Боязнь наказания: откуда берется, и что с этим делать. Я и страх

Тебя мучает Рабдофобия - боязнь наказания?

Исключите Страх наказания с помощью психотехник Стиратель Старт и начни жить без страха, быть счастливым и радостным человеком!

Рабдофобия - боязнь наказания как избавиться?

Убрать Страх наказания из своей жизни по курсу Стиратель Старт, вы можете самостоятельно, тайно, у себя дома. Без найма дорогих психологов. Научитесь психотехнологиям прямо сейчас в курсе Начало и уже через несколько часов вы получите первые результаты, а через пару дней сила вашего страха снизится на 80-90%, далее вы сможете полностью избавиться от него.

Страх наказания как преодолеть?

Психология поможет .
1. Освойте методику Стиратель Старт.
2. Работайте над собой, стирая страх.
3. Каждый день применяйте против страхов методики и обучайте себя далее. Вы сможете побороть страх используя метод Стиратель Старт гораздо быстрее, чем преодолевать страх не используя наши психотехнологии.

Освойте методику стирания страхов Стиратель Старт, это быстро и удобно, а результаты ощутимы уже через пару часов.

Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно Сергей Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, на полном серьезе не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль "Красная Шапочка", считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. А теперь пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться, как при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.

Поэтому к вроде бы такому безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, следует относиться очень осторожно: если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров. Даже если он этого требует (нередко дети, замирая от страха, не могут, тем не менее, оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы ведь не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки, а в данном случае вред вполне сопоставим.

Случается, что страх сказочных персонажей и чудовищ маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. И в этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы вы ни потратили сил на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, фиксируйте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечание и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, только не обижайтесь, если оно окажется для вас не совсем лестным. А потом пригласите в компанию еще пару человек (желательно тех, с кем у ребенка нейтральные отношения) и разыграйте в куклах несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и пр., я бы расценила это как повод к размышлению.

"Маски страха"

Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или "кого-то страшного"), которой малыши по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоицональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Еще один совет: обязательно дозируйте игру, не давайте малышам перевозбуждаться: резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю, и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно для не только преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).

Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой.

"Превращение сказочного злодея"

Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит воображение вашего ребенка, а потом изобразить это в рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7-8 лет пользуется популярностью пантомима. Тогда у игры появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки. Обращайте внимание на занимательность сюжета и хотя бы на некоторую мотивированность превращения. Например, колдунья может превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка), веник или метлу (ассоциация с помелом), в старый халат или рваные шлепанцы (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое обытовление сказочных злодеев, включение этих образов в цепочки привычных логических связей лишает их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.

Страх смерти

Обычно он появляется у детей лет в шесть и в принципе вполне нормален. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, это бывает для него серьезным потрясением. Но затем довольно скоро жизнь берет свое: дети утешаются тем, что все это будет еще нескоро, и мысли о смерти постепенно вытесняются на задний план. Во всяком случае, они не отравляют существование ребенка.

Однако на некоторых детей осознание людской смертности производит такое тяжелое впечатление, что они бывают не в состоянии от него оправиться. Страх смерти не дает им покоя. Родители подчас совершенно теряются, не зная, что сказать тоскующему малышу. Да и действительно, что тут скажешь? Что он будет жить долго-долго, а потом ученые придумают какое-нибудь лекарство? Увы, такие уговоры обычно не действуют на детей с невротическим, усугубленным страхом смерти. Как же быть?

Мы с моей коллегой И.Я. Медведевой советуем приобщать таких детей к религии. Вера в загробную жизнь и в бессмертие души дает очень многим детям, да и не только детям, точку опоры. По крайней мере, наш опыт работы с маленькими невротиками это подтверждает.

Вот, к примеру, рассказ матери одного семилетнего мальчика: "Мой сын очень боялся умереть. Плакал навзрыд, спрашивал, страшно ли лежать одному в земле и изобретут ли таблетки, от которых можно жить вечно. Сначала я не знала, как его успокоить. Говорила, что это еще нескоро. Но, естественно, ничего не помогало. При одном упоминании о смерти Ваня начинал плакать. А потом я решила рассказать то, во что сама верю. Так меня наставляла моя бабушка (она была очень набожной и верила в загробную жизнь): "После смерти душа человека улетает на небо и оттуда наблюдает за всем, что происходит на земле. Если человек хороший, то его душу забирают светлые силы, а если плохой — темные и страшные силы. А когда умершего человека закапывают в землю, он ничего не чувствует. Ему все равно, так как он, вернее, его душа, уже на небе". Ваня после этого стал меньше беспокоиться и больше не плакал. Хотя вопросы еще задавал". Родителям стоит проанализировать и свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях (своих и детских), на разговорах о тяжелой, опасной жизни и т.п.? И не пытайтесь себя успокоить тем, что дети не слышат "взрослых" разговоров. Подчас бывает достаточно обрывка фразы, а главное, флюида тревожности, который ловится впечатлительными детьми моментально и нарушает их хрупкое душевное равновесие часто сильнее слов.

Детям лет до 8-10, тем более нервным и ранимым, лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это для малыша настолько непосильное переживание, что его потом могут даже мучить скрытые навязчивые страхи, что родители, родственники на самом деле не живые люди, а мертвецы. Последствия таких психических травм порой аукаются и через много лёт. Например, некоторые взрослые проявляют поразительное бесчувствие, узнавая о смерти друзей и близких. Окружающих оно возмущает, а на самом деле вполне может свидетельствовать вовсе не о жестокости и неблагодарности человека, но о неизжитом иррациональном детском страхе, перед которым его взрослое сознание оказывается совершенно бессильным. Недавно я слышала рассказ об учительнице, которая, решив наглядно продемонстрировать десятилетним ученикам устройство человеческого организма, сводила их в морг. У рассказчика уже родились и выросли свои дети, но при одном упоминании об этой "просветительной акции" его забила мелкая дрожь.

