Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия? Аудиал, визуал, кинестетик, дигитал: как использовать тип восприятия в продажах.

Типы людей: визуалы, аудиалы, кинестетики - кто это? Скорее всего, каждый из нас не раз замечал, что двое, трое человек воспринимают одну и ту же ситуацию абсолютно по-разному. Даже если попросить визуализировать, например, море, то один опишет голубую необъятную гладь, второй - шум волн, а третий - солнечные лучи и горячий песок. Это касается не только представления той или иной картины, но и других ситуаций, связанные с манерой поведения или восприятием мира в целом.

К этому относятся обстоятельства, в которых находился каждый из нас: вы пытаетесь объяснить что-то окружающим, но они словно не слышат вас. Теперь понятно, что в ситуации, когда близкие не чувствовали и не понимали вас, играет большую роль тип восприятия. Даже у близких родственников способы созерцания могут кардинально разниться. Конечно, это иногда расстраивает, но с природой не поспоришь.

Это явление абсолютно нормальное для людей, так как для одного мир - картинка, для второго - звуки, а третий воспринимает окружение с помощью осязания. Всех людей делят на три типа по восприятию окружающего мира: визуалы, кинестетики и аудиалы. Как понять, к какому типу относится человек, и как его охарактеризовать?

Безусловно, каждый человек обладает пятью органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом. Но при этом не каждый воспринимает одну ситуацию одинаково, так как у всех есть один доминирующий орган чувств, и именно он делит людей на три вышеуказанных типа и дает характеристику визуалу, аудиалу и кинестетику.

Визуалы

Типы восприятия людьми окружающего мира были предполагают психологические исследования, на основании которых и определена характеристика визуалов, аудиалов и кинестетиков. Наблюдения показывают, что около 45 % населения относятся к первому типажу. Именно этот процент людей все происходящее вокруг них расценивают визуально, то есть воспринимают на глаз. Они обычно держат спину ровно, глаза смотрят немного вверх. Зачастую они имеют привычку громко и быстро говорить. Если человек находится слишком близко, это вызывает дискомфорт у визуала, так как ему требуется больше обзора.

Визуалы - очень хорошие рассказчики. Они в точности расскажут вам о прогулке в парке, о листве и пейзажах. Но они ничего не расскажут о пении птиц или мелодии уличных музыкантов.

Диагностика визуалов, аудиалов и кинестетиков в работе показала, что первые являются мечтателями. Но это им не мешает все четко планировать. К распределению трудовых задач всегда относятся талантливо, поэтому их дела и дела сотрудников (если таковые имеются) всегда вовремя выполнены. Перед началом какой-либо трудовой деятельности они должны владеть четкой стратегией и планом действий на все случаи жизни. В работе они любят пользоваться наглядностью: пособиями, таблицами, а также правильно оформленной отчетностью. Подопечным визуала следует знать: для того, чтобы быстрее найти общий язык в работе, в деловом разговоре следует использовать графики, таблицы, фотографии и прочий наглядный материал. Шум практически не мешает им работать.

Люди визуалы, аудиалы и кинестетики очень разные. Для первых главное, чтобы все было красиво. Это касается и одежды. Скорее всего, визуал наденет что-то яркое, пусть даже и неудобное. Внешний вид для них - главное. Соответственно, увидеть их в испачканной или мятой одежде практически невозможно.

В разговоре визуалы обычно резки и порывисты. В общении для них важно внимательно смотреть в глаза и того же они требуют от собеседника. Если в диалоге они видят, что визуальный контакт отсутствует, то расценивают это как то, что оппонент их не слушает.

Они очень ценят личное пространство. Малейшее вмешательство на их территорию понесет за собой скрещивание рук и ног, показывая тем самым, что они "закрываются" от окружающего мира.

Этот тип людей любят глазами, поэтому лучшим подарком будут украшения и предметы декора.

