Икона вседержителя фото ее значение. Изображая Бога: иконы Иисуса Христа

Деревянная доска 25х20 см, левкас, темпера, золочение нимба.

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель, или Пантократор (от греч. всевластный, всесильный) - это один из основных типов изображения Спасителя. Он представлен как Царь Небесный и будущий Судия мира. Через единосущность первой и второй ипостасей Святой Троицы определение "Пантократор" соотносится и с образом Бога Отца. Именование Иисуса "Вседержителем" указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1: 8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа, искупившего крестной жертвой людские грехи и одновившего тем самым человеческую природу. Крестный нимб усиливает жертвенную символику образа. По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже образ Спаса Вседержителя стали писать на иконах.

Происхождение и значение названия образа "Спас Вседержитель".

Термин появился еще на заре христианства, раннехристианская традиция описывала этим термином Иисуса Христа. Изображения Спаса на престоле встречаются в римских катакомбах. В Византии название Спас Вседержитель упоминается приблизительно с IV-VI вв. но окончательно иконография складывается в послеиконоборческий период (к X в.). Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Слово «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает также догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Слово Вседержитель чаще всего имеет значение всемогущества, то есть возможности творить всё, что является прерогативой Бога. Смысл слова Пантократор также можно понимать как «Властитель всего», «Правитель мира».

Иконография Спаса Вседержителя

Икона Спаса Вседержителя - это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток или открытое, как правило, Евангелие с текстом. Оно символизирует дарование миру спасительного учения. Традиционно на страницах раскрытого Евангелия отображаются различные речения Спасителя. Но чаще всего это следующие слова: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, или “Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный”.

Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества. Каноном закреплено изображение Христа в одежде, которую Он носил в своей земной жизни - хитоне и гиматии. Обычно верхняя одежда Христа изображается синей, а рубаха, т.е хитон - красной, иногда лиловой, что символизирует человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно. Кроме того, красный цвет хитона означает кровь и мученичество, но одновременно это и царский цвет (пурпур). Синий цвет плаща ассоциативно связывается с небесным началом. Композиция иконы отличается строгой фронтальностью и статичностью, что придает облику Христа торжественность и царственность Властителя Вселенной.

Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. Образ Спаса Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Этот образ и ныне занимает пространство центрального купола православного храма.

Спас Вседержитель - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Иконографических типов Спасителя много: Спас Нерукотворный, Спас на престоле, Спас в Силах, Спас Царь царей, Спас Еммануил.

Молитва Спасу Вседержителю -Иисусу Сладчайшему

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.

Тропарь благодарственный Спасителю

Тропарь, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благо-дарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа возглавляет иконостас каждого православного храма.

Икона «Господь Вседержитель» — образ Спасителя, символизирующий Царя и Судью . Это один из главнейших образов в православии, помогающий и поддерживающий христиан в жизни. По церковным традициям, для верующих людей первой и самой главной должна стать именно икона Господа Нашего. Она одна может затмить все прочие, поскольку Божественная Сила творит чудеса, именно Господь зародил жизнь.

Значение иконы Иисуса Христа

Молитва Спасителю перед иконой

«О, Спаситель наш, Иисус Христос! Сын Божий! Ты заступник всего человечества! Ты грехи людские взял на себя, отдав за них жизнь свою земную! Молю Тебя, Господь, о спасении души моей, об отпущении грехов моих и о благословении Твоем! Даруй душе
моей любви, тепла и света! Придай мне сил и не позволь утратить веру! Исцели тела и души христиан от болезней и недугов! Отгони врагов от домов наших. Даруй семьям благополучие и счастье! Убереги детей от бед и неудач. Дай нам радости и счастья, ибо сердца наши наполнены любовью к Тебе, Великий Спаситель. Да воздадим Тебе слова благодарности! Да восхвалим и прославим Тебя, Царь Небесный! Лишь ты один Спаситель наш и заступник! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Обратиться к Спасителю можно с любой просьбой. Во время своей жизни Христос спас множество больных от неминуемой гибели, многих воскресил, а остальным показал, как правильно жить, как начать свой духовный путь и как его закончить. Все это актуально и по сей день, потому что Господь не меняется никогда, как и Его заветы. Мы желаем вам мира в душе, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона «Господь Вседержитель» может выглядеть по-разному, например, сам Христос изображается в разных положениях, но при этом суть самой иконы совсем не меняется. В каждом храме есть такая икона, она напоминает людям, что Спаситель пришел на землю в виде богочеловека, чтобы забрать все грехи человечества и сделать душу бессмертной, поэтому Иисус на иконе держит правую руку в благословляющем знаке.

