Благовещение. Обычай доставляет особенную радость детям, которым нравится думать, что отпущенная из клетки птица полетит к себе домой

Благовещение - один из самых главных праздничных дней для христиан. В православной церкви Благовещение относится к числу непереходящих двунадесятых праздников (см. Православный календарь 2016 года). Это означает, что для православных людей на вопрос, какого числа отмечается Благовещение в 2016 году, имеется только один ответ - 7 апреля. Эта дата, отмечаемая по григорианскому календарю, соответствует 25 марта по юлианскому летоисчислению, которое в России было в ходу до 1918 года. Она ровно на девять месяцев отстоит от даты Рождества Христова. Католики всего мира продолжают отмечать этот праздник 25 марта по григорианскому календарю. И лишь приверженцы некоторых малочисленных христианских течений будут отмечать Благовещение в 2016 году в другие дни.... Благовещение - это благая весть, принесенная архангелом Гавриилом Деве Марии о скором пришествии в мир Сына Божьего, Иисуса Христа. Упоминание об этом событии содержится в Евангелии от Луки. Мария, обещанная родителями Богу, до 14 лет прожила в Иерусалимском храме. Однако по иудейским законам девушки по достижении совершеннолетия обязаны были выйти замуж и переселиться в дом мужа. Когда священники объявили Марии, что настал ее черед покинуть храм, она сообщила, что дала обет сохранить девственность и посвятить свою жизнь Всевышнему. Для священников это стало трудной задачей: они не могли преступить древний закон, но и не могли заставить деву нарушить данный обет. Уединившись в храме, они молились Богу, чтобы тот наставил их на путь истинный и послал им верное решение этой проблемы. Явившийся ангел дал им указание созвать в храм неженатых праведников, и чтобы они явились со своими жезлами. Первосвященник Захария собрал их жезлы и уединился на молитву. Вернувшиеся на следующий день в храм избранные мужи увидели, что жезл 80-летнего старца Иосифа расцвел. Иосиф приходился дальним родственником Марии. Он давно овдовел и жил праведной жизнью. Иосиф обязался хранить девственность Марии. Они обручились, и девушка поселилась у него в доме, где она продолжала вести уединенную жизнь, посвященную Богу. Все ее дни проходили в трудах, молитвах и чтении священного писания. Она была знакома с пророчеством Исаии, в котором говорилось, что Спаситель рода человеческого родится от девы, и была готова стать последней рабой той, кому предназначено стать матерью живого воплощения Бога. И вот сошедший с небес архангел Гавриил, обратился к ней с приветствием: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты”. Эти слова легли в основу молитвы Богородице, которая в католическом обряде соответствует молитве “Ave Maria”. Он сообщил, что она избрана стать Матерью Сына Божьего. Недоумевая, Мария спросила ангела: “Как это будет, когда Я мужа не знаю?”. Ангел ей ответил, что Дух Святой снизойдет на нее, и сила Всевышнего осенит ее. Мария смиренно приняла волю Божью: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему”. Именно в этот момент на нее сошел Святой Дух и произошло зачатие.

Смысл праздника Благовещения...

Смысл праздника сконцентрирован в самом его названии: людям в лице Девы Марии была принесена благая весть о скором рождении Мессии, олицетворяющем надежду на спасение падшего человечества. Однако Марии суждено было быть не просто свидетельницей великого явления. Она была избрана Всевышним, как будущая мать живого воплощения Бога - Иисуса Христа. Квинтэссенцией этого события являются слова Марии о согласии покориться воле Божьей. Без ее согласия зачатие не могло бы произойти, ведь Бог дал людям свободу воли. Каждый из нас волен выбирать, пойдет ли он по пути, указанному Всевышним или, наоборот, отречется от него, потеряв любую надежду на спасение. И в этом состоит глубокий смысл праздника - единение Божьей силы и человеческой свободы, спасшее мир....

Как праздновать Благовещение - это великий праздник радости и надежды для всего человечества. Поэтому в этот день нельзя работать. Готовить можно только самую простую и нетрудоемкую пищу. В этот день верующим разрешено пить красное вино. И, конечно, необходимо сходить в храм, прослушать Литургию, помолиться, освободить душу от всего гнетущего и тяжелого и с радостью принять благословение Божье. .. Подробнее:

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смире1нно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

История Благовещения Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение Блаженной Девы Марии).

