Проект на тему зимующие птицы. И полоска шарфика

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 6 - 7 лет.

Участники: воспитатель, дети и родители подготовительной группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

    обсуждение целей и задач воспитателем, детьми, родителями;

    создание необходимых условий для реализации проекта;

    перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

    внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;

    продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

    презентация проекта.

Реализация проекта

1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

4 Проведение акции « Помоги птицам!».

2 этап

Основной (практический)

Мероприятие

Задачи

Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы» ,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»

Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Наблюдение за воробьями. Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»

Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.

Беседа «Птичья столовая»

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

Трудовая деятельность: подкармливание птиц.

Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.

Работа по лепке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках».

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.

Конструирование: «Голуби» (оригами)

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.

Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей»

Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Рисование «Как мы кормили птиц»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Слушание пения птиц.

Уметь слушать, различать и узнавать птиц по голосу.

Работа с родителями:

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

3 этап - заключительный

Оформление результатов проекта в виде презентации,

Представление отчёта по проведению презентации на методическом объединении.

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети подготовительной группы, воспитатель Иванова.Н.А, родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 5 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

    Ежедневное кормление птиц;

    Наблюдение за их поведением;

    Использование разных кормов;

    Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

    Синицы – 35;

    Снегири – 4;

    Воробьи – 25;

    Вороны – 9;

    Голуби – 14;

    Сороки – 3.

В результате проведенной работы дети узнали:

    Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

    Как различить птиц по окраске;

    Какие корма предпочитают птицы. Самых красивых птиц мира.

Были сделаны следующие выводы:

    Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

    В ветреные дни птицы не прилетают;

    Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

    Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;

    Кормушку посетили 6 видов птиц;

    За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Ну, вот и наступили холода! Перелетные птицы улетели в теплые края, на юг - к солнышку. А те, кто остался зимовать вместе с нами, не выживет без помощи человека. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм.

Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БАБОЧКИ»

тема «Зимующие птицы»

Название «Помоги птицам» Автор и составитель проекта

Воспитатель: Фролова Ирина Петровна

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проблема: нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также э будет формироваться экологическая культура.
Тип проекта : информационно-творческий.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность : краткосрочный. (январь)

Возраст: 5- 6 лет.

Участники : педагог, дети и родители старшей группы «Бабочки».

Образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1. Непосредственная образовательная деятельность. +

2. Наблюдения в природе. +

3. Чтение художественной литературы. +

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +

5. Участие в игровой деятельности. +

6. Самостоятельная деятельность +

7. Проведение ситуативных бесед +

8. Продуктивная деятельность. +

9. Музыкально – ритмические движения. +

10. Заучивание стихов, песен. +

11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +

12. Организация совместно с родителями выставки поделок из

Бросового материала «Птицы наши друзья».+

Методы и приёмы:

1. наблюдения;

2. беседа;

3. анкетирование;

2. сбор информации;

3. работа с литературой;

5. обработка собранной информации;

6. творческая работа.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Составление плана деятельности;
  • Подборка картинок, фотографий, предметов, связанных с птицами (сувениры, игрушки, посуда, свистульки и т.д.);
  • Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
  • Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
  • Рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам;

2 этап – основной (практический)

внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;

продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

презентация проекта,

отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».

Реализация проекта

1 этап

Цель

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну!
Александр Яшин

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Понимание важности данного проекта в жизни ребенка – сформированная система знаний о зимующих птицах;
4.Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного;
5.Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам;
6.Полученные знания о пользе зимующих птиц;
7.Совместная деятельность с привлечением родителей воспитанников старшей группы.

8.Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

2 этап

Основной (практический)

Мероприятие

Задачи

Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы», чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»

Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Наблюдение за воробьями.Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»

Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.

Беседа «Птичья столовая»

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

Трудовая деятельность: подкармливание птиц.

Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.

Работа в кружке «Волшебный пластилин»: «Птицы на ветках»

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.

Конструирование: «Голуби» (оригами)

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.

Чтение В.Бианки «Птичий год: зима», М. Н. Богданова «Домашний воробей»

Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Рисование«Как мы кормили птиц»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Работа с детьми.

1 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник - беседа «Что ты знаешь о птицах?», «Какие птицы с нами зимуют?», Каких птиц называют «северными попугайчиками?»

Вторник - Дид. игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).

