Внутренний и внешний социальный контроль.

Мы все живем в окружении людей, деля с ними свои радости и печали. Но не все хотят подчиняться общественным нормам и правилам. Для определенной упорядоченности общества было введено понятие "социальный контроль". Эти новые явления в социуме очень эффективны. Мы все помним социальное порицание, развитое во времена расцвета СССР. Когда человек не хотел трудиться или хулиганил, его брали на поруки, но всем обществом осуждали за такое ненадлежащее поведение. И срабатывало! Человек, может быть, и не по своей воле, но начинал меняться. В итоге общество достигало своей цели. Социальный контроль был внедрен с такой же целью - для упорядочивания межличностных и общественных отношений.

Социальный контроль: понятие, виды, функции

Общество можно назвать организованным и относительно безопасным только при наличии механизмов самоконтроля граждан и социального контроля государства. Чем выше развито первое понятие, тем меньшее социальное слежение потребуется со стороны органов власти. Самоконтроль – это ответственное поведение взрослого человека, у которого выработаны навыки волевого усилия над собой на уровне самосознания, контроля за своим поведением согласно общепринятым нормам в обществе.

Капризно, импульсивно, стихийно присуще поступать детям. Взрослый же человек владеет внутренним самоконтролем, дабы не создавать конфликтных или других неблагоприятных ситуаций для себя и для общества. Если общество состоит из людей со слаборазвитым чувством ответственности, то оно нуждается в том, чтобы были введены формальные виды социального контроля со стороны специальных органов. Но нельзя забывать, что постоянный жесткий гнет постепенно делает самоконтроль все менее значимым, и, как следствие, общество деградирует, так как людей, способных мыслить ответственно и управлять своей волей, все меньше и меньше.

Какие основные виды общественного контроля бывают?

Существующие виды социального управления поведением подразделяют на два больших раздела, которые названы формальным и неформальным.

Суть формального контроля заключается в осуществлении законодательного и рационального регулирования государственными органами управления и присмотра за поведением граждан. В случае нарушения норм государство применяет санкции.

Формальному контролю предшествовал неформальный, который еще имеет место быть в обществе. Его суть заключается в самоорганизации некой социальной группы, где правила не писаны, но регулируются мнением членов группы, авторитетных личностей, старейшин.

Как осуществляется формальный контроль?


Формальный контроль имеет корни в историческом периоде становления форм общественной организации, выходящей за рамки простой, то есть государственной. Сегодня государственная форма организации общества достигла такого уровня развития, что такие виды социального контроля, как формальный, просто обязаны быть высокоорганизованными. Чем больше государство, тем сложнее организовать общественный порядок. Формальный контроль - это организация порядка на территории всего государства, то есть он имеет глобальные масштабы. Его функции осуществляют специальные люди, которые получают государственную заработную плату (судьи, полицейские, врачи-психиатры). Развивающийся социальный контроль в обществе, виды его привели к организации целых институтов, структур и уполномоченных органов. Таковыми являются милиция, прокуратура, суды, школы, средства массовой информации и тому подобные учреждения.

Особенности неформального контроля

Неформальное управление поведением на уровне большого общества неэффективно. Оно локализовано и ограничено членами группы. За нарушение норм, установленных в таких социальных группах, применяют наказание, принимающее формы угроз или реальных действий: физического воздействия на личность, отверженности в общении, упреков, насмешек, различного рода порицания... Неформальные виды и формы социального контроля не пренебрегают санкциями в виде исключения из общины, так называемым остракизмом. Для человека, которому эта группа важна, такое действие очень ощутимо. Он чувствует пустоту и безысходность. Это побуждает его к разным действиям по возвращению в такую группу или, наоборот, замене интересов и переоценке ценностей.

От степени сплоченности членов социальной группы, единства в целях, во мнении зависит то, насколько будут эффективными неформальные виды и формы социального контроля, уровень его организации. Возьмём, к примеру, сельскую общину былых времен, традиции которой местами сохранены и поныне – здесь не было четко прописанных правил, но сохранение ритуалов, различных церемоний воспитывает социальное поведение, нормы и глубокое понимание необходимости их соблюдения.

Социализация как форма контроля

При традиционном обществе с неписаными неформальными правилами сущность и виды социального контроля существенно отличаются от современного развитого общества, где все нормы поведения индивидуумов строго прописаны и облечены в свод законов. Санкции в такой группе людей налагаются в виде штрафов, тюремных сроков, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Для уменьшения нарушений закона государство через свои институты и структуры проводит меры по социализации общества – через сферу образования, культурно-массовую работу, пропаганду с помощью средств массовой информации и так далее.

Принуждение человека

Если методы социализации не срабатывают - приходится применять такие виды и методы социального контроля, как принуждение. Если отдельный человек не желает добровольно подчиняться, общество его принуждает это сделать насильственным образом. К принуждению относятся основные виды социального контроля, которые описаны в нормах каждого государства, исходя из его норм и законов. Принуждение может быть локальным, предупредительным, например на месте работы, с использованием основных законов государства. Также оно может осуществляться сразу же без предупреждения, с применением жестких форм влияния на человека. Таким принудительным видом социального контроля является психологическое воздействие на индивида через психиатрические клиники с применением медикаментозного лечения.

Формы ответственности человека

Если человек не проявляет ответственности в работе или поведении, государство берет на себя функции по воспитанию такого гражданина разными методами. Эти методы не всегда бывают такими гуманными, как нам бы хотелось. Например, не слишком гуманной формой привития ответственности со стороны государства является надзор. Он осуществляется по-разному.

Надзор может быть общий, когда контролирующий орган следит за выполнением общих норм, не вдаваясь в подробности, смотрит только на конечный результат. Также он бывает детальным, когда агент-контролер следит за каждой мелочью, регулируя исполнение на каждом этапе необходимых норм. Надзор в масштабах государства может перейти в такие формы, когда регулируется не только поведение, но и мысли, частная жизнь. То есть государство принимает формы тотального контроля, воспитывает доносительство, применяет цензуру, слежку и другие методы.

В развитом гражданском демократическом обществе социальный контроль (виды санкций) не носит тотального характера. В гражданах воспитывают ответственное поведение, не требующее принуждения. Ответственность может быть политической, нравственной, юридической, финансовой. Очень важна групповая и коллективная ответственность, скрепленные культурными ценностями, традициями и нормами. Когда человек в коллективе, у него появляется желание соответствовать значимой группе людей. Он, сам не замечая, меняется, стремясь подражать членам коллектива. Такое изменение поведения не подразумевает давления и насильственного влияния на личность.

