Чем разбавить полиуретановую краску. Полиуретановый лак для пола: лучшие марки, правила нанесения на деревянное и бетонное основание

Источник: Painting and varnishing. Wooden Boat Series.
Doug Templin
Сокращенный перевод С.Б.

Что такое полиуретаны

Хотя полиуретановые соединения окружают нас уже довольно давно, они до сих пор представляют собой передовые технологии, потому что за все это время мало что сдвинулось в направлении разработки более прогрессивных лакокрасочных систем.

Сразу после появления первых двухкомпонентных полиуретановых красок за ними закрепилась репутация долговечных, химически- и износостойких, хорошо сохраняющих свой цвет. Они тут же были взяты на вооружение в авиации, где первостепенное значение имеет защита от коррозии, важна эстетика, а стоимость окрасочных работ крайне высока. Зарекомендовав себя в авиации, полиуретановые краски быстро перешли в сферу "морских" лакокрасочных материалов по тем же самым причинам. Следующими на очереди оказались автомобилестроение и сфера промышленных покрытий, где высокая стоимость полиуретанового лакокрасочного покрытия оправдывает себя повышенной стойкостью и долговечностью. На сегодняшний день существует бесконечное множество сфер примененения полиуретанов.

Сам химический процесс отверждения полиуретанов относительно прост. Он представляет собой реакцию двух соединений: одно из них называется изоцианатом, другое - полиолом, или высокомолекулярным спиртом. Изоцианат состоит из химических групп, содержащих атомы азота, углерода и кислорода, соединенных друг с другом особым образом, что придает им высокую реакционную способность. Процесс производства изоцианатов был разработан немецкой фирмой Байер (той, что известна изобретением аспирина), лицензия на производство была продана фирме Monsanto в США. Позднее они приобрели ее акции и создали фирму Mobay Chemical, по сей день производящую самые чистые и высокотехнологичные изоцианаты из существующих.

За прошедшие годы многое удалось улучшить: снизить летучесть изоцианатов, сделать их более безопасными и усовершенствовать характеристики. При том, что само слово "изоцианат" несет зловещий оттенок, оно не имеет никакого отношения к цианиду, известному яду. Изоцианат является раздражителем органов дыхания, а токсичным эффектом обладают его растворители.

Компонент, называемый "полиолом", обычно представляет собой спирт с высокой молекулярной массой с добавкой пигментов, наполнителей, и прочих компонентов, которые все вместе именуются "пигментированной основой". Полиол обладает реакционно-способными гидроксильными группами (ОН), точно такими же, которые имеются в молекуле воды H 2 O (Н-ОН). В спиртах, которые применяются для образования полиуретана, они обладают очень высокой активностью, а их большое количество ведет к образованию многочисленных реакционных пар с изоцианатом и при смешивании компонентов формируется очень плотная трехмерная сетчатая структура.

Количество существующих полиолов так же велико, как и число существующих фирм-производителей лаков и красок, каждый разрабатывался с определенной целью или для заполнения узкоспециализированной ниши рынка. Целями их разработки могут быть экономичность, стойкость к температуре и химикатам, формирование толстой пленки покрытия, защита от коррозии. Те спирты, которые мы применяем в области "морских" лакокрасочных покрытий, разрабатываются в расчете на высокую степень исходного глянца и длительную его стойкость.

Морские полиуретановые покрытия

Давайте поближе взглянем на то, что собой представляют полиуретаны, предназначенные для эксплуатации в "морской" среде. Определенное различие между ними состоит в двух типах применяемых полиолов - теми, что содержат акриловую смолу и теми, у кого основа полиэфирная. Именно смола определяет внутреннюю структуру и позволяет заранее прогнозировать, на что пленка покрытия будет способна, а на что - нет. Системы на акриловой смоле обычно относят к модифицированным полиуретанам, в то время как полиэфирные системы считаются "чисто" полиуретановыми.

Лакокрасочные системы на базе акриловой смолы обычно разрабатываются с расчетом на минимальное время отверждения, достаточно твердую поверхность и способность к полировке. Они более уязвимы перед температурой и химическими веществами, однако это не мешает им доминировать в сфере автомобильной промышленности и прочих транспортных средств, где имеет значение возможность полировки. Акриловые системы, как правило, не обладают такой эластичностью и стойкостью к истиранию, как их полиэфирные собратья.

Среди акрило - модифицированных систем, применяемых для покраски транспортных средств, доминирует система Imron фирмы Дюпон (Dupont) и совершенно очевидно, что она же лидирует и среди подобного типа "морских" систем. Однако в условиях высоко-коррозионной среды и в южных широтах Imron, по-видимому, не может похвастаться таким глянцем и светостойкостью, как полиэфирные системы высокого качества. Поскольку у последних эластичность покрытия бывает выше, мне кажется, что Imron более подходит для металлических и стеклопластиковых лодок, нежели деревянных. Его применению препятствует также тот факт, что при покраске кистью результат нельзя считать удовлетворительным.

Полиэфирные системы чаще можно встретить в сфере реактивной авиации, где стойкость к растворителям и эластичность являются обязательными требованиями. На этом рынке лидирует продукция фирм Sterling (Sterling System), US Paint (Awlgrip), International (Interthane) и Koppers (Z-Spar). Все эти системы имеют полиэфирную основу и довольно сильно отличаются друг от друга, хотя по своим конечным потребительским качествам их можно считать примерно равноценными. У каждой из этих фирм имеется своя марка краски, которую можно наносить при помощи кисти, что привлекает к ним в последнее время довольно широкое внимание.

Условия для окраски

Рассказов о том, как ведет себя та или иная краска, существует великое множество - все мы слышали об удачах и полных фиаско, причем, когда речь шла об одной и той же марке краски. Вполне естественно, что любому из нас хочется добиться хорошего результата при окраске лодки, поэтому следует заранее знать некоторые из важных условий, соблюдение которых поможет этого добиться.

Сухая древесина. Полиуретановые краски можно наносить только на древесину, которая равномерно просушена и находится в состоянии равновесной влажности с окружающей средой. На ее поверхности не должно быть участков проявления повышенного содержания влаги, выдающих себя вздутием и пузырением. Если эмалевая краска держится на корпусе всего один сезон - вероятной причиной может быть именно повышенная влажность древесины. С влажной древесиной у вас ничего не получится и с полиуретановыми красками.

Подходящий кандидат для нанесения полиуретановой краски - это здоровая древесина, хорошо высушенная и стабильная в размерах, хотя на практике больше шансов получить хороший результат с древесиной лиственных пород. Проблемы могут возникнуть с древесиной типа смолистой сосны, у которой многочисленные сучки постоянно "слезятся".

Жесткая основа. Если корпус или рубка вашей лодки испытывает значительные деформации на сдвиг между поясьями обшивки, использовать полиуретановые краски там нельзя. Чем старше возраст лодки, тем более ослаблен ее крепеж и тем, вероятно, больший сдвиг друг относительно друга испытывают доски обшивки. Это может быть вызвано динамическими нагрузками, возникающими при движении лодки в водной среде, или просто при перемещении лодки из очень жаркого климата в очень холодный, из очень влажного в сухой и наоборот.

Любой корпус, со швами которого это происходило в прошлом, гарантированно поведет себя аналогичным образом с любой краской, будь то полиуретановая или масляная, сокращая тем самым предполагаемый срок ее службы. Когда в покрытии начинают появляться трещины, оно теряет свою целостность, начинает пропускать под себя воду и более не выполняет свою функцию.

Если поставлена цель добиться от полиуретановой краски максимального срока службы, она должна наноситься только на такую деревянную лодку, которая не подвержена изгибающим деформациям - это может быть качественно обшитый вгладь корпус в идеальном состоянии, лодка с реечной обшивкой и проклеенными смолой швами, корпус с обшивкой из фанеры, с диагональной обшивкой или оклеенный стеклотканью.