Это не значит, что при детях вообще не следует говорить об умерших родственниках. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на "жизнь после жизни": если человека вспоминают, значит, он не покинул нас окончательно.

Что же касается изживания страха смерти в игре, то вряд ли этично делать это напрямую. Поэтому приведенные мной игры борются и со страхом смерти опосредованно.

"Ищем в плохом хорошее" (для детей 6-8 лет)

Эту игру мы с И.Я. Медведевой предлагаем детям, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние (а именно среди таких чаще всего распространен страх смерти).

Ведущий обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация? Безусловно! Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? А можно, например, на сэкономленные деньги покататься на аттракционах или поесть мороженого. За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше — тот, естественно, выиграет. Можно играть и вдвоем, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегая трагических историй, связанных с гибелью).

Игры, связанные с перевоплощением

В них в основном играют девочки, обладающие природным артистизмом и развитым воображением. Фантазируя на тему, кем они были в какой-то сказке ("давай играть, что я была когда-то принцессой..."), они тоже подспудно избавляются от навязчивого страха смерти. Задача родителей в данном случае не столько участвовать в этой игре, сколько подпитывать воображение ребенка, рассказывая ему о жизни людей в разные эпохи, о ярких исторических событиях, читая увлекательные книги, чтобы сегодня их дочери захотелось представить себя принцессой, завтра — маленькой циркачкой вроде Суок, а послезавтра — "гостьей из будущего".

Страхи хулиганов, бандитов, войны, катастроф и т.п.

Увы, в наше время эти детские страхи становятся все более обоснованными, и взрослым надо постараться по возможности создать у ребенка чувство большей защищенности. Не надо смотреть при нем новости, в которых сейчас то и дело рассказывают про катастрофы, теракты, военные конфликты, говорить в его присутствии про всесильность мафии и о том, "как страшно жить". Непременно защищайте свое чадо во всех сложных для него ситуациях! Если ребенок не может за себя постоять, а родители требуют, чтобы он сам давал отпор обидчикам, малыш в большинстве случаев лишь еще больше невротизируется, чувствует себя совсем одиноким, брошенным на произвол судьбы.

Страхи хулиганов, нападения и т.п. чаще бывают у мальчиков, поэтому и игры, направленные на их преодоление, в основном, мужские.

"Сражение" (игра, предложенная А.И. Захаровым)

Смысл игры в противоборстве с кем-то, кто символизирует опасность. Победа возможна только при подавлении в себе страха, она требует уверенных и точных действий. "Сражение" — комплекс из четырех игр. Они проводятся последовательно под наблюдением взрослого. —> Первая игра ~ фехтование на игрушечных саблях (палках). Победивший сражается со взрослым. Щит не применяется специально, поскольку он создает искусственную защиту и уменьшает эффект игры. Разумеется, взрослый должен следить, чтобы дети не перевозбуждались и не причиняли друг другу боль.

Вторая игра — поочередная стрельба из лука стрелами-присосками с расстояния порядка 10 м. Нужно уворачиваться от стрелы, заслоняться можно только руками. Напряженное ожидание выстрела создает острое чувство беспокойства, но в то же время ребенок может принять защитные меры. А после выстрела, независимо от результатов, испытывает чувство облегчения. Таким образом происходит разрядка эмоционального напряжения. Неоднократная смена ролей нападающего и обороняющегося помогает совершенствовать способы реагирования на стрессовую ситуацию.

Третья игра — бросание друг в друга игрушечными кеглями. Дети укрываются за стульями и креслами, поставленными на расстоянии нескольких метров. Взрослый должен следить, чтобы они бросали кегли не слишком сильно. Тот, кто израсходует все кегли, должен будет выйти на "нейтральную территорию" между стульями и собрать их под обстрелом снова. Взрослый при всех этих действиях весело комментирует происходящее, сопровождает бой шутливыми угрозами и насмешками. н&- Четвертая игра — борьба с игрушечными заводными роботами, которые олицетворяют бездушие, насилие, зло. В этой игре должны участвовать как минимум двое детей и один взрослый (можно играть и в большем составе, разделившись на команды). Дети стоят друг напротив друга. Ребенок, борющийся с роботом, становится у черты. В полуметре от него находится другая черта. Если робот перейдет за нее, его противник проиграл. Робот ставится в 2 метрах от обороняющегося. Взрослый запускает его. Защищающийся ребенок должен подождать, пока робот подойдет поближе, и попасть в него кеглей или стрелой с резиновой присоской. Количество "снарядов" ограничено тремя-четыръмя. От обоих противников требуются самообладание и преодоление страха, а от взрослого — умелая регуляция игры. Надо следить за тем, чтобы в этих играх не было вечных победителей, и незаметно подыгрывать менее ловкому ребенку.

"Карлсон против Филе и Рулле"

За основу этой ролевой игры берется сюжет из "Повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше". Собственно говоря, в книге А. Линдгрен целых два сюжета, посвященных попытке ограбления, но с дошкольниками лучше ограничиться первым, в котором Карлсон выступает в роли привидения. В образе мумии, ласково названной толстощеким проказником Мамочкой, для малышей есть пугающая новизна, поэтому вместо излечения страхов у них вполне могут появиться новые. Школьники же лет 8-9 психологически более подготовлены к восприятию этого образа. Скорее всего, они уже что-то слышали и о бальзамировании, и о египетских гробницах (а может, и видели мумии в музеях), так что для них на первый план в этой истории выйдет юмористический момент: то, что мумия сделана из полотенец и из вставной челюсти дядюшки Юлиуса (которую очень просто нарисовать). Разыгрывать сценки можно и в куклах, и "живьем".

