Внутренние реформы екатерины 2. Основные реформы Екатерины II Великой - причины, цели, значение

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Реформы в годы правления Екатерины II

При Екатерине II (1729-1796) была проведена реформа Сената. В декабре 1763 г. Он был разделен на шесть изолированных друг от друга департаментов: четыре из них находились в Петербурге, а два - в Москве.

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором. Этот департамент охранял права дворянского сословия: обнародовал законы, заведовал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственным и церковным имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрения прошений на имя императрицы. Третий департамент занимался разнообразными управленческими делами, заведованием путями сообщения и медицины, попечительством о науках, образовании и искусствах, управлением окраинами. Четвертый департамент ведал военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, шестой - второму.

Реформа Сената в 1763 г. фактически возвысила только роль и значение генерал-прокурора. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрицы о решенных в Сенате делах. В случае разногласий в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов генерал-прокурор докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Некоторые изменения были внесены в компетенцию святейшего Синода. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а ее дела были переданы Канцелярией синодального экономического правления.

Как известно, политика Екатерины II существенно изменилась в связи с крестьянской войной 1773-1775 гг., и это отразилось на последующих государственных реформах.

До 1775 г. сохранялись прежние местные органы управления. Губерния управлялась губернаторами, провинции - уездными воеводами, при них имелись присутствия и канцелярия. В 1763 г. в распоряжение губернаторов отдавались воинские команды.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева вызвала к жизни крупную губернскую реформу 1775 г. Ранее в стране было 23 губернии, после войны они стали разукрупняться. Эта реформа проводилась 20 лет, и в результате число губерний выросло до 50. Смысл реформы состоял в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Единственным критерием для образования губерний было количество населения - 300-400 тыс., уезды создавались при 20-30 тыс. душ.

Провинции и должности воевод упразднялись. Губернатор назначался и смещался императором. Он обладал всей полнотой власти, стоя во главе губернского правления, в которой входили губернский прокурор и два советника. Генерал-губернатор управлял несколькими губерниями и полномочия его были более широкие чем у губернатора. Ему подчинялись губернаторы. В отсутствие императора он являлся главнокомандующим, непосредственно докладывал императору, принимал экстренные меры. Надзор за законностью возлагался на губернского прокурора и двух помощников (стряпчих), в уездах - на уездных стряпчих. Количество уездов увеличилось почти вдвое. Земский исправник стоял во главе уездной администрации, а исправник - во главе нижнего земского суда (кроме него туда еще входили два дворянина), они осуществляли руководство земской полицией, исполнением законов и проведением в жизнь местных актов. В городах администрацию возглавляли городничие.

Реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, она укрепляла власть дворянства на местах. В дальнейшем этот аппарат почти не подвергался изменениям.

В правление Екатерины II были приняты меры по укреплению органов полиции и развитию ее структуры. Компетенция данных органов была расширена и наряду с функциями по охране порядка и безопасности на полицию была возложены многочисленные общеадминистративные, финансовые и даже некоторые судебные полномочия. В 1782 г. был принят Устав благочиния . Под благочинием понималось поддержание порядка и безопасности в обществе.

В городах были созданы управы благочиния, подчинявшиеся органам губернского управления. В полицейском отношении город делился на части во главе с частным приставом. Часть охватывала от 200 до 700 дворов, подразделявшихся на кварталы, где непосредственно осуществлялся надзор за порядком. Управы обладали даже некоторыми судебными полномочиями, рассматривая дела о мелких кражах на сумму до 20 руб.

Управы благочиния в столицах возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа состояла из двух приставов (в столице назначались Сенатом, в остальных- городах - губернским правлением) и двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

Главные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и добронравие сохранялось». Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мощение улиц и т.д.), ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество. В ведении полиции находились также пожарные команды.

Во главе каждой полицейской части города находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы - по 50-100 дворов. Возглавлялись они квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и рядовые полицейские - будочники.

Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков».

Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел была создана Тайная экспедиция Сената . Ее штат был укомплектован сотрудниками бывшей Канцелярии во главе с печально известным С. Шешковским. Тайная экспедиция Сената подчинялась генерал-прокурору, который мог вмешиваться в любое дело. Этот орган служил для охраны незыблемости царской власти. Экспедиция была независима от других органов, а централизованное руководство ею обеспечивало сохранение полной секретности дел.

