни ребенка и оказывает огромное влияние на его психическое развитие. Малыш не может реально участвовать в делах взрослых, но, подражая им в играх с куклами, лучше осознает смысл действий взрослых, учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, заботиться о них (ведь кукла – олицетворение человека). Это способствует социальному и личностному развитию ребенка.

Игры с сюжетными игрушками оказывают влияние на интеллектуальное развитие малыша – образное мышление, воображение. В этих играх закладываются основы творчества. В то же время для ребенка это легкая и радостная деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая хорошее настроение. В ходе игры – наиболее естественного и понятного для ребенка занятия – его можно научить очень многому.

Психологи давно доказали, что игра не возникает сама по себе. Раньше маленький ребенок перенимал игровой опыт от старших детей – сестер, братьев или детей, играющих во дворе. В наше время редко можно встретить многодетные семьи, а культура совместных сюжетных игр на детских площадках утрачивается. Поэтому главная роль в развитии игры принадлежит взрослым.

Если вы уделяете должное внимание играм с сюжетными игрушками, интерес к ним у ребенка появляется довольно рано, уже на втором году жизни. Постепенно игры становятся разнообразнее: малыш начинает включать в игру все большее число персонажей, расширяется также спектр игровых действий и сюжетов (малыш сам кормит, причесывает, купает кукол, укладывает их спать и т. д.). Вместе с тем, на протяжении второго и в начале третьего года жизни последовательность игровых действий определяется не жизненной логикой, а теми предметами, которые попадают в поле зрения малыша. Например, решив покормить куклу супом, ребенок долго «режет» пластмассовым ножичком все предметы, находящиеся на столе («овощи»), но куклу покормить забывает. Многократное повторение одних и тех же действий, воспроизведение их изо дня в день на протяжении длительного периода и послужило основанием для обозначения таких игр как процессуальные.

На втором году жизни дети начинают пользоваться предметами-заместителями. Этими предметами без определенных функций можно заменять отсутствующие игрушки. Первые замещения появляются в игре малышей под влиянием взрослого. По его показу ребенок может покормить куклу, используя палочку вместо ложки, предложить ей кубик вместо хлеба. Он может также дополнить игровую ситуацию условным действием без предмета, например, поднести кукле пустую ладошку и сказать, что это «конфетка».

Начало третьего года жизни – время расцвета процессуальной игры. В этот период значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры. Ребенок может долго играть самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям. Теперь ваше постоянное участие не так необходимо, так как игрушки сами начинают побуждать малыша к игре.

К концу года совершенствуется состав игровых действий, увеличивается их вариативность. Ребенок начинает отражать логическую последовательность событий. Например, для того чтобы приготовить кукле обед, он режет овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, пробует на вкус, сервирует стол и, наконец, кормит куклу При этом малыш заранее планирует свои действия, сообщая об этом персонажу игры, например: «Сейчас суп буду варить, потом поешь и пойдем гулять». К трем годам игра ребенка обогащается новыми игровыми сюжетами. Малыш начинает лечить кукол, играть в магазин, парикмахерскую, в строителей и др.

Ребенок третьего года жизни все чаще включает в игру предметы-заместители. Если раньше, используя предметы-заместители, малыш подражал вам, то теперь он способен придумывать собственные замещения. Один и тот же предмет он может использовать по-разному. Например, кубик может стать хлебом, печеньем, плитой, стульчиком, шарик – яичком, яблочком, конфеткой и т. п. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации.

На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя роли.

В начале третьего года жизни, подражая вашим действиям, ребенок не осознает, что он играет некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая игра получила название «роль в действии». Со временем малыш, выполняя то или иное игровое действие, начинает обозначать его как свое собственное, например: «Аня варит суп». Иногда, как правило с вашей подсказкой, ребенок называет себя другим именем, например, «мама», «папа», «тетя Валя», однако развернуть сюжет вокруг этой роли пока еще не может.

Во второй половине третьего года жизни у ребенка постепенно начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Малыш сам начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу – дочкой или сыночком и т. п. В игре появляются диалоги с персонажами, например, разговор ребенка от своего лица и лица куклы. Таким образом, к концу третьего года жизни подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре – ведущей деятельности дошкольного возраста.