При диагностике кинестетиков, аудиалов и визуалов выявлено, что последние часто используют в своей речи словосочетания: "Я вижу, что...", "После видно будет", "Посмотрите..." и прочие, связанные с визуальным восприятием окружающего мира.

Аудиалы

При определении визуалов, аудиалов и кинестетиков было выявлено, что аудиалы - люди, которые воспринимают окружающим мир с помощью слуховых каналов. Это очень редкий тип людей, которые обладают удивительным острым слухом и безупречной памятью. 30 % всего населения относятся именно к этому типу восприятия мира.

В общении им не обязательно чувствовать собеседника или иметь с ним визуальный контакт. Для них главное - просто слышать. Благодаря своей памяти аудиалы с легкостью могут воспроизвести разговор с точностью до мельчайших подробностей. Их ни в коем случае нельзя перебивать, иначе они могут закрыться и прекратить беседу. Когда аудиалы говорят, они расцветают.

На первый взгляд аудиалы кажутся упрямыми и надменными. Но это совсем не так: этот тип людей отличаются своей внимательностью и душевность. А также умеют слышать и слушать собеседника и дать дельный совет, если потребуется.

Характеристика и диагностика визуалов, аудиалов и кинестетиков показала, что для вторых нет тем или вопросов, которые бы они не смогли обсудить. Зачастую свою беседу они поддерживают активной жестикуляцией, бывают чересчур многословны. Во время беседы аудиалы не любят зрительного контакта, поэтому их глаза всегда "бегают". Стереотип гласит о том, что если человек не смотрит собеседнику в глаза, то он врет, в случае этого типажа - полное заблуждение. Постоянная визуальная связь причиняет дискомфорт аудиалу, не более того. Просто они очень чувствительны ко всем окружающим звукам и они склонны реагировать даже на то, чего собеседник может даже не услышать: лай собаки, проезжающая машина и прочие.

Мир аудиала состоит из звуков, мелодий и ритмов. Они только и ищут повод поговорить. На вопрос "Как жизнь?" они с удовольствием расскажут во всех допустимых подробностях. Этот типаж людей частенько могут говорить с собой, когда никого нет рядом.

Этот психотип находит себя в профессии музыкантов, а также становятся прекрасными психологами, учителями и ораторами.

При характеристике и диагностике визуалов, кинестетиков и аудиалов выявлено, что последние любят использовать определенные слова в своей речи: "Послушайте", "Меня раздражает...", "Интересно", "Звучит заманчиво" и другие словосочетания, связанные со слуховым восприятием мира.

Лучшим подарком для аудиала станет то, что он сможет с удовольствием послушать, исходя из индивидуальных предпочтений.

Кинестетики

Этот психотип является самым материальным познанием окружающего мира. При определении визуалов, аудиалов и кинестетиков выявлено, что последние чувствуют все происходящее с помощью осязания, обоняния, прикосновений и движений. 20 % людей являются кинестетиками.

Этот тип людей не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза. В принятии решений они также опираются на собственные чувства и интуицию. Разговор у них медленный, размеренный.

Кинестетики просто обожают прикосновения. Зачастую люди негативно относятся к тому, что кто-то чрезмерно вторгается в их личное пространство. Но это абсолютно не о кинестетиках! Если вам встретился человек, который горячо целует и обнимает вас при встрече или с жаром пожимает руку - не стоит его опасаться. Это типичное поведение для этого психотипа людей. Они не поймут и не узнают человека, пока не потрогают его.

При определении трех психологических типов: визуала, аудиала и кинестетика было выявлено, что только последние способны испытывать самые сильные чувства. Их привязанности всегда долгие, сильные. В случае неудачи на "любовном фронте" или в другой сфере, они сильно переживают и нервничают.

Несмотря на то, что кинестетики открыты для прикосновений, в их внутренний мир попасть может далеко не каждый. Но те, кто находится в списке "избранных", получают стопроцентную отдачу любви и тепла.