Осуществление внутреннего контроля

Внутреннее управление поведением подразумевает понятие и виды социального контроля, которые регламентируют меры, направленные на эффективное выполнение гражданами структурных подразделений поставленных перед ними задач. Таким образом, формируется ревизионно-контролирующий орган, осуществляющий проверку финансовой части, хозяйственной и должностных инструкций, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и тому подобное.

С другой стороны, под внутренним контролем понимают ответственность человека. Воспитанный и ответственный человек не позволит себе совершать правонарушения или какие-либо действия, противоречащие основным нормам общества. Самоконтроль воспитывается еще в детском возрасте. Но также с помощью определенных методов человека можно побудить к ответственности и регулированию своего поведения, эмоций, слов и действий.

Каковы основные функции социального контроля?

Внутренний социальный контроль, виды, функции, которыми он характеризуется – это управляемость полномочий для избежания злоупотреблений на рабочем месте, проверка документооборота и сохранности материальных ценностей. Что касается функций социального контроля в целом, то их можно разделить на:

  1. Регулятивную.
  2. Охранительную.
  3. Стабилизирующую.

Регулятивная – обеспечивает регулирование отношений и управление ими на всех этапах развития социума и его уровнях. Охранительная – имеет целью защитить все традиционные ценности, принятые в социуме, пресечь все попытки сломать и уничтожить эти традиции. Стабилизирующая – принимает меры по удержанию общественного порядка в нормах, принятых законодательно, прогнозирует поведение индивидов и социальных групп, предотвращая действия, направленные на дестабилизацию общественного порядка.

Общество без ценностей обречено на разрушение. Это то, что объединяет и выражает цели и устремления общества и отдельных его граждан. Ценности имеют свою классификацию и иерархию.

  • духовные;
  • материальные;
  • экономические;
  • политические;
  • социальные.

Согласно направленности:

  • интегрирующие;
  • дифференцирующие;
  • одобряемые;
  • отрицаемые.

Также их разделяют по потребностям и типу цивилизации. В целом можно сказать, что ценности классифицируют на:

  • формирующиеся под влиянием традиций и современности;
  • первостепенные базовые и второстепенные;
  • выражающие идеалы общества (терминальные);
  • выражающие инструменты достижения цели (инструментальные).

Какой бы тип ценности ни был, ее главная задача – быть мерилом уровня социализации общества и выполнения принятых в нем законов и поведенческих норм. В СССР, как ни странно, ценности строились на принципах Библии. Человека осуждали за беспорядочные половые связи, непочтительное отношение к родителям, воровство, зависть. После массовых революций свободы, так называемых сексуальных революций ценности общества перевернулись. Институт семьи потерял былую значимость, дети стали меньше проявлять уважение к родителям. Не имея основания, трудно воспитывать ответственность и контролировать правильно поведение людей. Сейчас социальный контроль больше выполняет не воспитательную функцию, а карательную.

Роль агентов социального контроля

В современном обществе существуют определенные люди - агенты, которые осуществляют социальный контроль. Эти люди прошли специальное обучение, чтобы правильно организовывать общество. Агенты социального контроля - это полицейские, врачи (психиатры), судьи, социальные работники. Они работают не на энтузиазме, а получают определенную плату за свой труд. Современное общество трудно представить без этих людей, так как они являются своеобразными гарантами ранее принятых указов, инструкций, законов и постановлений законодательной власти государства.

Социальный контроль на сегодняшний день не зиждется на принципе "так бабушка сказала", с потерей авторитета старших появились другие контролирующие методы, которые определяет государство. На данный момент общество организовывается институтами. Эти институты разнообразны:

  • милиция;
  • прокуратура;
  • места лишения свободы;
  • средства массовой информации;
  • школа;
  • социальные службы.

Эти органы уполномочены государством сохранять, регулировать и совершенствовать общественный порядок за счет применения карающих или воспитательных методов к конкретным людям. Естественно, все эти методы используются строго по инструкции вышестоящих органов. Если человек или группа людей не прислушиваются к рекомендациям или постановлениям агентов социального контроля, к ним применяются санкции: уголовное наказание, дисциплинарная или административная ответственность.

Вернуться назад на Социальный контроль

В социологии выделяют разные виды и формы социального контроля.

Внутренний и внешний контроль.

Человек, усвоивший социальные нормы, способен самостоятельно регулировать свои действия, согласовывая их с общепринятой системой ценностей и одобряемыми образцами поведения. Это внутренний контроль (самоконтроль), основой которого служат моральные принципы человека. Внешний контроль - это совокупность социальных институтов, регулирующих поведение людей и обеспечивающих соблюдение общепринятых норм и законов.

Неформальный и формальный контроль.

Неформальный (внутригрупповой) контроль осуществляется участниками какого-либо социального процесса и основывается на одобрении или осуждении действий индивида со стороны ближайшего окружения (коллег, знакомых, друзей, членов семьи), общественного мнения.

Формальный (институциональный) контроль осуществляется специальными общественными институтами, контрольными органами, государственными организациями и учреждениями (армия, суд, муниципальные учреждения, СМИ, политические партии и т. п.).

В зависимости от того, кто осуществляет социальный контроль, различают следующие его виды:

1. Административный социальный контроль. Для его осуществления вышестоящие органы наделяют администрацию предприятия и его подразделений соответствующими властными полномочиями. Административный контроль опирается на заранее предписанную, узаконенную процедуру, на существующие нормативно-правовые документы и использует четко фиксированные в них средства воздействия.
2. Контроль общественных организаций. Его осуществляют, главным образом, профсоюзные организации, различные комиссии, формируемые в соответствии с Уставом профессиональных союзов.
3. Групповой социальный контроль, под которым понимается воздействие коллектива, отдельных групп на работников. Групповой социальный контроль имеет две разновидности: официальный (собрания трудового коллектива, производственные совещания и др.) и неофициальный, социально-психологический, выражающийся в спонтанных взаимных реакциях членов коллектива на поведение. К последней разновидности социального контроля относятся отказ в контактах, насмешка, одобрение, дружеское расположение и т. п. Часто такое неформальное воздействие коллектива оказывается более действенным, нежели административное.
4. Самоконтроль работника за своим поведением, т. е. внутренний контроль, связанный с усвоением работниками принятых в обществе и коллективе ценностей и норм поведения. Чем более индивидуальные ценности и нормы совпадают с общеколлективными, тем действеннее оказывается самоконтроль. С повышением уровня мотивации работников значимость внутреннего контроля, основанного на чувстве долга, профессиональной чести, совести будет возрастать.

