Особенности античной цивилизации. Географические и хронологические рамки античности

Цивилизация Древнего Египта

1. Особенности эколого-географической среды Древнего Египта и ее влияние на специфику древнеегипетской культуры.

2. Особенности мифологии древних египтян. Миф, религия и искусство.

3. Мифологическая модель мира в Древнем Египте.

4. Основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об Осирисе и Исиде. Идея загробного суда над душами умерших.

Духовно-содержательный аспект

Древнекитайской культуры

  1. Образ мира в мифопоэтическом и религиозном наследии Древнего Китая.
  2. Философского наследие региона и его влияние на мировую культуру.
  3. Естественно-научные знания Древнего Китая.

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб., 1991.

2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. - М., 1976 (Серия «Малая история искусств»).

3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М., 1980.

4. Бибби Дж. В поисках Дильмуна. - М.,1984.

5. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. - М., 1976.

6. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. - М., 1961.

7. Вулли Л. Ур халдеев. - М., 1961.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3 изд-е. - Л., 1990.

9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.1. - М., 1996.

10.Древние цивилизации. - М., 1989.

11.Дьяконов И.М. Научные представления на Древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М., 1982.

12.Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. - М., 1959.

13.Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1981.

14.Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. - М.,1992.

15.История Древнего мира. Т.I-III. - М., 1982.

16.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М., 1981.

17.История эстетической мысли: В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе. - М., 1982.

18.Картер Г. Гробница Тутанхамона. - М., 1959.

19.Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. - М., 1994.

20.Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. - М., 1979.

21.Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. - Прага, 1967.

22.Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. - М,: Наука, 1983. - 624 с.

23.Ковтунович О.В. Вечный Египет. - М., 1989.

24.Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере. 2-е изд. - М., 1991.

25.Лирика Древнего Египта. - М., 1965.

26.Лирическая поэзия древнего Ближнего Востока. - М., 1983.

27.Ллойд С. Реки-близнецы. - М., 1972.

28.Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. - М., 1977.

29.Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

30.Масон В.М. Первые цивилизации. – Л., 1989.

31.Матье М.Э Древнеегипетские мифы. - Л., 1956.

32.Матье М.Э. Избранные труды по мифологии Древнего Египта. - М., 1996.

33.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - Л.- М., 1961.

34.Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства Древнего Египта в музеях Советского Союза. - М., 1958.

35.Мифология древнего мира. - М., 1977.

36.Михаловский К. Карнак. - Варшава, 1970.

37.Михаловский К. Луксор. - Варшава, 1972.

38.Михаловский К. Фивы. - Варшава, 1974.

39.Моде Хейнц. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. – М., 1979.

40.Монтэ П. Египет Рамсесов. - М., 1989.

41.Нейгебауэр О. Точные науки в древности. - М., 1968.

42.Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. - М., 1980.

43.Открытие Индии / Пер. с англ., бенг. и урду / Редколл.: Э. Комаров, В. Ламшуков, Л.Полонская и др. – М., 1987.

44.Павлов В.В. Скульптурный портрет Древнего Египта. - М., 1957.

45.Поэзия и проза Древнего Востока. - М., 1973 (БВЛ, т.1).

46.Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Востока. - М., 1965.

47.Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.

48.Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989.

49.Тайны древних письмен. - М., 1976.

50.Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

51.Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. - М., 1984.

52.Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). - М.-Л., 1961.

53.Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии.- М., 1995.

Особенности Античной цивилизации

1. Место человека в полисной организации общества.

2. Миф как объяснение реальности в Древней Греции.

3. Основные черты античности (литература, искусство, архитектура и пластика).

4. Система ценностей Греческой цивилизации.

Культура Древней Греции. Рождение европейской цивилизации. “Греческое чудо”. “Аномалия” античности. Характер мировоззрения. Рождение личности. Полис и его роль в античной культуре. Древнегреческая философия и наука. Платон и мировая культура. Аристотель. Античность и христианское мировоззрение. Эпоха эллинизма.

5. Культура Древнего Рима. Элинистическо-римский тип культуры. Культура слова и духа. Культура и культ цезарей. Тотальная идеологизация и регламентация. Роль материальной культуры. Индивидуализм и космополитизм. Распространение христианства.

Европа в средние века.

1. «Средние века»: понятие, признаки.

2. Социально-экономическое развитие Европы в средние века.

2.1. Феодализм;

2.2. Сословия в средневековой Европе;

3. Взаимоотношения церкви и государства в средние века.

