Легендарные библиотеки Древнего мира (9 фото). Самая древняя библиотека в мире

Издание:А. Глухов. "Из глубины веков"

В туманной дали веков берет начало эта цивилизация, о существовании которой еще 60-70 лет назад даже крупнейшие специалисты имели весьма смутное представление.

Изучая клинописные таблицы библиотеки Ашшурбанипала, ученые нашли на одной из них упоминание о «тайных шумерских документах». И еще: сам царь, владелец библиотеки, писал: «Для меня было большой радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров».

Что это за страна, что за народ? Уже Ашшурбанипал считал шумерский язык «непонятным», а Геродот - отец истории - вообще ничего не знал об этом народе. Когда в Месопотамии начались раскопки, «народ, который начал историю» (так иногда называют теперь шумеров) стал рассказывать.

На полдороге между Вавилоном и Персидским заливом в иссушенной пустыне с давних времен возвышался холм Варка. Его раскопки, начатые еще до первой мировой войны, возобновились в 1927 году. Ими руководил немецкий ученый Ю. Иордан.

Под холмом скрывался древний город Урук, который существовал на протяжении трех тысячелетий. Совершенно необыкновенные вещи были скрыты в холме Варка. И прежде всего - одна из самых древних глиняных табличек с письменами. Найденные документы относились к середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Следовательно, им пятьдесят пять веков!

Потом были открыты другие столь же древние города. Перед археологами возникли руины храмов и дворцов, предметы домашнего обихода и орудия труда. И - горы глиняных табличек, разнообразной формы и размеров, испещренных клинописью. Из них мы узнаем о политической и социальной жизни древнего Шумера, его экономике и государственном устройстве, о земледелии, скотоводстве, судоходстве, кораблестроении (большинство городов Шумера стояло на берегу Евфрата), столярном, гончарном, кузнечном и ткацком производстве.

Глиняные таблички рассказали нам очень многое о жизни древнейшей цивилизации на Земле. Еще в IV тысячелетии до нашей эры шумеры создали сеть оросительных каналов. За неимением камня они научились изготовлять серпы, горшки, тарелки, кувшины из глины. На их земле не было дерева - они начали сооружать хижины и загоны для скота из тростника, скрепленного глиной.

Шли столетия. Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, плуг, сеялку, парусную лодку - великолепные вехи на пути человека. Научились возводить арки, изготовлять литье из меди и бронзы. Наконец, они создали письменность, знаменитую клинопись, которая распространилась по всему Двуречью. Материалом для письма служила все та же глина!

Шумер славился своими многолюдными городами. В Уре, который одно время был столицей Шумера, насчитывалось до 200 тысяч жителей. Десятки кораблей - из Сирии, Египта, Индии - причаливали здесь. О том, как жили, работали, чем питались люди в те далекие времена, рассказали нам глиняные таблички, извлеченные при раскопках городов древнего Шумера. В религиозном центре Шумера - Ниппуре найдено несколько тысяч таблиц. Они размещались в шестидесяти двух комнатах!

Другим культовым центром был Ур, который на протяжении многих лет изучал археолог Л. Вулли. Клинописных таблиц и здесь оказалось великое множество. Почти четыре тысячелетия пролежали в земле города Л.агаша более чем 20 тысяч табличек. Они были систематизированы и разделены на части по содержанию; это уже была настоящая библиотека.

Внушительной оказалась и «добыча» в древнем Шуруппаке.

Там, близ современной деревни Фара, вокруг которой простираются обширные болота, найдены древние тексты шумерской клинописи. Настоящий клад, который по праву считают библиотекой. Этот клад позволил издать «Список архаических клинописных знаков».

О том, как хранились подобного рода документы, можно судить по находкам в Уруке. Здесь таблички складывались в ивовые корзины. Каждая корзина завязывалась, к ней прикреплялся формуляр, этикетка с надписями. Вот некоторые из них: «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих», «Тростниковая корзина с документами, касающимися мастерской ткачей». Для характеристики документов приведем два текста. Один гласит: «Получены от Дадаги бронзовые сосуды, взвесил их Ур-Шара». Другой: «Сорок пять рабынь послано на один день таскать тростник для починки корабля и для доставки балок для дворца».

Это - документы царско-храмовых хозяйств. Но шумеры оставили и труды по математике, истории, литературные произведения, труды по сельскому хозяйству (были найдены календарь земледельца и классификация растений). Дошли до нас и древние карты. На одной - план города Ниппура: точно даны размеры города, отмечено расположение стен, ворот, важнейших зданий.

Математики умели доказывать теоремы. На одной из табличек, например, изложено доказательство подобия треугольников, на другой - теоремы, известной в науке как теорема Эвклида. Уже во II тысячелетии до нашей эры ученые Месопотамии доказали и теорему Пифагора.

И знаменитый кодекс Хаммурапи, который впоследствии оказал влияние на римский кодекс Юстиниана, начинался в Шумере.

В Ниппуре, среди множества других, найдена табличка с перечнем рецептов. Она довольно большая: 9,5 на 16 сантиметров, на ней уместилось 145 строк текста. Для составления лекарств шумерский врач пользовался продуктами растительного, животного и минерального происхождения. Большинство лекарств - растительного происхождения: они изготовлялись из горчицы, ивы, пихты, сосны. Разводили лекарства пивом, вином, растительным маслом. Любопытная деталь - в документе полностью отсутствуют какие-либо магические заклинания.

Сейчас расшифрованы многие таблички древних шумеров, содержащие записи мифов, пословиц и поговорок. Выяснилось, например, что шумерские сборники пословиц и поговорок на несколько столетий старше известных нам египетских - они записаны более трех с половиной тысячелетий назад. Вот несколько примеров народной мудрости:

Хорошо одетому всюду рады;

Увернулся от дикого быка,

Натолкнулся на дикую корову;

Если страна плохо вооружена,

Враг будет всегда стоять у ворот.

Почтенный возраст имеют и шумерские басни о животных. Во всяком случае они были сложены и записаны на тысячу с лишним лет раньше Эзоповых. А ведь именно Эзопа греки и римляне считали основоположником этого жанра.

