Страна монахов. Необыкновенные факты об Афоне

В этой статье мы расскажем об одном из самых удивительных и красивых мест на земном шаре. Знаете ли вы, в какой стране гора Афон находится? Чем она знаменита? Кто ее населяет? На эти и многие другие вопросы мы постараемся сейчас ответить.

Расположение

А теперь посмотрим, где находится гора Афон на карте. На северном побережье Эгейского моря, в Греции, расположен полуостров необычной формы, напоминающий кисть руки с тремя пальцами. Это Халкидики. Его самый восточный «палец», который протянулся более чем на шестьдесят километров, - это Афон. С востока его омывают воды глубоководного залива Иерису. На западе несет свои темно-синие воды залив Сингитикос. На севере находится перешеек Ксеркса, а рядом - знаменитый городок Уранополис. Через него проезжают паломники, которых интересует гора Афон (Греция). Ее высота - 2033 метра.

Как добраться?

Она расположена таким образом, что добраться до нее можно только по морю, купив билет на судно, следующее в бухту Дафнии, где расположен порт. Отсюда по шоссе следует доехать до Кареи (это административный центр монашеской республики). Поскольку штормы здесь происходят довольно часто, паломники, знающие, где находится Афон (гора),чаще выбирают более короткий путь сюда - через Уранополис. А теперь перейдем к самому интересному - истории этого места.

История горы Афон

С глубокой древности полуостров Афон населяли греческие племена. Через него проходили все основные морские пути, которые соединяли Грецию с Востоком.

Сохранились документальные подтверждения существования на полуострове небольших городов (появившихся за 1000 лет до Рождества Христа). В произведениях великих историков древности (Фукидида и Геродота) упоминаются названия некоторых из них, такие как Олофиксос, Фиссос, Клеонэ, Дион, Аполлониа, Акроафос. Точное местоположение этих поселений установить пока не удалось.

Когда на Афон прибыли первые подвижники, города, прежде находившиеся в расцвете (население составляло 10 000 человек), опустели.

Афон - святая гора

C момента зарождения монашества довольно часто братья селились в горах и благодаря подвижнической деятельности называли эти места святыми. Они были в Египте, Палестине, Малой Азии, Сирии. От большинства из них остались либо несколько обителей, в которых проживает немного иноков, либо развалины строений, которые свидетельствуют о былом величии этих мест.

Монашество на Афоне

Древнее церковное предание гласит, что на Афоне христианство начала проповедовать сама Матерь Божия, которая взяла это место под свое покровительство.

Сейчас сложно сказать, когда появились первые монахи на горе Афон. Исследователи считают, что в лесах полуострова от гонений укрывались первые христиане. Варварские набеги неприятелей, постоянные гонения уничтожили практически все документы, которые могли бы пролить свет на начальный этап жизни монашеской республики. Отчасти восполняют этот вакуум многочисленные предания. Естественно, они не могут служить серьезным доказательством для ученых. Тем не менее многие исследователи считают, что первые монахи святой горы (Афон был именно таким местом) появились во времена равноапостольного Константина.

Если верить преданию, Константин Великий задумал построить новую столицу Римской империи на Афонском полуострове. Уже полным ходом шла работа по составлению градостроительных планов, когда к императору пришел Марк - епископ этой местности. Он поведал Константину, что это место избрала сама Богородица. Благочестивый император отказался от своей затеи, кроме того, он построил на Афоне три великолепных храма в честь Богородицы возле поселений, на месте которых сегодня располагаются Ватопедский и Иверский монастыри, Карея. Позднее их разрушил Юлиан Отступник.

Константин отправил жителей Афона на полуостров Пелопоннес. Существует еще одна версия о том, что переселение провел позднее император Погонат.

«Женщинам вход запрещен!»

Это главный запрет, действующий в монашеской республике с 422 года. Именно в это время дочь императора Феодосия хотела войти в но ее остановил голос, доносившийся от иконы Божией Матери. С этого момента ни одна женщина не была на горе.

В VII веке, после завоевания Палестины, Сирии и Египта арабами-мусульманами, монахам пришлось покинуть эти земли. Большинство из них перебрались на Афон. Там же нашли приют и иноки, которых преследовали императоры-иконоборцы.

С IX века это место стало одним из основных монастырских центров Востока. Монахи горы Афон принимали активное участие в работе XVII В это время афонское монашество имело уже три формы существования - скитскую, киновийную (общежительную), отшельническую.

Вначале монахи жили рядом с мирянами, но к IX веку полуостров покинули последние земледельцы и пастухи. В 883 году император Василий I издал указ, в котором утвердил полуостров местом проживания только монахов. Необходимо отметить, что Афон (святая гора) живет по правилам, которые никогда не менялись, вплоть до нашего времени.

