Православный активизм: Кто попал под горячую руку верующих в этом году. Кто такие православные активисты

Они организуют патрули для защиты от «поругания», срывают рубахи с «кощунников» и грозят кирпичом эротическому музею. Дело Pussy Riot породило настоящее процерковное ополчение «православных активистов». Кто эти люди, насколько тесно они связаны друг с другом и РПЦ.

Миссионер от хиппи

– Мы проповедовали в омоновском автозаке, набитом революционерами, в автобусе, полном гомосексуалистов.

Так мне рассказывает Дмитрий «Энтео» Цорионов, автор последних выходок «в защиту церкви». Он один из тех, кто на днях заставлял «кощунника» снять футболку с Богородицей в балаклаве, кто являлся незваным гостем на спектакль по Pussy Riot и даже в музей эро­тики.

Сам Цорионов – миссионер, закончил специальные курсы «уличных проповедников», открытые отцом Даниилом Сысоевым (священник был убит в 2009-м, по основной версии – за резкие высказывания об исламе).

– Сейчас важное для нас направление – работа с либеральной общественностью, – говорит Дмитрий. – Под стенами суда мы говорили сторонникам Pussy Riot о Боге, одну активистку чуть не склонили к покаянию прямо на месте.

Дмитрий и сам – раскаявшийся. В прошлом – «индуист, буддист и наркоман». Такой компромат сразу после инцидента с футболками опубликовали на него блоггеры. Но Дима от своего прошлого и не открещивается:

– У нас была большая тусовка хиппи, но почти все потом пришли к Богу, – уверяет он. – Разными путями. Один после обряда языческого посвящения начал видеть чертей в выключенном телевизоре. Потом стал ходить в церковь.

Сам Дима тоже пришел к вере, как он выражается, «мистическим образом». В армии.

Патруль от поругания

А вот инициатор «православного патруля» Иван Отраковский – сам потомственный военный. Закончил военно-морское училище, служил в Чечне. После армии занялся бизнесом.

– У меня была своя компания, я занимался и черным металлом, и нанотехнологиями, – говорит 37-летний Иван. – Но как-то ехал ночью в метро. И там откуда-то взялся батюшка в вагоне и говорит: «Тебе нужно в храм, в тебе много агрессии». На следующий день я пошел в церковь.

А года два назад Иван оставил бизнес и начал создавать свое движение «Святая Русь». Сейчас в нем около сотни активистов.

– Это люди разных возрастов и профессий, главное, чтобы они были крещеными, – рассказывает Иван. – Три раза в неделю мы занимаемся спортом, по субботам выезжаем в лес на тренировки с оружием. Наша главная задача – чтобы воцерковленных людей было не миллион, а все 100 миллионов.

Но пока до достижения мегазадачи еще далеко, Иван со товарищи решили хотя бы охранять храмы от возможного поругания.

– У нас семь мобильных бригад по пять человек в каждой и пять пеших патрулей, – говорит Иван. – Мы произвольно выбираем пару районов для дежурств. Понимаем, что всю Москву и область, конечно, не охватим.

Силовая поддержка

Тема православных дружин поднималась задолго до истории с Pussy Riot. В 2008-м идею подал протоиерей Всеволод Чаплин. Но тогда все ограничилось недолгой шумихой в СМИ. Коллеги из православных организаций полагают, что та же история выйдет и с нынешней инициативой «Святой Руси». Хотя, может, они просто ревнуют, что сами не успели с ней выступить.

– Мы не знаем ничего об их движении, – говорит сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин. – Но еще на своем июльском митинге мы постановили учредить координационный центр по защите церкви от нападок. Задача – собрать представителей СМИ, юристов и группу православных мирян, которые будут не просто патрулировать все подряд, а обеспечивать порядок во время молебнов, крестных ходов.

Тем более что аналогичный опыт у НС уже есть. В апреле они не дали сторонникам Pussy Riot провести еще один «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Тогда ХХС был буквально оцеплен внутри и снаружи мускулистыми парнями.

– По согласованию с полицией в храме дежурило более 50 наших ребят, – говорит Кассин. – Это представители спортивных, ветеранских организаций, которые с нами сотрудничают, участники военно-патриотических клубов.
Но откуда взялись такие обширные связи? Дело в том, что до появления «Народного Собора» семь лет назад многие его активисты и основатели состояли в ультраправых объединениях, начиная с РНЕ.

– Просто к началу 2000-х многие поняли, что национализм неприемлем для нашей власти, – говорит политолог Алексей Макаркин. – Вместо того чтобы ходить со свастикой и нарываться на проблемы, лучше «прислониться» к церкви. Во многих таких организациях национализм и православие до сих пор совместимы.

И подобные связи подпитывают православных крепкими кадрами. Даже миссионер Энтео признал, что на акции, где требуется силовая поддержка, приглашает спортивных фанатов.

Защитный круг

Моральная поддержка духовенства у активистов тоже имеется – так утверждают и они сами.

– Хотя поддерживают их в разной степени, – уточняет Макаркин. – Есть, например, Кирилл Фролов, который давно и близко работает со структурами патриархата. Есть круг убитого Даниила Сысоева, о котором вообще-то в РПЦ очень разные мнения.

