Реальная история появления армян на кавказе. Армяне — великие и стойкие

Армянский народ один из древнейших народов мира. Они проделали долгий путь через века и их история восходит к тысячам лет. В разные периоды своей жизни, армянский народ получили различные характерные черты. Вы узнаете о них позже в этой статье.

Важно отметить, что наряду с армянским народом, вавилоняне и Хеттеянин существовали. Сегодня, однако, они являются лишь частью мировой истории нет будущего, но армянский народ продолжает существовать и развиваться.

Истоки армянского народа

Истоки армян всегда были предметом историки, лингвисты и археологи придают о. Лингвисты начал обращать внимание на многие сходства, которые были индоевропейские и семитские языки. Единственное объяснение языковых сходств между ними будет движение колыбели индоевропейских языковых групп географически дальше на восток, то есть, на Армянском нагорье.

Люди населяли Армянское нагорье примерно с 2000000 до нашей эры. Люди поселились в горах с каменного века, эпохи палеолита. Армяне называют сыновей хая, который был региональный бог тогда. Источником этого является то Armenic Шумерские записи с 2700 г. до н.э., который, скорее всего, самая ранняя запись когда-либо об армянской нации.

Много подземных до исторического сайты показали существование цивилизаций в Армении с усовершенствованными сельскохозяйственными знаниями, металлургией, а также промышленным производством.

На основании другой записи (аккадские надписи) от 2300 г. до н.э., Армани находится вместе с Иб, как территории завоеванных Нар-Син.

Тутмос III Египта также упоминает народ Ermenen в 1446 году до нашей эры. Он говорит, что в земле своей «небо лежит на своих четырех столпах». До сих пор турки и курды называют армяне Эрмен я.

Царство Арарат был первым крупным государством. Он появился вокруг озера Ван в 13 веке. До нашей эры

Первые предварительно армянские племена имели ссылки в хрониках 4 – третьего тысячелетия до нашей эры. На протяжении всей истории, армянский народ унаследовал физические черты некоторых племен.

Особенно Khurrito – урартские племена сыграли большую роль в качестве наиболее распространенного этнического элемента нагорья. В связи с этим, физической основой армян была составлена.

Армянское нагорье со своим народом столкнулся со многими инвазий. Одним из примеров является экспедиции Александра Великого на восток. Армянские люди сражались с римскими легионами и Сасанидов персов. Они также остановили арабскую экспансию.

Около двух веков война между иранским и Османской империи буквально уничтожила Армению.

В 20 – м веке, Армения была разделена между империями России и Османской (Турецкой). С 1890 – х лет, турецкие власти организовали резню армянского народа, которые имели свою кульминацию в геноциде 1915-1923. Руководство младотурок Османской империи охотно воспользовалось первой мировой войной, чтобы физически удалить армянское население .

Армяне, которые жили под властью Турции должны были пройти через жестокость и в конце концов были полностью стерты. Оставшиеся в живых, однако, бежал в разных местах по всему миру. Это, позже стало известно как первым документированным геноцид 20-го века. Во время геноцида, более 1,5 миллиона армян погибли.

Армянский народ являются ethnos and the descendants of the Indo-Europeans branch.

Есть около 10 миллионов армян по всему миру. Тем не менее, только 3 миллиона людей живут в Армении. Армянские диаспоры проживают в России, Франции, Иране, США, Канаде, Украине и Грузии. Многие армяне живут также в Нагорно-Карабахской Республике. Большинство армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви.

Армяне имеют свой собственный и язык, который является независимой ветвью языка индоевропейской семьи.

Армяне называют себя «Ай» и страна «Айастан». Они любят свою страну, очень много, и они выражают свою любовь через искусство, литературу, а иногда даже повседневную работу.

Армения постоянно страдала от того, чтобы быть полем боя между многочисленными народами и племенами. Он также был под властью иностранного контроля. Из-за прошлое полны трудностей, армянский народ сформировал различные черты национального характера, такие как экспрессивная национальную гордость, глубокую любовь к своей земле, настойчивости, высокий интерес к наукам и ремеслам, гостеприимству, способность к самоиронии и большое чувство юмор.

К счастью, сегодня каждый армянин счастливо живет в , и все они поставили свои усилия в развитие своей страны.

Характеристики армянского народа

В большинстве стран есть свой уникальный характер, который описывает их. Их манера говорить, их реакция на вещи, и как они относятся к иностранцам много говорят о них.

Армянский народ хорошо адаптируется. Они способны легко приспосабливаться к новым условиям, такие как изменение страны (выезжающих за рубеж), изучение новых языков сравнительно легко, а также, что они имеют очень похожий на произношение на носителей языка. Это одна из наиболее важных особенностей армянского менталитета. Причиной этого может быть постоянно вынужденные миграции армян в иностранных государствах на протяжении истории.

Армяне очень гордые люди и честные, а также. Они ценят семью много и стараются изо всех сил, чтобы сохранить единство. Они также имеют огромное уважение к старшим людям и всегда учиться на их опыте. Таким образом, они передают свои знания от одного поколения к другому.

Армянские люди вежливые, hard working and very hospitable.

Они любят собираться с семьей и близкими друзьями во время особых случаев и не только. Во время этих случаев, будь то свадьбы, дни рождения или крестины, армяне всегда рады тратить свое время и деньги щедро.

Они любят собираться с семьей и близкими друзьями во время особых случаев и не только. Во время этих случаев, будь то свадьбы, дни рождения или крестины, армяне всегда рады тратить свое время и деньги щедро.

Так же, как и все, армяне имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Для того, чтобы говорить о негативе, то первое, что может быть ревность. Армяне, как правило, имеют доминирующий «ревность» ген в их характерах. Это может быть плохим, но и имеет свои преимущества, так как это является причиной, почему армяне в основномhard working people.