4. Специфика средневекового менталитета.

Источники и литература:

  1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.
  2. Гуревич А.Я. категории средневековой культуры. - М., 1984.
  3. История средних веков: учебник для вузов / под ред Н.Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980.
  4. Виппер Р.Ю. История средних веков.
  5. История Европы в 8 тт. Т.3.
  6. Лозинский С.Г История папства.- М., 1986. гл.1.
  7. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск. 1994.
  8. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового запада. – М.,1992.
  9. Пупар П. Роль христианства в культурной идентичности европейских народов //Полис. 1996. № 2.
  10. Фролова М.А. западная цивилизация: доминанты становления и развития // Социально-политический журнал. 1993ю № 11/12.

Тема 6

Тоталитаризм.

1.Тоталитаризм: понятие, признаки тоталитарного государства и общества.

2. Предпосылки и причины утверждения тоталитарных политических режимов в различных странах.

3. Условия возникновения и утверждения тоталитарного режимов.

Источники и литература:

1 Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. – Ч. №. – М., 2000. (из содержания: Законодательство Третьего рейха. А. Гитлер. Майн кампф. Э.Рем Национал-социалистическая революция и штурмовые отряды. Хрестоматия для немецкой молодежи.)

2 Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. –1992. № 2.

3 Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1989.

4 Макаревич Э. германия: программирование человека // Диалог. 1993. № 4.

5 Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М.,1996 Вып 2. Сер. Россия - Германия- Европа.

6 Орлов Б. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа. – М., 1995.

7 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1996.

8 Сумбатян Ю. Тоталитарно-политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. –1999. №1.

9 Пыжиков А. Модель «общенародного государства». Идеология и практика // Свободная мысль. –1999. №12

10 Шляпентох В.Э. Советский Союз – нормальное тоталитарное общество. Опыт объективного анализа // СоцИс. – 2000. №2

Тема 7.


Похожая информация.


Во всем многообразии ее исторических форм.

Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.

На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова в восточной части Ионического моря.

Балканская Греция в основном — гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

В дальнейшем, границы античного мира расширялись вместе с распространением греческой и позже римской цивилизаций. Античный мир значительно расширился в результате походов Александра Македонского, когда в него вошла большая часть бывшей Персидской империи, в первую очередь Малая Азия и Египет, которые какое-то время были даже крупнейшими центрами античности. Следующий очаг расширения находился в Риме, и к моменту основания Римской империи античный мир практически весь находился в ее границах.


В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом:

Ранняя античность (VIII в. до н.э. — II в. до н.э.)

Классическая античность (I в. до н.э. — I в. н.э.), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.

Поздняя античность (II—V н.э.). Распад Римской империи .

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

Эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н.э.), Минойская и микенская цивилизации . Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока.

Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория античности.

Гомеровский (XI - IX вв. до н.э.), Этот период известен также как «греческие тёмные века». Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаический (VIII - VI вв. до н.э.), Первый период античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века . Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 г. до н.э.

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классический (V - IV вв. до н.э.), V - IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского . Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Культура этого региона, в котором находилось большая часть эллинских метрополий, была тесно связана с культурой народов Анатолии, по сути будучи периферийной по отношению к цивилизациям Месопотамии и Египта. Однако в новых полисах на колонизуемых землях их влияние было существенно ослаблено. Туда выселялось наиболее активное население метрополий, не приспособившееся к условиям кланового подчинения жизни на родине. С одной стороны, это делало его более приспособленным к изменениям (мутациям) общественной культуры.

Отсюда, видимо, происходит расцвет философии, науки, законотворчества и политических идей именно на Западе в Великой Греции. С другой стороны, это способствовало активному приспособлению эллинов к новым условиям жизни, развитию ремесла, торговли, мореплавания. Вновь основанные греческие города были морскими портами и это выдвигало мореплавание и торговлю на роль институтов, поддерживавших популяционное поле. Это отличало полисную цивилизацию от традиционных “сухопутных” цивилизаций, где инструментами поддержания популяционного поля служили политические институты и идеология.

Наличие колоний стимулировало развитие метрополий и убыстряло процесс развития греческих полисов в целом. Разнообразие условий населенных греками областей вело к развитию торговли, специализации и денежных отношений. В результате появляется возможность, накопив деньги, обеспечить себе существование без клановой поддержки рода. В среде греческого демоса появляются богатые люди, которые тяготятся обязанностью содержать родовую аристократию. Они сами могут выступать в роли эксплуататоров немалого числа людей, но этими людьми являются не свободные, а рабы. Богатство и знатность утрачивают свою изначальную связь.