Наибольшей эффективностью обладают воздействия, сочетающие внешний контроль и самоконтроль. Сочетание внешнего контроля с самоконтролем обусловливает и преимущества перехода на гибкий (скользящий) график работы. В этом случае ликвидируются внутрисменные потери рабочего времени по вине работника, устраняются опоздания и преждевременные уходы с работы, резко снижаются потери времени из-за административных отпусков.

Расширение роли группового контроля и самоконтроля социально значимых поступков в сфере труда связано с возрастанием объема ответственности коллектива и работника за конечные результаты труда. Ответственность как значимая поведенческая характеристика и выступает средством самоконтроля.

Усиление в современных условиях значимости таких субъектов социального контроля, как первичный трудовой коллектив и сам работник, предполагает расширение их полномочий, прав и обязанностей способствует реализации в практической трудовой деятельности. Участие в социальном контроле означает, что первичный коллектив и каждый работник становится субъектом ответственности, в том числе юридической, экономической, моральной. Ведь ответственность возникает лишь тогда, когда участник трудовых отношений наделен правами, обязанностями, самостоятельностью.

Ответственность как важнейшая социологическая категория характеризует отношение работника к обществу, работе, товарищам по труду и отражает исполнение правовых и моральных норм, ролевых обязанностей. Набор ролевых обязанностей работника, прежде всего производственно-функциональных, зависящий от занимаемых им позиций в системе социальных отношений, характеризует объем его ответственности. Становясь активным участником социального контроля, работник отвечает за свои поступки и действия прежде всего перед самим собой.

Ответственность каждого работника тесно связана со степенью его самостоятельности в сфере труда. Чем выше производственная самостоятельность работника, выражающаяся, в частности, в возможности самому выбирать способы выполнения порученной работы, вести учет результатов труда, тем выше его инициатива и чувство трудовой ответственности, тем более ответственно его поведение.

Дальнейшая разработка проблемы ответственности связана с конкретизацией видов, условий, пределов, механизма реализации ответственности, а также сочетания коллективной и персональной ответственности в сфере труда.

Влияние социального контроля в существенной мере определяет более высокие экономические результаты работы бригад по сравнению с работающими индивидуально. Групповой взаимоконтроль в бригадах позволяет оценить дисциплинированность и добросовестность каждого члена коллектива, формировать ответственное отношение к выполняемой работе. В бригадах нового типа значительно уменьшается число нарушений дисциплины.

Для эффективности группового взаимоконтроля важно установить оптимальный размер первичного коллектива. Он не должен превышать в среднем 7-15 работников. Большая численность первичного трудового коллектива приводит к дефициту информации о вкладе каждого в общее дело. В этих условиях отношения взаимоответственности и взаимозаменяемости вызывают напряженность в межличностных отношениях, тревожность, неудовлетворенность. Взаимный социальный контроль перестает срабатывать. На практике, однако, при формировании бригад недооценивают социологические аспекты их функционирования, не придают должного значения созданию условий действия механизма взаимного социального контроля.

Маргинал
Социальная политика
Социальная роль
Социальная семья
Социальная система
Социальная структура

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Контроль во всех профессиях проходит одинаковые стадии развития.

§ 3. Виды социально‑правового контроля.

Руководители решают

вопрос о принятии новых членов, регулируют полномочия, устанавливают стандарты практической

работы и профессиональной этики, согласовывают различные уровни монополии на решение. Тем не

менее, в контроле в социальной работе проявляются свои отличительные, характерные черты.

Социальную работу отличают её особые связи с другими профессиями и социальными

институтами. По традиции социальные работники реализуют связующие, посреднические и

защитные социальные функции, одновременно выполняя свою главную функцию предоставления

отдельным лицам и семьям практических услуг социальных служб, расширение сферы которых

началось после 1991 года. Социальные работники имеют сегодня широкий спектр деятельности.

Усиление социальной работы нашло свое отражение в расширении её рамок и неоднозначности

профессиональных функций.

Современные профессиональные руководители социальной работы не только принимают, но

и используют эту неоднозначность.

Вероятно, нельзя достичь абсолютной ясности по поводу

функций работников организаций социального обслуживания . Широкий диапазон видов

деятельности и охватываемых ситуаций, возможно, частично объясняет, почему контроль

рассматривают то, как образовательный процесс, то, как процесс управления, то, как смешение того и

По мере организации и расширения социальных услуг, по мере осмысления работы по

изучению условий жизни неблагополучных семей и помощи им в сфере контроля возник

индивидуальный наставнический подход, соответствующий индивидуальному подходу к каждому

случаю. На особое значение, придаваемое обучающей функции контроля, также повлияло развитие

университетской подготовки профессионалов. Контроль џ°_____воспринимается как средство передачи

знаний и умений от опытного, подготовленного работника к не опытному. А в области

профессионального образования - от преподавателя и руководителя практики к студенту.

Социальные работники часто выражают недовольство по поводу наблюдения и контроля их

работы, особенно по поводу чрезмерной зависимости при применении традиционных форм. Они

хотят, чтобы их считали практикующими профессионалами, и не контролировали.

На ранних этапах профессионального становления на базе модели "наставник - ученик"

определяются знания и формируются принципы практической работы. До тех пор, пока знания не

приобретают передаваемые, обобщенные формы, практиканты учатся, следуя примеру наставника, и

Б.45 Социальный контроль: формы и виды.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Соц. контроль включает в себя два главных элемента : социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Виды: Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В социологической науке известно4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль (Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Внутренний контроль (самоконтроль);

Контроль через отождествление с референтной группой;

Контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Выделяют следующие механизмы социального контроля :

изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Б.46 Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства . Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах. Признаки государства — его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом

Б. 47 Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) — это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.

К формам массового поведения относят : массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, бунт.

массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами (средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.)

слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Б. 48. Культура как система ценностей

культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития.

Понятие, структура и виды социального контроля

включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Основные элементы культуры: язык,обычаи,традиции,нравы,законы,ценности.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные ценности:

1 ) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2 ) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3 ) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Основные разновидности социального контроля.

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

В социальный контроль входят:

· экспектации – ожидания окружающих по отношению к данному человеку;

· социальные нормы – образцы, предписывающие то, что люди должны делать в конкретных ситуациях.;

· социальная санкция – мера воздействия.

Формы социального контроля – способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, обусловленые различными общественными процессами.