Преподобный Афанасий

Этот человек заложил основы монашества на Афоне. Святого Афанасия отличало не только благочестие, а также многочисленные добродетели, но и выдающиеся способности организатора. Великая лавра под его руководством стала образцовым монастырем, по его подобию позднее были организованы десятки обителей.

Юноши со всех концов мира, узнавая, где находится Афон (гора), отправлялись к преподобному Афанасию, желая получить духовное наставление. Сюда добирались и простолюдины, и представители знатных фамилий. На отпевание святого Афанасия пришло 2500 афонских иноков.

Золотой век Афона

Этот период относится к XIV веку. Святая гора начала приносить духовные плоды, ее слава распространилась по христианству во всем мире.

Афон стал центром исихастского возрождения. Это течение развивалось в двух направлениях: в отшельничестве и общежительном монашестве.

В это время появляются скиты Иоанна Предтечи и святой Анны.

Святая гора в XX веке

С 1910 по 1971 год на Афоне значительно сократилось число насельников - с десяти тысяч до тысячи двухсот человек, а их возраст в среднем достигал 55 лет. Многие исследователи считали, что приближается конец Афона, выдвигались проекты превращения этого святого места в огромный туристический центр с музейным комплексом. Старцам и подвижникам не удавалось найти молодых последователей, появилась угроза прекращения тысячелетней традиции, которая передавалась из поколения в поколение. Огромные скиты и монастыри обезлюдели и начали разрушаться.

Но неожиданно даже для оптимистов случилось непредвиденное - гора Афон начала возрождаться. Сегодня число монахов превышает 1800 человек.

Жизнь монашеской республики

Вдоль полуострова, где находится Афон (гора), на утесах построены двадцать древних монастырей, которые очень напоминают средневековые замки. Каждый паломник поражается их красотой и величием. Кроме того, на территории Афона находятся двенадцать скитов, большое количество келий, хижин и калив отшельников.

Устав монашеской республики запрещает основание Ее территория поделена на области. Каждая из них относится к одному из монастырей.

Это деление определяется не только имущественными привилегиями, а и правовыми обязательствами. Каждый год представители четырех монастырей составляют закон исполнительной власти Афона. Ежегодно они избирают представителя, входящего в состав верховного органа самоуправления (Священного Кинота) монашеской республики.

На святой горе в первозданном виде сохранились уставы общежительства и отшельничества. Паломничество по скитам и монастырям способно наполнить сердце светом и радостью.

Монастыри Афона

Сегодня на этой земле действует двадцать монастырей. Хотя устав не предполагает увеличение их количества, при необходимости разрешено создавать новые скиты и кельи.

Монастыри на Афоне отличаются иерархической системой, определяющейся не размерами храма или его богатством, а степенью влиятельности и временем основания.

Монастырь Великой лавры

Это самое древнее сооружение на Афоне. Его еще называют Лаврой святого Афанасия. Основание монастыря относят к 963 году. Его организовал святой Афанасий. Ценнейшей реликвией обители является древняя рукопись, в которой указаны имена первых монахов, а также рукописное, в золотом окладе, Евангелие, личный крест святого Афанасия.

Монастырь Ватопед

Эта обитель находится у моря. Из ее сокровищ следует отметить пояс с иконами Богородицы, чудотворными среди которых являются Елеоточивая, Ктиторская, Закланная. В библиотеке монастыря хранится около двух тысяч рукописей и более 35 тысяч документов.

Монастырь Зограф

Еще один древнейший монастырь Афона. Согласно преданию, его основали три болгарских брата, выходцы из царского рода. В 1873 году во дворе монастыря был установлен памятник на том месте, где встретили мучительную смерть 26 монахов, заживо сожженные латинянами в 1276 году.

Монастырь св. Павла

Нельзя не сказать несколько слов о монастыре св. Павла, который расположен на юго-востоке Афона. После турецких репрессий в начале XIX века насельники покинули обитель и вернулись в нее благодаря помощи русских царей. Монастырь возведен в X веке. Он сильно пострадал во время пожара 1902 года.

Монастырь св. Пантелеймона

Обитель имеет еще одно название - "Руссик". Он появился на Афоне в начале XI века, когда сюда пришли первые русские монахи. В XIX веке он насчитывал более 1000 жителей. На этой территории бережно хранятся мощи св. Пантелеймона. В богатейшей библиотеке монастыря сохранились две тысячи рукописей и более 20 000 греческих, русскоязычных и славянских книг.

Все являются удивительными сокровищницами византийской иконописи. Насельники оберегают редкие фрески и настенную живопись, бесценные иконы и святые мощи. Они не только охраняют, но и приумножают духовное богатство православия.

