О святой крещенской воде. Рождество Христово


Магическое время

РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ И ЗАГОВОРЫ НА РОЖДЕСТВО!

Ритуалы, обряды и заговоры на Рождество!



Чтоб деньги весь год водились

Этот заговор читают вечером в первый день Рождества, когда на небе появится первая Рождественская звезда. Свет в доме должен быть выключен, а на каждом окне необходимо зажечь по свече.

Напишите заговор на бумаге, подойдите к окну, которое выходит на восток, посмотрите на вечернее небо и на звезды и прочтите этот заговор:

"Слава Богу, слава Христу! Ангелы, славите, сами знаете: Христос родился, Ирод возмутился, Иуда удавился, мир возвеселился. Слава Господня вовек стоит, не ломается, а мне серебряна деньга прибавляется. Господи, славлю Рождество Твое! Буди благословенен день и час, в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея приими раба Твоего, в странствии суще, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь."

После этого сожгите бумагу с написанным заговором и в пепел положите 3 пятирублёвые монетки. Утром необходимо вынуть их из пепла и хорошенько втереть остатки пепла в монетки. Положить их к себе в кошелек и носить в течение года.


Рождественский заговор на богатство

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как сын Божий ко всем милостив и терпелив.

Как Он всех на земле прощает,

Всех любит, жалеет, благословляет,

Так бы и судьба ко мне была Милостива и благосклонна.

Ключ, замок, язык. Аминь."

Рождественский заговор на денежное богатство

Прочесть под Рождество:

"Пойду я с крестом, крестясь и молясь.

Кланяясь Иисусу Христу, Нашему Небесному Отцу,

Чистой воде, матери-земле.

И всем четырем сторонам света.

Гляну я на высокое небо,

На небе никто звезд не считает,

Не продает их, не покупает.

Господи, пусть бы так и у меня

Не избыть их и не раздать.

Аминь!"

Ритуал для достижения цели (на Рождество)


Ритуал, простой в исполнении, но очень эффективный по своей оккультной силе, поможет вам в новом годудобиться желанной, заветной цели, исполнить все то, о чем вы так давно мечтаете и чего беззаветно ожидаете.

На дне глубокой тарелки (она должна быть без каких-либо рисунков) зеленым маркером воспроизведите приведенный ниже символ.


В 24 часа (в ночь с 6-го на 7-е января) налейте в тарелку немного святой водицы и тут же вынесите на улицу (во двор или на открытый балкон), пусть постоит до утра.

Сразу же после восхода солнца внесите ее в дом (квартиру). Зажгите маленькую (тоненькую) церковную свечку и водите ею над тарелкой (по часовой стрелке), одновременно двенадцать раз читая заговор:

«Спаситель родился, мир преобразился,

Спасение нашло, решение пришло.

Господи Иисусе Христе, Сын Божий, подсоби,

помоги рабу(е) (ваше имя) дело решить,

цели достичь, препятствия пробить.

Пусть (коротко изложите суть проблемы, которую хотите решить)

решится по Твоему слову. Аминь. Аминь. Аминь».

Свечу поставьте в подсвечник, пусть догорит до конца. А водицей хорошенько умойтесь перед тем, как в первый раз 7 января будете выходить из дома (по любому делу).

(Желание не должно быть о том, чтоб конкретный человек вас полюбил)

Ритуалы на Рождество: ритуал - оберег


Сегодня я хочу подарить вам великолепный Рождественский ритуал.

Это довольно простой и действенный ритуал. Для его выполнения не требуется никаких специальных атрибутов. Необходимо только иметь веру в свои слова и веру в то, что вы, мои хорошие, можете сами изменить все свои нежелательные эмоции и найти свою силу. И хотя сам ритуал призывает Иисуса помочь вам, он в тоже время пробуждает осознание в то, что Иисус живет в каждом из нас. Этот ритуал поможет вам вспомнить, что все едино.