В названии иконы присутствует термин «вседержитель», что обозначает, что Бог сильный, и только он может распоряжаться судьбами людей, также надо отметить, что слово взято из Ветхого Завета, ведь именно так изначально обращались к Богу, а потом стали обращаться и к Христу.

Какое значение у иконы «Господь Вседержитель»?

Этот образ должен находиться не только в храмах, но и в каждом доме православного христианина. В самом центре иконостаса всегда должна находиться икона «Господа Вседержителя», значение которой связано с обозначением силы Иисуса, ведь именно он может сотворить настоящее чудо, и не раз он доказывал это на деле всем верующим. Лик Господа очень важен для каждого христианина, так как Иисус - это самый главный судья, он восседает на троне, и в левой руке у него находится Евангелие или же свиток, а правой рукой он благословляет православных христиан.

Как выглядит икона?

Сам Иисус изображается по-разному, например, на некоторых иконах сидит на троне, а в некоторых он стоит в полный рост, но при этом ее значение не меняется. В левой руке Христа святое писание или свиток, а правая рука показывает знак благословения всех тех, кто уверовал в Господа. Евангелие изображается на иконе в развернутом виде, там видно всего лишь две буквы: альфа и омега. Каждая из этих букв имеет свое значение, например альфа - это начало, а омега - конец. Рассмотрим более подробно, что символизирует икона «Господа Вседержителя» (фото в статье). Она изображает Христа в возрасте, когда он идет к верующим с проповедью и учит людей правильно жить по Божим законам, над головой у Иисуса светится нимб в виде креста.

Символическое значение имеет даже одежда Спасителя, он одет в синий гаматий и красный хитон. В христианстве синий цвет всегда символизирует начало на небесах, а красный показывает сущность человечества, в которой есть место и мукам, и царственности. В общей сложности переплетение этих двух цветов указывает на то, что ничего не чуждо Господу, поэтому присутствует гармония небесного начала и земного конца.

Важность иконы «Господь Вседержитель» для православных христиан

Икона «Господь Вседержитель» важна для любого православного человека. В иконе имеется упоминание о том, что каждый христианин получит по своим заслугам пусть не в земном суде, а на небесном, который является самым ответственным и справедливым, поэтому в иконе можно прочитать призыв быть терпимее друг к другу и милосерднее. Образ имеет огромную силу, поэтому каждый верующий может произнести молитву и попросить Бога помочь преодолеть все трудности, чтобы достичь успеха в своих начинаниях. Стоит произносить молитву перед иконой, если человек находится в скорби и ему требуется умиротворение, чтобы побороть сложности. Перед иконой произносится специальная молитва, в которой человек не только просит Господа помочь, но и благодарит его за поддержку и помощь.

В чем может помочь икона «Господа Вседержителя»?

В том, что в иконе имеется сила, сомневаться не приходиться, так как верующие не раз убеждались, что икона «Господь Вседержитель» способна творить настоящее чудо. Ознакомимся подробнее, в чем именно может помочь эта икона:


Как икона может помочь в семейном счастье?

