Современные подходы к организации игровой деятельности в доо. Современные подходы к организации воспитания дошкольников с онр в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»

Е.В. Болбас

Полысаево 2012

Автор-составитель Болбас Елена Владимирована , воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»

Данная работа посвящена актуальной проблеме социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В работе рассматривается игровая деятельность с точки зрения действенного средства социализации дошкольников, представлены новые подходы к организации игровой деятельности дошкольников.

Адресована работникам дошкольных учреждений.

Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников [Текст]: методическая разработка / авт. – сост. Е.В. Болбас. Полысаево, 2012 –с.Введение

Политика российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. За последние годы выходит ряд документов, приказов Правительства РФ, которые регламентируют важные процессы развития, функционирования дошкольного образования. В Кемеровской области успешно внедряются новые формы дошкольного образования, организуется работа по уменьшению очерёдности. Очевидно, что система дошкольного образования находится в зоне приоритетного внимания.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что в условиях решения задач модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому особое значение в настоящее время приобретают вопросы, связанные с социализацией дошкольников.

Изучение проблемы социализации детей дошкольного возраста обусловлено современными тенденциями социокультурной ситуации в стране и определяется рядом факторов: усложнением социальной среды, растущим темпом развития общества, обилием противоречивой информации, снижением воспитательного потенциала семьи.

Анализ практики воспитания детей показывает недостаточное развитие коммуникативных качеств дошкольников, являющихся одним из главных показателей их социализированности. Это происходит в связи с различными причинами: преобладанием в семьях электронных средств коммуникаций, недостаточным уровнем семейной культуры общения, занятостью родителей и нехваткой мест в дошкольные учреждения. В связи с вышеизложенным важное значение приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Рассматривая проблему социализации ребёнка дошкольного возраста, мы опирались на идею активизации личности в условиях включения её в социально значимую деятельность (А. С. Макаренко), роль коммуникативных умений, общения и речи в развитии ребенка дошкольного возраста (А. В. Запорожец). Кроме этого, нами поддерживается утверждение о значимости периода детства и ведущем виде деятельности – игре.

Говоря об игре современного дошкольника, следует отметить, что дети любят самые разнообразные игры: подвижные («Догонялки», «Прятки» и др.), настольно-печатные («Домино», «Мозаика», «Лото» и др.), компьютерные («Стрелялки», игры с роботами, «Гарри Поттер» и др.), сюжетно-ролевые («Дочки-матери», «Война», «Крутые человечки», «Кафе» и др.). У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек-паук, полицейские, принцессы Винкс. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных).

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) одной из ведущих названа образовательная область «Социализация».

· развитие игровой деятельности детей;

· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Целью данной работы является выявление сущности и специфики социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

Понятие «социализация»

Впервые в 1887 году американский социолог Ф. Г. Гидденс употребил в своей книге «Теория социализации» термин «социализация».

Существует два подхода в социализации: субъект - объектный и субъект - субъектный. Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия какой-либо деятельности его в процессе социализации (Э. Т. Парсонс). Сторонники второго подхода считают, что человек активно участвует в процессе социализации, т.е. субъект – субъектного подхода (Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид). Основываясь на субъект - субъектный подход, социализация - это развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

При социализации действуют условия, которые принято называть факторами, они объединяются в четыре группы.

1. Мегафакторы (от англ. «мега» - «очень большой, всеобщий») - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы (от англ. «макро» - «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.

3. Мезофакторы (от англ. «мезо» - «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); принадлежности к определенным субкультурам.

4. Микрофакторы (от англ. «микро» - «маленький»), влияющие на конкретных людей - семью, домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации.

Деятельность как интегративный компонент социализации

Анализ психолого-педагогической литературы (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, Л. А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни, она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов.

Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям :

1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Соответствующая этим условиям деятельность и должна стать системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ. Определение системообразующего фактора интеграции – это нахождение основания для объединения. Системообразующий фактор (систематизатор, интегратор) В. С. Безрукова называет идеей, способной объединить в целостное единство компоненты интеграции, целенаправить их, стимулировать их деятельностные проявления и т. д.