Одни из зажиточных демотов живут в родных полисах, общинная взаимопомощь которых сознается ими как важная жизненная ценность. Другие, в основном ремесленники и торговцы, бегут от своих аристократов в другие полисы, становясь там метеками. Количественный рост массы этих людей создавал предпосылку для социального переворота, низвергнувшего власть родовой аристократии. Но победить ее удалось только тогда, когда демос оказался способен перенять у аристократии ведущую роль в военном деле, когда на смену аристократической коннице пришла фаланга тяжеловооруженных пехотинцев-гоплитов.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

VIII-VI вв. до н. э. явились в истории древней Греции периодом быстрого экономического подъёма. Именно в это время происходят крупные сдвиги во всех основных отраслях производства. Если в предшествующее время литьё металла производилось при помощи форм, а более крупные предметы склёпывались молотком на деревянном шаблоне, то теперь Главком Хиосским (VII в.) был открыт способ спайки железа, а самосские мастера ввели значительно более совершенные способы литья металлов, повидимому, заимствовав их на Востоке.

В гомеровском эпосе ничего не сообщается о разработке железных и медных рудников в Греции; нужные куски металла, вероятно, выменивались в основном у финикийцев. В VIII-VI вв. железные и медные руды начали добываться в самой Греции; так, медь, по свидетельству греческого географа Страбона, добывалась, например, в рудниках у Халкиды, на Эвбее. Железные рудники,— правда, небольших размеров — уже в это время были известны в Лаконике и ряде других мест.

В VIII-VI вв. в Греции происходит дальнейшее развитие кораблестроения с учётом достижений финикийских судостроителей. Военные корабли (пентеконтеры или «длинные» — с 50 гребцами) имели один или два ряда гребцов, палубу и помещение для воинов, а впереди на уровне воды — таран, обитый медью; торговые суда («круглые») строились с высокими округлыми носом и кормой и вместительным трюмом. Уже к концу VIII в. до н. э., по свидетельству древнегреческого историка Фукидида, в Коринфе были построены первые триэры — быстроходные военые корабли более сложной конструкции, с экипажем в 200 гребцов. Впрочем, триэры получили распространение лишь в V в. до н. э.

Существенные сдвиги происходят в рассматриваемое время и в строительном деле. Относительно примитивные постройки гомеровского времени сменяются значительно более обширными и в архитектурном отношении более совершенными зданиями. Предпринимаются такие грандиозные по тому времени работы, как сооружение водопровода на Самосе, строительство дорог и т. д.

Параллельно с развитием техники продолжает прогрессировать общественное разделение труда. Труд городских ремесленников начинает всё более обособляться от сельскохозяйственного труда. Появляются новые специальности. Так, к концу этого периода дифференцируются прежде нераздельные специальности кузнеца и литейщика, гончара и мастера-художника, расписывающего керамику. В ремесленных мастерских начинает использоваться труд рабов.

О развитии торговли ярко свидетельствует повсеместное появление и распространение монеты. Наблюдается также тенденция к установлению общих весовых систем. Техника чеканки монет, повидимому, была заимствована греками в первой половине VII в. у лидийцев; потом она с необычайной быстротой распространилась по всей Греции.

С ростом ремесла и торговли возникают центры общегреческих сношений. В частности, такую роль теперь начинают играть наиболее чтимые в Греции святилища. Общегреческие празднества носили не только религиозный характер. Вокруг храмов в дни празднеств возникали своего рода ярмарки. Сами храмы активно в них участвовали, принимая на хранение денежные вклады и выдавая ссуды под проценты. Здесь же велись политические переговоры, соревновались поэты, музыканты и художники, произведения которых становились достоянием широких кругов населения.

Мощным орудием культурного прогресса стал греческий алфавит, введённый в IX-VIII вв. до н. э. и представлявший собой видоизменение финикийского алфавита, однако с чрезвычайно существенным дополнением: греки впервые ввели обозначение не только согласных, но и всех гласных. Это сделало письмо более совершенным, а чтение значительно более лёгким.