Этот психотип людей познает окружающий мир также через движения. Но это не означает, что все кинестетики - подвижные и энергичные люди. Просто главный инструмент познания для них - тело, а способ, с помощью которого они знакомятся с окружением, - действие и движение. Им очень тяжело понять, как сделать что-либо до тех пор, пока сами не произведут это действие. При психологическом изучении визуалов, аудиалов и кинестетиков на стрессоустойчивость было выявлено, что последние крайне тяжело переносят те или иные переживания. Это связано с тем, что кинестетики, в прямом смысле, пропускают все через себя или, как говорят, принимают близко к сердцу. Поэтому в неприятных ситуациях, на которые не обратит внимания визуал и аудиал, кинестетик будет сильно переживать, долго мучить себя мыслями: "А вот если бы я сказал так..." или "Все могло быть по-другому, если бы...".

Также немаловажный факт: кинестетику сложно отказывать другим людям. Они руководствуются тем, что их отказ причинит боль собеседнику. Это, конечно, может быть далеко не так. В связи с этим многие часто пользуются этой особенностью в своих целях. Проанализировав все факты, можно сказать, что этот психологический типаж людей является самым ранимым и чувствительным среди всех.

В плане выбора одежды они руководствуются только удобством, красота для них находится на втором месте. Это же касается и выбора интерьера в квартире или доме. Планирование чего-либо - это не для них. В этом деле нельзя придумывать, а только следовать четкой схеме. Для кинестетика это очень сложно. Также им тяжело концентрироваться на чем-то одном, их внимание легко отвлечь.

Жанр литературы и фильма выбирают по сюжету, а красивые описания и диалоги их не интересуют.

Взаимоотношения с другими людьми - это, в первую очередь, действия, а потом уж общение. При изучении визуалов, аудиалов и кинестетиков удалось узнать, что последние являются самыми вспыльчивыми. Они предпочитают разобраться с обидчиком в кулачном бою, а только после выяснить, что и зачем было сказано.

Кинестетики в своей речи любят использовать выражения: "Выскочило из головы", "Я чувствую", "Управлять собой и сохранять спокойствие", "Шиворот-навыворот" и прочие.

Лучшим подарком для них станет то, что они смогут потрогать.

Дигиталы

С недавних пор психологи начали добавлять еще один психологический типаж - дигиталы. Характеристика аудиалов, визуалов и кинестетиков встречается более часто, все же этот типаж нельзя обходить стороной.

Дигиталы воспринимают окружающий мир с помощью логического мышления, цифр и знаков. Всего лишь 5 % населения относятся к этому типажу. Это очень своеобразные люди, которым важен смысл, функциональность и значимость всей информации.

Дигитальный канал контролирует речь. Своим восприятием они не похожи ни на один из вышеуказанных психотипов. Сравнительная характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов выявляет, как по-разному они относятся к речи. Для первых трех доступ к опыту открывается через слова, а для последних опыт - это и есть слова.

Основной проблемой дигитальной системы является то, что она не может менять информацию без обращения к другим системам, и все происходящее возвращается к исходной точке. В разговоре они практически не жестикулируют, так как не видят в этом смысла.

Есть суждение, что дигиталы получаются из кинестетиков. Если человеку тяжело переносить все навалившиеся переживания, он подается в рассуждения. И они уже не чувствуют, а просто знают.

Особым талантом дигиталов является написание деловых писем и прочих документов. Они составляют их так, чтобы не было лишней "воды", все четко, слова стоят на своих местах. За формулирование предложений и фраз как раз отвечает дигитальный канал.

Лучшим подарком для этого психологического типажа является что-то, что он сможет функционально использовать.

Визуал, кинестетик, аудиал. Кто вы?

Наверное, вам интересно, к какому психотипу относитесь вы или ваш близкий человек. Определение типа восприятия (визуал, аудиал, кинестетик) весьма просты.