По клинописным табличкам, которые сохранились в древних библиотеках, мы можем судить, что уже в то далекое время люди славили свою землю, свои поля: «О Шумер, великая земля среди всех земель вселенной, залитая немеркнущим светом. Твое сердце глубоко и неведомо. Да будут хлевы твои многочисленны, да приумножатся твои коровы, да будут овчарни твои многочисленны, да будут овцы твои бесчисленны».

Сложили шумеры и первый гимн труду, и первую в истории человечества любовную элегию: «Супруг, дорогой моему сердцу, велика твоя красота, сладостная точно мед. Лев, дорогой моему сердцу. Велика твоя красота, сладостная точно мед».

Им же принадлежит древнейшая погребальная песнь: «Пусть твой жизненный путь не исчезнет из памяти, пусть имя твое называют в грядущие дни».

Но самое великое, что создала шумерская культура,- это поэма о Гильгамеше.

Гильгамеш, царь Урука, угнетает свой народ, но затем, заключив дружбу с диким человеком Энкиду, совершает небывалые подвиги. После смерти Энкиду Гильгамеш тщетно добивается бессмертия. Поэма - подлинный гимн человеку, его устремлениям и дерзаниям. В ней ярко выражен интерес к героической личности, а сам герой смело вступает в борьбу с несправедливым порядком, установленным богом. Первые песни поэмы возникли и были записаны в Шумере. Вот первые ее строки (перевод советского ассиролога В. К. Шилейко):

Об увидавшем все до края мира,

О проницавшем все, постигшем все.

Он прочел совокупно все писанья,

Глубину премудрости всех книгочетов.

Потаенное видел, сокровенное ведал,

И принес он весть о днях до потопа.

Далеким путем он ходил, но устал и вернулся.

И записал на камне весь свой труд.

Значит, уже тогда было немало книг, уже тогда «книгочеты» владели премудростью, - были и люди, которые могли прочесть «все писанья».

Открытия следовали одно за другим. И каждое из них - итог огромнейшего труда, результат изобретательности и мастерства. То, что некоторые тексты дошли до нас в более поздних (вавилонских) копиях, то, что они плохо сохранились, - не самое страшное. Многие произведения оказались разъединенными. Большого искусства, например, потребовалось, чтобы из множества осколков клинописных табличек восстановить литературный памятник «Дом рыб». Части поэмы оказались в трех музеях мира: начало - в Стамбуле, середина - в Лондоне, концовка - в Филадельфии. И все же текст этой поэмы удалось восстановить, перевести и прокомментировать. В ней дано описание - и очень поэтическое - многих рыб.

Вот что говорится о скате. У этой рыбы:

Голова - мотыга, зубы - гребень,

Ее кости - ветви пихты,

Ее тонкий хвост - бич рыбака.

Широкое распространение в "Шумере имели всевозможные поучения, споры и диспуты. Ученым нашего времени удалось из имеющихся табличек и фрагментов восстановить поучение, условно названное «Календарь земледельца». Первая строка «Календаря» гласит: «Во время оно землепашец поучал своего сына». Далее идут советы, как получать хорошие урожаи. Они охватывают все виды полевых работ: от орошения почвы до снятия урожая. Все поучение состоит из 107 строк.

Для ведения сельского хозяйства нужно точно знать, когда надо начинать сев. И жрецы Шумера разработали один из древнейших календарей - лунный. Постепенно лунный календарь стал превращаться в лунно-солнечный: месяцы считали по луне, а год - по солнцу.

Из сохранившихся текстов многих диспутов упомянем «Спор между Мотыгой и Плугом», где подробно рассказано, чем занимаются Плуг и Мотыга. Заканчивается текст такими словами: «В споре между Мотыгой и Плугом побеждает Мотыга».

Разумеется, в библиотеках хранилась культово-богослужебная литература: гимны богам и легенды о них, молитвы, заклинания, покаянные псалмы, гадания, предсказания. Наиболее интересны в литературном отношении покаянные псалмы, с подлинным лиризмом отражающие человеческие горести и страдания.

Немецкий музыковед К. Закс заинтересовался глиняной табличкой, которая, относится к III тысячелетию до нашей эры. Кроме текста шумерского предания «О сотворении человека», на ней обнаружены клинописные знаки, которые считают музыкальной записью. По мнению ученого, здесь была записана мелодия для арфы, игрой на которой сопровождалось чтение предания.

Без шумерских библиотек мы намного меньше знали бы о быте, производстве, верованиях древних народов, населявших

Месопотамию. «Все эти книги того времени, - замечает ученый С. Крамер, - нужно было как-то хранить, группировать и содержать в надлежащем порядке. Очевидно, преподаватели и писцы придерживались в этом «библиотечном» деле какой-то системы. Можно заранее предположить, что для облегчения этой работы уже тогда составлялись списки литературных произведений, сгруппированных по определенным признакам». Это может показаться удивительным, но каталоги тоже удалось найти и расшифровать.

Исследователь держит в руках глиняную табличку. В свое время ее обнаружили при раскопках одного из городов Шумера и отправили в музей Пенсильванского университета. Она невелика по размеру (шесть с половиной сантиметров в длину и около трех с половиной - в ширину) и свободно умещается на ладони. Клинописные знаки заполняют обе стороны таблички. Каждая из них разделена на два столбца. Кроме того, каждые десять строк текста отделены горизонтальной чертой.

«Какая-то неизвестная поэма», - подумал ученый, хотя очень смущали короткие строки и эти горизонтальные черточки. Он снова и снова перечитывал строки, но связного текста не получалось. Читая и перечитывая фразы, он все больше и больше поражался их сходству с первыми строками известных ему произведений. Потом мелькнула догадка, которая при тщательной проверке подтвердилась: это был каталог! Древний писец мельчайшим почерком нанес на табличку названия (а они, как известно, давались по первой строке текста) шестидесяти двух литературных произведений. Двадцать четыре из них дошли до нас. Вскоре в Лувре был расшифрован и второй каталог.

Оба списка сохранили для нас названия 87 литературных произведений. Среди них: миф «Сотворение Мотыги», поучение «Во время оно землепашец», отдельные песни из поэмы о Гильгамеше, поэма «Человек, совершенство богов».