Активность ее особенно выросла после крестьянской войны 1773-1775 гг. и французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Именно там велось следствие по делу Емельяна Пугачева в 1775 г., а впоследствии по делам русского просветителя Н.И. Новикова в 1792 г. и дворянского революционера А.Н. Радищева 1790 г. В это же время был репрессирован чиновник Г. Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян. В 1793 г. в тайную экспедицию попал Ф.В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

Чаще всего основанием для возбуждения дел являлись доносы. Своеобразным новшеством в работе политического сыска в это время стала перлюстрация частной переписки. Для расследования отдельных дел создавались секретные следственные комиссии, в распоряжение которых выделялись воинские команды. В частности. Особая комиссия была создана по делу поручика В. Мировича, который пытался освободить царевича Ивана VI.

В 1775 г. была предпринята попытка отделения предварительного следствия от судебного разбирательства. Предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния.

Вышеуказанное свидетельствует, что при абсолютизме в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым методам властвования и приемам борьбы с политическими противниками. Так и произошло после крестьянской войны Пугачева.

Губернская реформа:
«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:
Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:
Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:
15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:
Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:
В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования
Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа
В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

1. Краткая биография Екатерины II………………………………………4

2. Начало царствования……………………………………………………6

3. Реформы Екатерины II…………………………………………….…….7

Заключение……………………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………….........19

Введение

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом, но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала европейская политика Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России.

1. Краткая биография Екатерины II

Екатерина родилась в 1729 году в немецком приморском городе Штеттин. Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода.

Екатерина Алексеевна была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель.

В 1745 году Екатерина II приняла православную веру и была выдана замуж за наследника российского престола, будущего Петра III. Попав в Россию пятнадцатилетней девушкой, она быстро овладела русским языком и обычаями. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы (Елизаветы Петровны) и пренебрежение со стороны мужа (Петра Федоровича). Самолюбие ее страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, приобрела обширные познания. Она прочитала массу книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

В 1754 году у Екатерины родился сын (Павел Петрович), будущий наследник русского престола. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы Елизаветы Петровны.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III.

Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими сильную женщину. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.

Екатерина медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

С первых дней царствования Екатерина хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, она проявила великодушие и снисходительность, остерегаясь рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

2. Начало царствования

В начале царствования Екатерина еще не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерина к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за три месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Сразу после воцарения Екатерины была заметна кипучая деятельность в государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов.

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице. Смерть Иоанна Антоновича избавила Екатерину от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества.

3. Реформы Екатерины II

"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом.

В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно". Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии.

Главы 9 и 10 устанавливали принципы законодательства в сфере уголовного права. Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей гарантией гражданской "вольности". "Наказ" категорически воспрещал любые жестокие по форме наказания, сокращал возможные случаи смертной казни. Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и гражданина. И так как суд действует в реальном сословном обществе, то в нём гарантии судебной справедливости должны заключаться в участии выборных представителей от сословий в рассмотрении дел.

Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Более почётное место дворян гарантировало им особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно "учредить что-либо полезное". Закон должен охранять всех, но гражданские права предоставляются соответственно сословно.

Последние, 19 и 20 главы "Наказа" устанавливали некоторые правила в отдельных вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания, запрещались не предусмотренные законом суды.

Реформа Сената

Причины и цели:

  • Екатерина хотела сосредоточить в своих руках законодательную власть
  • Выделение конкретных отделов сената под определенные задачи

Личным указом Екатерины II Сенат был разделен шесть департаментов и потерял законодательную функцию, которая перешла лично к императрице и её доверенным лицам - статс-советникам. Пять из шести отделов возглавляли обер-прокуроры, первый - генерал-прокурор, лично докладывающий о важных делах царственной особе.

Разделение функций департаментов:

  • первый - контроль политических и государственных дел в столице
  • второй - суд в столице
  • третий - курировал всё что касалось образования, искусства, медицины, науки и транспорта
  • четвертый - нёс ответственность за военно-морские и военно-сухопутные решения
  • пятый - контроль политических и государственных дел в Москве
  • шестой - суд в Москве

Таким образом, императрица монополизировала законодательную власть и подготовила почву для последующих преобразований. Высшие административная и судебная функции по-прежнему осуществлялись Сенатом.

