Троицкая Седмица: что нельзя делать, традиции и приметы. Сплошная седмица

Троица прошла,но обычаи соблюдать нужно,как делали это наши предки и жили так веками
На 50-й день после Пасхи, праздник Воскресения Христова, - весь христианский мир отмечает Троицу (Пятидесятницу) - один из главных праздников церковного календаря.
В христианстве праздник Пятидесятницы сформировался в IV веке, после принятия церковью догмата о троице - существования единого Бога в трех ипостасях. «Идите, научайте все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матфея, 28, 19) - так наставлял своих учеников Христос вскоре после своего воскресения. И, согласно Библии, в день еврейского праздника Шавуот - Пятидесятницы сошел на апостолов с неба дух святой и пошли между народами, «говоря другими языками, как дух им предвещал» (Деяния, 2, 1-4).

Празднование Троицы у европейских народов впитало обряды конца весны - начале лета, которые бытовали у них раньше. Эти праздники растительности, основанные на вере в магическую силу зелья и цветов, очень любила молодежь. Их отмечали с песнями, танцами, развлечениями. Это вызвало осуждение протестантского, католического, православного духовенства: их синоды принимали соответствующие решения.

Троица (СПРАВКА)

Но в процессе развития христианства и упадка языческой обрядности, связанной с традиционными формами хозяйствования, эти противоречия сгладились.

В одних случаях осталась чисто христианская обрядность (Италия, Испания, Португалия), в других обе традиции сочетались, образовав новый пласт обрядности (славянские народы).

Троица, зеленая (Троицына, грянет) воскресенье, зеленые святки - такие народные названия этого цикла украинский календарных обрядов, в котором представлены все моменты, характерные для аналогичных обрядов европейских народов. По церковной традиции, первый день праздника (воскресенье) - Духов день, второй - собственно Троица.

В России перед праздником (духовой, зеленой субботы) украшали жилища зельем. Ветвями клена, липы заквитчувалы (клечалы) дом - над окнами, дверями, хозяйственными постройками, втыкивали в землю ветки на посевах ржи. Во дворе, у ворот ставили принесенную из леса небольшую березу или осину. Пол дома притрушивали душистым зельем: аиром (явгир, татарка - местные названия), любистком - на окнах ставили букеты из чебреца, васильков, мяты. Зеленые святки - праздник расцветшего дерева, буйной зелени. По представлениям славянина - язычника, зеленая сила леса, дух дерева помогали человеку укрепить здоровье, уберечь усадьбу от беды, способствовали урожаю. Именно как обереги клечання ставилась у входа (на дверях, окнах, воротах). Осина должна была отпугивать ведьм. Кроме этого, срубленную Осыку вносили в субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставалось зеленым, хотя и увядшими за ночь, - все в семье доживут до следующей Троицкой субботы, если же листья почернеет, то будет в доме покойник.

Троицкое зелья не выбрасывали, а сушили и в отварах из него мыли волосы, чтобы не болела голова, парили больные ноги, клали под голову покойнику - «чтобы ему и на том свете пахло». Сухой аир отгонял мышей, а в гнезде наседки - помогал выводиться цыплятам. Особенно ценили зелье, освященное в церкви.

День Святой Троицы

В первый день Троицы в Украине (Ровенщина, Волынь) и сейчас можно встретить наиболее архаичный по происхождению обряд вождения Куста. Молодую девушку убирают в зелень, украшают лентами и с песнями водят деревней, получая подарки от хозяев дома. В центральных районах Украины обряд имел другое название - «водить тополь». Водя «тополь», девушки пели:

Стоял тополь край чистого поля,

Стой, тополенько, не развивайся,

Буйному ветру не поддавайся...

На Черниговщине Троицкого дня на сельской площади устанавливали веху - высокую жердь, обвитую зельем, с колесом от телеги наверху. На Киевщине вкапывали высоко, украшенное цветами и лентами дерево - ясень. Вокруг них гуляла, пела, танцевала молодежь. Очевидно, что веха и «явор» - воплощение мирового дерева, аналога известного всем европейским народам «майского дерева».