Сбор корма для подкормки птиц

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц нашего края на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда – Лепка «Воробей» Цель:

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Чтение худ. Литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова

Рисование - «Снегири на ветке рябины»

Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг - изготовление коллажа « Птицы зимнего леса»

Пятница - дид. игра: «Четвёртый лишний». Цель: учить узнать и отличать зимующих птиц от перелетных.

«Один – много» Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.

2 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Понедельник - оформление уголка книги (подбор книг о птицах),

Вторник – заучивание стихотворений «Воробей» Н. Рубцов.

Среда - оформление альбома: «Зимующие птицы»,

Четверг - оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.

(ежедневно) «Кто обедать прилетал?» . Экологическая акция "Наша столовая"(подготовка кормушек и подкормка птиц)

"Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".

Наблюдая за птицами мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сад (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).

Пятница - оформление плаката «Зимующие птицы» .

Игры: "Хорошо - плохо" (много кормушек - хорошо или плохо? Много детей у кормушек - хорошо или плохо? Много корма в кормушках..."; "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".

Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.


3 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник - беседа «Трудно птицам зимовать».

Вторник - Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто,скороговорок, считалок.

Среда - Рисование «Моя любимая птичка».

Пятница - Чтение худ.литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Заготовка корма для птиц

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».

Работа с родителями

  • «Зимние гости» Ю. Никонова,
    «Берегите птиц» Т. Евдошенко,
    «Поет зима аукает» С. А. Есенин,
    «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;
    «Птичий год: зима» В. Бианки;
    Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;
    Презентации на темы:
    «Зимующие птицы нашего края»;
    «Покорми птиц зимой…»;
    «Дети и птицы»;
  • Прослушивание цикла песен, музыкальных произведений:
  • Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
  • Заучивание стихотворений:
    «Воробей» Н. Рубцов;
    «Зяблик» С. Михалков;
    «Снегири» Л. Татьяничева;

Понедельник – ширма

«Зимующие птицы»

2 неделя.

Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)

Консультации – «Покормите птиц зимой»

«Они остались зимовать, мы им будем помогать»

Заключительный этап.

3 неделя.

Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц» Акция "Домик для птички". Привлечь родителей.

Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.

Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке развесили кормушки. Каждый день вели наблюдения из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, наследующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушке и улетела. Два дня никто не прилетал. Сменили корм и наблюдали дальше. В полдень прилетела стайка воробьёв полакомиться, со слов других людей прилетали и синички. Птицы постепенно распознали «столовую», и прилетать стали довольно часто, чаще всего - это воробьи. Следователь, мы сделали вывод: что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время.

3 этап - заключительный

Оформление результатов проекта в виде презентации,

Представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»

Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети старшей группы «Бабочки», старший воспитатель Фролова И.П., воспитатель Кузьменко И.Н., родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

Ежедневное кормление птиц;

Наблюдение за их поведением;

Использование разных кормов;

Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

Синицы – 30;

Снегири – 0;

Воробьи – 15;

Вороны – 11;

Голуби – 14;

Совы – 13;

Дятлы – 3;

Сороки – 7.

В результате проведенной работы дети узнали:

Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

Как различить птиц по окраске;

Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

В ветреные дни птицы не прилетают;

Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;

Кормушку посетили 7 видов птиц;

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Работа с детьми.
Защита сообщений детьми о птицах.
Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.

Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Планируемый результат:

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Выводы:
1. По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.

Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
№ 1. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Трансляция проекта:

После завершения проекта планирую выступление

На педагогическом совете ДОУ

Перспективы проекта:

В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Приложение № 1

ВНИМАНИЕ!

Акция «Помоги птицам!»

Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях;

Пополнить развивающую среду по теме проекта;

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического -воспитания

"Домик для птички".

Ну, вот и наступили холода! Перелетные птицы улетели в теплые края, на юг - к солнышку. А те, кто остался зимовать вместе с нами, не выживет без помощи человека. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода и голода .

Они нуждаются в нашей помощи.

Мы можем помочь птицам!

Устраивая для них столовые – кормушки,

Ежедневно подсыпая в них корм.
Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.

Объявляем конкурс на лучшую кормушку!

«Мастерим кормушки для птиц»
Дети группы, воспитатель «Бабочки» - январь 2017год.