Губернская реформа

Причины и цели:

  • Увеличение эффективности налогообложения
  • Предотвращение восстаний
  • Введение выборности части административных и судейских органов, разделение их функций

Губернская реформа Екатерины II — 1775 год

В результате подписания Екатериной II документа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» был изменен принцип административно-территориального деления губерний. По новому закону губернии делились исходя из численности проживающего и способного к уплате налогов населения — податных душ. Кроме того, была выстроена иерархичная система учреждений, между которыми разделялись функции управления и суда.

Административная часть

Генерал-губернаторство — состояло из нескольких губерний
Губерния — содержала в себе 10-12 уездов, насчитывала 350-400 тыс. податных душ.
Уезд — объединение волостей (сельские местности), 10-20 тыс. податных душ.
Город — административный центр уезда.

Генерал-губернатор — руководил всеми расквартированными в отведенных ему губерниях войсками и губернаторами.
Губернатор — управлял губернией с помощью губернского правления и всеми нижестоящими учреждениями.
Городничий — главный чиновник и начальник полиции в городе, который стал отдельной административной единицей.
Капитан-исправник — председательствовал в нижнем земском суде и контролировал полицию в уезде.

Казённая палата — отвечала за сбор налогов и распределение средств между учреждениями.
Приказ общественного призрения — руководил всеми социальными объектами. Больницы, школы, приюты, институты искусства — подчинялись этой структуре.

Судебная часть

Сенат — высший судебный орган, разделенный на гражданскую и уголовную палаты.
Верхний земский суд — главное судебное учреждение губернии, преимущественно занимался делами дворян, рассматривал сложные дела нижестоящих инстанций.
Нижний земский суд — контролировал исполнение законов внутри уезда, занимался делами дворян.
Верхняя расправа — судила крестьян в губернии, апелляции из нижних расправ.
Нижняя расправа — разбирала дела крестьян в уезде
Губернский магистрат — рассматривал апелляции из городских магистратов, судил горожан.
Городской магистрат — рассматривал тяжбы горожан

Совестный суд — был всесословным, служил для примирения судившихся по незначительным и не имеющим социальной опасности делам.

Изменения предполагали, что в зависимости от того, над кем осуществлялся суд, те представители и входили в состав заседателей — Земские суды избирались благородным сословием, расправы — крестьянами, магистраты — мещанами (горожанами). Однако, на деле вышестоящее дворянство всегда вмешивалось в ход дел, имеющих для него интерес.

В результате преобразований общее число бюрократического аппарата существенно возросло, как и затраты на него. В сравнении с расходами на армию, на зарплаты чиновников выделялось в два раза больше. Рост численности бюрократов всех видов и рангов в совокупности с фаворитизмом, многочисленными военными расходами и отсталостью экономики привел к систематической нехватке денег в бюджете, которую не удалось ликвидировать до самой смерти Екатерины II

Судебная реформа

Полицейская реформа

Дата: 8 апреля 1782 года
После того, как был подписан «Устав благочиния, или полицейский», внутри городов оформилась новая структура — Управа Благочиния, со своими функциями и должностями.

Причины и цели:

  • Необходимость укрепления вертикали власти
  • Определение функций и иерархии полицейских органов в городах
  • Оформление основ полицейского права

Полицейская реформа 1782

Функции Управы Благочиния:

  • Соблюдение порядка и законности внутри городов
  • Надзор за негосударственными организациями
  • Следствие и розыскные мероприятия
  • Исполнение решений суда и других учреждений

Город разделился на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов), за которыми должны были следить частные приставы и квартальные надзиратели. Избираемой должностью был только квартальный поручик, который выбирался на три года из числа жителей квартала.

Главой Управы являлся городничий, полицмейстер (в городах-центрах губерний) или обер-полицмейстер (в столицах).

Кроме сыскных работ и выполнения непосредственно полицейских функций, управы руководили общественно-обслуживающим персоналом — доставкой продовольствия, обеспечением сохранности дорог и т.д.