Самыми почитаемыми на Афоне иконами с образом Богоматери являются Портаитисса (Вратарница) и Геронтисса (Старица). Им можно поклониться в монастырях Ивирон и Пантократор. Гора Афон живет словно вне времени. Она не прельщает соблазнами грешной жизни мирян.

Теперь вы знаете, где находится Афон - гора таинственная и прекрасная. Если представится такая возможность, обязательно посетите это удивительное место.

АФОН НАЗЫВАЮТ «МОНАШЕСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ». ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?

Это означает, что Афон обладает суверенитетом и независимостью. Официальное название этого места — Автономное монашеское государство. Его автономность прописана особой статьей греческой Конституции. На Святой Горе есть своя гражданская и монашеская администрации. Исполнительная власть на полуострове принадлежит Священному киноту (совет из представителей 20 монастырей) и Священной эпистасии (Надзор). Все 20 монастырей Святой Горы находятся под непосредственной юрисдикцией Константинопольского Патриарха.

А КАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО АФОН СТАЛ МОНАШЕСКИМ ГОСУДАРСТВОМ?

Афонская традиция связывает появления монастырей на полуострове с арабскими завоеваниями VII века. Тогда огромное количество монахов бежало с завоеванных арабами территорий вглубь Византийской империи. После Трулльского собора, который проходил в Константинополе с 691 по 692 год, Афон получил статус монашеского полуострова. Скитающиеся монахи устремились на Святую Гору. Сохранилось предание, по которому вскоре после Вознесения Спасителя Богородица посетила будущий святой полуостров. Ее корабль из-за морской бури причалил к афонскому берегу. После того как местные языческие племена приняли проповедь Евангелия и идолы были разрушены, Богородица воскликнула: «Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем!»


И ЧТО ЖЕ ТАКОГО ОСОБЕННОГО ИМЕННО В ЭТОМ МЕСТЕ?

Здесь все особенное. На Афоне древние монашеские традиции. За всю историю этого полуострова здесь выросло множество святых подвижников. Монахи живут по правилам Устава Святой Горы. Этот Устав был составлен всеми монастырями и утвержден Вселенским Патриархом и греческим парламентом. Кстати, Афон — это единственное место на земле, где до сих пор сохранилась традиция византийского времени: сутки начинаются с заходом солнца.

ЕСЛИ Я НЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН, МОГУ ЛИ Я ПОПАСТЬ НА АФОН?

Можете. Любой монастырь обязан принимать на ночлег и кормить всех гостей, невзирая на их религиозные убеждения. Но вот женщинам сюда вход закрыт. Этот древний запрет (по-гречески — аватон) прописан в 186-й статье Устава. За его нарушение может грозить тюрьма сроком от двух месяцев до одного года. Хотя на деле монастыри не пользуются этим правом. Было даже несколько случаев, когда монахи укрывали в монастырях беженцев, в том числе и женщин. Например, такое случилось в 1821 году после греческого восстания против турецкого владычества.

ЗНАЧИТ, АФОН — ЭТО ОЧЕНЬ ДРЕВНЕЕ МОНАШЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО. НАВЕРНОЕ, ЗДЕСЬ СЛОЖИЛИСЬ СВОИ ОСОБЕННЫЕ ТРАДИЦИИ?

Конечно. Например, на Афоне особенная традиция захоронения. Когда монах умирает, его тело закапывают в монашеской усыпальнице и три года каждый день поминают на проскомидии, а имя вносят на вечное поминовение в специальную книгу — Куварас. Три года спустя могилу почившего раскапывают. Если тело истлело, то кости и череп переносят в особое хранилище — костницу. Если же ткани сохранились, могилу снова закапывают и начинают молиться еще усерднее, пока от тела не останутся только кости. А еще Афон подарил православному миру особенную молитвенную практику — исихазм.

А ЧТО ТАКОЕ ИСИХАЗМ?

Исихазм — это используемая православными монахами практика молитвы. Само слово переводится с греческого как «спокойствие», «уединение». Суть исихазма — умная, безмолвная, неустанная молитва. При этом монах, творящий такую молитву, соблюдает определенную ритмику дыхания, особым образом концентрирует внимание на своем теле. Но исихазм не для мирян и даже не для всех монахов. Чтобы можно было начать творить такую молитву, нужна очень долгая духовная подготовка под неустанным наблюдением и руководством опытного духовника. Богословие этой аскетической практики разработал святитель Григорий Палама в XIV веке. Интересно, что исихазм сразу проник в средневековую Русь. Здесь ее знаменитыми представителями стали Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Нил Сорский.

ПОЛУЧАЕТСЯ, АФОН ГЛУБОКО ПОВЛИЯЛ НА НАШУ ИСТОРИЮ. А ЕСТЬ ЛИ НА АФОНЕ РУССКИЕ МОНАСТЫРИ?