Предложите ребенку поимпровизировать на тему ловушек для воров, пусть внесет свои предложения. Большинство детей, особенно мальчиков, будет выполнять это задание с энтузиазмом, припоминая фильмы, мультики и компьютерные игры, в которых тема ловушек сейчас достаточно популярна. Их вовсе не обязательно мастерить (это далеко не всегда выполнимо, поскольку "техническое обеспечение" часто не соответствует грандиозности детских замыслов). Можно ограничиться рисунками или даже словесным описанием, ибо уже само придумывание способов защиты придает ребенку уверенности. Однако не спешите связывать игру с реальностью ("если к нам попробуют залезть воры, ты можешь поступить, как в этой игре"). Тем самым вы невольно поддержите тревожные ожидания ребенка, а ваша задача, наоборот, успокоить его, но при этом ненавязчиво дать модели поведения в опасной ситуации. Так что пусть лучше не ваш ребенок, а Малыш отказывается открыть дверь незнакомцу, не признается в том, что он один дома, а говорит злоумышленнику про "спящего папу", вызывает милицию, срочно звонит бабушке и т.п. Причем с дошкольниками, которые еще не остаются дома одни, модели самозащиты прорабатывать не следует. Это не одежда, которую покупают на вырост.

Страх уколов, боли, врачей

Эти страхи распространены у дошкольников. В школьном возрасте, опасаясь насмешек, дети постепенно их преодолевают. Мальчикам полезна игра "Сражение", причем взрослый, комментируя происходящее, должен особо отмечать выдержку ребенка, поражаться тому, как это он не боится боли, говорить, что другой на его месте давно бы разревелся и т.п. Можно потом поиграть еще в военный госпиталь, опять-таки подчеркивая мужественное поведение "раненого".

"Больница"

Это традиционная игра девочек, обычно один из вариантов игры в куклы. Но для более эффективного преодоления страха боли и врачей лучше ее "очеловечить". Все врачебные процедуры, которые вызывают страх, нужно воспроизводить как можно подробней. Пусть ваша дочка побудет и в роли доктора, и в роли пациентки. Причем не одной, а нескольких: сыграет и девочку, которая ничего не боится, и девочку, которая боится только уколов, зато все остальное воспринимает спокойно, и трусиху, которая даже в кабинет зайти не соглашается. Однако не соотносите это с ее поведением и не читайте нравоучений, а если она сама затеет разговор о своем страхе, скажите, что раньше, может, дочка и вела себя немного похоже, но сейчас все уже по-другому.

Страх наказания, крика и т.д.

Тут, как говорится, "нет дыма без огня". Хотя и не обязательно страх наказания у детей свидетельствует о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это! Подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывают обусловлены несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей. Да-да, говорят же о врожденной интеллигентности! Такому ребенку жизнь в грубой, малокультурной среде причиняет подлинное страдание. Его утонченность вызывает у родных раздражение, и он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной семье его за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.

Для преодоления страха наказания, разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение, показаны подвижные игры.

"Жмурки" (игра, предложенная А.И. Захаровым)

Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее участников и расправиться с ними, т.е. выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея. Детям же ставится условие, что они должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда "Бармалей" подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издать только звук "у-у-у-у!". Если кто-то себя обнаружит раньше времени, он либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Когда водящий кого-то поймает, он, как и положено в "Жмурках", опознает его наощупь. Водят все по очереди. Игра длится в среднем 20-30 минут, чтобы каждый не раз побывал в роли водящего. Кроме страха наказания, "Жмурки" помогают преодолеть страх темноты и замкнутого пространства.

"Вышибалы"

Это достаточно известная игра, хотя в последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет 15-20 назад. Играют в нее на свежем воздухе. В игре участвуют как минимум трое: один человек находится посередине, а двое игроков, стоя друг напротив друга на расстоянии 5-8 метров, пытаются попасть в него мячом и "вышибить" из игры. Если "вышибаемому" удается поймать мяч на лету, он получает очко (аналог дополнительной "жизни" в компьютерных играх) и, соответственно, возможность расплатиться этим очком, когда игроки, кидающие мяч, наконец, попадут в цель. Желательно, разумеется, чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится ребенок. Если это не получается (например, строгий отец наотрез отказывается "заниматься ерундой", и его ничем не проймешь), подключите к игре другого взрослого того же пола и примерно того же возраста.

Татьяна Шишова,
детский психолог

СТРАХ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ

Нерешительность в различных областях может объясняться опасением совершить ошибку. Ошибкой можно считать результат некоего действия, когда оно ведет к нежелательным последствиям (или не приводит к столь сильно желаемой цели). Ошибка в этом смысле происходит от недоучета многих факторов при принятии решения, от недостатка опыта, от массы внешних воздействий (от сопротивления среды).

Конечно, никогда нельзя до конца учесть все аспекты своего выбора и все обстоятельства момента, которые могут влиять на результат поступка. То есть возможность ошибки заложена в поступке изначально. Однако некоторые люди (особенно относящиеся к ЛИЧНОСТЯМ С НАВЯЗЧИВОЙ СТРУКТУРОЙ) будут тщательно отмеривать и проссчитывать свои решения – так и не решаясь порой на окончательный выбор.

Однако, как утверждает Альфрид Лэнгле, „самая большая ошибка как раз и состоит в том, что человек из-за страха перед ошибками не делает вообще ничего, тем самым лишая себя многого из того хорошего и ценного, что может принести ему жизнь“.