Педагогический проект: «Зимующие птицы»
Автор проекта: Рязанова Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР №5 - детский сад "Мир детства"
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну!
Александр Яшин

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Актуальность данной темы:
Ну вот и наступили холода! Перелетные птицы улетели в теплые края, на юг - к солнышку. А те, кто остался зимовать вместе с нами, не выживет без помощи человека. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм.
Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.
Цель:
Изучение образа жизни и поведения птиц в зимнее время года нашего города;
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
Воспитывать желание, вызвать интерес помогать птицам в трудное для них время;
Развивать любовь и интерес к родному краю в процессе экологического воспитания, умения отражать это в своих творческих работах;
Изготовить кормушки, организовать птичью столовую;
Пополнить развивающую среду по теме данного проекта.
Ожидаемые результаты:
Понимание важности данного проекта в жизни ребенка – сформированная система знаний о зимующих птицах;
Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного;
Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам;
Полученные знания о пользе зимующих птиц;
Совместная деятельность с привлечением родителей воспитанников старшей группы.
Срок проведения данного проекта:
Январь – февраль
2015-2016 уч. год.
Основные формы реализации данного проекта:
1 этап-подготовительный
Составление плана деятельности;
Подборка картинок, фотографий, предметов, связанных с птицами (сувениры, игрушки, посуда, свистульки и т.д.);
Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
Рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам;
2 этап -основной организационно – практический
Чтение и обсуждение художественной литературы:
«Зимние гости» Ю. Никонова,
«Берегите птиц» Т. Евдошенко,
«Поет зима аукает» С. А. Есенин,
«Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;
«Птичий год: зима» В. Бианки;
Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;
Презентации на темы:
«Зимующие птицы нашего края»;
«Покорми птиц зимой…»;
«Дети и птицы»;
Прослушивание цикла песен, музыкальных произведений:
Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
Заучивание стихотворений:
«Воробей» Н. Рубцов;
«Зяблик» С. Михалков;
«Снегири» Л. Татьяничева;
ИЗО деятельность: рисование, изготовление поделок, аппликации, конструирование из бумаги;
Игры, развлечения;
Конкурс – викторина: «Что за птица, отгадай.»
Взаимодействие с родителями: конкурс совместных работ «Птицы – наши друзья», изготовление кормушек.
3 этап-заключительный
Трансляция результатов (презентация) проекта в фотовыставке и на сайте детского сада «Мир детства» для родителей и всех желающих.
Составление фотоальбома «Зимующие птицы»
Вечер, посвященный акции «Помоги птицам зимой» с совместным участием детей и их родителей.
Фотоотчет о проделанной работе:


















Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта : информационно-творческий.

Вид проекта : групповой.

Возраст воспитанников : 5 - 6 лет.

Участники: педагог, дети и родители старшей группы.

Актуальность :

Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

Пополнить развивающую среду по теме проекта;

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Реализация образовательных областей:

«Познание»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность».

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1. Непосредственная образовательная деятельность. +

2. Наблюдения в природе. +

3. Чтение художественной литературы. +

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +

5. Участие в игровой деятельности. +

6. Самостоятельная деятельность +

7. Проведение ситуативных бесед +

8. Продуктивная деятельность. +

9. Музыкально – ритмические движения. +

10. Заучивание стихов, песен. +

11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +

12. Организация совместно с родителями выставки поделок из

Бросового материала «Птицы наши друзья».+

Методы и приёмы:

1. наблюдения;

2. беседа;

3. анкетирование;

2. сбор информации;

3. работа с литературой;

5. обработка собранной информации;

6. творческая работа.

Познавательно – исследовательская деятельность

* Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;

«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;

назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»

* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Музыкально – художественная деятельность

* Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.

* Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

Игровая деятельность

*Игра – драматизация «Птичий двор»

*П/и: «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р.н.игра), «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».

Трудовая деятельность

* Изготовление кормушек из бросового материала».

*Труд в природе – кормление птиц.

Продуктивная деятельность

* Раскрашивание силуэтов птиц.

* Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы.

* Лепка птичек.

* «Снегири на ветке рябины»» - рисование птичек.

* Аппликация «Синички – невелички».

* Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»

Работа с родителями

* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».

* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.

* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»

Линии развития личности:

Познавательно-речевое развитие дошкольников;

Художественно-эстетическое развитие дошкольников;

Социально-личностное развитие дошкольников.

Подготовительный этап:

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; анкетирование родителей; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

1-2 неделя . Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Познавательное развитие:

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»;

Занятия: «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?»;

Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Меню для птиц»;

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Развитие речи:

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;

Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;

Отгадывание загадок про зимующих птиц;

Рисование: «Снегири на ветке рябины».