Пазы обшивки с разладкой (клиновидным пазом), оставленные открытыми и заполненные шпаклевкой, представляют собой наиболее вероятное место развития сдвиговых деформаций даже на самых крепких корпусах. Не всем владельцам такого рода пазы доставляют эстетическое удовлетворение, однако если они там есть, то это только для пользы. К сожалению, эти V-образные пазы скрывают начинающиеся микротрещины в покрытии, которые с ними гораздо менее заметны, чем на корпусе, у которого соседние доски стыкуются заподлицо.

Плотность соединений. Деревянный корпус необходимо тщательно обследовать, чтобы убедиться в том, что все торцевые и усовые стыки, пазы и трещины плотно заделаны и предотвращен доступ воды к несущим элементам конструкции корпуса, где она может проникать вдоль зазоров и по волокнам древесины. Ничто не разрушает лакокрасочное покрытие быстрее, чем впитывающаяся вода и нередко этот процесс проходит незамеченным наивными владельцами деревянных лодок, которые в конце концов с беспокойством обнаруживают неприглядные пузырения краски в местах, где вода проникла под поверхность. Полимерная пленка противостоит этому не более чем обычная масляная эмаль, фактически - она даже более уязвима, потому что влага изнутри, пытающаяся выйти на поверхность, не в состоянии пройти сквозь непроницаемую пленку полимера, как это происходит в случае менее плотной пленки эмалевого покрытия. Поэтому влага имеет свойство отрывать пленку от поверхности, образуя в этом месте пузырь.

О безопасности

Полиуретановые и эпоксидные покрытия, как правило, содержат в своем составе более токсичные компоненты, чем обычные эмали. К последним следует относиться также с долей осторожности, потому что производители постоянно работают над их усовершенствованием и современные эмали могут содержать грунтующие составы, растворители и разбавители, которые так же токсичны при вдыхании или попадании на кожу, как и те, что мы находим в полиуретановых лакокрасочных материалах. Эпоксидные составы, как всем известно, содержат множество компонентов, способных вызывать кожную аллергию и другие реакции. Следует избегать попадания их на кожу и работать только в средствах защиты органов дыхания - как минимум в плотно прилегающем респираторе со свежими фильтрами с активированным углем.

При нанесении полиуретановых красок из краскопульта изоцианатный компонент полиуретана превращается в аэрозоль и без труда может попасть в легкие человека. При окраске кистью этот процесс не так выражен, поскольку большой молекулярный вес изоцианата не дает его молекулам активно испаряться. Независимо от выбранного способа нанесения, человек при работе с полиуретановыми красками подвергается воздействию содержащихся в них сильных и токсичных растворителей, которые легко улетучиваются и оказываются в легких. Нужны средства индивидуальной защиты.

При работе на открытом воздухе необходимую защиту может обеспечить респиратор с угольным фильтром. Если вы являетесь обладателем бороды, то должны понимать, что добиться плотного прилегания маски будет сложно и такого рода респиратор не обеспечит вам должной защиты. При работе в тесном контакте с полиуретаном, если у вас борода или если требуется более надежная защита - следует пользоваться респиратором с избыточным давлением и подачей воздуха извне. Респиратор и перчатки обязательно должны быть на вас во время смешивания, нанесения краски и чистки от ее химических компонентов. Если в какой-то момент вы почувствовали в респираторе запах краски, концентрация токсичных веществ в воздухе представляет опасность и требуется принятие мер. Не забывайте читать гигиенические сертификаты (MSDS) на все применяемые вами химические продукты, не ограничивайтесь чтением только того, что написано на этикетке.

Нанесение полиуретановых красок

Полиуретановые лакокрасочные материалы представляют собой тонкие, прочные и обладающие высоким глянцем покрытия, которые смотрятся наилучшим образом только будучи нанесенными на идеально гладкую поверхность (неважно, краска это или лак). Даже самые мизерные царапины толщиной с волос будут проглядывать сквозь пленку. Поэтому подготовка поверхности под окраску имеет не меньшее значение чем сам процесс окраски, который, в свою очередь, протекает по-разному для краски и для лака.

Если старое эмалевое покрытие лодки не имеет повреждений и пребывает в хорошем состоянии, оно прекрасно подходит в качестве основы для нанесения полиуретановой краски и требуется только зашкурить его с зерном 180, отшлифовать до блеска и перед окраской загрунтовать полиуретановым грунтом. Следует очень критично оценить состояние существующего покрытия. Если эмаль находится не в очень хорошем состоянии, намного лучших результатов вы сможете добиться, удалив всю имеющуюся краску до чистой древесины и начав все "с нуля".

Существует два наиболее известных метода подготовки поверхности, оба включают в себя нанесение эпоксидных материалов поверх чистой древесины. Первый способ состоит в использовании для защиты древесины и заполнения ее текстуры любой приличной водостойкой эпоксидной смолы, не содержащей наполнителей, типа ChemTech, ColdCure, Detco, System3, Travaco или West System (названия даны в алфавитном порядке). Два или три ее слоя можно нанести при помощи валика, затем обработь грубой шкуркой и помыть согласно рекомендациям производителя. Это и будет основа для грунтов, наносимых впоследствии.

В качестве альтернативного способа чистую поверхность древесины можно покрыть несколькими слоями эпоксидного грунта, используя для этого кисть, валик или краскопульт (если он и у вас есть и вы владеете опытом его применения). Слои грунта наносятся и шлифуются друг за другом до тех пор, пока не будут заполнены заподлицо с поверхностью все впадины и провалы. Эпоксидные смолы, наносимые в виде толстого слоя, обладают очень высокой прочностью и плохо поддаются шлифовальной обработке, однако именно эта их особенность позволяет упрочнить поверхность древесины и снизить ее восприимчивость к ударам и царапинам. Хорошо подумайте, прежде чем воспользоваться эпоксидными грунтами, поверхность которых легко шлифуется - у них очень низкая стойкость к ударам. Следует запомнить простую вещь: то, что легко шлифуется, так же легко будет восприимчиво к вмятинам, а наибольшей прочностью будет обладать тяжелая в обработке поверхность.

При нанесении эпоксидных грунтов валиком получается покрытая заметной пупырчатой текстурой поверхность, которую довольно сложно гладко отшлифовать. Заметно сэкономить время позволил бы в этой ситуации краскопульт в несколько проходов. Грунт при этом выравнивается сам собой и необходимая толщина набирается в более сжатые сроки.

После того как поверхность древесины будет надежно защищена (а лучше всего эту функцию выполняют эпоксидные смолы), следующим шагом должно стать шпаклевание поверхности. Шпатлевку для этого можно приготовить самим из эпоксидной смолы, микросферы и аэросила, нанося ее при помощи шпателя. Можно также воспользоваться шпаклевками низкой плотности заводского изготовления.

Когда зашпаклеванные места обработаны шкуркой на терке, отшлифованы и заметные впадины отсутствуют, вся ошкуренная поверхность должна быть вновь покрыта эпоксидным грунтом, чтобы закрыть поры микросфер, разрушенных при шлифовке. После грунтования валиком, кистью или краскопультом и последующей сушки поверхность следует обработать шкуркой с зерном 100-150.

Эпоксидные грунты для улучшения розлива по поверхности содержат в своем составе растворители, которые по мере отверждения состава улетучиваются из высыхающей пленки. При испарении растворителей с поверхности пленка покрытия получает усадку, и этот процесс продолжается до их полного испарения. Поэтому не стоит спешить со шлифовкой толстого слоя эпоксидного грунта (особенно в холодную погоду), а тем более, если слоев было нанесено несколько и не дожидаясь полного улетучивания растворителей из предыдущего слоя.