Для людей тщеславных, обуянных гордыней опасение или нежелание совершить ошибку будет гораздо менее выражено, чем страх признать ошибку, поскольку это признание будет равносильно тому, что человек признает свою несостоятельность. Мы подробнее рассмотрим это в следующем параграфе.А здесь хотелось бы привести слова Эриха Фромма, говорящего о том, как трудно бывает человеку признать свою ошибку:

„Большинство людей оказываются несостоятельными в искусстве жизни не потому, что они плохо приспособлены или слабовольны, что они не могли бы вести лучшую жизнь, но потому, что они не пробуждаются и не видят, когда они стоят на распутье и должны принять решение. Они не замечают, когда жизнь задает им вопрос и когда они еще имеют возможность ответить на него так или иначе.

С каждым шагом по ложной дороге им становится все труднее признать, что они действительно находятся на неправильном пути. И часто это случается только потому, что дальше они должны были бы согласиться с необходимостью вернуться к тому месту, где был впервые сделан неверный поворот, и примириться с напрасной тратой энергии и времени“.

СТРАХ СТАТЬ ВИНОВАТЫМ

Человек избегает принятия определенных решений, отказывается от определенных выборов, именно стремясь избежать столкновения с переживанием ВИНЫ .

Самообвинения – эти звучащие из недр совести (суперэго) голоса строгих родителей или других угрожающих и наказывающих взрослых - могут быть более "страшным" наказанием, чем реальные наказания. Человек нередко боится укоров собственной совести даже больше, чем быть подвергнутым осуждению со стороны других людей. Поэтому страх самообвинений удерживает человека от совершения поступков, которые он (точнее, его наказывающая совесть) считает дурными, предосудительными и недопустимыми.

Так, человек, ощущающий свою ответственность за эмоции других людей, может опасаться стать виновным в том, что кто-то вследствие его поступка будет расстроен или будет чувстсвовать себя несчастным. В действительности каждый сам несет ответственность за свои эмоции, за собственную реакцию на события, которые с ними происходят. Однако важно отличать случайно нанесенную обиду от намеренно нанесенной В последнем случае, вина, конечно будет лежать на обидчике.

Часто бывает так, что ребенку рано прививается комплекс вины, чтобы родители могли легче управлять (по сути - манипулировать) ребенком. Даже став взрослым, человек продолжает носить в себе груз вины, который мешает ему отвечать на обращения со стороны бытия - то есть быть свободным и ответственным, адекватно общаться с другими людьми.

Серен Кьеркегор предупреждает, что признание себя кругом виноватым может отнять у человека свободу. И правда, если человек настолько несостоятелен и плох, то он “НЕ ДОЛЖЕН” делать то-то или то-то - по меньшей мере, предпринимать что-то важное. То есть, своими самообвинениями человек ограничивает себе свободный выбор из тех возможностей, которые предоставляет ему его бытие.

СТРАХ НАКАЗАНИЯ

Подспудное чувство вины, готовность ощущать свою виновность лишают человека мужества, делая его трусливым на путях его бытия. Человек, "признавший" свою вину, соглашается, тем самым, быть наказанным. И в этом случае не только и не столько неопределенность будущего будет пугать человека, стоящего перед выбором и решающим, как поступить, сколько именно боязнь наказания за его решение.

Наказание, которого опасается человек с тревогой ответственности, может лежать в различных сферах, которые наиболее важны для человека и по поводу которых он испытывает тревогу.

Так, человек, преимущественно живущий в модусе обладания, может опасаться потери чего бы то ни было для себя важного. Сюда могут относиться как материальные, так и нематериальные вещи, которыми человек владеет (или думает, что владеет). Это может быть имущество, должность на работе, статус в некой группе. Это может быть также „хорошее отношение“ со стороны других людей, и вообще – сохранение статуса кво в отношениях со значимыми другими людьми. Люди зависимые особенно опасаются потери покровителя. Отсюда - боязнь обидеть своего ближнего, своего "патрона".

Для многих нет худшего наказания, чем ОСУЖДЕНИЕ поступка со стороны значимых людей. Даже их молчание может быть страшнее, чем крик или рукоприкладство, поскольку молчание (как отражение игнорирования) может пробуждать в человеке страх смерти, исчезновения. Ведь игнорирование, когда человека как бы не замечают, может означать для него, что ему показывают: "ТЕБЯ ЗДЕСЬ НЕТ!".

Физическое наказание (особенно актуально в детстве, когда родители слишком усердно пытаются сделать ребенка „удобным“ и „правильным“.

Конечно, страх „получить по морде“ также может удерживать человека от определенных поступков или высказываний.

Человек может опасаться и материальных санкций со стороны своего ближнего. Например, страх лишиться наследства. Или, например, опасение, что супруг или супруга могут "оттяпать" себе долю имущества, может существенно влиять на стиль поведения человека (то есть на принятие им определенных решений). Или школьник, которому отец может сократить карманные деньги, будет сдерживать себя, поступая, может быть, вопреки своим истинным потребностям.

Я уверен, что масса специфических фобий имеет своими корнями страх наказания при тревоге ответственности. Так, одна моя пациентка, страдающая арахнофобией (страх перед пауками), "заработала" эту напасть, когда в наказание за ее проступки отец запирал ее в туалете, в котором водились большие мохнатые пауки. До сих пор перед серьезным решением эту женщину буквально бросает в пот от того, что перед ее глазами возникают образы этих пауков.

Опасение санкций со стороны государства также существенно модулирует поведение человека. Так, осознавая свою причастность к происходящему, человек может захотеть выразить свое мнение или протест против царящей в обществе несправедливости. Однако страх подвергнуться преследованиям или наказанию (будь то штраф или лишение свободы) будет удерживать многих от ответственного и честного поступка.

