Гигиенические требования к двигательной активности грудных детей. Норма двигательной активности

Лекция17. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками

С дошкольниками

1. Двигательная активность дошкольников и гигиенические требования к занятиям

2. Гигиенические требования к местам и условиям проведения занятий физическими упражнениями

3. Гигиенические требования к занятиям.

Физическая работа, в которой участвуют большие мышечные группы, является естественной потребностью для всех органов, тканей и систем организма. Нормальная жизнедеятельность мышечной, костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной систем возможна лишь при определенной дозе двигательной активности. Проблема рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях является одной важных в физической культуре детей. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что существующий двигательный режим в дошкольных учреждениях лишь на 50-60% позволяет удовлетворять естественную потребность детей в движении. Количественная характеристика деятельности детей может быть получена с помощью шагомера. Он позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп. Количество движений за дневное время у детей наблюдается: в 3 года – 9000-9500; 4года – 10000-10500; 5 лет-11000-12000; 6 лет-13-13500; 7лет-14000-15000.

В соответствии с проектом федерального компонента стандарта дошкольного образования активная двигательная деятельность детей должна составлять 3,5-4 часа в день, а в организованных формах 45-5-% всего объема суточной активности. Занятия по дополнительному образованию проводятся 2 раза в неделю. Двигательная активность детей условно делится на строго регламентируемую (занятия), частично регламентируемую (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, досуги, праздники) и не регламентируемую, т.е. самостоятельную. Однако следует помнить, что чем более регламентирована деятельность, тем выше процент включенности ребенка в двигательную деятельность. Если на занятиях этот показатель приближается к 100%, то, например, на физкультурном досуге он составляет 80-90%, а в самостоятельной деятельности лишь 50-60%.

2.Гигиенические требования к местам и условиям проведения занятий физическими упражнениями. Непременным условием гигиенической организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками является санитарный контроль мест и условий проведения занятий физическими упражнениями. В грудном возрасте рекомендуется проводить массаж и гимнастику в групповой комнате при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Детей старше 7-7,5 месяцев рекомендуют спускать на пол. Пол должен быть теплым, гладким, легко моющимся. Можно сделать специальный настил, покрытый войлоком или шерстяными одеялами.



Для выполнения упражнений с детьми 1-3 лет рекомендуется иметь простейшие приспособления: дорожку из клеенки длиной 1,5-2 метра, доски шириной от 15-до 25 см.; лесенки-стремянки высотой 1 м., мячи разных размеров, корзины, обручи, гимнастические палки и скамейки, стойки, ящики, табуреты. В ДОУ занятия проводятся в спортивных залах. Минимально допустимой может быть рекомендована площадь зала 75 кв.м. За оптимальную можно принимать площадь 130 кв.м. Оптимальная температура воздуха в зале для занятий -16-18 градусов С. Влажность -50-60%, движение воздуха -0,2-0,4 м/с. Для поддержания воздушно-теплового режима необходимо осуществлять проветривание помещения. Параметры естественного освещения нормируются по световому коэффициенту (отношение площади окон к площади пола), который должен быть не меньше 1:6.Окна должны быть защищены съемными решетками. Искусственное освещение (лучше люминесцентные лампы) нормируется по удельной мощности светового потока (отношение суммарной мощности ламп к площади пола) из расчета 16-18 вт./кв.м. Если зал снабжен светильниками с лампами накаливания, норма удельной площади светового потока 32-36 вт/ кв.м.