Эпоксидные шпатлевки, содержащие мелкодисперсные наполнители (типа Interlux Red Hand), также могут быть использованы для заделки остающихся пор древесины и незначительных царапин. Поверхность после них обрабатывают шкуркой с зерном 150-180.

Я не советую использовать для заделки дефектов поверхности деревянной лодки автомобильную полиэфирную шпатлевку. Полиэфирная смола является впитывающим воду материалом, а эти шпатлевки очень пористые и содержат в своем составе значительное количество растворителя, при изменении окружающей влажности они имеют свойство давать усадку и набухать.

Даже теперь все еще рано приступать к нанесению краски. Пришло время для финишного грунта. Я предпочитаю использовать для этих целей полиуретановый грунт Sterling U-1000, разбавленный до необходимой консистенции в зависимости от способа нанесения (кистью, валиком или краскопультом). Это быстросохнущий полиуретан, он достаточно эластичен, обладает отличной адгезией ко всем типам поверхностей и прекрасно шлифуется. Его надо нанести гладким слоем, годящимся для финишного шлифования с зерном 220.

После финишного шлифования качество подготовленной поверхности проверяется, проводя по ней кончиками пальцев - прикосновение не должно выявлять осязаемых дефектов. Идеальному покрытию нужна идеальная основа.

И вот теперь, наконец, все готово. Пигментированная основа краски смешивается с катализатором, обычно к ним добавляется еще небольшое количество акселератора для ускорения отверждения пленки. Акселератор также позволяет избежать помутнения глянца, что может иметь место при работе на улице, когда неполностью отвержденная поверхность вступает в контакт с повышенной влажностью.

После смешивания дайте краске 30-45 минут на то, чтобы запустилась реакция и началось формирование структуры полимера. Это поможет пленке покрытия вести себя более предсказуемым образом после нанесения на поверхность.

По истечении этого времени в краску добавляется разбавитель, количество и марка которого зависит от климатических условий и способа нанесения краски (кисть или краскопульт). Разбавлять краску необходимо, иначе гарантирован плохой ее розлив. Чрезмерное добавление разбавителя не позволяет достичь нужной толщины пленки и сокращает продолжительность сохранения краской глянца в будущем.

Для работы используйте хорошую кисть - не обязательно самую дорогую, а комбинированную, из свиной щетины и бычьей шерсти типа Corona, Redtree, Linzer, либо более дорогие Hamilton, если вам того хочется. Держите их всегда несколько штук в наличии, потому что скорее всего одной дело не обойдется.

Кисти следует тщательно чистить сразу после работы, затем ополоснуть и очистить скребком или металлической щеткой для удаления всех следов отвержденной краски. Кисть следует несколько раз прополоскать в растворителе с отжиманием после каждого раза. Как правило, после двухдневного использования кисть более не годна для нанесения финишного слоя из-за скопления отвержденной краски у ее обоймы. Отложите ее - она может еще пригодится для нанесения грунтов.

Работая на окраске больших площадей вроде стен рубок и бортов, мы пришли к выводу, что идеальным инструментом для нанесения полиуретановой краски являются поролоновые валики с фенольным покрытием (для защиты от растворителя). Один человек при помощи валика накатывает участок размерами от края до края по вертикали и 30-45 см по горизонтали, умеренно окуная валик и распределяя краску в виде тонкого слоя. Его напарник с кистью идет сразу следом и флейцует поверхность двумя-тремя движениями в вертикальном и горизонтальном направлении. Некоторые утверждают, что последним движением флейца должно быть вертикальное, поскольку при этом получается меньшее количество наплывов и подтеков. Другие следуют более традиционной технике, проводя последний раз флейцем в направлении линии борта. Мне кажется, что при завершающем вертикальном движении флейца подтеки ликвидируются все-таки лучше. По ходу работы, если краска начинает казаться вам инертной, может потребоваться дополнительное ее разбавление, как и в случае работы кистью с обыкновенной эмалью.

После первого прохода всей поверхности и напыления связующего слоя покрытие должно иметь хороший глянец без помутнений. Краски надо наносить столько, чтобы при розливе она давала красивую зеркальную поверхность. Многие материалы, будучи нанесенными в виде слоя подобной толщины за один раз, быстро образуют подтеки.

Необходимо подождать, пока первый слой краски не встанет до состояния "на отлип" (от получаса до часа), после чего нанести второй слой. Он также должен быть такой толщины, чтобы спустя несколько минут после нанесения поверхность краски вытягивалась и приобретала красивый глянец. Два прохода краскопульта, как правило, позволяют достичь достаточной толщины покрытия.

Различные декоративные полосы могут наноситься на окрашенную поверхность как только краска приобретет достаточную твердость, чтобы ей не повредил малярный скотч. Обычно это возможно уже на следующий день после окраски, хотя в условиях холодного климата времени может потребоваться больше.

Чистка инструмента легко производится растворителем МЭК, не забывайте при этом про перчатки и респиратор.

Нанесение полиуретанового лака

У нас имеется огромный опыт нанесения полиуретановых лаков в любых ситуациях, и мои советы отражают некоторые важные основы, накопленные ценой многих лет экспериментов и неудач.

Как и в случае с краской, нашей целью является получение сплошной пленки на твердой сухой поверхности. Однако в ситуации с лаком приходится также учитывать эффект воздействия солнечного излучения на древесину. Лучше всего покрывать полиуретаном уже имеющееся лаковое покрытие достаточной толщины. Янтарного цвета частицы и ингибиторы ультрафиолета, содержащиеся в лаке, предохраняют поверхность древесины от разрушения. Сам по себе лак не обладает достаточной твердостью, его поверхность легко царапается и под воздействием солнца быстро мутнеет. В противоположность ему, полиуретан тверд, обладает высоким глянцем и очень стоек к царапинам. Он защитит лак и объединит полезные свойства того и другого покрытия. Эта комбинация, по нашим наблюдениям, продлевает срок службы обычного лака не менее чем в 4-5 раз, причем речь идет о таких регионах, как Флорида, Южная Калифорния или тропики.

После того как на поверхности древесины получена пленка обычного лака нужной толщины, позволяющая скрыть дефекты поверхности (обычно это порядка восьми слоев), дайте последнему слою высохнуть и набрать твердость. Отшлифуйте поверхность шкуркой с зерном 220 и покройте ее двумя-тремя слоями прозрачного полиуретанового лака, желательно в течение двух-трех дней, по одному слою в день. Перед нанесением последующего слоя поверхность шлифуется только для удаления прилипших пылинок и устранения незначительных дефектов. Пленка лака не обладает химической стойкостью по меньшей мере 48 часов после нанесения, поэтому если следующий слой лака будет наноситься в этом интервале времени, шлифовать всю поверхность не требуется. Если с момента нанесения полиуретанового лака прошло более двух суток, поверхность следует тщательным образом зашкурить до полного устранения глянца.

Подобным способом мы успешно покрывали полиуретановым лаком тик, дуб, ель, сосну, кедр, розовое дерево, падук, эвкалипт, ясень и многие другие породы древесины. Внутри корпуса, где отсутствует ультрафиолетовое излучение, полиуретановый лак можно наносить непосредственно на поверхность древесины, что позволяет создать практически нерушимую "броню" на поверхности деревянных настилов, рундуков, камбуза и во многих других местах, подверженных интенсивному износу.

Из-за того, что нет ничего проще, чем отмыть глянцевую поверхность полиуретана, мы пробовали покрывать им (с непременным успехом) трюмы, моторные отсеки и полированные латунные детали. Полиуретановый лак хорошо зарекомендовал себя в виде защитного покрытия эпоксидной смолы на корпусах с ламинированной диагональной обшивкой. Полиуретан снижает вызванные солнечным излучением окислительные процессы в эпоксидной смоле и ее меление.