С зелеными святками у украинцев (так же и у болгар, поляков, чехов) связано много поверий о русалках.

Считалось, что в течение недели после Троицы (он называется русальные, Русальницею) по земле ходят русалки. Бывшие духи влаги и растений с принятием христианства превратились в «дрянь богомерзкую».

Согласно народному воображению, русалки - это девушки или молодые женщины, которые во время купания утонули. Русалки на века отошли от обыденного земного бытия и переселились в таинственную сферу, на дно глубоких рек и озер, в сказочные палаты, чудом выстроеных из прозрачного хрусталя.

Третье лицо Бога

Луна и звезды вызывают русалок из воды. С тихим плеском волн, разворачивая своими бледными руками густые камыши, русалки выходят на берег. Они без одежды, у них бледное тело, длинные зеленые как трава волнистые волосы, а глаза пылкие и синие, как морская глубь. На голове у каждой русалки - венок из осоки, и только у старшей, царевны, он с водяных лилий. Выйдя из воды, русалки садятся на берегу, расчесывают свои длинные волосы, или берутся за руки и водят удивительные, с таинственным шепотом, хороводы. Иногда русалки вылазят на деревья и качаются на ветвях, как на качелях, пели песни. Русалчин песни опасны: кто услышит, то, как очарованный, подойдет близко к ним, а русалки тогда заманят пришельца к себе, примут в свой круг, и будут играть с ним, а потом защекочут и затянут в реку, на дно.

Из деревьев русалки больше всего любят клен и дуб. Качаясь на ветвях, они иногда развлекаются: разматывают на деревьях нити, которые крадут у тех женщин, которые заснули без молитвы. Иногда русалки бегают по полям, засеянных рожью; хлопая в ладоши, восклицают: «Ух, ух... Соломенный дух! ». Время от времени русалки разжигают огни, горящие над могилами, в рощах и лесах. Вот некоторые из песен русалчин репертуара:

Ой, бежит, бежит милая девушка,

А за ней да русалочка,

Слушай меня, красна барышня,

Загадаю тебе три загадочки...

В Украине долго сохранялся обычай среди женщин - в русалчину неделю развешивать по деревьям холст, который якобы русалки брали себе на рубашки. А на окнах раскладывали горячий хлеб, думая, что его дымком русалки будут сыты. В русалчин неделю не следует выбрасывать скорлупу из яиц, как попадет она на воду, то русалки сделают вред людям. Нельзя сеять муку прямо в бочку, потому что будет много русалок.

Святым Духом всяка душа живится

В русалчину неделю (неделя после Троицы), в четверг, нельзя работать, чтобы не разгневать русалок; чтобы они не навредили домашнему скоту, птице и всему хозяйству. Этот день называется - Русалкина Пасха. Утром, как только взойдет солнце, девушки идут в поле на хлеба и берут с собой хлеб из ржаной муки, специально для этого испеченный. Месится этот хлеб на свяченой воде. В поле девушки ломают хлеб на несколько кусков, делятся им поровну, а затем каждая идет на ниву своего отца, где растет рожь, и там кладет хлеб для лесовых русалок (мавок) - «чтобы рожь родила».

Кроме того, девушки в этот день тайно ходили в лес, брли с собой полынь, любисток или чеснок, и в лесу бросали сплетенные венки русалкам, чтобы те насылали им богатых женихов. Начиная с четверга русалчиной недели, девушки не ходили по одиночке в поле и не купались, - «чтобы русалки не защекотали».

Носили при себе полынь и любисток - ибо все это отпугивало русалок. Если приходилось заходить в воду, то сначала нужно набросать полыни, любисток и только тогда можно заходить в воду.

Накануне Троицы нельзя девушкам ходить в лес, там их могут встретить русалки и спросить: «Полынь или петрушка»? Если девушка скажет «полынь», то русалка на это: «Сама ты сгинь!» - И отпустит, а как скажет девушка: «петрушка», то русалка: «Ты моя душка!» - И защекочет девушку до смерти.