Вы - визуал, если:

  • По внешнему виду можно понять о происходящем в вашей жизни.
  • Окружающих людей часто судите по внешности и одежде.
  • При принятии решений вы выберете то, что лучше выглядит.
  • В обсуждении чего-либо вы комфортно себя чувствуете с наличием определенной наглядности.
  • Вы без труда запоминаете написанное после первого прочтения.

Вы - аудиал, если:

  • При общении с людьми для вас важен тон разговора собеседника.
  • Вы любите говорить, даже если эту историю во всех подробностях вы рассказывали не один раз.
  • Любимое занятие - слушать музыку.
  • Вы лучше узнаете людей по голосу, нежели по внешности.
  • Ваше настроение можно понять по интонации.

Вы - кинестетик, если:

  • При принятии решений вы опираетесь на собственные чувства.
  • При выборе мебели вы с легкостью можете выбрать самый удобный диван или кресло, присев в него лишь однажды.
  • Ваш гардероб состоит, в основном, из натуральных тканей и материалов. Они приятные на ощупь. При покупке новой вещи вы не купите самое модное платье, если оно не доставляет удовольствие от прикосновения.
  • Вы что-то не записали - вы это не запомните.
  • При общении вы с легкостью можете понять настроение и состояние собеседника.

Вы - дигитал, если:

  • Вы серьезны и собраны.
  • Вы дружите с математикой, числами и прочими цифровыми обозначениями.
  • Вы любитель порассуждать о делах "насущных". От переживания собственных проблем стараетесь отстраниться, вам достаточно понять, почему так произошло.
  • Вам легко дается составление деловых бумаг и документов.

Подробное описание психотипов поможет вам лучше узнать себя, а также скорее найти подход к своему собеседнику. Стоит отметить то, что дети аудиалы, визуалы, кинестетики имеют такие же характеристики, как и взрослые.

Хотите лучше понимать себя и окружающих? Упростить свою жизнь и быстро находить общий язык с другими людьми? Все это возможно и делается довольно легко, для этого нужно просто выяснить свой психотип или психотип собеседника, тогда дальнейшее общение станет намного проще. О том, какие качества характеры для конкретного типа - расскажем в этой статье.

Кто такой аудиал

Это люди, которые гораздо лучше понимают и усваивают мир путем слуха. Встречаются такие личности довольно редко, а их общая численность на земле не превышает и 7%. В общении они стараются внимательно слушать своего собеседника. Иногда может казаться, что аудиал потерял цепочку мысли, либо вообще перестал слушать, закрыв глаза, но на самом деле с закрытыми глазами они еще лучше усваивают информацию.

Аудиалы часто сталкиваются с проблемой в запоминании маршрутов, лиц людей, зато всегда на удивление четко запоминают на слух номера телефонов, лекции, фразы, голоса и т.п. По причине такой своей особенности они не могут работать и сосредотачиваться и работать в помещении где играет музыка или работает телевизор. В общении с ними на них нельзя повышать голос, их нельзя обзывать или ругать, таким образом наладить с ними общий язык не получится.

Чтобы хорошо запомнить что-то им просто необходимо обсудить это вслух. Картинки, схемы - с ними это не сработает. Есть несколько критериев, по которым можно выявить аудиала:

  • Легко вычислить аудиала можно, если попросить его что-то рассказать. Кроме того, как будет говорить человек, важно слушать слова, которые он чаще произносит. Для аудиалов свойственные такие слова, как: тихо, громко, слышно и все другое, что напрямую связано со слухом.
  • Аудиалы часто разговаривают спокойно, медленно и тихо.
  • Для них свойственно избегать конфликтов и ссор, они практически никогда не повышают голос и не кричат.

Чтобы найти подход к аудиалу, во время разговора старайтесь упоминать близкие ему слова: «Слышишь?», «Говори», «Задавай вопросы», «Скажи мне» и т.п. В общении с таким человеком старайтесь и сами обращать внимание на звуки вокруг вас. Искренне заметьте вслух прекрасное пение птиц или журчание воды. Разговаривая с аудиалом не повышайте голос, старайтесь говорить мягко и спокойно, а если у вас красивый голос, то сблизиться с аудиалом станет еще проще.