Образ имеет огромное влияние и в семейном счастье. Для многих семей икона «Господь Вседержитель» является оберегом, она помогает спасти детей от болезней, даже если врачи оказались бессильными, то молитва перед образом поможет преодолеть трудности и справиться с любыми напастями. Обращаться с молитвой к Спасителю необходимо искренне, только так может случиться настоящее чудо. Молодых людей, которые вступают в брак, родители благословляют именно с помощью этой иконы, считается, что только так брак сможет стать крепким и долгим.

Как и когда молиться перед иконой «Господа Вседержителя»

Многие православные христиане задаются вопросом о том, как должна выглядеть икона "Господь Вседержитель", в чем помогает она, какую именно молитву необходимо перед ней произносить. Данное божественное изображение не имеет специального дня, когда эта икона почитается, поэтому можно с уверенностью говорить, что обращаться перед ней к Спасителю можно в любое время, когда человеку требуется произнести благодарственную или просительную молитву. Всем известно, что сам Христос является и праздником, и радостью, и благодатью.

Обратиться к любой иконе можно, произнося молитву «Отче Наш», но существует и отдельная молитва иконе «Господа Вседержителя». В начале молитвы идет обращение к Всевышнему, который сошел на землю, чтобы спасти всех грешных людей, также описывается, что все верующие верят в чудо и благодарят Иисуса Христа, что он не покидает в беде всех просящих и не оставляет их в трудную минуту. В конце молитвы православный христианин просит Господа простить все согрешения и даровать прощение не только человеку, который молится, но и всем близким и родным.

Можно ли дарить икону «Господа Вседержителя»?

Икона может оказаться действительно хорошим подарком, поэтому ее можно подарить от чистого сердца своим близким и родным. Сделать это можно в любой праздник, который важен для любого православного человека. Часто этот образ становится подарком на венчании, ведь именно эта икона является важной составляющей пары, которая собралась венчаться.

Как видим, одной из самых главных икон для православных христиан считается икона «Господь Вседержитель». Значение, в чем помогает и как именно она может оберегать человека от бед - все это имеет огромное влияние на подсознание человека, поэтому, если верующий молится перед иконой с чистыми помыслами, он может надеяться на самое настоящее чудо в своей жизни.

Икона Иисуса Христа Вседержителя – один из центральных образов христианской иконографии Спасителя. Ее еще называют Пантократор, что происходит от греческого слова παντοκράτωρ, означающего всесильный, всевластный.

Определение «Вседержитель», поставленное рядом с именем Иисуса Христа, символично представляет двойственность образа:

  • Во-первых, подчеркивает догму Боговоплощения. Данный эпитет подчеркивает божественное преимущество Мессии, указывает на то, что Спаситель является Царем Небесным и будущим Судией мира, который может сделать абсолютно всё, ему подвластны все.
  • Во-вторых, слово «Вседержитель» указывает на человеческую природу Мессии, его спасительную миссию – Иисус Христос жертвой на кресте искупил человеческие грехи и очистил этим природу людей.

Много веков тому изображением Иисуса Вседержителя расписывали внутреннюю часть церковного купола. Позднее образ Мессии появился на иконах.

Появление образа Спаса Вседержителя

Первые письменные упоминания об Иисусе Христе были сделаны в источниках, принадлежащих второй половине I века или первой половине II века н. э. А вот картины, рисунки, мозаики, изображающие лик Господа, появились намного позже. Почему? Ответ прост – ветхозаветная Церковь запрещала изображать лик Господа Иисуса Христа. Хотя, следует отметить, что подобные рисунки были обнаружены еще в катакомбах древних римлян. Вокруг головы Спасителя нарисован нимб.

Первые иконописные изображения Иисуса Христа были написаны в византийских храмах около IV-VI веков. Самым древним из них считается икона Господа из Синайского монастыря, именуемая Христос Пантократор (VI век). Исследователи полагают, что манера написания этой иконы (горячим воском) схожа с портретом. Лицо Христа намерено сделано асимметричным. Одна половина представляет нам Спасителя, а вторая – Судью. Также ранними изображениями Мессии являются:

  • композиция «Преображение» в монастыре святой Екатерины Синайской (VI век),
  • образ Иисуса на облаках из римской церкви святых Космы и Дамиана (VI-VII века),
  • изображение Спаса Пантократора из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (VII-VIII веков).