Лепка: «Снегири прилетели».

Аппликация: «Синички - невелички».

Изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).

3-4 неделя . Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах);

Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов;

Оформление альбома: «Зимующие птицы»;

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах;

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Оформление плаката «Зимующие птицы»;

Оформление ширмы для родителей «Птицы наши друзья».

Оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».

5-6 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Беседа «Трудно птицам зимовать»;

Опытно-исследовательская деятельность:

Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;

Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

Рисование: «Моя любимая птичка».

Развитие речи:

Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».

Музыка и театрализованная деятельность:

Экологическая сценка «Доживем до весны»;

Работа с родителями: изготовление совместной поделки на тему «Мы любим птиц» и кормушек для птиц.

Заключительный этап.

Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;

Выставка совместного творчества родителей и детей;

Оформление презентации проекта.

Ожидаемые результаты

Дети

* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт.

Трансляция проекта:

После завершения проекта планирую выступление:

На педагогическом совете ДОУ;

На кустовом методическом объединении.

Перспективы проекта : В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».


Проект на тему «Зимующие птицы» в группе старшего дошкольного возраста

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Виды работ:

    Сбор информации.

    Отбор художественной и познавательной литературы.

    Подбор иллюстративного материала.

    Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.

    Оформление презентации «Зимующие птицы» с голосами птиц.

    Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.

Развешивание кормушек на территории детского сада.

Презентация проекта.

1 этап. Разработка проекта.

Цель проекта: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.

Задачи:

Организационно-методические:

    Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.

    Обучающие:

    Обогащать представление детей о зимующих и перелетных птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).

    Обогащать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.

Воспитательные:

    Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Развивающие:

    Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

Предполагаемый результат:

Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой

Обогащать словарный запас детей.

Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

Приобщать к совместной деятельности родителей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой

Срок реализации проекта: 2 недели

2 этап: Основной (практический).

Беседы с детьми

«Пришла зима.

«Как живут наши пернатые друзья зимой».

«Кто заботится о птицах».

«Пользу или вред приносят птицы?».

«Меню птиц».

«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»

Художественная литература

Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".

Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Организованная деятельность

Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира».

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: Формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект).

Художественно - продуктивная

Аппликация на тему: « « Снегири »

Рисование на тему: « Зимующие птицы»

Конструирование из бумаги на тему: « Синица »

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Угадай птицу по описанию», «Кто что ест», « Узнай по голосу»; « Доскажи словечко»;

Настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино», Лабиринт «Зимующие птицы», «Лото».

Сюжетно-ролевые игры:

«Парк птиц», «Птичий двор».

Подвижные игры:

«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Музыкальная деятельность

Совместная деятельность детей и родителей

Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Фотоконкурс «На моей кормушке»;

Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

3 этап. Заключительный

Итог работы:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Список используемой литературы:

    Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

    Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

    Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

    Электронные ресурсы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №2 «Василек».

Конспект занятия по рисованию в группе старшего дошкольного возраста на тему:

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

воспитатель Константинова О.А.

Реутов 2015-2016

Конспект занятия по рисованию в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»

Цели: Расширять знания детей о зимующих птицах (внешний вид, чем питаются), речь, мышление, внимание.

Задачи:

Образовательные: Упражнять, составлять описательный рассказ, формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно, совершенствовать технику рисования акварельными красками, закреплять навык изображения птиц.

Развивающие: Развивать разговорную речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, любовь к птицам.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Предварительная работа: Рассматривание картин зимующих птиц, беседы о птицах, чтение художественной литературы, дидактические игры на тему; аппликация на тему « Снегирь», наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.

Материал и оборудование:

Иллюстрации с изображением птиц: синица, воробей, снегирь; образец воспитателя; бумага тонированная голубым цветом с нарисованными веточками; простые карандаши; акварельные краски.

Ход занятия:

Организационный момент

«Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Ответы детей: Зима.

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.

Ответы детей:

- На улице очень холодно

- Много снега, скользко

- Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

- Вода в водоемах замерзла.

- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались.

- Дни стали короче, длиннее стали ночи.

- Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме и зимующих птицах. А теперь, чтобы узнать каких же птичек мы будем рисовать сегодня, постарайтесь отгадать загадки.

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик,

Собой невеличка,

Желтая грудка-это…

Ответы детей: (Синичка)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут!

Ответы детей: (Снегирь)

Во дворе у нас живет

И чирикает всегда

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит.