Уход и ремонт

Уход за окрашеной линейным полиуретаном поверхностью прост - время от времени мыть ее водой с мылом. Въевшаяся смазка, масло, краска с бортов других лодок, буев и причалов легко удаляется с поверхности полиуретана сильными растворителями без причинения вреда полиуретановой пленке.

Внимательно следите за появлением любых трещин и вмятин в покрытии, куда может попасть вода и незамедлительно осуществляйте их ремонт. Помните - вода ни в коем случае не должна проникнуть под пленку.

После завершения всей душераздирающей истории с покраской неизбежному все-таки суждено случиться. Столкновение с буем, действия неосторожного рулевого или образование пузыря ведут к тому, что блистательный облик лодки постепенно перестает быть центром всеобщего внимания.

Небольшую царапину или скол можно ликвидировать, смешав небольшое количество пигментированной основы краски с катализатором. Дайте ей постоять около часа после смешивания, чтобы она приобрела более густую консистенцию. Затем возьмите маленькую кисточку и с ее помощью заполните место дефекта. При необходимости повторите эту процедуру несколько раз до заполнения царапины заподлицо с поверхностью.

Более значительные царапины могут быть исправлены профессиональными малярами, владеющими краскопультом. При этом место ремонта будет едва отличаться визуально. Ремонт поврежденного участка осуществляется (желательно) с применением эпоксидной шпатлевки, окружающая участок поверхность заклеивается для защиты. Поверхность грунтуется очень тонким слоем из краскопульта, шлифуется и красится. Если не заливать краской всю открытую площадь вплоть до заклеенной границы, можно будет избежать неприглядного перехода. После пары дней на высыхание поверхности сухие частицы аэрозоля вдоль периметра участка слегка шлифуются 1500-м зерном (сухим или влажным), затем полируется самым мелкозернистым полировальным составом, и в завершении - полиролью для оргстекла. После этого поверхность приобретает практически идеальный вид.

Владелец может своими силами выполнить ремонт поврежденного участка при помощи кисти. По своему уровню это будет выглядеть приблизительно как в случае ремонта с применением обычной эмалевой краски и не будет так малозаметно, как описанный выше профессиональный метод. Лучших результатов мне удавалось добиться, обрабатывая периметр свеженанесенного участка сухой кистью, стараясь сгладить его заподлицо с прежним, насколько это возможно. Если все сделано правильно, такого рода заплатки едва заметны с расстояния в несколько футов.

Есть ли в этом польза?

Если лодка пребывала в нормальном состоянии, а подготовка, сама покраска и последующий уход осуществлялись правильно - полиуретановое покрытие способно прослужить вам 3-5 лет. В течение этого срока окрашенная поверхность будет легче мыться и более противостоять царапинам и абразивному износу, чем обычное эмалевое покрытие. Грязь, масло и топливо будут приставать к ней гораздо меньше, а цвет сохраняться более ярким и живым. Убытки в виде в два раза больших расходов на покраску обращаются выигрышем уже на третий год, даже если учитывать только стоимость материалов.

Все мы знаем, насколько трудоемким может быть процесс поднятия и покраски лодки, поэтому уже спустя два года полиуретановая лакокрасочная система начинает себя окупать. Разница в трудозатратах при грунтовании и окраске полиуретаном поверх прочного существующего покрытия совсем невелика по сравнению с обычной эмалью. Если же начинать все с нуля, т.е. с голой древесины - стоимость окраски окажется, бесспорно, дороже. Однако, с учетом того, что за последующие лет десять перекрашивать лодку придется всего раз или два, легко посчитать экономию. Поэтому не стоит впадать в депрессию от подсчета стоимости необходимых для этого материалов, примите во внимание и потенциал возможностей полиуретана.

Союз дерева с полиуретаном может оказаться наилучшей комбинацией. Результат работы получается совершенно великолепен и по долговечности намного превышает традиционные "яхтенные" эмали. Таково мое мнение об упаковке дерева в "пластмассу".


Количество показов: 6132

Из этой статьи вы узнаете:

Таким поверхностям в квартире, как полы, бетонные стены, мебель, предметы интерьера, постоянно угрожает множество агрессивных внешних факторов: горячая посуда, пролитые жидкости и пища, каблуки и другие острые предметы, бытовая химия. В качестве средства защиты, сохраняющего целостность и внешний вид поверхностей, используют полиуретановый лак. Он легко наносится и образует прочную быстросохнущую пленку, а разбавитель для полиуретановых лаков обеспечивает средству нужную консистенцию.

Что собой представляет разбавитель для полиуретановых лаков

Иногда термин «растворитель» употребляют в значении «разбавитель», но это не совсем корректно: данные жидкости различны по составу и функциям. Растворителем называется жидкость, которая растворяет затвердевшее вещество (полиуретановый или другой лак, например), а разбавителем - жидкость, применяемую для уменьшения вязкости какого-либо средства (лака, краски, морилки и т. д.).

Некоторые жидкости способны только разбавлять средства для отделки помещений, другие же не только разбавляют, но и могут растворить засохшую пленку лака или какого-нибудь другого покрытия. Так, уайт-спирит может служить разбавителем для полиуретанового или густого алкидно-масляного лака, однако, высыхая, эти составы перестают растворяться в нем. А вот денатурированный спирт является одновременно и растворителем, и разбавителем для шеллака.

Полиуретановые лаки представляют собой смеси раствора полиуретанового олигомера и органических растворителей. При подборе разбавителя для полиуретанового лака необходимо следить за тем, чтобы лак не содержал спиртов, бензинов и нитроком-компонентов и при этом содержал ацетаты либо ароматические углеводороды.

В качестве растворителей и разбавителей для полиуретановых лаков применяются ароматики (толуол, ксилол), эстеры (этилацетаты, бутилацетаты, этилгликольацетат), кетоны (ацетон, метилэтилкетон, метилизобутил-кетон, циклогексанон). Все компоненты полиуретановых лаков, как и разбавители для них, не должны иметь в своем составе гидроксилсодержащих соединений (например, спиртов, воды), которые вступают в реакцию с изоцианатами.

Кроме того, исключается присутствие в растворителях и разбавителях для полиуретановых лаков бензола, пиробензола и метанола.

Отдавайте предпочтение разбавителям известных брендов, в этом случае можно не беспокоиться за качество покрытия.

В качестве разбавителей для полиуретановых лаков до нужной степени вязкости обычно применяют растворители Р-4, Р-4А (ГОСТ 7827-7), в которые доливают 10-30 % (для нанесения лака кистью) или все 100 % растворителя (если работают краскопультом).

Обрабатывая поверхность полиуретановыми лаками, учитывайте их невысокую жизнеспособность: после того как лак был смешан с разбавителем и остальными ингредиентами, с ним можно работать в течение всего 12 часов (при температуре порядка +20 °С).

Характеристики разбавителей для полиуретановых лаков

Растворитель Р-4

Он состоит из:

  • 26 % ацетона;
  • 62 % толуола;
  • 12 % бутилацетата.

Разбавитель (растворитель) Р-4 для полиуретановых лаков имеет вид прозрачной бесцветной либо немного желтоватой жидкости однородной консистенции (без видимого осадка и плавающих частиц).

Спецификация разбавителя Р-4: массовая доля воды в нем составляет 0,7 %, коэффициент летучести равен 5-15, коагуляция - не более 24 %, а кислотное число - до 0,07 мг КОН/г.

Растворитель Р-4А

Состав средства:

  • 38 % ацетона;
  • 62 % толуола.

