Проектный метод в работе с детьми. Проектные методы обучения

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Кильпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. .

Основные требования к использованию метода проектов:

  • - наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • - практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • - самостоятельная деятельность учащихся.
  • - структурирование содержательной части проекта;

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • - выдвижение гипотез их решения;
  • - обсуждение методов исследования;
  • - обсуждение способов оформление конечных результатов;
  • - сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • - подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • - выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для определения типа проекта используются следующие признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;

Предметно - содержательная область: моно проект; меж предметный проект;

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Характерконтактов(среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  • - Количествоучастниковпроекта.
  • - Продолжительностьпроекта.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. .

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Проектный метод в преподавании

Главная педагогическая цель любого проекта- формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Внешние (видимые) компетентности проявляются, как правило, в форме умений и способов деятельности. Поэтому один из понятных и вполне грамотных путей формулировки целей проекта- выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков. Ниже предложен список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен.

Характеристики успешных проектов:

Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.

Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта. .

Работанадпроектомсоответствуетобразовательнымстандартамипрограммеобучения.

При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

Проекты управляются основополагающими вопросами.

Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.

Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.

Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко

сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

Проекты имеют связь с реальным миром.

Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.

Учащиесяпредставляютсвоидостижениячерезконечныйпродуктисследования.

Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности.

Информационныетехнологииобеспечиваютиповышаютэффективностьобучения.

Информационные технологии используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе. Они взаимодействуют с удаленными классами, делятся информацией на web - сайтах или проводят презентации за пределами класса, решая реальные проблемы.

Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.

Работа над проектом способствует развитию мета познавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.

Образовательныестратегииразнообразныиобеспечиваютмногообразныестилиучения.

Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками, и т.д. .

Наосновеанализаопытапроведенияпроектовможнопостроитьихтипологию:

Подоминирующейвпроектедеятельности:

  • - исследовательские;
  • - информационные;
  • - творческие;
  • - игровые;
  • - практические;
  • - ознакомительно-ориентировочные.

По предметно-содержательнымобластям:

  • - моно проекты (в рамках одной предметной области);
  • - меж предметные.

Похарактерукоординации:

  • - с открытой, явной координацией;
  • - со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).

Похарактеруконтактов:

внутренние или региональные (в пределах одной страны);

международные (участники являются представителями разных стран).

Поколичествуучастников:

  • - личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • - парные (между парами участников);
  • - групповые (между группами участников);
  • - школьные (внутри одной школы);
  • - региональные;
  • - российские;
  • - международные.

Попродолжительностивыполненияпроекта:

  • - краткосрочные (несколько уроков);
  • - средней продолжительности (от недели до месяца);
  • - долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
  • - Исследовательскиепроекты.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. .

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр. .

Ролевые,игровыепроекты.Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-такиявляется ролево-игровая, приключенческая.

Ознакомительно-ориентировочные(информационныепроекты).Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализиобобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проектыистановятсяихорганической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта ->предмет информационного поиска -> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов -> аналитическая работа над собранными фактами - > выводы ->

Практико-ориентировочные(прикладныепроекты).Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.). .

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).

При этом изменяется роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача - научить детей учиться самостоятельно.

Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

Преимущества проектного метода в обучении

Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни.

И конечно, они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода. .

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей. Рассмотрим этот метод на примере предметной области информатики, хотя он способен аккумулировать в себе различные дисциплины. .

Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует:

формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой:

  • - развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  • - поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • - развитию эстетического восприятия любых объектов;
  • - формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
  • - развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
  • - развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся. .

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на различных носителях. Это могут быть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернета). Проекты могут быть меж предметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.

На основе анализа опыта проведения проектов и можно построить их типологию.

Преимуществапроектногометодаобучения:

  • - навыки работы в команде;
  • - навыки общения;
  • - междисциплинарные навыки;
  • - развитие индивидуальных навыков участников проекта;
  • - работа с личным сознанием.

Ценность проектного движения в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с педагогами-наставниками. .

Проектная деятельность в какой - либо отдельно взятой школе (гимназии, лицее, училище, колледже) может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • - общие проекты (олимпиады, конкурсы);
  • - проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);
  • - проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);
  • - международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).

Основнойцельюпроектаявляетсяформированиетворческогомышленияучащихся.

Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой из них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В российском образовании наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или "знанием". От учащегося требуется, в первую очередь, тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете), вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Источником «знаний» для учащихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Как источник информации может использоваться и учебник, однако в некоторых случаях даже в учебнике необходимость отпадает - если он по каким-либо причинам "не устраивает" преподавателя и тот берет изложение всего материала на себя. Целью обучения в этом случае является усвоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков (как говорят, «ЗУН»). Естественно, что обучение приобретает теоретический характер.

Во многих странах мира такой подход давно признан устаревшим. В США и Великобритании он получил название "Teachercenterededucation" - "обучение, в центре которого находится учитель". Этот метод считается прямой причиной снижения интереса школьников и студентов к обучению, результативности и эффективности обучения в целом.