Наиболее распространенные формы социального контроля:

v закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой;

v табу– система запретов на совершение каких-либо действий;

v обычаи – способы поведения людей, распространенные в данном обществе;

v традиции – такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

v мораль – обычаи, связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе;

v нравы – обычаи, характеризующие формы поведения людей в том или ином социальном слое;

v манеры – совокупность привычек поведения данного человека или социальной группы;

v привычка – неосознаваемое действие, имеющее автоматизированный характер;

v этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Социальные нормы – это установленные эталоны поведения с точки зрения общества и конкретных социальных групп.

Большинство социальных норм – это неписаные правила.

Признаки социальных норм:

1) общезначимость;

2) возможность применения санкций (наград или наказаний);

3) наличие субъективной стороны (свобода выполнения норм);

4) взаимозависимость (системы норм, регулирующие действия людей);

5) масштабность делится на социальную (обычаи, традиции, законы) и групповую (нравы, манеры, привычки).

Социальная санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Виды санкций : негативные и позитивные, формальные и неформальные.

Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм.

Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников и т.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных. Сила воздействия санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения.

Понятие социальной девиации.

Социальная девиация - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Причины возникновения девиантного поведения

· Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

· В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

· отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось

Виды социальных отклонений

Культурные и психические отклонения.

Социальный контроль — виды и основные функции

Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Индивидуальные и групповые отклонения.

Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

Групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре

Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

Сверхинтеллектуальность.

Сверхмотивация.

Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Функция первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.

Досуговая функция - ее главная цель - общение, поддержание гармонии в семье между ее членами.

Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.

Досуг - это смена деятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина, представляя, что организация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в клубах, походах и др. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту - чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.

Сексуальная функция - соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкое распространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация женщин. Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактически поддерживающие это тревожное социальное явление.

Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически.

Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей.

Пути укрепления семьи.

Одним из проявлений кризиса семьи является – развод. По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли одиночество. В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица — дети. Чем больше разводов — тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не многие понимают, к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в его дальнейшей жизни.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов.

По мнению некоторых психологов, причина большинства семейных проблем и разводов заключается в отсутствии любви между супругами и душевного спокойствия.

Социальный контроль

Иными словами, причину таких социальных проблем, как насилие, измена, наркотическая или алкогольная зависимость и т.д. среди женатых мужчин и замужних женщин нужно искать в эмоциональной нищете. Именно поэтому многие современные мыслители ищут пути укрепления любви между супругами.

На государственном же уровне с целью предотвращения разводов создают и расширяют систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям.

Еще в начале 70-х годов социолого-демографические исследования и опросы населения выявили смещение ценностей личности в сторону «материального фетишизма». В то время уже вопросы о семье и детях вызывали бесконечные жалобы на жилищные и материальные трудности. Но дети не рождаются исключительно по экономическим соображениям. Интенсивное использование ссылок на материальные препятствия к рождению детей, названное в социологической демографии и социологии семьи «концепцией помех», свидетельствует о всеобщности отчуждения в этой сфере.

Страницы: 12 3

Другие материалы:

Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.

1. Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).

2. Неинституциональная форма социального контроля – особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.
Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответвествия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы,общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усвивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.

Разновидностью институционального социального контроля выступает государственный контроль .Среди видов государственного контроля выделяют: политический, административный и судебный.

· Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это - парламент, региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.

· Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.

· Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.

Однако одному государству сложно реагировать на множество социальных запросов и требований, что приводит к обострению социальных конфликтов, которые деструктивно влияют на характер общественной жизни. Для этого необходимо наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей участие граждан в государственном управлении, важным элементом которого является общественный контроль . Поэтому, наряду с государственным контролем, особую форму социального контроля представляет общественный контроль – публичный контроль со стороны общества в лице общественности, отдельных граждан, социальных организаций, объединений и движений, а также общественного мнения. В современном демократическом обществе общественный контроль – это деятельность, прежде всего, сформировавшихся институтов гражданского общества и отдельных граждан - их формального и неформального участия в нем.


[править]Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

· процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит внутренние требований общества - социальных предписаний;

· процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

Тема социального контроля неразрывно связана с девиантно-стью, девиантным поведением, хотя имеет более широкое, социологическое значение.
Возможно, что стремление к порядку является врожденным для человека. Во всяком случае, все научные, философские, религиозные построения направлены на раскрытие закономерностей (порядка!) Мира или привнесение Порядка в Хаос Бытия. В широком, общенаучном смысле порядок есть определенность, закономерность расположения элементов системы и их взаимодействия друг с другом. Применительно к обществу под порядком понимается определенность, закономерность структурирования общества и взаимодействия его элементов (сообществ, классов, групп, институтов).
Социальный контроль – механизм самоорганизации (саморегуляции) и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка и устранения, нейтрализации, минимизации нормонарушающего – девиантного поведения.
Но это слишком общее определение, нуждающееся в комментариях.
Один из основных вопросов социологии – – как и почему возможно существование и сохранение общества? Почему оно не распадается под воздействием борьбы различных, в том числе – антагонистических, интересов классов, групп?* Проблема порядка и социального контроля обсуждалась всеми теоретиками социологии от О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма до П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Лумана и др.
* Тернер Дж. Структура социологической теории. С. 27, 70.
Так, О. Конт полагал, что общество связывается «всеобщим согласием» {consensus omnium). Один из двух основных разделов социологии – социальная статика (другой – социальная динамика) – представляет собой, по Конту, теорию общественного порядка, гармонии. И основные социальные институты (семья, государство, религия) рассматривались ученым с точки зрения их роли в интеграции общества. Иначе говоря, как институты социального контроля. Так, семья учит преодолевать врожденный эгоизм, а государство призвано предупреждать «коренное расхождение» людей в идеях, чувствах и интересах*.
* Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. СПб., 1912. Вып. 4.
Г. Спенсер, также стоявший у истоков социологии и придерживавшийся организмических представлений об обществе, считал, что общественному организму присущи три системы органов: поддерживающая (производство), распределительная и регулятивная. Последняя как раз и обеспечивает подчинение составных частей (элементов) общества целому, т. е. выполняет по существу функции социального контроля. Будучи эволюционистом, Г. Спенсер осуждал революцию как противоестественное нарушение порядка*.
* Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1887.
Исходным для социологии Э. Дюркгейма является понятие социальной солидарности. Классификация связанных с солидарностью понятий дуальна («двойственна»). Существуют два типа социальности: простая, основанная на кровном родстве, и сложная, основанная на специализации функций, возникшей в процессе разделения общественного труда. Для простой социальности характерна механическая солидарность однородной группы, для сложной – органическая солидарность. Для поддержания механической солидарности достаточно репрессивного права, предусматривающего жестокое наказание нарушителей. Органической солидарности должно быть присуще реститутивное («восстановительное») право, функция которого сводится к «простому восстановлению порядка вещей»*. Забегая вперед, заметим, что эта идея «восстановительного права», «восстановительной юстиции» (restorative justice) как альтернативы уголовной, «возмездной» юстиции (retributive justice) получила широкое распространение в современной зарубежной криминологии. Чем сплоченнее общество, чем выше степень социальной интеграции индивидов, тем меньше отклонений (девиаций). А неизбежные в обществе конфликты должны решаться мирным путем.
* Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990. С. 109.
Взгляды ученого эволюционировали от примата долга и принудительности социальных норм к добровольности, личной заинтересованности индивидов в их принятии и следовании им. Истинная основа солидарности, по «позднему» Дюркгейму, – не в принуждении, а в интернализованном (усвоенном индивидом) моральном долге, в чувстве уважения к общим требованиям (групповому давлению).
Начало специальных исследований социального контроля, его функций, институтов, методов связано с несколькими именами. Различные авторы по-разному решают вопрос о приоритете в этой области социологических знаний.
Несомненно крупный вклад в изучение проблем социального контроля внес У. Самнер. Уже в своих ранних работах он рассматривал процессы контроля общества над средой и принудительного давления («коллективного давления») на членов общества, обеспечивающего его сплоченность*. Самнер предложил типологию источников (средств) коллективного давления: народные обычаи, включая традиции и нравы; институты; законы. Эти три социальных механизма обеспечивают конформизм, но недостаточны для солидарности, которая сама является побочным продуктом конформизма.
* Sumner W. Folkways. Boston, 1906.
Как нам уже известно, ключевым в теории Г. Тарда – представителя психологического направления в социологии и криминологии – является «подражание», с помощью которого ученый объяснял основные социальные процессы, характер социальных фактов, структуру общества и механизм его сплочения*. Неудивительно, что типичным социальным отношением является отношение «учитель – ученик». Г. Тард уделял большое внимание исследованию различных форм девиантности, выявляя их статистические закономерности. Он полагал, что результаты таких исследований позволяют поставить под контроль стихийныесоциальные процессы. Важным фактором социального контроля является социализация личности.
* Тард Г. Законы подражания СПб., 1892 (последнее издание – 1999 г.).
Для Э. Росса солидарность и сплоченность вторичны по отношению к социальному контролю. Именно он связывает индивидов и группы в организованное целое. Ключевое понятие концепции Э. Росса – «повиновение»*. Оно может выступать в двух формах: лично-неофициальной и безлично-официальной. Первое основано на согласии. Второе обеспечивается посредством контроля. Пожалуй, Э. Росс предложил и первую классификацию механизмов социального контроля: внутренний контроль – этический и внешний – политический. Для первого важны групповые цели, для второго – институционализированный аппарат средств (правовых, образовательных и др.). Подробнее Э. Росс рассматривает семью как фактор социального контроля, формирующего и внедряющего модели поведения. Интернализация (усвоение) индивидом этих моделей в качестве личных идеалов наилучшим образом обеспечивает послушание.
* Ross E. Social Control. NY, 1901.
Р. Парк выделил три формы социального контроля: элементарные санкции, общественное мнение, социальные институты. В том или ином виде эти формыконтроля рассматриваются различными авторами.
Из огромного научного наследия М. Вебера непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеют его конструкции трех идеальных типов господства: рационального, традиционного, харизматического*. Их можно рассматривать и как типы социального контроля. Сам М. Вебер полагал, что «легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне», а именно: эффективно-эмоционально – преданностью; ценностно-рационально – верой в абсолютную значимость порядка как выражения непреложных ценностей; религиозно – верой в зависимость блага и спасения от сохранения порядка. Легитимность порядка может быть гарантирована и ожиданием внешних последствий, в том числе правом, принуждением. Первый тип легитимности – легальный или формально-рациональный основывается на интересе. Подчиняются в рациональном государстве не личностям, а установленным законам. Их реализация осуществляется бюрократией (классические примеры – современные автору буржуазные Англия, Франция, США). Второй тип – традиционный основывается на нравах, традициях, привычках, которым приписывается не только законность, но и священность. Этот тип присущ патриархальному обществу, а основные отношения – господин-слуга (классический пример – феодальные государства Западной Европы). Третий тип – харизматический (греч. charisma – божественный дар), – основан на экстраординарных способностях личности – вождя, пророка (будь то Иисус Христос, Магомет, Будда или же Цезарь, Наполеон, наконец, – А. Гитлер, И. Сталин, Мао...). Если традиционный тип господства поддерживается привычным – нравами, традициями, привычками, то харизматический держится на непривычном, чрезвычайном, удивительном, сверхъестественном. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», прерывающую постепенность традиционного развития. Ему посчастливилось не дожить в родной стране до харизмы Гитлера, а также других «вождей», обладающих необычайным «даром»...
* Weber M. Staatssoziologie. Berlin, 1966.
Творчество нашего соотечественника П. Сорокина, вынужденного с 1922 г. жить и работать в эмиграции, благодаря приходу к власти в России харизматических вождей, в значительной степени посвящено теме социальной регуляции поведения людей. Название и содержание его первого крупного научного труда Петербургского периода «Преступление и кара, подвиг и награда» посвящены механизму социального контроля*. Существуют устойчивые формы социального поведения – «должное», «рекомендуемое», «запрещенное» и формы социальной реакции на них – негативные (кара) и позитивные (награда) санкции. В целом эти формы и составляют регулятивную субструктуру. В «Системе социологии»** П. Сорокин, отдавая дань проблеме социального порядка, рассматривает механизм «организованных» форм поведения. Социальные реакции на биопсихические стимулы, многократно повторяясь, складываются в привычку, а будучи осознаны – в закон. Совокупность осознанных форм поведения в различных областях общественной жизни образует институты, совокупность последних составляет социальный порядок или организацию.
* Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1913.
** Сорокин П. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1.
П. Сорокин придавал большое значение социальной стратификации и социальной мобильности (собственно он и ввел эти понятия в научный оборот). Отсюда – роль понятия «статус» («ранг») как совокупности прав и обязанностей, привилегий и ответственности, власти и влияния. Затрудненная вертикальная мобильность, в конце концов, приводит к революции – «перетряхиванию» социальных страт. Неестественный и насильственный характер социальных революций обусловливает их нежелательность. А лучший способ предупреждения революций – совершенствование каналов вертикальной мобильности и социального контроля.
В своем главном труде «Социальная и культурная динамика»* П. Сорокин подытоживает свое понимание социального. Его спецификой является «нематериальный» компонент: «нормы – ценности – значения». Именно наличие ценностей и норм, а также значений (без учета которых зачастую невозможно различить драку и бокс, изнасилование и добровольный сексуальный акт и т. п.) характеризует общественное бытие в отличие от неорганического и органического уровней бытия.
* Выдержки из этого фундаментального четырехтомного труда см.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 425-504.
Проблема социального контроля существенна для функционализма и составляет значимую часть теории социального действия. По мнению ее крупнейшего представителя – Т. Парсонса, функции воспроизводства социальной структуры обеспечиваются системой верований, моралью, органами социализации (семья, образование и т. п.), а нормативная ориентация в теории действия играет такую же роль, как пространство в классической механике. В «Структуре социального действия» Парсонс поднимает наиболее существенный для него вопрос: каким образом выживают социальные системы? Ответ он видит в двух основных механизмах, интегрирующих личность в социальную систему: механизмах социализации и социального контроля* (заметим, что с нашей точки зрения, социализация есть один из механизмов социального контроля).