Эти произведения имеют много общих черт, что свидетельствует о сформированности требований к изображению образа Иисуса Христа.

Каноны создания иконы Спаса Вседержителя

Канон писания иконы Спаса Пантократора был утвержден в IX веке. Христа изображают одетым в специальное облачение: красный хитон (подобие длинной рубахи с рукавами или без них) и синий гиматий (верхняя одежда – прямоугольный отрез ткани, который задрапировывался поверх хитона). Цвета убранства символизируют гармонию земного и небесного начал. Лик Иисуса на иконе напоминает каждому христианину, что Господь Вседержитель – обладатель Божественной природы и силы – одновременно был обычным живым человеком.

Возраст Христа должен соответствовать времени его проповедничества. Иисус имеет прямые темно русые волосы, которые спускаются на плечи, короткую бороду, небольшие усы. Правую руку Господь Вседержитель поднял для благословления, а левой держит раскрытое или закрытое Евангелие. Возможны различные варианты изображения фигуры Христа:

  • Поясное.
  • В полный рост.
  • Сидящим на престоле.

Каждый из них имеет свое значение. На иконах и росписях Христос Пантократор часто находится в окружении небесных сил.

Несмотря на различные способы изображения, узнать Спасителя на иконах легко по характерной детали – круглому нимбу, символизирующему вечность, с помещенным внутрь крестом – напоминанием о жертвенности и страданиях во имя людей. Слово «нимб» на латыни означает «ореол, облако, туман». Еще внутрь ореола вписывают три греческие буквы ΟΩΝ, являющиеся сокращением слов Бога «Я есмь Сущий», которые были сказаны Моисею. Со времен Византии икона Спаса Вседержителя стала обязательно изображаться в храмах в виде одиночного образа или кульминацией центральной части сборных композиций росписей, иконостасов.

Ярким примером данного типа иконописи является Господь Вседержитель, окруженный архангелами на куполе собора Святой Софии киевской. Роспись принадлежит к началу второго тысячелетия христианства.

Икона Андрея Рублева «Спас в силах»

В 10-х годах XV века (приблизительно 1408 год) Андрей Рублев написал небольшую икону, «Спас в силах», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Образ с Иисусом Христом, несмотря на прошедшие века, дошел до нас в отличном состоянии.

По видимости, основой для создания композиции иконы Иисуса Христа стали видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Божья слава воплощается в изображении Господа в окружении символических фигур.

Центральная часть иконы отдана Господу Иисусу Христу, восседающему на престоле. Красный цвет фона подчеркивает божественную природу Спасителя («Ибо Господь… есть огонь поядающий»). Одежда золотого цвета – олицетворяет сияние славы. Фон иконы состоит из наложенных геометрических фигур – красного ромба и синего овала. Такое сочетание говорит о том, что в Иисусе соединены вместе Бог и человек, небесное и земное начало, огонь и вода. Правой рукой Спаситель благословляет, а левой держит книгу.

Вокруг Христа А. Рублев изображает множественные лица ангелов, крылья с глазами, крылатые колеса у подножья престола. Каждое является обозначением одного из священных понятий: «начало», «власть», «сила», «престол», «ангел», пр.

Чудотворная икона Спаса Вседержителя

Икону Спаса Вседержителя из Псковского музея исследователи датируют серединой XIV века. Это редкий памятник псковской иконописи, один из немногих сохранившихся древнейших образов.

Точная история этой иконы до конца неизвестна. В музей ее передал (до 1927 года) преподобный Евфросиний Псковский из собора Трёх святителей Спасо-Елеазаровского монастыря (основан в начале 1430 г.). В собор она попала из Великопустынского Спасо-Преображенского мужского монастыря. До того времени икона носила имя Спасителя из Великих Пустынь.