Во время Зеленой недели нельзя отбеливать полотно: проказницы-русалки могли оставить на нем несмываемые следы.

По окончании недели после Троицы русалок торжественно провожали из села. "Идите, русалочки, идите, и нашу рожь НЕ Ломте», - пели девушки на Черниговщине, провожая одетую русалкой девушку (в венке и рубашке), за пределы села.

Сегодня - день Святого Духа

В России верили, что каждый, кто умер или утонул на зеленые святки, становится русалкой. Духовой субботу считали днем поминовения утопленников и малых некрещеных детей, которых церковь запрещала поминать в другие поминальные дни. Почти по всей Украине непременно посещали кладбище в понедельник Троицы. Свежие могилы украшали Клеченьем. На Ровенщине и Волыни на кладбище ходили в четверг, на «Навскую троицу». Этот день еще называли «сухим четвергом»: запрещалось работать в поле, нужно было пересушивать одежду.

Культ предков той или иной мере представлен в троицких обрядах всех европейцев. Каждый народный праздник, как правило, охватывает все стороны хозяйственной деятельности человека, его личной жизни. Троицкие обряды укрепляли здоровье человека и добавляли плодородия полю, уберегали дом от зла. Не оставались без внимания и домашние животные. На Волыни пастухи на Троицу украшали коров венками (чтобы хорошо доились), за что получали подарок от хозяев скотины (кстати, такая же традиция существовала в Голландии). В других регионах Украины хозяйка на Троицу непременно выносила пастуху гостинец. У греков Троица была исключительно поминальным днем - с приготовлением колива, панихидами в церкви.

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион.

Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения , с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Все подобные сплошные недели, кроме времени Святок на Рождество, достаточно подвижны по своей сути, так как привязаны они к празднованию Великого праздника Пасхи.

Можно ли причащаться на сплошной седмице? Причащаться, конечно, можно. Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу , то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? Препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю - так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Каждому верующему человеку необходимо знать, когда бывают сплошные седмицы, ведь это помогает ему правильно распределять свой духовный потенциал для дальнейшего осознания веры и всего, что с ней связано. Другими словами, так он “проверяет” себя на стойкость духа, волевые качества и моральные приоритеты. Но также стоит не забывать и то, что каждый сам волен делать свой выбор, главное, чтобы он был тесно связан с православием, которое и является основополагающей всего, что происходит в жизни преданного христианина.

Вся неделя после Троицы в церковном календаре отмечена красным цветом - праздничная Троицкая седмица 2018 начинается с 28 мая. В народе эти дни называются Русальная неделя. С этими днями связаны удивительные традиции и приметы.

Русальная неделя - символическая календарная граница между весной и летом, а кроме этого - завершение того периода, когда мифологически душам умерших можно было находиться среди живых.

Русальная неделя, согласно украинским традициям - время «заложных», «нечистых» усопших, как правило юных девушек, которые умерли не своей смертью и появлялись с того света на этом на короткое время. Вы, конечно, догадались, что речь идет о русалках.

Русальная неделя, Русалчин Великдень, Навская Троица – период времени, когда русалки появляются среди живых, а затем возвращаются, откуда пришли, стало известно Ros-Registr. Существуют обряды проводов, изгнания русалок – на Аграфену Купальницу, Февронию Русальницу, например.

В Украине так проводили обряд изгнания русалок: одну из девушек наряжали в русалку, надевали на нее белую сорочку и венок на голову, выводили за село и приговаривали: «Идите, русалочки, идите, и нашу рожь не ломите».

  • Русальная неделя в 2018 году: традиции и обряды
  • Троицкая седмица: что нельзя делать
  • Троицкая неделя: приметы
    • Троицкая седмица: свадьба

Русальная Неделя празднуется прямо перед Купалой или летним солнцеворотом. По-другому Русальную неделю называют Гряной неделей, Проводами русалок, Зелёной Неделей, Зелёными Святками.

Купальские дни - это особые праздники. Кроме того, что это встреча и провожание русалок, это ещё и поминание умерших. Причём не просто умерших, а заложных покойников, то есть умерших не своей смертью.