Есть. Единственная русская обитель на полуострове — Пантелеимонов монастырь. В этом году ему исполняется 1 000 лет. Но сначала монастырь назывался по-другому — Ксилургу. Он был посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы. Особым актом от 1169 года в состав обители вошел опустевший Пантелеимонов монастырь. С тех пор русский монастырь и носит имя этого великомученика.

А СКОЛЬКО СЕЙЧАС В ЭТОМ МОНАСТЫРЕ МОНАХОВ?

Семьдесят. Но раньше было намного больше. До 1917 года был период, когда только в одной русской обители проживало около 2 000 монахов. Обитель получала большую финансовую помощь от российских консулов в Салониках и от императорской семьи. Один из самых известных святых на Горе Афон — Силуан Афонский. В 1892 году он поступил в Пантелеимонов монастырь, где с 1911 года нес послушание эконома (заведующего хозяйством). Преподобный оставил после себя записки, которые впоследствии многие монахи прозвали «Новым добротолюбием». Архимандрит Софроний (Сахаров) опубликовал эти записки в 1952 году в Париже.

АФОН. ИНФОГРАФИКА

По материалам журнала «ФОМА».

Сегодня процесс реставрации монастырей и возрождения монашеской жизни ведется здесь очень активно. Афон открыт и для паломников, год от года увеличивается их число. Трудно представить себе, что еще совсем недавно, немногим больше двух десятилетий назад, паломнику из России посетить Афон было практически невозможно.

И хотя внутренняя жизнь Святой Горы была и остается сокровенной, желание христиан хоть отчасти прикоснуться к ней является понятным и вполне оправданным, ведь монашество в своем идеале является исполнением заповедей Христовых и добрым примером для мирян.

Молитвами монахов стоит мир

Как сегодня живут и молятся русские святогорцы? На вопросы журнала «Православие и современность» отвечает насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Кирион (Ольховик), представитель монастыря в Священном Киноте, член Священной Эпистасии Афона.

Отец Кирион, когда и как Вы прибыли на Афон? Какой опыт монашества имели к тому времени (когда приняли постриг, в каком монастыре начинали свою монашескую жизнь)? Бывали ли на Афоне до того, как стать насельником монастыря святого Пантелеимона?

Наша группа из семи человек прибыла на Афон в 1987 году. Постриг и рукоположение во иеродиакона принял в Троице-Сергиевой Лавре. В то время Афон был закрыт для паломников из Советского Союза.

Как встретил Афон, каким было состояние Пантелеимонова монастыря? Бывали случаи, когда монахи, направленные на Афон, возвращались в Россию, потому что оказались не подготовленными к суровым условиям Святой Горы. Что было самым трудным?

Афон нас ожидал, хотя была очень сложная процедура оформления документов для пополнения нашей обители.

Состояние нашего монастыря, и внешнее и внутреннее, желало лучшего, но мы были молоды, и энтузиазм закрывал нам глаза на это. Потом дали знать о себе трудности и тяжелый афонский устав. Некоторые не выдержали и оставили монастырь.

Брань помыслов на Афоне очень сильна, и если не открывать их духовнику, то не устоять.

На Святой Горе живая духовная традиция передается из поколения в поколение - от старцев к их ученикам. Не нарушилась ли эта связь, преемственность в русском монастыре из-за запустения обители в ХХ веке?

В ХХ веке нашу обитель здорово потрепали разные испытания - пожары, землетрясения, наводнения, оскудение в братии, оскудение в вещественном, прерывание связи с Отечеством и многое другое. Бедствия на Родине - тоже тяжелый груз. При всем том преемственность сохранилась.

Наверное, прежде всего благодаря игумену монастыря - схиархимандриту Иеремии (Алехину). Он готовится отметить свое столетие. Пожалуйста, несколько слов о нем.

Отцу Игумену в этом году 99 лет. Прожил он трудную жизнь с юности. Если коротко - коллективизация, выселение на Север, смерть родителей, побег, немецкая оккупация… Пленение и работа в Германии, возвращение на Родину, поступление в Одесскую семинарию и монастырь, где он был под руководством у преподобного Кукши Одесского, который в свое время был насельником нашей обители. Отец Кукша и предсказал ему жительство на Афоне. После смерти старца он в одной из первых групп, как только разрешили в середине 1970‑х, приехал на Афон.

По афонской традиции старцем для братии является сам игумен обители. Для нас большое благословение Божие, что отец Игумен такое длительное время бессменно у руля. Например, в Филофее после отъезда Ефрема­старшего в Америку поменялось несколько игуменов за короткий период, и это было ощутимо для молодой братии.