Античная культура, прежде всего Древней Греции и Рима, - основоположница западно-европейской культуры, ее системы ценностей. Причем, необходимо иметь в виду следующее важнейшее обстоятельство. Неолитическая революция и формирование ранних цивилизаций на территории Европы проходило примерно по тому же сценарию, что и развитие восточных цивилизаций, вплоть до периода архаики (с VIII века до н.э.). Но затем развитие античной Греции пошло по принципиально иному пути, чем на Востоке. Именно тогда стала формироваться дихотомия Восток-Запад.

Античный вариант развития стал исключением из общего правила, это своего рода социальная мутация, причем по не вполне понятным причинам. Во всей истории человечества данный вариант был единственным и уникальным по характеру и результатам. Последствия же произошедшей «архаической революции» были поистине всемирно-историческими, особенно для судеб западноевропейской культуры.

В основе произошедшей трансформации было выдвижение на первый план частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства (полиса).

После реформы Солона (VI век до н.э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты: систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах, в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, его энергии, инициативы, предприимчивости.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других обществ, прежде всего восточных. Античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные, причем, более быстрым, динамичным и результативным. В последующем данные принципы легли в основу расцвета городов средневековой Европы, на подобной структуре возникло Возрождение и укрепилось буржуазное общество Нового времени.

Именно на этой основе быстро развился капитализм, ставший мощнейшей силой, влияющей на развитие всего мира.

Для античной культуры характерны следующие черты :

1) антропоцентризм: вера в силу и предназначение человека, греческий философ Протагор сформулировал важнейший принцип античности о том, что «человек - мера всех вещей»;

2) рационализм : признание особой роли разума и знаний;

3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного;

4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан;

6) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу;

7) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению;

8) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира.

Философия и наука - безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V - IV века до н.э.) Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности;

9) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство);

10) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государством;

11) понимание свободы, как высшей нравственной категории.

Культура античности получила особое развитие вследствие целого ряда факторов:

Культура создана на базе передовых экономических отношений, на рабстве классического типа, на частной собственности, на товарно-денежных отношениях. Экономика создала достаточные материальные возможности для культурного прогресса, для быстрого социального и хозяйственного экономического развития, появились возможности для профессиональной умственной деятельности. Причем, ограничивалось резкое социальное расслоение, господствовали средние слои.

Сформировалась динамичная городская культура. Город - центр античной культуры, где появились разнообразные досуговые формы деятельности.

Господствующий класс рабовладельцев и примыкающие к ним многочисленные средние слои, составившие гражданское общество, были активны в социально-политическом отношении и являлись благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей.

Демократические формы правления благоприятствовали развитию культуры вширь и вглубь. Не было замкнутого слоя правящей верхушки и развитой бюрократии, отсутствовала наемная армия, не допускалась концентрация власти, нормой была сменяемость и контролируемость аппарата управления, граждане были близки к государственным институтам, активно участвовали в общественных делах. Демократия сформировала потребность в культурной, широко мыслящей личности.

Отсутствовала могущественная жреческая организация, которая в странах Древнего Востока монополизировала, в значительной степени, процесс духовного производства и направила его в русло религиозной идеологии. Xарактер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными представителями граждан исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие.

Широкое распространение грамотности на базе алфавита, позволившее получить доступ к замечательным произведениям историков, философов, драматургов, писателей, ораторов. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном, стали важным стимулом для творчества античных мыслителей.

Интенсивные информационные связи с другими странами и культурами, аккумулирование знаний Древневосточных цивилизаций, открытость античной культуры.

Выработка строгих форм мышления, правил доказательства, то есть формирование новой культуры мышления. Наука демонстрирует новое отношение к результату познания, когда истина признается важнейшей ценностью, возникающей на базе рациональных операций, объективности, верифицируемости. Xотя, разумеется, научное знание не играло еще решающей роли рядом с мифологорелигиозным, традиционным сознанием.

Система воспитания античности выдвинула идеал калокагатии - как гармоничного, всестороннего развития личности, причем на первый план выдвигались гражданские добродетели, социальные качества человека, где физическая доблесть проявлялась в войне, умственное развитие - в государственных делах, а нравственные качества - в правилах общежития.

Записи с семинаров:

Гражданин - свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав в неразрывном единстве с его обязанностями

Полис - городская гражданская община с прилегающими владениями, основанная на двуединой форме собственности: частной (основа - гражданская инициатива) и государственной (цель - достижение социальной стабильности и защиты общества).