Но теперь, похоже, церковь решила объединить и ближних, и дальних. На днях синодальный отдел Патриархии выступил с инициативой создания Всероссийской ассоциации молодежных православных организаций. В Интернете тут же началась паника, мол, церковь собирает «воинство». Но выходцы из самой среды сомневаются, что православных удастся сплотить.

– Движения слишком разнородны, – говорит один из бывших православных активистов. – Серьезные организации вроде НС недолюбливают «выпендрежников» вроде Энтео или эпатажных «хоругвеносцев». Очень ревнуют к ТВ-камерам Фролова, который выступает главным спикером даже на чужих мероприятиях. Активисты слишком конкурируют за внимание СМИ и церкви. Многие надеются с помощью одобрения церковной власти дорваться до светской.

Потребности в продвижении тут сходятся у обеих сторон.

– Церковь проиграла информационную войну по Pussy Riot, – говорит Олег Кассин, рассказывая о будущих планах «по защите духовных ценностей».

– Мы молились, чтобы Господь помог нам использовать СМИ для пиара, – уверяет Дима Цорионов.

Станет процерковный пиар системным или нет, мы в любом случае еще немало услышим о православных общественниках.

Между тем

Убийство двух женщин в Казани прогремело на всю страну из-за надписи Free Pussy Riot, сделанной кровью жертв на стене. Представители православной общественности тут же бросились обвинять в преступлении сторонников осужденной группы. Тем более что до этого протоиерей Всеволод Чаплин уже практически предсказал возможность таких зверств.

– Люди, которые сегодня спиливают кресты, в дальнейшем могут дойти до насилия и убийства, – заявил он за 4 дня до события.

Органы поспешили пресечь провокационные домыслы – по горячим следам задержали подозреваемого. Это 38-летний преподаватель одного из местных вузов, убийство он совершил по личным мотивам. А надпись, по собственному признанию, сделал для отвода глаз.

Однако некоторые блоггеры утверждают, что надпись была сделана уже после преступления. Сторонники Pussy Riot считают ее появление провокацией со стороны властей и православных активистов.

1 октября во время рассмотрения жалобы на приговор панк-группе «Pussy Riot» Дмитрий Энтео организовал крестный ход и молебен на коленях рядом со зданием Мосгорсуда, в котором и слушалось дело панк-феминисток.

Становится ли Энтео новым духовным лидером? Можно ли мирянину, имя духовника которого никому не известно, самочинно организовывать подобные мероприятия? Ситуацию комментируют священники.

, секретарь Губкинской епархии:

Публичные акции необходимо согласовывать с духовным лицом

- Я думаю, что любой более-менее здравомыслящий и законопослушный православный мирянин должен согласовать подобные действия с теми священниками или ответственными церковными лицами, которые на это уполномочены. Устраивать подобные мероприятия самочинно не совсем правильно.

Что касается самой акции, если это действительно была молитва, а не её эпатажная форма, не попытка привлечь к себе внимание подобным образом, то я ничего плохого в этом не вижу. Что это было на самом деле - неизвестно, мы же не можем заглянуть в душу к Дмитрию Энтео. Мы не знаем, насколько он искренен. Если он действительно молился во время этого действия - дай Бог. Люди ведь молятся по-разному.

Возможно, что Дмитрий сейчас находится на таком этапе духовного развития, что для него подобная форма является нормальной. Почему нет?

Но, повторюсь, должно быть как минимум какое-то согласование, одобрение духовного лица. Ведь это не просто келейная молитва, Дмитрий знал, что о его действиях будет известно всем, начнётся обсуждение его поступка. Это было заведомо публичное деяние.

Я не знаю, кто уполномочен на то, чтобы давать такое согласование, но я думаю, что в Москве есть такие люди.

Игумен Сергий (Рыбко):

Почему бы и нет?

– Поскольку я не видел события, о котором идет речь, могу дать только общий комментарий. Молебен может проводить священник, или диакон. Мирянин возглавить молебен не может, мирянин может возглавить некую общую молитву, чтение акафиста.

Молитва на коленях? Почему бы и нет? Почему мусульмане могут намаз творить на улицах, а мы не можем перекреститься, проходя мимо храма? Я считаю, что это нормально – проявлять свою веру. Чем чаще будешь свою веру проявлять, тем лучше. Если православные люди собрались, чтобы помолиться, почему нет?

Настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Молитва никогда не должна быть демонстрацией

– В Православной Церкви общественное богослужение, как правило, возглавляет священник (или, разумеется, архиерей). Но, конечно, в отсутствие священника миряне могут и сами устраивать молебствия. Тут нет формального нарушения церковных правил. Молиться можно всегда и везде.

Но молитва никогда не должна быть демонстрацией, пусть даже в добрых, как представляется, целях. Подобное использование молитвы унижает ее. Молитва во всех своих степенях – это общение с Богом. Молясь напоказ, мы фактически пытаемся Им манипулировать. Не думаю, что это угодно Богу.