Таким образом, страх наказания существенно уменьшает решимость человеку брать на себя ответственность - то есть принимать авторскую позицию, становясь ПРИЧИНОЙ перемен в своей жизни, свободно осуществляя выборы из существующих возможностей.

Возможно, именно страх наказания внешнего (со стороны других людей) приводит человека с тревогой ответственности к столь мучительным самонаказаниям. Функция этих самонаказаний человеком подсознательно видится в том, что они как бы должны защитить его от наказаний внешних. Человек как бы говорит миру всем своим видом и поведением: „посмотрите, я уже себя наказал, оставьте меня в покое“ (типа „расстреливать два раза приказы не велят“ – как пел Высотский).

Самонаказания (а к ним могут относиться как душевные самоистязания, так и физические самоповреждения) вызывают, конечно, боль (душевную или физическую). Но подспудно человек терзается мыслью: „а достаточно ли сильно я себя наказываю?“.

Хотелось бы упомянуть еще один аспект наказания в связи с тревогой ответственности и переживанием чувства вины. Вот что пишет об этом Вадим Зеланд (может быть - на первый взгляд - и несколько парадоксально):

"Чувство вины обязательно порождает сценарий наказания, причем без ведома вашего сознания. В соответствии с этим сценарием, подсознание приведет вас к наказанию. В лучшем случае вы порежетесь, или получите легкие ушибы, или появятся какие-то проблемы. В худшем может быть несчастный случай с тяжелыми последствиями... Чувство вины, даже самое слабое и глубоко запрятанное, открывает подсознательные ворота для наказания; если я испытываю чувство вины, значит потенциально соглашаюсь, что грабитель или бандит имеют право на меня напасть, а поэтому я боюсь".

СТРАХ ЗАТРОНУТОЙ ГОРДОСТИ

В результате поступка может быть затронута гордость – если, например, человек страшится пережить неуспех, а успеху он приписывает непропорциональное значение для укрепления чувства собственного достоинства.

В общих чертах, своим поступком (неудачной попыткой добиться успеха) человек может показать как себе, так и другим людям, что его потуги „не быть собой“, то есть соответствовать некоему ИДЕАЛЬНОМУ Я, оказываются несостоятельными. И тогда всем будет видно „истинное лицо“ человека (по сути, конечно – его ПОДЛИННОЕ Я), которое он всеми силами хочет скрыть. Ведь человек, стремящийся соответствовать требованиям своего ИДЕАЛЬНОГО Я, живет не свою жизнь, а жизнь иллюзорных требований своего тщеславия (своей гордыни).

Ущербленная гордость будет осуждать человека как самый неумолимый судья и самый строгий обвинитель вместе взятые. При этом человек будет подвержен лавине чувств, простирающихся от вины до стыда.

Человек будет беспощадно обвинять себя за то, что ему не удается добиться желаемых результатов, и мучительно стыдиться и ненавидеть себя подлинного – потому что его ПОДЛИННОЕ Я не соответствует тому идеальному образу самого себя, которого он „достоин“, тому „высокому идеалу“, к которому человек стремится.

К чрезмерной гордыне относится и уверенность в собственной ответственности за счастье и благополучие других людей.

„Человек, который считает себя ответственным за счастье другого, постоянно чувствует себя виноватым по отношению к другому, - пишет Лиз Бурбо, - он то и дело оправдывается, очень боится обвинений, поскольку сам уже в достаточной степени обвиняет себя в том, что не совсем правильно поступает по отношению к другому. Он часто держится настороже. Он считает, что его обвиняют, хотя в действительности другой человек лишь высказывает мнение. Он очень зависим от счастья другого - оно ему необходимо для его собственного счастья. Таким образом, он относится к тем людям, которые ищут физической зависимости, пытаясь заполнить свой эмоциональный голод“.

Счастье, как мы еще это увидим, может прийти только из внутреннего мира человека – то есть не может свалиться на него с неба, не может быть ему подарено. То, что делается для человека другими людьми, может быть лишь иллюзией счастья. Поэтому, полагает Лиз Бурбо, ответственно давать другим людям возможность взять на себя ответственность за свои обязательства и за удовлетворение собственных потребностей - тем самым можно способствовать и собственному росту, и развитию других людей.

Конечно, некоторые люди нуждаются в нашей поддержке, уходе или даже опеке. К этим людям относятся маленькие дети, а также тяжело больные люди. „Мы можем помогать в любое время при условии, что человек принимает нашу помощь, - подчеркивает Лиз Бурбо, - мы должны помогать по мере возможностей всем тем, кто просит нас о помощи; это то, что мы называем человеческим милосердием. Когда человек просит нас о помощи, мы знаем, что это - всегда подходящий момент, чтобы оказать ему помощь“.

Главное – не переусердствовать в своей поддержке, не задавить собственную инициативу и не затронуть самолюбие (чувство человеческого достоинства) того, кому помогаешь. В любом случае – прежде чем навязывать свою поддержку, необходимо спросить человека, а нужно ли ему это, и готов ли он принять помощь.

Отказ другого человека принять помощь гордецы переживают особенно болезненно. В этой связи Лиз Бурбо отмечает: „Если мы чувствуем, что не сможем принять этот отказ, то это означает, что мы не готовы оказать ему помощь. Это неподходящий момент, ибо у нас слишком много ожиданий. Мы слишком властны и навязчивы“.

СТРАХ УСПЕХА

„Вполне естественно, что дети превосходят своих родителей,
так же как ученик превосходит своего учителя“
Лиз Бурбо

Человек с гипертрофированным чувством ответственности за хорошее душевное самочувствие других людей, может ощущать себя виноватым за собственные успехи, ставящие его выше других людей или дающие ему иные преимущества по сравнению с окружающими. При этом человек забывает (или не позволяет себе понять), что он может быть виноват лишь в том случае, когда его успех ЗАВЕДОМО достигается за счет неблагополучия другого человека и ему в ущерб!!! То есть, если человек имеет намерение достичь успеха или других преимуществ, ущемляя интересы других людей, иными словами, действуя против ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ .

Но, так или иначе, ощущение своей вины за собственную большую успешность (будь это в отношение своих родителей – что встречается нередко - или сослуживцев, друзей, знакомых, а то и просто „остальных людей“) может приводить к тому, что человек будет стараться меньше выделяться из общей массы, чтобы не превосходить тех, кого ему жалко. Так, даже собственное счастье может казаться человеку чем-то предосудительным, если его мать всю жизнь была несчастна и осталась совсем одна.

Однако избегание собственного успеха – безответственно, потому что идёт в ущерб РОСТУ. Кроме того, как мы уже говорили, никого мы не можем сделать по-настоящему счастливыми, кроме как самих себя. Каждый человек в ответе за свое счастье.

СТРАХ СТОЛКНУТЬСЯ С ОГРАНИЧЕНИЕМ СВОБОДЫ

Каждое решение, принимаемое человеком, уменьшает (точнее, ограничивает) степень его свободы в следующие моменты.

Во-первых, своими поступками человек создает определенный набор последствий, с которыми ему придется столкнуться в будущем (в ближайшем или в отдаленном). Эти последствия будут вплетаться в МАТРИЦУ СУДЬБЫ человека, задавая ему определенные рамки, в которых и будет возможно его бытие, а значит, и его свобода. Конечно, при определенных обстоятельствах эти рамки могут быть очень узкими, вплоть до того, что человек ощутит существенное ограничение возможностей для дальнейших выборов.

Самый простой пример - выбор пути в незнакомых горах. Определенные направления могут приводить человека к отвесным скалам, к обрывам и пропастям. Или человек, обманывающий других, загоняет себя рано или поздно "необходимостью" все новой и новой лжи в тупик, из которого, кажется, нет выхода.

Второй вариант - уход в прошлое тех возможностей, которые человек (по той или иной причине) не выбрал. То есть, то, что раньше было еще возможным, оказывается больше недосягаемым. На новых этапах приходится выбирать уже из других возможностей.

Далее, человек, решившийся на определенную стратегию своего поведения и взявший на себя ответственность за свои поступки, оказывается как бы "вынужденным" придерживаться своей линии - и соответственно осуществлять выборы из тех возможностей, которые будут обеспечивать достижение поставленных целей. Но в последнем случае, конечно, нельзя говорить об ограничении свободы в прямом смысле. Речь здесь идет именно о свободном выборе своего ПРОЕКТА (см. СВОБОДА).

СТРАХ ПЕРЕЖИТЬ ЧУВСТВО ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА

Итогом свободного и ответственного решения человека всегда будет столкновение с осознанием своего ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА - то есть с осознанием того, что в мире нет никого, кто мог бы взять на себя ответственность за жизнь и судьбу человека. Человек - только один в огромном мире людей, кто может осуществить выбор, совершить поступок, и взять на себя за него ответственность. И этого не избежать никогда! Даже если человек отказывается от определенного выбора - ответственность за это решение все равно лежит только на нем ОДНОМ.

Другой аспект в этой связи - страх быть оставленным значащими людьми, которые могут быть затронуты поступком (или словом) человека. Тут страх одиночества пересекается с рассмотренным выше СТАХОМ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ.

Страх ответственности может возникать у каждого человека и является одной из разновидностей социальных фобий. Фобия не появляется просто так, она является следствием каких-либо действий или событий. В повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с принятием важных решений, и сами должны отвечать за свои действия.

Страх ответственности — социальная фобия

Краткая информация

Многие из нас страшатся принимать решения и отстаивать свои идеи потому, что боятся быть непонятыми и отвергнутыми. Страх несоответствия чужим ожиданиям берет верх в каждом начинании. Такому человеку очень сложно справиться даже с самой легкой задачей. В обществе есть люди с лидерскими качествами, которые готовы выполнять свои обязанности и не боятся ответить за свои поступки и решения. Страх ответственности за принятые решения преследует каждого человека, только одни могут совладать со своими чувствами, а другие нет. Боязнь разочаровать окружающих может быть сильнее человека.

Как принять обязанности

Следует принять тот факт, что никто ничего вам в этой жизни не должен, в том числе и принимать за вас решения. Придет момент, и перед вами встанет выбор, от которого, возможно, будет зависеть дальнейшая жизнь. Страх перед ответственностью не может пройти самостоятельно, с ним следует бороться. Сделать это за один день не получится. Стоит перестать прятаться за спины других людей и начинать активно включаться в жизненный процесс.

Психология выделяет фобию, которая называется гипенгиофобия. Уже десятки лет ученые исследуют методы ее лечения на уровне подсознания. Избавиться от страха брать на себя ответственность можно путем долгого самоанализа и принятия самого себя таким, какой вы есть на самом деле.

Ведь важно понимать, что человек - существо социальное и слишком привязанное к общественному мнению. Из-за боязни быть осужденным, вы часто меняете свои решения и не способны взять на себя обязательства.

Старайтесь свыкнуться с мыслью, что только вы можете решить свои проблемы. Почаще берите инициативу, решайте небольшие проблемы. На работе старайтесь выполнять обязанности более креативно.

Креативность и проявление инициативы позволят решить проблему страха ответственности

Почему мы боимся отвечать за свои действия

Боязнь ответственности не появляется на пустом месте, она может быть следствием детской травмы. Если родители постоянно наказывают и бьют ребенка за малейшую провинность, у него может выработаться комплекс неполноценности. Он может искренне не понимать, за что получает наказание, зато обиды и унижения отложатся в подсознании. В дальнейшем такое воспитание повлечет за собой ряд психологических проблем и будет способствовать развитию фобий, в том числе и страха перед обязательствами.