Наш отец Игумен не любитель ездить по конференциям и давать интервью по разным вопросам. В свое время, когда силы позволяли, он выполнял всякую нужную работу по обители: пилил дрова, ремонтировал крыши, ездил за покупками, убирал снег, зажигал лампадки, читал и пел на клиросе. Всегда с братией и в церкви, и на трапезе в таком почтенном возрасте. Личный пример - лучше всякого богословского поучения. Конечно, Собор старцев монастыря помогает ему в управлении.

Принял отец Игумен под свое руководство обитель в трудное время, с большими проблемами во внутренней и внешней жизни (об этом подробно говорится в «Переписке с Афоном» архиепископа Василия (Кривошеина) ). И теперь - разительные перемены, которые отметил и сам Святейший Патриарх при своем последнем посещении нашего монастыря.

Насельником русского монастыря был преподобный Силуан Афонский, и говорят, что еще совсем недавно можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы. Чувствуется ли его предстательство за русский монастырь на Афоне?

Преподобный Силуан - наш покровитель, память о нем свято чтится на Афоне и во всем мире. Под влиянием книги о нем многие пришли на Афон и из русских, и греков и др. К примеру, старец Иосиф Исихаст в молодости приходил к нему для откровения.

Появились сообщения, что несколько афонских старцев, среди которых Паисий Святогорец, Ефрем Катунакский, Иосиф Исихаст, вскоре будут прославлены в лике святых. Сегодня они очень известны в России благодаря книгам. Довелось ли Вам встречаться с кем-то из них лично, какой след оставили эти встречи?

В мое время жили на Афоне старцы Порфирий, Ефрем Катунакиотис, Паисий и многие другие, мало известные или неизвестные миру, которые оставили след в моем сердце.

Из греческих старцев отец Порфирий в свое время предсказывал изменение к лучшему внутренней и внешней жизни обители и увеличение братии. Отец Паисий с симпатией относился к нашей обители, к молодому пополнению, понимая, как нелегко пустить корни в чужой стране, с другими условиями и обычаями. Старцы Исаак, сириец с Капсалы, и Дионисий, румын с Количу , отличавшиеся рассудительностью, духовно поддерживали нас, тогда молодых, и другие. Теперь они уже отошли в лучший мир.

В любом монастыре не каждый старый человек - старец. Паломников предупреждают, что и на Афоне можно встретить людей разного устроения…

Действительно, на Афоне можно встретить людей разного духовного устроения - новоначальных, достигших средней меры, стяжавших благодать. Встречаются и духовно поврежденные, как правило, живущие по своей воле, самочинно. Последние, если берутся поучать и руководить других, могут духовно повредить внимающим им.

Молитва - основное делание афонских иноков, в том числе молитва обо всем мире. Следят ли святогорцы за тем, что происходит за пределами Афона?

Молитва - главное делание. Молитвами монахов стоит мир, говорил старец Силуан. Отец Паисий разделял молитвенный труд на три части: покаянную молитву о себе, о живущих в мире сем и почивших.

На Афоне молитва совершается преимущественно ночью. Ежедневно 8–10 часов общественной молитвы плюс келейная, а под праздники, когда бдение, время молитвы увеличивается.

Достигшим духовной меры не нужен Интернет и средства печати, душа в молитве извещается о происходящем в мире.

Сегодня в миру, наверное, самый распространенный внутренний недуг христиан - расслабленность, теплохладность. Как с этим бороться, какой совет Вы могли бы дать?

Молитвенным трудом, откровением помыслов, чтением Священного Писания и святых отцов. Духовник обязательно нужен. Вредит и многозаботливость, и внимание к СМИ, особенно новоначальным в духовной жизни.

Как сегодня строятся отношения между монастырями - «субъектами» монашеской республики? Существуют ли между ними разногласия?

Священный Кинот, который состоит из представителей всех двадцати монастырей Афона, решает текущие вопросы монашеской республики. По-человечески всякое бывает, но стараемся решать в духе мира и братского согласия.

Не раз приходилось слышать от паломников с опытом, что мир достаточно агрессивным образом проникает в жизнь Святой Горы - проложены автодороги, меняется быт, становится больше не паломников, а туристов, чуждых по духу. Так ли это и что беспокоит лично Вас?

Да, не раз поднимались вопросы, что мир порой агрессивно вторгается в жизнь Святой Горы и афонцы сами используют в своих послушаниях машины, телефоны, компьютеры. К тому же увеличился приток паломников и туристов.

Это касается внешней стороны, но на внутреннюю жизнь монастырей это не влияет. Афон продолжает жить своей сокровенной жизнью, как и прежде. Конечно, для тех, кто ушел по своей воле в так называемую «шаталову пустынь» или, как говорят на Афоне, «на келлию», есть простор жить по своему разуму: завести Интернет, машину, часто общаться с миром. Но это путь скользкий.