Немаловажным является и гот факт, что неизбежная ориентация на теоретические знания (а именно, на то, что преподавателю легче всего объяснять) уводит образовательный процесс в сторону от требований реальности, от подготовки к жизни в условиях реального общества, дальнейшей работы по профессии. Противоположным описанному является подход, в котором акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность учащихся, а преподаватель осуществляет лишь "поддержку" этой деятельности, т.е. обеспечивает ее материалами и исподволь управляет ею, ставит перед учащимися значимые проблемы. В США и Великобритании эта образовательная модель носит название Studentcenterededucation - "обучение, в центре которого находится учащийся.

Педагог не является при таком подходе центром обучения, источником знаний и информации. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности. .

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект - замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

Выполнение разнообразных проектов способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умению самостоятельно искать информацию, развитию критического мышления; а также самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение самостоятельно конструировать свои знания помогает ориентировать в информационном пространстве, способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира.

Метод проектов

Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы , лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике : он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году . Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской . В г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными . В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

Литература

  • Кильпатрик В. Основы метода . М.-Л., 1928.
  • Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов . М., 1926.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . - М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
  • Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе . 1929.
  • Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.

Ссылки

  • Е. С. Полат. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования
  • Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  • Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика - статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
  • Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков - статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
  • Горлицкая С. И. История метода проектов.
  • Полат Е. С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод проектов" в других словарях:

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - МЕТОД ПРОЕКТОВ. То же, что проектная методика … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Метод проектов - см. Активные методы обучения … Российская энциклопедия по охране труда

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при к рой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практич. заданий проектов. М. п. возник во 2 й пол. 19 в. в с. х. школах США и был затем перенесён в общеобразоват.… … Российская педагогическая энциклопедия

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект упражнение (У.Х. Килпатрик) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов. М.п. возник во 2 й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в… … Педагогический терминологический словарь

    Организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий проектов. М. п. возник во 2 й половине 19 в. в школах США. Основывается на теоретических концепциях прагматической… … Большая советская энциклопедия

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, в к рой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20 х годах получил распространение в советской… … Педагогический словарь

    Метод оценки инвестиционных проектов, согласно которому предпочтение должно отдаваться проектам с наименьшим сроком окупаемости. По английски: Recoupment method Синонимы: Метод учета срока окупаемости См. также: Методы оценки инвестиционных… … Финансовый словарь

    Правило отбора наиболее перспективного инвестиционного проекта из числа рассматриваемых проектов. Синонимы: Принцип оценки инвестиционного проекта См. также: Методы оценки инвестиционных проектов Инвестиционные решения Инвестиционные проекты… … Финансовый словарь

    Метод реальных опционов - метод оценки инновационных проектов, характеризующихся высокой неопределенностью ожидаемых результатов. Предполагает перенос из финансового в реальный сектор экономики концепции опционов и их применение для оценки инновационных проектов.… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Книги

  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС , Михайлова-Свирская Лидия Васильевна. В книге рассматривается такой современный подход к образовательной деятельности детей, как метод проектов. Автор показывает существенные отличия общепринятого тематического подхода от метода…

Проект - это специально организованный воспитателем и

самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,

направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психо-физиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в

работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания

и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Рассмотрим основные понятия, требования и принципы реализации проекта.

Проект-это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Проект-это обучение через деятельность. Деятельность является поисково - познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе

метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников; определение конечных целей совместных или

индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); применение исследовательских методов —определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление

конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные принципы реализации проекта:

Принцип системности

Сознательности и активности

Уважение личности ребенка

Комплексного использования методов и приемов

педагогической деятельности

Использование прямого и косвенного педагогического воздействия

Учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей

Интеграции

Преемственности во взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Цели проектной деятельности:

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную

деятельность детей

Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать

Способствуют развитию творческих способностей детей

Способствуют умению наблюдать

Способствуют умению слушать

Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать

Способствуют развитию мышления

Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно

Развивают воображение

Развивают внимание, речь, память.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство -это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться,

взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным

набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя

в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от

предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект

Это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Презентация.

Запомнить просто -пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором

собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных

методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной

деятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие:

осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

  • Ролево-игровые:

это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

  • Информационно-практико-ориентированные:

дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

  • Творческие:

как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника,

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников

(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

  • Продолжительность

(краткосрочный -несколько занятий, 1-2 недели, средней продолжительности -1-3 месяца, долгосрочный -до 1 года).

Первый шаг-это выбор темы проекта.

Второй шаг-это тематическое планирование по выбранной теме на неделю, где

учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей:

разработки проекта -целеполагание: воспитатель выносит проблему на

обсуждение детям.

работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей.

Презентация.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он -основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути

разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием

различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Документы для скачивания:


Формат: .jpg

Составитель: ,
учитель технологии высшей
квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 7»

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения . Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:

Активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

Развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

Формирование не просто умений, а компетенций, т. е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

Приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;

Реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи (гг), а также его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личный интерес и личные цели. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему .

Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности .

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое значение методу проектов уделял. По его мнению, индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «…нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы».
Под руководством русского педагога в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педагогов, как, и другие. Одной из организационных форм учебных занятий был бригадно-лабораторный метод .
Метод проектов, по мнению педагогов 1920-х гг., вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма , развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ от 01.01.2001 г. «О начальной и средней школе » организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена . В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку . Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом в системе образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

По мнению проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Учебный проект – это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы. Особый интерес обычно представляют общественно значимые проекты.

