Сделать патину на пленочных фасадах. Что такое патина, ее виды и применение для декора мебели

Патинирование - один из способов придания поверхности оригинального вида. Патина - это благородный налёт, который возникает на меди с течением времени.

Мебельщики ещё давно увидели, насколько необычно и богато выглядит мебель, если древесина, из которой она сделана, покрыта слоем патины. При современных технологиях эффект патины придают не только натуральным материалам, таким как металл и древесина, но и созданным искусственно, к примеру, плитам .

Мы расскажем, как достичь эффекта патины на мебельных фасадах из МДФ. Как правило, благодаря патинированию достигается эффект состаренной древесины.

1. Прежде всего, при помощи пульверизатора наносите на фасад специальный изолятор, который предотвратит взаимодействие поверхности фасада и состава для патинирования. В качестве изолятора должен выступать только специализированный барьер-грунт, предназначенный для ламинированных поверхностей. Его следует наносить тончайшим слоем.

2. После этого наносите второй слой грунта. Для этого берёте бесцветный полиуретановый грунт. Дав этому грунту высохнуть, аккуратно его шлифуете.

3. Затем можно наносить саму искусственную патину. Чаще всего для этого берётся специальный состав, так и называющийся - "патина". Также подойдут лакокрасочные материалы, предназначенные для создания специальных эффектов.

4. Последующая обработка патины - наиболее ответственный этап, который можно производить разными способами. Выбранный способ зависит от того, какого результата Вы хотите достичь. Поэтому для этого можно использовать поролон, мочалку из лески либо металлической стружки.

Вариантов нанесения и обработки патины существует очень много. Мы опишем два наиболее распространённых способа.

Первый способ . Для него оптимальны фасады МДФ, имеющие сложную фрезеровку и облицовку ПВХ-плёнками с древоподобным рисунком. На фасад (соответственно, обработанный, как мы уже описали) нужно нанести слой патины. Когда она высохнет, её шлифуют металлической мочалкой (подойдёт обыкновенная кухонная). Некоторые пользуются наждачной бумагой, однако это сложнее. Имейте в виду, что для более ярко выраженного эффекта старения нужна более активная шлифовка и наоборот.

Второй способ - это контрастное патинирование. Его применяют вместе с первым описанным способом. Он необходим для выделения участков фрезерованного рисунка. В этих целях используют серебрение, золочение, затемнение имитации стыков и др. Соответственно, здесь нужны уже особые патинирующие составы: с эффектом меди, золота, серебра и др. Как ими пользоваться? Наносите их губкой или кисточкой на грунтованную поверхность, втирая в элементы фрезеровки. Убираете излишки при помощи тряпочки. Затем наносите тонким слоем базовый слой патины (аналогично первому способу).

5. Последний этап - лакировка. Матовый или глянцевый (на Ваше усмотрение) полиуретановый лак хорошо закрепит полученный результат, а также защитит мебель от внешних воздействий. Отметим, что при серебрении или золочении уместнее пользоваться матовыми лаками.

Повторимся, что способов патинирования поверхностей - великое множество. К примеру, можно достичь эффекта кракле, то есть трещин, которые появляются со временем на лаковой поверхности.

Желаем Вам творческих успехов!

Технология изготовления патинированных фасадов МДФ, только на первый взгляд сложна и эксклюзивна. На самом деле она совсем не сложная. Единственное, технологический процесс патинирования МДФ требует определённого времени и отработанных навыков мастера. Но опыт легко приобрести в процессе работы, нужны только общие знания самого принципа и процесса изготовления патинированных МДФ фасадов.
О достоинствах и недостатках патинированного мдф можно писать очень много, поэтому делать этого не буду. Каждый решит этот вопрос для себя сам, опираясь на свои предпочтения. Лучше поговорим о технологии производства этих самых патинированных фасадов, т.е. фасадов с нанесённым искусственным эффектом старения.

В этой статье я сделаю попытку приоткрыть и научно-популярно описать все подробности того, как патинируют мдф.

Технология патинирования МДФ.

Основа для патинированного фасада.

В качестве основы для патинированного мдф фасада применяется самая обычная МДФ односторонняя МДФ плита толщиной 16, 18 или 19 мм. Наиболее чаще применяют толщину 16 мм. МДФ продаётся в листах размером 2800 х 2070 мм.