Этот разбавитель для полиуретановых лаков выглядит так же, как и предыдущий. По спецификации он тоже во всем аналогичен разбавителю Р-4.

Растворитель Р-189

Представляет собой смесь соединений:

  • 37 % этиленгликольацетата;
  • 37 % метилэтилектона;
  • 13 % ксилола;
  • 13 % бутилацетата.

Это средство, используемое при работе с полиуретановыми лаками, тоже выглядит как светло-желтая или бесцветная жидкость.

Спецификация разбавителя (растворителя) Р-189: вода составляет не более 0,7 % массы вещества, относительная летучесть по ксилолу - 1,2-1,6.

Этот разбавитель используется для таких марок лаков, как УР-293, УР-294.

Имеет следующие нормативы для рабочей зоны: предельная пороговая концентрация (в США обозначаемая TLV) - 750 ppm; 1780 мг/м 3 (ACGIH 1993-1993).

Растворитель РЛ-176

Включает в себя:

  • ½ циклогексанона;
  • ½ сольвента.

Имеет жидкую консистенцию, не окрашен (но в некоторых случаях имеет легкий желтоватый оттенок).

Спецификация растворителя РЛ-176 для полиуретановых лаков: не более 2 % воды от всей массы средства, летучесть по ксилолу - 1,5-4,5.

Необходим для работы с таким лакокрасочным материалом, как лак АС-176.

Характеризуется следующими нормативами для рабочей зоны: TLV 750 ppm; 1780 мг/м 3 (ACGIH 1993-1993).

Растворитель РЛ-176 УР

Состав растворителя для полиуретановых лаков РЛ-176 УР марки А:

  • 50 % этиленгликольацетата;
  • 50 % циклогексанона.

Марки Б:

  • 50 % этиленгликольацетата;
  • 50 % метилэтилектона.

Марки В:

  • 50 % этиленгликольацетата;
  • 50 % метилэтилектона.

Средство выглядит как прозрачная, иногда с желтоватым оттенком, жидкость, однородная и без взвешенных частиц.

Растворитель имеет следующую спецификацию: до 2 % воды в общей массе, летучесть по ксилолу - 1,5-4,5.

Используется совместно с лаками УР-277, УР-277 М, УР-277 П, УР-268 П.

Техника безопасности при работе с разбавителем для полиуретановых лаков

Растворители и разбавители понемногу доливают в полиуретановый лак, осторожно перемешивая его и доводя до требуемой консистенции. Перед этим нужно надеть специальную защитную маску и резиновые перчатки - все эти составы опасны для здоровья, поэтому соблюдение техники безопасности обязательно. Помещение, в котором проводится смешивание лака, должно хорошо проветриваться.

Если разбавитель попал на кожу, сразу же промойте пораженный участок теплой водой. Емкости с полиуретановым лаком и разбавителем плотно закрывают после работы, а затем разбавитель относят на хранение в темное место. Смесь держат в надежно защищенном от ультрафиолетовых лучей, пожаробезопасном и недоступном для детей помещении.

Опасность для человека

Используя в работе с лакокрасочными материалами растворители и разбавители, знайте, что практически любая строительная и бытовая химия токсична, поэтому не забывайте принимать необходимые меры безопасности.

Даже разовое воздействие концентрированного разбавителя для полиуретанового лака (вернее, его испарений) на организм человека опасно для глаз и дыхательных путей, а также для кожи. Может быть поражена ЦНС, печень и почки, пищеварительная система.

Долговременный контакт кожи с разбавителем (растворителем) может привести к дерматиту, а в тяжелых случаях - к проблемам с костным мозгом и кровью.

Пользуясь разбавителями для полиуретановых лаков, на рабочем месте придерживайтесь норм ГОСТ 12.1.005.

Концентрацию ядовитых веществ в воздухе на рабочем месте замеряют с помощью методик, описанных в ГОСТ 12.1.005 и 12.1.016, утвержденных государственными органами здравоохранения.

Пожарная опасность

Разбавитель для полиуретановых лаков является горючим и легковоспламеняющимся веществом (класс 3,1 ЛВЖ, температура вспышки составляет менее +23 °С), поэтому его нужно хранить в безопасном месте, подальше от источников открытого огня и искр. Нельзя курить около тары с разбавителем. Смесь испарений разбавителя с воздухом взрывоопасна.

При температуре от +20 °C разбавитель для полиуретановых лаков довольно быстро загрязняет окружающий воздух (а если средство распыляют, то еще быстрее).

Пары разбавителя тяжелее атмосферного воздуха, они стелются вдоль земли и могут вызвать пожар на некотором расстоянии от емкости с веществом.

Взаимодействуя с сильными окислителями - азотной или уксусной кислотой, перекисью водорода - разбавитель способен образовывать взрывоопасные вещества. В обычных условиях вступает в реакцию с бромоформом и хлороформом, что чревато взрывами и возгораниями. Также разбавитель разрушает некоторые виды пластиковых материалов.

Тушить загоревшийся разбавитель для полиуретанового лака можно с помощью:

  • химической пены;
  • углекислого газа;
  • воды (дисперсионным распылением);
  • воздуха (механическим способом).

Транспортировка

Растворители и разбавители для полиуретановых лаков поставляются в таре из стекла или металла объемом 0,5-10 л. Перевозить эти составы можно только в плотно закрытой посуде, защищенной от нагрева, прямых солнечных лучей и попадания влаги. Транспортировка допускается лишь в специализированных железнодорожных цистернах либо автомобилях. Такие меры предосторожности обусловлены тем, что растворяющие смеси взрыво- и пожароопасны в высокой степени.

Для перевозки растворяющих составов, в частности, разбавителя для полиуретанового лака, по железной дороге используют цистерны, принадлежащие поставщику или покупателю либо взятые в аренду согласно Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозок нефтебитума. Также допускается транспортировка разбавителя в специальных контейнерах-цистернах для опасных жидких грузов класса 3 (см. «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам»).

Разбавители для полиуретановых лаков, залитые в тару для транспортировки, перевозят в крытых грузовых вагонах либо в универсальных контейнерах (см. «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам» и «Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах»).

Требования охраны окружающей среды

Производство разбавителей для полиуретановых лаков связано с образованием газообразных или жидких отходов, представляющих экологическую опасность для атмосферы и водоемов.

Чтобы защитить атмосферный воздух от токсичных примесей, ведется контроль соблюдения предельно допустимых выбросов (ПДВ), установленных ГОСТ 17.2.3.02. Порядок осуществления этого контроля определяют соответствующие органы исполнительной власти РФ.

Что касается охраны вод (в частности, рыбохозяйственных водоемов) от ядовитых стоков, то для них тоже существуют предельно допустимые концентрации и ориентировочно безопасные уровни воздействия, соблюдение которых контролируется государственными инстанциями.

Жидкие отходы, представляющие собой загрязненные растворяющие смеси (включая и разбавители для полиуретановых лаков), либо сливают в очистные сооружения, либо возвращают в производство, где их собирают и затем перерабатывают для повторного использования.

Где купить разбавитель для полиуретановых лаков

Приобрести качественные и безопасные лакокрасочные материалы, в том числе разбавитель для полиуретановых лаков, вы можете в нашей компании - АО «Радуга».

АО «Радуга» работает с 1991 года (бывшие «Центрмебелькомплект», «Декор-1»). Фирма была организована для снабжения сырьем предприятий, входящих в состав ЗАО «Центромебель».

Сегодня постоянными деловыми партнерами компании являются не только российские производители, но и ведущие фирмы Германии, Австрии, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Польши, Швеции. В центре Москвы расположен наш офис, а также собственный складской комплекс с выставочным залом площадью 200 м².