Кто такой визуал

Визуалы - самые распространенные из всех психотипов, что совсем неудивительно, ведь около 88% всей поступающей информации приходит к нам через зрительный анализ. Если вы любите посмотреть на что-то красивое, вам важно выглядеть идеально, перед выходим вы по сто раз смотритесь в зеркало, а вида беспорядка вас начинает нервно потряхивать - скорее всего, вы визуал.

Особенно часто среди визуалов обнаруживаются женщины. Это как раз та категория дам, которые готовы терпеть неудобные туфли и носить неудобную одежду только чтобы выглядеть красиво, наносить макияж даже для выхода в ближайший магазин. Визуалы характеризуются следующими качествами:

  • Визуалы очень общительные, они легко вливаются в диалоги, поддерживают разговоры, но как только беседа прекращается они могут тут же все забыть все самое важное. А чтобы они усвоили информацию, нужно дать им записать услышанное. Если данные не будут зафиксированы на бумаге, в их голове ничего не останется.
  • У них врожденная любовь к чистоте и порядку: книги на полке стоят по высоте, носки в шкафу выглажены и сложены, ни одно пылинки не витает в воздухе.
  • Визуала из толпы выделяет одежда. Она всегда чистая, опрятная, выглаженная и красивая. Он придает большое значение даже мелочам, хотя мелочей в этом деле для него не существует. В образе все четко - цвета и аксессуары сочетаются, прическа идеальная, как и макияж. Тесное платье из синтетики в котором не дышит тело? Не беда, зато оно идеально подчеркивает фигуру, а его цвет гармонирует с цветом глаз владельца! Ходить в тесных туфлях на высоченном каблуке целый день? Для визуала это не проблема, зато красиво и ноги стройнит.

О чем бы не шла речь, главное для визуала - это красота. Для них даже не столь важно что именно будет им подарено, главное, чтобы все это было красивое и упаковано надлежащим образом. Визуалов сложно не заметить, они бросаются в глаза. А чтобы найти с ними общий язык, нужно по достоинству оценить их утонченный вкус и потрясающий стиль.

Кто такой кинестетик

В отличии от двух предыдущих типов, кинестетики воспринимают мир через ощущения. Интересно, но можно сказать, что каждый человек от природы появляется на свет кинестетиком. Чтобы понять это, нужно просто вспомнить малышей, которые всегда так и норовят все потрогать, пощупать и попробовать на вкус. С возрастом это проходит, но, как понятно, не у всех. Даже за взрослыми людьми можно заметить такие особенности, как все вокруг трогать и щупать.

Для кинестетика характерно:

  • Во время беседы они могут не смотреть другому человеку в глаза, но при этом на подсознательном уровне они стремятся максимально сблизиться с человеком и прикоснуться к нему. Это вовсе не проявление симпатии и уж тем более не домогательство, просто именно через такой контакт они могут лучше понять и услышать.
  • Им свойственно быть отвлеченными на свои внутренние переживания и ощущения, отчего они часто выглядят «ушедшими в себя», а вид, словно он о чем-то скует.
  • Кинестетики - это люди действия. Они не понимают, зачем над чем-то люди так долго размышляют, нужно брать и делать. Ну и что, что действие будет неправильным и потом придется все переделывать, главное просто делать.
  • Они очень ценят комфорт, который может никак не стыковаться с порядком. В их доме может быть полный беспорядок, но если они знают, что все необходимое у них под рукой, они чувствуют себя в своей тарелке.
  • Красивой и модной вещи они предпочтут старый и затертый свитер, который так приятно лежит к телу. Как уже было сказано, для удобство для них превыше красоты.