Таким системообразующим фактором является игра , определённая в ФГТ как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника.

В качестве объектов интеграции игры могут объединяться на основе единой образовательной задачи , которой может выступать социализация ребёнка.


В этом случае важно отобрать виды детских игр, наиболее целесообразные для решения данной задачи и способные интегрироваться с другими играми.

В программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы и др.) определено, что решение задач игровой деятельности дошкольников происходит в таких видах игр: сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических.

Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка . В играх формируется принятие своего имени, осознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей («Ласковое имя», «Хозяин своих чувств», «Я – маленький, я – большой»). Игра - своего рода эталон культуры , контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиций. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего. Содержание игр способствует конкретизации и систематизации знаний (когнитивный компонент всех образовательных областей, образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы»). Игровые роли имеют существенное значение в становлении эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития. Игровые правила и действия в большей мере способствуют формированию умений, предусмотренных нормами человеческой культуры (поведенческий компонент – все образовательные области).

Таким образом, значение игры как формы образования состоит в том, что в ней заложен большой развивающий потенциал, она может применяться как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Новые подходы к организации игровой деятельности

в дошкольном учреждении

Говоря об организации игровой деятельности дошкольника как о свободной деятельности, нами поддерживаются идеи развития игровой позиции воспитателя, которая основывается на общих принципах игры. Игровая позиция воспитателя включает в себя ярко выраженный интерес педагога к играм детей; рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей; креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. Мы убеждены, что сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнёра, режиссёра, соигрока, координатора) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на её развитие.

Практическую значимость проблемы мы видим в поиске новых подходов к организации игровой деятельности, влияющей на социализацию дошкольников. Этапы деятельности:

1 этап. Определение уровня игровых умений детей.

2 этап. Разработка комплекса мер по развитию игровых умений дошкольников. Обобщение опыта работы.

Итак, рассмотрим подробно содержание деятельности на этапах.

В программе «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса) определены умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности детей старшего возраста. Так, в образовательной области «Социализация» ребёнок умеет договариваться с партнерами: во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры. Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш. Объясняет правила игры сверстникам. После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), ис­пользуемые средства художественной выразительности и элементы худо­жественного оформления постановки. Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в де­тском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

Для того чтобы уточнить уровень игровых умений детей, оценить эти умения, нами проведены наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников. Мы применяли диагностические карты пособия «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы», разработанные автором - составителем Ю. А. Афонькиной.

Нами было обследовано 25 детей старшего дошкольного возраста.

В результате диагностики образовательной области «Социализация» раздела «Развитие игровой деятельности» получены следующие результаты:

· побуждение к игровой деятельности ситуативное. Детей, не проявляющих интерес к игровой деятельности, не выявлено.

· 88% детей могут договариваться о последовательности совместных действий с помощью взрослого, 12% детей – самостоятельно.

· У 44% детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие носит ситуативный характер, у 28% детей – неустойчивый, у 28% детей – устойчивый.

· У 44% детей развито умение самостоятельно разрешать конфликты, возникшие в ходе игры, у 56% детей - с помощью воспитателя.

· 36% детей умеют самостоятельно создавать новые игры и развивать их, у 64% детей - совместно с воспитателем.

· У 40% детей развито умение самостоятельно высказываться по поводу процесса игры, у 60% детей - с помощью воспитателя.

Результаты исследований позволили разработать комплекс мер по формированию игровых умений детей, влияющих на социализацию дошкольников. Следует отметить, что нами найдены новые подходы к реализации поставленных задач.

Разработка комплекса мер по развитию игровых умений дошкольников.

1. Разработана модель полиигрового пространства (С. В. Проняева).

2. Разработана структурная модель игровой деятельности на один день.

3. Разработаны и апробированы новые приёмы организации игровой деятельности с детьми («Почта любимого героя сказок», «Сундучок с сюрпризами», «Выбор игр на день»).