По своей сути русалки - это и есть духи людей, которые умерли не своей смертью. До Русалий они живут в своих домах, и не покидают водоёмов, а вот прямо перед Купалой начинают выходить к людям и могут принести немало бед.

В связи с этим связано немало поверий, обрядов и даже предписаний, что нужно делать на русалии, а что категорически запрещается.

Так как русалки - это тоже умершие родственники и родичи, хоть их и пытались выпроводить, но всегда относились с большим уважением, почитанием

Дни поминовения усопших - довольно распространённые и очень частые события у язычников, которые отмечаются на протяжении года и русалии являются одними из самих ярких праздников подобного рода, которые в древности отмечались с особым размахом.

Считается, что на время этой недели землю или мир живых посещают нечистые духи, так называемые «заложные» покойники, существа из иного мира, встреча с которыми ничего хорошего не предвещает.

В этот день они находились в непосредственной близи от людей, и их можно было встретить на берегу реки, в поле, где они резвятся или качаются на ветвях деревьев, на перекрёстках дорогах и кладбищах.

Считалось, что русалки (мавки, русалки-мавки, навки, русалки-навки) - это девушки, умершие не своей смертью или умершие до брака и малолетние дети.

От того, что они не знают покоя в ином мире, они могут утащить с собой живых, утопив их в водоёме или защекотав до смерти, поймав в поле (время разгула русалок - это ещё и время цветения ржи) или лесу.

По завершению Гряной Недели и совершении людьми всех подобающих ритуалов, русалки уходят в свой мир - в Навь, и люди могут вздохнуть свободно, так как от туда причинить вред живым они не могут до следующей русальной недели.

Эта неделя насыщена событиями, различными обрядами, ритуалами, праздниками, танцами, хороводами, застольями и так далее.

Первый день седмицы после Троицы зовется Духов день. Сей праздник учрежден и одобрен Церковью во имя возвеличения Святого Духа – третьего лица из триединства Пресвятой Троицы.

Среда, пятница и суббота посвящались хороводам и гуляниям, первенство в которых отводилось девушкам. После песен и плясок – хороший стол. Ведь по окончании Троицкой недели наступает долгий Петров пост, не менее жесткий, нежели Пост Великий.

Особенными днями на Троицкой седмице являлись суббота и воскресенье.

Суббота считалась «отданием» праздника Пятидесятницы-Троицы. А воскресенье было праздником Всех Святых и безвестных угодников Божиих, покуда неведомых Церкви, и Заговеньем на Петров пост, начинающийся следующим днем.

Особым почитанием на этой неделе пользуется берёза. Вокруг неё водили хороводы, устраивали массовые гуляния, завивали ветви, оплетали разноцветными лентами, вешали разные вещи, брали ветки берёзы, что бы украсить ими своё жилище.

Считалось, что именно на берёзах - священных деревьях сидят духи на русальной неделе, поэтому здесь же вывешивали различную одежду, возлагали подношения и многое другое. Мёд, хлеб, яйца и другие угощения оставляли как в лесу, около или на берёзах, так и на перекрёстках дорог.

Замечателен и такой традиционный обряд с берёзой, как кумление. Для этого одни девушки, либо девушки и парни, находили две молодые березки, пригибали их к земле и связывали верхушками.

Из веток заплетали косы, завивали венки, под самим деревом раскладывалось угощение, которое елось и самими людьми, причём среди угощений обязательно должна быть яичница.

Некоторые из ветвей связанных друг с другом берёзок заплетали в виде круга (венка) и пары поочерёдно целовались через такой венок, обменивались через него же различными вещами (кумились), после чего называли друг друга кумой (совр. исследователи называют такой обычай - посестримство).

Ещё одной характерной традицией было ряжение в коня. Конь также исполняет роль русалки, так как по древним поверьям, водяные кони, которые служат водяному, являются умершими не своей смертью мужчинами.

Для того, что бы изобразить коня, двое мужчин кладут на плечи жерди, а поверх материю или ткань, которая украшена вышивкой, колокольчиками и т.д.

