Патриарх Илия II: «В жизни все главное. Илия ii

Тепла и любви в нем столько, что хватает на всю страну, как минимум. На всю Грузию. Каждый грузин – это его ребенок. Что бы ни случилось, с какими бы проблемами люди не столкнулись – бегут к Патриарху. Если у него именины или какое-то другое торжество, двери Патриархии открыты с утра и до вечера, идет очередь людей, как в Мавзолее. Идут с цветами, с какими-то подарочками, чтобы просто поцеловать руку и взять благословение. Он сколько есть сил, стоит. Если нет сил, все-таки он плохо себя сейчас чувствует, сидит в кресле, но он абсолютно всех благословит, и это происходит целый день, а теперь уже и два дня.

Солнечная ночь

Патриарх Илия II сам свое служение называет «солнечной ночью». В декабре 1977 года после интронизации Патриарха во Мцехте люди вышли из собора и увидели удивительное явление – с одной стороны солнце еще не село, а с другой стороны была видна луна. Патриарх говорил, что действительно служение такое получилось. Ночь – на тяжелые времена для Грузии выпало время его патриаршества, но ночь солнечная, потому что она всегда была освещена светом веры.

Каждое воскресенье Святейший придумывает небольшое послушание для духовных чад. Начало 90-ых годов. Голодные годы, зарплаты и пенсии по 13 долларов, да и те не платят по году. Гражданская война. Совсем недавно произошла трагедия 9 апреля 1989 года на площади Руставели, где Патриарх был и призывал собравшихся укрыться в храме, но его, увы, не послушались…

У людей страшная депрессия. И тут Святейший придумывает вроде бы простое послушание – просит писать другу другу записочки и рассказывать о человеке все самое хорошее. И это сработало - люди каждое утро получали эти конвертики с очень теплыми словами, и у всех поднялось настроение.

Однажды он дал «задание» всем тем, у кого в живых родители, несмотря ни на какие саны, звания и положения, при каждой встрече с ними просить у них благословение. Говорят, что это что-то невероятное - от такого простого, казалось бы, внешнего действия меняются отношения внутри семьи.

В другое воскресенье, еще в советские времена, в начале 1980-ых гг., предложил разобрать древние грузинские иконы из Сионского собора по домам на неделю. Правда, было поставлено условие – принимающая семья должна была обеспечить открытый доступ к святыне любому желающему.

Получилось невероятное паломничество – люди ходили друг к другу в гости помолиться у икон из собора. По воспоминаниям матери митрополита Николая (Пачуашвили), когда к ним в дом принесли огромную икону Божьей Матери, ей, почти неверующей женщине, показалось, что в дом вошла сама Дева Мария.

Молитва о Грузии

На Синае Патриарх поднимался пешком по монашеской тропе, взошел босиком на святую гору, молился о Грузии. И там Господь ему дал интересный пример, который он смог использовать тоже для объединения грузинского народа. Увидев воочию мусульманский намаз, Патриарх стал думать о том, что должен быть в Библии какой-то источник, почему его так часто совершают. И нашел. В псалме царя Давида: «Семь раз в день буду прославлять Тебя, Господи».

И семь раз в день теперь вся Грузия читает псалмы Давида по часам. Это передается по радио. Короткая молитва, буквально пять минут. Передают по радио, чтобы вся страна могла одновременно ее услышать, все знают по часам.

«Это мой ребенок, будьте повнимательнее»

Недавно Патриарх нашел решение для непростого в современном мире демографического вопроса. Он пообещал каждой грузинской семье крестить третьего ребенка. И он сам крестит действительно всех детей и всем родителям говорит: «Это мой ребенок, поэтому будьте поосторожнее, повнимательнее».

Действительно, у него есть все имена, он настоящий крестный отец, все знает обо всех. Рождаемость выросла невероятно. Это даже стало модным - грузинские папы и мамы, живущие в рассеянии, в Европе, в Америке, в России, приезжают специально рожать в Грузию, чтобы крестил детей Патриарх.

И это действительно работает – показатели рождаемости растут: по сравнению с 2005 годом рождаемость в Грузии увеличилась на 25%, а количество абортов сократилось на 50%.

Массовые крещения начались в 2008 году, на сегодняшний день у Патриарха Илии уже более 11 000 крестников.

Забота о каждом

Но помимо решения «глобальных» проблем, Святейший принимает активное участие и в жизни отдельных людей. На ужин в Патриархию может прийти, кто угодно. Кого-то Патриарх специально приглашает, а кто-то, если захочет, может прийти и сам в Большой приемный зал Грузинской Патриархии, где выносятся всем какие-то конфетки, ягоды, звучит музыка, которую Святейший написал, или то, что ему нравится. Раньше он сам просто играл на рояле.