С одной стороны она ламинирована белым покрытием, с другой сторны и с торцов – открытая структура МДФ.

МДФ (англ. Medium Density Fiberboard) – древесноволокнистая плита средней плотности.

Основа подготавливается по привычной технологии изготовления обычных плёночных МДФ фасадов. Вкратце напомню технологию изготовления плёночных мдф фасадов.

1 . Из плиты, на мебельном раскроечном станке нарезают фасадные заготовки нужного размера.
2 . Заготовки отправляют на фрезерный станок с ЧПУ, для придания фасадам нужного рисунка. Вместо ЧПУ можно использовать и обычный фрезерно-копировальный станок с набором шаблонов необходимого профиля. Но, фрезерные станки с ЧПУ позволяют создавать сложные рисунки, рельефы в объёмном виде. Фасады со сложным рисунком идеально подходят для патинирования .
3 . После фрезерной обработке детали фасадов покрываются тонким слоем клея из пульверизатора. Затем идут на ламинирование обычными ПФХ плёнками. Это делается на специальном термо-вакуумном прессе.

Готовые обычные плёночные МДФ фасады.

Пример: Двухкомпонентный полиуретановый адгезивный барьер-грунт для ламинированной бумаги TR 5008 фирмы Sayerlack. Применяется для обеспечения адгезии к меламиновой бумаге и другим трудно окрашиваемым поверхностям.

2. Второй слой полиуретанового грунта. Для этого слоя рекомендуется использовать безцветный полиуретановый грунт.

Пример: безцветный грунт для МДФ TU100 фирмы Sayerlack. Такой грунт сохнет быстро и его уже через полчаса можно шлифовать.

3. Тонкая шлифовка второго слоя грунта.

4. Нанесение патины. Для этого этапа создания патинированного фасада используют специальные покрытия, которые так и называются – патина. Или ЛКМ (лако-красочные материалы) для специальных эффектов.

Примеры: ЛКМ фирмы Sayerlack. IF 427 – покрытие с металлическим эффектом; IF 490 – Краколет; IF 425 – эффект золочения; IF 415/13 – эффект перламутра; IF 501 – покрытие с эффектом кожи: XT 418 – текстурный эффект и много других.

5. Обработка патины. Обработка патины происходит различными способами, которые зависят от того, какой именно эффект хочется достигнуть. Это может быть мочалка из металлической стружки или лески, скребки, кусок поролона.

На этих технологических этапах (4 и 5) остановимся чуть ниже.

6. Лакировка. Созданный эффект после всего необходимо закрепить и защитить от внешнего воздействия. Для этого используют глянцевый или матовый полиуретановый лак.

Пример: лаки фирмы Sayerlack. TZ 62 – матовый лак; TL 345 – высокоглянцевый лак; TZ 29 – средний лак эконом класса. Лак наносится пульверизатором в один – два слоя. Чаще всего это именно два тонких слоя без промежуточной шлифовки.

Конечно, представленные в качестве примера ЛКМ Sayerlack, вовсе не принципиальны. Дляпатинирования мдф можно использовать ЛКМ и других производителей, со схожими параметрами. При этом использование именно полиуретановых грунтов и лаков, тоже весьма не обязательно. Каждый может подобрать для итих целей, свой комплекс ЛКМ, который по объективным причинам ему более удобен или доступен. Так же вполне возможно использование ЛКМ на акриловой основе.

Список некоторых фирм производящих лаки и патинирующие составы:

  1. RENNER, Италия. ЛКМ.
  2. Sayerlack, Италия. ЛКМ.
  3. BORMA WACHS, Италия. Материалы для золочения и реставрации.
  4. VOTTELER, Германия. ЛКМ, ВИШ-бейцы на основе растворителя.
  5. Maimeri, Италия. Декупажные лаки, патенирующие составы, лаки кракелюрные.
  6. HESSE, Германия. ЛКМ, патины. (самые не дорогие материалы и самый большой выбор).
  7. I.C.A. (Industria Chimica Adriatica) Италия. ЛКМ, патинирующие составы. (самые быстросохнущие при комнатной температуре).
  8. Белая Стена, Россия. Серия ЛКМ “COLORICCI”. Отечественный производитель.
  9. Creall, Нидерланды. Кракелюрные лаки, затирки. Специальные акриловые материалы для эффектов.