Страх ответственности может проявиться внезапно и быть следствием огромного потрясения. Боязнь ответить за свой поступок может вспыхнуть внутри вас в любое время. Автокатастрофа или рождение малыша - вы можете чувствовать испуг в любой момент жизни. Механизм детских травм запустится и неспособность взять на себя ответственность повлечет за собой депрессивные состояния, беспокойство и болезни.

Симптоматика фобии

Страх принятия ответственности влечет за собой психологические расстройства и общее ухудшение здоровья. Если у вас есть такая боязнь, будут наблюдаться симптомы:

  • бессонница;
  • депрессия;
  • неспособность рационально рассуждать;
  • несобранность;
  • учащение пульса.

Все эти симптомы не всегда являются показателями перенесенного стресса. Их появление может говорить о более глубоком психологическом напряжении, которое связано с принятием важного решения в вашей жизни.

В моменты когда от человека, страдающего гипенгиофобией, требуется принятие важного решения, он может впадать в панику или устроить необоснованную истерику.

Он сам не в состоянии понять, что происходит и начинают винить окружающих.

Бессонница — симптом фобии

Как избавиться от боязни обязательства

Избавить себя от боязни обязательства можно самостоятельно, прибегнув к одному из методов терапии.

  1. Метод «под микроскопом»: вы должны детально изучить свои проблемы и страхи. Если вас пугает предстоящее рождение малыша, вы можете взять чистый лист бумаги и во всех подробностях изложить свои страхи, и с чем они связаны. Когда вы более тщательно взгляните на свои боязни, вы увидите, что они решаемы.
  2. Метод – «Наводнение»: вы мысленно потренировались решить свою проблему. От вас требуется представление ситуации, в которой вы не можете постоять за себя. Мысленно продумайте все возможные варианты решения, чтобы в реальности вы были спокойны и смогли взять на себя обязанности.
  3. Метод – «Весь мир – театр»: представьте, что вы актер и всего лишь играете на сцене, тогда решения будут легче приниматься, а вы не будете находиться в постоянном стрессе.

Каждый из нас в социуме испытывает боязнь ответственности, но не каждый способен осознать страх. Явление возникает на любом этапе жизни. Составляющими страха выступают опасение неудачного решения, провала, неоправданного риска, инициативности. Страх проявляется, когда наваливается рутина, когда не видно выхода, возможности и силы исполнить свои обязательства у обоих полов. Это не значит, что страх приносит страдания, скорее наоборот, он связан с нежеланием взрослеть, брать на себя ответственность.

Ответственность – энергия, которая мобилизует, делает сильней. Лидерское качество жизненно необходимо. Без него люди не развиваются. Для развития человека как личности нужна ответственность, хотя бы перед самим собой, способность признать, что настоящее положение вещей является итогом собственных поступков. Существует 2 типа людей:

  1. Те, кто организует свою жизнь и поступки, формируя будущее.
  2. Те, кто обвиняет других, становясь жертвами обстоятельств.

Если целеполагания в жизни нет, человек, меняясь биологически, остается инфантильным. Это характеризуется неготовностью или страхом взять на себя ответственность. Эта группа людей всегда считает кого-то виноватым в том, что не получается у них. Живет, не задумываясь ни о чем, плывет по течению.

Антипод создает впечатление взрослой личности, организующей свою жизнь и готовой нести ответственность за все, что окружает ее.

Боязнь ответственности по своей сути иронична. Являясь психическим отклонением, фобия воспринимается как безответственность. Люди, страдающие повышенной тревогой по поводу обязательств и важных задач, терпят неудачи только из-за того, что испытывают страх сделать что-то неправильно, ошибиться.

Страх перед ответственностью, как ни странно, созвучен гиперответственности. Раздувая мелкие обязательства, страшась будущего, они кажутся неподьемными, невыполнимыми. Наши опасения мешают двигаться вперед, если они приобретают размеры вселенских масштабов. Так или иначе, вся жизнь связана с принятием обязательств, которые чаще всего отталкивают. Но не взяв ответственность, не получить приятных моментов. Сосредоточившись на положительных, глубинных вещах, борьбу с невидимым страхом начать легче.

Истоки гипенгиофобии

На пути к успеху лежат препятствия, иначе бы каждый становился успешным без особых усилий. Страх ответственности основывается на том, что мешает добиться успеха. Условно причинами страха и как следствия безответственности можно назвать:

  1. Навыки неудачника.
  2. Откладывание важного на потом.
  3. Негативное мышление.
  4. Критика, сплетни.
  5. Вредные привычки.

Поведение неудачника сводится к тому, чтобы не рефлексировать, винить в своих проблемах президента, близких, соседей, учителей, местность или погоду. Он не берет ответственность за поступки и слова, не думает о будущем, не строит планов, сливается с толпой.

Не думая о важном, индивидуум проводит день у телевизора, в социальных сетях, у компьютерных игр, откладывает саморазвитие, учебу. Когда люди говорят, что на важные дела не остается времени, средств, сил, значит, они не берут ответственность за свою жизнь. Лень, замещение важных дел второстепенными может привести к краху, как финансовому, так и личному. Это является толчком к глубокой депрессии, апатии, безысходности. Груз незавершенных начинаний или текущих дел начинает давить на человека. Убегать индивидуума в будущее, где намечены планах разрешить дела, оставить на потом, заставляет страх.