Ответы детей: (Воробей)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Ответы детей: Зимующие.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Сегодня мы будем рисовать воробья, снегиря и синичку.

Воспитатель: Давайте посмотрим на них на картинках. Похожи эти три птички?

Ответы детей: (Да)

Воспитатель: Чем?

Ответы детей: (Размером, формой тела)

Воспитатель: А чем они отличаются?

Ответы детей: (Цветом перышек)

Воспитатель: А теперь приготовьте свои глазки и внимательно посмотрите, как мы будем рисовать птичек. Птички будут сидеть на веточках. Какой формы тело будет у птичек?

Ответы детей: (Круглое или овальное)

Воспитатель: А голова?

Ответы детей: (Круглая)

Воспитатель: Что будет больше голова или тело?

Ответы детей: (Тело)

Воспитатель: Теперь будем рисовать более мелкие детали: крыло- овальной формы заостренное на конце, хвостик из трех перышек, клювик, глазки. Что ещё осталось дорисовать?

Ответы детей: (Лапки)

Воспитатель: У тела лапки более толстые, поэтому мы рисуем два бугорка, а уже из них тоненькие лапки, и не забудем про пальчики. Посмотрите какой рисунок получился у меня.

Воспитатель: Теперь давайте подготовим наши ручки к рисованию и сделаем гимнастику.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Молодцы. Теперь ребята приступайте к рисованию. Сначала все рисуем простым карандашом, а потом раскрашиваем красками.

[Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь]

Заключительная часть:

Воспитатель: А вы хотели бы полетать как птицы?

Ответы детей:

Воспитатель: Тогда вставайте из-за столов и идите ко мне.

Физкультминутка: (проводится под музыкальное сопровождение).
Вот летали птички,
Птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю-клю-клю,
Клю-клю-клю,
Как я зернышки люблю.

Перышки почистим,
Чтобы стали чище.
Вот так, вот так,
Чтобы стали чище.
Воспитатель. Молодцы, помогли птицам, и согрели, и накормили.

Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие у вас у всех получились птички. Рисунки у всех такие разные и красивые. Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?

Ответы детей:

Конспект занятия по конструированию «Техника оригами» в старшей группе «Синица»

Цели:

    Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор, активизировать словарь детей;

Задачи:

Образовательные:

    Воспитывать аккуратность в складывании деталей;

    Уточнить и расширить знание детей о птицах;

    Использовать элементы здоровьесберегающих технологий на занятиях.

Развивающие:

    Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»);

    Учить детей загибать углы разной величины и делать складку, закреплять умения складывать квадрат в разных направлениях.

    Развивать общие речевые навыки (чёткость дикции, правильное звукопроизношение);

    Координировать речь с движением, развивать мелкую моторику,развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение;

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях;

    Приучать заботиться о птицах, закрепить знания о том, чем кормят птиц зимой;

    Воспитывать отзывчивость и дружелюбие.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

Беседы о зиме и зимующих птицах;

Наблюдение на прогулке за синицами, воробьями, снегирём;

Чтение рассказа Г. Скребицкого стихотворения М. Глазкова «Покормите птиц»;

Кормление птиц на участке.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением зимующих птиц (вороны, воробья, снегиря).

Раздаточный материал:

Квадраты синего цвета (14х14)

Карандаши желтого цвета

Ножницы.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель.

Позвала я к нам гостей, поздоровайтесь скорей!

Подойдите ко мне ближе.

Ответы детей.

Воспитатель.

Ну, конечно, это птицы.

Воспитатель.

Мы на ветки посмотрели, что за птицы здесь сидели? Кто зимой не улетает, помощь нашу ожидает?

Ответы детей.

Воспитатель. А теперь, угадайте загадки .

В чаще слышится тук, тук

Значит с деревом - недуг.

Ствол проверил, всё уладил.

Помогает парку

Ответы детей (дятел ).

Есть ещё такая птица, что зимою к нам стремится. Про неё загадку знаю и сейчас вам загадаю.

Пусть я птичка – невеличка.

У меня, друзья привычка,

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда.

Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко - красный галстук мой

Ответы детей (снегирь ).

Есть еще одна тут птичка, в гости к нам она стучится.

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....

Ответы детей (синичка)

Воспитатель.

