Смотреть все о грехе чревоугодия. Для православных может кому будет интересно?! чревоугодие - это такой грех, который заставляет нас принимать пищу и питье только ради наслаждения

Чревоугодник - это человек, приоритетом которого является жизнь ради желудка, то есть все помыслы и действия, в первую очередь, направлены на реализацию в плане «пожрать». Такой человек даже работает с одной только целью - купить много разнообразной и вкусной еды. Если этот человек не женат, то он, как правило, эгоист; но если всё-таки связан узами семейной жизни, тогда это катастрофа для двоих. В случае же появления детей, этот недуг, словно инфекционная болезнь, поразит и их, вследствие устоявшейся семейной традиции.

Процент такого населения в мире непрерывно растёт: это означает, что такая тенденция будет продолжаться и далее, особенно в развитых странах. Многие из числа поражённых , а именно те, кто признаёт свою зависимость и хотят избавиться от неё, идут к психологам или священникам; но основная часть почему-то так и не осознаёт своё тяжёлое положение.

Грех чревоугодия и его последствия

В допотопные времена феномен чревоугодия достиг стадии, когда вся земля растлилась «от человека до скота», и исчез в один миг от действия святого божьего вмешательства. Казалось бы, все, навсегда избавились от этого недуга, но он вновь появляется на арене жизни и демонстрирует свою силу. Нарицательное имя ему . Теперь, уже в страшном огне, будучи испепелённым, грех чревоугодия нашёл свой покой в земле, более никогда не давшей никакой пищи.

Эта история хотя и продолжается, но не будет длиться долго. Евангелие от Матфея открывает нам тайну, которая была сокрыта от вечности. Господь, незадолго до Своих страданий, говоря о Своём возвращении в силе и славе великой, сказал, что как было во дни Ноя, женились, выходили замуж ели, пили, и не думали, пока небыли истреблены в водах потопа. Точно так будет и в Моё пришествие, - сказал Спаситель (Матфея 24:29–39).

Святой Лука, продолжая эту тему, записал господни слова в следующем изложении. Господь Иисус Христос, обращаясь к ученикам, сказал, что когда они увидят то сбывающееся, пусть знают: Царствие Божье приблизилось. Обращаясь далее к ним , предупредил о пресыщении едой и отягощения пьянством, и ради избавления их от внезапности тех событий, повелел им бодрствовать на всякое время и молиться (Луки 21:31–36).

Цена нерадивости учителей

Давайте сейчас подумаем вот о чём. Если мы ученики Христовы и продолжатели Его учения и хотим исполнить волю Его о распространении Царства Его здесь на земле, значит, мы должны быть приготовлены на всякое доброе дело и чтобы научились побеждать. Следовательно, пресыщение едой и отягощение пьянством не приведёт нас к правильному результату. Святой апостол Павел повелевает в таком случае исполняться Духом, вместо того, чтобы пьянствовать. Он говорит нам, подобно спящим , о некоем пробуждении и воскресении из мёртвых и освещении Христом: быть рассудительными, мудрыми и познавая волю Божью, поступать осторожно, ввиду лукавства времени (К Ефесянам 5:13–21).

Лично о себе Павел говорил , что он все может совершать в Иисусе Христе, Который его и укрепляет. Апостол научился голодать и насыщаться, быть в недостатке и в обилии. Претерпевал же такой подвиг он ради Царствия Божьего, чтобы достигнуть хоть некоторых из погибающих (К Филиппийцам 4:11–13).

В истории народа Божьего есть печальный опыт непослушания в плане пресыщения яствами и вином так сильно, что оставили Бога и презрели своё спасение. Они отучнели, потолстели, разжирели и стали руководимыми своим чревом. Таким образом, Израиль из богоугодных чад превратился в чревоугодника и, будучи помрачён разумом, стал приносить жертвы бесам (Второзаконие 32:9–17).

Новозаветные времена ничуть не изменили положение вещей. Почему Павел и учил святую церковь поступать по его образу , а не как враги креста Христова. Он приводил в пример многих, кто идёт в погибель, прославляя самих себя в сраме, ибо их бог - чрево. Все закономерно, «по-бесовски», - начавши мыслить о земном, они забыли, что их жительство на небесах; они должны были ожидать Спасителя своего, Который придёт и преобразит их немощь в славу. Но им надоело быть немощными и, не дождавшись Господа, решили сами преобразиться - по земному. Изменивши приоритет, христиане превратились в идолопоклонников, чревоугодников, кадящих собственным божкам.

Ещё один печальный и горький опыт. Со времён Моисея Господь ставит, как написано, священников по сердцу Своему, и одно из обязанностей этих избранных людей было принимать животных от народа для жертвоприношений. И вот, в период, когда Израилем правили судьи, служил один священник со своими сыновьями. Эти отроки, будучи не обуздываемые своим отцом , не знали Господа и были негодными для священнического дела. Не обладая выдержкой и терпением, не дожидаясь окончания ритуала, они бессовестно отрезали себе мясо от туш и жарили на сковороде, а также хватали вилкой мясо, которое варилось в казанах.

Впоследствии горе-сыновья были наказаны и Бог выразил по поводу этого своё отношение, сказавши отцу, что бесславящих божье имя ждёт посрамление. Если бы отроков был против людей, то с помощью молитвы можно ещё остановить этот процесс, но грехом оказалось действия против Бога. Они грубо попирали божье дело, толстея от приношений народа Божьего - Израиля (1 царств 2,3).

Похожая ситуация происходила и в начале церковного периода. Апостол Павел, собравшимся исполнить вечерю Господню, сделал замечание относительно нетерпежа, когда пища и вино расхватывались прежде, чем все сойдутся к столу. В результате этого, кто-то упивался, а кто и остался, вообще, ни с чем (1 Кор. 11:20–22).

Кто знает, как распространился грех пресыщения в первоапостольской церкви, не вмешался бы Павел с поучением.

Любое действо, связанное с принятием пищи , всегда требует особенной подготовки и строжайшей дисциплины. Это нужно делать до тех пор, пока все чувства не будут приучены навыком. Все было бы по-другому, научил отец своих сыновей культуре еды и правильному хождению пред Господом; но все они были уже достаточно испорчены из-за тучности своего ума и тела, чтобы принять хоть какое-то здравое учение. По всей вероятности, грех чревоугодия поразил не только сыновей, но и в первую очередь отца, потому как, написано, он был достаточно тяжёл, чтобы упасть с лошади и умереть на месте.

Борьба с чревоугодием

Термин чревоугодия, устоявшийся в православии: «Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды просто для удовольствия, есть чревоугодие»

Как победить чревоугодие

Чтобы всегда побеждать любой грех , в том числе грех чревоугодия, необходимо выполнять главное условие Церкви Христовой (Деяния 2:42–43):

  • Участие в церковной жизни.
  • Пребывать в учении Апостолов и наставлении отцов Церкви.
  • Причащение.
  • и молитва.
  • Иметь страх Божий.

Несколько слов о посте . Пост - это главное лекарство от недуга чревоугодия. Молитвою и постом изгоняется бес обжорства, и действо пощения совершается постоянно исходя из церковных постных дней. Как только пост прекращается, бес идёт и берёт ещё множество злейших; и для этого человека наступают худшие времена жизни.

Во время поста возрастает наш умалённый дух. Он растёт по мере наполнения нашего внутреннего человека Словом Божьим. Только тогда мы начинаем понимать значение слов Господа Иисуса Христа, которые Он произнёс во время сорокадневного поста в пустыне: «Не одним хлебом будет жив человек…» .

Многие называют эту пагубную страсть просто обжорством, привязанность к пище не особенно почитается в большинстве культур, в том числе и в православной. Тем не менее, речь идет не просто о привычке, но о пагубной страсти. Итак, чревоугодие – что это в православной традиции, рассмотрим далее.

В христианском учении существует концепция так называемых смертных грехов, которые представляют собой наиболее пагубные страсти. Речь идет, конечно, не о делах и помыслах, которые приводят к гибели физического тела (хотя и такое бывает возможным), но о таких страстях и наклонностях, которые приводят к гибели души. Ведь для христианина (да и для любого человека в целом) наиболее существенным делом является спасение собственной души, другие цели, по сути, отсутствуют.

  • взращивать собственную веру, то есть развивать собственное понимание и дух;
  • бороться со страстями, что означает фактически и борьбу с Сатаной и бесами;
  • заботиться о душе, осознавать ценность души и Спасения.

В частности, следует избегать различных греховных поступков, помыслов и поведения. Кстати говоря, православная концепция тут объективно глубже, ведь в католичестве концепция прегрешений на протяжении длительного времени развивалась более как инструмент социального управления, чем как духовная практика.

Чревоугодие как грех

Нужно сразу более подробно сказать, что такое чревоугодие и о каком именно проступке идет речь. Понимание его просто как переедания является довольно-таки узким, так как вообще большинство основных грехов включают в себя целую группу деяний, которые объединяются под одной категорией греховного помысла. И чревоугодие в этом варианте не является исключением, оно тоже включает в себя целую группу поступков, а если быть точнее, то определенное направление помыслов и дел.

Полезно знать! Как исповедоваться в и что это такое

Таким образом, определение этого греха включает в себя такие аспекты поведения, как:

  • алкоголизм и наслаждение различными одурманивающими препаратами;
  • зависимость от вкуса пищи, чрезмерное наслаждение вкусом, своеобразное почитание еды;
  • использование пищи не для того, чтобы подкрепить тело, но сугубо для удовольствия, когда телу поддержка не требуется.

Если подводить какой-то итог, то под этим грехом понимается болезненная страсть к получению удовольствия через тело, в частности, через принятие различных субстанций, будь то пища или питье. Нужно отметить разную степень выраженности подобной болезненности, но даже в малом развитии грех остается грехом.

Для современного человека трудно понять, почему намерение вкусно и сытно покушать является греховным. Тем более что умелые маркетологи пищевой промышленности так заманчиво пропагандируют наслаждение едой, а используемые пищевые добавки могут вызывать в буквальной степени зависимость от некоторых продуктов, которую многие даже не осознают. В связи с этим у многих верующих даже не появляется интереса, как победить чревоугодие: текущее положение дел кажется вполне нормальным.