Для проведения этого ритуала необходимо в день Рождества, вечером встать лицом к Звезде Иисуса и вслух прочесть следующий заговор-молитву:



Если у вас есть возможность, то распечатайте эту картинку и, как оберег, носите с собой, периодочески обращаясь к ней. Таким образом вы настраиваетесь на потоки, проходящие через вас и соединяющие себя с высшими силами. Этот оберег будет хранить вас от ваших же негативных мыслей и поступков.

Я не утверждаю, что он всемогущ и решит сразу все ваши проблемы и устранит все ваши беды. Таких заговоров не бывает. Необходима и ваша учесть в создании вашей судьбы. Но этот заговор поможет вам найти в себе силу, которая спит и которая готова прийти к вам на помощь.

Заговоры Сибирской Целительницы

Натальи Степановой

Родовое полотенце

Есть дни, в которые творят (делают) обереги на свой род. К такому оберегу относится и родовое полотенце. 6 января, в канун дня рождения Иисуса Христа, покупают новое льняное полотенце и заговаривают его для исцеления от различных, в том числе и тяжелых, болезней. Если позже в семье кто-нибудь заболеет, то этим полотенцем следует обтереть больного, и он обязательно выздоровеет.

Заговор на родовое полотенце от болезней

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Заговариваю я от 77 хворей,

От любой боли, от ночной маяты,

Напускной сухоты, от рака едучего,

Припадка падучего,

От порчи, от ночной корчи.

Мать-Богородица Сына Своего обмывала,

Полотенцем льняным обтирала.

Благослови, Боже, и мой лен тоже.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Кого я (имя) этим льном оботру,

С того я все 77 хворей сотру.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Аминь. Аминь.

Гадание на Рождество на веточке березы

Гадать следует натощак и в одиночестве. Подойдите к березе, загадайте желание и сломите веточку. Прежде чем ее сломить, скажите:

Благослови, Троица, Святая Богородица.

Ветка, обломись,

А рабе Божьей (имя) судьба объявись.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Посчитайте на веточке все почки. Если их количество будет четным, то желание ваше исполнится.

Гадание на Рождество на свечах

Каждый, кто хоть раз воспользовался этим гаданием, убеждается, что оно всегда правдиво. Заранее купите в церкви во время службы семь разных по цвету свечей. Из церкви нужно идти домой, никуда не заходя. Перед тем как зажечь свечи, наденьте рубаху без пуговиц и распустите волосы. Завесьте зеркало и зашторьте окна.

Когда зажжете свечи, трижды прочитайте заговор на правдивое гадание, а затем погасите их своим дыханием. Положите свечи под свою подушку, а утром, не глядя, выньте три свечи. С вечера подпишите, какая из свечей (по цвету) будет означать то, что вы ей нарекли.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Рецепты для Рождественского стола

Кутья из пшеницы с медом и маком

Расклад: пшеница - 400 г, молоко - 1 стакан, грецкие орехи - 100 г, изюм без косточек - 200 г, сахар - 1/2 стакана, мед - 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промойте и всыпьте в кипяток. Доведите до кипения и откиньте на сито. Затем зерно обдайте холодной кипяченой водой и снова залейте кипятком и, накрыв крышкой, поставьте в духовку, так чтобы пшеница могла упреть (до мягкости). Когда готовое зерно остынет, положите в него толченый мак, сахар, мед и рубленые грецкие орехи. Все хорошо перемешайте и сверху посыпьте изюмом. Кутья готова.

Кутья рисовая с миндалем и изюмом

Расклад: рис - 500 г, изюм - 200 г, миндаль - 100 г, корица и сахар - по вкусу.

Рис промойте и залейте холодной водой. Доведите до кипения, а затем откиньте на сито. Промойте рис водой и, снова залив водой, варите до готовности. Мешать рис не нужно. Слейте воду и охладите рис. Ошпаренный кипятком миндаль разотрите и смешайте с сахаром. Влейте в миндаль немного воды и подмешайте в рис. Затем добавьте корицу, промойте изюм и еще раз все тщательно перемешайте.

Приметы на январь

♦ Собака растягивается на полу и спит, раскинув лапы, - к теплой погоде.

♦ В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

♦ В январе растет день - растет и холод.

♦ В январе снегу надует - хлеба прибудет.

♦ Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.