Организация игровой среды

Правильная организация игровой среды является одним из условий возникновения и развития процессуальной игры. У ребенка должно быть достаточное количество разных игрушек, которые должны быть расположены так, чтобы побуждать малыша к разыгрыванию того или иного сюжета. Поэтому в комнате целесообразно создать зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр: приготовления еды, кормления, сна, купания кукол, игры в магазин, больницу, парикмахерскую. В определенных местах следует разместить машинки и строительный материал, наборы инструментов, игрушек для игры в зоопарк, цирк и пр.

Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим ребенку играть как одному, так и с товарищем, пришедшим в гости. Все игрушки должны быть в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли сами, не прибегая к вашей помощи, находить нужные для игры предметы.

Вместе с тем принцип зонирования не означает, что игровое пространство должно быть жестко ограничено игровыми уголками. Игра – это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно (на коврике, в спальне, за любым свободным столом). Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Если ребенок вместе с вами или сам организовал игровое место где-нибудь в уголке, на коврике или на стульчике, а затем прервал игру, не следует сразу же требовать от него, чтобы он убрал игрушки на место или самим убирать их. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игровых действий, стимулирует дальнейшее развитие сюжета.

Для поддержания у ребенка интереса к игре желательно периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышу игрушки другими, которые временно могут храниться в закрытом шкафу.

Следует соблюдать разумный баланс в количестве игрушек. Их должно быть достаточно для разыгрывания различных сюжетов и возможности варьировать действия в рамках одного сюжета. Избыточное количество игрушек может провоцировать постоянные отвлечения ребенка от сюжета, приводить к хаотичным, беспорядочным манипуляциям.

Желательно, чтобы в детском уголке были разнообразные куклы: большие и маленькие. Больших нарядных кукол удобно причесывать, переодевать, кормить; маленьких кукол-голышей – пеленать, купать, носить на руках. Игра малыша станет интереснее, если у него будут куклы, представляющие разные профессии (врач, милиционер, повар и пр.). Некоторые родители считают, что кукол следует покупать только девочкам, а мальчиков увлекают только машинки и кубики. Это неправильно. В сюжетной игре, имеющей огромное значение для интеллектуального и социального развития малыша, воспроизводятся, прежде всего, взаимоотношения между людьми, и именно их олицетворяют собой куклы. Поэтому они должны быть непременным атрибутом игр как девочек, так и мальчиков. А нежелание мальчиков играть с куклами объясняется чаще всего тем, что взрослые даже не пытаются организовывать с ними такие игры. Наблюдения показывают, что мальчики, с которыми взрослые разыгрывают разные сюжеты с участием кукол, играют с ними не менее охотно, чем девочки.

Помимо кукол у ребенка должны быть разнообразные игрушечные животные. Они также исполняют роли персонажей в сюжетных играх.

Для разыгрывания различных сюжетов желательно иметь следующие игрушки: кукольную мебель, наборы посуды, коляску для прогулок, наборы игрушек для купания кукол, их лечения, игрушки для игры в магазин, парикмахерскую, зоопарк, машины разных размеров и назначения (скорая помощь, грузовик, пожарная машина). Для сооружения построек у малыша должны быть строительные наборы. Хорошо, если дома имеются коробки разных размеров. Из них можно строить дома, тоннели, поезда и т. п.

Специальное внимание следует уделить подбору так называемых предметов-заместителей. Несколько разноцветных кубиков, палочек, катушек, деталей мозаики и пр. лучше хранить в специальной коробке и использовать по ходу игры.

Как играть с ребенком

Дети первых лет жизни могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо, поэтому для возникновения и развития игры необходимо обогащать жизненный опыт малышей. Именно он ложится в основу сюжетных игр. Привлекайте ребенка к посильному участию в домашних делах: предлагайте ему помочь вам разложить на столе приборы для еды, приготовить обед, убрать квартиру. Обращайте его внимание надела взрослых в помещении и на улице. Ухаживая за малышом, комментируйте свои действия и их последовательность, чтобы он лучше понимал их смысл.

Обогащению жизненного опыта ребенка способствует чтение детских книг, рассказывание доступных его пониманию и интересных для него эпизодов из жизни взрослых, других детей, животных.