Городская реформа

Экономические реформы

Денежная реформа

Подписание манифеста «об учреждении московского и петербургского банков» создало прецедент использования бумажных денежных знаков на территории Российской империи.

Причины и цели:

  • Неудобство транспортировки больших сумм медных денег внутри страны
  • Необходимость стимулирования экономики
  • Стремление к соответствию западным стандартам

Пример ассигнации

Созданные в Москве и Петербурге банки получили по 500 тыс. рублей капитала и обязаны были выдавать предъявителю ассигнаций соответствующую им сумму в медном эквиваленте.

В 1786 году произошло объединение этих банков в единую структуру — Государственный ассигнационный банк, с определением его дополнительных функций:

  • Экспорт меди из Российской Империи
  • Импорт золотых и серебряных слитков и монет.
  • Создание монетного двора в Петербурге и организация чеканки монет.
  • Учёт вексельных бумаг (расписок об обязанности уплаты определенной суммы)

50 рублей 1785 года

Манифест о свободе предпринимательства

Под «манифестом о свободе предпринимательства», принято понимать издание документа, разрешающего открывать любое мелкое кустарное производство всем гражданам Российской империи — «Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою». Напугавшая всех дворян Крестьянская война 1773-1775 ясно дала понять, что без каких-либо уступок перед наиболее многочисленным сословием вполне возможно возникновение новых волнений.

Причины:

  • Необходимость стимулирования экономики и развития мелкого предпринимательства
  • Недовольство крестьян эксплуатационной политикой

Ключевые моменты документа:

  • Отменено более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.).
  • Разрешено любому гражданину открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов.
  • Освобождение от подушной подати для купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.

Таможенные реформы

Корректировка таможенных тарифов производилась часто — в 1766, 1767, 1776, 1782, 1786 и 1796 гг. изменялись таможенные пошлины, обеспечивая поступления в казну от ввоза иностранных товаров, запрещая перевозку некоторых типов сырья или облегчая налоговое бремя для определенных категорий продукции. Внешняя экономика активно развивалась, рос объем ввозимых в Российскую Империю ранее не поставлявшихся продуктов промышленности и производства.

Привоз товаров

Ключевым элементом таможенной политики стало подписание 27 сентября 1782 г. документа «Об учереждении особой Таможенной пограничной Цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров»

Согласно нововведениям:

Вводились должности пограничных надзирателей и таможенных объездчиков , для каждой из приграничных западных губерний — они числились на службе в Казенной палате. Согласно инструкциям, им предписывалось находиться на местах «удобных для ввоза товаров» и препятствовать контрабанде. В случае невозможности остановить контрабандистов самостоятельно, пограничники должны были незамедлительно прибыть в ближайший населенный пункт для получения помощи.

Социальные реформы

Сословные реформы

Дата: 1785 г.

Причины:

  • Императрица опиралась на дворян и желала увеличить их лояльность
  • Усиление вертикали власти
  • Необходимо было определить права двух классов, набирающих численность из-за развития экономики и городов, купечества и мещанства (горожан)

Дворянский бал

Главными документами, регламентирующими правовое положение сословий, стали «жалованная грамота дворянам» и «жалованная грамота городам». Носящая и ранее исключительно продворянский характер, сословная политика Екатерины II окончательно закрепила за благородным сословием «элитарный» статус.

Ключевые моменты:

  • Дворяне освобождались от уплаты налогов и государственной службы
  • Благородное сословие получило неотъемлемое право на владение крепостными, имуществом, землей и её недрами
  • Были учреждены Дворянские собрания и родовые книги для подтверждения происхождения
  • Купечество получило доступ к административным должностям (общая городская и шестигласная думы) и было освобождено от подушной подати.
  • Купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались от телесных наказаний.
  • Выделилось и получило права новое сословие — горожане
  • Крепостные крестьяне окончательно превратились в рабов

Образовательная (школьная) реформа

Нельзя выделить конкретный документ или дату, являющиеся ключевыми в политике просвещённого абсолютизма Екатерины II . Она последовательно издавала указы и открывала учреждения, направленные на повышение уровня знаний и доступности их получения. Главным образом, образовательные услуги предоставлялись дворянству и горожанам, однако бездомные дети и сироты так же не остались без внимания.

Главными деятелями являлись И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович.