Точное назначение этих двух каталогов пока неизвестно. Может быть, писец составил список перед тем, как спрятать таблички с текстами в хранилище, а может быть, наоборот, расставляя их на полках в «Доме табличек». Неясно, чем вызвана последовательность произведений в списке, и т. д.

Пока о библиотеках Шумера мы знаем весьма мало, но ведь далеко не все таблички прочитаны. Новые исследователи культуры этой древнейшей цивилизации, возможно, откроют и новые каталоги, и новые сведения о книгохранилищах того времени.

Изобретенная шумерами клинопись широко распространилась по странам Ближнего Востока и Малой Азии. Во многих городах найдены собрания глиняных табличек, которые дают представление и о характере книг, и о способах их хранения, и об увеличении фонда древнейших библиотек мира.

Нет необходимости перечислять все эти книгохранилища, остановимся лишь еще на двух, наиболее, пожалуй, примечательных.

Подлинной жемчужиной древней эпохи по праву считают библиотеку царя Ассирии - Ашшурбанипала, который писал о себе: «Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи... И изучил ремесло мудрого Адапа, постиг скрытые тайны искусства письма, я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними. Я присутствовал на собраниях переписчиков. Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны».

Начертаны эти слова, действительно, рукой Ашшурбанипала на двух глиняных табличках. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. Он собирал ее в прямом смысле слова: рассылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие из них имели приписку, которая подтверждала точность копии: «Согласно древнему подлиннику списано и сверено». Некоторые таблички были очень уж древние, со стертыми знаками, тогда писец оставлял пометку: «стерто», «не знаю».

Судьба Ниневии - столицы Ассирии - известна. Под натиском объединенных войск Вавилонии и Мидии она пала. Город подвергся полному разрушению: «Несется конница, сверкают мечи, блестят копья; убитых множество. Разграблена, опустошена и разорена Ниневия», - писал древний историк. Пожар, бушевавший после этого много дней, завершил разрушение, а пески пустыни засыпали оставшиеся руины.

В середине прошлого века Ниневию раскопал английский археолог О. Лэйярд. Величественные дворцы, огромные храмы, хорошо продуманная планировка - все говорило о высокой культуре народа. Археологи углубились в развалины сгоревшего дворца. Вот две небольшие комнаты. Их пол устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Ученый поднимает прямоугольную плитку - на ней виднеются письмена клиновидной формы. Вторая, третья, четвертая - все плитки заполнены ровными мелкими строчками.

Однако Лэйярд открыл только часть библиотеки; большинство книг хранилось в другом месте. Раскопки Ниневии продолжил бывший помощник Лэйярда - О. Рассам, который обнаружил другой роскошный дворец с Львиным залом. Так он назывался потому, что его стены были украшены скульптурными сценами царской охоты на львов. Здесь, в Львином зале, и находилась большая часть библиотеки. Пожар частично повредил книжное собрание - таблички рухнули в подвал и пролежали там 25 веков.

Несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек: «Того, кто посмеет унести эти таблицы... пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране», глиняные таблички тщательно упаковали в ящики и отправили в Лондон.

Огромного труда потребовала обработка этого книжного сокровища. Ведь все таблички были перемешаны, многие разбиты на несколько кусков; надо было все это прочесть, расшифровать, установить фамилии и географические названия. Гигантская работа! И она была проделана учеными разных стран.

Выяснилось, что здесь хранилась самая разнообразная литература на нескольких языках (в том числе и на шумерском). Результаты астрономических наблюдений и медицинские трактаты, грамматические справочники и летописи ассирийских царей, книги религиозного содержания и мифы. О высоком развитии литературы этого народа свидетельствует «жалобная песнь для успокоения сердца». В ней передано чувство глубокой скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свое одиночество.

Значение библиотеки Ашшурбанипала в том, что это, по существу, подлинная сокровищница культурных достижений народов Древнего Востока. Достаточно сказать, что ассирийские библиотекари переписали и сберегли для нас самое выдающееся произведение литературы Двуречья, один из величайших эпосов мировой литературы - сказание о Гильгамеше.

Само открытие эпоса, вернее говоря, небольшой его части, всего одной таблички, вызвало сенсацию в научном мире. Честь открытия принадлежит Дж. Смиту, служителю Британского музея, в прошлом - граверу.

С волнением изучал он клинописные таблички, доставленные из Ниневии. Вот он читает важный документ - историю царствования Ашшурбанипала. Из нее стало известно, как он собирал свою библиотеку.

А вот еще табличка, не цельная, часть ее отбита. Ученый читает строки о всемирном потопе: «Слушай, стена, слушай! Ты, человек из Шуруппака, построй себе корабль, брось свое имущество и спасай свою жизнь! Возьми с собой на корабль по паре всех живых существ». Впоследствии выяснилось, что это была одиннадцатая табличка (из двенадцати) из эпоса о Гильгамеше.

Библиотека в Ниневии содержалась в образцовом порядке, и система хранения книг, безусловно, помогла восстановить и прочитать разрозненные произведения.

Каждая книга имела «библиотечный штамп»: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».

В библиотеке был каталог. На плитке указывалось название произведения (по его первой строке), а также комната и полка, на которой оно хранится. А к полке прикреплялась этикетка - величиной с мизинец - с названием отрасли знания.

Таблички одной книги хранились в отдельном деревянном ящике. Чтобы страницы не перепутались, на них ставили порядковый номер, а вверху каждой таблички повторялись начальные слова произведения. Книга о сотворении мира начиналась словами: «Прежде то, что вверху, не называлось еще небом». На каждой из табличек этой книги написано: «Прежде то, что вверху». Эпос о Гильгамеше начинался строкой «О все видевшем». И эта строка повторялась вверху каждой из 12 табличек.

Так усилиями многих ученых из глубины веков была извлечена одна из наиболее достопримечательных библиотек древности. И не только извлечена, но и прочитана, переведена и прокомментирована. Каталог этой библиотеки издан в пяти томах в прошлом веке в Лондоне.