Сегодня совершенно особый день, а называется он Рождественский сочельник. В доме, где живут верующие люди, кругом идеальная чистота, во всем чувствуется ожидание чуда рождения Богомладенца, Спасителя мира, Иисуса Христа! Благочестивые люди несут последний день своего поста и, по старинной традиции, не вкушают пищу до появления первой звезды на небе. Вечером самым старшим в семье непременно зажигается свеча и ставится на подоконник, и это знак любви к Богу, знак того, что в этом доме все готовы принять Богомладенца Христа с Его Пресвятой Матерью, вспоминая евангельский рассказ о том, как не нашли Они в этот день для себя приюта в древнем Вифлееме. Старики сказывали: «У кого в сочельник горит свеча на окне, того и Бог никогда не оставит!»

Сегодня я хочу рассказать вам, как накрывали стол в Рождественский сочельник.

Вообще, Сочельнику верующие люди уделяют особое, можно даже сказать, трепетное внимание, ведь это навечерие Рождества Христова (6 января). Все христиане в этот день держат особо строгий пост и сохраняют его до первой вечерней звезды. Важно, чтобы в доме собралась вся семья, причем никто ни в коем случае не должен повышать голоса, грубить или за что-нибудь укорять. Все разногласия не для этого Священного дня, а кто в этот день согрешит руганью и скандалом, тот целый год будет «аки пес лаяться (ругаться)», - так говорили на Руси старики. Всю неделю до этого дня хозяйки мыли, скребли, стирали и убирали, чтобы в Сочельник в доме была благодать и чистота. К вечеру на стол кладется солома, а по верху белоснежная скатерть. В центре стола непременно ставится рождественская кутья, а главное, на столе должно быть двенадцать блюд - в память о тех, кто был с Христом за столом Тайной вечери. Зажиточные люди всегда стремились, чтобы рождественский стол был как никогда богат и изыскан, так как это, в свою очередь, тоже влияет, будет ли новый год богатым или нет. Вот примерное меню рождественского застолья: кутья, свиная голова с хреном, студень из свиных и говяжьих ножек, рыба, блины, домашняя колбаса, заливное, начиненный кашей молочный поросенок, жаркое, медовые пряники, солонина и взвар. Дождавшись первой звезды, семья, перекрестившись и помолившись, садилась за стол. Трапеза начиналась с кутьи и блинов. Все делалось не торопясь, чинно и без суеты. В этот же день начинались колядки, и с этого стола еда отдавалась и тем, кто колядовал.

7 января православные отмечают праздник Рождества Христова. Это один из самых главных христианских праздников, по своей значимости он стоит вторым после светлого праздника Пасхи.

Название его говорит само за себя – Рождество Христово – значит день рождения Иисуса Христа Сына Божьего, который пришел в наш мир, чтобы спасти людские души.

По христианским убеждениям, Иисус был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. День его рождения поделил историю на «до» и «после»: с этого момента началось современное летоисчисление – «наша эра».

Евангельская история рождения Иисуса Христа ^

В маленьком городке Вифлееме, недалеко от Иерусалима, в семье благочестивых родителей появилась на свет Дева Мария. С трех лет воспитывалась она в храме. Выйдя из храма в возрасте 14 лет, она дала обещание никогда не выходить замуж и служить только Богу. Священники перепоручили ее 80-летнему старцу, вдовцу Иосифу из Назарета, который имел взрослых детей, а Марии стал вместо отца.

Вскоре в дом Иосифа, где жила Мария, явился архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…»

В стране Иудее тогда правил царь Ирод, подвластный Риму. По указу римского императора Августа в Иудее началась перепись населения, и каждый должен был пройти перепись там, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились из Назарета на родину родителей, в Вифлеем.

Из-за большого скопления народа, прибывшего в городок, они вынуждены были укрыться за городом, в пешере, где пастухи в ненастную погоду держали скот. Ночью Дева Мария родила младенца - Сына Божьего. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота.