Конкретно о людях, которые собрались сегодня возле Мосгорсуда и на коленях совершали свои молитвословия, я ничего не могу сказать. Бог знает сердце человека, поэтому только Он и может поистине судить (я не имею в виду гражданский суд, который Господь установил на земле, чтобы она не превратилась в ад). У каждого есть совесть, поэтому пусть каждый сам смотрит: молился ли он Богу о спасении себя и ближних или совершал некую молитвообразную акцию.

Священник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

Энтео оскорбляет мои религиозные чувства больше, чем «Pussy Riot»

- Такие люди, как Энтео и «православные хоругвеносцы», оскорбляют мои религиозные чувства гораздо больше, чем пресловутые «пуськи» или «антирелижн». То, что делает Дмитрий Энтео, является в лучшем случае ревностью не по разуму, стремлением спасать других, а не себя, учить, а не учиться самому. В худшем же случае это самопиар и тщеславие, которые со стороны выглядят как пошлая и злобная клоунада.

Мне не хотелось бы, чтобы люди ассоциировали Православие с такими вот «правсомольцами», у которых горят глаза недобрым огнём и руки тянутся с желанием кого-нибудь «заушить». К сожалению, они забывают, что им так же далеко до святости и кротости Николая Чудотворца или Иоанна Златоуста, как кривлянию «пусек» до понятия «искусство». Но «пусек» хоть можно понять и попытаться им объяснить их неправоту, а вот с такими «активистами» сложнее, ибо они уверены в значимости своей «миссии».

Могу посоветовать Дмитрию Энтео сублимировать свою «духовную» энергию в русло, например, волонтёрства в хосписе или на строительстве какого-нибудь храма. Когда потрудится руками, глядишь, и выветрится «духовная» дурь из головы.

, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь»:

Подобный молебен требует самой высокой санкции

Если говорить не об этой конкретной ситуации, а в принципе, мирянин в нашей Церкви может довольно многое. Существуют и богослужения мирянским чином, и так далее. Проблема в том, что в нашей современной ситуации, и в особенности в данном судебном процессе, решаются очень большие и серьёзные вопросы с большим как общественным, так и внутрицерковным резонансом. Поэтому мне кажется, что здесь любое действие без благословения священноначалия является неправильным и недопустимым.

Личный статус человека, безусловно, определяет и статус тех мероприятий, в которых он может принимать участие. Поэтому, как мне кажется, в данном случае и ни один священник не может взять на себя такую ответственность, чтобы провести какой-нибудь молебен или крестный ход.

Это дело требует в подобной ситуации самой высокой санкции, особенно когда, как мы уже в этом убедились, действия Дмитрия Энтео воспринимаются определённой частью нецерковной общественности как позиция всей православной общественности. Значительной частью людей это воспринимается как то, что исходит от Церкви. Поэтому, на мой взгляд, подобное самочиние здесь недопустимо.

Подготовили Ксения Кириллова, Леонид Виноградов, Алиса Орлова

«Христианское государство - Святая Русь», раскрученное либеральными СМИ и группой Ходорковского, показало, как можно дискредитировать православие и верующих людей

В последнее время в России совершенно внезапно появилось такое на первый взгляд абсурдное явление, как «православные активисты». Поначалу эти экзальтированные, обвешанные, как новогодние елки, православной атрибутикой, люди действовали вполне в тренде нашей «либеральной общественности», проводящей перфомансы с прибиванием гениталий к брусчатке Красной площади, засовыванием мороженых кур в интимные места, бесноватыми дискотеками в Храмах, обливанием зеленкой, экспонированием на выставках таких предметов «современного искусства», как банки с экскрементами и облитые кровью иконы. Но очень скоро действия «православных активистов» из акций и демонстраций неких чудаков, вызывающих в людях гамму чувств от смеха до отторжения, стали сильно радикализироваться, вступая в противоречие уже не только с нормами морали, но и с уголовным кодексом.

Вершиной «православной активности» этих людей стали акции некоего «Христианского государства - Святая Русь» в разгоревшемся скандале вокруг кинофильма Алексея Учителя «Матильда». Против демонстрации этого фильма выступила бывший прокурор Крыма, депутат Государственной Думы Наталья Поклонская . Действуя строго в рамках законодательства и Конституции России, Поклонская инициировала ряд проверок всей цепочки создания фильма на предмет соответствия его действующему законодательству. Строго выдержанные юридически действия Поклонской вызвали эмоциональный всплеск в среде либеральной и левой коммунистической общественности, которые, объединившись, попыталась с помощью иррациональных, эмоционально окрашенных действий в основном в информационной сфере опорочить и дискредитировать законные действия Натальи Поклонской и поддержавшей ее православной общественности.

Мало кто обратил внимание на то, что выпуск «Матильды» совпал с главным политическим событием в России - началом кампании по выборам президента в 2018 году. Практически первым информационным залпом этих выборов со стороны оппозиционных либеральных и левых сил и стал скандал, связанный с «Матильдой». И этот залп прозвучал против традиционных русских ценностей, русской истории, РПЦ, Конституции и государственного строя России. А методы, применяемые как либералами, так и коммунистами, стали калькой с давно известных и опробованных на практике методов Запада по дискредитации неугодных режимов и уничтожения неугодных государств.