Так уж случилось, что история не сохранила сведений о великой державе, которая в свое время была грозной соперницей самого Египта. О ней забыли уже греческие и римские историки. И когда в конце прошлого века оксфордский профессор А. Сэйс прочитал лекцию об этой державе, то его попросту назвали фантазером и выдумщиком. А он, на основании некоторых надписей и записок путешественников, утверждал, что на территории нынешней Турции и северной Сирии жил великий и могучий народ - хетты. В 1903 году вышла его книга - «Хетты, или История забытого народа». И вскоре открытие ученого было неопровержимо доказано.

Историю государства хеттов помогли раскрыть клинописные таблички из библиотеки, обнаруженной немецким ученым Г. Винклером. Это он в 1907 году нашел при раскопках в Богазкее (145 километров от Анкары) более 10 тысяч глиняных табличек. Внимательное изучение этих табличек, составленных на вавилонском языке, породило уверенность - экспедиция находится на земле древней столицы «правителей Хетти». Особое волнение вызвала табличка с письмом фараона Рамсеса II царю хеттов. В нем шла речь о договоре между египтянами и хеттами.

Целыми корзинами приносили Винклеру таблички. Не разгибаясь, с утра до вечера, он читал документы о жизни хеттов, их истории, быте, а их царях и войнах, городах.

Один из участников раскопок того времени пишет, что он увидел «в одиннадцатом отсеке большого храма аккуратно сложенные ряды расположенных наклонно хорошо сохранившихся глиняных табличек. Их положение при находке можно объяснить лишь предположением, что они хранились в архиве, первоначально находившемся непосредственно над этим подвальным складом, и во время пожара сползли вниз». И уже тогда стало ясно, что это самая большая находка после библиотеки Ашшурбанипала. Но это было еще не все: через четверть века из руин извлекли еще свыше 6 тысяч клинописных документов.

Две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как хетты перестали существовать. Однако благодаря памятникам культуры хетты ожили для современного человечества. Мир узнал о существовании и культуре Хеттского государства - могущественного государства, равного Египту и Вавилону. Оно занимало всю Малую Азию до Сирии и существовало на протяжении семи столетий. В свое время хетты покорили Вавилон и сравняли его (для устрашения других народов!) с землей, сломили могущество Миттани, подчинили Угарит - крупный торговый центр на Средиземном море. Страна вела успешные войны с Египтом.

Но не все таблички заговорили. Ученый смог прочитать только те из них, которые были написаны на вавилонском языке.

Язык же других клинописей был ему незнаком. Начало расшифровке языка хеттов положил чешский ученый Б. Грозный. Это было нелегкое дело. Сам Грозный говорил: «Я читаю и перечитываю надпись быть может двести или триста раз, стараясь найти ту ахиллесову пяту, ту точку Архимеда, которая, как бы слаба она ни была, смогла бы сослужить мне свою службу».

Расшифровка хеттского письма дала возможность прочитать вторую часть библиотеки. Основная масса клинописных табличек содержит религиозные тексты - ритуалы, гимны, молитвы, описки богов, описание религиозных праздников, тексты оракулов. К ним по своему характеру примыкают и астрологические памятники.

От вавилонян хетты заимствовали богатую литературу по математике (а «халдейские мудрецы» уже имели формулы для вычисления площадей треугольника, прямоугольника, круга, для определения объема куба, конуса и т. д. Они умели возводить в степень и оставили таблички с квадратными и кубическими корнями).

Хетты имели много трудов по праву; созданный ими кодекс был снабжен многочисленными комментариями, своего рода пособиями для судей.

Из исторической литературы поучительны «Анналы Мурсилиса». Автор анналов - царь Мурсилис - проявил себя как выдающийся писатель. События в анналах строго разделены по годам, а изложение строится по определенной схеме. Другой царь - Хаттусилис - оставил документ, который можно назвать автобиографией. Это одна из первых автобиографий в мировой литературе.

Яркостью изложения отличается молитва одного из царей (Мурсилиса II), написанная в форме письма к богам во время чумы. Представляет особый интерес рассказ Мурсилиса о том, как он лишился дара речи. Это первый в истории культуры рассказ о расстройстве речи. Вообще в молитвах хетты достигли высокого поэтического уровня.

Естественно, возникает вопрос: «Если так писали цари, то как же писали поэты?» Почти все поэтические произведения, как правило, записывались на деревянных дощечках, которые, увы, сгорели при пожаре. Но то, что сохранилось, отличается совершенством. Для примера приведем древнейшее стихотворение в честь бога Солнца:

Солнечный бог небес, человечества пастырь.

Ты из моря выходишь, из моря - сына небес, и устремляешься вверх, к небесам.

Солнечный бог небес, господин мой!

Рожденным людьми и диким зверем в горах, псу, и свинье, и насекомому в поле - всем ты даруешь то, что дано им по праву!

Изо дня в день...

Дошел до нас фрагмент из большого эпоса о борьбе богов за власть. Имя автора нам тоже известно - Киллас, он жил за полтысячелетия до Гомера.

Был у хеттов своеобразный жанр - короткие рассказы, получившие название «записей недосмотров и глупостей». Это - первые критические произведения. В них даны лаконичные портретные зарисовки нечестных чиновников, судей-бюрократов. Есть и история о полководце, заботящемся лишь о составлении победных реляций царю, а не о реальной победе.

В богазгейской коллекции клинописных табличек оказались и фрагменты эпоса о Гильгамеше.

В настоящем очерке не ставилось целью подробно рассказать о содержании глиняных книг библиотеки, книг, в которых отразились: закон и право, религия и медицина, деяния царей и обычаи народа, ритуальные тексты и мифы.

Здесь хочется подчеркнуть одну любопытную деталь: многие книги хеттов имеют авторов. Наряду с именами составителей мифологических, ритуальных, магических текстов нам известно и имя автора большого учебника об уходе за лошадьми - Киккули из страны Миттани. Это древнейшее «руководство по разведению лошадей» содержит 1000 строк текста. Ему свыше 3400 лет.

Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов библиотеки, которая была и архивом. В каталоге имелись указания и на утраченные документы. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это говорит о порядке, который поддерживался в хранилище глиняных книг.

Хаттусас - так называлась столица хеттов - в XIII столетии до нашей эры был полностью уничтожен пожаром. Огнестойкие глиняные таблички сохранились, но большая часть архива, состоявшая из деревянных табличек, навсегда утрачена...