Первыми о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. В поле, где пасли они свои стада, в ярком свете явился ангел. Он сказал испуганным пастухам: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Пастухи нашли пещеру и поклонились лежащему в яслях младенцу, а затем, радостные, возвратились к своим стадам. На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Бог спасает», или «Спаситель»

Как праздновать Рождество ^

Все с нетерпением целый год ждут день навечерия Рождества Христова, называемый сочельником, который заканчивается святой ночью (24 декабря/6 января). По традиции именно в сочельник после первой звезды на небосклоне (в память о чудесной Вифлеемской звезде, возвестившей весь мир о рождении «божественного дитяти») заканчивается строгий Рождественский пост, который начинается 28 ноября и заканчивается 7 января.

Поскольку последний день перед постом припадает на день памяти святого апостола Филиппа, то сам пост принято называть Филипповкой (Пилиповкой). Рождественский пост установлен для того, чтобы к Рождеству люди физически и духовно очистились покаянием, молитвами и воздержанием от еды, страстей, пороков, обид, зла и других грехов.

Вообще праздники рождественского цикла начинаются 2 января, в день Игната. Девушки тщательно прибирают жилье. К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготавливают все для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть, проводили «свежину». И, в конце концов, - кульминация праздника - Сочельник или, по-другому, Богатая кутья (6 января).

Накануне Рождества Христова 6 января принято садиться за щедрый, но постный стол. Одна из главных традиций празднования Рождества – Святой Вечер. После наведения порядков в доме готовят двенадцать праздничных блюд в честь двенадцати апостолов.

Наши предки готовили в Сочельник борщи, рыбу, капусту, вареники и пироги с яблоками (капустой), а также другие постные блюда. Согласно традиции, только когда наступит 7 января на стол можно поставить из мяса. Так на стол подавались домашняя колбаса, буженина, окорок, фаршированные гусь, утка или поросенок, студень, пряники и т.д.

  • Завтракать и обедать 6 января не принято, легкий перекус позволен только детям.
  • Садиться за рождественский стол необходимо с появлением первой звезды. Святой Вечер начинается молитвой и зажжением рождественской свечи. В компании всей семьи, в том числе и младенцев, хозяин дома благословляет ужин.
  • По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем, нельзя опаздывать к праздничному столу, так как, считается, что будешь весь год блуждать.
  • Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать.
  • Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать.
  • Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым.
  • Нельзя убирать со стола до самого наступления Рождества 7 января.

  • Главным кушаньем на столе этого вечера является, безусловно, кутья. На протяжении всех праздников, вплоть до Крещения, кутья должна стоять на самом почетном месте в доме.
  • После окончания ужина дети несли обед к своим крестным, взрослые готовились к вечерней церковной службе.
  • Лишь девчатам, которые всегда хотят узнать о своей судьбе, не было покоя. Постепенно заканчивается вечер и наступает волшебная рождественская ночь, во время которой нельзя спать, так как можно «проспать» все счастье.
  • Утром 7 января люди радостно здороваются фразой «Христос родился!», а в ответ слышат – «Славим его!».

Чего нельзя делать на Рождество

  • Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить.
  • Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада.
  • Остатки вечерней трапезы выносили за ограду - «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».
  • Народная пословица гласит: Кто в Рождество скотину забьет — тот через три года умрет.
  • Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье.
  • Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники (Рождество, Пасха и Троица), иначе наживете себе слез и нищеты.
  • В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук.

  • Не стригут волосы и не прядут шерсть.
  • Не стирают и не кипятят белье.
  • Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть.
  • За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде — беду накличете.
  • Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!».
  • Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников.
  • Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника.
  • Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Что нужно делать на Рождество

Согласно народным поверьям, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье — считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод.

  • Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться.
  • В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляют ведро на мороз, а утром ставят на огонь и говорят: «Лед растает, вода закипит, а у [такого-то] по мне душа заболит». Воду эту дают мужу умываться или в виде чая/супа, а также стирают в ней белье мужа. Святая рождественская вода всегда помогает женской беде.
  • Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз — и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.
  • Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
  • 7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

Рождественские традиции и приметы ^

Эти дни считались особыми, так как неокрепший еще некрещеный мир был населен духами, готовыми поведать людям о будущем, об их судьбе. Поэтому издавна Святки сопровождались гаданиями, следованием приметам и магическими обрядами.