Демократия - политический режим, в основе - метод комплексного принятия решений с равными правами каждого на исход процесса. Каждый гражданин имел право и обязанность участия в политической жизни полиса, нет разделения властей.

Идея гражданства - свобода

Высшая гражданская ценность - личный труд на собственной земле.

Античная культура, прежде всего Древней Греции и Рима, - ос- новоположница западно-европейской культуры, ее системы ценностей. Причем, необходимо иметь в виду следующее важнейшее обстоятельство.

Неолитическая революция и формирование ранних цивилизаций на территории Европы проходило примерно по тому же сценарию, что и развитие восточных цивилизаций, вплоть до периода архаики (с VIII века до н.э.). Но затем развитие античной Греции пошло по принципиально иному пути, чем на Востоке. Именно тогда стала формироваться дихотомия Восток-Запад.

Античный вариант развития стал исключением из общего правила, это своего рода социальная мутация, причем по не вполне понятным причинам. Во всей истории человечества данный вариант был единственным и уникальным по характеру и результатам. Последствия же произошедшей «архаической революции» были поис- тине всемирно-историческими, особенно для судеб западноевропейской культуры.

В основе произошедшей трансформации было выдвижение на первый план частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства (полиса). После реформы Солона (VI век до н.э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на

156 частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты: систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах, в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, его энергии, инициативы, предприимчивости. В античном мире были заложены основы гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других обществ, прежде всего восточных. Античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные, причем, более быстрым, динамичным и результативным. В последующем данные принципы легли в основу расцвета городов средневековой Европы, на подобной структуре возникло Возрождение и укрепилось буржуазное общество Нового времени. Именно на этой основе быстро развился капитализм, ставший мощнейшей силой, влияющей на развитие всего мира.

Для античной культуры характерны следующие черты: 1) антропоцентризм: вера в силу и предназначение человека, греческий философ Протагор сформулировал важнейший принцип античности о том, что «человек - мера всех вещей»; 2) рационализм: признание особой роли разума и знаний; 3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного; 4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан; 5) преклонение перед образованностью, авторитет знания; 6) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу; 7) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению; 8) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира. Философия и наука - безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V - IV века до н.э.) Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности; 9) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство); 10) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государством; 11) понимание свободы, как высшей нравственной категории; 12) полнота, разнообразие, законченность с гуманистической направленностью, создание шедевров, обогативших мировую культуру и ставших эталонными.

Культура античности получила особое развитие вследствие целого ряда факторов: 1.

Культура создана на базе передовых экономических отношений, на рабстве классического типа, на частной собственности, на товарно-денежных отношениях. Экономика создала достаточные материальные возможности для культурного прогресса, для быстрого социального и хозяйственного экономического развития, появились возможности для профессиональной умственной деятельности. Причем, ограничивалось резкое социальное расслоение, господствовали средние слои. 2.

Сформировалась динамичная городская культура. Город - центр античной культуры, где появились разнообразные досуговые формы деятельности. 3.

Господствующий класс рабовладельцев и примыкающие к ним многочисленные средние слои, составившие гражданское общество, были активны в социально-политическом отношении и являлись благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей. 4.

Демократические формы правления благоприятствовали развитию культуры вширь и вглубь. Не было замкнутого слоя правящей верхушки и развитой бюрократии, отсутствовала наемная армия, не допускалась концентрация власти, нормой была сменяемость и контролируемость аппарата управления, граждане были близки к государственным институтам, активно участвовали в общественных делах. Демократия сформировала потребность в культурной, широко мыслящей личности. 5.

Отсутствовала могущественная жреческая организация, которая в странах Древнего Востока монополизировала, в значительной степени, процесс духовного производства и направила его в русло религиозной идеологии. Xарактер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными представителями граждан исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. 6.

Широкое распространение грамотности на базе алфавита, позволившее получить доступ к замечательным произведениям историков, философов, драматургов, писателей, ораторов. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном, стали важным стимулом для творчества античных мыслителей. 7.

Интенсивные информационные связи с другими странами и культурами, аккумулирование знаний Древневосточных цивилизаций, открытость античной культуры. 8.

Выработка строгих форм мышления, правил доказательства, то есть формирование новой культуры мышления. Наука демонстрирует новое отношение к результату познания, когда истина признается важнейшей ценностью, возникающей на базе рациональных операций, объективности, верифицируемости. Xотя, разумеется, научное знание не играло еще решающей роли рядом с мифологорелигиозным, традиционным сознанием.