Решена ли проблема приема новых насельников, пополнения братии Пантелеимонова монастыря? Как испытываются желающие принять монашество на Афоне?

Проходят они обычный путь - трудничества, послушничества, затем принимают постриг в иночество и монашество. Желающих поступить в братию Пантелеимонова монастыря мы с любовью примем.

* * *

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

История

Тысячелетие русского монашества на Афоне - дата достаточно условная: к 1016 году относится первое известное письменное упоминание о «монастыре русских» на Святой Горе. Однако история русского присутствия в «уделе Пресвятой Богородицы» насчитывает более тысячи лет.

По преданию, первый русский монастырь на Афоне был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского (†1015) вскоре после принятия христианства на Руси: русским монахам был предоставлен скит Богородицы Ксилургу. Двумя веками позже, в 1169 году, когда число русских иноков значительно возросло, им был передан заброшенный монастырь Фессалоникийца, посвященный святому великомученику и целителю Пантелеимону. Теперь это место известно как Старый, или Нагорный, Руссик. Здесь братство русского монастыря находилось около 700 лет. К середине XVIII века, когда монастырь испытывал значительные трудности и вновь стал греческим, было решено перенести его ближе к морю - туда, где он располагается и поныне.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XIX веке. Соборный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона был построен в 1812–1821 годах и расписан в традициях русской иконописной школы. Всего в обители 25 храмов и параклисов.

В конце XIX столетия начинается период максимального расцвета обители, который связан с деятельностью игумена монастыря - священноархимандрита Макария (Сушкина; 1820–1889; избран игуменом в 1875 г.). К началу ХХ века в Пантелеимоновом монастыре жило более тысячи монахов. В 1903 году русская братия была самой многочисленной на Афоне: из 7432 святогорских монахов (включая скиты и келлии) русских было 3496. Ежегодно Афон посещало более 30 000 паломников из России.

ХХ век

После октябрьского переворота 1917 года все контакты между Святой Горой и Советской Россией были прекращены. В этот период попечение о русских монастырях на Афоне выполняла Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ). Однако войны и военные конфликты ХХ века, неоднократная смена власти в Греции, попытки гражданских властей страны подчинить себе монашескую республику привели к тому, что приток на Афон новых монашествующих не-греков практически прекратился.

К 1959 году в Пантелеимоновом монастыре оставалось 50 человек, большинство из которых пребывали в весьма пожилом возрасте; в дальнейшем число братии уменьшалось катастрофически (в 1976 г. здесь оставалось 13 насельников). Огромный урон обители нанесли опустошительные пожары 1959 и 1968 годов: пострадала уникальная библиотека, выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, гостиницами и келлиями.

В 1972 году Святую Гору впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Это было первое посещение Афона Московским Первосвятителем. Оно положило начало долгому и непростому возрождению русского Афона.

В августе 1974 года двум кандидатам из шести предложенных Московской Патриархией было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них - нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия - был допущен на Афон. В 1976 и 1978 годах прибыли еще несколько монахов, преимущественно из Псково‑Печерского монастыря. Однако препятствия к пополнению братии монастырей Афона монахами из стран так называемого социалистического лагеря со стороны властей Греции сохранялись, что потребовало чрезвычайного собрания Кинота Святой Горы. 16 апреля 1985 года он принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон русским, болгарским и румынским монахам, благодаря чему в марте 1987 года в монастырь святого Пантелеимона прибыли семь новых насельников. В их числе были нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из России, Грузии, Белоруссии, Молдавии и с Украины.

В обители ведутся активные восстановительные работы благодаря попечительству Правительства России и созданного им Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря.

Святыни и наследие

Особо почитаемые святыни обители - главы великомученика Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского, стопа апостола Андрея Первозванного, части Древа Честного Животворящего Креста, частицы мощей святого пророка и Предтечи Господня Иоанна, апостолов и многих других святых. Почитаются как чудотворные списки с икон Божией Матери Казанской и Иерусалимской.

В богатейшей монастырской библиотеке находится 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.

Ведется научное изучение исторического и культурного наследия монастыря. Готовится издание не имеющей аналогов 25‑томной книжной серии «Русский Афон ХIХ–ХХ веков».

* * *

Преподобный Кукша (1875–1964), Одесский чудотворец. В 1896 г. поступил послушником в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. С 1913 г. - насельник Киево‑Печерской Лавры. В дальнейшем, после ареста, лагерного срока и ссылки, нес старческое служение в Почаевской Лавре, Крещатицком Иоанно­Богословском монастыре Черновицкой епархии, Свято-Успенском монастыре в Одессе, куда к нему стекались тысячи людей. В 1994 г. был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью.