Колядование

С 25 декабря целую неделю ходили ребята со звездой, сделанной из бумаги, и вертепом. Звезда величиной в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась и освещалась изнутри свечой. Вертеп - двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа.

Придя под окна дома, они пели сначала тропарь и кондак празднику, а потом виноградье; между тем звезда беспрестанно вращалась по кругу — Пропев виноградье, хозяина и хозяйку поздравляли с праздником, наконец, восклицали на славу Божию, тем самым прося себе подачи. Тогда хозяин разрешал одному из славильщиков зайти к себе в дом и давал ему денег.

Ряженые

По домам ходили ряженые. Устраивались гадания и другие забавы. Рядились все - молодые и старые, мужчины и женщины. Наряжались солдатом, мужиком, цыганкой, барыней, кучером и т.п.

  • Замужние и нестарые женщины ходили ряжеными в другие деревни, позволяя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма неприличным.
  • Чтобы не быть узнанными, лицо либо разрисовывали сажей, либо наклеивали усы и бороду из пакли, либо надевали самодельные маски.
  • Обязательно среди ряженых были медведь с поводырем.
  • По вечерам с гармонью и балалайкой ряженые ходили в гости к знакомым и родственникам, пели, плясали, величали хозяев.

Колядки

«Колядками» называли и печенье, которое пекли в виде фигурок животных и птиц - «коровки», «козули» и т.д.

  • Самую большую «колядку» уносили в хлев и оставляли там до Крещения.
  • На Крещение ее крошили в святую воду и кормили скотину, чтобы не болела, хорошо плодилась, знала дом.
  • Коми-пермяки хлебные «козульки» хранили до Крещения в божнице, а затем также скармливали животным, которых та или иная «козулька» изображала.
  • Остальными «колядками» награждались ряженые и колядовщики, приходящие в дом, за их песни.

Приметы

Существует очень много рождественских примет:

  • Если на Рождество хорошая погода, снег - к урожайному году; день теплый - хлеб будет темный, густой.
  • Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным.
  • На Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут.
  • Какова погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля).
  • На Рождество, считалось, нехорошо, если первой войдет в дом женщина (из чужих) - весь год будут хворать бабы в той хате.
  • На Рождество обычно надевают красивую, чистую рубаху, но не новую, а то не жди урожая.
  • Большой удачей на весь год считалось, если в рождественскую ночь овца принесет ягненка. Овцы вообще почитались в христианстве в память о рождении младенца Иисуса, который появился на свет в пещере пастухов и был положен в овечьи ясли.

Когда празднуют католическое Рождество

Празднование Рождества Христова у православных происходит после католиков из-за различий в календарях: старом – юлианском и новом – григорианском. Принято считать, что григорианский календарь точнее отражает движение Земли вокруг Солнца, потому более соответствует смене времен года и сезонной смене температур.

  • Календарные реформы, впрочем, как и сами календари, изначально воспринимались людьми в религиозном контексте. Обсуждение «нового стиля» происходило в 1563 году в реформационной Западной Церкви в Тридентском соборе.
  • Использование нового календаря было предписано папой Григорием XIII в 1582 году, именно с этим человеком связано и название самого календаря – григорианский. Папа Григорий XIII сделал предложение поддержать его нововведение всем христианским государям.
  • При коррекции смещения дат в 1582 году прибавилось сразу 10 дней, благодаря чему после 4-го октября сразу же следовало 15-е.

Общество не сразу приняло новый календарь, так как сначала восприняло его как непонятную папскую задумку. Только в XVIII столетии григорианский календарь был принят протестантскими странами. Православные же приняли новый календарь на рубеже XIX-XX веков и многим такой переход на «католическое» летоисчисление казался практически вероотступничеством.

Сегодня григорианский календарь воспринимается нами как обычный общепринятый календарь. В нашей стране новый стиль ввела Советская власть, однако Русская Православная церковь, оставаясь в старом календаре, сознательно не пожелала подчиниться законам нехристианского в те времена государства.