3.Гигиенические требования к занятиям. Физкультурное занятие преследует цель развития и поддержания физической подготовленности на уровне гигиенических нормативов. Требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на таком занятии заключается в следующем: во-первых, на каждом из них должны быть получены срочный и отставленный тренировочный эффекты, достаточные для кумулятивного эффекта, а во-вторых, содержание и нормирование нагрузок каждого занятия должны обеспечивать профилактику отрицательного действия физических упражнений на здоровье (перенапряжения, травмы). Для выполнения требований структура занятий должна содержать три части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части выполняются упражнения, повышающие работоспособность организма, его систем и органов, что позволяет, с одной стороны, выполнять более интенсивные нагрузки, а с другой – уменьшить риск их повреждающего действия. В основной части занятий является то, что они должны обеспечивать необходимый тренировочный эффект для достижения и сохранения соответствия уровня физической подготовленности гигиеническому нормативу. Для решения этой задачи должен быть выполнен определенный объем направленных упражнений за определенный интервал времени. В заключительной части важным является необходимостью постепенного восстановления минутного объема кровообращения (МОК). После прекращения интенсивной нагрузки МОК еще некоторое время остается повышенным, что обусловлено необходимостью погашения кислородного долга, удаления продуктов распада из тканей, определенной инерцией в работе сердца. При этом мощный левый желудочек обеспечивает кровоток по артериальному руслу до капилляров, а правому желудочку, более слабому, труднее вернуть тот же объем крови по венозному руслу. Во время работы этому помогает «мышечный насос» - «периферическое сердце», - выжимая кровь по венам к правому желудочку.

Если же после достаточно интенсивной нагрузки она сразу сменяется полным покоем, то «мышечный насос» выключается, следствием чего могут быть различные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы (застой крови в венозной части большого круга кровообращения, недостаточность малого круга и т.д.). Кроме того, постепенное (не внезапное) снижение интенсивности нагрузки в заключительной части занятия уменьшает возбуждение центральной нервной системы, создавая условия к переключению на другую деятельность. В заключительной части целесообразно использовать дыхательные и упражнения на расслабления, усиливающие восстановительный эффект.

Тот факт, что двигательная активность совершенствует физические особенности, повышает работоспособность, общеизвестен. Не менее известно, что научно-техническая революция ведет к уменьшению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции (стволовый отдел мозга, подкорковые ядра, кору полушарий большого мозга). На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы транскрипции и трансляции (снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе). При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода.

Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон; резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения осанки и опорно-двигательной функции.


Предупреждение гипокинезии осуществляется с помощью физических упражнений.Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т. е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.


Обоснование рационального двигательного режима для детей, нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем. Как гипокинезия, так и противоположное по феноменологии функциональное состояние — гиперкинезия имеют свои издержки. Поэтому необходимость строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, а также уровня физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной адекватности нагрузки.


В большинстве экономическиразвитых стран предусматривается, как правило, не более 3-4 обязательных занятий физической подготовкой в неделю. Ее основа — общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание, танцевальные упражнения. Программы физического воспитания чрезвычайно вариативны. Учителю предоставляется право использовать разнообразные средства физического воспитания и дополнительной физической нагрузки в зависимости от индивидуального уровня физической подготовленности занимающихся. Так, в большинстве школ США помимо обязательных уроков еженедельно проводятся соревнования и трехразовые дополнительные занятия во внеурочное время.


Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в нашей стране, помимо двух обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в режиме учебного дня. В целом дети должны ежедневно быть заняты физическими упражнениями около двух часов.


Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30000 шагов, превосходит эволюционно приобретенную биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций в пределах 10000 шагов в день является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70 % (табл. 1).


Таблица 1


Характеристика двигательной активности школьников 11-15 лет












































Уровень двигательной активности



Число локомоций в сутки (тыс. шагов)



Отношение числа выполненных движении к естествен, биолог. потребности (%)



Суммарный объем (ч)



за неделю









Дефицит 50-70%







Умеренный





Дефицит 20-40%











Соответствие







Максимальный





Превышение на10-30%



20 и более



1000 и более



Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8-10 лет, от 12 до 17 км для 11-14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15-17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 2).


Таблица 2


Ориентировочные возрастные нормы суточной


двигательной активности




































Возрастная группа (лет)



Число локомоций (тыс.)



Примерный километраж



Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (в час.)



