4. Разработана картотека любимых детских игр (пользователи – дети).

5. Проведены игровые тренинги с родителями («Любимые игры нашего детства», «Во что играют дошкольники?», «Народные игры»).

Рассмотрим подробнее комплекс мер по формированию игровых умений детей с учётом задач социализации.

Модель полиигрового пространства, созданная в старшей группе, представлена на схеме.

Рис. 1. Модель полиигрового пространства в старшей группе.

На схеме видно, что представлены 3 вида игр. Характеристику данных игр дала С. Л. Новосёлова. В таблице 2 представлены примеры тех игр, которые мы организуем с детьми старшей группы.

Таблица 2

Классификация игр для детей старшей группы

Классификация игр

Название игры

Самодеятельные игры отражают субкультурный личный игровой опыт детей (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские, игры-экспериментирования)

Сюжетно-ролевые - «Семья», «Поликлиника». Режиссёрские игры по мотивам произведений «Цветик-семицветик», «Волшебник изумрудного города».

Театрализованные «Телефон», «Узнай себя».

Игры-экспериментирования - «Кубики льда», «Буль-буль»

Игры, специально привносимые в детский опыт взрослыми в развивающих целях (дидактические, психо-гимнастические, досуговые, тренинговые, подвижные, спортивные)

Игры на социализацию - «Зеркало», «Продолжи движение», «Улитка - чемпион», «Скучно - скучно так сидеть», «Ты - кирпичик, я - кирпичек, а вместе – общий дом» и др.

Подвижные игры - «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Уголки», «Мы весёлые ребята» и др.

С элементами соревнований - «Кто выше?», «Кто быстрее?» и др.

Народные игры , которые вводят детей с национальную игровую культуру

Подвижные - «Васька - кот», «Посягутки», «Воевода», «Заря-заряница».

Игры малой подвижности - «Колечко», «Верёвочка», «Молчанка»

Решая задачи социализации дошкольников, нами разработана примерная структурная модель игровой деятельности на один день, которая отражает новые подходы, разработанные с учётом требований ФГТ, с ориентацией на гуманизацию взаимодействия с детьми.

Таблица 3

Модель игровой деятельности в режиме одного дня старшей группы

Виды деятельности

Тема месяца - «Новый год»

Прием детей

Игры для дружбы, для хорошего настроения, на внимание

Сундучок с сюрпризами (внесение новых игр, атрибутов).

Традиция «Выбор игр на день».

Игры-забавы «Мыльные пузыри», «Воздушные шары»

Непосредственная образовательная деятельность

Почта Деда Мороза / Почта любимого героя. Экспериментирование «Лаборатория Снегурочки».

Музицирование «Оркестр нетрадиционных шумовых инструментов».

Режиссёрская игра по мотивам рассказов о Дедушке Морозе и Снегурочке на игровом макете «Великий Устюг-родина Деда Мороза»

Прогулка

Подвижная игра «Два Мороза».

Сюжетно-ролевая игра «Строительство снежного замка»

Подготовка к обеду, ко сну

Традиция «Чтение у камина»: художественные произведения по программе, «Где живёт Дед Мороз?»

Гимнастика после сна

Традиция – пробежка по зданию «Найди шарфик Снеговика»

Самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек Деда Мороза».

Художественная деятельность – заполнение листов Большой Книги Любимых Игр

В таблице представлены не только классические виды игр, но и новые приёмы организации игровой деятельности с детьми. Нами разработаны методические рекомендации к их организации.

1. Доска выбора игр «Мы играем».

Цель. Организация самостоятельной игровой деятельности детей с учетом их интересов.

Задача игровой деятельности: развивать умение организовать игру.

Задача социализации: развивать умение договариваться о последовательности совместных действий в игровой деятельности.

Оборудование : доска выбора игр «Мы играем…», карточки с описанием игр.

Описание приема. Предварительная работа заключается в знакомстве с играми и карточками, иллюстрирующими эти игры. Выбор игр на день происходит утром во время общения детей и взрослого. Выбор осуществляется детьми.