Разыгрывая вместе с ребенком различные сюжеты, показывая ему новые игровые действия, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в обучающее занятие, иначе игра может превратиться в механическое воспроизведение заученных действий. Старайтесь сами играть увлеченно, не диктуйте ребенку, что ему делать, а вовлекайте его в игру с помощью косвенных методов: обращайтесь к нему от имени куклы, отвечайте за нее, задавайте ей вопросы, предлагайте малышу присоединиться к игре, распределяйте с ним действия. Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь к ней: «Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка. Давай я тебя покормлю кашкой». Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваете с ребенком. Одновременно с этим попросите малыша помочь вам покормить куклу. Например, скажите: «Мишенька, давай вместе покормим Лялю. Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем. Где у нас чашечка?» Постепенно вводите в игру новых персонажей и предметы (например: «Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке».).

Помните о том, что сюжетная игра предполагает взаимодействие между персонажами. Вместе с ребенком одушевляйте кукол и животных: придумайте им имена, старайтесь вовлекать малыша в разговор с куклами. Для развития полноценной игры важно с самого начала побуждать ребенка общаться с персонажами с помощью речи. Если малыш еще не умеет свободно говорить, вы можете делать это за него, обращаясь к нему от имени куклы или к игрушкам от его имени. Например: «Сашенька, Ляля зовет тебя гулять. Пойдем гулять?» Со временем малыш начнет повторять ваши слова, произносить собственные. Хорошо сопровождать игру стишками, песенками. Например, во время укладывания куклы спать, приговаривайте:

Вот тебе под спинку -

Мягкую перинку

Сверху на перинку

Чистую простынку

Вот тебе под ушки -

Белые подушки,

Одеяльце на пуху

И платочек наверху

Очень важно, чтобы ваша речь была не только развернутой, но и эмоционально окрашенной, интонированной, сопровождалась мимикой, жестами. После того как ребенок начнет запоминать стихотворение, можно делать паузы во время чтения, чтобы дать ему возможность самому произнести несколько слов в конце строки. Дети с удовольствием подражают взрослому и постепенно сами начинают обращаться к игрушкам сначала с помощью коротких слов («на», «спи», «топ-топ» и др.), а затем и с развернутыми высказываниями.

Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. В этом возрасте ребенок часто «застревает» на одних и тех же действиях, например, может изо дня в день без конца причесывать или кормить куклу. Ваша задача – не прерывая игры ребенка, постараться разнообразить ее. Если вы видите, что игра малыша ограничивается одним лишь кормлением куклы, спросите у него: «Твоя дочка поела? Может быть, ей пора спать? Где ее кроватка?» Тем самым вы подтолкнете ребенка к новым игровым действиям.

Если взрослые мало играют с ребенком, его игровые действия остаются однообразными и на третьем году жизни в игре он использует лишь несколько предметов, изо дня в день повторяя с ними одни и те же действия. Постепенно предлагайте малышу новые предметы и варианты действий с ними. Например, если ребенок без конца причесывает куклу расческой, ему можно предложить щеточку для волос, бантик, заколочку, зеркальце. Если он лечит обезьянку «таблетками», предложите «измерить ей температуру», сделать «укол», «закапать в нос капли» и пр.

Играя вместе с малышом, старайтесь направлять игру таким образом, чтобы в ней отражалась последовательность реальных событий жизни ребенка. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны и возникают под влиянием тех предметов, которые попали в поле их зрения: увидел расческу – причесал куклу, увидел утюжок – начал гладить все, что лежит на столе. Перед началом игры договаривайтесь с ребенком о том, как вы будете играть. Например: «Настенька, мне кажется, наша куколка Катя хочет спать. Давай искупаем ее в ванночке, вытрем полотенцем, причешем, а потом положим в кроватку и споем ей песенку». Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой вы договорились. Но при этом не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно следовал вашим указаниям.

Благоприятное влияние на формирование интереса ребенка к игре, умения действовать в условном плане оказывает включение в режимные моменты игровых персонажей. Например, во время обеда можно посадить на стульчик рядом с малышом куклу или собачку, которая тоже будет «кушать», поставить перед ней тарелочку, чашку, положить ложку. Укладывая ребенка спать, предложите ему убаюкать любимую игрушку, положить ее рядом с собой, а после сна посадить на горшочек, умыть.