Тот, что находится спереди, держит маску коня, которая делается из сена, соломы, тряпок, так же есть упоминания о том, что вместо такой маски использовался реальный череп коня. Коня этого сопровождал специальный погонщик, который также рядился в одежды, надевал маску (водяной).

Однако в разных областях и губерниях, а ранее племенах, обряд этот в небольших мелочах различался. Всю эту троицу - русалок и водяного - прогоняла толпа празднично одетых людей, которые были вооружены палками, кнутами, ухватами и так далее.

Ритуалы проходили ближе к вечеру, а то и вовсе ночью, что придавало им особое чувство реалистичности происходящего и даже трепета перед властителями ночных кошмаров силами Нави.

Кроме того, все эти обряды должны проходить весело. Кроме песен, постоянно слышались шутки, прибаутки, весёлые истории. В общем, всё было направлено на то, что бы люди, весело, со смехом и без страха выпроводили русалок восвояси.

Для этого в роли главных исполнителей ритуалов выбирались самые смешливые парни и девушки, которые могли подзадорить людей, рассмешить.

На Русальную Неделю существовал запрет на все женские дела, как то:

Недобрые духи наверняка попытаются помешать такой хозяйке, и чем всё это обернётся страшно себе представить.

«Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным» (Зеленин Д.К. 1916. С. 186).

Троицкую седмицу люди часто путают с неким весенним вариантом Масленицы. Считается, что у праздника языческие корни, его называют «Зеленые святки» и ждут, что сразу после Троицкой седмицы начнется жаркое лето, а весна уступит свои права.

Такой подход не имеет ничего общего с истинным церковным смыслом Троицкой недели.

Многие украшают свой дом ветками березы в знак прообраза грядущей жизни в Царствие Небесном. Это вполне допускается, если украшающие не вкладывают в это действие магический смысл и не поддаются суевериям. Ведь такой обычай имеет только символическое значение.

В Троицкую седмицу лучше всего помолиться перед иконой Святой Троицы. Воздать Господу благодарение за Его дары. Молитвенно подготовиться к посту и помнить о том, что суть поста или его отсутствия (как во время сплошной седмицы) не в употреблении праздной или непраздной пищи.

А в единении с Господом, в той самой духовной жизни, о важном значении слова «духовный» в его церковном понимании. Бог дал нам все средства для спасения, но только от нас зависит, сможем ли мы достойно принять этот дар.

Главный цвет Троицы - зеленый, а все ритуальные традиционные гуляния проходят с использованием полевых трав и цветов, дома украшают скошенной травой, зелеными ветвями деревьев, в каждом регионе это свое традиционное дерево: береза, ясень, клен, орех.

  • Выбрасывать зелень нельзя, а принято сжигать, заваривать и добавлять в воду для купания. Троицкие травы, освященные в церкви наделяли особыми магическими свойствами.
  • Незамужние девушки плели венки, украшали ими голову, а затем пускали в воду и следили, как поведет себя венок. В какую сторону поплывет, там и жениха искать, плохо дело, если венок утонет - к слезам.
  • Гадали на суженого с помощью березовых веточек – под подушку девушки клали березовые веточки, чтобы суженого во сне увидеть.
  • Во все праздники Троицы, начиная с поминальной субботы, нельзя было ходить в лес и к водоемам, особенно девушкам, считалось, что русалки, которые гуляют по земле в это время, защекочут и утащат за собой.
  • Однако девушки тайком бегали в лес, плели красивые венки из цветов и «дарили» русалкам, в замен просили послать им хорошего жениха. А для защиты от нечисти носили с собой любисток, полынь или чеснок.
  • На протяжении всей Русальной недели нельзя было заниматься тяжелым трудом, особенно в огороде, сеять, проводить любые работы с землей, а также стирать.

Свадьба на Троицу – хорошая примета. Это сулит будущим супругам долгую и счастливую семейную жизнь, благополучие, жизнь в достатке, любви и согласии.