Данная форма организации позволяет воспитателю получать знания о предпочтениях детей в играх, о длительности их интереса.

2. Большая книга любимых игр.

Цель. Формирование интереса к игровой деятельности.

Задача игровой деятельности: закрепление названия игр и знаний игровых правил, действий.

Задача социализации: развивать умение высказывать свое мнение по поводу процесса игры.

Оборудование: фотографии фрагментов игровой деятельности детей группы, художественные материалы.

Описание приема. Данная деятельность организуется по желанию детей после того, когда игры станут популярными в детском коллективе. Кроме этого, книга постоянно пополняется любимыми играми семей воспитанников.

3. Сундучок с сюрпризами

Цель. Знакомство с новыми играми, игрушками, развитие фантазии.

Задача игровой деятельности: обогащать знакомую игру новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности.

Задача социализации: создавать новые игры и развивать их.

Оборудование: сундучок с навесным замочком.

Описание приема. Сундучок презентуется детям как предмет, в котором иногда появляются разные сюрпризы (новые игрушки, необычные предметы, атрибуты к играм). Сундук открывается ключом. Ключ спрятан. Чтобы найти ключ, детям необходимо выполнить ряд интересных и увлекательных заданий. После того, как открывается сундучок, следует дать возможность детям самим придумать, как можно играть с этим предметом, на правах партнёра предложить свой вариант.

4. Игры для дружбы.

Цель: сплочение детского коллектива.

Задача игровой деятельности: развивать умение согласовывать свои действия с партнерами по общению.

Задача социализации: разрешать конфликты, возникшие в ходе игры.

Оборудование: картотека коммуникативных игр.

Описание приема. Название приема родилось из практики работы с детьми. Дошкольникам объясняли в доступной форме значение той или иной игры. Дети со временем стали называть такие игры «играми для дружбы, для хорошего настроения». Для организации самостоятельной игровой деятельности детьми успешно используется данная картотека.

5. Игры для хорошего настроения с мыльными пузырями и воздушными шарами.

Цель. Создание хорошего настроения.

Задачи игровой деятельности: повышение двигательной активности.

Задачи социализации: формирование эмоционально-положительного отклика на игровую деятельность.

Оборудование: воздушные шары или мыльные пузыри, музыкальное сопровождение.

Описание приема. Главный принцип проведения – традиционность. Время проведения – 5-7 минут, место проведения – музыкальный зал или группа, условие проведение – музыкальное сопровождение.

Организация работы с родителями по формированию игровых умений с детьми

Семья – важнейший институт социализации детей (Н. Е. Веракса). Известно, что игровая деятельность в семье организуется с момента рождения ребёнка и становится постоянным видом взаимодействия (пестушки, потешки, двигательные игры и т. д.). По мере взросления ребёнка изменяется содержание игр, родители, как правило, продолжают играют в те игры, которые знали сами. Однако, как показывает практика, этих знаний недостаточно для организации полноценной игровой деятельности. Поэтому в нашем детском саду, согласно разработанной системе взаимодействия с родителями, применяются такие методы и формы организации, которые положительно влияют на восприятие родителями информации, связанной с организацией игровой деятельности детей.

В таблице представлен пример тематического планирования работы с родителями на месяц по теме «Игровая деятельность как средство социализации дошкольников».

Таблица 4

Взаимодействие с родителями

Месяц

Формы взаимодействия (см. Программа Н. Е. Вераксы, стр. 267)

Знакомство с семьёй

(вид деятельности

/ тема)

Информирование о ходе образовательного процесса

(вид деятельности

/ тема)

Образование родителей

(вид деятельности

/ цель / дата)

Совместная деятельность

(вид деятельности

/ название / с кем)

Анкетирование/

«Игровая деятельность ребёнка»

Консультация /

«Социализация детей старшего возраста»

Мастер-класс / «Народные подвижные игры» / Познакомить с подвижными играми, показать способы игры

Досуг «Любимые игры нашего детства» / вся группа

Заключение

В заключение хочется сказать, что существующая проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи привела к реализации комплекса мер по развитию игровых умений детей старшего возраста.