Люди сидят, общаются, приходят какие-то интересные люди, деятели искусств, и совсем простые люди, рабочие. Это такая большая семья, которой он каждый вечер рассказывает что угодно, вплоть до своих сновидений. Очень много рассказывает из истории, о своих предшественниках, постоянно передает духовный опыт.

Однажды приходит заплаканная студентка. Ее ведут к Патриарху, она плачет, что-то говорит. Ее Святейший утешает. Она плачет, рассказывает Патриарху, что у нее дома такая ситуация, что пришлось работать очень много, поэтому она не ходила на занятия, но она учила, готова сдавать экзамены.

И Патриарх тут же звонит по телефону: «Да, да, я все понимаю, да, надо учиться, но я, как ректор академии, прошу Вас, примите у нее экзамены». Он решил этот вопрос на месте. Такая маленькая радость для человека. .

Однажды, еще в советские годы, в Тбилиси случилась трагедия. Родители пошли на какую-то вечеринку, оставили дома двоих детей, мальчика и девочку. Произошла утечка газа, они задохнулись. Родители договорились между собой, что они похоронят детей, а потом вернутся домой и покончат с собой.

Но после похорон мама перед тем, как наложить на себя руки, решила позвонить в Патриархию и спросила, можно ли поговорить с Патриархом, можно ли к нему прийти? Святейший сам примчался к ним домой и говорил с ними всю ночь. Наутро это была уже верующая семья, теперь мама работает в Патриархии, они возглавляют комитет родителей, которые потеряли своих детей.

Одна женщина, учительница, которая в голодные годы хотела что-то приятное сделать Патриарху, каждое утро вставала рано, шла в булочную, и как только выпекался свежий хлеб, покупала баточник и приносила в Патриархию. Патриарх ее знал. Больше ничего она не могла сделать, единственное, на что у нее хватало, это батончик хлеба. Но это внимание, тепло.

Она заболела раком, у нее была опухоль в голове, очень большая. Врачи ее уже не брали, дома не могли за ней родные ухаживать. Патриарх взял ее в Патриархию к себе. Но войти было очень сложно к ней в комнату, он один ходил к ней. Ему матушки что-то давали, он каждый вечер приходил к этой женщине, которую он едва знал - кроме того, что она ему просто булочку приносила. Рассказывал ей о житиях святых, рассказывал ей о своей жизни, о Церкви, обо всем. И так потихоньку проводил ее в последний путь.

Часто к Патриарху на покаяние везут, например, человека, который совершил очень тяжелый грех. Один раз матушка, которая везла человека, говорила, что, наверное, невозможно об этом рассказать. Грех такой, что нельзя вслух об этом сказать. Но человек, который его совершил, согласен был покаяться только перед Патриархом.

Когда он приехал и рассказал обо всем Патриарху, Святейший вдруг засмеялся. Это была такая реакция, которая, с одной стороны, окружающим показалась странной, но с другой стороны, человек этот так был тронут, что это единственное, возможно, было в этой ситуации, что мог сделать для спасения этой души пастырь.

Он очень любит цветы и другие растения. Все, что растет в Патриархии, выращено его руками, он сам знает каждый цветок. У многих его близких такое ощущение, что он с растениями разговаривает. Как-то к нему приходили представители партии «зеленых». Сидели в этом саду прекрасном. Святейший сказал: «Конечно, я не могу быть членом никакой партии, но если бы я когда-то вступил в партию, это была бы партия “зеленых”».


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ Как выглядел Николай Чудотворец?
Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ

Дата рождения: 4 января 1933 г. Страна: Грузия Биография:

Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили — из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе — из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II.

В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии.

16 апреля 1957 года в храме святого Александра Невского в Тбилиси студент II курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь cвятого пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси.

10 мая 1959 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха.

В 1960 году будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания Академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 году был возведен в сан игумена, а затем архимандрита.

26 августа 1963 года архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II.

С 1963 по 1972 год епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 году был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 году возведен в сан митрополита.

23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.

В 1978-1983 годы Католикос-Патриарх Илия II был президентом . В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации.

Титул Предстоятеля: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский .

Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.

Образование:

1956 г. — Московская духовная семинария.

Неожиданно для всех сегодня патриарх Грузии Илия Второй назвал имя местоблюстителя. Им стал хорепископ патриарха митрополит Сенаки и Чхороцку Шио Муджири. Решение патриарха взволновало грузинское общество, породив множество предположений. В числе прочих есть и такое: грузинский патриарх назвал своего преемника.