Система воспитания античности выдвинула идеал калокагатии - как гармоничного, всестороннего развития личности, причем на первый план выдвигались гражданские добродетели, социальные качества человека, где физическая доблесть проявлялась в войне, умственное развитие - в государственных делах, а нравственные качества - в правилах общежития. Таким образом, появилась новая личность. 6.3.2.

Античности принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она явилась исходным моментом, первым опытом, фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Термин «античность» (от лат. antiquus - древний) обозначает греко-римскую древность. Античная культура - это крупнейшая цивилизация древнего мира, занимающая географическое расположение близкое друг к другу. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с единым историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ особенностей и различий. Древнегреческую цивилизацию принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: крито-микенский или эгейский (III - II тыс. до н.э.); гомеровский или «тёмные века» (XI - IX вв. до н.э.); архаический (VIII - VI вв. до н.э.); классический (V - IV вв. до н.э.); эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.)

Цивилизация, возникшая на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получила общее название эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя минойскую и микенскую цивилизации. В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства. Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами. Исчезновение микенской культуры в XII в. до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен, среди которых все еще господствовал родовой строй. История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX вв. и называется «темными веками», а также гомеровским периодом, поскольку известен, прежде всего, по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».

«Темные века» - эпоха натурального хозяйства. В архаический период происходит отделение ремесел от земледелия, что обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города. В период VIII-VI вв. до н. э. происходит становление полисов - разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединенных только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы. В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство, независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах.

Классический период - время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V-IV вв до н. э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах стали Древние Афины. Своего максимального могущества и культурного расцвета Афины достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель Перикл, который 15 раз избирался стратегом. Этот период известен в историографии как «Золотой век Перикла», хотя он был относительно недолгим. В период слабости греческих полисов начинает свое возвышение Македония.

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - эллинизм - начинается с походов Александра Македонского (IV в. до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I в. до н. э. Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах.

Формирование в Греции городов-государств - полисов, как особого типа общины вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы, но обычно - независимых и самодостаточных в административном, хозяйственном и культурном отношении. Процесс постепенного развития полиса, раннее отделение ремесла от земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений способствовали превращению центрального поселения какого-либо греческого племени в город. Граждане полиса имели право владеть землей; обязаны были принимать участие в государственных делах, а случае войны - участвовать в гражданском ополчении; имели право публично высказывать свое мнение по любому вопросу, подавать жалобы на противозаконные действия. Верховным законодательным органом в полисе было народное собрание; исполнительная власть была представлена выборными (на определенный срок) органами и должностями: «советом пятисот», судом присяжных, и др. Выше гражданина в полисе стоял коллектив полиса (идея суверенитета народа). Античная демократия была ограниченной: гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы, жившие на территории полиса, рабы. Существовали, помимо демократических (Афины), и олигархические полисы (Спарта), где сильны были пережитки родового строя, и власть принадлежала потомственной аристократии. Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная организация общества стала уникальным явлением, неизвестным ранее в мире древних цивилизаций, позволявшим эффективно решать экономические, военные и политические задачи, достичь высокого уровня развития культуры.

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей. Главными духовными ориентирами римского общества являлись: 1) патриотизм; 2) «особая богоизбранность» римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности. Недостойными для римского гражданина делами считались не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой, живописью, игрой на сцене, драматургией), педагогикой. Своеобразие римской цивилизации заключалось в том, что она представлена самыми разными формами социально-политического устройства, известных в древности. От раннеклассового общества во главе с «царем» (семь легендарных римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен), - к ранней республике, затем развитой республике и, наконец, к возникновению огромного и стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, отличавшийся от восточной деспотии), поглотившей почти все другие цивилизации древности. Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: царский VIII-VI вв. до н.э.; период Римской республики VI-I вв. до н.э.; период Римской империи I в. до н.э.- V в. н. э.