Нами разработаны методические рекомендации к новым приёмам организации игровой деятельности. В результате игра заняла главное место в жизнедеятельности группы. Появились собственные традиции: «Выбор игр на день», «Игры-забавы с мыльными пузырями»; разработана картотека любимых детских игр. Различные виды игр применяются как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Опыт работы по данной теме был обобщён на педагогическом совете («Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников»), представлен в научно-практических журналах «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду», а также на всероссийском конкурсе «Страна любимых игрушек».

Мы убеждены, что игра – сильнейшее средство социализации ребёнка , включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы , влияющие на личностное развитие.

Консультация для воспитателей

«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка .
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений , в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image003_63.jpg" alt="Блогер:" width="492" height="377 src=">

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Длительность сюжетной игры:

· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image005_35.jpg" alt="Сайт заблокирован" width="409" height="274 src=">

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно–конструктивные игры

Строительные материалы (портал Pandia.ru)" href="/text/tema/stroy/materials/">строительных материалов . Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными .
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image008_29.jpg" alt="сайт" width="552" height="437 src=">

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ вносит в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:

· наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого

· наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н. А.Коротковой, и др.) Это особенно актуально для организации игровой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственно образовательную деятельность . Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности.

По мнению, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности, ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто - то делает). При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих ожиданий.

Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности, вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры, по мнению О. Скоролуповой, необходимо руководствоваться следующими принципами планирования:

· комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса

· принцип интеграции образовательных областей.

Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.

Пазникова Татьяна Ивановна

СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино

Воспитатель

Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО

К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Проведя анализ современных игр детей дошкольников, можно сделать вывод, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. В играх девочек на протяжении многих столетий присутствуют: красавица, царевна, принцесса.... Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

У мальчиков преобладают военизированные сюжеты.

У современных дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Человек - паук, Бэтмен, полицейские и другие. Особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации, можно считать характерной особенностью то, что социальные и семейные роли все менее интересны для современных детей, новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). По сюжетам фильмов и мультфильмов представлены и сюжеты игр: «Кен и Барби», «Семья на отдыхе» и т.д.

Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой часто сводится детская игра: «Одеть Барби, водить на работу, в кафе, на прогулку».

Современные игрушки занимают особое место в детских играх. Не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка - характерная примета нашего времени.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше Барби, Бэтменов, трансформеров в детской субкультуре считается престижным.

Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что «так нельзя» или «не хочется».

На настоящий момент педагогам необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:

Предоставить достаточно места для организации различных видов игр;
- игры, игрушки, пособия должны находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);

Создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр;
- обеспечение условий изолированности между элементами зоны;

Моделирование игрового пространства;

Обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;

Свободный выбор детьми любого вида игр.

Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

Обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;

Использование цикличности в организации игровой деятельности дошкольников;

Создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;

Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

Обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Нужно еще учесть, что сажать или ставить детей вокруг себя нельзя, ни в каком случае. Процесс игры должен протекать естественно, о том, что детей «обучают» играть, не должно возникать ощущения.

Позицию участника тех событий, о которых ребенок узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов, должны обеспечить косвенные приемы руководства. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально - окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры необходимо обогащать представления детей о социальной действительности.

Современное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, разного по тематике и образному решению, помогают ребенку восстановить в памяти недавние впечатления, побуждают к самостоятельной игре.

Необходимым условием правильного воспитания являются хорошо организованные игры. Для того, чтобы воспитатель мог организовать игру детей наиболее целесообразно, при этом активно воздействовать на ход игр и взаимоотношения детей потребуется некоторая реорганизация условий. Игры займут видное место в организации жизни детей при правильной педагогической работе

Виктория Моисеенко
Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры

Введение.

Федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного образования предлагают в различных образовательных областях через ведущую деятельность дошкольника , в первую очередь творческую игру , формировать возрастные компетенции. Педагоги детских садов сейчас отбирают лучшие формы взаимодействия с воспитанниками для формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств интегрированного подхода в ходе освоения всех образовательных областей. В моей, общеразвивающей , группе воспитываются и дети с общим недоразвитием речи. Для обеспечения в процессе освоения общеразвивающей программы коррекции недостатков развития речи, достижения всеми воспитанниками необходимого уровня развития, готовности к школьному обучению, равных стартовых возможностей я использую игровой метод. Это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья освоить программу воспитания и обучения . Планируемый результат : дети любознательные, активные, владеют способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, используют вербальные и невербальные средства общения , способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, уровень эмоциональной комфортности высокий.

Аналитическая часть.

Дети группы «Семицветик» , которые принимали участие в обучающем процессе «Организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры , проектной деятельности» (50 % из них с «Общим недоразвитием речи» ) находятся на этапе завершения дошкольного образования ». Поэтому большое внимание уделяю развитию у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения , в том числе и в творческих играх . Ключевые понятия игровой деятельности – интерес, удовольствие, развитие. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к играм. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием, ребёнок успешнее справляется с недостатками своей речи. Ведь рядом партнёры по игре, которые часто дают образец грамотных высказываний. Вот в чём огромный потенциал воспитательных и развивающих возможностей игры . С помощью игры эффективнее идёт обучение и воспитание ребёнка , формируется речевая, познавательная, мотивационная активность детей. Теоретическое подтверждение этому в работе русского философа Г. В. Плеханова. Ещё в 1912 году он подчеркнул, что игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род» . Ранее в 1867 году К. Д. Ушинский определил игру как «посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых». В дальнейшем А. В Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Я. Михайленко доказали, что «игра не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым» . Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка , а это обуславливает её развивающий эффект».

Стало заметно, что дети в группе , меньше играют в традиционные сюжетные игры . Взрослые стараются дать детям как можно больше знаний, среди родителей стало модно раннее обучение детей. Нарушился разумный баланс игры и других видов деятельности. Существует и проблема эмоциональной комфортности детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей этой возрастной группы в норме игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется . В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится . Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры .

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Именно поэтому, решили организовать проект «Мир - глазами ребенка» , по средствам игры . В проекте принимали участие воспитатель , психолог, социолог, логопед, а так же дети и родители группы «Семицветик»

Практическая часть. Реализация проекта.

Была создана инициативная группа из детей , родителей, педагогов. Обсудили проблему.

Поставили цель : обогатить представления и возможность детей, активизировать их к развёртыванию интересных, творческих , сюжетно-ролевых игр; показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семье.

Определили задачи :

Продолжать знакомить детей с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей через различные игры ;

Вместе с детьми разработать правила гуманного отношения к партнёрам;

организовать игры , направленные на сплочение детей;

Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности;

Взрослым в детском саду и в семье принимать участие в играх детей, выполняя роли, предложенные детьми;

Использовать игры для коррекции речевых недостатков.

В ходе проекта предусматривались виды деятельности в разных образовательных областях.

«Социализация» . Сюжетно-ролевые игры знакомые и новые («Магазин» , «В волшебной стране» в зимнее время на площадке группы , совместно сооружался из снега макет настоящей рыцарской крепости и ее защита, «Путешествие в страну знаний» , «Бородинская битва» и); изготовление родителями атрибутов, альбомов по профессиям;; показ спектакля для детей младшей и средней групп по сказке «Теремок» в форме сюжетно-ролевой игры «Театр» .

«Художественное творчество » . Изготовление детьми поделок, атрибутов к играм, игрушек из бросового материала (проект, что можно сделать из бытового мусора, возможности преобразования необходимых предметов в игрушки, используя дополнительные материалы, проект лепки «Птичий двор» по сказке Г. Х Андерсена «Гадкий утенок» , рисование совместно с родителями на тему «Семейный досуг» , «Кем быть» , «Мой любимый питомец»

«Познание» . Выставка фотографий людей разных профессий (родителей и сотрудников детского сада. Стартовали совместные проекты родителей, детей и педагогов «Кукла своими руками» , «Какие бывают мосты» , «Первые космонавты – Белка и Стрелка» , «Я исследую мир» работа с микроскопом, проект «Большой театр» ; работа в кружке «Исследователь» (опыты и эксперименты) . А так же занятия по прикладному творчеству «История городецкой росписи» , проводился конкурс внутри группы «Я эрудит» .