Крайнюю степень страха обязательств и ответственности в научной психотерапии принято называть гипенгиофобией. Становясь фобией, она не сопровождается паническими атаками и повышенной тревогой. Базой, на которой держится гипенгиофобия, становятся:

  • детские впечатления, травмы;
  • социальные установки, отношения;
  • суггестивность, перфекционизм, низкая самооценка индивидуума.

Страх ответственности, качества, связанные с ним, а затем гипенгиофобия рождаются в детстве. Синдром безответственности развивается на фоне родительских установок и желаний. В процессе социализации ребенок усваивает свои впечатления, запреты, критику или наказание за неверные с точки зрения наставников, действия, перенося их вместе со своим страхом во взрослую жизнь. Подобные программы неправильного воспитания или травм могут передаваться из поколения к поколению.

Социальные стереотипы подхватывают эстафету неуверенности, формируют стойкое оценочное понимание действий и событий. Порицание, осуждение, межличностные неудачи, насмешка или критика вызывают страх ответственности у большинства людей. Человек с повышенной внушаемостью следует и вторит обществу, которое устанавливает рамки хороших и плохих поступков, успеха-неуспеха, не успевая выработать собственную оценку. В итоге становясь «как все», формирует навязанные негативные предубеждения. При неудаче или провале человек воспринимает последующие действия и события в свете прошлых ошибок, повлекших за собой неприятные результаты.

Принятию любого решения мешают, развивают страх также заниженная самооценка и перфекционизм. Сравнивая успехи с идеалом, человек всегда будет недоволен и расстроен, оценивая как долго еще до совершенных результатов. Одной из причин, по которым мужчины боятся обязательств в межполовых отношениях, является тяжелый разрыв в прошлом и как результат опасение отказа. Итогом такого мышления становится постоянное беспокойство при малейшей попытке брать на себя ответственность, избегание реальных действий, депрессия. В тревожном состоянии гипенгиофобия парализует, а человек теряет всякую способность действовать.

Самостоятельный тренинг

Выбраться из страха и предотвратить депрессию поможет правильная тактика:

  1. Поймайте себя на мысли, когда хочется отложить дела.
  2. Разложите цепочку, которая ведет к страху. Правильно задать себе вопрос «чего конкретно я боюсь?».
  3. Пропишите все важные дела и цели по пунктам.
  4. Осознайте первый шаг на пути к цели.

Преодолевать страх ответственности, развивать качества уверенности сходно с накоплениями в банке. Тренировка и полученный опыт, как банковский счет всегда придут на помощь в случае неудачи, придадут уверенности в собственных силах. Важным моментом развития положительных качеств и преодоления страха является поддержка, которую необходимо дать самому себе. Собственной поддержкой выступает:

  • ежедневная афирмация («я самый умный, талантливый, красивый и т. д», «я все решаю», «я – господин»);
  • внедрение аффирмаций – желательно периодически проговаривать фразы в окружении, не боясь показаться комичным, позером, нелепым.

В большинстве случаев человек способен справиться с проблемой самостоятельно, постепенно принимая ответственность за свои действия.

Для того, чтобы избавиться от данного страха, нужно попробовать изменить что-то в жизни. Достижению успеха, уверенности способствуют следующие моменты:

  1. Чередование труда и отдыха составляет основу стабильного психического состояния.
  2. Доведение задачи до логического конца позволит получить чувство удовлетворенности, уверенности, оптимизма.
  3. Отказ от затягивания решений. Обратные ситуации создают стрессовые ситуации, напряжение, развивают страх.
  4. Принятие ошибки как подсказки, опыта. В следующий раз она послужит планом по исправлению действий, а не покажется катастрофой.
  5. Анализ последствий. В оценке последствий необходимо руководствоваться рациональным подходом. Это создаст ясность вариантов решения любых обстоятельств и понимание возможных результатов.
  6. Тренировка брать ответственность за ежедневные поступки. Так будет накапливаться ресурс противостояния фобии.
  7. Действия вопреки страху – эффективное начало борьбы с ним. Страх парализует, поведенческие акты разрушают бездействие.

Выходом в такой ситуации являются тренинги, НЛП, психотерапия. В этом может помочь близкий человек, которому Вы не безразличны.

Помощь психотерапевта

В психотерапии особое внимание уделяется разновидностям социальных фобий. Гипенгиофобия занимает среди них одно из первых мест, поскольку ее действие продолжительное, а последствия опасные. Страх перед обязательствами в обществе, жизни приводит к дисбалансу физиологических функций и внутреннего состояния. Человек становится вялым, безынициативным, заторможенным, либо, наоборот много суетится. Отмахиваться от проблемы нельзя. При игнорировании страха, нежелании бороться с ним возникают более серьезные последствия.

Социальное расстройство отражается на самочувствии пациента, вызывая проблемы физического здоровья. Его следствием могут быть такие заболевания как:

  1. Язвенные болезни желудка.
  2. Сердечно-сосудистые патологии.
  3. Соматические заболевания.

Неуправляемый страх наряду с заболеваниями внутренних органов и систем ведет к большей инвалидизации пациента, серьезному жизненному кризису.

Психотерапевты советуют устранять гипенгиофобию постепенно с повышением градуса ответственности и важности заданий. Терапия заключается в достраивании личностных качеств субъекта, изменении отношения к способностям, организации здорового поведения посредством узкоспециализированных тренингов. Медикаментозно лечатся только телесные симптомы тревожности. Страх при этом остается в глубинах сознания.

Гипенгиофобия присутствует почти у всех, кем бы он ни был: учеником школы, студентом ВУЗа, офисным работником, безработным. Разница лишь в уровне страха перед ней. Боязнь ответственности отличаясь от других социальных фобий, возникает без исторически сложившихся причин и воздействия внешних факторов. Корни разновидности социофобии лежат, как правило, в качествах характера человека, впоследствии развитыми обществом.