На наших складах, расположенных в ближнем Подмосковье, всегда в наличии большой выбор сырья, материалов и комплектующих для производства мебели и столярных изделий. В ассортименте более 300 наименований лаков и 400 наименований красителей, сделан упор на продажу лаков и красителей с сухим остатком.

По заявкам покупателей наша команда за один-два дня изготавливает полиуретановые эмали практически всех цветов. Мы предлагаем клеи от пяти ведущих производителей Европы, шпон натуральный и пиломатериалы - более 60 наименований обычных, экзотических и эксклюзивных пород. В наличии постоянно имеется лицевая и крепежная фурнитура - более 4000 наименований от изготовителей из Европы: Австрии, Польши, Германии и т.д.

Каждый месяц мы обрабатываем заявки более 1800 клиентов. В их число входят как крупные мебельные фабрики, так и частные предприниматели.

Поставки товара осуществляются по всей России. Наша компания бесплатно доставляет товары по Москве. Продукция отправляется автомобильным транспортом по всем регионам России.

Наша фирма серьезно относится к подготовке собственных специалистов. Менеджеры систематически проходят стажировки в занимающихся производством отделочных материалов фирмах Германии, Италии, Австрии, Финляндии. Работники нашей компании оказывают техническую помощь клиентам.

Приглашаем Вас к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях! Мы дорожим своими клиентами и стараемся найти индивидуальный подход к каждому покупателю.

Для защиты поверхностей от негативных воздействий, в том числе и атмосферных, сегодня активно используется полиуретановая эмаль, которая предлагается к продаже в широком ассортименте. Эта смесь представляет собой различные полимеры, обладающие защитными свойствами. Если проводить сравнение данного состава с другими красками, то с полиуретановой эмалью не способен сравниться ни один другой вариант. Довольно часто данный состав используется в качестве защитного покрытия, так как пленка обладает высоким запасом прочности.

Классификация полиуретановых эмалей

Полиуретановые смеси подразделяются по материалу, который необходимо покрыть, а также по типу нанесения и составу. Использовать для нанесения можно кисть или специальный аэрозольный распылитель. Область использования полиуретановой эмали достаточно широка, разные виды можно наносить на камень, древесину или металл. Перед использованием полиуретановой смеси древесину не требуется грунтовать, она должна быть лишь хорошо просушена.

Технические характеристики

Однокомпонентная представляет собой состав, который изготавливается из полиуретана, пигмента и растворителя. Среди основных характеристик данной смесей следует выделить:

  • износоустойчивость;
  • эластичность;
  • безвредность после испарения растворителя;
  • химическую стабильность.

Полиуретановые составы отлично сцепляются с самыми сложными поверхностями.

Разновидности полиуретановых эмалей

Полиуретановая эмаль может быть водно-дисперсионной. Среди достоинств выступают безвредность на стадии окрашивания и возможность разбавления обычной водой. Гидрофобные поверхности такими эмалями красить не рекомендуется. Сюда следует отнести бетон, нержавеющую сталь и пластик.

Полиуретан представлен уникальной химической модификацией, которая позволяет составу храниться в виде водной не отвердевающей дисперсии. Это позволяет получить прочное износоустойчивое покрытие. При необходимости окрашивания пола в производственном помещении рекомендуется отдать предпочтение составу с органическими растворителями.

Полиуретановая эмаль на органических растворителях

Полиуретановая эмаль может быть выполнена на базе например, ксилола или толуола. Для разбавления лучше использовать номерные растворители, которые рекомендованы производителем. После набора прочности, на что уходит двое суток, такое покрытие обретает качества, назваемые главными достоинствами: износоустойчивость, водонепроницаемость, устойчивость к агрессивным средам.

Еще бывают алкидно-уретановыми, их используют для создания эластичного и прочного покрытия, которое медленно отвердевает, а также имеет умеренный запах при окрашивании. Цена на такие смеси существенно ниже по сравнению с однокомпонентными уретановыми эмалями.

Описание двухкомпонентных полиуретановых эмалей

Эмаль состоит из отвердителя и эмали, первый из которых добавляется перед использованием. Смесь сохраняет жизнеспособность в течение 3 часов, а сушка длится 6 часов. Стоимость данного материала высока, как и прочность покрытия. Такая полиуретановая эмаль по металлу может использоваться для металлоконструкций, которые будут нагружаться в производственных условиях и эксплуатироваться в горячих цехах с агрессивной атмосферой.

Верхний предел рабочей температуры данной смеси составляет +80 °С и может достигать отметки в 100 °С. Если же есть необходимость покрыть конструкцию, которая будет эксплуатироваться в пожароопасных условиях, то следует приобрести специальные составы. Например, краска по металлу «Полистил» при воздействии температуры будет образовывать углеродистую пену, которая надежно теплоизолирует и противостоит пламени до 1,5 часа.

Применение полиуретановой эмали «Элакор-ПУ»

Если вам необходима обратите внимание на «Элакор-ПУ», стоимость которой за килограмм составляет 275 руб. Применяться данный состав должен при определённых условиях, которые выражены в отсутствии капиллярного подъема воды снизу. Важно еще и наличие гидроизоляции основания. Остаточная влажность поверхности не должна оказаться больше 5%. Перед нанесением состава поверхность избавляется от замасленных участков. Если речь идет о бетонном основании, то его следует отшлифовать с помощью специальной машины, чтобы удалить остатки старой краски, загрязнений и цементного молочка.

Прежде чем будет применяться полиуретановая эмаль для бетона, поверхность необходимо обеспылить с помощью промышленного пылесоса, а после покрыть грунтовкой от этого же производителя. Перед использованием смесь хорошо перемешивается, а наносить ее необходимо полиамидным валиком в 4 слоя. Минимальное количество слоев составляет 2, конечное число будет зависеть от преследуемой задачи. Между слоями необходимо выждать около 4-8 часов.

Применение эмали для бетона «Элакор-ПУ Эмаль-60»

Данная эмаль представляет собой однокомпонентную цветную влагоотверждаемую полуглянцевую смесь, в качестве основного преимущества которой выступает возможность нанесения при отрицательных температурах. После полимеризации на поверхности образуется износоустойчивый твердый пластичный полимер, который будет отличаться химической устойчивостью.

Подготовка заключается в очищении и грунтовании поверхности, которую после покрывают эмалью при температуре от -30 до +25 °С. Температура самого материала может изменяться от +10 до +25 °С. Важно учитывать еще и относительную влажность воздуха, она не должна превышать 80%. Перед нанесением состав перемешивается до однородного цвета и консистенции. Для этого можно использовать миксер для красок, который устанавливается на обороты в пределах от 400 до 600 за минуту.

Для проведения работ можно использовать валики или кисти, которые устойчивы к воздействию растворителей. Можно применить технологию безвоздушного распыления. На один слой, площадь которого составляет квадратный метр, уйдет примерно 150 г эмали. Конечный результат будет зависеть от гладкости поверхности. Послойная сушка длится такое же количество времени, как и в вышеописанном варианте.

Заключение

Если вы решили использовать двухкомпонентный полиуретановый состав, то должны учесть, что его нанесение не осуществляется на влажные поверхности. Это требование обусловлено тем, что отвердитель будет реагировать с жидкостью выделением углекислоты, которая способствует вспениванию поверхности.

Журнал то, я получила уже давно (на выставке), но вот сосканировать и разместить свою статью собралась только сегодня:).

Покрывные лаки. Чем защитить свою работу?

Лаки — это плёнкообразующие растворы синтетических или натуральных смол (или полимеров) в органических растворителях или воде.