* Подробнее см.: Тернер Дж. Указ. соч. С. 70-72.
Механизмы социализации, по Парсонсу, представляют собой средства, с помощью которых происходит усвоение (интериоризация) индивидом культурных образцов – ценностей, взглядов, языка. Механизмы социализации обеспечивают также устойчивые и надежные межличностные связи, способствующие снятию напряжения, беспокойства, усталости.
Механизмы социального контроля включают способы организации роли статуса индивидов с целью уменьшения напряженности и девиаций. К механизмамконтроля относятся: институционализация (обеспечение определенности ролевых ожиданий); межличностные санкции и жесты (применяемые акторамисоциальных действий в целях взаимной согласованности санкций); ритуальные действия (снятие напряженности символическим путем, укрепление господствующих культурных образцов); структуры, обеспечивающие сохранение ценностей и разграничение «нормального» и «девиантно-го»; структуры повторной интеграции (приведение к норме тенденций к «отклонению»); институционализация системы, способной применять насилие, принуждение. В широком смысле к механизмам социального контроля (точнее, сохранения интеграции общественной системы) относится и социализация, обеспечивающая интериоризацию (усвоение) ценностей, идей, символов. Парсонс анализировал также три метода социального контроля по отношению к девиантам: изоляция от других (например, в тюрьме); обособление с частичным ограничением контактов (например, в психиатрической больнице); реабилитация – подготовка к возвращению к «нормальной» жизни (например, с помощью психотерапии, деятельности общественных организаций типа «АА» – Общества анонимных алкоголиков).
Эпоха Просвещения и XIX в. были пронизаны верой и надеждой по поводу возможности успешного социального контроля и «порядка». Надо только прислушаться к советам просветителей, мнению ученых и немножко потрудиться над приведением реальности в соответствие с Разумом...
Правда, до сих пор остаются не совсем ясными несколько вопросов:
Что такое социальный «порядок», существуют ли объективные критерии его оценки? Для естественных наук – это, вероятно, уровень энтропии системы – ее (энтропии) уменьшение или не увеличение. А для социальных систем? Может быть, нам сможет помочь в ответе на этот вопрос синергетика?
«Порядок» для кого? В чьих интересах? С чьей точки зрения?
Возможно ли общество без «беспорядка»? Очевидно – нет. Организация и дезорганизация, «порядок» и «беспорядок» (хаос), «норма» и «девиации» – дополнительны (в боровском смысле). Напомним, что девиации – необходимый механизм изменений, развития.
Как, какими средствами, какой ценой поддерживается «порядок» («новый порядок» А. Гитлера, гулаговский «порядок» И. Сталина, наведение «порядка» Америкой во Вьетнаме и Ираке, СССР – в Венгрии, Чехословакии, Афганистане, Россией – в Чечне)?
Вообще, «порядок, скрепленный нашим культурным обучением, представляется чрезвычайно уязвимым и хрупким. Это лишь один из возможных порядков, и мы не можем быть уверены, что он самый правильный»*.
* Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. С. 166.
Социальная практика XX в. с двумя мировыми войнами, «холодной войной», сотнями локальных войн, гитлеровскими и ленин-ско-сталинскими концлагерями, геноцидом, правым и левым экстремизмом, терроризмом, фундаментализмом и т. д. – разрушила все иллюзии и мифы относительно «порядка» и возможностейсоциального контроля (кто-то из современников заметил: человеческая история разделилась на «до» Освенцима и «после»). Сумма преступлений, совершенных государствами – «столпами порядка», стократ превысила преступления одиночек. При этом государства – «спонсоры убийств» (N. Kressel) – не «раскаиваются» (может быть, за исключением Германии), а отрицают, отказываются от содеянного. S. Cohen в статье «Права человека и преступления государств: Культура отказа»* называет три формы такого отказа {denial):
– отрицание прошлого (denial of the past). Так, на Западе появились публикации, объявляющие Холокост «мифом», отечественные сталинисты «мифом» называют ужас сталинских репрессий (впрочем, недавние думские события в годовщину памяти Холоко-ста, когда многие наши избранники отказались почтить память жертв, свидетельствуют о том, что в этом вопросе мы «догоняем» Запад...);
– буквальный отказ (literal denial) – по формуле «мы ничего не знаем»;
– причастный отказ (implicatory denial) – по формуле «да, но...». Так, большинство военных преступников под давлением фактов признают: «да, было». И тут же следует «но»: был приказ, военная необходимость и т. п.
* Cohen S. Human Rights and Crimes of the State: the Cultural of Denial. In: Criminological Perspectives. A Reader. SAGE, 1996. P. 489-507.
Неудивительно, что постмодернизм в социологии конца XX в., начиная с Ж.-Ф. Лиотара и М. Фуко, приходит к отрицанию возможности социального контроля над девиантными проявлениями, выраженному категорически и лаконично Н. Луманом в словах, избранных эпиграфом к этой главе. И хотя вероятно, что реалистически-скептический постмодернизм – как реакция на иллюзии прекраснодушного Просвещения – является столь же односторонним, сколь само Просвещение, однако некоторые соображения общенаучного характера (в частности, закон возрастания энтропии в системе) склоняют нас на сторону постмодернизма. «Победа порядка над хаосом никогда не бывает полной или окончательной... Попытки сконструировать искусственный порядок в соответствии с идеальной целью обречены на провал»*.
* Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. С. 192, 193.
Это не исключает, разумеется, возможности и необходимости систем, прежде всего – биологических и социальных, противостоять дезорганизующим энтропийным процессам. Как писал отец кибернетики Н. Винер, «мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, который, в соответствии со вторым законом термодинамики, стремится все свести к тепловой смерти... В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы... Мы должны бежать со всей быстротой, на которую только способны, чтобы остаться на том месте, где однажды остановились»*.
* Винер Н. Я – математик. М., 1967. С. 311.
Большинство из нас сражается за жизнь до конца, зная его неизбежность и сохраняя мужество (или не очень...) «вопреки» неизбежному (А. Мальро), и «по ту сторону отчаянья» (Ж.-П. Сартр). Но это не отменяет конечного результата. Каждое общество также рано или поздно прекращает свое существование (часто ли мы сегодня вспоминаем Лидию и Халдею, Вавилон и Ассирию, империю шумеров и цивилизацию инков?). Это не должно служить препятствием к стараниям самосохраниться путем организации и поддержания «порядка» и сокращения хаотизирующих процессов, включая негативное девиантное поведение. Не надо только забывать, что организация и дезорганизация неразрывно связаны, одно не может быть без другого, а девиации не только «вредны», но и «полезны» с точки зрения выживания и развития системы.
Итак, проблема социального контроля есть в значительной степени проблема социального порядка, сохранности общества как целого.
Существует различное понимание социального контроля. В начале главы мы привели наиболее общее его определение. В более узком смысле социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы девиантного поведения с целью их элиминирования (устранения) или сокращения, минимизации.
Социальными регуляторами человеческого поведения служат выработанные обществом ценности (как выражение отношения человека к тем или иным объектам и значимым для людей свойствам этих объектов) и соответствующие им нормы (правовые, моральные, обычаи, традиции, мода и др.), т. е. правила, образцы, стандарты, эталоны поведения, устанавливаемые государством (право) или же формируемые в процессе совместной жизнедеятельности. Наиболее простой путь передачи правил (да и ценностей) – личный пример и подражание («делай как я»). Однако для сложных, «постпервобытных» обществ он недостаточен. Человечество выработало специфический способ формирования, сохранения и передачи (трансляции) ценностей и норм – посредством знаков. Ж. Пиаже утверждал: «Основные реальности, создаваемые социальным путем... суть следующие: 1) правила (моральные, юридические, логические и т.д.), 2) ценности, соответствующие или не соответствующие этим правилам, и 3) знаки»*. Замечу, что с моей точки зрения, ценности первичны в этом ряду, и правила вырабатываются в соответствии с ценностями, а не наоборот. Впрочем, как все в науке, это – дискуссионный вопрос. Наконец, накопление, хранение, передача информации посредством знаковых систем возможна лишь постольку, поскольку знакам придается значение, понятное тем, кто их воспринимает.
* Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. С. 210.
Социальный контроль не ограничивается нормативным регулированием поведения людей, но включает также реализацию нормативных велений и ненормативное воздействие на поведение членов общества. Иначе говоря, к социальному контролю относятся действия по реализации предписаний (норм), меры ответственности лиц, нарушающих принятые нормы, а в некоторых государствах – тоталитарного типа – и лиц, не разделяющих провозглашаемые от имени общества ценности.
Основными методами социального контроля являются позитивные санкции – поощрение и негативные санкции – наказание («кнут и пряник», «bait and switch»).
К основным механизмам социального контроля относятся внешний, осуществляемый извне, различными социальными институтами, организациями (семьей, школой, общественной организацией, полицией) и их представителями с помощью санкций – позитивных (поощрения) и негативных (наказание), и внутренний, основанный на интернализованных (усвоенных, воспринятых как свои собственные) ценностях и нормах и выражаемый понятиями честь, совесть, достоинство, порядочность, стыд (нельзя, потому что стыдно, совесть не позволяет). К внешнему контролю относится и косвенный, связанный с общественным мнением, мнением референтной группы, с которой индивид себя идентифицирует (родителей, друзей, коллег). Классическую формулу косвенного контроля находим в «Горе от ума» А. Грибоедова: «Что скажет княгиня Марья Алек-севна?!» (если, конечно, княгиня представляет вашу референтную группу).
Различают формальный контроль, осуществляемый специальными органами, организациями, учреждениями и их представителями в пределах должностных полномочий и в строго установленном порядке, и неформальный (например, косвенный), карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный, профилактический).
Хорошо известно, что позитивные санкции (поощрение) значительно эффективнее негативных (наказания), а внутренний контроль намного эффективнее внешнего. К сожалению, человечество, зная это, чаще прибегает к внешнему контролю и репрессивным методам. Считается, что это «проще» и «надежнее». Отрицательные последствия «простых решений» не заставляют себя долго ждать...
Существуют различные модели (формы) социального контроля и их классификации*. Одна из них, предложенная Д. Блэком (в модификации Ф. Макклинтока)**, воспроизведена в табл. 16.1. Каждая из приведенных в таблице форм социального контроля имеет свою логику, свои методы и язык, свой способ определения события и реагирования на него. В реальной действительности возможно сочетание нескольких форм.
* Black D. The Behavior of Law. NY: Academic Press, 1976; Daws N.. Anderson B. Social Control: The Production of Deviance in the Modern State. Irvington Publishers !:,c, 1983.
** Подробнее см. статьи Л. Хулсмана и Ф. Макклинтока в кн.: Планирование мер борьбы с преступностью. М., 1982. С. 16-31, 99-105.
Таблица 16.1
Механизмы социального контроля (по Блэку)