В большинстве случаев, они не принимают тот факт, что какой-то другой человек лучше или более обеспеченными, чем они, следовательно, они работают очень трудно, и в конце концов превосходят их.

Еще одна негативная сторона может быть, что большинство армян может быть эгоистичным. Кроме того, иногда ничто не может удовлетворить их всех. Дело в том, что они эгоцентричны заставляет их думать и заботиться только о себе и постоянно просят бесплатную помощь от других людей. Армянская поговорка, «Вы размять руку, чтобы помочь, они хотят всю руку» описывает этот символ очень хорошо.

Физические характеристики

В чистых армянин называют арийской в особенности со светлыми волосами цвета и голубыми глазами. Сегодня, однако, очень небольшой процент армян эти чистые черты. Армяне, как правило, имеют выразительные характеристики лица. Цвет варьируется от оливкового до темно, и большинство из них имеют черные или коричневые волосы. Цвет глаз варьируется от черного и ореховые до светло – серого, а иногда и синего цвета. Как правило, армяне имеют коричневый / темно – коричневый цвет глаз.

Глаза

Всем известно, что глаза являются зеркалом души. Глаза армянского народа символизируют их истинную природу вместе со своим характером. Они очень глубоко, и они показывают все трудности, они прошли.

Армяне очень хорошо, что их глаза уникальны и отличаются знают, следовательно, есть много песен и стихов, связанные с ними.

Сегодня, однако, армяне имеют различные формы и цвета глаз. Главным образом, цвет темный, коричневый или черный, иногда синий, зеленый или медового цвета.

Армяне владеют большими глазами и, как правило, их глаза держать некоторую печаль. Независимо от того, как радостно и молодых людей, они до сих пор, что всеобщая печаль в их глазах.

брови

армянские Брови

Формы бровей тоже очень разные. Армянские мужчины, как правило, имеют толстые, длинные брови искривляющими вниз глаза.

Армянские женщины, как правило, имеют арочные брови.

Волосы

Армянский волос

Как армянских государств мифологии, родоначальника армян Айка были вьющиеся / волнистые золотые волосы, которые достигли его плечи. Сегодня, однако, большинство армян имеют либо черные или каштановые волосы. Некоторые из них имеют светло-окрашенные волосы тоже, но темно является наиболее распространенным.

В прежние времена, армянские мужчины были длинные волосы. В настоящее время, однако, короткие волосы, как правило, более предпочтительно.

Женщины, в настоящее время, как и в древние времена, иметь длинные и красивые волосы в основном.

Нос

Армяне, как правило, в форме крюка (орлиный) нос. Высокий, гордый и честный; это как армяне описывают свои носы. Они на самом деле гордятся своими большими носами и часто юмористический о них.

армянская диаспора

Армянский народ общин за пределами Республики Армения, который имеет название армянской диаспоры. Есть около 10 миллионов армян по всему миру, 3 из них живет. Так, около 7 миллионов армян представляют диаспору.

Диаспора в основном сформировались после 1915 года, как прямой результат геноцида армянского народа.

В настоящее время, самые большие диаспоры существуют в России, Украине, США, Франции, Бразилии, Грузии, Ливане, Иране и Сирии.

Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской .

Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук , который многие называют уникальным , а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.

Не остается без внимания , которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.

Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.

Какие они – современные армяне?

Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Даже анекдоты про армян говорят о том, каким необычным менталитетом обладают эти люди. В многочисленных литературных источниках они предстают доброжелательным, храбрым и веселым народом, который может и пошутить, и потанцевать, и встать на защиту своей независимости, если понадобится. А старые добрососедские отношения с русскими во многом стали залогом того, что их вклад в российскую и мировую и культуру не остался незамеченным.

Так, среди тех, кто воевал с фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне, было немало армян-героев. Это и старший лейтенант Сергей Бурназян, подполковник Гарник Вартумян, маршал Советского Союза Иван Баграмян. Это всего три фамилии из тех представителей армянского народа, которые стали Героями Советского Союза. А таких людей были десятки, и еще тысячи простых армян наравне с русскими, белорусами, грузинами сражались за общую родину.

Не меньше насчитывается и тех, которые вошли в число символов мировой культуры и спорта. Среди самых знаменитых армян можно назвать , кинорежиссера Сергея Параджанова, актеров Дмитрия Харатьяна и , писателя Уильяма Сарояна, футболиста , шахматиста , певца Булата Окуджавы (фамилии обоих последних – по материнской линии). Эти и многие другие люди внесли свой вклад в развитие современной цивилизации.

Они действительно дали многое не только тем народам, рядом с которыми они исторически были вынуждены проживать, но и всему мировому сообществу. Сегодня особым образом дополняют общность кавказских этносов, сохраняя свою самобытность и при этом оставаясь народом, генетически цельным. Армянские диаспоры, существующие во всем мире, только подтверждают это.

Армяне - древний и самобытный народ, их культура насчитывает несколько тысячелетий. Через века они смогли пронести свою язык, веру. Национальные обычаи передают своеобразие мышления, ценностей и представлений о мире этого этноса. Расскажем про интересные традиции его культуру и обряды.

Происхождение народа

Армянский этнос складывался на рубеже первого и второго тысячелетия до нашей эры на территории Армянской нагорности. Народ сформировался путем ассимиляции нескольких племен: бригов, урартов, лувийцев, хурритов, а также большого количества небольших племен. Веками происходило смещение и селекция национальных отличительных черт. К 6 веку до нашей эры формирование этноса в целом завершилось. В этот период армяне расселились на землях Анатолии, Среднем Востоке и Закавказье, и сегодня народ проживает частично в своих исторических границах. Эти территории всегда были объектом вожделения захватчиков, поэтому армянам приходилось учиться обороняться, договариваться и приспосабливаться, сохраняя при этом свою идентичность. В 4 веке нашей эры армянский народ принял христианство, и ему не раз еще придется пострадать за свою веру. История армян - это бесконечная череда притеснений, захватов, гонений. Но во всех этих страданиях традиции армянского народа сплачивали людей, позволяли им сохранять свою уникальность.