Шумер, Ассирия, хетты. Глиняная табличка. Клинописные значки. Древность. Благодаря глиняным книгам нам стала известна мудрость древних народов, живших на заре цивилизации.

Еще до того, как появились первые книги в переплете, уже существовали библиотеки. В городах по всему миру эти храмы знаний не только служили в качестве складских помещений для хранения глиняных табличек и свитков, но и использовались как центры культуры и образования. Ниже вы найдете интересные факты о восьми самых великолепных библиотеках Древнего мира.

Самая старая известная библиотека в мире была основана где-то в 7 веке до н. э. для «королевского созерцания» ассирийского правителя Ашурбанипала. Расположенная в Ниневии (современный Ирак), она включала около 30000 клинописных табличек, организованных в соответствии с темами. Большинство этих табличек были архивными документами, религиозными заговорами и научными текстами, но также здесь было размещено несколько произведений литературы, включая 4000-летний «Эпос о Гильгамеше». Любитель книг Ашурбанипал создал большую часть своей библиотеки, забирая работы из Вавилонии и других территорий, которые он завоевал. Археологи наткнулись на руины этой библиотеки в середине 19-го века, а большая часть ее фонда в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. Интересно отметить, что хотя Ашурбанипал получил многие клинописные таблички путем грабежа, он, кажется, был особенно обеспокоен кражами. Надпись на одном из текстов предупреждает, что если кто-либо решится на кражу табличек, боги «повергнут его» и «сотрут его имя, семя его на земле».

Александрийская библиотека

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. контролировать Египет начал его бывший генерал Птолемей I Сотер, который стремился создать центр обучения в городе Александрии. Результатом стала Александрийская библиотека, которая в конечном итоге стала интеллектуальным украшением древнего мира. Мало что известно о физической компоновке этого места, но на пике своего развития библиотека могла включать более 500 тысяч папирусных свитков, содержащих произведения литературы и тексты по истории, праву, математике и естественным наукам. Библиотека и связанный с ней исследовательский институт привлекали ученых со всего Средиземноморья. Многие из них жили на ее территории и получали государственные стипендии, когда проводили исследования и копировали ее содержимое. В разное время Страбон, Евклид и Архимед были среди ученых этой библиотеки.

Конец этой великой библиотеки традиционно датируется 48 г. до н. э., когда она якобы сгорела после того, как Юлий Цезарь случайно поджог гавани Александрии во время битвы против египетского правителя Птолемея XIII. Но хотя пламя, возможно, повредило библиотеку, большинство историков теперь полагает, что она продолжала существовать в той или иной форме в течение еще нескольких столетий. Некоторые ученые утверждают, что библиотека окончательно исчезла в 270 г. во время правления римского императора Аврелиана, в то время как другие считают, что это произошло еще позже – в четвертом веке.

Библиотека Пергама

Построенная в третьем веке до нашей эры членами династии Атталид, библиотека Пергама, расположенная в нынешней Турции, когда-то была домом для 200 тысяч свитков. Библиотека находилась в храмовом комплексе, посвященном Афине, греческой богине мудрости, и, как полагают, состояла из четырех комнат. В трех комнатах хранились собственно книги, а четвертая служила в качестве конференц-зала для проведения банкетов и научных конференций. Согласно древнему летописцу Плинию Старшему, библиотека Пергама со временем стала настолько известной, что конкурировала с Александрийской. Обе библиотеки стремились собрать наиболее полные коллекции текстов, и в них развивались конкурирующие школы мысли и критики. Существует даже легенда, что птолемеи Египта остановили поставки папируса в Пергам в надежде замедлить развитие библиотеки. В результате город позже стал ведущим центром производства пергаментной бумаги.

«Вилла папирусов»

Хотя она и не была самой большой библиотекой античности, так называемая «Вилла папирусов» является единственной, чья коллекция сохранилась до наших дней. Около 1800 ее свитков были расположены в римском городе Геркулануме на вилле, которая была, скорее всего, построена тестем Юлия Цезаря – Пизоном. Когда в 79 году нашей эры поблизости произошло извержение Везувия, библиотека была похоронена под 30-метровым слоем вулканического материала, который и стал причиной ее сохранности. Почерневшие и обугленные свитки были вновь открыты в 18 веке, и современные исследователи использовали все возможные инструменты, от мультиспектральных изображений до рентгеновских лучей, чтобы попытаться прочитать их. Большую часть каталога еще предстоит расшифровать, но исследования уже показали, что библиотека содержит несколько текстов эпикурейца-философа и поэта по имени Филодей.

Библиотеки форума Траяна

Где-то около 112 г. н. э. император Траян завершил строительство многофункционального комплекса зданий в центре Рима. Этот форум имел площади, рынки и религиозные храмы, но в него также входила одна из самых известных библиотек Римской империи. Библиотека технически имела две отдельные комнаты: одна — для работ на латинском языке, вторая — для работ на греческом. Комнаты были расположены на противоположных сторонах портика, где размещалась колонна Траяна – большой памятник, построенный в честь военных успехов императора. Обе комнаты были изготовлены из бетона, мрамора и гранита и включали в себя большие центральные камеры для чтения и два уровня полочных ниш, содержащих приблизительно 20000 свитков. Историки не уверены в том, когда двойная библиотека Траяна прекратила свое существование. Сохранились письменные упоминания о ней в конце пятого века нашей эры, и это наводит на мысль, что она существовала по меньшей мере 300 лет.

Библиотека Цельса

Во время имперской эпохи в Риме существовало более двух десятков крупных библиотек, но столица была не единственным местом, где располагались великолепные коллекции литературы. Где-то около 120 г. н. э. сын римского консула Цельс завершил строительство мемориальной библиотеки для своего отца в городе Эфесе (современная Турция). Декоративный фасад здания стоит до сих пор, и имеются мраморная лестница и колонны, а также четыре статуи, представляющие мудрость, добродетель, разум и знания. Интерьер состоял из прямоугольной камеры и ряда небольших ниш, содержащих книжные шкафы. Библиотека содержала около 12000 свитков, но наиболее характерной чертой оказался, безо всяких сомнений, сам Цельс, который был погребен внутри в декоративном саркофаге.