В царский период оформляется первичная социальная организация в Древнем Риме. Население проживало родами, которыми управляли старейшины. В 509 г. до н. э. римляне изгнали последнего царя Тарвиния Гордого и провозгласили республику. Период Римской республики характеризуется началом территориальной экспансии Рима и борьбой с Карфагеном за господство в Средиземноморье. В результате войн и ростом рабовладения республиканский Рим переживает внутренний кризис: происходят восстания рабов, гражданские войны. В итоге в 82 г. до н.э. полководец Сулла устанавливает единоличную власть, что означало начало заката республиканского строя в Риме. Основы империи, сменившей республику, заложил Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н.э. консулом, ставший пожизненным диктатором и получившим титул императора. После убийства Цезаря ставший императором его внучатый племянник Октавиан Август оставил после себя огромную Римскую империю.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции, первоначально только они и считались римским народом. В ином положении находилась другая большая прослойка общества - плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Плебеи - поселенцы и жители покоренных областей. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовал в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.

В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собраний имели силу закона. Кроме того, высокими полномочиями обладали трибуны: они имели право наложить запрет на решения суда, сената и высших должностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев и верхушки плебса. Он ведал вопросами внутренней политики и определял внешнюю политику. Под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Фактически он руководил государством. В этом отношении римская демократия отличалась от афинской демократии. Превратившись в огромную державу, Рим уже не мог оставаться общиной. Первые признаки разрушения ее традиционной структуры, норм общинной жизни проявились во II в. до н. э.

В целом, в античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер.

Литература

1. Всемирная история в датах и событиях. - М: Радуга, 2002. - С. 34-101.

2. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - С. 56-66.

3. Чубарьян, А.О. Всемирная история. В 6 т. / А.О. Чубарьян. - М: Наука, 2011.- Т.1. - С. 439-479, 575-602.

Общая характеристика и основные этапы развития

В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.

Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути. «Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи», – сказал Якоб Буркхардт. Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации – античной культуре, сформировавшейся в Древней Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э.

Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.

В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.).

Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов.

В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Однако на раннеримскую культуру наибольшее влияние оказали племена латинов, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также греки и этруски.

В исторической науке до сих пор существует «этрусская проблема», которая заключается в загадке происхождения этрусков и их языка. Все попытки современных ученых сопоставить их с какой-либо языковой семьей не дали результата: удалось только найти некоторые соответствия индоевропейского и кавказско-малоазиатского (и других) происхождения. Неизвестна пока и родина этрусков, хотя предпочтение отдается теориям их восточного происхождения.

Цивилизация этрусков достигла высокого уровня развития и была красочно описана античными историками, представлена в многочисленных памятниках. Этруски были отважными мореходами, искусными ремесленниками, опытными земледельцами. Многие их достижения заимствованы римлянами, в том числе и символы власти этрусских царей: курульное кресло; фасции (пучок розог с воткнутой в них секирой); тога – верхняя мужская накидка из белой шерсти с пурпурной каймой.

Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла». У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего дихотомию Восток – Запад.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота .

Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. Архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества. К ним относятся различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете – расцвету античного искусства. Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток–Запад.

Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым. Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

Колонизация, т.е. создание новых поселений в чужих странах, была вызвана различными причинами, в частности перенаселением, политической борьбой, развитием мореплавания и т.д. Первоначально колонисты остро нуждались в самом необходимом. Им не хватало привычных продуктов, таких, например, как вино и оливковое масло, а также многих других вещей: домашней утвари, тканей, оружия, украшений и т.п. Все это приходилось доставлять из Греции на кораблях, привлекая внимание к этим изделиям и продуктам местных жителей.

Открытие рынков на колониальной периферии способствовало совершенствованию ремесленного и сельскохозяйственного производства в самой Греции. Ремесленники постепенно становятся многочисленной и влиятельной социальной группой. А крестьяне в ряде районов Греции переходят от выращивания малоурожайных здесь зерновых культур к более доходным многолетним культурам: винограду и оливкам. Превосходные греческие вина и оливковое масло пользовались огромным спросом на внешних рынках в колониях. Некоторые греческие города-государства вообще отказались от своего хлеба и стали жить за счет более дешевого привозного зерна.

С колонизацией было связано и появление более прогрессивной формы рабства, когда в рабов обращали не соплеменников, а захваченных в плен чужеземцев. Основная масса рабов поступала на греческие рынки из колоний, где их можно было приобрести в больших количествах и по доступной цене у местных правителей. Благодаря широкому применению во всех отраслях производства рабского труда у свободных граждан появлялся избыток свободного времени, которое они могли посвятить занятиям политикой, спортом, искусством, философией и т.д.

Таким образом, колонизация способствовала формированию основ нового общества, новой полисной цивилизации, резко отличающейся от всех предшествующих.