Армянский язык

Ученые проводили многочисленные исследования армянского языка, пытаясь найти его прародителей. Однако все изыскания позволили лишь отнести язык к индоевропейской группе, в которой он занимает отдельное место. На него, безусловно, оказали влияние языки соседних народов, но у него имеется древнее ядро, которое не восходит ни к одному из известных языков. Как самостоятельное наречие армянский язык формируется уже в 6 веке до нашей эры. Он относится к группе древнеписьменных языков, так как уже с 406 года нашей эры имеет собственный уникальный алфавит. Он с тех пор почти не претерпел ни одного изменения. В алфавите 39 букв; кроме как во всех индоевропейских языках, в нем есть особый звук - глухой придыхательный. Сегодня язык представлен в восточном и западном вариантах, на нем во всем мире говорят около 6 с небольшим миллионов человек. Наличие письменности позволило сохранить и распространить народные традиции армянского народа и донести их до современных представителей нации.

Вероисповедание

Армянская церковь - одна из древнейших христианских общин. В 1 веке нашей эры на появляются первые христианские общины. Народ принял эту религию еще в 4 веке. Догматы и культовые обряды имеют ряд самобытных черт, которые отличают эту ветвь и от католицизма и от византийского варианта христианства, хотя к православию эта разновидность ближе. В 301 году Армянское государство признало христианство государственной религией, став первым в мире христианским государством. Культура, традиции армянского народа обусловлены его представлениями об особой миссии нации, которая сохраняет древний вариант религии. За свою веру армянам не раз пришлось расплачиваться жизнями тысяч людей. Религия оказала огромное влияние на все сферы жизни народа, и сегодня Армянская апостольская церковь - важная часть национальной идентичности армян.

Традиционная культура армян

Культура, сохранившая в себе языческие истоки, впитавшая христианские традиции, отличается консерватизмом и устойчивостью. Основные обряды сложились еще в начале первого тысячелетия и имеют архаичные корни. Праздничные обряды, культура быта, костюма, архитектура, искусство в Армении имеют, с одной стороны, уникальные черты, с другой, в них улавливаются многочисленные влияния соседей и завоевателей: греков, арабов, славян, турок, римлян. Если описать традиции армянского народа кратко, то они очень самобытны. В Армении и сегодня большое значение имеют семейные ценности. Трудности выживания этноса привели к тому, что армяне очень дорожат родственными связями и большинство обрядов проводят дома, в кругу друзей и близких. Длинная уникальная история народа привела к тому, что у армян сложилось очень своеобразное искусство. Так, например, символом нации являются хачкары - необычные каменные кресты, подобных которым нет ни в одной культуре мира.

Празднование Нового года

С Новым годом у армян запутанная ситуация. Исторически долгие века начало года в Армении праздновалось 21 марта, в день весеннего равноденствия, что было обусловлено древними языческими культами. Этот праздник назывался Аманор. Несмотря на то что этот день не является официальным началом года уже более 4 столетий, все же это повод для праздничного семейного застолья. Также в стране празднуется «второй» Новый год - Навасард. Он также восходит к языческим традициям и имеет долгую историю. Сегодня он отмечается как дата смена земледельческих циклов: один завершается, другой - начинается. Но этот праздник не является всеобщим, так как армянская церковь его не признает из-за языческого происхождения. В этот день принято накрыть стол тем, что подарила земля; праздник сопровождают веселье, песни, пляски. Настоящий Новый год 1 января начал отмечаться с 18 века по велению католикоса Симеона. Это собрал воедино старинные традиции и влияние светской культуры, в том числе европейской. В этот день вся семья должна собраться за столом, на котором обязательно должно быть много национальной еды, вина, которое сопровождает многие традиции армянского народа. Для детей (фото приложено к статье) готовятся специальные блюда и подарки, они кладутся в новогодние чулки. Также глава семьи одаривает презентами всех членов семейства. Он поднимает первый тост, предлагает всем отведать меда, чтобы все дни Нового года были сладкими. На столе обязательно должен быть ритуальный хлеб - тари хац - с запеченной монеткой. Тот, кому она достается, объявляется «счастливчиком года».

Цахказард

Многие традиции армянского народа соединяют в себе христианские и древние В последнюю неделю Великого поста, за неделю до Пасхи, отмечается праздник весны - Цахказард (аналог нашего Вербного воскресенья). В этот день принято наряжать жилища при помощи веток вербы и оливы, освященных в церкви. В этот день армяне идут в церковь, где надевают на голову венки из вербы. Дома накрывается праздничный стол с постными блюдами. Это день ассоциируется с началом весны. Люди дарят друг другу цветы, поздравляя с пробуждением природы.

Вардавар

Если перечислять интересные традиции армянского народа, то стоит вспомнить праздник Вардавар, который отмечается в разгар лета, через 14 недель после Пасхи. По сути он напоминает известный русский В этот день принято обливать друг друга водой, петь и веселиться. Также в этот день люди украшают себя розами, дарят цветы в знак любви и расположения. В этот день принято запускать голубей в небо. Вардавар имеет глубокие языческие корни, но армянская церковь нашла в нем много перекличек с Библией, и поэтому праздник стал общенародным.

Свадебные обряды

Так как для армян огромную ценность представляет семья и родственные связи, все важнейшие вехи в семье окружены особыми обычаями. Так, национальные традиции армянского народа можно увидеть в проведении свадебных обрядах. Армянская свадьба поражает размахом и гостеприимством. В небольших селениях в буквальном смысле слова на свадьбу приходит весь народ. Начинается свадебный обряд со сговора, в ходе которого самые уважаемые члены семьи жениха (только мужчины) отправляются в дом невесты с просьбой о ее руке. После того как мужчины договорились между собой, невеста может выбирать платье, а родственники начинают готовиться к свадьбе. Но основному обряду еще предшествует помолвка. Начинается праздничная трапеза в доме жениха, где он с родственниками собирает приготовленные дары и отправляется в дом невесты. Там он в торжественной обстановке одаривает родителей невесты и ее саму, в перечень презентов обязательно входят ювелирные украшения. Родители благословляют молодых и оговаривают дату свадьбы, в шутливой форме обсуждают размер приданого. За невестой всегда дается в приданое денежная сумма, кухонная утварь, вещи для дома.

