Как проводится работа со страхами — советы и рекомендации психологов. Как психологи работают со страхами

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Является чем-то зазорным и неправильным. Но в действительности страх – это непременная часть жизненного опыта человека, и испытывать его свойственно всем живым существа на планете. Страх – это часть реальности. Но, как известно, человек ещё не достиг того уровня, когда он сможет её контролировать. Поэтому единственное, что нам остаётся – это , т.е. свою реакцию на страх, однако и это могут не все. Причина здесь кроется в простом незнании. Мы хотим исправить это, рассказав о том, как научится прорабатывать свои страхи. Начать же будет правильным с некоторых особенностей страха вообще.

Особенности страха

Прежде чем приступить к проработке своего страха, необходимо понять, что он является механизмом, встроенным в человека природой с целью защиты от опасности. Интересно и то, что в эпоху первобытности восприятие человека было близко к восприятию любого другого животного, и человек испытывал страх лишь перед реальной угрозой. Но сознание человека с тех времён трансформировалось. В частности, появилось воображение, чем и обусловлено множество иррациональных страхов и страхов ума, которые реальной опасности не представляют. Но именно страхи ума наносят самый серьёзный вред.

Страхи ума

Страхи ума искажают восприятие человека, вследствие чего он начинает взаимодействовать не с реально происходящими вещами, а с их трактовкой, основанной на . Что-то плохое, произошедшее в жизни, проецируется на будущее, настраивая человека на неудачу, делая неуверенным в себе, вызывая панику.

Страх заставляет попусту растрачивать драгоценные ресурсы, ведь в этом состоянии принимают участие и ум и эмоции, и тело. И вместо того чтобы анализировать ситуацию и искать её решение, человек продолжает поддерживать свою иллюзию. К тому же, человеческое тело не разделяет страхи на реальные и мнимые, а учитывая то, что в мнимых страхах разрядка не осуществляется, напряжение аккумулируется и в дальнейшем выражается в .

Нейтрализовать все страхи не представляется возможным, однако можно избавиться от многих из них и сделать свою жизнь более комфортной и спокойной. И для этого нужно осознать, что реальная физическая опасность заставляет организм реагировать соответствующим образом – защищаться, прятаться, убегать и т.д., а опасность, исходящая только от ума, может быть преодолена лишь с помощью «ручного управления».

Как научиться преодолевать страхи?

Помните: даже самые смелые и уверенные в себе люди испытывают страхи. Просто они ведут себя вразрез с представлениями о людях, испытывающих страхи.

Когда вас одолевает страх, необходимо детально исследовать его и найти его слабые места. Как только на слабое место страха будет оказано воздействие, его парализующая сила сразу же сойдёт на «нет». Представьте, что страхи ума – это всего лишь игры вашего сознания. И, как и в любой игре, в них есть свои правила и нормы. Если же эти правила нарушить и выйти за пределы нормального, то игра просто не сможет продолжаться.

Вовлечённость в игру страха заставляет вас верить в реальность происходящего. И чем больше степень этой вовлечённости, тем выше степень реакции тела, ума, эмоций. Чтобы изменить положение вещей и начать побеждать страх, вы должны взять на себя роль активного игрока, чтобы изменить привычный для вас сценарий.

«Правила игры» страха, которые нужно нарушать

Первое правило: страх ума можно сравнить с фильмом, который постоянно прокручивается в голове. Нарушить правила игры – это перестать смотреть этот фильм и начать действовать в реальности.

Второе правило: никакие рациональные аргументы не действуют в условиях страха. Нарушить правила игры – это выполнять иррациональные действия.

Третье правило: любой, даже самый маленький страх можно превратить в кошмар и панику. Нарушить правила – это взять себя в руки, ограничить зону личной ответственности, тем самым превратив страх в задачу, которую нужно решить.

Зная эти «правила игры» и научившись их нарушать, можно смело приступать как нейтрализации страхов.

Способы избавления от страхов

Представленные ниже способы избавления от страхов не являются универсальными, т.к. какие-то вам могут подойти, а какие-то – нет. Используйте каждый, чтобы понять, что подходит вам больше всего. И самое главное – действуйте безотлагательно.