Играя с ребенком, старайтесь вводить в игру предметы-заместители, например, предлагайте малышу использовать вместо ложки или карандаша палочку, вместо печенья – деталь мозаики, вместо утюга – кубик и пр. Полезно также включать в игру условные действия «с отсутствующим предметом». Уже в начале второго года жизни малыш способен понять смысл действия взрослого, который протягивает ему щепотку, объясняя, что это «цветок». Ребенок с удовольствием повторяет подобные действия, адресуя их не только игрушкам, но и взрослому и самому себе. Маленькие дети очень любят, когда взрослый просит «покормить» его, с улыбкой наблюдают, как он старательно «жует» или «пьет», подражая ему, «едят» сами, кормят куклу, слоненка, обезьянку.

Включение в игру предметов-заместителей и действий «понарошку» значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. При этом важно помнить, что ваша помощь в подборе предметов-заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти замещение недостающему предмету и назвать его. Если малыш не принимает ваше предложение, не следует настаивать, чуть позже он воспользуется подсказкой или подберет предмет-заместитель самостоятельно. Постепенно ребенок начинает все отчетливее представлять, что и каким образом можно замещать, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет-заместитель.

Особое значение для развития игровой деятельности ребенка имеет умение принимать на себя различные роли, наделять той или иной ролью партнера (называть себя мамой, папой, тетей, а куклу – дочкой или сыночком). Помочь ребенку в этом можно разными способами. Например, с помощью комментариев: «Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла – дочка» или «Максим, ты у нас строитель. Ты строишь дом».

Другим приемом является принятие роли самим взрослым, а также называние роли персонажа игры. Например, разворачивая игру, скажите: «Я мама, а это мой сыночек. Сыночек, пора купаться», «Я доктор, а это больной. Больной, вам нужно сделать укол». Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае вы называете себя мамой или доктором, а ребенка – дочкой или больным. Для облегчения понимания и принятия роли желательно использовать соответствующие атрибуты: врачу нужно надеть белый халат и очки, взять инструменты, больному сделать повязку на руку, продавцу следует взять весы, калькулятор, разложить на прилавке товар, покупателю дать корзинку для продуктов и кошелек с «деньгами».

Когда ребенок научится принимать на себя некоторые роли, можно предлагать ему меняться ролями. Например, сначала вы берете на себя роль врача, а ребенок – роль пациента. После «излечения больного» можно предложить ребенку: «Давай теперь ты будешь доктором, а я больным. Доктор, у меня болит горло». Или: «Давай теперь я буду дочкой, а ты – мамой. Мама, давай пойдем в магазин и купим конфет». При этом важно не только выполнять соответствующие роли, игровые действия, но и комментировать их, придумывать диалоги, а также интонировать речь персонажей, например, строго обращаться к кукле от имени врача, хныкать или капризничать, как маленький ребенок. В таких играх закладываются основы будущей сюжетно-ролевой игры.

Из книги Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста автора Лебедева Галина Александровна

Сюжетная картина из пластилина Работу по методике «Пластилиновая картина» рекомендуется начинать с сюжетных картин. Сама техника универсальна для работы с детьми любого возраста, просто сюжеты картинок должны соответствовать уровню развития ребенка. Для малышей это

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Игра Когда ваш малыш расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним игру «Глаза в глаза».Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в таком положении младенцы наиболее внимательны) и перемещайте его то дальше от себя, то

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Игра Малыш устанавливает связь с окружающим миром, и в этом ему требуется ваша помощь. Когда мама трясет погремушку, перемещая ее на разные расстояния от ребенка, малыш слышит звуки, и у него пробуждается ориентировочная реакция, которая очень важна для дальнейшего

Из книги автора

Игра Когда ребенок находится в состоянии спокойной сосредоточенности, попробуйте поиграть с ним в игру «Имитатор». Держите малыша на руках так, чтобы расстояние между вами составляло 20–25 см (это расстояние оптимально для фокусирования взгляда), и начинайте медленно Из книги автора

Игра Для этого возраста игра в кубики – самая лучшая. Кубики должны быть небольшими (чтобы их можно было легко удерживать в руке), яркими и контрастными. Посадите ребенка в детское кресло перед столиком. Положите перед ним кубик и понаблюдайте, как малыш будет с ним играть.