Свадебное застолье начинается с церковного обряда, вместо свидетелей на свадьбу выбирают «крестных». Обычно это уважаемые родственники со стороны жениха и невесты. Во время свадьбы звучит множество тостов. Обязателен первый танец молодых, во время которого их осыпают деньгами с пожеланиями благосостояния. Каждый этап подготовки к свадебной церемонии имеет свои установленные обряды: от одевания жениха и невесты до меню праздничного обеда. Свадебные традиции армянского народа (фото пары можно увидеть ниже) сегодня часто теряют исконную самобытность, превращаясь в типичные европейские торжества. Но есть семьи, которые продолжают соблюдать ритуалы, и поэтому еще существует возможность увидеть эти красивые и грандиозные празднества.

Рождение ребенка

Большие многодетные семьи - это исконные традиции армянского народа. Для детей устраиваются различные праздники, их балуют, часто дарят подарки. Поэтому появления нового члена семьи - это всегда огромное событие, которое превращается в большое торжество. Карасунк - обряд, окружавший рождение ребенка - охватывает большой период времени до и после появления младенца. Главное действующее лицо - татмем, что-то среднее между повивальной бабкой и жрецом. Она помогала принимать роды, участвовала в омовении младенца перед крещением. Через 40 дней после рождения мать впервые несла сама малыша в храм. Перед этим проводился большой очищающий обряд, в ходе которого ее 40 раз обливали водой, она отдавала 40 поклонов, на нее надевали украшения круглой формы, которые она носила не снимая. Сегодня обряд упростился, но обязательно в доме родителей устраивается большое торжество, на крестины им дарят деньги и желают малышу здоровья.

Погребальные обряды

Исконные традиции армянского народа по погребению усопших, как и все другие обычаи, имеют два источника: язычество и христианство. В целом, обряд мало отличается от подобных в христианской практике. Но есть специфика. Так, перед выносом покойника со двора гроб трижды поднимают и опускают, дорогу перед похоронной процессией посыпают гвоздиками, на кладбище с покойным сначала прощаются женщины, потом их уводят в сторону, и старейший мужчина в семье произносит прощальные слова. На поминках обязательно присутствует ритуальное блюдо - хашлама, подносы с едой приносятся и на кладбище.

Культура традиционного костюма

В любой культуре костюм - это отражение философии и особенностей народа. Традиции армянского народа проявляются в его национальной одежде, которая сохраняет свои черты еще с древних времен. У мужчин было несколько видов одежды: для повседневной жизни, нарядная и для войны. Костюм состоит из нательной рубахи и кафтана - архалуха. Он может быть длиной до колен или до середины бедер. Сверху талия повязывалась шарфом. Штаны могли быть широкими или узкими. Структура женского костюма такая же, но делится только на домашнюю и праздничную. Кафтан женщин всегда был причудливо украшен, юбка приветствуется максимальной длины. Голову женщины покрывали платком и шапочкой, напоминающей «таблетку».

Об армянах словами известных людей и самих армян

"Об армянах издревле сложилось плохое мнение, - и это, разумеется, не лишено основания, так как иначе оно не могло бы возникнуть у целых народов и притом в разные времена. Именно армяне склонны кричать по всякому поводу. Не пустят их в чужой дом, или раскроют какие-либо их козни, или отдадут под суд их воришек, - они не только сами поднимают крик, но и заставляют кричать глупых или продажных людей из иноплеменников".

Армяне об армянах

Отец армянской истории Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) в V веке говорил о своих соплеменниках:
"-я хочу указать на жестокосердие, как и высокомерие нашего народа,...
-отвергающее благое, изменяющего истине,...
-народ строптивый и преступный,..
-ДУША, КОТОРОГО НЕ ВЕРИТ БОГУ!
-вы совершили прогневленное и в ложах ваших не принесли раскаяния
-вы заклали заклание и беззакония и уповающих на господа презрели
-поэтому найдут на вас сети того, кого вы не прознали и добыча, за который вы гонялись, сделает вас своей добычей, и вы попадете в те же сети..."

Профессор Лео (армянский автор нескольких крупных произведений об армянской истории, являющийся одним из создателей мифической армянской истории, которая на деньги армянской церкви и миллионеров распространялась в Европе, Америке и России) был вынужден признать:

"Лишь малая часть армянского ашугского творчества, можно сказать самая незначительная ее часть, относится к нашей литературе. Большая же ее часть (дастаны, героические песни) на тюркском языке. Для ашугов, чтобы выразить изображенную в сказках и песнях жизнь, более удобен тюркский язык, нежели армянские народные наречия, он более образен и намного богаче".

В 1914 году армянский историк Геворг Аслан в книге "Армения и армяне" писал:
"У армян не было государственности. Они не связаны чувством Родины и не связаны политическими узами. Армянский патриотизм связан только с местом проживания." Химерическая идея о воссоздании "Великой Армении", которая как государство никогда не существовала, - общенациональная концепция, объединившая всех хайев мира.

Армянский журналист Р.Ачарян в своей книге "Тюркские заимствования в армянском языке" писал, что в армянском языке используется более 4200 тюркских слов.

Х.Абовян (XIX век) писал:
"... в нашем языке половина слов тюркские, либо фарсидские слова".

Армянскому поэту Егише Чаренцу принадлежат слова:
"В нас лицемерие появляется еще в утробе матери".