Вся неделя после Троицы в церковном календаре отмечена красным цветом — праздничная Троицкая седмица 2018 начинается с 28 мая. В народе эти дни называются Русальная неделя. С этими днями связаны удивительные традиции и приметы.

Русальная неделя — символическая календарная граница между весной и летом, а кроме этого — завершение того периода, когда мифологически душам умерших можно было находиться среди живых.

Русальная неделя, согласно украинским традициям — время «заложных», «нечистых» усопших, как правило юных девушек, которые умерли не своей смертью и появлялись с того света на этом на короткое время. Вы, конечно, догадались, что речь идет о русалках.

Русальная неделя, Русалчин Великдень, Навская Троица – период времени, когда русалки появляются среди живых, а затем возвращаются, откуда пришли. Существуют обряды проводов, изгнания русалок – на Аграфену Купальницу, Февронию Русальницу, например.

В Украине так проводили обряд изгнания русалок: одну из девушек наряжали в русалку, надевали на нее белую сорочку и венок на голову, выводили за село и приговаривали: «Идите, русалочки, идите, и нашу рожь не ломите».

Русальная Неделя празднуется прямо перед Купалой или летним солнцеворотом. По-другому Русальную неделю называют Гряной неделей, Проводами русалок, Зелёной Неделей, Зелёными Святками.

Купальские дни — это особые праздники. Кроме того, что это встреча и провожание русалок, это ещё и поминание умерших. Причём не просто умерших, а заложных покойников, то есть умерших не своей смертью.

По своей сути русалки — это и есть духи людей, которые умерли не своей смертью. До Русалий они живут в своих домах, и не покидают водоёмов, а вот прямо перед Купалой начинают выходить к людям и могут принести немало бед.

В связи с этим связано немало поверий, обрядов и даже предписаний, что нужно делать на русалии, а что категорически запрещается.

Так как русалки — это тоже умершие родственники и родичи, хоть их и пытались выпроводить, но всегда относились с большим уважением, почитанием

Дни поминовения усопших — довольно распространённые и очень частые события у язычников, которые отмечаются на протяжении года и русалии являются одними из самих ярких праздников подобного рода, которые в древности отмечались с особым размахом.

Считается, что на время этой недели землю или мир живых посещают нечистые духи, так называемые «заложные» покойники, существа из иного мира, встреча с которыми ничего хорошего не предвещает.

В этот день они находились в непосредственной близи от людей, и их можно было встретить на берегу реки, в поле, где они резвятся или качаются на ветвях деревьев, на перекрёстках дорогах и кладбищах.

Считалось, что русалки (мавки, русалки-мавки, навки, русалки-навки) — это девушки, умершие не своей смертью или умершие до брака и малолетние дети.

От того, что они не знают покоя в ином мире, они могут утащить с собой живых, утопив их в водоёме или защекотав до смерти, поймав в поле (время разгула русалок — это ещё и время цветения ржи) или лесу.

По завершению Гряной Недели и совершении людьми всех подобающих ритуалов, русалки уходят в свой мир — в Навь, и люди могут вздохнуть свободно, так как от туда причинить вред живым они не могут до следующей русальной недели.

Эта неделя насыщена событиями, различными обрядами, ритуалами, праздниками, танцами, хороводами, застольями и так далее.

Первый день седмицы после Троицы зовется Духов день. Сей праздник учрежден и одобрен Церковью во имя возвеличения Святого Духа – третьего лица из триединства Пресвятой Троицы.

Среда, пятница и суббота посвящались хороводам и гуляниям, первенство в которых отводилось девушкам. После песен и плясок – хороший стол. Ведь по окончании Троицкой недели наступает долгий Петров пост, не менее жесткий, нежели Пост Великий.

Особенными днями на Троицкой седмице являлись суббота и воскресенье.

Суббота считалась «отданием» праздника Пятидесятницы-Троицы. А воскресенье было праздником Всех Святых и безвестных угодников Божиих, покуда неведомых Церкви, и Заговеньем на Петров пост, начинающийся следующим днем.

