Психологические типы личности человека. Психотипы Психологический тип поведения человека кенгуру

Всё население планеты можно разделить на определённое количество групп, различимых между собой по характеру поведения и реакции на окружающие раздражители. Умение определять психотипы личности поможет максимально использовать потенциал человека, предусмотрительно избегая острых противоречий. Эти знания незаменимы для руководителей рабочих коллективов и частных предпринимателей.

Психотип - что это?

Отличительные черты поведения человека, его отношение к жизни, событиям, реакция на раздражители формируют конкретный тип личности. Безусловно, все люди разные, но их мировосприятие и взаимодействие с окружающими определяется свойственным каждому психотипом.

Такой шаблонный подход был использован в околонаучной концепции - соционике. Пройдя тест на психотип и ответив на простые вопросы, каждый человек может проверить, насколько он соответствует тому или иному типу. Нельзя полностью гарантировать, что в одном человеке не может ужиться сразу несколько типов социального поведения. Процентное соотношение таких уникальных личностей не так велико, поэтому может вполне считаться погрешностью, которую допускает в своих определениях соционика.

Психотипы не формируются воспитанием или образованностью. Это различие заложено в человеке с самого начала и остаётся постоянным всю жизнь. Более того, оно накладывает на него особенности в жестах, мимике, внешности. Именно поэтому каждый может встретить в другом уголке планеты человека, имеющего с ним поразительное сходство. Люди будут разные: может отличаться язык, цвет кожи, рост или вес. При этом будет просматриваться сходство черт лица, взгляда, жестов, возможно, даже манеры говорить. Это обстоятельство и позволяет разделить человечество на группы, имеющие свойственные только им психотипы личности.

Различие психотипов по половому признаку

Пол накладывает на личность совершенно различное восприятие действительности. Не секрет, что женщины более внимательны к деталям и окружающему миру, всё замечают и помнят. При этом они зачастую не могут за деталями разглядеть целое и видеть полную картину.

Мужчины - в противовес им - обладают способностью рассматривать мир более широко, что даёт им способность к более глобальному анализу вопроса. При этом они просто равнодушны к деталям и не замечают того, чем умиляются дамы.

Такое отличие накладывает свой оттенок на психотипы женщин. В результате все они могут быть усилены следующими отличиями:

  • Вечная мать. Такие женщины всегда заботятся и ухаживают за кем-то. Занимают в семье лидирующие позиции.
  • Активистка. Предпочитают жить для себя. Это сильные и самостоятельные женщины, требующие к себе внимания и заботы.
  • Альтруистка. Строит свой мир вокруг любимого мужчины, интересы которого для неё на первом месте.
  • Дочь. Этот тип не может без заботы и опеки. В жизни преобладают исключительно свои интересы. Обычно избалованы.

Психотипы мужчин также имеют дополнительный окрас благодаря своему полу:

  • Отец. Всё держит под контролем. В семье требует беспрекословного подчинения. Избегает признавать ошибки и идти на компромиссы.
  • Активист. Везде и во всём ищет выгоду, включая и брак. Любит риск. В приоритете - свои желания.
  • Альтруист. Хозяйственник, для него семья на первом месте. Окружает её своей заботой и вниманием.
  • Сын. Самолюбив и эгоистичен - вечный ребёнок. Живёт одним днём, склонен к транжирству.

Определение психотипа

В 1968 году немецкий профессор психиатрии Карл Леонгард разработал классификацию основных характерных черт личности. С тех пор начала формироваться соционика. Психотипы личности можно определить путём проведения тестов. Вопросы, не связанные между собой, позволяют выявить особенности поведения человека. Чем больше вопросов в тестах, тем более точно можно определить особенности в поведении человека. А также его принадлежность к тому или иному типу. В среднем стандартные тесты содержат более 80 вопросов.

Ниже мы рассмотрим основные психологические группы, которые были сформулированы советским психиатром Андреем Личко. Внимательно изучив изложенную информацию, каждый сможет самостоятельно выяснить, к какому психологическому типу он предрасположен. И для этого не понадобится проходить утомительный тест на психотип.

Параноик

Носители этого типа обладают высокой целеустремлённостью. В погоне за целью они способны проявить пренебрежение к интересам окружающих людей. Уже с юного возраста, определив для себя главную задачу в жизни, они готовы пренебречь собственным благополучием, отказаться от многих радостей в жизни ради выполнения задуманного.

Обычно носители этого психотипа представляют собой высокоэнергичных и независимых людей. При контакте с окружающими проявляют повышенную категоричность, способную обидеть или унизить собеседника. Кроме того, такие люди обычно отличаются повышенной раздражительностью, которая легко переходит в гнев. Они не испытывают сострадания к окружающим и склонны к авторитарности.

В силу сложившихся черт характера они отдают предпочтение индивидуальной работе, где нет необходимости оглядываться в своих решениях на коллектив. Такие люди обладают повышенной креативностью при решении сложных вопросов. В их головах легко рождаются крупные проекты и идеи.

Эпилептоид

С самого раннего детства такие люди проявляют повышенную аккуратность и бережливость к окружающим вещам. Они надёжны и исполнительны. Для них опоздать на встречу - смерти подобно. Способны активно отстаивать свою позицию. Обидчику не стоит надеяться, что эпилептоиды оставят их выходку без ответа.

Это настоящие друзья. У них практически не бывает случайных знакомств. При этом они не способны прощать предательство.

Они консервативны, энергичны. Организовывают и упорядочивают не только окружающие их вещи, но и людей. При этом делают это энергично и целеустремлённо. В экстремальных ситуациях им не занимать храбрости. Такое качество в повседневной жизни выражается в бурном проявлении гнева по самому незначительному поводу и нетерпимости к незначительным ошибкам или недостаткам.

Гипертим

Особенности психотипа характеризуются неиссякаемым оптимизмом, щедростью, энергичностью и жизнерадостностью при любых обстоятельствах. Такие люди могут проявлять фамильярность, легкомысленность, склонны к неоправданному риску. При этом они неорганизованны, а поверхностное отношение ко всему делает их неспособными к однообразной рутинной работе, требующей повышенной концентрации.

Одиночество и безделье приводят их в угнетённое состояние. Возможно, именно поэтому они являются центром любой компании, превращая встречу друзей в бесконечное веселье.

Несмотря на склонность к авантюризму, к окружающим они проявляют человеколюбие и доброту. Не держат зла за нанесённые им обиды, очень быстро и вовсе о них забывают.

Для гипертимов характерно проявлять имитацию бурной и продуктивной работы. Поразительно, но это качество помогает им успешно продвигаться вверх по карьерной лестнице, несмотря на поверхностное отношение. Они замечательные начинатели новых проектов, направлений. Но как только у дела наладится стабильный размеренный ход, гипертимы при первой возможности покинут это занятие в поисках нового.

Истероид

Люди, относящиеся к этой психологической группе соционики, желают всегда быть в центре внимания. Врождённая тяга к демонстративному поведению заставляет этих людей добиваться желаемого любым способом. Для них не имеет значения, какого оттенка будет их слава. Носители данного типа способны на интриги и лицемерие. Обладают завышенной самооценкой. Неоправданный риск для них - это прежде всего игра на публику.

При этом у них есть качества, которыми обладают другие психотипы. Человека-истероида можно охарактеризовать и такими качествами:

  • Упорство и активность.
  • Инициативность.
  • Коммуникабельность, выдающиеся организаторские способности.

Это люди, отмеченные талантом. Множество реализует себя в творческих профессиях.

Шизоид

Обладают незаурядным аналитическим умом. При этом замкнуты, ведут неторопливый и отстранённый образ жизни. Контактируют с малым кругом избранных людей, как правило, старшего возраста. Могут быть успешными, так как они изначально наделены способностями и талантом. Имеют свой взгляд на обычные вещи, отличающийся от общепринятой оценки. Любят одиночество, но нуждаются хотя бы в одном человеке, способном понимать и принимать их.

Психастеноид

Это мнительные и неуверенные в себе люди. Постоянно переживают за свою жизнь и судьбу окружающих, близких. Обладатели самых разнообразных фобий: от боязни темноты до верминофобии. Их страшат ответственность и принятие решений.

Они добросовестны и исполнительны, надёжны и самокритичны. Способны опасаться будущего, которое надумывают сами. Это уникальная особенность, которой лишены остальные психотипы.

Сензитив

Чувствительны и впечатлительны, домоседы. Обладают спокойствием, чувством долга, высоко дисциплинированные и ответственные люди. Они требовательны и объективны по отношению к себе, при этом способны на самоуничижение. К окружающим людям добры и внимательны.

При экстраординарных обстоятельствах впадают в растерянность и теряют самообладание. Хорошие отношения с окружающими для них являются приоритетным правилом.