Русские об армянах

Воспоминания русского дипломата генерала Маевского. Из книги"Массовые убийства, чинимые армянами"

"Слышал ли кто-либо о народном героизме армян? Где высечены названия их сражений за свободу? Нигде! Потому что, "герои" армян больше были палачами своего народа, чем спасителями".

"Исторические корни Карабаха уходят в античную эпоху. Это одна из исторических провинций Азербайджана. Этот регион является важным политическим, культурным и духовным центром Азербайджана... Пресловутая Карабахская проблема была создана сфальсифицированными идеями армян"

А.С. Пушкин: Ты раб, ты трус, ты армянин...

А.С.Грибоедов в рапорте 11-13 сентября 1819 года писал Мазаревичу: "Что за подлое отродье эти армяне. Никто из них и знать меня не хотел, а при этом всегда на ухо шепчут, что мы их будущие покровители. Хорошее протеже. Они нас продают тем же персам, которые готовы их распинать и варить под любым соусом"

Русский исследователь В.Л.Величко (конец 19 -начало 20 века):

"Армянские женщины всегда имели связь с другими народами, пусть иногда и насильно. Иранские солдаты, турки, грузины и горцы, видимо никогда и не ждали от армянских женщин, давно потерявших свои честь и достоинство, приличия и благородства. Именно поэтому в жилах армян течет столько разной крови".

" Мы еще не говорим об армянских учебниках, которые взяли на себя общемировую миссию "окультурить" всех своих соседей, учебниках, в которых написано об этой горе-стране - "Великой Армении". В церковных школах распространяются даже карты Великой Армении, столицей которой указывается Тифлис, и границы которой доходят аж до Воронежа".

"Студент Патканова, господин Марр все обещает, что сможет вырвать-таки у грузин что-нибудь в пользу армян и доказать армянскую принадлежность этого. По его мнению, известная грузинская поэма "Витязь в тигровой шкуре" заимствованное произведение. Это необходимо армянским политиканам, ибо за весь период своего существования армяне не имели ни одного мощного поэтического произведения, то есть свидетельства процветания народной культуры. Не смотря на старания Юрия Веселовского и ему подобных литераторов, которые стараются убедить русскую публику в существовании хорошей армянской литературы, дальше пустых разговоров продвинутся в этом деле не могут. Потому что, сколько не старайся - чего нет, того нет".

Историк А.Аннинский в конце XIX века писал:
"В связи с тем, что не сохранилось ничего, что свидетельствовало бы о былой политической мощи и важности культуры древних армян, следует полагать, что они не обладали ни тем, ни другим. Видимо они всегда были малочисленным и диким племенем. Никогда не обладали полной политической независимостью. С этим и связана вопиющая бедность художественного творчества армян. Говорить же о науке вообще не приходится. Армяне за весь период своего существования не создали ничего самобытного".

Исследователь В.Елиховская писала:
"Рассыпанные по всему свету армяне перенимают обычаи, одежды, традиции народов, с которыми вместе живут. В Турции армянина не отличишь от турка, в Персии армянин - типичный перс.

Мысли знаменитых

Великий Амир Тимур (Тамерлан) сказал: История не простит мне 2 вещи:
"1) То, что я хотел уничтожить армян как этнос, 2) а второе- за то, что я не сделал этого. Правда есть и хорошие среди армян, но в целом народ гадкий. Никогда не выскажет своих мыслей в лицо, поэтому и кажется культурным, а в удобный случай зарежет".

Фридрих Энгельс:

"Армянские рабыни и наложницы были первыми танцовщицами и проститутками прислуживающими в Коринфе ("наложницы Афродиты") и даже в храмах Индии.

Карл Маркс:

"Армяне, первая нация, начавшая использовать своих женщин в качестве подстилки под другие народы, как способ выживания"

Александр Дюма (Отец), "Кавказское путешествие":

"Армяне всегда жили под властью правителей, служивших отличной от армянской религии. В результате они превратились в людей, скрывающих свои мысли, чувства и намерения, превратились в мошенников и лжецов".

Английский путешественник Вильсон: Армяне жадные, корыстолюбивые и подлые, ни кого не уважают. Они мастера раздувать всякие мелочи, любители интриг

П.Кероп Патканов. Ванские надписи и значение их для истории Передней Азии. СПб.1981, стр. 36-37. Из книги Магди Нейман "Армения". СПб, 1899.
"Армения, как государство, не играла никакой значительной роли в истории человечества, ее название было географическим термином, распространенным армянами, она была местом разрешения споров сильных государств - ассирийцев, мидийцев, иранцев, греков, монголов, русских..."

"Сразу после заключения Туркменчайского договора (10 февраля 1828 года) под руководством Паскевича в Азербайджан были переселены 40 тысяч армян из Ирана и 90 тысяч армян из Турции. В общей сложности в 1828 - 1896 годах из Ирана и Турции было переселено более 1 миллиона 200 тысяч армян. Из них 985 тысяч 460 человек были размещены на западных землях Азербайджана, а остальная часть - в Карабахе и Елизаветпольской (Гянджинской) губернии. После благоустройства армяне начали вытеснять азербайджанских тюрков, они же произвели массовые погромы и грабежи, а также варварски истребили огромное число людей".

Адам Мец, по происхождению швейцарский еврей (Москва изд-во > 1973 г.стр.144, Швейцарский Востоковед А.Мец, 1869-1917 г,эту книгу написал за 25 лет) освещая историю и культуру халифата писал:
"Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено... Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь".

Грузинский писатель и мыслитель И.Чавчавадзе: Ваше превосходительство, не разрешайте поселение армян на центральных русских землях. Они из такого племени, что прожив несколько десятков лет, начнут кричать на весь мир, что это земля наших отцов и прадедов.