Особым почитанием на этой неделе пользуется берёза. Вокруг неё водили хороводы, устраивали массовые гуляния, завивали ветви, оплетали разноцветными лентами, вешали разные вещи, брали ветки берёзы, что бы украсить ими своё жилище.

Считалось, что именно на берёзах — священных деревьях сидят духи на русальной неделе, поэтому здесь же вывешивали различную одежду, возлагали подношения и многое другое. Мёд, хлеб, яйца и другие угощения оставляли как в лесу, около или на берёзах, так и на перекрёстках дорог.

Замечателен и такой традиционный обряд с берёзой, как кумление. Для этого одни девушки, либо девушки и парни, находили две молодые березки, пригибали их к земле и связывали верхушками.

Из веток заплетали косы, завивали венки, под самим деревом раскладывалось угощение, которое елось и самими людьми, причём среди угощений обязательно должна быть яичница.

Некоторые из ветвей связанных друг с другом берёзок заплетали в виде круга (венка) и пары поочерёдно целовались через такой венок, обменивались через него же различными вещами (кумились), после чего называли друг друга кумой (совр. исследователи называют такой обычай — посестримство).

Ещё одной характерной традицией было ряжение в коня. Конь также исполняет роль русалки, так как по древним поверьям, водяные кони, которые служат водяному, являются умершими не своей смертью мужчинами.

Для того, что бы изобразить коня, двое мужчин кладут на плечи жерди, а поверх материю или ткань, которая украшена вышивкой, колокольчиками и т.д.

Тот, что находится спереди, держит маску коня, которая делается из сена, соломы, тряпок, так же есть упоминания о том, что вместо такой маски использовался реальный череп коня. Коня этого сопровождал специальный погонщик, который также рядился в одежды, надевал маску (водяной).

Однако в разных областях и губерниях, а ранее племенах, обряд этот в небольших мелочах различался. Всю эту троицу — русалок и водяного — прогоняла толпа празднично одетых людей, которые были вооружены палками, кнутами, ухватами и так далее.

Ритуалы проходили ближе к вечеру, а то и вовсе ночью, что придавало им особое чувство реалистичности происходящего и даже трепета перед властителями ночных кошмаров силами Нави.

Кроме того, все эти обряды должны проходить весело. Кроме песен, постоянно слышались шутки, прибаутки, весёлые истории. В общем, всё было направлено на то, что бы люди, весело, со смехом и без страха выпроводили русалок восвояси.

Для этого в роли главных исполнителей ритуалов выбирались самые смешливые парни и девушки, которые могли подзадорить людей, рассмешить.

Троицкая седмица: что нельзя делать

На Русальную Неделю существовал запрет на все женские дела, как то:

  • рукоделия, стирка, уборка, полевые работы и т.д.

Недобрые духи наверняка попытаются помешать такой хозяйке, и чем всё это обернётся страшно себе представить.

«Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным» (Зеленин Д.К. 1916. С. 186).

Троицкую седмицу люди часто путают с неким весенним вариантом Масленицы. Считается, что у праздника языческие корни, его называют «Зеленые святки» и ждут, что сразу после Троицкой седмицы начнется жаркое лето, а весна уступит свои права.

Такой подход не имеет ничего общего с истинным церковным смыслом Троицкой недели.

Многие украшают свой дом ветками березы в знак прообраза грядущей жизни в Царствие Небесном. Это вполне допускается, если украшающие не вкладывают в это действие магический смысл и не поддаются суевериям. Ведь такой обычай имеет только символическое значение.

В Троицкую седмицу лучше всего помолиться перед иконой Святой Троицы. Воздать Господу благодарение за Его дары. Молитвенно подготовиться к посту и помнить о том, что суть поста или его отсутствия (как во время сплошной седмицы) не в употреблении праздной или непраздной пищи.

А в единении с Господом, в той самой духовной жизни, о важном значении слова «духовный» в его церковном понимании. Бог дал нам все средства для спасения, но только от нас зависит, сможем ли мы достойно принять этот дар.