Еще в 2014 году в США был принят «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014» (Russian Aggression Prevention Act 2014). В рамках этого закона на гибридную войну с Россией было выделено $117 млрд, а для работы организаций непосредственно в России - $30 млрд. Акт предусматривает 3-летнее финансирование, которое действует и сейчас и заканчивается только в 2018 году. Направление финансовых потоков внутри России описаны в пункте 206 Закона под названием «Поддержка российской демократии и организаций гражданского общества».

Улучшение демократического правления, прозрачности, ответственности, верховенства закона и антикоррупционные меры;

Усиление роли демократических институтов, а также политических организаций и организаций гражданского общества;

Расширение технических возможностей для нецензурируемого интернета;

Создание свободных условий для работы независимых СМИ в России, увеличение их поддержки со стороны правительства США, а также помощь в защите журналистов и гражданского общества.

Именно через созданные Западом российские «демократические институты», политические и общественные организации, а также «независимые» СМИ и происходят действия по подрыву и дискредитации русского общества, истории, морали, веры, государственного строя в преддверии президентских выборов. Недаром сроком окончания программы называется 2018 год.

Один из методов, которыми действует Запад в рамках этой программы, и был применен в скандале вокруг «Матильды». Это - так называемые «операции под ложным флагом», когда жертва сама обвиняется в агрессивных действиях, приведших к ее уничтожению.

Подобный психологический прием под названием виктимблейминг я подробно описывал в статье . Технология проста - создать организацию, внешней атрибутикой и программой напоминающей жертву агрессии, и ее руками произвести планируемые агрессивные действия против агрессора, тем самым поменяв агрессора и его жертву местами.

В статьях » и «Теракт как искусство провокации» я очень подробно описал технологии проведения подобных «операций под ложным флагом». В России такие «фейковые» организации, дискредитирующие неугодные Западу идеи, создавались уже долгое время. К примеру, ни для кого не секрет, что лидерами наиболее экстремистских националистических движений являются отнюдь не русские люди.

Осужденный в 2016 году на 7,5 лет за разжигание межнациональной розни, создание экстремистских сообществ и публичные призывы к экстремизму один из лидеров Движения против нелегальной миграции, организатор «Русских маршей» Александр Белов (Поткин) действовал в Казахстане против законного президента Нурсултана Назарбаева в интересах бывшего премьера, сбежавшего на Запад главы имеющего штаб-квартиру в Лондоне казахстанского БТА банка Мухтара Аблязова . Причем Поткин использовал в этой политической с ярко коммерческой окраской операции законные опасения русского населения Казахстана, выставляя организации казахстанских русских еще и как экстремистские, работающие на свержение государственного строя, развал страны и «аннексию» Россией казахских земель.

Аналогичным методом дискредитируются и националистические организации на Западе. Недавно в интервью Channel 4 News многолетний лидер британских нацистов Кевин Уилшоу (Kevin Wilshaw) признался, что он - еврей и долгие годы является гомосексуалистом.

Подобным же методом воспользовались и создатели ХГСР (Христианское государство - Святая Русь). Созданная по облику и подобию известной террористической организации и сразу же названная либерально-коммунистической общественностью «Православный ИГИЛ», маскируясь под православных, эта организация сразу начала действовать против самого Учителя и демонстрации фильма «Матильда», стремясь дискредитировать действия Поклонской и вызвать в населении неприязнь к Православию.

В своих выступлениях и разосланных письмах и листовках лидеры ХГСР сначала угрожали поджигать кинотеатры, планирующие показ «Матильды». Кинотеатры действительно запылали, как и машины адвокатов Учителя и сама студия режиссера. В местах этих терактов появились листовки ХГСР «За Матильду гореть». По словам одного из лидеров ХГСР Александра Калинина «телефонное минирование» школ, торговых центров и других объектов, прокатившееся недавно по России, также явилось акцией ХГСР против «Матильды». Это был самый желанный подарок противникам Поклонской и РПЦ. Откуда же взялось это «Христианское государство» и кем являются его лидеры?

Что характерно, первыми сообщили о существовании ХГСР и опубликовали подробные интервью с его лидерами именно либеральные ресурсы «Медуза» и «Открытая Россия», принадлежащие помилованному Владимиром Путиным и проживающему на Западе осужденному преступнику Михаилу Ходорковскому. Именно Ходорковский начал отлично организованную и скоординированную кампанию по раскрутке «Христианского государства». Крайне характерны биографии и руководителей этой фейковой организации.

Мирон Кравченко - начинал свою деятельность в весьма характерных журналах Penthouse, «Мужской взгляд» и «Медведь», откуда в 2004 году резко переметнулся в ряды «православных хоругвеносцев». Подобно совершившему каминг-аут лидеру британских нацистов, Кравченко оказался в рядах агрессивной анти-гейской организации «Русский общенациональный союз» (РОНС), дистанцировался от РПЦ и примкнул к старообрядцам, вступил в Сергиево-Посадское станичное казачье общество, называющее себя «русскими православными фашистами», вступил в незарегистрированную партию «Великая Россия», организовывал «Русские марши» вместе с ПНДО и «Новой силой», член которой небезысвестный актер Анатолий Пашинин во время майдана уехал на Украину и стал картелем АТО.