Поэтому так исторически и сложилось, что государственные праздники, такие как 23 февраля, 8 марта или 1 мая, мы празднуем по новому календарю, а религиозные праздники, также как и посты, соблюдаем согласно старому летоисчислению.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»). Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти. Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

– Это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его водосвятием.

Зачем Церковь освящает воду и хлеб?

– Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

Что такое агиасма?

– В переводе с греческого «агиасма» – святыня. Так называют воду, освященную по особому великому чину, в праздник Крещения Господня.

Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

– Существует ошибочное мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же великим чином. Это водоосвящение называется великим, как по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, так и по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане.

Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные.

После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Мф.4:16).

Как употреблять крещенскую воду?

– Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Святая вода долгие годы остается нетленной, имеет свойство не портиться.

Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако при недугах или нападении злых сил пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.

Что делать, если святая вода испортилась?

– Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, нестоячую (проточную) воду.

Что такое артос? Когда его раздают?

– Артос (в переводе с греческого – «хлеб») – это квасной хлеб, особая просфора, освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие.

Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.

Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать?

– Антидор (в переводе с греческого – «вместо дара») – это частички главной просфоры, употребляемой для Таинства Евхаристии. Раздается она присутствовавшим на Литургии для благословения и освящения души и тела – чтобы те, кто не приобщался Святых Таин, вкусили освященного хлеба.

Антидор – святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор только натощак со вниманием и осторожностью, чтобы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот священный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Нельзя давать антидор некрещеным людям.

Что такое просфора и что она символизирует?

– Просфора в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа: божественной и человеческой.

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NIKA», означающими «Иисус Христос Победитель». Бывают просфоры с изображением Божией Матери и святых угодников Божиих. Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней.

Что обозначает слово «просфора»?

– В переводе с греческого слово «просфора» означает «приношение», так как в древности лучший хлеб приносили в храм. Часть его предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.

Как обращаться с просфорой?

– Так как освященный церковный хлеб является святыней, его принято вкушать натощак, не допуская, чтобы крошки падали на пол. Благоговейное и с верой вкушение просфоры приносит душевное и телесное здравие.

Бумагу, в которую был завернут церковный хлеб, желательно сжигать, так как в ней могут остаться крошки. Лучше для хранения просфор использовать специальные мешочки, которые продаются в церковных лавках. Хранить освященный хлеб надо с подобающей бережностью, в определенном месте (в святом углу рядом с иконами), не допуская плесени. Если в результате небрежного хранения освященный хлеб все же испортился, то его необходимо сжечь.

Можно ли употреблять некрещеным святую воду и просфоры?

Можно, но с рассуждением. Вреда, конечно, не будет, но будет ли польза?

Если человек не отвергает внешних знаков церковности, имеет хотя бы немного веры, то вкушение просфоры будет для него приближением к церкви, будет подводить его к более существенному в нашей вере - к поклонению Богу в духе и истине.

Если же просфора воспринимается как нечто магическое, некий оберег, "церковное лекарство", при этом человек вовсе не стремится к воцерковлению, то просфора ему не нужна.

Можно ли на кладбище есть просфору?

– Просфоры не едят «за мертвых» или «за живых». Эта святыня служит к освящению лишь тех, кто ее вкушает. Просфору есть на кладбище не надо, а надо вкушать ее дома, предварительно прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», которая есть в православных молитвословах.

Можно ли на могиле покрошить просфору?

– Так как просфора – это святыня, то крошить ее нехорошо. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в молитвах о них.

Что за хлеб раздают на всенощном бдении?

– Это тоже освященный хлеб. Ранее богослужения длились довольно долго (а всенощная – всю ночь), и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, этот обычай сохранился.

Когда освящают и дают рождественскую воду?

– Специального освящения воды на Рождество Христово не бывает.

Что будет, если в обычную воду добавить крещенскую?

– Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной.

Можно ли из оставшейся святой воды сварить суп?

– Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты.

Какая польза от принятия просфоры и святой воды?

– Если человек с верой и благоговением употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и он более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни (будь то головная боль или бессонница, раздражение или то, что называется «стрессовым состоянием»), угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.