Грузинский писатель Серги Саджая: "Армяне не львы, а лишь - шакалы, прислуживающие более сильным народам"

Германский деятель и ученый Кольмер фон дер Гольц, "Анатолийские эскизы"
"Все кто знаком с основной массой населения в провинциях Анатолии, быстро привыкают уважать и любить тюрков, презирать греков и ненавидеть армян. Местная пословица "грек обманет двух евреев, а армянин - двух греков" повсюду себя оправдывает. Если где-либо в Анатолии вас обманули, то с точностью можно сказать, что вы повстречались с армянами. Я обхожусь без всякого письменного договора, когда имею дело с тюрком, ибо достаточно лишь его слова. Когда имею дело с греком или другими левантинцами - я заключаю письменный договор, ибо с ними нельзя вести дел иначе. С армянами же я не имею даже письменно заверенных дел, ибо от интриг и лжи армян не убережет даже письменное условие".

Американские историки Жастин и Кэролин Маккарти:

"Современная территория Армении принадлежит не армянам, а азербайджанцам. Именно это и служит причиной того, что большая часть географических наименований на территории Армении относятся к азербайджанцам".

Использованная литература:

Аннинский А. История армянской церкви, Кишинев, 1900

Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы, Баку, Изд-во "Элм", 1990

Тагаев М. Москва, или Центр международного терроризма и геноцида. Изд-во "Искра", 2001

Шавров Н.И. Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам, СПб. 1911

Шопен И. Исторический памятник состояния армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи, СПб. 1852.

Обозрение российских владений за Кавказом, СПб., 1836.

Полное собрание публицистических сочинений, СПб., т. I, 1904

Материал собран и исследован Амиром Эйвазом

Происхождение армянского народа

Армяне - самоназвание гай (или хай) - является одним из немногих на земле "первородных" народов. В основе их происхождения лежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи на вершине горы Арарат. Впрочем, подобные или похожие легенды лежат в основе истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческими историками.

По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера, Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских царей - Гайкидов, и родоначальником армян. Легенда гласит, что, являясь одновременно одним из главных родоначальников вавилонских, Гайк участвовал в постройке Вавилонской башни по предложению главного халдейского родоначальника Бела (он же Немврод). Но, почувствовав, что Бел стремится к единоличному господству,Гайк вместе с сыновьями вернулся в свои земли. Бел не простил этого Гайку.

Пытаясь избежать открытых столкновений и хитростью подчинить себе Гайка, Бел предложил ему избрать любые, даже самые плодородные земли Вавилона для переселения в пределы своих владений. Гайк категорически отказался. Тогда Бел объявил войну Гайку. Это была первая война в истории человечества документально зафиксированная. Решающая битва произошла у Ванского озера, где войска Бела были разбиты, а он сам погиб от стрелы Гайка. На месте сражения был построен город Гайк в честь победителя. Так гласит библейское сказание.

Исторический же процесс формирования армянского народа был, конечно же, значительно сложнее

Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ формировался по всем этим законам. Древние армянские историки Мар - Ибас - Катина (II в. До н. э.), Моисей Хоренский, Агафангел (IV в.) и другие свидетельствуют о многих мелких племенах (Агуваны, албаны, утийцы, картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.), которые были расселены в разных частях Армении, но были полностью ассимилированы армянами.

Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род Багратуни, давший князей, великих полководцев и царскую династию, правившую в Армении, а затем в Грузии. Полностью были ассимилированы и китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией, и титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и правдой служили Армении.

Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний период армянской государственности, и, практически, не претерпело каких-либо серьезных изменений и до наших дней

Об этом свидетельствует и армянский язык

Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привел ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в. Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, были проведены обширнейшие научные изыскания. В Персию, Египет, Грецию, Рим были направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучение языка, его звукового ряда и соответствия звука с его буквенным обозначением.

Это была своего рода многолетняя лингвистическая экспедиция, по окончании которой были собраны и переработаны сведения, на основе которых и был создан самобытный армянский алфавит. Его точность и уникальность доказана веками: известно, что языковый состав речи по истечении времени меняется, древний язык становится "мертвым" (древнегреческий, латынь), уникальность же алфавита Маштоца позволяет и сегодня свободно говорить на древнеармянском и читать древние армянские манускрипты. Хотя словарный состав языка изменился, его звуковой ряд остался прежним, и все богатство речевого звучания нашло свое воплощение в армянском алфавите. Месроп Маштоц является и создателем грузинской азбуки.

До недавнего времени считалось, что до появления алфавита Маштоца армяне пользовались персидскими письменами, и прежде не имели своей письменности. Действительно, в период правления Аршакидов - династии, имеющей тесные кровные узы с персидскими царями - официальные документы, переписка велись на персидском языке, и говорить о наличии более древней письменности у армян не приходилось за отсутствием "вещественных доказательств". Совсем недавно, в конце прошлого года, группа молодых ученых из Еревана сделала попытку расшифровать, прежде практически не поддающиеся прочтению письмена Урарту.

Ключом послужил древнеармянский язык. К сожалению, в нашей печати пока нет официальных публикаций по этому вопросу, но существует большая вероятность того, что клинопись Урарту ибыла древнейшей азбукой армян. Существуют и некоторые сведения о том, что до Месропа Маштоца существовал некий армянский алфавит, состоящий из 28 букв, что абсолютно не соответствовало звуковому ряду армянского языка. Азбука Маштоца состоит из 36 букв.

Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и о первых армянских историках и писателях, благодаря которым многое из древности дошло до наших дней. Древнейшим армянским историком считается Мар - Ибас- Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив разрешение персидского царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где хранились захваченные персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по халдейским источникам написал историю Армении от первых царей до Тиграна I. Это произведение дошло до нас только в списках.