Если вы считаете, что что-то вам не под силу

У многих людей есть такие желания и стремления, которые считаются «нереальными» для осуществления. Как правило, они откладываются на «потом», и так и остаются фантазиями. «Нереальные» желания являются прекрасной атмосферой для появления страхов. Но если разобрать их на детали, то можно увидеть, что они представляют собой лишь комплекс необходимых к выполнению задач.

Спустите своё «нереальное» желание на землю, посмотрите, из чего оно состоит, на какие составляющие его можно разбить и что можно предпринять. Создайте , подробно распишите его и приступайте к действиям. Работа на внешнем уровне нейтрализует страх.

Если вас одолевают навязчивые страхи

Если в вашем сознании то и дело возникает какая-то , придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие. Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое.

Смените «пластинку»

Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую.

Переключитесь: расслабьте тело, сходите на прогулку или займитесь физическими упражнениями, позвоните другу, устройте генеральную уборку. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг. А если вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что вами владеет страх ума, а не реальный страх.

Играйте другую роль

Например, вам нужно что-то сделать, но одна только мысль об этом вызывает у вас ужас и панику. Чтобы нейтрализовать страх, конкретно обозначьте его. Теперь вообразите кого-то, кто с большим успехом и легко делает то, что нужно сделать вам. Подумайте о том, какими качествами он обладает, как себя ведёт.

Далее выделите 5 минут на расслабление. Примите удобное положение, сосредоточьтесь на дыхании и каждый раз, совершая вдох, представляйте, как с воздухом в вас проникают качества того человека, а совершая выдох, думайте о том, как вас покидают сомнения, страхи и неуверенность. Затем встаньте и физически представьте себя тем человеком: примите его позу, походите, проследите за своим выражением лица.

Выполняя это упражнение каждый раз перед «страшным» делом, вы сможете справляться с ним всё легче и легче. Однако для нужно систематическое повторение новых действий.

Бойтесь

В некоторых ситуациях помогает именно бояться: поддайтесь страху мысленно, дайте ему увлечь вас за собой, пусть он покажет вам «ужасный» финал. Станьте одним целым со своим страхом.

Как это сделать? Спросите себя о том, что случится, если произойдёт то, чего вы больше всего боитесь? Осознайте реальные последствия реализации самого плохого сценария, представьте его реальностью. Обращайте внимание на то, что страшит вас более всего.

Велика вероятность того, что ответы на эти вопросы откроют вам глаза на то, что не так вы делаете в настоящий период, что позволит вам пересмотреть свои приоритеты, а также на то, что в действительности это вас не погубит, и вы будете продолжать жить дальше. Примите как данность, что «то, чему быть, того не миновать», а затем «делайте, что должно, и будь, что будет» (две этих истины обладают огромным смыслом). Но имейте в виду, что данный способ под силу не каждому, а только тем, кто силён духом и может посмотреть правде в глаза.

В конце концов, жизнь прекрасна! И прекрасна она именно по той простой причине, что мы не можем знать всё наперёд. Как часто бывает так, что мы чего-то боимся и отвергаем это всеми силами, но это происходит, представляясь нам самым страшным, что только может быть. Но в итоге оказывается, что произошедшее сыграло нам только на руку, и было бы намного хуже, если бы этого не случилось.

Нам неизвестно, что ждёт нас впереди. Мы не знаем, сколько ещё радости или горя нам предстоит пережить и вынести. А страх… Страх – это то, что придаёт вкус нашей жизни. И если бы его не было, жить было бы просто скучно.

Сейчас я очень много времени уделяю проработке своих страхов. В этой статье есть ответы на вопросы:

  • — что такое страх?
  • — зачем он нужен?
  • — можно-ли забыть о страхе?
  • — как правильно прожить страх (личный опыт)?

Иногда задаю вопрос собеседнику чего ты боишься? В ответ почти всегда слышу: «Я уже, наверное, ничего не боюсь. Я столько пережил, да и чего мне бояться?» Ну или что-то подобное, где основная мысль в том, что человек бесстрашен.

Это ещё один прекрасный ход отрицательных систем, которые создали очередную догму о том, что страх — это «плохо», или тот кто боится, тот трус! Конечно, страх создаёт орпределённый дискомфорт, но если он есть, значит для чего-то он нужен!