«Коммуникация» . Беседы о профессиях людей; решение проблемных ситуаций; «безопасность жизни» в постановочном варианте нескольких подгрупп , конкурс на лучшее чтение стихотворения о природе . Так же стартовал проект А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» , где каждый ребенок пробовал себя в разных ролях.

Специально создавались условия , требующие от ребёнка проявления различных форм общения : ситуативно-делового, познавательного, личностного. Демонстрировались образцы общения в коллективе , вовлечение пассивных детей, поддерживалась речевая активность. Побуждали детей к диалогу, монологу, поощряли коммуникабельность. Дети учились слышать свою речь, исправлять замеченные ошибки.

В процессе общения с детьми выяснилось , что если достаточно времени посвящать обогащению представлений детей о людях разных профессий, их характерах, действиях, то дети быстро подхватывают и отражают это в игре. Один из самых эффективных способов развития игровых навыков детей - это непосредственное участие взрослого в играх с выполнением какой-либо роли. Каков ребёнок в игре, таков он во многом, будет в жизни, в работе. Игра – путь познания ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Детские игры – важное средство самовоспитания . Игра – школа произвольного поведения.

Итог проекта : дети легко выбирают себе занятия, партнёров по игре, способны к созданию и воплощению собственных замыслов, стремятся к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Их воображение и фантазии особенно ярко проявляются в ролевой и режиссёрской игре : они могут придумывать новые сюжеты, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. В игровой самостоятельной деятельности активно используют и закрепляют все компоненты устной речи.

Список литературы.

С. А. Козлова Т. А. Куликова. Дошкольная педагогика . М. Академия. 2000

Т. Б. Филичева. Коррекция нарушений речи. М. «Просвещение» 2009г.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. «Мозаика-Синтез» 2010г.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Утверждены приказом МОиН РФ от23.11.2009 г. № 655

Доронова Т. Н. Радуга : программа и методическое обеспечение по воспитанию , развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду. М. «Просвещение» 1997г

другие презентации на тему «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

«Компетентностный подход в образовании» - Родителей? образовательные; ? воспитательные; ? личностные. Политика. Профессионализм. Структура компетенции. Специализация. Компетенция. Умения. Способности. Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Причины кризиса знаниево-просветительской парадигмы. Семья. Компетентностный подход в образовании.

«Игровые технологии» - Управляемость. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: Таким образом, очевидно: Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Специфика игровой технологии. Эффективность. Функции игры. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду. Структура игры как процесс -.

«Личностно-ориентированный подход» - Педагогические задачи классного часа. Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебно-воспитательного процесса. Сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании. Принципы: самоактуализации индивидуальности субъектности выбора творчества и успеха доверия и поддержки. Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

«Игровая зависимость» - Признаки игровой зависимости. Также разумно будет установить лимит по времени. Стадии зависимости от игры. Безнадежная стадия: чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия. Игромания. Однако в последнее время люди стали массово "подсаживаться" на игру.

«Компетентностный подход в обучении» - Цель компетентносного подхода. Концепция модернизации российского образования – формирование ключевых компетенций. Пути реализации компетентностного подхода. Я в обществе. Взаимосвязи компетент-ностного подхода с другими технологиями. Ключевые компетенции. Компетентностный подход в обучении истории и обществознания.

«Деятельностный подход в обучении» - Меня учат. Концепция СДП базируется а следующих основополагающих тезисах: Развитие? деятельность? обучение. Базируется на зоне ближайшего развития ребенка. Материалы к научно- практическому семинару. Именно в системе школьного образования зародилось инновационное обучение. Системы? системный подход? деятельность.