А кто знает, почему синичку назвали синичкой? Вы сейчас узнаете. Я вам расскажу очень интересную историю:

В наши дворах с наступлением холодов появилось очень много синиц. Наблюдать за этими непоседами одно удовольствие: они подвижны, подвешиваются к веткам вниз головой, качаются, держась на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки у них сильные и толстые. Если вам удастся близко рассмотреть птичку, вы увидите, что грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета.

Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами.

Понаблюдав за синичками можно заметить, как синицы мечутся в кустах. Птицы опускаются на землю, повисают на ветках деревьев, гоняются друг за другом – наверное, они играют в догонялки. Синицы осматривают деревья, как будто что-то ищут. С раннего утра и до позднего вечера трудятся птицы. Значит, это трудолюбивый народ.

Упражнение «Кормушка »
(развитие общей моторики, координация речи с движением)

А теперь давайте отдохнем и выполним упражнение «Кормушка».

Маршируют на месте

Маршируют руками, как крыльями с поворотами

Показывают ладошки

Вытягивают руки вперед, манящие движения

Делают руками «домик» над головой

2. Основная часть.

Воспитатель.

Я предлагаю сделать из бумаги способом "оригами" птичку- синичку. Я вам покажу, как это сделать. Будьте внимательными, старайтесь, что бы у вас получились красивые птички.

Последовательность изготовления синички:

Нам нужно закрасить с помощью желтого карандаша изнаночную сторону нашего квадрата.

Согните квадрат бумаги так, чтобы синий цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам (схема 1).

Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (схема 2).

Согните поделку пополам. Поверните работу (схема 3).

На маленьком треугольнике вогните треугольник так, чтобы он был виден (схема 4).

С двух сторон поднимите углы – крылья (схема 5).

Сделайте надрез. Оберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (схема 6).

Проверьте результат (схема 7).

Нарисуем глазки птичке.

Вы готовы? Начинаем

Дети самостоятельно по схемам складывают поделку и выполняют аппликацию.

Проведение пальчиковой разминки.

Пальчиковая игра .

Много могут пальчики –

озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Воспитатель.

Молодцы, ребята! Давайте прикрепим наших птиц на деревья.

3. Заключительная часть.

Воспитатель.

Мы с вами зимой помогаем и другим птицам, которые прилетают на наш участок. Мы не забываем своих пернатых друзей.

Глядя на птиц, мне захотелось, чтобы вы никогда не забывали пернатых друзей, заботились о них и берегли.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите" птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему «Снегири»

Цели:

    Формировать экологическую культуру у детей;

    Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи:

Образовательные:

    Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой;

    Закреплять названия геометрических фигур;

    Уточнить и расширить знание детей о птицах.

Развивающие:

    Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;

    Учить вырезать части птиц и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа;

    Учить красиво располагать изображения на листе.

    Совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

    Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций;

Чтение книг и рассказов;

Загадывание загадок;

Наблюдение за птицами на прогулке и во время кормления;

Беседы.

Оборудование к занятию:

Бумага цветная;

Ножницы;

Клей;

Кисть для клея;

Салфетки для каждого ребенка;

Иллюстрация с изображением снегиря;

Образец.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Поговорить с детьми о зиме, ее признаках.

А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?
- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
- Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем мастерить.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
-Молодцы!.

II. Основная часть

1) Рассматривание иллюстрации. Обсудить внешний вид птицы.

Правильно, это снегирь, давайте посмотрит вот на эту иллюстрацию и расскажем и птице. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

2) Рассматривание образца.

Определить относительную величину птицы. Форму и величину частей (тела, головы, хвоста) и более мелких частей.

3) Объяснение хода работы и показ выполнения аппликации.

Спросить о приемах вырезывания частей (из квадрата – круг, из прямоугольника – полуовал). Уточнить последовательность работы.

Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.

III. Физминутка. «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

IV. Самостоятельная работа с использованием пальчиковой гимнастики.

Дети выполняют аппликацию.

1) Перед тем как приступить к работе, вспоминается, как правильно пользоваться ножницами. (Воспитатель напоминает детям технику безопасности пи работе с ножницами). Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.

2) В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы с ножницами.

3) Пальчиковая гимнастика

Мы кормушки смастерили

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

V. Анализ работ.

Все работы поместить на стенд, рассмотреть с детьми получившихся птиц, вместе порадоваться общему результату. Предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные работы, самых красивых птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых птиц.

VI. Итог

Ребята, чем мы сегодня на занятии занимались? Что больше всего понравилось?

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе