Развитие образования в России XVI века. Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв

22.Просвещение и школа в России в XVII - XVIII веке. 1700-е годы - переломные в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, складыванием режима абсолютизма, трансформацией чиновничьего аппарата, созданием новой армии и пр.Существенно переменился умственный настрой общества. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу общеевропейского развития, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности, создании национальной школьной системы. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьерыК концу XVII в. Россия не располагала системой регулярных учебных заведений. На протяжении 1700-х годов такая система была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейного домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.Был введен обычай посылать за границу молодых людей (обычно дворян) для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. По главным промышленным городам Европы были рассеяны десятки русских учеников. Многие молодые дворяне, а также прошедшие отбор сыновья купцов и крестьян вполне успешно осваивали заморские науки.В начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей и пр., но и давали общее образование. По преимуществу создавались дворянские учебные заведения. в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.Единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оказалась Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. училось до 400 студентов.К 1716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, к 1722 г. - в 42 городах.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучали на русском языке.Вместо прежних Часослова и Псалтыря часто учили по "Букварю" Федора Поликарпова (1701), по книгам Ф. Прокоповича "Юности честное зерцало" и "Первое поучение отрокам". Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты (для будущих переводчиков), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков, материал на общественно-бытовые, нравственные темы и пр. Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семи-нариумов: к 1764 г. насчитывалось до 26 таких школ с 6 тыс. учеников.Открытие в 1755 г. в Москве университета и университетских гимназий. Номинально университет был доступен всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Вначале в нем было три факультета: юридический, философский и медицинский. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Дворяне избегали посылать своих отпрысков в бессословный университет.Один из первых представителей русского Просвещения, участник школьных реформ Василий Никитич Татищев (1686-1750) открыл несколько горнозаводских школ; Разработанная Татищевым программа дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии. Александр Николаевич Радищев (1749–1802), подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал прежде всего на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.Своеобразным манифестом русской педагогики конца ХVIII в. стал коллективный трактат профессоров Московского университета "Способ учения" (1771). В трактате провозглашены важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворянство стремилось заполнить досуг приобщением к культурным достижениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образованию.Если при Петре I царила обязательная ("указная") программа, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то теперь в соответствующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами.Подобный поворот отрицательно повлиял на состояние учебных заведений, во главе которых стояли Петербургский и Московский университеты.

Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - сухопутный и морской кадетские корпуса. Уставом 1766 г. программа обучения в кадетском корпусе делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию; 2) полезные или художественные; 3) "руководствующие к познанию прочих искусств". К наукам первой группы относились нравоучение, юриспруденция, экономия. К наукам второй группы – общая и экспериментальная физика, астрономия, общая география, навигация, естествознание, воинские науки, рисование, гравирование, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура. К наукам третьей группы - логика, математика, красноречие, физика, священная и светская мировая история, география, хронология, латинский и французский языки, механика. Столь обширная программа реализовывалась лишь отчасти. Весьма значительные количество часов приходилось на французский язык.

Во второй половине XVIII в. получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворянского сословия. В них использовалась программа государственных школ.В истории школьных проектов и реформ екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом этапе (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции. На втором этапе (с начала 1780-х гг.) - влияние германского школьно-педагогического опыта.Несколько проектов подготовила созданная в 1768 г. "Частная комиссия об училищах": 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы - низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков. По желанию родителей в школы могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами должны были стать религия и чтение. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование.Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.

В течение XVII столетия значительные изменения происходили и в области образования .

Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Даже в 1600-1611 гг. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое. Буквально в течение нескольких десятилетий невежеством не только перестали гордиться, но именно в нем стали видеть источник потрясавших Россию смут. Вот что писал в 1660 г. Паисий Лигарид : «Искал я корня… духовного недуга, поразившего Христоименитое царство русское… и, наконец придумал и нашел, что все зло произошло от того, что нет народных училищ и библиотек». Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов , не прекратившегося и сегодня.

Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661-1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.

В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе - братские школы . Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка », изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578-1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.

Школа Киевского богоявленского братства , открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение - Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.


В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626-1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище , открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.

В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия . По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания . В 1634 г. был издан первый «Букварь » Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное » - таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего - 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 60-х гг. XVII века в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения» и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор - В. Т.) всея вселенной, или атлас новый», и новые карты очень расширившейся за XVII век России.

Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. Были открыты реки Яна и Индигирка, экспедиции вышли к Колыме и Байкалу. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова прошла по Северному Ледовитому океану в Тихий, открыв при этом, что Азия отделяется от Америки проливом, в 1647-1651 гг. Ерофей Хабаров проплыл по Амуру вплоть до устья, в 1697-99 гг. казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.


Каким же было образование в России в XVII веке? Если говорить о системе образования в общегосударственном масштабе (мы не оговорились, речь идет именно о системе), то оно было начальным.

Ценный материал для изучения школьного образования в России в XVII веке содержат исследованные Д. Л. Мордовцевым азбуковники (рукописный 1660 года и печатный 1679 года). Эти азбуковники представляют собой руководства к чтению для детей, уже получивших основы грамотности, а также руководства для самих учителей. В них излагается методика обучения, даются правила для учащихся, наставления, как вести себя в школе, в церкви, дома и на улице. Из содержания азбуковников видно, что русские школы XVII века были частными учебными заведениями, а учителя, которыми были духовные лица, вознаграждались за свою работу, главным образом, натуральными продуктами. Ученики не жили при школах, они посещали их утром, а затем снова после обеда; остальное время они находились дома. Учились дети людей «всякого чина... и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Большую роль в жизни школы играли старосты. Они выдавали книги, назначали дежурных по отоплению школы и уборке помещения, следили за дисциплиной. Иногда старосты замещали учителей, что имело важное значение, для подготовки учительских кадров. Эта особенность принятой у нас в то время формы обучения оказалась настолько устойчивой, что вошла в практику созданной позднее высшей школы- Славяно-греко-латинской Академии.

В школах существовала своя особая этика, что также предполагает необходимость достаточно длительной традиции. Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам и школьному имуществу, соблюдения чистоты и порядка. Неписаные законы запрещали кляузничать, давать обидные клички товарищам, устанавливали нормы своеобразной корпоративной солидарности:

"В школу добрую речь вноси,

Из нее же словеснаго сору не износи.

В дом отходя, школьных бытностей не кажи,

Сему и всякого товарища своего накажи."

Судя по азбуковникам, дисциплина в русской школе XVII века была строгой. Однако из дифирамбов розге мы не вправе заключить, что в обучении тогда преобладало неумеренное суровое обращение с учениками.. В этой связи Д. Л. Мордовцев замечает, что «суровость с необходимыми спутниками - жезлом, ремнем, плетью, лозою и розгой и вдобавок с ужасающим школьным козлом, выражалась искусно сплетенными виршами, и каждый описатель. учебника фантазировал на эту тему, сколько его душе было угодно; это было простое словесное устрашение, которое, конечно, не всегда и не во всей мере выполнялось, хотя и выполнялось».

Что касается предметов, изучавшихся у нас в тот период в начальной школе, то они находят полную аналогию с тем, что изучалось в соответствующих школах Греции и Западной Европы. Это-чтение, письмо, пение, счет. Кроме того, начальные школы на Руси сообщали ученикам основы религии, некоторые сведения по Священной истории, давали представление о семи свободных науках, составлявших тогда курс университетского обучения (грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Написанные стихами азбуковники - ученики их учили наизусть - давали образцы стихосложения и писем, адресуемых высокопоставленным лицам и благодетелям.

Таким образом, азбуковники XVII века, излагавшие одни и те же «уставные правила» и зафиксировавшие единообразную форму обучения, позволяют вполне определенно говорить о наличии системы, единой методики образования, повсеместно распространенной на территории государства и, возможно, восходящей к периоду домонгольской Руси.

Начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия в школе начинались и заканчивались молитвой. Занималось образованием, как уже говорилось, духовенство. И это вполне понятно, поскольку духовенство видело свою важную миссию в распространении грамотности и знаний, которые были необходимы для внушения пастве понятий о христианской вере и нравственности. Ему важно было дать верующим возможность самим читать Священное Писание и понимать истинный смысл евангельского учения. Не случайно, конечно, устройство школ повсеместно следовало за введением христианства.

Сам характер церковного образования предполагал решение двух задач - дать подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитать его в духе христианской нравственности. Знание и нравственность не вступали в конфликт друг с другом, не были оторваны друг от друга, а представляли собой две стороны одного и того же явления.

Русское общество допетровской эпохи обязано, главным образом. Церкви тем, что оно получало знания, причем знания, выходящие за узкие рамки утилитарных потребностей. Более Того, Церковь открывала перспективу беспредельного углубления этих знаний и беспредельного нравственного совершенствования. Благодаря ей русское общество поднималось до высот боговдохновенной мысли, запечатленной в творениях преподобного Иоанна Лествичника и святого Дионисия Ареопагита, преподобных аввы Дорофея и Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина и Григория Синаита. О том, что это было так, свидетельствует множество списков их творений в рукописях XIV-XVII веков. Их переписывали и жадно читали, они будили живую мысль. Без них невозможно понять глубин творчества Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и Дионисия. А такие фигуры, как преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, стоят на уровне древних отцов Церкви. Это, конечно, вершины русской духовной жизни и русской культуры. Но они творили и проповедовали среди своих соотечественников и современников» у которых их мысли и их творения находили понимание и отклик.

Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области так называемой внешней мудрости.

На Руси, например, отмечался интерес к логическим знаниям. На русский язык переводились такие сложные произведения, как «Диалектика» преподобного Иоанна Дамаскина и «Логика Авиасафа», представляющая собой фрагменты из произведений арабского мыслителя ал-Газали. Уже в конце XV века на Руси существовала.самостоятельная система терминов, способная адекватно изложить концепции аристотелевской логики. Сохранилось большое число списков переработанного на Руси сочинения Маймонида под названием «Книга, глаголемая логика». На полях списков этой книги содержатся глоссы, разъясняющие те или иные логические термины. А это значит, что «Книгу, глаголемую логика» наши предки внимательно изучали.

Важным источником астрономических и географических познаний в средневековой Руси был «Шестоднев» Иоанна, Экзарха Болгарского, имевший широкое распространение у нас вплоть до XVIII века. Рассматривая вопросы устройства Земли и Вселенной, Экзарх Иоанн исходит из идеи шарообразности Земли, покоящейся в. центре сферического небесного свода. Вслед за Аристотелем на основании лунных фаз он доказывает шарообразность спутника Земли, а затем, по аналогии, распространяет эту форму на солнце и звезды. Фазами Луны автор «Шестоднева» объясняет приливы и отливы на море. Приводимые им размеры нашей планеты довольно точно соответствуют данным современных исследований. Экзарх Иоанн дает понятия о климатических зонах Земли. Сведениям, приводимым в этой своеобразной естественнонаучной энциклопедии, соответствовал уровень науки в Западной Европе в XVI - XVII веках, где гелиоцентрическая концепция Коперника и Галилея еще не получила признания.

В области практической механики русские строители едва ли уступали своим западным современникам. Строители не только делали планы будущего сооружения, но и планировали технологический процесс. Они знали условия прочности, нагружения отдельных конструкций - стен, колонн, сводов, учитывали состояние почвы, свойства материалов, над которыми, как предполагают исследователи, производились выборочные испытания. Шедевром фортификационных сооружений был Соловецкий кремль, неприступная для того времени крепость. Строители достигали оптимальных результатов при решении проблем акустики помещений.

С середины XVI века возникают мануфактуры для производства полотна, бархата, кожи, стекла, бумаги. Создаются сложные подъемные приспособления, печатные, маслобойные и монетные прессы, ткацкие станки. Выдающимся инженером был. Митрополит Московский и всея Руси Филипп, который в бытность игуменом Соловецкого монастыря создал ряд технических машин для переработки продуктов питания с использованием конвейеров. Энергию производили водяные мельницы, для которых была создана специальная водная система.

В XVI-XVII веках происходит становление «механизированной» металлургии на Руси, в частности на Урале. Проводятся дренажные работы, строятся водоотводы, плотины и мосты. А все это было невозможно без достаточно высоких познаний в области практической механики.

По оценкам исследователей, достаточно высокой была культура математического исчисления и инструментального счета на Руси.

В XVI веке русские знакомятся с биолого-медицинскими сочинениями Абу-Бекра Рази (Разеса) и Маймонида. Тогда же на Русь проникает учение Гиппократа об эмбриологическом развитии. От того времени сохранилась огромная литература - различные травники и лечебники. В 1620 году в Москве создается Аптекарский приказ. В XVII веке в России был уже известен микроскоп. На русский язык были переведены «Естествознание» М. Скотта и «Проблемы» Псевдо-Аристотеля.

Новейшие исследования дали возможность пересмотреть значение допетровской эпохи в истории биологических познаний в России. К этой эпохе восходят многие сохранившиеся до наших дней биологические термины: «завязь», «прививка», «черешок» и т. д.

Развитие связей с западными странами вызывало необходимость изучения иностранных языков, прежде всего латинского и польского, а расширяющееся западное влияние, о котором мы будем говорить ниже, отразилось на образе жизни русского общества, прежде всего знати. Стал меняться стиль эпохи. В новых условиях образованность становится престижным фактором и приобретает определенную общественную ценность. Русская знать начинает приглашать в свои дома иностранных учителей и направлять своих детей для обучения на Украину и в Польшу.

Подводя итог, можно сделать вывод: основу русского образования в патриарший период составляла начальная школа, но ее дополняло приватное обучение в монастырях, у частных учителей (в том числе иностранных), а также в сфере материального производства. Важным элементом образования было самостоятельное изучение богословской, естественнонаучной и художественной литературы. Эта система образования в целом удовлетворяла интересы Русского государства и Церкви, по крайней мере до второй половины XVII века, когда изменившиеся исторические условия сделали необходимым учреждение в России «правильной» высшей школы.



Изменения в экономике и политической жизни России привели к тому, что образование и культура в 17 веке вышли на совершенно новый уровень. Только в этот период культура смогла отойти от канонов, диктуемых религией и обратиться более приземленным ценностям человеческой жизни.

Важнейшим для страны событием стало начало книгопечатания в 1533 году. Первой изданной книгой с выходными данными стал труд «Апостол». Напечатали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. Но, только через почти сто лет, в 1633-м увидел свет первый букварь, составленный Василием Бурцевым. Далее, в 1648 вышла «Грамматика» Милетия Смотрицкого. А в 1670-м начали издавать новую азбуку.

В стране открывались новые учебные заведения. Так, в 1665-м открыта школа для подготовки подьячих для службы в госучреждениях в Заиконоспасском монастыре, а в 1680 – школа была организована при Печатном дворе. По инициативе Сильвестра Медведева открывается Славяно-латинское училище (с 1701 года - академия). Это было первое высшее учебное заведение в России.

Правительство оказывало серьезную поддержку распространению грамотности в среде посадских людей. В страну приглашались иностранные ученые для преподавания светских дисциплин и монахи для преподавания наук духовных.

Культура россии в 17 веке, так же, получила немалое развитие. 17 век – время появления новых жанров в литературе: бытовые сатирические повести («Повесть о Ерше Ершовиче»), драматургия, поэзия. Последние 2 жанра были основаны Симеоном Полоцким. Он же стал автором первых пьес, поставленных в русском придворном театре, который был основан в 1670 году. Основоположником еще одного направления в литературе, биографического, стал протопоп Аввакум, автор небезызвестного «Жития».

Много нового принес 17 век и в живопись. Во второй половине17 века зародилась светская портретная живопись, которая привнесла элементы сходства изображений и тех лиц, с которых писались портреты. Ее основоположник, Ушаков, работал в Оружейной палате Кремля, а так же, при художественном центре. Он изобразил наиболее выдающихся людей эпохи на иконе «Богоматерь Владимирская».

Появился новый архитектурный стиль, возникший в результате слияния барокко и традиций русской архитектуры. Он получил название нарышкинского (московского) барокко. Для зодчества того периода характерны цветной декор, многоярусность, симметричные композиции. Наиболее яркие примеры: церкви Спаса Нерукотворного в Уборах (1679 г.) и Покрова в Филях (1693 г.). 17 век - это время возведения первых каменных строений бытового назначения. Примером могут послужить – московские гостиные дворы, Поганкины палаты (Псков).

Развитие науки и новых технологий подстегивалось потребностями быстро развивающегося государства. Для русских мастеров того периода характерны серьезные познания в математике, химии, физике. Доказательством тому служит «Устав ратных, пушечных и других дел». Анисия Михайлова. Освоение новых территорий (экспедиции Хабарова, Дежнева и других) приводит к быстрому развитию географии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Школа XVII века Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности

3 слайд

Описание слайда:

Учителями в школах XVII века были духовные лица Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. Учителями в школах XVII века были духовные лица, и именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности со своими правилами. За свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев». Система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности. Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

4 слайд

Описание слайда:

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь написанный дьяконом В. Бурцева, очень известный в то время учебник. была распродан в течение одного дня в количестве 2400 штук.

5 слайд

Описание слайда:

Андреевский монастырь г. Москвы. В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов–ученых. Они должны были открыть учебное заведение (школу) при Андреевском монастыре г. Москвы. Но многие знатные люди с недоверием относились к такой системе образования. Несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсеместно. Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык. В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения.

6 слайд

Описание слайда:

«Братские школы». Русь нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего. Во многом организация школы напоминала современную. Образование в 17 веке, полностью совпадали с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение. Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. Но, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений. Поэтому появилась необходимость создание высшей школы.

7 слайд

Описание слайда:

Петр I. Реформы образования в России в XVIII веке связаны с именем Петра I. Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия с современным оружием и грамотными военными специалистами. Для подготовки офицерских кадров Петр начал создавать военные школы.

8 слайд

Описание слайда:

Школа математических и навигационных наук (Сухарева башня) В 1701 году была создана в Москве Школа математических и навигационных наук Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы – штраф. За побег из школы – смертная казнь.

9 слайд

Описание слайда:

Л.Ф. Магницкий- автор учебника «Арифметика», образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности. Основным учителем в ней был Леонтий Магницкий (1669-1739), автор учебника «Арифметика», образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности.

10 слайд

Описание слайда:

Первая в России гимназия была основана в Москве 2 мая 1703 г. лютеранским пастором Эрнстом Глюком. 10 Слайд Первая в России гимназия Глюка была основана в Москве 1703 г. В гимназию принимали детей (недорослей) «всякого состояния».

11 слайд

Описание слайда:

князья Голицыны Бестужев-Рюмин Среди них были дети чиновников, богатых купцов, иностранцев, а также придворной знати (князья Голицыны, Прозоровский,Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин). Обучение было бесплатным. Основное внимание в гимназии уделялось изучению иностранных языков, и общеобразовательных предметов, а также: танцы, фехтование, верховая езда, «комплементы», были обязательны для всех учеников.

12 слайд

Описание слайда:

В 1714 году вышел Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих. В 1714 году вышел Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих. Это было связано с тем, что было мало грамотной молодежи, поэтому, прежде чем приступить к профессиональному обучению, приходилось заниматься общим образованием.

13 слайд

Описание слайда:

В 1715 году организована Морская академия. Известный мореплаватель А.И.Чириков В 1715 году организована Морская академия, где изучали математику, географию, навигацию, артиллерию, и другие науки. Учащиеся участвовали в морских походах. Обучение в академии было престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников, известные мореплаватели.

14 слайд

Описание слайда:

Екатерина II. . А.А. Прозоровский, А.И.Румянцев А.А. Прозоровский А.А. Прозоровский А.А. Прозоровский, В начале XVIII века в России появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным профессиям, которых по указу императрицы Анны Иоанновны следовало обучать. (В нем учились будущие генерал-фельдмаршалы П.А. Румянцев, А.А. Прозоровский, М.Ф.Каменский, генералы М.Н. Волконский, П.И.Репнин, И.И. Веймарн, М.В.Каховский, генерал-прокуроры А.А.Вяземский, А.А.Беклешов, генерал-инженер М.И.Мордвинов, адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, дипломат А.М. Обресков, директор первого русского театра А.П. Сумароков, русские писатели-трагики М.М.Херасков, В.А.Озеров, М.В.Крюковский и многие другие.)

15 слайд

Описание слайда:

В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославивших Россию своими боевыми подвигами и научными открытиями.

16 слайд

Описание слайда:

Выпускники Морского корпусаИ.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский Выпускники Морского корпуса - Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лисянский.

17 слайд

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) Московский университ. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый Михаил Ломоносов (1711–1765). Который был одним из инициаторов создания Московского университета.

18 слайд

Описание слайда:

Он первым в истории русской педагогики ввел школьные упражнения домашние задания и экзамены. Был сторонником классно-урочной системы Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, и первым в истории русской педагогики ввел школьные упражнения,домашние задания и экзамены. Был сторонником классно-урочной системы.

19 слайд

Описание слайда:

Петербургская медико-хирургическая академия 1798 г. эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины.

20 слайд

Описание слайда:

Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей В.М. БЕХТЕРЕВ Е.С. БОТКИН Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей таких как.С. Боткин, В.М. Бехтерев.

21 слайд

Описание слайда:

Петр I принял решение создать начальные школы по всей России Петр I принял решение создать начальные школы по всей России: школы для солдатских детей при полках армии, адмиралтейские школы, где дети матросов, плотников, мастеровых могли обучаться «грамоте и цифири». На Урале, в Карелии создавались аналогичные горнозаводские школы. Таким образом, в России в начале XVIII века стала создаваться система образования на государственном уровне.

22 слайд

Описание слайда:

Российская императрица Елизавета Великая Иван Иванович Бецкий Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В 1763 году её главным советником по вопросам образования стал Иван Иванович Бецкий (1704–1795), который создал немало трудов педагогической тематики и способствовал открытию множества учебных заведений, в числе которых первое женское учебное заведение среднего образования.