В целом социальный контроль сводится к тому, что общество через свои институты задает ценности и нормы; обеспечивает их трансляцию (передачу) и социализацию (усвоение, интериори-зацию) индивидами; поощряет за соблюдение норм (конформизм) или допустимое с точки зрения общества, реформирование; упрекает (наказывает) за нарушение норм; принимает меры по предупреждению (профилактике, превенции) нежелательных форм поведения.
В гипотетически идеальном (а потому и нереальном) случае общество обеспечивает полную социализацию своих членов, и тогда не требуется ни наказаний, ни поощрений. Впрочем, даже в идеальном обществе сограждане найдут, к чему придраться! «Представьте себе общество святых, образцовый монастырь примерных индивидуумов. Преступления в собственном смысле слова здесь неизвестны; однако проступки, представляющиеся несущественными мирянину, вызовут тут точно такой же скандал, какой обычные преступления вызывают в обычных условиях»*.
* Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. М., 1966. С. 41.
Реальное осуществление социального контроля над девиантностью существенно зависит от власти, формы правления, политического режима в стране*. Неслучайно еще Г. В. Ф. Гегель полагал, что формы контроля над преступностью «даже в большей степени характеризуют данное общество, чем сама преступность»**. Теоретическое, основанное на огромном историческом материале, исследование роли власти и политических структур в социальном контроле над девиантным поведением было осуществлено М. Фуко***. Современные меры социального контроля и прежде всего тюрьма – результат всеохватывающей дисциплинарной власти капиталистического общества, стремящегося к созданию «дисциплинарного индивида». Эта власть проявляется не только в тюрьме, но и в казарме, психиатрической больнице, за фабричными стенами, в школьном помещении. Для дисциплинарной власти характерны иерархический надзор (системное наблюдение, постоянный контроль), позитивные и негативные санкции, испытания (экзамены, смотры, тренировки, инспекции и т. п.). Цель дисциплинарного контроля – формирование «податливых тел», а его символ – тюрьма. Но тогда все общество «начинает приобретать сильное сходство с тюрьмой, где все мы одновременно и охранники, и заключенные»****.
* Подробнее см.: Гилинский Я. Девиантность, социальный контроль и политический режим. В: Политический режим и преступность. СПб., 2001. С. 39-65.
** Гегель. Философия права. М., 1986. С. 256.
*** Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 1999; Он же. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997; Он же. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
**** Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995. С. 63.
С этим перекликается труд нашего современника и соотечественника А. Н. Олейника «Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти»*, в котором автор, в результате эмпирических исследований и кропотливого анализа, сравнивает Россию, как «маленькое общество» (в отличие от «большого общества» – цивилизованного) с тюрьмой. Не могу удержаться от обширной цитаты: «Тенденция к воспроизводству "маленького общества" и незавершенный характер модернизации – таковы основные факторы, определяющие постсоветский институциональный контекст... Государство сознательно пресекает всякие попытки оформления коллективного субъекта, способствуя, таким образом, образованию пустыни между повседневной жизнью групп "своих" и властью... И здесь не важно, какую конкретную форму принимает группа "своих": номенклатуры, семьи президента или выходцев из КГБ... Приватизация общественного пространства группами "своих", не важно, находящихся у кормила власти или нет, означает смерть еще до рождения гражданского общества... Группа "своих" стремится приватизировать и материальные ресурсы, к которым имеют доступ ее члены... Постсоветские люди с ненавистью относятся к государству, потому что оно воспроизводит логику группы "своих" и поэтому рассматривает граждан как "чужих". Но в то же время постсоветские люди неспособны избавиться от такого государства, в котором материализуется их собственный образ жизни, их собственные взгляды и поведение»**.