Императорская библиотека Константинополя

Императорская библиотека появилась в четвертом веке нашей эры во время правления Константина Великого, но она оставалась относительно небольшой до пятого века, когда ее коллекция выросла до 120 тысяч свитков и кодексов. Тем не менее фонды Императорской библиотеки начали таять, а сама она пришла в упадок в течение следующих нескольких столетий из-за пренебрежения и частых пожаров. Самый сокрушительный удар она перенесла после того, как войско крестоносцев захватило Константинополь в 1204 г. Тем не менее ее книжники и ученые переписывали бесчисленные кусочки древней греческой и римской литературы, делая копии поврежденных папирусных свитков.

Дом Мудрости

Иракский город Багдад был одним из мировых центров образования и культуры. Возможно, ни один из институтов не был более значимым для его развития, чем Дом Мудрости. Создан он был в начале девятого века нашей эры во время правления Аббасидов и был сосредоточен вокруг огромной библиотеки, заполненной персидскими, индийскими и греческими рукописями по математике, астрономии, науке, медицине и философии. Книги привлекали ведущих ученых Ближнего Востока, которые стекались в Дом Мудрости, чтобы изучить тексты и перевести их на арабский язык. В их ряды входили математик аль-Хорезми, один из отцов алгебры, а также мыслитель аль-Кинди, которого часто называют «арабским философом». Дом Мудрости оставался интеллектуальным центром исламского мира в течение нескольких сотен лет, но встретил ужасный конец в 1258 году, когда монголы разграбили Багдад. Согласно легенде, в реку Тигр было брошено так много книг, что ее воды потемнели от чернил.

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

Библиотеки давно стали неотъемлемой частью культуры каждого народа. А ведь когда-то собраниями книг владели только самые богатые и влиятельные люди и в хранилища допускались лишь избранные читатели. Какую же библиотеку можно назвать древнейшей в мире? Историки считают ею огромное собрание глиняных книг, которое принадлежало жившему более 2,5 тысячи лет назад ассирийскому царю Ашшурбанипалу — ведь там все экземпляры уже были рассортированы и занесены в каталоги.

Крылатые быки понравились больше

В 1847 году английский исследователь Остин Генри Лайард в поисках памятников древности начал раскопки холма Куюнджик на левом берегу реки Тигр. Под слоем земли он обнаружил остатки разрушенного дворца, возведенного на искусственной террасе. Среди предметов древнего искусства Лайард нашел большие базальтовые камни с клинописными надписями, после расшифровки которых выяснилось, что археологу удалось отыскать Ниневию, древнюю столицу Ассирии, а сам дворец принадлежал ее правителю царю Ашшурбанипалу, жившему в 685-627 годах до нашей эры.

Кроме большого количества сохранившихся статуэток, печатей и даже скульптур рабочие, которыми руководил Лайард, извлекли на поверхность около 30 тысяч обожженных на огне или на солнце глиняных табличек с клинописью. Самого Лайарда они не слишком заинтересовали, исследователя гораздо больше привлекли сохранившиеся произведения искусства (такие как каменные крылатые быки с человеческими лицами), которые он отправил в Лондон. Тем не менее таблички тоже переехали в Британский музей, где несколько десятилетий просто лежали в запасниках.

В 1852 году помощники Лайарда в другом крыле дворца отыскали примерно такое же количество исписанных глиняных табличек, и их тоже увезли в Лондон. В Британском музее обе части собрания глинописных текстов поместили в общее хранилище, поэтому сейчас уже невозможно определить, в каком месте были найдены те или иные таблички — но главное, что тексты, состоящие из нескольких частей, стали разрозненными, и это очень затруднило дальнейшие исследования.

В 1854 году Лайард устроил в лондонском Хрустальном дворце выставку своих находок, главными экспонатами которой были реконструированные статуи и барельефы. Мероприятие пробудило широкий интерес к ассирийской культуре, многие ученые стали заниматься расшифровкой ее письменности. После прочтения первых глиняных рукописей стало понятно, что именно они являются главным сокровищем найденного древнего города.

Как винный погреб

Собрание глиняных табличек оказалось самой древней в мире библиотекой, созданной по велению царя Ашшурбанипала. Во время его правления Ниневия достигла вершины могущества, воевать было уже не с кем, и царь все силы отдавал собиранию текстов.

Прежде всего Ашшурбанипал задумал собрать у себя любые документы государства. Он послал во все поселения и храмовые архивы своих людей, которые должны были скопировать имеющиеся там тексты и доставить их царю. Некоторые таблички воспроизводят гораздо более ранние памятники письменности и содержат сведения о событиях, случившихся за сотни и тысячи лет до времени копирования.

Сама библиотека очень отличалась от современных книгохранилищ и внешне была похожа на винный погреб. На полу стояли скамейки из глины, на них — большие глиняные сосуды, куда помещались таблички. Такие же сосуды стояли на полках. В Месопотамии почти не было деревьев, поэтому полки тоже делались из глины. Сосуды, стоявшие на них, имели меньшие размеры, там хранились короткие тексты — песни, царские указы, письма и т.д.

При этом собрание текстов было самой настоящей библиотекой. В нем имелся каталог, куда записывались данные о любой книге: название, количество табличек, а также раздел знаний, к которому относится рукопись. На каждой полке крепилась глиняная бирка с указанием раздела и названиями размещенных на ней книг. Над входом в хранилище была надпись, угрожавшая тем, кто пожелал бы украсть или испортить книги, — их ждала неминуемая кара богов, а имена злодеев и их наследников навеки предавались забвению.

Свидетельство о Всемирном потопе

Самое большое количество текстов относилось к области магии. Могущественный царь очень интересовался тем, как узнать события будущего и удержать власть при помощи общения с высшими силами. Поэтому на многих глиняных табличках записаны заговоры, религиозные ритуалы и молитвы. Но в библиотеке нашлось место и математическим работам, трудам по астрономии, истории, медицине, а также словарям иностранных слов, потому что торговые отношения связывали Ассирию со многими государствами. Некоторые книги переписаны с гораздо более древних шумерских или вавилонских текстов, оригиналы которых не сохранились до нашего времени.