Гипотим

Отличительная особенность этого типа - постоянное проявление недовольства по любому поводу. Ранимы и обидчивы, очень мнительны. Поэтому к окружающим относятся с опаской, постоянно ожидая от них какой-либо угрозы. Предпочитают замкнутый круг общения, домоседы.

Люди такого типа любят постоянно жаловаться на жизненные обстоятельства или рассказывать истории о трудных ситуациях в своей жизни. Поэтому, несмотря на постоянные претензии к окружающим, остро в них нуждаются.

Конформный тип

Легко попадают под влияние и зависимость от других людей. Они не способны на критику. Предпочитают всё среднестатистическое - взгляды, поведение, одежду и т. п. Ввиду полной несостоятельности обладатели конформного типа никогда не конфликтуют с окружающими. Дружелюбны и исполнительны. Легко идут на контакт. Кардинальное изменение жизненных устоев для них непереносимо.

Неустойчивый тип

Конформный и неустойчивый психотипы человека имеют много общего. Отличие последнего заключается в непостоянстве во всём. Такие люди болтливы и всегда суют нос не в свои дела. Быстро теряют интерес ко всему, с чем сталкиваются. Эти люди предпочитают жить сегодняшним днём и не способны думать о будущем.

Астеник

Этим людям свойственно большую часть времени быть раздражёнными чем-либо. Выделяются низкой жизненной энергией и плохой способностью к запоминанию. Свойственно отсутствие инициативы по причине постоянной тревоги и страха совершить ошибку.

При этом они аккуратны, исполнительны, скромны и дисциплинированны. Опасаются близких отношений, но дружелюбны и быстро забывают обиды. Им свойственна большая привязанность к вещам.

Лабильный тип

Малейший повод способствует резкой смене настроения. Обладают привязанностью и чуткостью. Искренние и отзывчивые люди. Людям, которых характеризуют такие психотипы поведения, свойственны раздражительность и вспыльчивость. При этом у них сильно развита интуиция, и они способны хорошо разбираться в характере окружающих.

Циклоид

Инициативны, общительны, жизнерадостны. Настроение у таких людей постоянно изменчиво вне зависимости от окружающего мира. Им также свойственна раздражительность, непоследовательность в своих действиях и суждениях. Резко относятся к критике, хотя понимают свои недостатки. Из-за постоянных перепадов настроения часто портят отношения с людьми, которые им дороги, но ничего не могут поделать со своей природой, от чего очень страдают.

Перечисленные выше психотипы человека могут быть ярко выраженными и, наоборот, практически незаметными для окружающих. Важно то, что, как бы человек ни работал над собой, у него нет возможности изменить своё психологическое поведение.

Описание психотипов даёт возможность выявить свои слабые и сильные стороны, что при системном подходе поможет избежать негативных последствий, связанных с взаимодействием человека и окружающего мира, и органично вписаться в современное общество.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на , судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

  • А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, .
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. , любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

  • ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

  • Э. КРЕЧМЕР

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, особенности темперамента, и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

Личность - уникальное определение человека. Каждый имеет свои особенности характера и поведения, частично наследуемые, а отчасти приобретенные в обществе. Часто человек знает свой тип личности, но некоторые особенности могут быть скрыты или еще не осознанны. Люди со схожей типологией проще находят общий язык. Зная свой тип, можно выбрать и настроиться на определенную профессию. Для его определения используют специальные тесты, а затем расшифровывают результат.

Основные типы личности

Типология личности - один из самых важных аспектов в социологии. Уже более века назад немецкий философ Эдуард Шпрангер разработал собственную классификацию систем личности, выделив 6 основных "идеальных" типов на основе их мотивационной направленности:

  • социальный, стремящийся к общению и налаживанию социальных связей;
  • эстетический, склонный к самовыражению и переживаниям;
  • экономический, строит свою жизнь в соответствии с поиском выгоды и принципами полезности;
  • теоретический, ориентирован на получение новых знаний;
  • религиозный, стремится найти высший смысл жизни;
  • политический тип, стремится к господству.

Уточняется, что на практике еще никогда не встречался человек с одним из этих типов в чистом виде, в каждом выделяется господствующий тип и отголоски остальных.

Известными психологами и философами были определены множество других классификаций на основе определенных признаков и характеристик: Эрнст Кречмер соотносил тип личности в соответствии с конституцией тела, Юнг разделил всех людей на экстравертов и интровертов.

Типы личности относительно темперамента

Темперамент - это индивидуальное свойство человека, проявляющееся совокупностью душевных и психических свойств и отражающее его отношение к окружающей действительности.

Согласно учению Гиппократа тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков: кровь - сангвиник веселый и активный, флегма - флегматик спокойный и медлительный, желчь - холерик более импульсивный, черная желчь - меланхолик, часто грустный и опасливый.

При определении психологической характеристики выделяются главные критерии темперамента:

  • сензитивность поясняет, насколько мала может быть сила воздействия для возникновения психологической реакции;
  • реактивность отражает степень непроизвольной реакции на определенные воздействия;
  • активность показывает, насколько энергично личность воздействует на окружающий мир и общество;
  • соотношение активности и реактивности;
  • пластичность и ригидность определяют, насколько легко человек приспосабливается к новым условиям и ситуациям;
  • темп реакции отражает скорость основных психологических процессов;
  • экстраверсия и интроверсия - выявляется зависимость деятельности человека от впечатлений или от мыслей, связанных с прошлым опытом.

Характеристика основных типов темперамента:

Критерии темперамента Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
Сензитивность Живо откликается на все, что привлекает его внимание Настроение практически не зависит от происходящего вокруг Нетерпелив, вспыльчив Слишком обидчив, чувствителен
Реактивность Повышена Малая Высокая Малая
Активность Повышена Высокая Высокая Низкая
Соотношение реактивности к активности Уравновешенно Активность преобладает над реактивностью Уравновешенно Уравновешенно
Пластичность или ригидность Высокая пластичность Скорее ригидность Скорее ригидность Ригидность
Темп реакции Очень быстрый Спокойный, медленный Средний Низкий
Экстра- или интроверсия Экстраверт Скорее интраверт Скорее экстраверт Интраверт

Темперамент определяется типом нервной системы, то есть присущ от рождения. Нельзя его полностью изменить, но можно по-другому смотреть на ситуации и корректировать поведение.

Классификация: 16 персоналий

В психологии выделяют и другую типологию в соответствии с преобладанием в человеке определенных аспектов личности: разума, энергии, сущности или характера, тактичности и индивидуальности. На основании этого выделяют 4 группы личностей, каждая из которых включает еще 4 подтипа - итого 16 типов или персоналий.

Группа аналитики

К данной группе относятся:

К группе дипломатов относят:

  • Активистов - они решительны и моральны. Многие активисты склонны делать целью своей жизни помощь другим, благотворительность. Они легко вливаются в коллектив, очень вежливы по отношению к другим, но всегда четко отстаивают свои позиции и взгляды. Будучи социально активными, часто забывают о себе.
  • Посредники - им важен процесс, а не результат. Ими движут принципы чести и морали, они красиво говорят и на подсознательном уровне создают отличительные признаки своих идей. Имеют склонность к языкам. В отличие от других, посредники концентрируют свое внимание на одной значимой цели и на нескольких важных в жизни людях - не распыляют свои усилия, иначе могут остаться ни с чем.
  • Тренеры - прирожденные мотиваторы и наставники. С гордостью демонстрируют другим свои знания и умения и очень счастливы, когда получается "дотянуться до каждого ума" серьезными фактами или же эмоциональным воздействием. Главная слабость тренеров - стремление к самоанализу и рефлексированию.
  • Борцы - наслаждаются социальными взаимодействиями, поэтому они частые гости на вечеринках и заводилы в компаниях. Самооценка таких личностей во многом зависит от возможности принимать самостоятельные оригинальные решения, на однообразной работе таким людям скучно. Борцы легко переключают свое внимание и умеют расслабляться после работы.

Группа хранителей

Включает в себя:

  • Администраторов - всегда следуют установленным правилам, четко выполняя свои обязанности. Такие люди гордятся выполненной работой, оперируют фактами, а не эмоциями, обладают самодостаточностью. Жалобы считают проявлением слабости. Безотказность - один из главных отрицательных качеств администратора в долгосрочной перспективе, когда другие начинают пользоваться его помощью.
  • Защитники - состоят сплошь из противоречий. Всегда стремятся к безопасности, но не против перемен; довольно скрытны и молчаливы, но легко вливаются в компании. Такие люди - истинные альтруисты, отдающие всего себя, желая получить в обмен всего лишь добро и благодарность. Часто педантичные, любят откладывать дела на потом, но всегда все делают в назначенное время.
  • Менеджеры - закон и порядок современного общества. Главные качества - честность и целеустремленность, своим примером показывают, что всего можно достичь упорным трудом. Такие люди - командные игроки, постоянно ждут помощи и поддержки, но недовольны, когда коллеги не соответствуют высокому уровню.
  • Консул всегда стремится к повышению своего социального статуса. Такие личности всегда бывают в центре внимания, действительно слушают собеседника и вникают в разговор. Они любят быть полезными, не прочь побыть даже альтруистами, пока видят свою нужность и благодарность за труд.