30 января 2015 года в Киеве публицист, координатор дискуссионной площадки «Русскій клубъ въ Украинѣ» Мирон Кравченко выступил на пресс-конференции «Уроки и итоги киевского Майдана год спустя. Возможность реализации революционного сценария и гражданской войны в России». Там же присутствовали Дмитрий Корчинский , активисты националистического карательного батальона «Азов» и запрещенного в России «Правого сектора».

Кравченко рядом с представителями организации «Русскоговорящие украинские националисты»

31 июля Кравченко принял участие в проходящей в киевском пресс-центре Украинской информационной службы презентации «Антипутинского информационного фронта народов», где, в частности, сказал:

«Президент РФ разыграет свою любимую карту - карту «русофобии в Украине», которая ещё больше настроит население России против украинцев, а следовательно, позволит пополнить русские войска на Донбассе очередным пушечным мясом».

И эти люди сейчас, с подачи организации Михаила Ходорковского, позиционируют себя как поборники русского народа, Православия, русской истории, монархии, морали и нравственности. Истинное отношение к русскому народу и русскому Самодержавию Кравченко высказал предельно ясно:

«Русские - порабощенный народ, который цинично веками вводили в заблуждение, подсовывая идеи Великой России, а потом тысячами отправляли на смерть за интересы московских царей или генсеков».

РПЦ, православные организации сразу же открестились от ХГСР и заявили, что даже не слышали о его существовании до известных публикаций в «Медузе» и «Открытой России». Именно по депутатскому запросу Натальи Поклонской, которая привыкла действовать в рамках российского законодательства и Конституции, было возбуждено уголовное дело и задержаны правоохранительными органами Александр Калинин и еще трое виновных в поджогах. «Действия данной организации направлены на то, чтобы опорочить православных и Русскую православную церковь» - заявила Поклонская.

Но самыми пострадавшими в этой истории оказались именно РПЦ и Поклонская, а выгодоприобретателями - либеральные и коммунистические организации, поддерживающие Учителя. Вся история с ХГСР - это типичная «операция под чужим флагом», наглое и беспардонное вмешательство во внутренние дела России и дискредитация демократии.

Главные «поборники демократии» в России борются за демократию и Закон только в тех случаях, когда это выгодно им и их западным хозяевам. Если демократия их не устраивает, они смело вытирают об нее ноги, обвиняя в этом самих защитников демократии.

Россия - демократическое свободное государство. В статье 14 Конституции написано:

«1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

В статье 13 же написано:

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом».

Однако и эти строго выверенные юридически формулировки противники России и Православия пытаются интерпретировать по-своему. Во-первых, светскость не означает атеизм. Это понятия разных уровней. Нас пытаются уверить, что раз государство светское, то оно априори атеистическое, что вступает в противоречие со статьей 13. В академическом юридическом словаре дается такое определение «светского государства»:

«Светское - государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г., не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства» .

Атеизм является верованием, философским учением, религией или идеологией, в основу которого положено отрицание Бога, и является такой же равноправной идеологией, как и христианство. Таким образом «поборники демократии и закона» сами нарушают основной закон, Конституцию, подменяя в ней понятия. Второй подменой понятий, которые совершают «демократы», является уравнивание РПЦ как организации и верующих православных граждан. Граждане, в отличие от организации, имеют полные права, описанные в Конституции, и равны в них любым другим гражданам России. И интересы православных граждан должны соблюдаться аналогично интересам всех других граждан. Эти интересы должны учитываться во всей социально-экономической политике, а государственные гранты и финансирование проектов в интересах православных граждан должны выделяться на равных условиях.

И если граждане либеральных взглядов получают свои эстетические, духовные и моральные потребности в финансируемых государством «Гоголь-Центрах» и «Сатириконах», наблюдая гомосексуальные сцены, испражнения голых мужчин и сексуальные страдания малолетних детей, то православные - в Храмах, часовнях, монастырях и школах, и также имеют право на их государственное финансирование в соответствующей пропорции. Иной вопрос: как эти потребности сообразуются с законодательством. Православные - такие же граждане, как и все остальные, так же платят налоги, имеют равные доли в общественном богатстве и имеют такие же права в управлении государством, обществом и в своих семьях.

А учитывая, что православными себя считают большинство граждан России, то и их интересы должны соблюдаться исходя из Конституции и демократических правил. Иначе какая же это тогда демократия? Отличие православных граждан в том, что они умеют «отделять мух от котлет», веру - от политики. «Богу - богово, а кесарю - кесарево» - это принцип жизни православных в светском государстве. Угнетение большинства, лишение его конституционных прав и дискриминация по религиозному признаку противоречат Конституции и должно жестко пресекаться российским законодательством. Тем более когда эти нарушения сопряжены с насилием и антиконституционными призывами.