Покрывные лаки используют для заключительной обработки и защиты работ. Покрывные лаки бывают для живописи (художественные), для декоративно-прикладных изделий, строительные, а также специальные и универсальные. Лаковая пленка не только защищает работу от воздействия окружающей среды, пыли, грязи и механических повреждений, но и повышает светоустойчивость красок, усиливает их глубину и звучание.

Сейчас в магазинах можно найти большое разнообразие покрывных лаков как универсальных так и со специальными эффектами. Изначально лаки пришли к нам из древнего Китая, где для их производства использовались исключительно натуральная смола специального «лакового» дерева. В наши дни лаки производят как из натуральных смол и мастик так и из искусственных. Отличаются также и основы для растворения этих смол, по которым лаки чаще всего и классифицируют на масляные , водные и спиртовые .

По степени блеска лаки бывают матовые (абсолютно без блеска), шелковисто-матовые (с умеренным блеском) и глянцевые (с высокой степенью блеска).

Рассмотрим покрывные лаки универсального назначения, которые подходят для декоративно-прикладных работ, предметов интерьера и мебели.

Алкидные лаки - наиболее распространённые синтетические лаки на основе органических растворителей. Плёнка алкидного лака твёрдая, прозрачная, обладает хорошей адгезией (сцеплением) к различным поверхностям и водостойкостью. Алкидные лаки применяются как для внутренних, так и для наружных работ (продаются в основном в строительных магазинах). Для покрытия достаточно 2-3 слоев лака, причем за счет невысокой скорости высыхания пленка лака хорошо разглаживается на поверхности. Эти лаки со временем, или при большом кол-ве слоев заметно желтеют, что особенно важно учитывать для белых поверхностей. Разбавляют такие лаки обычно скипидаром, им же отмывают инструменты. Отсюда еще один явный недостаток - это сильный запах, как при работе с лаком так и при отмывании инструментов.

Акриловые лаки - большая группа современных лаков, которые состоят из акриловой или виниловой смолы как правило на водной основе, но есть также и на основе органических растворителей. (Большой выбор таких лаков как в художественных так и в строительных магазинах).

Акриловые лаки на водной основе имеют ряд преимуществ перед лаками на растворителях, т.к. практически не пахнут, быстро сохнут, разбавляются водой, и соответственно водой же отмываются инструменты. По сухой износостойкости водные лаки не уступают алкидным. Из недостатков можно отметить, что акриловые водные лаки менее стойки к влажному воздействию и ложатся более тонким слоем, что иногда приводит к общему увеличению кол-ва слоев лака. Также из-за быстрого первичного схватывания пленки лака, на нем чаще могут оставаться следы от кисти и неровности при нанесении, чтобы избежать этого, надо следить за консистенцией лака, и при загустении немного разбавлять водой. При нанесении лак имеет белый молочный цвет, но после высыхания становится абсолютно прозрачным и не желтеет со временем! Стоит еще отметить, что некоторые акриловые лаки довольно долго сохраняют некоторую липкость на ощупь после высыхания. Хотя не надо забывать, что акриловый лак схватывается быстро, и верхняя пленка кажется сухой на ощупь, но полное высыхание, и приобретение устойчивости пленки происходит лишь спустя несколько дней (как и в случаях с алкидными лаками)!

Акриловые лаки на основе органических растворителей имеют более густую консистенцию, ложатся более толстым, но хорошо разравнивающимся слоем. Эти лаки имеют высокую как сухую так и влажную износостойкость, не желтеют, но имеют сильный запах, т.к. разбавляются скипидаром или др. универсальными растворителями.

Акриловые лаки на разных основах широко представлены в художественных магазинах такими фирмами как Marabu , Hobby - Line , Ferrario , Rayher и пр.

Полиуретановые лаки. Бывают так же как и акриловые на основе органических растворителей или масел и на водной основе. Обладают практически теми же свойствами, что и описанные выше акриловые лаки, но отличаются повышенной устойчивостью и долговечностью.

Полиуретановые лаки на органических растворителях и маслах разбавляются скипидаром, и быстро желтеют, зато дают очень качественное гладкое износостойкое покрытие.

Полиуретановые лаки на водной основе совмещают в себе преимущества акриловых лаков на водной основе, т.е. экологичны и не желтеют и синтетических на смолах (высокая устойчивость). Но для получения ровной пленки опять-таки необходимо следить за консистенцией лака.

Спиртовые лаки получают растворением в винном или древесном спирте некоторых природных смол. Чаще всего применяются шерлак (или шеллак), сандарак и мастика. Эти лаки дают покрытие с хорошей механической прочностью и адгезией (сцеплением, соединением) к различным поверхностям, высоким блеском. Покрытия хорошо полируются, но отличаются низкой водостойкостью. Спиртовые лаки также хорошо защищает позолоту и поталь от окисления быстро сохнут, но при однократном покрытии дают очень тонкий слой, поэтому при использовании шеллака как финишного покрытия следует наносить последовательно несколько слоев. Шеллак бывает разной степени желтизны, в соответствии от степени очистки. Инструменты отмываются в спирте. У итальянской фирмы Ferrario Шеллак представлен разной степени очистки.

Стекловидный лак. Это лак на водной основе, имеет абсолютно прозрачный вид после высыхания и высоко глянцевый блеск, дает эластичное, гибкое гладкое покрытие. Сохнет довольно быстро, но можно ускорить процесс высыхания горячим воздухом фена. Также можно сушить в духовке при t 80 С, в этом случае лак приобретает особую устойчивость к царапанию. Но надо учитывать, что этот лак обладает плохой адгезией с другими видами лаков, т.е. не ложится верхним слоем на другой лак (скатывается при нанесении или может потрескаться после высыхания). Такой лак есть у фирмы Ferrario и Maimeri .

Мы рассматривали только однокомпонентные лаки. Однако стоит упомянуть о специальных двухкомпонентных лаках , которые дают особенно гладкую зеркальную поверхность. Например, лак Glasur 2K от Marabu .

Итак, подытожим. Если мы хотим покрывать светлый предмет или изделие, где преобладают белые цвета лучше выбрать лак на водной основе (акриловый или полиуретановый) нужной степени блеска (исключением, может быть ситуация, когда желтизна напротив только на руку для придания состаренного винтажного вида). Если при этом вещь предполагается для использования на улице или во влажном помещении, или ее надо будет часто протирать влажной тканью стоит подумать об использовании акрилового лака на основе органических растворителей. Если в изделии преобладают яркие или темные цвета то смело можно использовать алкидный или полиуретановый лак на основе органических растворителей. Конечно, для вещи, которая предполагает активное использование лучше выбирать полиуретановый лак на основе органических растворителей (или водный, но тогда следует нанести более 3-х слоев). Кстати, в декоративном творчестве можно использовать лаки не только, из художественных магазинов, но и лаки для ремонтно-отделочных работ (паркетные, мебельные). Хорошо себя зарекомендовали такие лаки как Поли-Р (Германия), Кива и Ясся фирмы Тиккурила.

Правила покрытия лаком. Все лаки наносятся на сухую поверхность, очищенную от пыли, жира и грязи. Если в работе использовался промежуточный слой лака, надо дождаться его полного высыхания, и обработать наждачной бумагой. Первый слой лака, особенно на органических растворителях следует наносить разбавленным до 30 %. Тогда изделие получает более прочную защиту и лак не теряет своей пластичности. Для лаках на органических растворителях достаточно 2-3 слоев для покрытия, а для водных лаков таких слоев может понадобиться от 3-5 до десятка (в зависимости от желаемого результата). Наносят лаки широкой кистью или флейцем, также для больших поверхностей можно использовать валик «флок». Каждый слой лака хорошо просушивайте, для шлифовки используйте мелкозернистую наждачную бумагу или стальное волокно.

Художник-декоратор Наталья Жукова.