В Москве и Петербурге были открыты «воспитательные дома» — необходимо было решить проблему беспризорных и брошенных детей.

Институт благородных девиц

В 1764 открыт Институт благородных девиц — первое женское образовательное учреждение.

В 1764 основано училище для юношей при Академии художеств, а 1765 аналогичное при Академии наук.

Открытое в 1779 Коммерческое училище было призвано подготовить квалифицированные кадры в области торговли.

Образованная в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» к 1786 году разработала «устав народным училищам Российской Империи». Данный документ утверждал классно-урочную систему преподавания и предусматривал открытие в городах двух типов общеобразовательных учреждений: малые народные училища и главные народные училища.

Малые училища подготавливали поступивших на протяжении двух лет — базовые навыки чтения, письма, правила поведения и сопутствующие знания.

Главные училища давали более широкую предметную подготовку — на протяжении пяти лет, помимо базовых навыков, здесь преподавались языки, история, точные и естественные науки, архитектура. Со временем именно из главного училища отделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

В основу обучения ставилось доброжелательное отношение к ученикам, категорически запрещались физические наказания.

Крестьянство осталось за пределами образовательной реформы — проект сельских школ и обязательного начального образования вне зависимости от пола и сословной принадлежности предполагался Екатериной II, но так и не был реализован.

Секуляризация церкви

Правление Екатерины II для православной церкви оказалось не лучшим периодом. Однако для других конфессий были сделаны все условия. Императрица считала, что право на существование имеют все религиозные течения, которые не выступают против её власти.

Причины:

  • Чрезмерная автономность церкви
  • Необходимость увеличения поступлений налогов и эффективности использования земель

Церковники

В результате подписания указа Сенату О разделении духовных имений» все принадлежащие духовенству земли и крестьяне перешли под контроль государства. Специальный орган, Коллегия Экономии, начала собирать с крестьян подушную подать и часть полученной суммы передавать на содержание монастырей. Учреждались так называемые «штаты» монастырей, число которых было ограничено. Большая часть монастырей была упразднена, их обитатели были распределены по оставшимся церквям и приходам. Закончилась эпоха «церковного феодализма»

В результате:

  • Духовенство потеряло около 2 миллионов монастырских крестьян
  • Большая часть земель (примерно 9 млн гектар) монастырей и церквей перешло в ведение государства
  • Закрыто 567 из 954 монастырей.
  • Ликвидирована автономность духовенства

Итоги, значение и результаты внутренних реформ
Екатерины 2 Великой

Реформы Екатерины II были направлены на создание государства европейского типа, — т.е. на логическое завершение петровских преобразований, которое осуществлялось методами просвещенного абсолютизма на базе идей гуманизации правосудия. При Екатерине II завершено правовое оформление сословной структуры общества; предпринята попытка привлечь к реформам общественность и перенести часть управленческих функций «на места».

Политика в отношении крепостного крестьянства отличалась некоторой противоречивостью, т.к., с одной стороны, произошло усиление власти помещиков, а с другой были предприняты меры, несколько ограничившие крепостной гнет. В сфере экономики были ликвидированы государственные монополии, провозглашена свобода торговли и промышленной деятельности, проведена секуляризация церковных земель, введены в обращение бумажные деньги, учрежден Государственный ассигнационный банк, предприняты меры по введению государственного контроля над расходами.

При этом стоит учесть и негативные результаты — расцвет фаворитизма и взяточничества, выросший долг, обесценивание валюты и засилье иностранцев в научной и культурной сферах.

Правление Екатерины II (1762-1796 гг.)

Дворцовый переворот 1762 г. привел на престол жену Петра III Екатерину II , урожденную принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Одновременно перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Для этого императрица призвала на службу французское Просвещение (идеи философов Вольтера, Монтескье, Дидро).

Эпо́ха Просвеще́ния (XVII – XVIII вв.) - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие . Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина . Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека . Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма , т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя . Российский вариант просвещенного абсолютизма представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодального уклада , в политическом плане - с поиском компромисса монарха с дворянством и аристократией , бывшими основной движущей силой предшествовавших государственных переворотов. При том правовые принципы просвещенного абсолютизма не были принципами правового государства, так как вся полнота власти (законодательной, судебной и административной) находилась в руках монарха, кроме того, утверждалась незыблемость сословного деления общества.