Ну а с организациями, подобными ХГСР, должны разбираться правоохранительные органы, как и с лицами и организациями, осуществляющими антиконституционные действия, руководимые и финансируемые из-за рубежа. В 2018 году народы России должны сделать свободный и честный выбор, определяющий их судьбу на ближайшие шесть лет. И любое вмешательство извне в интересах зарубежных стран и организаций должно пресекаться самым жестким образом.

Александр Никишин

Заглавное фото: коллаж Ридус

Елена, откуда возникли православные активисты? Почему, если неверующие слушают рок, то они не правы, а если активисты устраивают драки, то все хорошо и митрополит их защищает?

На мой взгляд, таким способом определенные политики через церковь отвлекают внимание от каких-то более важных социальных проблем. Например, срыв концертов Behemoth, Cannibal Corpse, Мэрлин Мэнсон. Такое ощущение, что кто-то ведет имитацию бурной деятельности, чтобы отвлечь от других проблем, например, от кризиса или конфликта на Украине.

Почему православные активисты такие агрессивные? Откуда у них желание вершить «правосудие» и тем более такими методами.

Православные активисты, если честно, мне напоминают гопников. Вот как в 80-е были «любера», которые избивали металлистов, православные активисты на них чем-то похожи. Православие для них это только прикрытие, что они такие верующие, что хотим, то и будем делать. По логике православных активистов можно избить и охранников, ведь он охраняет вход в небогоугодное заведение.

Такими действиями православных активистов вносится раскол в общество?

К сожалению, да. У меня много по-настоящему верующих друзей - православные, мусульмане и из многих других религий. Вот к примеру на Чукотке у нас шаманизм, это традиционная там религия. Они действительно очень добрые и не срывают концерты, а помогают детским домам, выносят утки из-под раковых больных. Они делают добрые дела, а не ходят и не бьют фанатов и охранников. Если дело решается дракой, то это действительно вносит раскол между атеистами и верующими. По моему мнению, это ни к чему хорошему не приведет.

Как реагировать неверующим на выходки православных активистов?

Честно, на мой взгляд, нужно подавать в суд. Если еще случится срыв концерта - фиксировать на видео. Если права нарушены - писать в правоохранительные органы. Не кулаками бить, а по-человечески, придерживаясь буквы закона, постепенно свои права доказывать.

Митрополит Тихон рассказывает, что девушка вступила в секту готов, а потом покончила жизнь самоубийством. Насколько я знаю, готы не занимаются самоубийствами?

В том-то и дело, что эмо, готы - это хорошие, мирные, творческие люди. Я как раз исследую эти две субкультуры. Ну да, рисуют всякие черепа, слушают соответствующую музыку, но это же не значит, что они себя убьют. Вот я, например, люблю Достоевского, это мой любимый писатель, но это же не значит, что я старушку-ростовщицу топориком зарублю.

Зачем православные добровольно идут на безбожные оперы («Тангейзер»), а потом жалуются, что это их оскорбляет?

Это как в том анекдоте: мыши плакали, кололись, но продолжали упорно жрать кактус. Не знаю, может, мазохизм такой - нравится людям оскорбляться. Возможно, это и самопиар - придти, оскорбится, написать во все СМИ. Может, некоторые из них хотят в политику.

У православных есть рычаги влияния на правительство? Могут они добиться того, что неугодные им спектакли и рок-группы будут запрещены на государственном уровне?

Общество сейчас должно сделать так, чтобы они этого не добились. В Новосибирске и мэр, и губернатор предлагают православным активистам цивилизованно договориться, сесть за стол переговоров. Власть идет навстречу, но они ее не слушают.

У нас в России множество конфессий, что будет, если начнут запрещать мусульмане, иудеи, католики?

Мне страшно представить. Будет или гражданская, или третья мировая война.

Почему именно православные пытаются запретить что-то?

Сейчас в различных газетках мелькает слоган «Россия - православное государство». Это в корне не правда, Россия - светское государство. Не православное, не мусульманское, не католическое - мы все ходим под законом и все его должны соблюдать, вне зависимости от религиозных взглядов. Православные считают, что раз они самая распространенная конфессия в России, то могут что-то решать за других, по праву сильного.

Сегодня понятие «православный активист» в основном связывают с нашумевшими акциями, со срыванием футболок, с православными патрулями. Один из самых известных активистов, конечно, Дмитрий Энтео. Словно по мановению чьей-то невидимой руки этот человек все чаще и чаще начинает мелькать на телевизионных экранах. Так кто же в действительности эти люди, чего они хотят добиться: от общества, от себя, от жизни?