15-17 (юноши)









15-17 (девушки)









Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным.


Физические упражнения играют большую роль в формировании осанки. Осанка — это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, т. е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность их деформации сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, ассимметричного ношения тяжестей, подражания неправильной осанке старших.


Правильная осанка — это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне лопатки, не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу. Физиологически правильная осанка обеспечивает оптимальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка облегчает координацию движений.


Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение. К ним, прежде всего, относятся исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, сон в мягкой постели.


При нарушении осанки меняется конфигурация изгибов позвоночника, голова опущена, плечи сведены, лопатки асимметричны, ухудшается дыхание, кровообращение, пищеварение, координация движений, да и просто внешний вид.


Позвоночный столб имеет 4 изгиба: выпуклость вперед (шейный и поясничныйлордозы) и выпуклость назад (грудной и крестцовойкифозы), которые формируются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.


В зависимости от выраженности изгибов позвоночника различают несколько типов осанки:


· нормальная — умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;


· выпрямленная — слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;


· сутуловатая — резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена;


· лордотическая осанка — сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;


· кифотическая — компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плеч вперед, выпячивание головы, локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.


Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируютсколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток. Сколиозы носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они могут влиять на кровообращение и дыхание.


Тип осанки может соответствовать профессии, врожденным дефектам или отрицательным эргономическим воздействиям (высота стула — стола при еде, письме, чтении, освещенность, вынужденная рабочая поза). Доказано, чтоосанка изменяется в процессе целенаправленного развития недоразвитых мышц, что способствует ее исправлению и предупреждению.


Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки, подбираются с таким расчетом, чтобы закрепить привычное правильное положение головы, плеч, туловища, развить силу мышц туловища и шеи, верхних и нижних конечностей. Закреплению рефлекса правильной осанки способствуют упражнения с удержанием различных предметов на голове, упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре, упражнения на координацию, статические позы. Необходимо постоянно корректировать положение тела при выполнении упражнений, создать у ребенка четкое представление о правильной осанке (в особенности, о неблагоприятных последствиях ее нарушений), стойкое ощущение неудобства при неправильной осанке. Это позволит постоянно следить за сохранением правильной позы и в положении сидя, и при ходьбе, и во время занятий физическими упражнениями.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры с учетом возрастных и половых особенностей, состояния здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовки. В соответствии с ними школьников делят на три медицинские группы: основную (без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии - занимаются по учебной программе физического воспитания в полном объеме), подготовительную (имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстают по физическим развитием - занимаются по учебной программе физического воспитания с условием поступовишого усвоения навыков и умений, не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям) и специальную (отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, - занимаются по специальной программе).

Двигательной активностью называют сумму движений, выполняемую человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части:

Которая проходит в процессе физического воспитания;

Что происходит в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

Спонтанная физическая активность в свободное время.

Указанные составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.

Влияние двигательной активности на здоровье школьников. В современной начальной школе умственная деятельность относится к самым тяжелым в детей, чьи клетки коры головного мозга имеют еще относительно низкие функциональные возможности, а потому большие нагрузки могут вызвать их истощения. Обучение требует длительного хранения вынужденной рабочей позы, создает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Замечено, что между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь.

Дефицит движений, или гипокинезия, вызывает многочисленные морфологические и функциональные изменения в организме. Комплекс этих изменений относится к предпатологических и патологических состояний. Ведущим механизмом гипокинезии служат нарушения режимов саморегуляции физиологических функций, снижение функциональных возможностей организма, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций. Ограничение количества и объемов движений, обусловленное образом жизни и особенностями профессиональной деятельности, также относят к гипокинезии.

Основные причины гипокинезии у школьников:

Ограничение двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

Отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;

Хронические заболевания и дефицит развития, ограничивающие двигательную активность.