Сущность метода проектов

В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и «модным». Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод , то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов .

Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Метод проектов – педагогическая технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учеников.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:

· Высокая активность учеников

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола ");

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);

Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность , направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).
По мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение , экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся .

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 2 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности .

Метод проектов в образовательной области «Технология» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу инженерного проектирования.

Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Нет смысла создавать то, что никому не нужно. Поэтому, в процессе разработки проекта «От идеи до готового изделия» обучающиеся должны научиться исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект.

Различные аспекты целенаправленного воздействия на развитие творческого потенциала школьников давно и успешно рассматриваются психолого-педагогической наукой. Проектная деятельность на занятиях технологии соответствует общепсихологическому пониманию деятельности, раскрытому в трудах, и др..

В тоже время проектная деятельность отличается от обычной трудовой работы рядом факторов. При выполнении проектов трудовая и учебная деятельность рассматриваются во взаимосвязи, так как представляют два этапа одной целостной деятельности и трудовая деятельность в процессе выполнения имеет приоритетное значение. Причем мотивы, направляющие эту деятельность, определяются потребностями, которые осознаются самим подростком.

Работая над проектами, многие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта .

Изготовленное изделие является неотъемлемой частью проекта по технологии и отражает соответствие конструкции и технологии изготовления, описанным в пояснительной записке , а также совершенство модели технологической деятельности учащегося.

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность . Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем .

Заключение. Говоря о методе проектов в целом, о его значении с философской точки зрения, можно привести представление американского философа Маргарет Мид о трех типах культуры:
· постфигуративной, где дети учатся, прежде всего, у своих предшественников;
· конфигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников;
· префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей .
Примитивные общества постфигуративны, а в префигуративный период, как надеялась М. Мид, мы вступаем сейчас и метод проектов – это технология, которая позволяет объединить все три типа культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. и др. «Структура и содержание проектной деятельности». – ж. Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2004г. с.21-26.
2. Кругликов преподавания технологии с практикумом.- М.: ACADEMA, 2002, с.251.
3. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя /Под ред. . – Брянск, Ишим, 1998.
4. Мид М. Культура и мир: Избранное произведение /Пер. с англ.- М.: Наука, 1988
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под редакцией. – М.: Издательский центр Академия, 1999г.
6. Пахомова учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.
7. Рогачева творчество Дж. Дьюи в чикагский период.- ж. Педагогика №5, 2004г.,с.90-96)
8. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. .- Антология педагогической мысли: В 3 т. – М., 1989. –Т.2.
9. Рязанова проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обучения. Сб. мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2004, с122-125.
10. Сергеев организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
11. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003.-№3. -101с.
12. Полат педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:

1. http://pedsovet. org/forum/index. php? showtopic

3. http://www. uforum. uz/showthread. php? t

4. http://scholar. urc. /courses/ Technology/project/pr6/ans6.html#3

Вопросы для самоконтроля:

Когда впервые мы находим упоминание о проектных методах? Кто их авторы? Имели ли эти методы успех в России? Что лежит в основе метода проектов? Что привлекает в нем педагогов? Каковы основные требования к методу проектов в современной трактовке? Назовите преимущества метода проектов перед другими педагогическими технологиями.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо- культурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята, совместно с другими товарищами, должны научиться строить свою деятельность, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема - конкретное ее решение, если практическая - конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

* монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

* межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

* надпредметным (например, "Мой новый компьютер" и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

Виды метода проектов:

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и).

Приключенческие, игровые проекты в таких проектах структура также только начинается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Осложнённые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные проекты эти проекты отличает результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Литературно-творческий проект это наиболее распространенные типы проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религии объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий, статью в газету, альманах, стихи т.д.

Естественнонаучные проекты чаще бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране, самый лучший стиральный порошок, дороги зимой и т.д.).

Экологически проекты так же требуют привлечения исследовательских научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди, флора и фауна наших лесов, памятники истории и архитектуры в промышленных городах, беспризорные домашние животные в городе и т.д.)

Языковые проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и поэтому вызывает живейший интерес участников проектов.

Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты. Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какие-то музыкальные произведения и т.д.

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

Выполняемые школьниками под руководством учителя проекты можно условно разделить по некоторым признакам и видам (см. таблица 1):

Таблица 1

Признаки

Виды проектов

Уровень творчества

Исполнительский

Конструктивный

Творческий

Монопредметным

Назначение

Межпредметные

Надпредметные

База выполнения

Общественные

Производственные

Школьные

Количественный состав исполнения

Внешкольные

Комплексные

Индивидуальные

Возрастной состав исполнителей

Групповые

Коллективные

Мини-проекты

Продолжительность выполнения

Разновозрастной

Мини-проекты

Четвертные

Полугодовые

Многолетние

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и т.д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т.д.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

* определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

* выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

* оформление конечных результатов;

* анализ полученных данных;

* подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут "вынесены на проектирование". Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.