Нанесение патины. Эффекты патинирования.

Четвёртый и пятый этапы процесса патинирования мдф фасадов, самый творческий из всех. Про патинирование, в интернете, написано очень много, полно мастер-классов, роликов и т.п. Эффектов патинирования миллион + 1. Фирмы, которые производят патинированный фасад, как правило, подбирают один – два не сложных приёма и используют их в своём производстве.

Описывать все методики нанесения патины, забота не этой статьи. Здесь же я всего лишь попробую описать пару наиболее употребляемых способов как патинировать мдф .

Способ 1. Самый простой.

На подготовленный фасад, облицованный текстурной плёнкой поддерево, наносят слой патины, который после высыхания шлифуют обычной мочалкой (кухонной сеточкой) из металлической стружки или из лески. Можно использовать наждачную бумагу, но её применение требует высоких навыков. Чем интенсивней шлифовка, тем ярче проявляется эффект старения. Цвет патины можно подбирать опытным путём. Для простого эффекта старого лака или дерева, лучше использовать патину, которая по тону совсем немного темнее или светлее фона.

Для этого способа наиболее подходят мдф фасады со сложной фрезеровкой и облицованные древоподобными плёнками ПВХ с фактурой имитирующей поры натуральной древесины (т.е. микро-вдавленности на текстуре плёнки). При этом способе патинирования лучше использовать глянцевые лаки, которые подчеркнут и выделят эффект, придадут ему глубину.
Способ 2. Патинирование контрастное.

Используется совместно с первым способом патинирования. Цель – выделить участки фрезерованного рисунка. Чтобы достичь этого, как правило применяется золочение, серебрение, затемнение имитации стыков и т.п. Для этого используют патинирующие составы с эффектом золота, серебра, меди и т.п. Составы наносятся на грунтованную поверхность кисточкой или губкой, втираются в элементы фрезеровки. Излишки убираются. Сверху наносится тонкий основной слой патины, который тоже обрабатывается по (способу 1). Эффект закрепляется матовым лаком. Вообще, в случае применения золочения или серебрения, лучше использовать именно матовые лаки, так как глянцевые в этом случае смотрятся не совсем уместно.

Способ 3. Эффект “кракле” или технология создания кракелюров на лаковой поверхности.

Кракелюр (фр. craquelure) - трещины красочного слоя или лака, проявляющиеся при старении ЛКМ с течением времени. Создание эффекта “кракле” – ускоренное создание кракелюров на поверхности ЛКМ специальными лаками. Этот способ применяется совместно с первым или со всеми обоими, особенность состоит только в том, что слой кракелюрного лака наносится первым и только потом, после сушки накладывается остальная патина. Существует несколько техник патинирования с эффектом кракле. Опишу только тот, который применяется наиболее часто.

Техника “кракле” с патинирующей затиркой . Наносим первый слой кракелюрного лака,примерно через полчаса, когда слой подсохнет “на отлип” наносим второй слой. От толщины слоёв зависит глубина и эффектность трещин. Для ускорения сушки второго слоя и для более быстрого образования трещин, подсушку можно производить с помощью фена. После того как лак высохнет и образуются трещины, втираем в них контрастную затирку (золотую или алюминиевую пудру, патину гораздо более тёмных или светлых, чем фон тонов), убирая излишки. Кракелюрный лак не крепкий, и трещины достаточно хрупкие, поэтому весь эффект необходимо закрепить поверхностным слоем лака. Можно сначала фасад с нанесёнными кракелюрами покрыть общим слоем патины (как в способе №1), а можно сразу нанести финишный слой лака. Но предпочтительней финиш накладывать уже после общего патинирования поверх кракелюр.

Кракелюрные лаки наносятся распылением, кистью или тампоном. Распыляя лак, кракелюрами покрывается вся поверхность, точеное же нанесение кистью или тампонами, позволяет создавать более сложные эффекты выделяя конкретные участки фасада. Несколько слоёв лака можно наносить участками, например, покрыть тонким слоем весь фасад, а дополнительные слои нанести только по углам. Таким образом создастся более реалистичный эффект неравномерных трещин.

Это были основные методы патинирования . Всех же методик великое множество, а их нюансов ещё больше. Существует эффекты вельвета, жемчуга, марморирования, эффекты металлического зерна, червоточин, магнитные, эффект кожи, перламутра, капель и много других. Всю информацию об этих эффектах можно найти в сети, особенно там, где описываются приёмы декупажа .В каждом конкретном случае, для конкретного производства, стоит подобрать свою, “фирменную” серию патинированных фасадов мдф , а для этого отработать и взять, так сказать в массы, пару-тройку различных эффектов, применяя их с фасадами различных фрезеровок и цветов.

В старину патина представляла собой пленку с особым рисунком, которая появляется на медных, деревянных, латунных и бронзовых поверхностях. Сейчас же патинирование применяют в основном на современных материалах, например МДФ. Чаще всего создается для того, чтобы придать любому изделию благородный и эксклюзивный эффект. Вообще, патинирование – это способ для придания эффекта старины любой поверхности.
На первый взгляд может показаться, что сделать патинирование фасадов мдф своими руками очень сложно. Но это совершенно не так. При должном подходе можно получить отличный результат.

Необходимые инструменты и материалы

Фасады МДФ с ламинированной стороной (эта сторона будет внутренней)
кисточки
пульверизатор
сетка металлическая (можно взять обычную, посудную)
барьер-грунт (изолятор) и полиуретановый грунт без цвета
патина (состав лакокрасочный для получения специальных эффектов)
лак (для обработки изделия в конце работ)

Для того, чтобы начать патинирование фасадов мдф своими руками, вам нужно нанести изолятор на поверхность. Не забывайте, что это необходимо делать тонким равномерным слоем. Чтобы этого добиться, следует воспользоваться пульверизатором с заранее налитым в него барьер-грунтом для ламинированных поверхностей.
Далее нанесите на МДФ полиуретановый грунт без цвета. Следует помнить, что такой грунт высыхает очень быстро.
Где-то через полчаса начинайте следующий этап. Вам необходимо будет отшлифовать получившийся слой, а уже после этого можно приступать к нанесению самой патины. После этого ее нужно также подвергнуть шлифовке. Последним этапом будет лакирование поверхности при помощи лака. Его можно выбрать любой, в зависимости от того, какая поверхность вам нужна – матовая или блестящая. Лакирование применяется для того, чтобы получившийся эффект при патинировании был закреплен и защищен от внешних воздействий.
Если вам нужна эксклюзивная мебель из МДФ с получившимся эффектом старины, то ниже даны более подробные советы, как этого достичь.
После того, как слой патины будет нанесен, необходимо тщательно отшлифовать поверхность. Воспользуйтесь для этой процедуры обычной сеткой из металла для кухни. Если вам необходим более насыщенный эффект, то шлифовать следует с большей интенсивностью. Можно применить и обычную наждачную бумагу, но не у всех есть должные навыки для этого. Для того, чтобы получился хороший результат, патину следует выбирать либо темнее, чем сам основной фон, либо светлее.
После того, как вы начали патинирование фасадов мдф своими руками и уже провели предварительную шлифовку, можно переходить к следующему этапу. Необходимо выделить контрастным оттенком отдельные или все части фасадов. Если вам нужны стыки золотистого или серебристого цвета, то просто приобретите соответствующий состав. Такие смеси наносятся при помощи кисточки или обычной кухонной губки, с обязательным последующим удалением всех образовавшихся излишков. После этого панели покрываются патиной. Обработка этим составом производится точно также, как было описано в общей инструкции в самом начале статьи. Следует помнить, что когда вам нужно достичь золотистого либо серебристого эффекта, производите обработку только при помощи матового лака.Если вы начнете применять состав с глянцем, получится не очень красивый результат.
Если вы желаете произвести патинирование фасадов мдф своими руками с эффектом кракле, то воспользуйтесь следующими советами. Эффект кракле – это поверхность покрытая лаком, с имитированными на ней трещинами. В этом случае кракелюровый лак наносят до того, как была нанесена патина. Обратите внимание на то, что специалисты советуют наносить такие лаковые слои один на другой. Наибольшего эффекта можно достичь при нанесении нескольких слоев. Только не следует забывать о том, что нанесение второго слоя следует производить не сразу, а лишь после того, как пройдет 30 минут. Для того, чтобы первый слой высох быстрее, можно воспользоваться промышленным феном.
После того как слои станут сухими, начинайте втирать золотистую пудру в получившиеся трещинки окрашивать кайму патиной. И уже в самом конце наносите слой кракелюрного лака при помощи пульверизатора или кисти.

«Все новое - это хорошо забытое старое!» Это утверждение применимо ко многим вещам. Не исключением является и мебель с патиной, которая, не успев покинуть производственный цех, успела «состариться».

Для многих людей незнакомо даже само понятие. Ведь если вы зашли на наш сайт, значит вы стремитесь купить оригинальный гарнитур для кухни, поэтому в этой статье постараемся максимально полно ответить на следующие вопросы:

  • Что такое патина и какое отношение она имеет к мебели?
  • Может ли кровать или с патиной быть изготовлена из МДФ?
  • Возможно ли создать патину по технологии своими руками?

Появление патинирования в современном мире

Патина - это природное явление, которому в естественных условиях подвергается металл, древесина. Изначально она была замечена на золотых, серебряных и медных монетах. Под воздействием окружающей среды и времени на поверхности стало образовываться напыление, которое придавало предметам иной вид. Краски становились ярче, проявлялись трещинки, затемнения. Таким образом проявлялся процесс окисления поверхности, получивший название патинирование. Предметы, покрытые таким налетом, имели высокую стоимость. Рассматривая антикварные предметы, невооруженным глазом можно увидеть природную патину.

Благородно старится мебель из дорогого массива, поэтому ценители искусства стремятся заполучить ее в свое пользование. Но цена антикварных вещей слишком высока и доступна не всем. Учитывая потребности людей, современные технологи разработали методику искусственного старения древесины и МДФ. Такое новшество получило термин «патинирование».

Патинирование в мебельном производстве

Рынок мебели предлагает различные стилевые и декоративные направления. На новый уровень выходит состаренная мебель, привлекающая внимание людей на выставочных экспозициях.

Недорогая мебель, имея патинированные , может ввести в заблуждение практически любого человека. На первый взгляд покажется, что перед вами кухня или спальный гарнитур из дорогого массива. Но, открыв дверь, Вы поймете, что производитель использовал фасады с патиной. Технологии позволяют нанести эффект старины на любую поверхность - будь то массив или МДФ. Причем использование МДФ будет выдавать только внутренняя сторона, отделка которой нецелесообразна из-за высокой цены.

Человеку, желающему купить , подойдет мебель с патиной или гарнитур с эффектом старины, часто использующийся . Приятным момент - не только внешний вид состаренной мебели, но и ее цена, выгодно отличающаяся от антиквариата.

Некоторые люди, увидев на мебели фасады с нанесенной патиной, задаются вопросом - возможно ли создать такой эффект своими руками, чтобы обновить внешний вид надоевшей мебели. Конечно, возможно. Для этого потребуются знания, навыки художника или привлечение человека с творческими способностями, который своими руками сможет придать или другой мебели необходимый эффект.

Теперь давайте рассмотрим подробнее эту технологию и подробно изучим методы создания фасадов с патиной своими руками.

Многообразие методик патинирования мебели

Нанесение патины (специального декоративного состава, относящегося к лакокрасочным элементам) требует терпения, аккуратности и свободного времени.

Технология состоит из нескольких этапов, следующих друг за другом. Патина - это не один состав, который необходимо использовать в работе. Если внимательнее рассмотреть разные фасады с патиной, можно заметить отличия в их эффекте. Некоторые поверхности имеют только затемнение на переходах выпуклой фактуры рисунка, а где-то четко обозначено золото или серебро. Наверняка вам встречалась кухня с патиной, где видны трещинки, похожие на растрескавшийся от времени лак или краску.

Перечислим разновидности налета, который создают опытные специалисты в заводских условиях:

Самый доступный вариант для покрытия фасадов своими руками. На поверхность (МДФ с ламинированной пленкой или массив) наносят базовый состав, подготавливающий основу для патины. Грунтовка выравнивает площадь и улучшает адгезию патинирующего состава. Затем слой тщательно шлифуется металлической губкой или наждачной бумагой. Чем сильнее движения, тем четче проявится эффект старения.

2. Патинирование золотом, серебром, бронзой - это более сложный процесс, требующий нанесения дополнительных слоев. Золотом или серебром покрывают фасады, имеющие рельефные узоры, чтобы подчеркнуть их красоту, сделать более значимыми. Такая техника используется только для матовой мебели, потому что глянец своими бликами испортит эффект позолоты и упростит внешний вид любой мебели. Состарить таким способом можно любой гарнитур. К тому же и молодым хозяйкам, и зрелым дамам придется по душе кухня с золотой или серебряной патиной.

3. Патинирование и кракелюр - более дорогое удовольствие, так как технология более сложная и требует двух эффектов: получения трещин и появления своеобразного налета старины. Для начала создается база для появления трещин: слой за слоем, вплоть до состояния слабого прилипания (т. е. неполной просушки состава) наносится фацетный лак. Чем больше слоев, тем лучше проявятся трещины. И только после этого наносится выбранный оттенок патины и производится шлифовка до получения нужного эффекта.кухня, гостиная с черными фасадами с серебряной патиной. Посмотрите нашу подборку фото интерьеров, где представлена мебель с патинированными фасадами и выберите для себя идеальный вариант, тем более что искусственно состаренная кухонная мебель используется во многих стилях.

В мебельном производстве существуют и другие технологии искусственного состаривания поверхностей. Мы рассказали только о базовых методиках, которые часто встречаются в готовой мебели. Другим технологиям уделим внимание в отдельных статьях.

В первоначальном своем значении патина означала оксидную пленку на медном изделии зеленого (малахит) или голубоватого (азурит) цвета. Позднее так же стали называть любого рода налет, появляющийся под действием времени на поверхности металла или дерева.

Сегодня под патиной подразумевают еще эффект состаривания, столь модный при оформлении мебели и кухонной утвари.

Любой материал, кроме золота и платины, в какой-то мере взаимодействует с кислородом и влагой в воздухе. В некоторых случаях эффект проявляется очень быстро – например, ржавление железа; в других – процесс растягивается на долгие годы, как в случае зеленой патины на меди, патины серебряной, то есть чернения и так далее.

Как ни странно, наличие такого налета, если покрытие не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его, не только не уничтожается, но и зачастую приветствуется. Ведь этот благородный налет благодаря переходам цвета подчеркивает красоту резьбы и ковки, объемную фактуру или указывает на возраст предмета, что невольно переводит мебель для гостиной или другое изделие в разряд раритетных или хотя бы старинных. В результате на свет появилась искусственная патина. Получают ее, конечно, другими способами.


Патинирование дерева

Налет на дереве зачастую ни о чем хорошем не говорит, поскольку появляется при поражении грибками или гнилью. Однако на древесине высокой плотности и твердости, малочувствительной к воде – например, дуб, белая или темная патина становится указанием на старину.

Мебель в часто подвергают искусственному патинированию, поскольку получить естественный налет очень сложно. Для лучшего эффекта необходимо сочетать химические и механические методы.


На фото — мебель в гостиной из дуба с золотой патиной.

Разновидности патины для дерева

Для дерева применяют несколько составов. Приобретаются последние в строительных магазинах.

  • Густая патина – в виде пасты, как правило, двухкомпонентная. Обычно таким образом получают светло-коричневые, красноватые или золотые оттенки. Для эффекта позолоты основой служит естественный цвет дерева – того же дуба например.
  • Жидкая – по сути, это специальный лак , придающий древесине светло-желтый или золотой оттенок, присущий старинному дубу или ясеню.
  • Фацетный лак – не совсем патина, скорее, эффект старины на основе растрескивания. После высыхания лак покрывается тончайшими трещинками, как бывает на очень старом дереве.

Виды покрытий можно комбинировать, чтобы получить более интересные эффекты.

Методы патинирования

Технология практически одинаковая для всех способов, отличается лишь количеством слоев краски или лака.