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

Молитвы Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак

Величание

Припевы

Ирмос 9-й песни

Цитаты про Благовещение Пресвятой Богородицы

“Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гавриловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою”.

Протоиерей Андрей Ткачев

“На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та неправда, та ложь о человеке, которой все время наполняется мир. Радость любования, радость обладания - ибо этот образ всегда с нами, как утешение и ободрение, как вдохновение и помощь”.

Протопресвитер Александр Шмеман

“И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нём, в его сердцевине - Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со­единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно …”

Митрополит Сурожский Антоний

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Фото kult-obzor.ru

Православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2016 году справляют во вторую неделю апреля. «Родной город » расскажет о Благовещении: что это за праздник, какого числа в 2016 году его отмечают, а также об обычаях и традициях этого дня.

Благовещение в 2016 году: какого числа

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2016 году приходится на четверг, 7 апреля. Эта дата является постоянной и не зависит от дня наступления Пасхи.

Благовещение 2016 года: что это за праздник

По христианской традиции 7 апреля на Благовещение Пресвятой Богородицы вспоминают, как архангел Гавриил явился Деве Марии - матери Иисуса Христа. Он принёс непорочной девушке весть о том, что через неё в земной мир придёт Спаситель, Сын Божий.

Благовещение Пресвятой Богородицы, прежде всего, весенний праздник. На Руси в это время по традиции начинали сельскохозяйственные работы. Потому церковные и народные обычаи и ритуалы смешались в сознании людей.

На Благовещение 7 апреля выпускали на волю птиц, специально отловленных к этому празднику. Считалось, что пернатые будут просить у Господа милостей для освободителей.

Ещё одна традиция Благовещения Пресвятой Богородицы - выпекание просфор, то есть пресных церковных хлебов. Их делали специально для каждого члена семьи, а затем освящали в церкви. Ели просфоры натощак. Отведавший такого хлеба получал здоровье, счастье и благополучие. Крошки от освящённых просфор аккуратно собирали и клали в корм домашним животным и в семена. Это помогало скоту быть здоровым и плодовитым, а урожаю - богатым.

Благовещение: приметы

На Благовещение Пресвятой Богородицы, 7 апреля, издревле следили за погодой. Именно эти приметы потом описывали в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них: «Благовещенский снег на крышах не растает до 6 мая (Егория), а сильный мороз к сорока морозным утренникам », «Благовещенье без ласточек - холодная весна», «Если 7 апреля пошёл дождь, значит лето будет засушливым », «Если на Благовещенье ночь тёплая - весна ранняя и дружная».

Также считалось, что в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля солнце обладает особым блеском во время восхода. Подобное можно наблюдать только по «большим» церковным праздникам: на Пасху, Рождество и Петров день.

Благовещение в 2016 году: запреты

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2016 году нельзя трудиться по дому и в поле. Вместо этого нужно было молиться и «закликать» весну. На Руси 7 апреля хозяйки старались не зажигать огонь в избе. Нарушение этого запрета могло привести к будущему пожару.

Благовещение Прествятой Богородицы в 2016 году выпадает на время Великого поста и на него распространяются все запреты и требования воздержания. Поведение должно быть смиренным и благочинным. В еду нельзя употреблять мясо, молочные продукты и т.п., но разрешено кушать рыбу.

Благовещение произошло от словосочетания «благая весть». Именно в этот день Дева Мария получила благую весть от архангела Гавриила о будущем рождении Иисуса Христа. Ежегодно это день отмечаются сотни тысяч христиан. Когда Благовещение будет в этом году? Об этом и о традициях праздника мы вам и поведаем.

Какого числа Благовещение? Празднование и атрибуты

Традиционно Благовещение отмечается 7 апреля православными и 25 марта - католиками. Дата праздника не меняется, поскольку он один из главных христианских праздников. В некоторых традициях принято отмечать праздник в другие даты. Такое наблюдает:

  • У части протестантских адвентистских течений, которые празднуют в последнюю неделю декабря.
  • У части протестантов, празднующих 2 раза в год: 25 марта, 18 декабря.
  • В восточно-сирийском обряде, который подразумевает шестинедельное Благовещение: 4 недели до праздника Рождества Христова, 2 недели после него.