В День святого Георгия патриарх Грузии Илия Второй преподнес сюрприз общественности. На праздничной службе в тбилисской церкви Кашвети Илия Второй зачитал пастве свое постановление о назначении местоблюстителя:

«Святой Георгий пожелал, чтобы мы имели местоблюстителя, и таким является владыка Шио. Я поздравляю его с этим высоким званием, надеюсь, он оправдает возложенную обязанность».

Оказавшись в оцеплении журналистов, 48-летний священнослужитель стал уверять, что для него это было такой же неожиданностью, как и для всех остальных, что он не заслуживает такого высокого звания. Но при этом признался, такой чести мало кто был удостоен.

No media source currently available

0:00 0:05:08 0:00

В отдельном окне

«Это особая ситуация, я не припоминаю, чтобы такое случалось в нашей истории. Поэтому в ближайшем будущем станет ясно, какими будут эти обязательства», – заявил Шио Муджири .

Не припоминает назначения местоблюстителя в новейшей истории Грузии и теолог Леван Абашидзе . Но это, по его словам, не означает, что Илия Второй назвал своего преемника.

«Это означает, что он вместе с патриархом будет участвовать в управлении церковью. В случае кончины патриарха в течение 40 дней он будет исполнять его обязанности, а потом должен созвать Большое церковное собрание для избрания нового патриарха. Естественно, Шио Муджири будет одним из главных претендентов на пост патриарха. Формально это не так, но неформально может означать именно это. Видимо, по состоянию здоровья патриарху нужен официальный представитель, то есть местоблюститель. По моему мнению, выбрали самого уравновешенного, образованного и подходящего человека», – говорит Леван Абашидзе.

Леван Абашидзе лично знаком с митрополитом Шио Муджири. Теолог не разделяет мнение тех, кто считает, что с выдвижением Шио Муджири в грузинской патриархии усилилось пророссийское крыло.

О местоблюстителе патриарха известно то, что он – близкий друг пророссийского бизнесмена Левана Васадзе и президента Георгия Маргвелашвили, с которым они учились вместе в школе. Муджири окончил тбилисскую консерваторию по классу виолончели. В 24 года был посвящен в монахи, закончил тбилисскую духовную академию, а затем московский Православный Свято-Тихоновский богословский институт. С 2003 года митрополит Сенаки и Чхороцку.

Шио Муджири действительно может оказаться кандидатурой, устраивающей всех, считает другой специалист по вопросам религии – Бека Миндиашвили :

«Шио не считается фундаменталистом, реакционером и ультраконсерватором, он считается духовным лицом умеренных взглядов. Он может оказаться приемлемой кандидатурой для России, поскольку именно она является решающим фактором при избрании патриарха Грузии. И ей важно сохранить такой влиятельный институт в стране для проявления своей мягкой силы».

Бека Миндиашвили не исключает, что кандидатура местоблюстителя была согласована в ходе недавнего (1-2 ноября) .

Митрополит Шио может устраивать и грузинскую власть, считает теолог. Именно с острой заинтересованностью власти в вопросе, кто будет следующим патриархом,связывает Бека Миндиашвили сделанный достоянием общественности церковный скандал вокруг «дела о цианиде». В феврале нынешнего года приближенный к патриарху протоиерей Георгий Мамаладзе был задержан в аэропорту Тбилиси на пути в Берлин. Как тогда косвенно указывали высокопоставленные чиновники, .

Спустя восемь месяцев протоиерей Георгий Мамаладзе был признан судом виновным, однако по обвинению в намерении отравить не главу церкви, а его секретаря-референта Шорену Тетруашвили. В ходе шумного судебного процесса, который вызвал бурную критику правозащитников, один из предполагаемых кандидатов на пост патриарха, родной племянник Илии Второго митрополит Дмитрий Шиолашвили публично отрекся от претензий на церковный престол. Он заявил, что не вступит в этот сан даже в том случае, если об этом попросит его сам патриарх.

Хотя и топорными методами, как тогда отмечали грузинские наблюдатели, но власти добились своего – по кулуарной информации, в «Грузинской мечте» не одобряли кандидатуру Дмитрия Шиолашвили.

С учетом всего этого, а также преклонного возраста Илии Второго (5 января ему исполнится 85) и болезни, многие считают естественным, мудрым и почти беспрецедентным его решение при жизни назначить своего местоблюстителя. Это он сделал за месяц до важной даты – 25 декабря исполнится 40 лет, как Илия Второй взошел на патриарший престол Грузинской православной церкви.