Троицкая неделя: приметы

Главный цвет Троицы — зеленый, а все ритуальные традиционные гуляния проходят с использованием полевых трав и цветов, дома украшают скошенной травой, зелеными ветвями деревьев, в каждом регионе это свое традиционное дерево: береза, ясень, клен, орех.

  • Выбрасывать зелень нельзя, а принято сжигать, заваривать и добавлять в воду для купания. Троицкие травы, освященные в церкви наделяли особыми магическими свойствами.
  • Незамужние девушки плели венки, украшали ими голову, а затем пускали в воду и следили, как поведет себя венок. В какую сторону поплывет, там и жениха искать, плохо дело, если венок утонет — к слезам.
  • Гадали на суженого с помощью березовых веточек – под подушку девушки клали березовые веточки, чтобы суженого во сне увидеть.
  • Во все праздники Троицы, начиная с поминальной субботы, нельзя было ходить в лес и к водоемам, особенно девушкам, считалось, что русалки, которые гуляют по земле в это время, защекочут и утащат за собой.
  • Однако девушки тайком бегали в лес, плели красивые венки из цветов и «дарили» русалкам, в замен просили послать им хорошего жениха. А для защиты от нечисти носили с собой любисток, полынь или чеснок.
  • На протяжении всей Русальной недели нельзя было заниматься тяжелым трудом, особенно в огороде, сеять, проводить любые работы с землей, а также стирать.

Троицкая седмица: свадьба

Свадьба на Троицу – хорошая примета. Это сулит будущим супругам долгую и счастливую семейную жизнь, благополучие, жизнь в достатке, любви и согласии.



У Троицкой Седмицы имеется второе название, народное – Русальная неделя. Очень важно знать все о приметах, привязанных к церковным дням, а также чего лучше не делать.

Что запрещено

Верующие люди стараются не нарушать запретов на период Троицкой Седмицы. Следует непременно отложить любые женские дела, связанные с домом и огородом, а именно:

Уборка;
стирка;
рукоделие;
работы с землей.

Хозяйке, которая захочет пренебречь правилом, непременно что-то помешает осуществить задуманное. Возможно, это «что-то» означает серьезные проблемы. Уж лучше не испытывать судьбу.




Существует обычай, имеющий лишь символическую ценность. Речь идет об украшении жилого дома ветками березы. Это разрешено, но только в том случае, если те, кто их ставит у себя, не суеверны и вкладывают сие действие какой-то магический подтекст.

На Троицкую седмицу желательно молиться перед иконой Святой Троицы. Поблагодарить Господа Бога за его милость. В молитве подготовиться к предстоящему посту. Следует помнить, что его суть заключается не в употреблении правильной пищи, а в единении с Всевышним.

Приметы

Традиционный цвет – зеленый, а все ритуалы проводятся с применением свежесобранных цветов и лекарственных трав. Помещения жилых домов украшаются кленовыми, ореховыми, ясеневыми или березовыми зелеными ветками. Иногда даже скошенной травой.

Зелень не выкидывается, а сжигается. Разрешается ее заваривать и использовать при водных процедурах. Травы, принесенные домой после освящения в церкви, наделены целебными свойствами.




Молодые девушки плели венки, надевали их на голову, некоторое время ходили так, а потом снимали и отправляли в воду. Внимательно смотрели, в какую сторону его река понесет, там и суженого искать надо. А если утонет, значит, будут слезы.

Существует еще один вариант гадания, помогающий узнать кое-что о будущем. Чтобы увидеть свою судьбу во сне, незамужние красавицы вечером под подушку подкладывали ветви березы.




Раньше считалось, что в период всех праздников на Троицу по земле ходят русалки, желающие утащить любого встречного с собой в воду. Но самые храбрые девушки, тайно убегали в лес, делали венки из молодых березовых ветвей и отдавали в дар мистическим существам, взамен прося хорошего мужа. В качестве защитного оберега брали с собой полынь, чеснок или любисток.

Последней хорошей приметой является свадьба. Если расписаться на Троицу, то совместная жизнь молодожен будет наполнена любовью, счастьем, взаимопониманием и благополучием.