Группа искателей

К данной группе относятся:

  • Виртуозы, являющиеся прирожденными творцами. Любят изучать окружающий мир с рационализмом и воодушевленным любопытством. Охотно помогают другим, делятся опытом, стремятся постоянно улучшать существующие механизмы. Такие личности весьма загадочна - они дружелюбны, но часто закрыты, спокойны, неусидчивы. Все решения принимают на основе практического реализма.
  • Артисты любят экспериментировать с внешностью и поведением и разрушать общепринятые устои. По большей части интроверты, но свободное одинокое время тратят на самоанализ и переоценку собственных ценностей. Очень трепетно относятся к чувствам людей. Не любят и не планируют свое будущее, живут здесь и сейчас.
  • Дельцы очень комфортно ощущают себя в центре внимания и любят обсуждать животрепещущие темы, касающиеся непосредственно настоящего. Не строят долгосрочных планов, делают все сразу, исправляют ошибки на ходу. Больше всех склонны к рискованной жизни, тяжело подстраиваются под общепризнанные нормы социума.
  • Методы исследования типа...
  • Психологические типологии
  • Цельность личности
  • Экстраверт
  • Этикотип
  • Именно потому, что мы знаем, что такое душевная открытость и открытые люди, мы знаем и то, что среди нас есть закрытые люди. Закрытый человек – это человек, не пускающий ни в свой социальный, ни в свой душевный мир. К сожалению, нередкая ситуация, когда голова у человека неплохая, в людях он р...

    Коммуникатор - человек, влияющий на партнеров по общению адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, для того чтобы получить нужную реакцию или ответ. Коммуникатор входит в общение, имея свои, определенные и заранее сформулированные, цели. Противоположный комму...

    Авторитарная личность - человек, склонный к авторитарности. Обычно это человек, который стремится стать единоличным лидером и организует вокруг себя четкую иерархическую структуру, основанную на строгом выполнении его просьб, требований и приказов. Преимущественный стиль влияния - Силовик.

    Эннеаграмма - одна из типологий личности, распространенная в первую очередь в США. Нередко используется при найме сотрудников. В типологии 9 уровней, которые делятся на три группы - здоровый диапазон (высшие проявления типа), средний диапазон (нормальные проявления типа), нездоровый диапазон (...

    Невротик - если просто и коротко, это человек, которому самому от всего плохо. Этим невротик отличается от психопата, которому часто хорошо, но с которым плохо окружающим. Невротика обычно характеризует эмоциональная нестабильность, переходящая в стабильный негатив: такой человек легко погружа...

    Классификации, которыми пользуются деловые люди для решения практических задач, насчитывают, по наблюдениям, не более четырёх-пяти типажей. Спроси даже любителей знаков Зодиака, какие конкретные знаки (типы людей) есть в данном коллективе – четыре-пять типажей назовут бойко, а затем начинают з...

    Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Влияние темперамента, как биологической основы характера, очень сильно, но проявляться может по разному. Главный вопрос: куд...

    Манипулятор по Эверетту Шострому​ - негативный тип манипулятора-невротика, описанный Э. Шостромом. Популярная книга Э.Шострома "Человек-манипулятор" прикрепила к понятию "манипулятор" устойчиво негативное значение, ставшее традиционным. Манипулятор по Шострому - тип человека, для которого хара...

    Наверное, хотелось бы научиться работать поменьше, а результат получать побольше, но это не всегда получается сразу. Следующая простая типология поможет вам образно-метафорически причислить себя к тому или иному типу и дальше размышлять, что же теперь делать. Итак, четыре типа участников учебн...

    Простой человек - человек, который свою жизнь строит просто, в общении не использует сложных техник. В общении простой человек не ставит задачи воздействия, не подбирает формулировки и интонации, он просто говорит то, что у него есть на душе. Во взаимодействии простой человек действует по прин...

    Альтруизм (от лат. alter - другой) - бескорыстная забота о другом человеке (других людях). Противоположность альтруизму - эгоизм. Близко - позиция Творца и позиция Ангела. Альтруист - человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворе...

    Авторитарная личность (от лат. autoritas - власть) - конкретный психологический тип, обладающий такими чертами, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти. Понятие введено Э. Фроммом, который с его помощью пытался истолковать истоки нацизма.