Мать - русская, отец - бизнесмен

Дмитрий Цорионов (Энтео - псевдоним) родился 13 февраля 1989 г. в Москве. Мать - русская, отец - осетин. Отец Дмитрия был преподавателем МГИМО, сейчас занимается предпринимательской деятельностью. Дмитрий и сам окончил МГИМО, факультет прикладной экономики и коммерции.
Путь Дмитрия к православию трудно назвать заурядным. Когда-то он сам позволял себе делать то, что сейчас называет кощунством и богохульством. А, кроме того, увлекался индуизмом и буддизмом. Зато теперь он считает себя экспертом в этой области, и занимается реабилитацией людей, пострадавших от восточного оккультизма.
«Ночью в парке около Тропарева я вдруг встретил Бога. Я понял, что у Вселенной должен быть Создатель, как у картины - автор, и сказал Богу за это открытие «спасибо». Я кричал «спасибо» в заснеженном лесу, и люди, наверное, думали, что я сошел с ума, - признается Энтео.
Так, разочаровавшись в учениях Будды и Вишну, Дмитрий приходит к христианству, а вскоре начинается его служба в воздушно-десантных войсках.
После армии Дмитрий заканчивает миссионерскую школу, которую возглавлял отец Даниил Сысоев. «Священник Даниил Сысоев произвел духовный взрыв, он вдохновил тысячи людей по всему миру на миссионерство и обозначил максимально четко богословские проблемы и пути их решения», - считает Дмитрий. Вдохновленный таким порывом, он начинает ездить в женские СИЗО, ночлежки и центры социальной адаптации, чтобы проводить беседы о вере.
Параллельно вместе с несколькими единомышленниками Энтео создал сайт proprosvetlenie.ru. Вот, например, одна из его записей: «Я слышал, появляются мракобесы, которые сомневаются в непреложной истине, что мир был сотворен 1 марта в Воскресенье, 7521 год тому назад. Стоит ли верить слухам? В любом случае, оставив пустые басни лженаучной эволюции, постараемся мыслью вернуться во времена утренней зари Вселенной, руководимые мудрейшими наставниками нашими - святыми, во главе которых шествует великий боговидец Моисей описавший творение мира в первой книге Библии Бытие, очами Духа узревший тайны творения. Всемогущий, бестелесный, всеблагой Бог-Троица по преизбытку Своей любви восхотел, чтобы были и другие существа причастные Его блаженства и посему, совершенно добровольно создал из небытия Вселенную».

Дмитрий Энтео - активист и человек

Когда у Владимира Путина было шестидесятилетие, Дмитрий поздравил его такими словами: «Многая и благая лета Богом данному президенту Владимиру. Дай Господь ему сил и здравия, воцерковления дальнейшего, служить по совести, во благо всех нас. Как заповедал Господь, будем молиться о нем, чтобы он выступал за принятие законов о запрете абортов, пропаганды содомии и ответственности за кощунство. Господь Бог является Верховным Властелином вселенной, по праву Творца, Он управляет всем существующим, Он является Источником любой власти, Он ставит правителей и свергает их. Священное Писание прямо говорит, что противящийся власти, противится Божьему установлению, мы не должны злословить власть, видя в ней инструмент Божественного Промысла».
Помимо сугубо церковных пристрастий: песнопений и богословской литературы, Дмитрий любит музыку IDM, этно, фолк, регги, классику, читает Ахматову, Бродского, Гумилева, Есенина, Пастернака, Хетагурова.
Сейчас Дмитрий изучает теологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а также служит пономарем в храме Живоначальной Троицы в Останкино. Из прошлого остался лишь псевдоним, который когда-то намекал на растения, использующиеся для достижения измененных состояний сознания (энтеогены), а теперь апеллирует к греческому слову, которое переводится как «Бог внутри».

Когда-то Дмитрий Энтео был таким

Молодежно-офисный центр

В каком-то смысле заочно мы уже были знакомы - мне приходилось снимать публичные мероприятия с участием Дмитрия. Однако для настоящего знакомства нужно было пересечься вне рамок протестной акции, и я отправился на Патриаршее Крутицкое подворье, где расположен Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ. Когда-то в этом здании располагалась Московская гарнизонная гауптвахта. Доподлинно известно, что после смерти Сталина в 1953 г. в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей Л. П. Берия. Кстати, среди сотрудников молодежного отдела ходят упорные слухи, что призрак Берии до сих пор шляется, где ни попадя.
Вернувшись под крыло РПЦ, здание прошло евроремонт, и целый этаж теперь занимают офисы. Что же касается стоящих в двух шагах собственно церковных сооружений Крутицкого подворья (памятник русской архитектуры XVII в., включенный в список культурного наследия ЮНЕСКО), то выглядят они довольно запущенно. В последние годы здесь находился филиал и реставрационная мастерская Государственного исторического музея, однако постепенно подворье было передано церкви. Решением Архиерейского Собора 1997 г. было постановлено превратить Крутицкое подворье в образцовый молодежный центр Русской Православной Церкви. Указом патриарха Алексия II в ведение Отдела были переданы храмы подворья и его гражданские постройки. 21 сентября 2004 г., Русской Православной Церкви была передана основная часть Крутицкого подворья - Успенский собор.
«По программе культуры правительство выделяет хоть небольшие, но средства, которые позволят начать реставрационные работы. Остальная часть - это усилие церкви, ее материальный вклад в реставрацию порушенных или требующих реставрацию памятников», - заявил в интервью телеканалу «Культура» Архиепископ Астанайский и Алматинский Александр. Реконструкция началась, и что-то действительно было сделано. Купола Успенского собора были покрыты медью, а старые кресты, установленные в середине ХХ в. известным реставратором П. Д. Барановским, заменены новыми, покрытыми позолотой. Но то ли денег как всегда не хватило, то ли уж очень хотелось «отреставрировать» молодежно-офисный центр.
Куда же подевался музей? Его хранилища переехали в новые помещения, в которых, к сожалению, куда меньше пространства. Зато их хотя бы оборудовали более современной техникой.