Всё так красиво обыграно, что человек, находящийся в современном массовом информационном потоке верит в то, что страх — это плохо и его быть не должно. Особенно мужчины хорошо уяснили, что страх — это не «круто». При этом основная масса людей не прорабатывает свои страхи, а пытается поскорее забыть о них, подавляя эти страхи и загоняя их глубоко в подсознание, или отрицая их наличие.

Это прекрасная жизненная позиция, но у меня есть сомнения в её эффективности. Поскольку загнаный в подсознание страх, проявляется в жизненных ситуациях и человек принимает решения под давлением этого страха. Такие решения обычно очень энергозатратны.

Пример: Езжу на недорогом автомобиле, но знаю что есть другие, более престижные модели. У меня есть страх быть недооцененным окружающими, которые видят что я езжу на такой машине. Появляется желание приобрести более дорогое авто, для чего я начинаю откладывать деньги, экономя на необходимом. Или начинаю больше работать, оставляя меньше времени на личную жизнь. Здесь основной страх — быть недооцененным и только чтобы не чувствовать его, я буду искать возможности купить более дорогое авто. Но ведь можно просто прожить этот страх, прочувствовать его и после этого появятся дополнительные внутренние ресурсы для новых начинаний. Или совсем пропадёт желание менять автомобиль.

Страх — набор чувств, вызываемый разными ситуациями. Он может проявляться в различном виде.У меня страх проявляется в виде — холода в ногах, боли в животе, нежелании что-то делать, в пассивности, в бессоннице, в беспокойстве, холод в спине, в потливости рук ну и прочее.

Можно много описывать свои чувства, но для каждого человека чувства, вызываемые страхом индивидуальны. Тут важно прочувствовать какие чувства есть в момент страха, отследить их, прожить, принять, поблагодарить от души и жить дальше!

По большому счету, любое нежелание что-то делать вызвано страхом. Например: нет желания начинать новые отношения — обьяснял себе так:»всё-равно отношения закончатся, опять скандалы, опять нервы тратить. Лучше и не начинать». Тут целый набор страхов:

  • — страх боли от разрыва отношений (для меня это было больно физически и душевно)
  • — страх ощущения неконтролируемости ситуации во время скандала
  • — страх того, что моя нервная система расшатается (условно говоря)
  • — страх, в случае разрыва отношений, перейти из состояния комфорта семейной жизни (вкусная еда, тёплая постель с Любимой, регулярный секс …) в состояние одиночества
  • — страх начинать отношения — «притирка» двух личностей
  • — другие страхи..

Если посмотреть на страх с точки зрения энергетики, то страх — мощный выброс энергии (образно выражаясь), которая в последующем создаст те ситуации, которых я боюсь. Этот факт(для меня это факт) обьясняет то, почему страхи сбываются чаще чем хотелось-бы.

Если смотреть на страх с позиции воспитательного процесса для души, то страх — это то препятствие, пройдя через которое душа получает необходимый ей опыт и программа жизни корректируется в более благоприятном направлении.

Могу сказать следующее — правильно проработав любой страх, вероятность возникновения ситуации в которой будет вызываться этот страх практически равна нулю. Такая ситуация может быть сформирована только для того, чтобы человек понял насколько он усвоил урок.

Пример: пол года назад я видел один интересный клип, там в течении одной минуты показывали в полной тишине какие-то комнаты, передвигаясь по ним и в конце с жутким криком появлялось страшное «лицо». Конечно я пришел в ужас от такого зрелища,но решил прожить это чувство снова и снова чтобы побороть страх. В какой-то момент мне показалось что мне уже не страшно и я почти спокойно мог просмотреть этот клип (скорее всего я просто пдавил страх, не понимая откуда он берёт своё начало).

Примерно месяц назад я смотрел другое видео, там ситуация другая — девушка молодая, привлекательная что-то рассказывает, приближается к камере, отходит в сторону. Через секунд пять появляется эта девушка с жутким,»одержимым» лицом и криком. Это меня опять привело в ужас. Я видел подобные ситуации со стороны — очень смешно, но когда становишься участником ситуации, совсем не до смеха!