Паркетная химия – это группа товаров, используемая для защиты и декорирования деревянных напольных, настенных и потолочных покрытий. Сюда входят лаки и краски, грунтовки и шпаклевки, морилки и тонировки, клеи, антисептики, растворители и разбавители. Большинство приобретаемых в магазине лаков по дереву представляет обычно жидкую, уже готовую к нанесению смесь. Возникает вопрос: можно ли, и чем разбавить лак, если он слишком вязкий?


При разбавлении лака важно соблюдать правильные пропорции

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть несколько факторов. Во-первых, обращаем внимание на основной состав смеси. Во-вторых, подбираем нужный растворитель. В-третьих, при смешивании соблюдаем пропорции, чтобы не понизить качество материала. Рассмотрим подробнее, чем можно развести загустевший лак и как сделать это правильно? А также, что применить для снятия старого защитного покрытия с древесины и каков уход за инструментом?

Разбавить, развести или растворить

На первый взгляд, разницы никакой. С помощью специального средства мы приводим лаковую субстанцию в «рабочее состояние». Растворителем называется жидкость, которая растворяет засохший лак, приводя его из твердого состояния в жидкое. Разбавителем же мы пользуемся, если требуется изменить (снизить) вязкость красок.

Некоторые виды органических элюентов выступают в обеих ролях, но некоторые могут быть действенны в одной задаче и абсолютно бесполезны в другой. Так, например, уайт-спиритом можно разбавить составы полиуретановых, алкидных и масляных групп. Но если лак засох, растворить его уайт-спиритом не получится.


С помощью уайт-спирита можно разбавить некоторые лаки

А вот шеллаки, напротив, одинаково растворяются и разбавляются денатуратами. Но не будем вдаваться в столь тонкие подробности.

Если требуется совет о том, чем разбавить лак или, что использовать для разведения красок, лучше проконсультироваться со специалистами в этой области.

Предлагаем предметно рассмотреть, какие растворители требуется применить в конкретных случаях.

Полиуретановые смеси

В составе полиуретановых лаков, красок, грунтовок, клеев и прочее содержится полиуретан – современный полимер. Совокупность его свойств превосходит такие известные материалы, как каучук, пластмасса, резина, металл. Для получения лакокрасочных и клеящих растворов высокой прочности, в промышленном производстве он (полиуретан) смешивается со специальными химвеществами.

Немало производится полиуретановых лаков и на водной основе. Эта паркетная химия отличается экологичностью и нетоксичностью.

В случае необходимости сделать вещество более жидким, в качестве разбавителя полиуретановых составов можно воспользоваться:

  • толуолом;
  • ксилолом;
  • ацетоном;
  • элюентами типа Р-4, Р-5.

Ацетон — хорошее средство для разбавления полиуретановых лаков

Алкидные смеси

У алкидных составов хорошая адгезия, влагостойкость, нечувствительность к ультрафиолету, прочность. Их можно применять для наружных и внутренних работ. В алкидных смесях есть основной компонент, органические растворители, сиккативы (для скорейшего высыхания), добавки. Основным компонентом может быть:

  • пентафталевая смола;
  • глифталевая смола с хлопковым маслом;
  • смесь меламиноформальдегидных и алкидных смол.

Для усиления свойств материалов элементы алкидных смол нередко включаются в состав многокомпонентных лаков, красок, эмалей. Традиционным разбавителем здесь выступает уайт-спирит.

Битумные смеси

Битумный лак – это смесь битума специальной марки, различных смол и масел. После высыхания на поверхности образуется прочная черная пленка, влагостойкая, невосприимчивая к химическому воздействию. Он считается довольно новым в бытовом использовании материалом. Относится к категории недорогих. Он чаще применяется в качестве антикоррозийного защитного слоя.

Для деревянных поверхностей используется, когда не требуется подчеркивать природную текстуру основы (вместо красок). Битумный материал нашел применение в качестве декоративного покрытия для эффекта состаривания поверхностей (патина). Еще одна уникальная особенность битумных смесей – холодная склейка. Разбавляется битумный раствор уайт-спиритом.

Чтобы он не загустел при хранении, тара должна быть герметичной. Место хранения должно быть темным (без прямого солнечного излучения), с умеренной температурой и влажностью воздуха.

Битумный лак очень хорошо защищает поверхность от влаги и химических воздействий, разбавляется уайт-спиритом

Яхтные лаки

Является одним из самых действенных средств защиты поверхностей из натуральной древесины. Уже из названия понятны особенности сферы, где он применяется. Вместе с тем, яхтный составотлично подходит для работ по дереву внутри и снаружи любых объектов (не только лодок, катеров, яхт). Он невосприимчив к влаге, температурам, агрессивным средам.

Яхтный лак. Основные свойства:

  • высокая степень защиты деревянных конструкций;
  • физико-механическая невосприимчивость к влиянию внешних сред;
  • долговечность, продление срока службы древесины.

Чтобы добиться таких результатов, при производстве материала используются токсичные химические элементы (толуол, ксилол). Различают несколько технологий производства:

  • алкидный яхтный (на основе органического растворителя уайт-спирита);
  • уретан-алкидный яхтный (элюент тот же, но в меньших количествах);
  • алкидно-уретановый яхтный (растворяющие добавки обладают сильной летучестью);
  • акрилаты (составы на водной основе).

Разбавляет яхтный лак уайт-спиритом, не более 5% от общего объема. Растворитель действует на вещество только в свежем виде. После высыхания лаковое паркетное покрытие станет невосприимчивым.


Лак для яхт, лодок, катеров имеет высокую износостойкость и также разбавляется уайт-спиритом

Чем снять засохший лак

Выше, в основном, перечислены способы улучшить консистенцию, если лак загустел. А что нужно делать для снятия лаков и красок с малярных инструментов? Можно ли синтетический материал удалить с древесины уже после нанесения?

Старый мебельный или древесины просто не получится. Обычно там, где это возможно, используются циклевка или шлифовка. Для немеханического снятия тип растворяющего вещества подбирается индивидуально. Учитывается основной состав и химические свойства лакировки.

Простейший способ снятия непригодного уже паркетного защитного покрытия – использование специальной смывки. Вещество представляет собой химическую смесь. Можно воспользоваться жидкостью, гелем или порошком. С простейшими видами лакокрасочных материалов справляется ацетон. Для снятия шеллака больше подойдет денатурат.

Сначала жидкость, гель или порошок наносятся на лаковую поверхность. Затем нужно дождаться размягчения пленки. Для ускорения процесса рекомендовано накрыть обработанную поверхность полиэтиленом. Спустя некоторое время (от 40 минут до 4 часов), старый лак начнет вспучиваться, темнеть. Что делать дальше?

Для снятия размягченного лака удобнеевоспользоваться шпателем. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить деревянную поверхность. Что делать, если с первого раза старое защитное покрытие удалилось не полностью? При необходимости обработку можно повторить.

Для снятия остатков вещества с малярных инструментов используются:

  1. Теплым водно-мыльным раствором по свежему смывается паркетный лак на водной основе;
  2. Уайт-спирит, керосин, скипидар подходят для большинства лакокрасочных материалов на основе органических растворителей. Остатки веществ хорошо выполаскиваются, затем инструмент промывается каким-нибудь средством бытовой химии и хорошенько прополаскивается в воде.

Выбирая тип элюента для разведения лакокрасочных смесей, важно внимательно изучить состав, а также воспользоваться рекомендациями производителя, указанными на упаковке.

Не стоит забывать о средствах индивидуальной защиты, особенно если предстоит работа с сильно пахнущими, быстросохнущими составами. Проветривание помещения во время и после работы убережет от отравления токсическими парами. Хранить эти материалы нужно подальше от детей.