Крутицкое подворье - старое, еще пленочное фото, снятое в те времена, когда здесь был музей

Шапочное знакомство

Меня встретила очень приятная и общительная девушка Екатерина и даже напоила зеленым чаем с вкусными печеньками. Стали подтягиваться люди: Алексей Рогозин - руководитель православного интернет-канала «Боговидец» из г. Сергиев Посад, Всеволод Николаев - молодой человек, который несколько дней назад впервые принял участие в молодежной православной акции против Pussy Riot у Мосгорсуда. Людей, которые поддерживали панк-группу, ребята считают в основном пришедшими за деньги. Православная молодежь огорчена тем, что противников группы к суду пришло не слишком много - около сорока человек, зато они очень гордятся, что это был первый случай, когда их было больше, чем сторонников девушек-феминисток - последних набралось примерно человек двадцать пять.
Кроме этой животрепещущей темы, разговор крутился вокруг того, что у православной молодежи нет никакого конкретного дела, а также не существует единого информационного пространства. Звучали предложения об организации молодежной работы. Например, создать молодежные структуры при каждом викариате, в которые для улучшения взаимодействия с обществом входили бы также представители светской молодежи.
Я спросил, что присутствующие думают о Дмитрии. Некоторые высказались о нем как о миссионере, ревнителе. Другие выражали в той или иной степени скептическое отношение. «Но, тем не менее, вы считаете, что молодежное православное движение нуждается в ярком лидере?» - спросил я. Почти все ответили утвердительно.
К сожалению, мое первое знакомство с Дмитрием оказалось скомканным. Пришел Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Вадим Квятковский и без апелляций заявили, что журналистам здесь не место. Однако мне удалось все же наскоро пообщаться с одним из будущих героев моего повествования и обменяться контактами.

Православная молодежь считает, что эти люди пришли к зданию суда за деньги

ВАМПО вместо комсомола

Вернемся к человеку, который прогнал меня с собрания православных активистов. Выступая перед телекамерами, Вадим Квятковский, как правило, ведет себя очень осторожно, аккуратно выбирая выражения. Но здесь я увидел совершенно другого человека. Это был, что называется, хозяин своей вотчины. Человек, жаждущий возможности командовать людьми и от этой возможности кайфующий.
Недавно Вадим Квятковский озвучил следующую инициативу: Совет молодежных православных организаций Москвы предложил объединить верующих молодых людей по всей стране и создать «Всероссийскую ассоциацию молодежных православных организаций». Он отметил, что эта «ассоциация должна улучшить коммуникации и координацию молодежных объединений», которых в России существует уже несколько сотен. Причем вопрос о создании такой ассоциации обсуждался с Владимиром Путиным. Однако сам Президент заявил, что окажет поддержку новой структуре только в том случае, если она «не станет новым квазиправославным комсомолом». Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий (в миру Пунин Игорь Иванович, с 22 марта 2011 г. член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви), который и должен возглавить ВАМПО, вскоре заявил, что «ни о каком подобии комсомольской организации в данном случае не идет и речи». Организация будет работать «в формате движения», а ее руководящим органом станет координационный совет, куда войдут лидеры молодежных организаций. К такому повороту событий в Кремле, судя по всему, отнеслись благосклонно.

Всеволод Николаев (в очках) впервые участвует в акции православных активистов

«Вообще всякая свобода - она, мы знаем, может привести к пагубным последствиям. Сегодня о свободе говорят очень много. Если апостол Павел говорил о свободе от греха, то западный мир утверждает свободу во грехе. Это - тоже свобода. И кто-то пытается такую свободу сегодня навязывать. И не просто навязывать, а насильно вталкивать. А если я не хочу? Как, почему не хочешь? И все - начинают уже на тебя смотреть по-другому, ты уже какие-то опасения у них вызываешь», - так считает епископ Игнатий (из интервью ежедневному интернет-СМИ «Православие и мир»).
Помню, однажды в Непале был у меня такой случай. Приехали мы в один небольшой городок, где живет некий известный отшельник. Стоит на отшибе маленький домик, заходим туда.
- Ну, - говорим, - где тут ваш отшельник, показывайте.
- А его, - говорят, - нет. Он на два месяца в Америку улетел. На слет отшельников.
К чему это я? Да просто епископ Игнатий тоже в свое время пожил в Америке. Усовершенствовал английский язык. По благословению митрополита.
Однако с куда большей ностальгией он вспоминает советское время: «В советское время много занимались молодежью. Конечно, была идеология советского строя. Но эта идеология несла в себе часто положительные заряды».
Забегая вперед, скажу, что Дмитрий, когда при моей беседе с ним разговор зашел о ВАМПО, признался, что его больше интересуют конкретные действия и люди с активной позицией. Хотя с Квятковским, например, он общается и тот даже однажды отговорил его от организации некой радикальной акции. «Я вообще люблю советоваться», - говорит Дмитрий.

Продолжение следует…

Материал подготовлен для