В традиционном для типа Христос Вседержитель поясном положении Иисуса обращает внимание благословляющая правая рука Спасителя. Она повернута тыльной стороной, что иногда встречается в византийской иконописи. Левая рука держит Евангелие. Изображение Мессии архаично, оно выражается в простоте написания, пропорциях фигуры, организации пластики и цветовом решении иконы. Именно поэтому трудно установить точную дату ее появления. Предположительно это середина XIV века.

Известны с устных свидетельств и зафиксированы письменно случаи, когда молитвы верующих были услышаны и Господь исцелял от болезней, спасал от беды и неприятных событий. Чудотворные образы являются священными предметами. Они обладают благодатью Божией, становятся центрами духовности, притягивающим к себе людей. Чтобы старинная икона от постоянного использования не пострадала, с нее делают списки и освящают для распространения среди верующих.

Икона Христоса Вседержителя (Пантократора) в доме

Несомненно, выбирая иконы для собственного жилища, следует руководствоваться своими желаниями. Изображение Спаса Вседержителя – необходимая часть духовной жизни христианина. В облике Отца Небесного милосердие, доброта, поддержка и напоминание о божьем суде – все, что помогает верующим преодолеть испытания и сохранить достоинство, обрести успокоение. Молитвы ко Вседержителю содержат просьбы о помощи и благодарность за милости.

Икона Иисуса Христа Пантократора не имеет строго определенного дня для почитания. Поэтому обращение через нее к Спасителю будет уместным в любое время, когда у человека появится необходимость поблагодарить или обратиться за помощью.

Обратиться к образу можно со словами «Отче Наш». Но существует и специальная молитва иконе «Господа Вседержителя». Сначала молящийся обращается к Всевышнему, сошедшему на землю для спасения грешников. Вера в силу Христа, его всемогущество и милость придают силы людям. Далее следует выражение благодарности Господу за то, что Иисус не оставляет их в трудное время. В завершение молитвы православный просит Бога простить вольные и невольные прегрешения, даровать прощение молящемуся, его близким и родным.

Молитвы образу Господа Вседержителя дарят утешение, силы, помогают избавиться от нечистых мыслей, моральных и физических ран. Вознося с чистыми помыслами молитвы иконе, верующие:

  • получают защиту от подлых и жестоких людей;
  • избегают обманов и разочарований;
  • ограждаются от бед и смерти;
  • достигают взаимопонимания, гармонии в отношениях с людьми и окружающим миром;
  • могут сохранить брак.

Такая икона оказывает положительное влияние на атмосферу в семейном доме. Она оберегает людей от непонимания, защищает детей от болезней и неприятностей. Иисус – лучший лекарь человеческих душ и тел. С любовью выбранный образ Иисуса Христа Вседержителя станет замечательным подарком к любому празднику близким и родным людям.

Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.

Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»

Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны, что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь, запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы, как Бога, пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии, что « Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа, тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой.

— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон, сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины, — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи, этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря (VI в.), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо (VII – VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался.

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена, ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения, не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным, оставался недоступным для людей внешних, находящихся вне пределов христианской общины.

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по – гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось, что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью, чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме (V в.).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков, — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений, так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы, до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко – семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя, иконе икон.

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой важное место всегда отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества, — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение, действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился.

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа (правда, обе прослеживаются только с VI века): одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани, и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице, — рассказывает Ирина Языкова, — ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы.

Христос Пантократор

Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке.

— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова, а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека. Поэтому Христа изображают в красно – синих одеждах. Это символ двуединой природы: красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная.

Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост, на престоле и поясное. Самое частое — поясное.

— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин. 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен. На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса. В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1: 26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал, мандорла) и красный ромб.