*

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Родился в Тамбовской губернии в благочестивой крестьянской семье. В 1892 г. был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. В 1896 г. пострижен в мантию с именем Силуан, в 1911 г. - в схиму с оставлением прежнего имени. Прожил в обители 46 лет. В своей монашеской жизни явил образ совершенного послушания и непрестанной молитвы. Пережив явление ему Господа Иисуса Христа, преподобный особо молился о мире, не ведающем Бога.

*

Схимонах Иосиф Исихаст (Коттис; 1898–1959), один из самых выдающихся подвижников ХХ века. Пришел на Святую Гору в возрасте 23 лет. Жил со своим братством в пустыне Малого скита Святой Анны, затем, с 1953 г. до кончины, в Новом скиту монастыря Святого Павла. В своей монашеской жизни следовал древним традициям исихазма (умного делания) и крайнего аскетизма. Устав созданного им братства предписывал строгий пост, молчание, ежедневную исповедь помыслов, ночное бодрствование, непрестанную умную молитву. Будучи человеком высокой духовной жизни, старец Иосиф Исихаст имел дар учительства: без преувеличения можно сказать, что его ученики стали у истоков духовного возрождения всего святогорского монашества. На Афоне почитается как святой.

*

Иеросхимонах Ефрем Катунакский (Папаникитас; 1912–1998). 14 сентября 1933 г. был принят послушником в скит святого Ефрема в Катунаках. В 1935 г. был пострижен в великую схиму, в 1936‑м рукоположен во иерея. Исполнял послушание служащего священника в братстве старца Иосифа Исихаста и был одним из его ближайших учеников. В 1975 г. вокруг отца Ефрема стало собираться монашеское братство, которое он возглавлял до конца жизни. В 80‑е гг. старец активно поддерживал молодые братства Афона, возрождавшие общежительный устав святогорских монастырей. Получил широкую известность как подвижник и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы.

*

Схимонах Паисий Святогорец (Езнепидис; 1924–1994), широко почитаемый ныне подвижник, один из известнейших духовников Святой Горы. Родился в турецкой Каппадокии. В 1945 г., во время гражданской войны в Греции, был призван в действующую армию, где служил три с половиной года. В 1954 г. принял монашество на Афоне. С мая 1978 г. жил в келлии Панагуда монастыря Кутлумуш, куда к нему приходили тысячи людей за советом и помощью. Скончался и похоронен в Свято-Иоанно­Богословском монастыре близ Суроти. Наставления старца Паисия, записанные его духовными чадами, многократно издавались в России.

*

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (Байрактарис; 1906–1991). В 12‑летнем возрасте, прочитав житие святого Иоанна Каливита, он тайно от родителей отправился на Афон. В 1924 г. из-за тяжелой болезни, по Промыслу Божию, был вынужден оставить Святую Гору и до глубокой старости служил людям как духовник, облегчая их страдания, разрешая недоумения. С 1940 по 1973 г. был настоятелем и духовником в церкви святого Герасима при Афинской поликлинике. К нему приходило множество людей, которые оставили невероятное количество свидетельств о его прозорливости, чудесах и исцелениях по его молитвам. Отошел ко Господу в скиту Кавсокаливия на Афоне 2 декабря 1991 г. 1 декабря 2013 г. по решению Священного Синода Константинопольского Патриархата прославлен в лике святых.

Священный Кинот, или Протат, - центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) 20 монастырей Афона, избирающиеся каждый год своими монастырями. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год.

Архимандрит Ефрем (Мораитис; род. в 1928 г.). В 19-летнем возрасте прибыл на Афон, где его духовным наставником стал известнейший афонский подвижник старец Иосиф Исихаст. В 1974–1990 гг. игумен святогорской обители Филофей. В 1995 г. переселился в США и основал монастырь преподобного Антония Великого в Аризонской пустыне. В США и Канаде им был основан ряд мужских и женских обителей, число которых к концу 2000‑х гг. достигло 19.

Архиепископ Василий (Кривошеин; 1900–1985), архипастырь, богослов и патролог. Родился в Санкт-Петербурге в семье министра. В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии и в 1919 г. был эвакуирован во Францию. Осенью 1925 г. прибыл на Афон как паломник и через несколько месяцев вступил в братию Свято-Пантелеимонова монастыря. В сентябре 1947 г. по ложному обвинению был арестован греческими властями и был вынужден покинуть Святую Гору. С 1959 г. - епископ Волоколамский, второй викарий Патриаршего Экзарха в Западной Европе (Московский Патриархат); с 1960 г. - епископ (затем архиепископ) Брюссельский и Бельгийский. Всегда считал себя прежде всего афонским монахом, стремился привлечь внимание к трудному положению афонского монашества, организовать помощь монастырям. Его «Переписка с Афоном» публиковалась неоднократно, в частности: Василий (Кривошеин), архиеп. Письма о горнем и дольнем: Богословские труды, проповеди, воспоминания, письма. СПб., 2010.

Капсала, Количу - местности на Афоне.

Фото из личного архива Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина,
Романа Солодко, Сергея Власова

Экология познания. Планета: Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы

Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту - это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон - земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте - Великая Лавра, на двадцатом - монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») - название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон - земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известны х чудотворных икон .

18. В 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона - пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон - святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ - диамантерион - бумага с афонской печатью - двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась... сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос - то же, что и «Афон».
В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове. опубликовано

Сутки на Святой Горе определяются по византийским часам, которые меняются в зависимости от времени года, так что ноль часов приходится на закат солнца. Только Иверский монастырь придерживается несколько отличной системы, отсчитывая часы от восхода солнца (халдейская система).

Полные сутки разделяются в монастырях на три восьмичасья, каждое из которых отводится молитве, работе и отдыху.

Молитва

«…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Монашеская молитва бывает общей и личной. Общую молитву монахи возносят все вместе во время различных служб в главном храме и часовнях. Наиболее известными общими молитвами являются вечерня, повечерие, полунощная, заутреня и божественная литургия, продолжительность которых увеличивается во время разных праздников и особенно всенощных. Почти все службы происходят ночью, когда миряне отдыхают или развлекаются.

Афонские монахи особо почитают Богородицу, которая, как было сказано выше, считается единственной владычицей Святой Горы. Основу личной молитвы составляет краткая (монологическая) мольба: «Господи Иисусе Христе. помилуй меня» . Неоднократно используются при этом и четки.

Работа

В монастырях монахи, число которых в настоящее время достигает около 1700, занимаются разного рода работами, которые возлагают на них проистамены. Таковыми являются забота об отправлении культа и сохранности регалий, обслуживание братьев и паломников и т.п. Следует отметить, что довольно ограниченное число монахов в большинстве святогорских монастырей непропорционально значительному числу работ, и зачастую один монах вынужден выполнять две, а то и более таковых. Поэтому многие монастыри вынуждены принимать на работу, главным образом за пределами монастыря, мирян.

Укажем некоторые из монашеских служб:

Привратник проживает в специальной комнате внутри больших монастырских ворот. Он тщательно проверяет разрешение на пребывание в монастыре различных посетителей и отводит их в архонтарик (гостевые покои).

Архонтарь предоставляет паломникам еду и заботится об их ночлеге. Иногда ему помогает еще один монах – параархонтарь .

Звонарь ударяет в било или звонит в колокол, оповещая о церковных службах и праздниках.

Церковник (причетник) ответствен за подготовку храма к службе.

Трапезная

Виматарь хранит святые мощи в Святом Алтаре и извлекает их для паломников, желающих поклониться им.

Типикарь прислуживает при обрядах в храме и указывает певчим тропари и отрывки из Святого Писания.

Чтец читает отрывки из Святого Писания в храме и за общей трапезой.

Трапезник несет ответственность за трапезу и подготовку к ней.

Повар готовит еду на монастырской кухне. Пекарь печет хлеб в печи.

Дохиар заведует закромами.

Брат милосердия ухаживает в больнице за больными монахами.

Ловля рыбы

Гироком ухаживает за стариками, которые больше не могут работать и передвигаться без посторонней помощи. Больница и приют для престарелых находятся в одном здании.

Библиотекарь хранит ключи от библиотеки, за которую несет ответственность.

Ризничий избирается для ризницы, в которой в основном и хранятся

монастырские сокровища. Обычно в монастырях есть по нескольку ризничих, каждый из которых имеет свой особый ключ.

Синодикарь несет ответственность за синодикон, в котором собираются на заседания проистамены монастырей.

Просмонарь заботится о чудотворной иконе Богородицы и ее часовне, поет молитвы и принимает подношения от паломников.

Ворданарь заботится о конюшне и скотном дворе.

Арсанарь постоянно проживает на пристани (арсане) или приходит туда в случае той или иной надобности и получения заказов для монастыря.

Питание

Монастырская трапеза

Питание афонских монахов в целом очень скромное и ограничено в основном хлебом, растительным маслом, вином, маслинами, бобовыми и овощами. Отшельникам, обитающим в Пустыне, приносят или оставляют еду прохожие обычно сухой хлеб и маслины.

В афонских монастырях сохранился старинный обычай оказывать всем приходящим сюда гостеприимство. Многие паломники и рабочие, особенно в летние месяцы, получают на Афоне кров и еду бесплатно.