Агафангел - секретарь царя Трдата, написавший историю распространения христианства в Армении (IV в.) Григорий Просветитель - автор сборника проповедей и молитв на армянском языке. Постус Бюзанд - составил историю Армении от 344 - 392гг. Месроп Маштоц - в сотрудничестве с католикосом Сааком перевел Святое Писание на армянский язык, автор Требника (известного под названием Машдоц) и Праздничной Минеи. Моисей Хоренский - автор истории Армении в 4-х книгах. Егише - оставил потомкам описание войн армян с персами между 439 - 463 гг. Лазарь Парбеци - история Армении 388 - 484 гг. Давид Непобедимый - философские труды о началах. Среди авторов VII века: Иоаннес Мамиконян - история князей Мамиконянов. Ширакаци - прозванный Арифметиком, астроном, составитель армянского календаря. Моисей II - автор грамматики и риторики. VIII век: Иоанн Оцнеци- атор поучений против ересей. XI век: Фома Арцруни - история дома Арцруниев; историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; Григорий Магистрос - автор Грамматики армянского языка и стихотворного переложения "история Ветхого и Нового Завета".; Аристакес Ласдивердци - "история Армении и соседних городов" (988 - 1071 гг.) . XII век: Самуил - составитель хронологий от сотворения мира до 1179 г. Врач Мхитар - "Утешение в лихорадке". Нерсес Клаеци - патриарх, богослов, автор стихотворного переложения Библии, включающего 8000 стихов. Мхитар Гош - автор 190 басен, Свода законов церковных и гражданских. XIII век: Стефан Орбелиан - епископ сюникский, автор элегии "Плач об Эчмиадзине". Вартан Великий - автор "Всеобщей истории от сотворения мира до 1267г.". Киракос Кандзакеци - описал разорение монголами в 1230 г. города Ани и бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия Апега - описал вторжения татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - дал богатые сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевел астрономию с персидского языка. Аристакес - автор "науки или указания как должно правильно писать" и "Словаря армянского языка". XIV век принес грозные испытания армянскому народу.

Подвергаясь непрерывным гонениям, истреблению, армяне искали спасения в других странах

Когда у человека горит дом, он безотчетно хватает самое ценное, стараясь спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасали армяне, иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители памяти народа, его языка, истории, культуры. Эти книги, спасенные от огня, воды, вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении - Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а вернее перерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни читать, ни писать. Но именно благодаря их высокому патриотическому подвигу, сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные руками и трудами этих людей из небытия.

С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянская литература продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне, они старались открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типография появилась в Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане, Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне, Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.), Нахичевани. С переселением армян в Америку, типографии появились и во многих странах Нового Света.Назад....

Государственная история Армении

Государственная история Армении, по свидетельству древних источников, насчитывает 3,671 год - с 2,107 г. до н.э. по 1,395г. - древней и средней истории, и всего лишь 169 лет новейшей, непосредственно связанной с освобождением части армянских земель русскими войсками и образования княжества Ереванского в 1828 году

Армения в период с 2,017 до нашей эры по 331 год до нашей эры - династия Гайка

После смерти легендарного Гайка в 2026 г. до н.э. правление перешло к его сыну Арменаку. Он прослыл в народе собирателем земель армянских. Благодаря его политике границы Армении значительно расширились, многие племена добровольно вошли в пределы Армении. Видимо, Армения, как государство, заявило о себе именно в его правление, т.к. соседние государства (Персия, Греция и др) присвоили новой стране имя ее государя - Армения (земля Арменака).

Армаис - 1980 г. до н.э. -, сын Арменака, продолжал политику укрепления государства, воздвиг на берегах р. Аракс древнюю столицу Армавир.

Амасия - 1940 г. до н.э. - сын Армаиса, вел усиленное строительство у подножья Арарата, который благодаря этому приобрел свое второе имя - Масис.

Кегам - 1908 г до н.э. - сын Амасии; Гарма - 1858 - сын Кегама.

Арам - 1827 г. до н.э. - сын Гармы, своими победами значительно расширил границы Армении во всех направлениях. Успехи армянского царя встревожили Ассирийского владетеля Нина, который не мог простить армянам и гибели своего предка Бела. Опасаясь открытых столкновений, Нин решил прибегнуть к хитрости и привлечь Арама на свою сторону: в знак милости могущественный Ассирийский царь позволил носить Араму жемчужную повязку и приказал называть его вторым по себе. Некоторые древние историки связывают название страны Армения с именем Арама. Араму же приписывается первое географическое разделение Армении (Большая, Малая).

Ара Прекрасный (Кегецик) - 1769 г. до н.э. - сын Арама, наследовал отцу незадолго до смерти Нина, женой которого была прекрасная Семирамида (Шамирам). Рассказы о красоте Ара давно волновали воображение Семирамиды. Овдовев, она отправила к Аре послов с богатыми дарами и предложением посетить ее двор, самый пышный по тем временам в Азии. Ара игнорировал предложение могущественной царицы. Встретив отказ, Семирамида решила, что предложение стать лишь подданным оскорбило Ару. Она послала новое посольство с предложением руки и престола. Ара отказался опять, ссылаясь на то, что вполне счастлив со своей любимой супругой Новары и своим народом, который горячо любит своего повелителя. Семирамида приняла это за оскорбление и немедленно приказала собрать войска.

В 1767 г. до н.э. войска Семирамиды вторглись в пределы Армении. Застигнутый врасплох, Ара не успел собрать войска и принял бой малыми силами. Семирамида отдала приказ войскам доставить ей Ару только живым. Но Ара не щадил своей жизни, сражаясь плечом к плечу с простыми войнами против захватчиков. Он погиб в бою. Безутешная Семирамида приказала отыскать тело Ары и принести его к ней. Затем она потребовала чтобы верховный жрец Армении Мерас оживил тело Ары. По легенде, для успокоения войска, ожидающего чуда, среди воинов был найден двойник Ары и представлен толпе.