Когда я второй раз прочувствовал те-же чувства от просмотра ролика, я понял что страх лежит глубже во мне, начинается он с детства. Я вспомнил много разных ситуаций — это и фильмы ужасов в детстве, и жуткие истории в детском лагере, и самое главное — я вспомнил ситуацию в которой я шел на тренировку с друзьями, потом они внезапно решили пойти другой дорогой. Я пошел дальше и проходил через тихую полянку, поросшую высокими кустарниками. Вдруг из кустов, сзади, с сильными криками на меня выбежали два моих друга. В тот момент я просто оцепенел от страха, сел на землю и просто не мог двигаться пару секунд. Друзья смеялись.

Конечно, то что произошло со мной, задело моё самолюбие и я неосознано подавил тот страх. Я его не прочувствовал, просто прикрыл сверху. Этот детский страх и был причиной того ужаса, который я испытывал от просмотра клипа, но была ещё причина того испуга. Здесь многоуровневая система страхов, её важно увидеть всю. Это возможно если рассмотреть страх очень подробно, заглянуть в глубину.

Когда я понял всё происходящее, то мысленно вернулся в прошлое, в ту самую ситуацию с тихой полянкой. Сначала понял мотив друзей(зачем им меня пугать) — самоутверждение, это нормально в детском возрасте. Они не хотели мне причинить вред, им нужно было просто самоутвердиться и повеселиться. Я мысленно, от всей души, поблагодарил их за тот опыт, который они мне подарили (при этом я почувствовал тёплые волны радости, разливающиеся по моему телу). И снова прожил ту ситуацию, прочувствовав своё тело в момент когда я испытывал оцепенение.
Это было не легко — меня постоянно выносило из воспоминаний.

В конце концов я пришел к тому, что было основой этого страха внезапных криков — страх смерти. Это прекрасное чувство мне подарили мои родители когда взяли меня в 4-х летнем возрасте на похороны не помню кого. Но то, что я увидел на похоронах меня очень впечатлило.

У меня была истерика от всего увиденного тогда. Это было много громко плачущих людей, громко причитающих, траурная музыка, всё в черно-серых тонах, гроб с покойником(О! поэтому я боялся гробов в детстве). Конечно, будучи ребёнком, после увиденного я понял что смерть — это ужасно.

Когда я всё это вспомнил, эмоции на короткое время охватили меня и когда я прочувствовал всё это снова с новым пониманием ситуации, я почувствовал как тёплые волны радости разливаются по телу — необыкновенное чувство. С этим страхом пришлось поработать несколько раз, чтобы закрепить результат.

После такой проработки собственного страха я умышленно нашел несколько очень жутких видеороликов. Просматривая их я не испытывал ни страха, ни отвращения, только принятие того факта что они есть и каждый может сам для себя выбрать как реагировать на них.

Возможно кто-то подумает что изложенная выше информация относится к слишком личной. Думаю что это тоже страх, страх открыться. Ведь некоторые думают, что если сильно открыться, то кто-то может сделать больно. Но я придерживаюсь другого мнения. На мой взгляд, любая причинённая мне душевная боль — это моя недоработка. Так что если больно, значит есть с чем работать.

Я специально описал процесс работы с одним из самых сильных моих страхов — страхом смерти. После такой работы легче работать с остальными, более слабыми страхами.

Желаю всем приятно провести время изучая себя.

К работе со страхами относят техники и упражнения, дающие возможность предупредить боязнь, избавиться от нее либо извлечь позитивные моменты. Чаще всего для этого применяются психотерапевтические или гипнотические методики. Процедура актуальна, если человек самостоятельно волевыми и разумными действиями не может решить проблему.

Стоит отметить, что проработка боязней не всегда уместна. Это связано с тем, что некоторые индивиды длительное время носят страхи в себе, не подозревая о том, что снять их можно за пару сеансов. Другие люди упорно посещают психолога, хотя особой нужды в этом нет. Это касается личностей, которые не привыкли преодолевать трудности, им проще признать, что они чего-то боятся и на этом этапе остановиться.

Боязни есть у всех, однако, сильные личности ими обычно не занимаются. Они ставят перед собой иные задачи: решение житейских проблем, вырабатывание уверенности в себе, преодоление страха. Тревожность значительно осложняет эффективность и качество жизни. Поэтому работа со страхами часто уместна, проводится при помощи разных методик, посредством воздействия на каналы разума, души, тела человека.

Внутренние боязни во многом провоцируются страхом физическим. Особенно это касается неуверенных и нерешительных личностей. Среди основных методик устранения боязней:

  • аутотренинг;
  • десенсибилизация;
  • психолингвистическое кодирование;

Все техники предусматривают работу со страхами путем поиска первопричины проблемы. Достигается это при помощи специальных фраз и предложений, погружением клиента в транс либо посредством парадоксальной интенции.

Как работать со страхами у взрослых?

Формирование взрослого человека идет постепенно, однако, не всегда в рациональном и положительном направлении. В случае с фобиями, организм реагирует на боязнь четырьмя психологическими механизмами. Первый из них - «подключение сознания». В этом случае предполагается осознание личностью боязни с учетом ее характерных проявлений. Преобладать должно понимание того, что страх и его симптоматика - стандартная реакция на реальную, но не мнимую опасность.

Для этого четко характеризуют тревожность по:

  • реальности либо необоснованности;
  • вероятным проявлениям и последствиям;
  • типу реакции на опасность, с учетом имеющегося жизненного опыта и знаний;
  • необходимости посторонней помощи или подключения резервов психики.

Предварительное настраивание

Психология работы со страхом на этом этапе заключается в опережении сознания с подходящим настроем на опасную ситуацию или объект боязни. В итоге формируется фундамент для правильного реагирования организма. Помощь в этом оказывает эмоциональная нагрузка, перемена понятий (например, страха на волнение), поиск позитивных моментов при стрессовых обстоятельствах и тому подобное.

Действие

Третий механизм работы со страхами предполагает проведение манипуляций и действий , направленных на познание внутреннего мира с определением в нем места проявляющейся боязни. В практической плоскости обеспечивается соответствующий настрой на ситуацию. Его сравнивают с телефонным звонком, который можно слушать долго, не узнав звонившего без совершения элементарного действия - поднятия трубки.

Предвидение

Здесь основными факторами выступает прогноз результатов и последствий. По сути, предвидение опережает не только сознание, но и действие с настроем. Прочитывая стрессовую ситуацию, индивид заранее рассматривает возможный позитивный исход. Предварительное планирование течения критических обстоятельств позволяет предотвратить негативный финал либо извлечь полезный урок из ситуации.

Как проработать страхи у детей?

Ребенок до шести лет психоэмоционально развивается в соответствии с внутренними семейными отношениями, без рационального подхода к боязням и тревогам. Решающую роль на этом этапе в преодолении детских страхов играют родители. Важные используемые механизмы:

  • беседа с пояснениями о том, почему не стоит опасаться чего-то;
  • совместное преодоление страхов действием, используя авторитет и личный пример родителя;
  • переключение внимания путем внесения в процесс игры или позитивных эмоций.

У дошкольников и учащихся младших классов боязни характеризуются повышенной глубиной, поскольку тревожность связывается часто с новым и неизведанным. Специфика этого возраста:

  • окончательно формируется сознание;
  • проявляется познание себя и сопутствующих опасностей;
  • боязни трансформируются в голове, оказывают влияние на поведение ребенка и общий эмоциональный фон;
  • появляются инстинктивные тревоги, (опоздания, плохие оценки, конфликты со сверстниками);

Как работать со страхами у детей? Используемые техники предполагают акцентировать внимание на формирование положительного восприятия событий с осознанием и пониманием происходящего. Особенно фобии активно проявляются у подростков. Сюда добавляется боязнь нелепо выглядеть в глазах окружающих, страх публичных выступлений, неудачи на экзаменах. Также продуцируют тревожности потери близких. Устранить проявления испуга можно при помощи традиционных методик, используемых для взрослых.

Рациональная проработка

Для закрепления трансформации иррациональной боязни в адекватную форму, оценивают математическую вероятность реальной реализации фобий. Также представляют проявление существующего страха в его самой тяжелой и опасной форме. Кроме того, учитывают вероятность проявления всех собственных страхов одновременно. В итоге получается мизерный процент (не выше 5–10%), если человек не находится в зоне повышенного риска. Дополнительным доказательством того, что реальность проявления тревожности ничтожно мала, служит успешная деятельность страховых компаний, поскольку контрактные случаи очень редки.

Нужно понимать, что человек сам накручивает свое психологическое состояние, провоцируя неприятные ощущения, связанные с боязнью. Необходимо воспринимать страх, как важный импульс от подсознания. Сама природа дает вам своеобразного союзника, продуцирующего определенную выгоду при возникновении неприятной ситуации. Например, собака чувствует страх человека, поэтому вероятность атаки с ее стороны возрастает. Если воспринимает его, как лидера или превосходящего соперника, нападение маловероятно. Тем не менее носить специальные средства защиты при себе - будет нелишним.

Главное осознать, что проработка боязни, включая представление о возможном развитии событий, позволяет правильно настроиться и отреагировать на ситуацию, к которой подготовлен морально.

Работа с конкретными страхами

В этом разделе представлены несколько боязней, часто встречающиеся у людей. Первая из них - страх перед неизвестным. Он просто объясняется. Человеческое подсознание дает подсказку о том, что дальнейшее продвижение безопаснее, если знаешь, чего ожидать и в состоянии контролировать ситуацию. Неизведанное невозможно изначально подчинить, что и пугает людей больше всего.

Также выделяют следующие боязни:

  1. Страхи бытовые. Сюда входит испуг перед экзаменами, поступлением на работу, трудным семейным разговором, расставанием с близким человеком и так далее. Большинство подобных «фобий» снимается за несколько минут. Нужно просто выписать все боязни этого направления на листочек. Затем преодолевать тревожности друг за другом. Если проблема не решается, обратитесь к специалисту.
  2. Эту боязнь необходимо преодолевать в детстве. Эффективный способ - игра в салки на неглубоком месте водоема. Увлекшись, ребенок забудет о своем страхе, сам не заметит, как начнет плавать.
  3. Боязнь одиночества. Часто она возникает параллельно с другими фобиями. Человек не имеет определенных жизненных целей, нуждается в поддержке или преследует определенные выгоды с привлечением внимания к своей персоне любыми способами.
  4. Страх отношений. Указанную тревожность проще убрать при помощи постепенных шагов начиная с элементарных вещей. К примеру, стоит развивать себя, учиться игре на инструментах, уделить внимание физическому развитию, выбрать увлекательное хобби и тому подобное. Вскоре у вас появится друг или подруга по интересам, постепенно из дружеских, отношения могут трансформироваться в более близкий контакт. Подобный подход способствует наработке положительного опыта общения.
  5. Страх животных. Фобия возникает по отношению к различным представителям живой природы, но медитации и аутотренинги решения проблемы примерно одинаковы. На примере паука рассмотрим способ самостоятельного избавления от тревоги. Необходимо приближаться к объекту на дистанцию видимости его невооруженным глазом. Затем подойти на расстояние вытянутой руки, далее - максимально близко. На финишном этапе прикасаются к животному, доводя время от секунды до нескольких минут.

Работа со страхами у взрослых начинается с осознания причины боязни. Огромную роль в преодолении тревожностей играет отношение и участие в решении проблемы непосредственно индивида. Психотерапевт или гипнолог оказывают лишь помощь в корректировке процесса. Если страх сопровождается паническими атаками, переходит в хроническую стадию - без помощи специалиста не обойтись. Рекомендуем вам психолога-гипнолога

Добрый день!

Приветствую вас, стремящихся к Свету!

Так что такое страх? С одной стороны это чувство истощает, лишает энергии, если долго в нем находиться, а с другой это чувство спасало жизнь нашим предкам, включало инстинкты.Для меня страх смерти – это был тот «волшебный пинок», который вывел меня из гибельной «зоны комфорта» и заставил шевелиться, стремиться, повернуться к Миру, ко Вселенной, к Творцу, а прежде всего к Себе.

Всё началось в начале декабря 2015 года. Как то вечером, вернуласьмоя жена с очередного занятия по астрологии, а на ней лица нет. Ну, начал я вести расспросы что случилось, а она в слёзы. После не долгих утешений поведала она мне страшную весть.