Из книги автора

Игра Игра «Баррикада» развивает ловкость, координацию движений, стимулирует двигательную активность. Постройте на полу невысокую баррикаду: разложите подушки, свернутые одеяла, валики, мягкие игрушки. Возьмите яркую привлекательную для малыша игрушку, посадите ее на

Из книги автора

Игра «Ладушки» – всем известная пальчиковая игра. Перед игрой помассируйте ручки и пальчики ребенка. Необходимо разминать их и поглаживать в течение 2–3 минут. – Ладушки, ладушки! Где были? – У бабушки. – А что ели? – Кашку. – А что пили? – Бражку. – Кашка

Из книги автора

Игра Игра «Маленький скалолаз» способствует развитию координации движений. На диване или на кровати соорудите возвышенность (некоторое подобие горки) из подушек различной величины, мягких валиков и сложенных одеял. Покажите малышу, как можно забраться на самый верх

Из книги автора

Игра Когда ваш малыш расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним игру «Глаза в глаза». Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в таком положении младенцы наиболее внимательны) и перемещайте его то дальше от себя, то

Из книги автора

Игра Это важно! Развивая любознательность малыша, не забывайте о том, что никакие игрушки не заменят ему общения с вами. Если взрослые мало разговаривают с ребенком, он меньше интересуется и окружающими предметами. Напротив, дети, с которыми общаются достаточно много,

Из книги автора

Игра Когда ребенок находится в состоянии спокойной сосредоточенности, попробуйте поиграть с ним в игру «Имитатор». Держите малыша на руках так, чтобы расстояние между вами составляло 20–25 см (это расстояние оптимально для фокусирования взгляда), и начинайте медленно

Из книги автора

Игра Для укрепления мышц спины и шеи малыша, а также для установления эмоционального контакта поиграйте с ним в такую игру. Лягте на спину, а ребенка положите себе на живот. Постарайтесь привлечь внимание ребенка: назовите его по имени, покажите яркую погремушку,

Из книги автора

Игра Для развития вестибулярного аппарата полезно играть с малышом в игру «Полетели!». Возьмите младенца на руки и покрутитесь с ним в разные стороны (не забывайте придерживать его головку). При этом улыбайтесь малышу и приговаривайте такой стишок: Я лечу, лечу,

Из книги автора

Игра «Город препятствий» Постройте для малыша на полу целый город из диванных подушек и валиков. В нескольких местах положите игрушки или предметы, которые привлекут внимание ребенка. Вы получите огромное удовольствие, наблюдая за акробатическими трюками малыша и тем,

Думаю, нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры, «дочки-матери» и «магазин» знакомы всем не понаслышке. Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир. Естественно, сначала малыш будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.

В этой статье я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интересны малышам, и зачем вообще нужны сюжетные игры маленькому ребенку.

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует .

Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет , какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот .

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;

  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта . В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон , My-shop )
  • набор игрушечной посуды : чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop )
  • набор игрушечных инструментов : молоточек, пила и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop )

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Сюжетные игры с 1,5 лет

По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше :

  • у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
  • куклы играют в прятки;
  • зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
  • куклы слушают, как мама читает сказку;
  • мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
  • зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
  • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
  • строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.


Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:

  • набор доктора : стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop ) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
  • набор игрушечной кухонной утвари : сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop ), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.

  • одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
  • мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.

Время от времени в играх с дочкой я использовала подобные образы и к 2 годам заметила, что она стала фантазировать сама, придумывать совершенно новые ассоциации, которым я ее не учила. Так, например, Тася брала в каждую руку по палке и, скрестив их, водила одной палкой по другой, а нам говорила, что играет на скрипке. Или клала открытую с одной стороны коробку на бок, садилась перед ней и говорила, что смотрит телевизор.

Вместо заключения

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна. Например, по дочке я замечала, что в возрасте года с небольшим она безумно любила наши инсценировки чаепитий, любила разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но стоило мне уйти, вся ее самостоятельная игра сводилась к перекладыванию посуды с места на место.

Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Играть ли в куклы с мальчиками? Существует мнение, что мальчикам сюжетные игры не нужны (ведь там же куклы!). Мнение, на мой взгляд, совершенно неправильное. Не стоит лишать ребенка интересного опыта и препятствовать его полноценному развитию из-за каких-то предрассудков. Если вас смущают именно куклы, можно использовать в игре любые другие ролевые игрушки (мишек, зайчиков, например). А вообще по заявлениям специалистов до 3 лет в воспитании мальчиков и девочек не должно быть полоролевых различий. До этого возраста можно совершенно не опасаться, что, играя в куклы, вы воспитаете в мальчике женские качества.

На этом у меня все. А как вы играете со своим малышом? Какие сценки и сюжеты больше всего любит ваше чадо?

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ ЛОЖКОЙ?