Подводя итоги приведем небольшой пример того, как воспринимают определенную ситуацию каждый из представителей психотипа. Допустим, на столе стоит блюдо:

  • Визуал обязательно обратит внимание на то, как оно сервировано, как выглядит. Как бы ни рассказывали о его вкусе, как бы оно прекрасно не пахло, если вид у него оставляет желать лучшего, человек такого психотипа не притронется к еде.
  • Кинестетик же первое что сделает - это понюхает и обязательно попробует. Он не придаст значения качеству сервировки и виду блюда.
  • Аудиал захочет услышать как и из чего блюдо было приготовлено и только после этого примет решение попробовать его или нет.

А как бы вы поступили в такой ситуации? Ответ покажет вам, какой психотип в вас преобладает. Помните, чистых визуалов, аудиалов и кинестетиков не существует, в каждом живет немного от каждого психотипа, просто что-то развито более активно.


Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

  • На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
  • От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
  • Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
  • Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

На что обязательно обращают внимание?

Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.

Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи . Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание . Допустим, оно написано на классной доске.

  1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
  2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
  3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
  1. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
  3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке" :
  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект , если будет сделано "на его языке":
  • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
  • кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать "ненужных" людей, и заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает "Известия", кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее.

Каналы восприятия

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства . И можно говорить, что существуют три канала восприятия:

Визуалы

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения .
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы) .
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее . И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: "Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!"
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики . Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они относительно медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати): "И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед..."
У Кинестетиков часто бывают трудности с планированием – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают "сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже". Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что "разговоров много, а дела мало ”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны ) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них "просто рассказ" как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе "все эти красочные прелюдии и разговоры" Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются . Именно поэтому им тяжело сказать "нет ”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя "нет ” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух ?"
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
- Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
- Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
- Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
- Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: "Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный."
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: "Я понимаю, что вы чувствуете," – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в "Дикой Орхидее" Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое: "Дистанция, полный контроль, ничего лишнего..."
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и... съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Вы знаете, что за счет понимания своего типа восприятия (кто Вы: визуал, аудиал, кинестет, дигитал) можно увеличить качество и скорость вашего обучения и уметь доносить человеку свои мысли с высокой точностью? Как определить типы восприятия информации и как эти знания использовать в общении и обучении, разберем подробно в этой статье.

К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.

Почему это стало возможным? Учитель был мудрым. Он понимал, что этому мальчику нужно преподать урок так, что бы он сумел воспринять . Не просто услышал, а воспринял наиболее понятным ему способом.

Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в отношениях и обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.

В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы .

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

Как определить типы восприятия информации? Тест на определение типа восприятия

Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто Вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Остановимся на нескольких.

1. Наблюдение за собой. Посмотрите, что в ходе мыслительной деятельности Вы используете чаще всего? Как организованы Ваши мысли? Яркими картинками и образами (визуал), ощущениями (кинестет), звуками и интонациями (аудиал), внутренней речью, логическими связями, смыслами (дигитал).

2. Ниже приведен небольшой список слов . После прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого элемента началось представления? А что возникло позже?

  • Мягкий на ощупь бархат
  • Музыкант играющий на скрипке
  • Лекарство
  • Взлетающий самолет

Если первое, с чего началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а только потом представились картинки, то Вы аудиал. Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас быстро пошли телесные ощущения — кинестет, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно представилось — дигитал.

3. Пройти небольшой психологический тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева »

Можете его скачать напрямую и, ответив на вопросы, определить свой тип восприятия. Тест на проверку: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

4. Понаблюдайте за собой и отметьте, какой тип кратковременной памяти у Вас развит больше всего? Что Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что Вам легче запомнить?

5. Люди каждого типа восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей системы. Однако я не рекомендую упираться именно на этот тест для определения, каким типом вы являетесь. Он может дать ошибку в ряде случаев, когда человек приучил себя общаться определенным образом,используйте этот метод только как дополнительный к вышеуказанным методам.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями : я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями : не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

  • интеллект-карты
  • схемы
  • графики
  • иллюстрации
  • фотографии
  • демонстрационные модели
  • опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Кинестет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:


Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Читайте подробнее о том,