В память "чудесного оживления" Ары Семирамида воздвигла гробницу с памятной надписью. Оглядевшись в покоренной Армении, Семирамида нашла ее климат более здоровым и решила основать здесь свою летнюю резиденцию. На берегу озера Ван она повелела начать строительство города в свою честь - Шамирамакерт. Для защиты города от разливов озера по приказу царицы была построена циклопическая плотина. Город был построен в лучших традициях Вавилонской культуры, снабжен водопроводами, банями, украшен садами, цветниками, застроен двух трехэтажными дворцами.

Ара II -1743 г. до н.э., (Кардос), сын Ары Прекрасного. По настоянию Семирамиды принял имя погибшего отца и в двенадцатилетнем возрасте был поставлен царицей наместником Армении. Армения стала данницей Вавилона. Повзрослев, Ара II направил все свои силы на борьбу с Ассирийским владычеством, помня о смерти своего отца и ненавидя Семирамиду. Ара II погиб в бою. Армения осталась под властью Ниния (Замасиса), сына Семирамиды, которая сама погибла от его руки.

Анушаван Сос - 1725 г. до н.э. - сын Ары II, назначенный Нинием правителем Армении.

С этого периода Армения оставалась данницей Ассирии на протяжении почти тысячи лет, хотя постоянно делала попытки избавиться от зависимости. В этой связи эта зависимость то ослабевала, то усиливалась. Но порядок назначения армянских правителей оставался прежним. Длинный ряд правителей этого периода известны историкам лишь по именам, они не оставили какой-либо заметный след в истории Армении. Исключение составляют следующие:

Зармайр - 1194 г. до н.э. - в его правление армянские войска приняли участие в Троянской войне на стороне Приама. Зармайр погиб под стенами Трои. Его смерть послужила причиной долгих волнений в Армении, которая не оставляла надежды освободиться от Ассирийской зависимости.

Паруйр - 742 г. до н.э. - в союзе с мидянами восстал против Ассирийского царя Сарданапала. Под натиском восставших ассирийское царство пало после шестнадцати веков существования, и освобожденная Армения встретила Паруйра уже украшенного царской диадемой. Паруйр стал первым царем Армении.

Грачья - 700 г. до н.э. - сын Паруйра, был союзником царя Навуходоносора, покорившего Иудею. Именно из этого похода Грачья привез, выкупленного им у Навуходоносора, знатного Иудея по имени Шамбата, ставшего впоследствии родоначальником рода Багратуни.

Тигран I - 565 г. до н.э. - остался в армянской истории одним из наиболее прославленных Гайкидов. Именно при нем владения древней Армении достигли своих максимальных пределов. Армения процветала. Этому способствовал ее союз с персидским царем Киром. Этот союз сильно тревожил мидийского царя Астиага, на владения которого посматривали и Тигран и Кир. Астиаг решил использовать любые средства, чтобы разрушить этот союз. Таким средством должна была стать женитьба Астиага на любимой сестре армянского царя Тиргануи. С ее помощью мидийский царь хотел поссорить Тиграна и Кира, и воспользовавшись ситуацией, расширить собственные владения.

Но Тигрануи осталась верной любимому брату и вовремя предупредила армянского царя о коварном замысле Астиага. Тигран отправил гневное письмо к коварному родственнику, а сам стал готовиться к войне. В жестокой битве армянский царь собственноручно убил Астиага. В результате этой битвы царство Мидийское пало. Победитель возвратился домой с богатыми трофеями и множеством пленных, среди которых были высокопоставленные вельможи и родственники мидийского царя. Их всех армянский царь поселил в Нахичеванской провинции, передав ее управление своей сестре Тигрануи, в честь которой здесь был построен город Тигранакерт.

Ваханг - 520 г. до нашей эры - сын Тиграна, был незаурядной личностью, обладал необычайными мужеством и силой. В армянском эпосе, народных песнях воспеваются его подвиги. армяне сравнивают его с греческим Геркулесом.

К сожалению, период процветания длился не долго.

Вскоре Армения подпала под зависимость своего могущественного соседа - Персии.

Вахе - 331 г. до н.э. - убит в сражении при Арбелле, защищая персидского царя Дария III Кодомона против нового завоевателя Малой Азии, Александра Македонского. Со смертью Вахе прекратилась династия Гайка.

Армения в период с 331 по 149годы до нашей эры

Блистательные победы Александра Македонского быстро поставили на колени могущественные прежде государства Малой Азии. В их числе была и Армения. Этот период начался для Армении управлением наместников Александра Великого. Это была обычная практика тех времен. Обычно Александр назначал наместника из числа своих близких соратников. Однако первым наместником в Армении был армянин Мигран - 325 - 319 гг. До н.э. Смерть Александра Македонского (323 г. до н.э.) нарушила четкий план построения его Великой Империи.

Символы власти, умирая, Александр передал опекуну своих малолетних детей Пердикке. Но на лакомый кусок от большого пирога стали претендовать практически все сподвижники Александра. Начался новый передел. Вместо Миграна наместником Армении был назначен Неоптолем. Прибыв на место, он стал жестко наводить свои порядки, не считаясь с древними обычаями и традициями армян. Это вызвало общее негодование. Под страхом смерти Неоптолем был вынужден удалиться.

Ардуард - 317 г. по 284 до н.э. - возглавил недовольство армян против Неоптолема и после его ухода провозгласил себя царем Армении. Тогда восьмидесятилетний Антигон, считавший себя владыкой всей Малой Азии, поручил начальнику мидийских войск Гипострату и сотрапу Персии Асклениадору привести армян к повиновению. Но в сражении при Урмийском озере армяне одержали блистательную победу. Битва при Ипсе (301 г до н.э.), в которой погиб Антигон, помогла Ардуарду остаться на армянском престоле.

Грант - 284 - 239 гг. до н.э. - преемник Ардуарда, после ряда поражений был вынужден признать себя данником сирийского сотрапа Селевка - Никатора, владеющего обширнейшими территориями от Средиземного моря до р. Инд.