Одной из причин чрезмерной двигательной активности, или гиперкинезии, ранняя спортивная специализация детей. Гиперкинезов характеризуется специфическим комплексом функциональных нарушений и изменений состояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторных аппарата. При этом истощается симпатоадреналовой система и снижается общий неспецифический иммунитет организма. Недостаточная (гипокинезия) и чрезмерная (гиперкинезия) двигательная активность отрицательно влияют на здоровье школьника.

Формирование здоровья конкретного школьника обеспечивается привычной для него суточной двигательной активностью, включающий в себя самые разнообразные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенично рациональных соотношениях. Обычной считается такая двигательная активность, устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.

Методы изучения и оценки двигательной активности. Информативным и точным методом гигиенической оценки как количественной, так и качественной активности служит для определения величин энергетических затрат. Точным, но и самым дорогим является метод непрямой калориметрии, то есть выяснение количества потребленного организмом кислорода. В гигиенической практике чаще применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого изучают следующие показатели:

Продолжительность (минуты, часы или в процентах относительно суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;

Число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;

Сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденной за сутки расстоянии (в км).

Благодаря этим показателям получается достаточно объективная и надежная информация о характере и объем двигательной активности школьника без использования дорогостоящего оборудования. Для нормирования двигательной активности широко применяют методы косвенной регистрации ЧСС, определение пульсовой "стоимости" различных видов деятельности, суммарной величины двигательной активности в сутки с помощью телеметрических систем.

Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используют для изучения и оценки суточного ритма школьников, а не собственно двигательной активности. Методика хронометража базируется на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток.

Шагометрия - подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов (шагомеров).

Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны на суточный цикл жизнедеятельности (24 ч.), Но иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников выбираются длительные интервалы наблюдения - неделю, месяц, учебная четверть. Однако этим данным можно пользоваться только для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьника.

У детей в значительной степени развиты регуляторные меха­низмы, направленные на поддержание необходимой суточной двигательной активности. По наблюдениям К.Смирнова и соавторов (1972), дети до­школьного возраста при искусственном ограничении двигательной актив­ности в течение некоторого времени существенно увеличивали ее в остав­шееся время суток.

Попытки установить ориентировочные нормы двигательной активности предпринимались неоднократно.

Уровень двигательной активности в школьном возрасте в значительной

мере обусловлен не возрастной потребностью в ней (кинезофилией), а организацией физического воспитания в школе, привлечением детей к организованным и само­стоятельным занятиям во внеучебное время

НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР рекомендовал для школьников ежедневный двухчасовый объем двига­тельной активности, который мог бы компенсировать потребность в движе­нии. В пределах 2 часов может быть достигнута и достаточная физиологичес­кая нагрузка (в зависимости от содержания упражнений и величины нагрузки на удлиненных переменах, моторной плотности уроков физической культуры и дополнительных занятий во внеучебное время). Международный совет фи­зического воспитания и спорта в 1968 г. издал специальный манифест о спор­те, в котором была определена ежедневная продолжительность занятий физи­ческими упражнениями в школе. По заключению экспертов, она должна составлять от 1/6 до 1/3 общего учебного времени. Таким образом, ученые сходятся во мнении, что оптимальный объем двигательной недельной активности должен составлять 12-14 часов при достаточной физиологической нагрузке.

Нормой двигательной активности в детском возрасте признана такая величина, которая полностью удовлетворяет биологические потребности в движениях, со­ответствует возможностям растущего организма, способствует его развитию и укреплению здоровья

Достижение подобного объема двигательной активности учащимися общеобразовательных школ чаще всего является невыполнимой задачей.

В большинстве развитых стран предусматривается, как правило, 3-4 обязательных занятия физической подготовкой в неделю. В содержание за­нятий входят общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные иг­ры, плавание, танцевальные упражнения. Программы физического воспита­ния чрезвычайно вариативны. Учителю предоставляется право использовать разнообразные средства физического воспитания и дополнительные физи­ческие нагрузки в зависимости от индивидуального уровня физической подготовленности занимающихся. Так, в большинстве школ США кроме обязательных уроков еженедельно проводятся соревнования и три дополни­тельных занятия во внеурочное время.



Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в Ук­раине, помимо двух-трех обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в ре­жиме дня. В целом дети должны ежедневно быть заняты физическими уп­ражнениями около двух часов. Но даже при самых благоприятных услови­ях общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимый объем двигательной активности, поэтому фактическая специально органи­зованная двигательная активность ограничивается 3-4 часами в неделю у основной массы школьников, что составляет 30 % гигиенической нормы.

Дети, посещающие ДЮСШ, заняты тренировками от 8 до 24-28 часов неделю, что в несколько раз выше недельной нагруз­ки занимающихся в общеоб­разовательных школах.



Чрезмерная двигатель­ная активность обозначается термином гиперкинезия. В последнее время получила распространение ранняя спортивная специализация, вызывающая гиперкинезию. Исследования ученых пока­зали, что при гиперкинезии возникает специфический комплекс функциональных нарушений и клинических изменений. Это состояние сопровождается опасными изменениями со стороны центральной нервной систе­мы и нейрорегуляторного аппарата детей. Отмечается истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета (Бальсевич, Запорожанов, 1987; Су­харев, 1991; и др.).

Критерий оптимальной нормы двигательной активности - надежность функцио­нирования всех систем организма, способность адекватно реагировать на изменя­ющиеся условия окружающей среды. Нарушение гомеостаза и неадекватность ре­акций указывают на выход за пределы оптимальной нормы, что в итоге приводит к ухудшению здоровья

Между реакцией организма и суточной двигательной активностью име­ется определенная зависимость. Проблема нормирования двигательной активности довольно сложна, и при ее решении необходимо учитывать многие аспекты.

Гигиеническая норма двигательной активности в сутки (локомоции, тыс. шагов)

5-6 лет – 11,0-15,0

7-10 лет – 15,0-20,0

11-14 лет – 10,0-25,0 (мальчики), 17,0-23,0 (девочки)

15-17 лет – 15,0-30,0 (мальчики), 20,0-15,0 (девочки)

Работами советских и зарубежных ученых показано, что совершенствование качеств двигательной деятельности и прогрессивный рост спортивных результатов возможны при максимальном и высоком уровне двигательной активности. Максимальный уровень двигательной активности сопровождается преимущественным развитием качеств, обеспечивающих успех в избранном виде спорта. Понятие максимума остается при этом весьма условным и определяется возрастом, полом, видом спортивной специализации.

Оптимальное влияние на развитие физических качеств оказывает высокий уровень двигательной активности. При таком двигательном режиме повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (охлаждению, перегреванию, ускорениям и перегрузкам). Физическое развитие в этом случае носит гармоничный характер и соответствует средним возрастным нормам. При определении величины доступных школьнику физических нагрузок следует исходить прежде всего из оптимальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоническое его развитие, а не из потребностей форсированного спортивного роста.

Существует ли какая-либо генетически запрограммированная норма двигательной активности? По-видимому, да. Однако она может быть многократно перекрыта при целенаправленной тренировке. В 1983 г. победительницей марафонского забега в Австрии стала 13-летняя Моника Фриш. Она перекрыла допустимую норму бега (3 км) в 14 раз!

Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30 000 шагов, превосходит эволю-ционно приобретенную биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций в пределах 10 000 шагов в день является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70% (табл. 9).

Таблица 9. Ориентировочные нормы двигательной активности школьников 11-15 лет (по А.Г. Сухареву, 1972)

Таблица 10. Ориентировочные нормы суточной двигательной активности (по АХ. Сухареву, 1972)

Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8 - 10 лет, от 12 до 17 км - для 11 -14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15 - 17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 10).

Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным. Разумеется, указанные нормативы двигательной активности намного уступают физическим нагрузкам, применяемым в условиях специализированных занятий спортом.

Фомин А. Ф. Физиология человека, 1995 г.