Среди глиняных рукописей были даже первые географические карты! На них отображалась довольно большая территория от государства Урарту (современное Армянское нагорье) до Египта — с названиями стран и городов.

В библиотеке хранились и художественные произведения, в частности, копия записи шумерской легенды о сказочном герое Гильгамеше, оригинал которой, по мнению ученых, был создан в XVIII-XVII веках до нашей эры.

В 1872 году переводчик Джордж Смит объявил, что на одной из табличек записан отрывок из повествования о Всемирном потопе. Газета «Дейли телеграф» выделила ему средства для отдельной экспедиции в Ниневию с целью отыскать недостающие части книги — и Смит успешно сделал это. Последующие лингвистические исследования доказали, что это копия с древнейшей книги, написанной в шумерском городе Уруке (в Библии он назван Эрех) почти три тысячи лет назад, — еще одно подтверждение того, что Всемирный потоп был реальным событием.

Ассирийские первопечатники

Ученые считают, что первые глиняные книги появились именно у древних шумеров. Сначала делались заготовки, размеры которых составляли примерно 32 на 22 сантиметра, а толщина — 2,5 сантиметра. Для удобства письма их с помощью натянутой нити размечали параллельными линиями. Затем на табличках заостренной палочкой выдавливались символы. Обычно ими покрывали обе стороны заготовки, а иногда даже ее торцы, при этом последняя строка предыдущей таблички воспроизводилась в начале следующей. Под текстом писец наносил глубокую поперечную черту, а под ней — название книги, к которой относился данный фрагмент, а также порядковый номер таблички.

Если работу приходилось прерывать, заготовку заворачивали в мокрую тряпку и хранили в таком виде. Заполненная табличка обжигалась в печи или сушилась на солнце.

Ассирийцы переняли у гораздо более древнего народа технологию создания глиняных книг — но внесли в нее изменения, которые можно назвать революционными.

Изучение табличек из библиотеки Ашшурбанипала помогло ученым сделать поразительное открытие: оказалось, что во времена ассирийских царей уже существовало книгопечатание. Небольшие по размеру документы, которые надо было разослать во все поселения страны — к примеру, государственные указы, — не переписывались вручную. Для их изготовления вырезали деревянную матрицу и с нее делали глиняные описки.

Таинственный и мудрый народ

Древнейшая библиотека в мире способствовала изучению загадочной , которая считается одной из самых древних на нашей планете. Она зародилась в долине слияния Тигра и Евфрата шесть тысяч лет назад. Откуда появись эти люди, до сих пор неизвестно. Их язык не похож ни на один другой в мире — в том числе и на языки живших рядом с ними семитских племен. Сами шумеры в своих легендах утверждают, что прибыли с большого острова Дильмун, но отыскать их родину пока не удалось. О том, что они, скорее всего, пришли морским путем, говорит тот факт, что их первые поселения построены в устьях рек. Кроме того, все важнейшие боги в их мифологии связаны с морской стихией, а основным занятием шумеров было судоходство.

Непонятно откуда взявшийся народ обладал поразительными знаниями в области астрономии (в том числе и о том, что Земля зародилась в результате космической катастрофы), медицины, математики, архитектуры и других научных дисциплин. Многие ученые утверждают, что именно шумеры изобрели колесо, гончарный круг и даже пивоварение. При этом из-за сложности их письма (в письменности шумеров в разное время насчитывалось от 600 до 1000 знаков) исследователям долго не удавалось прочесть дошедшие до наших дней тексты. А в библиотеке Ашшурбанипала сохранились словари для перевода с шумерского на язык ассирийцев, а также научные работы, посвященные толкованиям трудных мест в шумерских текстах. Они очень помогли в расшифровке древнейшей письменности.

Золото дороже книг

Ашшурбанипал был последним великим царем Ассирии. Уже через 15 лет после его смерти в страну вторглись полчища кочевников — в основном мидийцев, которых поддержали воины завоеванных ассирийцами государств. О взятии Ниневии рассказывает древняя легенда: жители столицы, окруженной неприступными стенами, успешно отражали атаки противника. Тогда осаждающие запрудили Тигр, вода вышла из берегов и затопила город. Последний царь Ассирии, чтобы не попасть в руки врагов, поджег дворец и сгорел в его пламени.

Город был почти полностью разграблен, но глиняные таблички, в отличие от золота и драгоценностей, не привлекли внимания неграмотных кочевников. Более того, вторично обожженные письмена приобрели дополнительную прочность и сохранились до наших дней. А через несколько столетий над развалинами образовались холмы — и самая древняя в мире библиотека исчезла под землей.

Николай Михайлов

08.09.2014 0 7285


Какие мировые библиотеки прошлого и настоящего можно отнести к самым крупным сокровищницам человеческой мысли? За все время существования нашей цивилизации их было не так уж много — и самые знаменитые из них канули в Лету.

НАЧАЛО НАЧАЛ

Самыми древними библиотеками принято называть хранилища глиняных табличек ассиро-вавилонской цивилизации. Им более четырех с половиной тысяч лет. Первое хранилище книг-папирусов появилось только спустя 12 веков. Им стала библиотека Древнего Египта, основанная во времена правления фараона Рамзеса II. Еще одно не менее известное "древнее книгохранилище связано с именем Александра Македонского. Император основал в дельте Нила город и назвал своим именем.

Позднее там была построена библиотека, которая получила название Александрийской. Возглавляли ее крупнейшие ученые: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др. Кстати, именно при Каллимахе в ней впервые в истории был создан каталог имеющихся рукописей, позднее регулярно пополнявшийся. Благодаря этому она стала первым прообразом привычной нам, современной библиотеки. По различным оценкам в ней насчитывалось от 100 до 700 тыс. томов.

Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших ее основу, имелись книги на восточных языках. Немало из них было переведено на греческий. Таким образом происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Библиотеку посещали древнегреческие математики и философы, в частности Евклид и Эратосфен.