Термин «социальный контроль» впервые был введен французским социологом Он предлагал рассматривать его одним из важнейших В последующем Р.Парком, Э.Россом, А.Лапьером была разработана целая теория, согласно которой тот являлся необходимым средством для обеспечения усвоения человеком элементов культуры, сложившейся в обществе.

Социальный контроль - это механизм, существующий для поддержания порядка в обществе, направленный на предотвращение нежелательного, отклоняющегося и их наказание за это. Осуществляется посредством нормативного регулирования.

Важнейшее условие функционирования социальной системы - предсказуемость действий и поведения людей. Если оно не выполняется, то произойдет ее распад. Для устойчивости системы общество использует различные средства, к которым можно отнести социальный контроль, выполняющий охранительную и стабилизирующую функцию.

Он имеет структуру и состоит из и санкций. Первые содержат предписания, определенные модели поведения в обществе (в них указывается, что люди должны делать, думать, говорить и чувствовать). Они подразделяются на правовые (закреплены в законах, содержат санкции за их нарушение) и (выражаются в виде общественного мнения, основной инструмент воздействия -всеобщее порицание или одобрение).

Нормы классифицируют по масштабу на те, которые существуют в малых, больших группах и в обществе в целом. К общим можно отнести традиции, обычаи, этикет, законы, нравы и т.д. Нормы - это права и обязанности человека по отношению к другим, выполнения которых ожидают от него окружающие. Они имеют строго определенные рамки. К ним обычно относят социальные обычаи и традиции, манеры, этикет, групповые привычки, табу, общественные нравы, законы.

Для регулирования поведения человека существуют санкции, при помощи которых его «правильные действия» поощряются, а за допущенные нарушения применяются меры наказания. Они могут быть самыми разнообразными, начиная от неодобрительного взгляда до лишения свободы и даже смертной казни. Санкции подразделяют на 4 типа: негативные (наказания), позитивные (поощрения), формальные (различные награды, премии, грамоты, стипендии, штрафы, лишение свободы и т.д.), неформальные (одобрение, похвала, комплимент, устный выговор, оскорбительный тон).

Виды социального контроля

Внешний (формальный и неформальный) и внутренний.

Формальный контроль осуществляется госорганами, социальными и политическими организациями, СМИ, основываясь на официальном осуждении или одобрении и действуя на территории всего государства. При этом нормы, регулирующие деятельность человека, содержатся в законах, постановлениях, различных инструкциях и приказах. Формальный социальный контроль направлен на соблюдение существующего порядка и уважение законов при помощи представителей госорганов. Неформальный основан на осуждении или одобрении поступков друзьями, родственниками, соседями, коллегами и так далее. Он выражается в виде традиций, обычаев, а также через СМИ.

Внутренний социальный контроль предполагает регулирование человеком своего поведения самостоятельно, основываясь на общепринятых нормах. Он проявляется в виде эмоциональных переживаний, чувства вины и вообще отношения к совершенным поступкам. Основные элементы самоконтроля - совесть, воля и сознание.

Косвенный (основан на идентификации с законопослушной группой) и прямой социальный контроль, который базируется на доступности различных способов удовлетворения потребностей и достижении целей, альтернативных аморальным или противоправным.

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

? регулируют общий ход социализации;

? интегрируют личность в социальное окружение;

? служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

? контролируют отклоняющееся поведение.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – какстандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

? формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т. д.);

? неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т. е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т. д. (дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, признание лидерских качеств, положительный отзыв и т. п.);

? формальные негативные санкции – это наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.);

? неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т. д.).

Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных – силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной группы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этом – один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного повышается.

Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и поддерживает общественный порядок, способствуя тем самым интеграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения (5.7).