Благовещение, как один из главных церковных праздников, не обходится без атрибутов:

  • Лилия . Во всех культурах белая лилия означает чистоту. В этой традиции лилия используется как символ непорочности Марии, символ её внутренней чистоты.
  • Прялка . Когда Мария встретилась с архангелом, она готовила себе одежду, символом чего и является прялка. В некоторых культурах прялку заменила «Книга пророка Исайи».
  • Ветвь пальмы . Когда Гавриил спустился с небес к Марии, он держал в руках пальмовую ветвь.
  • Луч света . Святой Дух в придании спускался по лучу света.

Обычаи на Благовещение пресвятой Богородицы

Главный обычай - запрет на работу. За работу считается практически любое непраздное действие человек: даже уборка и заплетение кос у девушек. С этим поверьем связана красивая легенда. Поскольку на Благовещение нельзя работать даже зверям, все они отдыхали. И только кукушка ослушалась этого правила. В результате она не только не смогла завершить начатое, но и навсегда утратила способность вить гнёзда и создавать семью, поэтому теперь кукушке приходится подкладывать свои яйца в чужие гнёзда.

На Благовещение разрешается готовить простую еду и молиться, соблюдать определённые обряды. Так, необходимо окуривать зимнюю одежду, чтобы очистить тело от зла, умываться талой водой. Молодые, обычно, разжигают костры и прыгают через них, что символизирует сожжение грехов, накопившихся за зиму. Но если эти обычаи в современном мире часто упускаются, то традиция давать свободу птицам осталась. За день до праздника некоторые люди до сих пор ловят птиц, чтобы на следующий день отпустить.

Материал в тему :

Благовещенские приметы

Несмотря на то что православное духовенство отрицает существование примет, праздник Благовещения всё равно оброс ими, что связано с языческой культурой, которая процветала во времена Древней Руси. Поскольку пример очень, мы выделили наиболее интересные:

  • Запрещается надевать купленную недавно одежду, поскольку из-за этого она скоро придёт в негодность.
  • Запрещено расчёсывать волосы и проводить с ними другие манипуляции: так можно запутать свою судьбу.
  • Нельзя ничего давать в долг, ведь так можно передать человеку семейное благополучие. Зато отдавать долги — отличное дело, которое благополучие может приумножить.
  • В Благовещение нельзя начинать новых дел, поскольку они не получатся и не принесут удачи.
  • Если в Благовещение выпала хорошая погода, то лето будет грозовым. Если дождь, то летом будет засуха.
  • Просфора, испечённая в Благовещение считается целебной. А если её раскрошить на поле, выдастся отличный урожай.
  • Для счастья и здоровье в праздничный день сжигают соль, а потом используют её по назначению.

Интересно складывается ситуация с детьми рождёнными на Благовещение. В одних культурах такой ребёнок считается счастливчиком, а в других верили, что он станет пропащим человеком.

С праздником Кресто-Благовещения!

Г осподь рождается в наш мир, чтобы вольно, в отличии от нас, ибо у нас нет такого выбора, умереть. Он свободно выбирает послушание Отцу и восходит на Крест, нашего ради спасения.

Д ева Мария становится Богородицей вольно приняв Архангельский глас, говоря: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему».

Ч еловек может спастись только вольно последовав за Христом неся свой крест.
Этот крест и есть наша свобода, то бремя и иго, которое становится благим и легким через послушание Богу.

П одобно тому как человек поднимающийся высоко в горы, там где уже разряжен воздух и почти нет кислорода, не будет тяготился баллоном с кислородом у себя за спиной, хотя он и очень тяжел и без него намного проще было бы подниматься.

К ак часто мы слышим, что свобода нелегка, мучительна, опасна. И это так. Как часто мы слышим, что свобода есть ценность светского безбожного гуманизма, а у нас христиан, другие ценности. Как много тех, кто ради нашего счастья и благополучия предлагает нам отказаться от нее. Вспомним Великого Инквизитора Достоевского. Но отказаться от свободы, значит отказаться от креста и значит отказаться от спасения, значит обречь себя на смерть. Ведь даже если мы и поднимемся на вершину, но кислород останется внизу, то мы горько об этом пожалеем, но будет поздно.

К ресто-Благовещение — напоминание нам о нашей царственной свободе, о том иге, которое благо и о том бремени, которое легко.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Тропарь Благовещения, глас 4
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак Благовещения, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание праздника Благовещения
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Задостойник праздника Благовещения, глас 4
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.