В те времена она затмила даже одно из признанных чудес света — Фаросский маяк, расположенный там же, в Александрии. К несчастью, библиотека не сохранилась. Часть погибла в огне еще в 48 году до нашей эры, во время захвата города Юлием Цезарем. Окончательно она была уничтожена в 646 году нашей эры, во времена арабского халифа Омара-победителя, захватившего Египет. Именно ему приписывают слова: «Если эти книги повторяют Коран, то они не нужны, если нет, то они вредны».

Однако есть обнадеживающая версия, что фонды Александрийской библиотеки не были уничтожены, а ими завладели арабы на правах победителей. Неслучайно в настоящее время ЮНЕСКО разработало план восстановления Александрийской библиотеки, в первую очередь — периода Античности и раннего христианства. Для этого будет осуществляться сбор и копирование сохранившихся манускриптов из прилегающих стран.

КТО СОЗДАЛ БИБЛИОТЕКУ ИВАНА ГРОЗНОГО?

Исчезнувшая библиотека Ивана IV Грозного, известная также под названием «Либерия» (от латинского liber — «книга»), до сих пор не дает покоя историкам, исследователям старины и всяким авантюристам. Уже несколько веков она является источником многочисленных слухов и спекуляций. Интересно и то, что хоть собрание редких книг называется именем Ивана Грозного, но попало оно в Москву задолго до рождения царя. Напротив — при Грозном бесценное сокровище было утеряно и, возможно, навсегда.

До попадания на Русь владельцем книжного собрания был византийский император Константин XI. После захвата Константинополя турками император с племянницей, принцессой Софьей Палеолог, бежал в Рим. Одновременно туда же была вывезена на судне основная часть библиотеки, включавшая в себя фолианты на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках. В Москву же библиотека, собиравшаяся по крупицам целые тысячелетия, прибыла в качестве приданого Софьи, выданной замуж за великого князя московского Ивана III (деда Ивана Грозного).

Помимо книг, относящихся к духовной и церковной тематике, немалое место в ней занимали научные трактаты и поэмы древних классиков. По слухам, «Либерия» содержала книги по магии и колдовским практикам. Особняком же стояли бесценные фолианты, в которых рассказывалось об истории человеческой цивилизации и зарождении жизни на Земле.

Многие исследователи полагают, что основой главного книжного собрания Древней Руси стала как раз часть погибшей Александрийской библиотеки. Источники сообщают, что еще при великом князе московском Василии III — сыне Ивана III и Софьи Палеолог и будущем отце Ивана Грозного — все манускрипты были переведены на русский язык.

Те же источники указывают, что сделал это ученый афонский монах Максим Грек (1470-1556) — известный публицист и переводчик того времени. Он был выписан из Константинополя с конкретной целью: перевести книги с неизвестных на Руси языков на церковнославянский, чем он и занимался долгие годы. А дабы не мог никому рассказать о виденном, его более никогда из Руси не отпустили.

Позже царская библиотека постоянно пополнялась Иваном Грозным — он самолично покупал книги, привезенные со всех концов света. Существует гипотеза, что царь смог заполучить и легендарное книжное собрание Ярослава Мудрого, хранившееся несколько веков в подземельях Софийского собора в Киеве.

Впрочем, некоторые специалисты высказывают сомнения в научной ценности утерянной библиотеки Ивана Грозного. Так, академик Д. С. Лихачев, один из крупнейших в мире знатоков Древней Руси, считал, что ее значение сильно преувеличено, так как «значительную часть этого собрания составляли церковные книги, которые Софья Палеолог привезла на Русь из Византии, чтобы молиться на своем родном языке». Академик также считал, что нам важнее было бы спасать книжные сокровища, которые гибнут в наши дни.

850 КИЛОМЕТРОВ ПОЛОК

Одна из самых знаменитых библиотек современности — Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Ее размеры действительно грандиозны: общая длина книжных полок составляет 850 км! На них (по состоянию на 2003 год) находится свыше 130 млн единиц хранения (книги, рукописи, газеты, карты, фотографии, звукозаписи и микрофильмы). Ежегодный прирост фонда составляет от 1 до 3 млн единиц.

Эта библиотека является самой большой в мире за всю историю человечества. Рождение книгохранилища относят к 24 января 1800 года, когда по инициативе президента США Джона Адамса Конгресс выделил 5 тыс. долларов на ее комплектацию. Примечательно, что в русском фонде библиотеки собрано свыше 200 тысяч книг и более 10 тысяч различных журналов. Здесь хранится огромное количество русских печатных изданий за период с 1708 по 1800 год, а также множество произведений русской художественной литературы XIX века.

Там же находится и знаменитая библиотека красноярского купца Г. В. Юдина. В нее входят книги по истории, этнографии, археологии, рукописные тексты по исследованию Сибири, все прижизненные издания Пушкина и даже полное собрание русских журналов XVIII века! Свою уникальную книжно-журнальную коллекцию купец продал Библиотеке Конгресса в 1907 году.

ПЯТАЯ В МИРЕ

Сегодня ЮНЕСКО считает крупными библиотеки с фондами, превышающими 14 млн единиц хранения. Такому условию соответствуют 24 книгохранилища мира. В этом почетном списке Россия представлена шестью книжными храмами — три таких библиотеки находятся в Москве, две в Санкт-Петербурге и одна в Новосибирске.

Основу самой большой в стране Российской государственной библиотеки заложила знаменитая частная коллекция государственного канцлера графа Н. П. Румянцева. Указом Николая I от 23 марта 1828 года с входящей в него библиотекой перешел в ведение государства. В 1831 году в Санкт-Петербурге состоялось его открытие как публичного учреждения. А через 30 лет музей был перевезен из Петербурга в Москву и начал работать в соответствии с утвержденным Александром II «Положением о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме».

ХРАНИЛИЩЕ ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ

Огромный интерес представляет и старейшая в мире Ватиканская апостольская библиотека. Она была основана в XV веке папой Николаем V. Сегодня ее фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей. В библиотеке Ватикана находится и богатейшее собрание рукописей эпохи Возрождения.

Ее не без основания считают хранилищем тайных знаний человечества. В библиотеке есть помещения, куда не пускают ни журналистов, ни историков, ни специалистов по другим наукам, хотя огромное количество древних и средневековых рукописей делает ее самой привлекательной для историков всех времен.

Александр ВОРОБЬЕВ