На занятии их группа решила рассмотреть в качестве примера натальную карту, не связанного с астрологией человека (плохо понимаю что это, но похоже, что-то важное), и жребий пал на меня.

Сопоставив все планеты и звёзды выяснили они, что жить мне счастливо, осталось до середины января 2016 года, а придёт беда от моего верного железного коня. И вот с этой новостью пришла жена домой. Посмеявшись над предрассудками, я всё же призадумался и решил обратиться к «дедушкам» может что прояснят.

Через пару дней работая в Томской группе я пригласил «дедушек» и спросил их о состоянии моих дел. То, что они мне показали, привело меня в ужас! Я увидел в подробностях ту аварию, про которую меня предупреждали. Трудно описать то состояние, в котором я был. Но то, что с этим надо что-то делать было ясно. Скажу вам точно, когда есть запрос, то Вселенная сама стремится подсказать ответ и нужно только услышать, не пропустить его.

Пришла идея обратиться за помощью к Виктору Михайловичу. Зашёл на матрёшку и… ! Как по заказу организуется семинар в Старой Рузе!!! Не долго думая, покупаю билеты, и вот я на семинаре. При первой же возможности подхожу к Виктору Михайловичу и Ирине (низкий им поклон), делюсь своим горем.

Посмотрев на меня, Виктор Михайлович сказал: ты находишься в состоянии ужаса, чего ты боишься? И тут выясняется, что страх мой не только о моём будущем, но есть ещё сильный зацеп на моём отце (он сильно болеет) и я не осознанно качаю ему свою энергию, опасаясь за его жизнь.

«Тебе показали, куда ты придёшь, если не изменишь себя и своё состояние, ты стоишь на развилке дорог и только тебе решать куда идти» - сказал Виктор Михайлович и отправил меня в группу к Звереву Михаилу(огромное ему спасибо за работу со мной) для проработки чувства страха. Работая в группе мне пришло что я не должен жить жизнью своего отца, у него своя дорога у меня своя и то, что он сейчас болеет это егорасплата за совершённые им ошибки и я не могу за него их исправить, я могу только помочь ему их осознать. Так же мне пришло и то, что у меня нет любви к себе (как к частичке Творца) и именно в этом и заключается моя проблема. Страх потихоньку ушёл так как стало ясно, что делать:открыть сердце иучиться любить. С этим я и приехал домой.

Начав работу дома, я столкнулся с новой проблемой:как научиться любить и что это такое? Спасибо «дедушкам», они показали мне то чувство и те вибрации которые источает любовь! Произошло это при очередной работе с родом: я находился в полной темноте, тьма засасываламеня,а мимо шёл мой род и никто не смотре на меня, а я как неприкаянный молил их о помощи, и в какой-то момент они отозвались на мои мольбы вытащили из тьмы, взяли в круг и обняли! Не возможно описать то чувство счастья и благодати, которое меня пронизывало насквозь!

Вот полная гармония и истинная любовь! Без условностей! ВОТ К ЧЕМУ НАДО СТРИМИТЬСЯ!

Продолжая работать с родом я узнал, что мне могут помочь научиться любить и открыться миру –святые, а также индийские духовные учителя.

В дальнейшем, я работал с потоком САИ БАБЫ, он мне очень помог в осознании, что такое любовь и гармония. Мне удалось гармонизировать себя и провести анализ происшедшего.Я принял свой страх,полюбил и отправил его в эволюцию в свете.

И вот аптечкакоторую я разработал:

1.Необходмо обнаружить и проработать причины, вызывающие подсознательную программу- страх.

2. Работая над своим страхом обрести своё новое состояние гармонии.

3.Подгатовить механизм распознания причин включения программы - страх и пути обхода этой программы.

Страхи окончательно ушли, я полностью изменил отношение к болезни отца и к себе как частичке Творца. Спокойствие и гармония - вот моё сегодняшнее состояние.

Спасибо всем кто мне помогал в работе: Виктор Михайлович, Михаил Зверев, Томская группа(в которой я тружусь) и Татьяна Семенковская(г.Волгоград) с которой мы работали в двойке, а также моей любимой жене, благодаря которой я получил этот страх и смог его проработать.