Патина на металлах – естественная и искусственная

Металлические изделия в интерьере гостиной или спальни встречаются не так уж часто и обычно являются предметами небольшими и декоративными: люстры, бра, подставки, подсвечники и прочее. Несмотря на то, что новое изделие обладает ярким блеском и красивым цветом, желающих придать им менее современный вид, находится много. А поскольку ждать, пока такой эффект будет достигнут естественным путем долго, прибегают к использованию химических веществ.

Разновидности патины

Цвета и вид пленки на разных металлах при разных условиях отличаются и весьма заметно.

  • Наиболее привлекательно выглядит эффект состаривания на серебре. Металл этот довольно инертный, и пленка возникает обычно при реакции с серой, создавая переливчатые оттенки от светло-желтого до малинового и бирюзового. Черная патина возникает при воздействии аминокислот и хлоридов. Дикая разновидность такого рода непривлекательна: пленка грубая, выступает над поверхностью. А вот чернение серебра придает изделию редкостное изящество.
  • Золото – металл благородный и в реакции практически не вступает. Однако если сплав содержит медь или никель, могут со временем появиться светло-коричневые или оранжевые пятна. Гораздо больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на основе золотого цвета. Эффект это чисто декоративный и создается краской цвета золота, причем реализовать можно патину по металлу и по дереву – например, на древесине дуба.
  • Чаще всего в гостиной сталкиваются с медными и бронзовыми изделиями, иногда – железными, если речь идет о гостиной в стиле лофт. На меди зеленая и голубая пленка обусловлены отложением хлоридов, ацетатом меди, черная – образованием оксида или сульфита.

Красная патина также сформирована солями хлора, но, как правило, образуется искусственным путем. Коричневая патина появляется при воздействии солей аммония. Для меди практически все виды отложения являются относительно безопасными, что и превращает медные кованые изделия в превосходный декор для гостиной.

  • А вот для бронзы зеленые и голубые покрытия представляют опасность. Благородной патиной для сплава является только черная пленка. Искусственным образом они достигается за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в медных опилках.

Методы патинирования

Способов придать металлическому изделию старинный вид существует множество. Однако все они предполагают применение химически агрессивных веществ, поэтому реализуются с осторожностью.

Наиболее известным и универсальным относится патинирование при помощи серной печени. Состав изготавливают смешав 1 часть серы в виде порошка и 2 части поташа и прокалив их на огне. В результате получают серную печень – массу коричневого цвета, которую можно хранить в стеклянной банке.

  • Из вещества готовят водный раствор (концентрация зависит от цели) и обрабатывают им рельефные и выступающие детали, а также те, которые со временем должны подвергнуться наибольшему износу. Цвет можно получить от светло-золотого на бронзе до голубого и черного на меди и серебре.
  • Водный раствор 1 доли медного купороса и 1 доли хлорида цинка позволяет получить эффект состаривания красного или коричневого цвета.
  • Черная пленка образуется при воздействии сернистого аммония. Здесь, однако, есть и свои сложности: раствор имеет очень сильный запах, так что патинирование нужно проводить в вытяжном шкафу.
  • Готовая битумная патина может выручить тех, кто не хочет самостоятельно изготавливать смеси. Раствор готовят на основе органического растворителя, а после патинирования проводится масляная обработка. Цвет налета – светло-коричневый. Смесь допускается применять на золотых изделиях, если хотят придать им старинный вид.

Декоративная патина

Здесь весь процесс патинирования сводится к окрашиванию рельефных участков металлического или деревянного изделия. Используется для этого акриловая патина, растворимая в воде. Она наносится кисточкой или губкой на выступающие места и растушевывается. Преимущество ее перед акриловой краской состоит в том, что высыхает состав не столь стремительно и позволяет создать ощущение естественности.


Применяется также восковая, масляная и другие виды. Распространены они меньше, поскольку сложнее в нанесении.

Обычно перед патинированием металлические изделия окрашиваются, а не только грунтуются. И если выбрано золотое патинирование, то краска-основа предпочтительнее темная.

Деревянная мебель окрашивается, если патину хотят сделать максимально контрастной – например, при создании эффекта позолоты на дубе. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна: например, в стиле кантри с патиной, как на следующем фото.

Патина – не просто имитирующее старину покрытие на основе металла или дерева. Это красивейший декоративный прием, позволяющий подчеркнуть фактуру изделия и красоту очертаний.