Вместе с тем Екатерина II хотела не столько задрапировать российский абсолютизм передовыми идеями, сколько продвинуть страну по пути европейского прогресса. Наглядным подтверждением тому служит «Наказ » Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия.

В «Наказе», написанном в 1765--1767 гг., императрица высказывала мысли о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, об умножении народного благосостояния . Кроме того, в документе обосновывалась «естественность» неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. «Наказ» должен был служить руководством в работе собравшейся в июле 1767 г. комиссии по подготовке нового Уложения.

Уложенная комиссия была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно-бюрократических началах и стала еще одним шагом по пути оформления сословного представительства. В ней заседало 564 депутата, в том числе 161 представитель от дворянства, 208 - от городов, 167 - от свободных крестьян. В декабре 1768 г. под предлогом войны с Османской империей Уложенная комиссия, начавшая тяготить императрицу, была распущена. Главная задача Уложенной комиссии (создание нового свода законов) так и не была выполнена.

Реформы Екатерины 2 (кратко)

Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п.

Губернская реформа : «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии (300-400 тыс. чел.) и уезды (20-30 тыс. чел.). Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти . Они делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником . Во главе каждой губернии стоял губернатор , назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице . Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений (в Татарстане Тетюши, Чистополь, Бугульма и др.).

Судебная реформа : Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд , горожан – магистраты , а крестьян – расправы . Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными . Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат .

Секуляризационная реформа :

Секуляриза́ция (позднелат. saecularis - мирской, светский): - в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.

Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов. 26 февраля 1764 г.

Все церковные вотчины (911 тысяч крестьян) были переданы из духовного ведомства государству (в коллегию экономии); на содержание монастырей и архиерейских домов назначены штатные оклады по трем классам; безвотчинные монастыри отчасти упразднены, отчасти предоставлены своей судьбе (не внесены в штаты).

Реформа Сената : 15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов : первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Таким образом, уже в начале царствования были приняты меры, призванные пресечь любые ограничения самодержавия.

Городская реформа: Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи », которая была выпущена Екатериной II в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения . Количество избирателей при этом увеличилось . Жители городов были поделены на шесть разрядов по различным имущественным, сословным признакам , а также по заслугам перед обществом и государством , а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий ; цеховые ремесленники ; иностранные, а также иногородние гости ; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа : В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский ». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния . В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер , а также горожане, определяемые путем выборов . Суд за общественные нарушени я: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы , а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд . Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования : Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России . Они были двух типов : главные училища в губернских городах и малые - в уездных . Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств , а также 24 апреля (5 мая) 1764 года Смо́льный институт благородных девиц Санкт-Петербурга - первое в России женское учебное заведение , положившее начало женскому образованию в стране, затем (в 1772 году) – коммерческое училище . Открыта публичная библиотека .

Социальная политика – В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге - Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна . Введено обязательное оспопрививание, при Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов ». Появление евреев после разделов Польши привело к появлению «Черты оседлости » для иудеев, ограничивающей право проживания иудеев. По манифесту «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» (1762 г.) в Россию переселялось множество иностранцев, в основном немцев – в Поволжье, затем греков и сербов на юг России – для многих «новых» народов было введено много льгот, в основном в вопросе налогообложения. Всего за годы правления Екатерины II за счет присоединенных земель и переселенцев население страны увеличилось на 7 миллионов человек (не считая внутреннего прироста).

Денежная реформа В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса . А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации ). Внедренные в оборот в 1769 г. бумажные деньги - ассигнации - в первое десятилетие своего существования составляли лишь несколько процентов от металлической (серебряной и медной) денежной массы, и играли положительную роль, позволяя государству сократить свои расходы на перемещение денег в пределах империи. Однако ввиду нехватки денег в казне, ставшей постоянным явлением, с начала 1780-х гг., происходил все больший выпуск ассигнаций, объём которых к 1796 г. достиг 156 млн руб., а их стоимость обесценилась в 1,5 раза. Кроме того, государство заняло за рубежом денег на сумму 33 млн руб. и имело различных невыплаченных внутренних обязательств (счета, жалование и т. д.) на сумму 15,5 млн руб. Т.о. общая сумма долгов правительства составила 205 млн руб., казна была пустой, а расходы бюджета значительно превышали доходы,

Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство . Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами.

Экономические реформы – в 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности.

В 1785 г. были обнародованы жалованные грамоты дворянству подтверждала все привилегии, которые дворянство приобрело в XVIII в., кроме того, оно освобождалось от обязанностей государственной службы и телесных наказаний . Грамота завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права, в том числе право на самоуправление в дворянских собраниях.

Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Городское население было разделено на шесть разрядов (каждый со своими правами и обязанностями). Она же вводила городское самоуправление.

К концу царствования Екатерины II в правительственном курсе наметился резкий поворот вправо, связанный с реакцией на Великую Французскую революцию и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Идеи Просвещения дискредитировали себя, став идеологической базой Великой Французской революции, в ходе которой была свергнута монархия, а монарх был казнен. Естественно, что императрица не могла больше использовать идеологию, под знаменами которой свергалась монархия и отрубались головы королей. Боясь повторения истории Французской революции, правительство запрещало «вредные» идеи, карало за участие в тайных организациях, а все оппозиционные силы внутри страны были разгромлены. В 1790 г. был арестован и приговорен к смертной казни А. Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Императрица усмотрела в книге распространение французских идей. В 1792 г. был арестован книгоиздатель Н. Новиков, обвиненный в принадлежности к масонскому обществу.

Стареющая императрица уже не могла контролировать общественную мысль, расстройство финансов и бюрократию. 6 ноября 1796 г. Екатерина Великая скончалась, оставив престол сыну - 42-летнему Павлу Петровичу.

Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) - восстание (бунт) яицких (впоследствии уральских) казаков, переросшее в полномасштабную войну под предводительством Е. И. Пугачёва против императрицы Екатерины Великой. Восстание началось 17 сентября 1773 года с Бударинского форпоста и продолжалось вплоть до середины 1775 года, несмотря на военное поражение башкирско-казацкого войска и пленение Пугачёва в сентябре 1774 года.

К главным причинам народных выступлений второй половины XVIII в. можно отнести:

1) усиление крепостничества (1760 г. - разрешение помещикам без суда ссылать крепостных в Сибирь, 1765 г. - на каторгу, 1767 г. - запрещение жаловаться на владельца государю, увеличение барщины), что вынуждало крестьян бежать от помещиков на окраины страны, в казачьи области и северные леса, а также восставать против господ (в 1760–х гг. только в Московской губернии от рук крепостных погибли 27 помещиков).

2) интенсивная эксплуатация работных людей на мануфактурах , приводившая к самовольному уходу с предприятия, а также вызывавшая требования улучшить условия труда и повысить зарплату.

3) политика правительства по отношению к казачеству , укреплявшая привилегии зажиточных казаков в ущерб интересам остальных, лишавшая казаков автономии и права на занятия традиционными промыслами (рыболовство и пр.).

4) насильственная русификация коренных народов национальных окраин (Поволжье).

5) общее ухудшение экономической обстановки в стране - рост налогового бремени, связанный с постоянными войнами.

6) известия о дворцовых переворотах, вызвавшие недоверие к власти и рост самозванчества (появление «сыновей царя Ивана», «царевичей Алексеев», «Петров II» и, чаще всего, «Петров III»).

Историки полагают, что крестьянская война 1773-1775 гг. была одним из проявлений острого социального кризиса , разразившегося в середине царствования Екатерины, который был отмечен множеством восстаний в разных частях страны (Кижское восстание в Заонежье в 1769-1770 гг., чумной бунт 1771 г. в Москве, восстание яицких казаков 1769-1772 гг. и др.). Ряд историков указывает на изменение характера социальных протестов, приобретение ими классового, антидворянского, характера. Так, Д.Блюм отмечает, что участники восстания Пугачева убили около 1600 дворян, причем почти половину из них составляли женщины и дети, приводит другие случаи убийств дворян в ходе крестьянских восстаний той эпохи. Как пишет В. О. Ключевский, крестьянские восстания в екатерининское царствование «окрасились социальным цветом, то были восстания не управляемых против администрации, а низших классов - против высшего, правящего, против дворянства».

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26