Полезное видео: почему чревоугодие грех?

Болезни ума и тела

Когда человек поддается различным пагубным страстям, чаще всего речь идет об отсутствии контроля ума. Для православного такое поведение недопустимо, ведь верующему нужно всегда хранить бдительность, «ибо неведом час». Нужно непрестанно пребывать в борьбе со страстями и грехами, для того чтобы душа становилась чище.

На самом деле есть вполне элементарное объяснение, почему чревоугодие является одним из самых распространенных грехов современности. Ведь около миллиарда людей на планете страдают от ожирения.

Обратите внимание! Не менее миллиарда людей на Земле страдает от голода. В мире наблюдается явная дисгармония, которая создается грехами людей: если бы они контролировали собственные страсти, то с высокой вероятностью не было бы ни миллиарда болеющих ожирением, ни миллиарда страдальцев от недоедания.

Эти данные предоставляют ученые, и они известны сейчас практически каждому мало-мальски образованному человеку, а Википедия всегда может помочь разъяснить некоторые детали. Итак, по пунктам:

  • механизм насыщения изначально заложен в человеческом теле, он действует на гормональном уровне и создан для того, чтобы тело нормально функционировало и хотело есть, когда требуется ;
  • в природе людям, как правило, приходилось иметь ограниченное количество ресурсов;
  • в современном мире люди обладают практически неограниченным количеством пищевых ресурсов, то есть даже в относительно бедных странах и относительно бедные люди могут себе позволить существенное количество пищи, а если говорить о более-менее обеспеченных людях, то они вообще могут не отказывать себе ни в каких пищевых удовольствиях;
  • организм без вмешательства ума стремится обеспечить себе максимум ресурсов, дабы всегда знать, как справиться с возможным голодом, именно поэтому, кстати, некоторые животные, если давать им неограниченное количество пищи, могут есть практически до собственного крайнего предела;
  • если человек себя не контролирует, то тело продолжает потреблять больше, чем нужно для поддержания, отсюда возникает пагубная страсть, другие грехи и различные телесные и душевные недуги;
  • сюда прибавляется деятельность современной пищевой промышленности и пропаганды, где чревоугодники нередко всячески восхваляются, называются гурманами.

Соответственно, если человек позволяет действовать своему телесному началу бесконтрольно, а также поддается на пропаганду греха, то приобретает такую вредную привычку, как переедание сверх меры. Поэтому борьба с чревоугодием начинается именно в человеческом уме. Изначально следует понять, откуда возникает этот помысел и в чем его пагубность. Проделав добротно умственную работу, освободиться от греха намного легче.

Искоренение чревоугодия в православии

В православной традиции истязание и подчинение плоти является одним из компонентов духовной практики. Конечно, каждому следует выбирать такие методы в меру собственных возможностей, главное, понять суть. Для верующего борьба с «телесностью» представляет собой также и форму борьбы с грехом.

Верующий через свои собственные действия утверждает торжество духа над плотью, а не наоборот. Концепция весьма глубокая, так как в православии земной путь представляется чем-то наподобие подготовки к другому миру. Поэтому акцент делается именно на развитии души, а тело выступает только как инструмент, которым следует умело пользоваться и управлять, но, конечно, не позволять телу управлять собой.

Говоря о том, как справиться с этим пагубным пристрастием, православные святые и подвижники указывали чаще всего на два основных метода: молитва и пост. Методы действительно эффективные и универсальные.

В дополнение ко всему в некоторых житиях и других книгах есть возможность увидеть натуралистическое описание отвратительного беса чревоугодия, который являлся к некоторым монахам. Некоторые из тех, кого Господь спободобил на написание книг и создание проповедей, в своих трудах размышляют о пагубности чревоугодия и приводят различные аргументы. Из наиболее существенных отметим такие:

  • акцент на теле, что означает большую привязанность человека к телу, его удобству и комфорту;
  • развитие других грехов и пагубных привычек, как следствия – лень, блуд, развращенность, тяга к неге, отсутствие твердости духа, уныние, сладострастие и другие;
  • трудность в молитве и духовном делании: каждому, кто съел больше требуемого, элементарно труднее настроиться на нужный молитвенный лад, возвышать собственный дух.

Когда мы рассматриваем данный грех, нужно отметить, что это не только страсть к пище, но также и другие популярные недуги современности: алкоголь, курение и остальное.

Между всеми этими страстями есть общее свойство – устремленность затуманить разум принятием чего-либо, для того чтобы извлечь удовольствие или просто отрешиться. Как говорят святые и подвижники, эти способы отрешения открывают возможность для воздействия бесов, поэтому людям нужно знать, как справиться с пагубной страстью угождения чреву.

Как сказано ранее, начало борьбы ведется в уме, искоренение начинается в духовной ипостаси личности. Ведь тело всегда будет хотеть кушать и никогда не насытится, всегда будет хотеть удовольствий. Просто кто-то эти страсти попускает, а православный верующий обуздывает.

Обратите внимание! Иногда чревоугодие может не проявляться фактически, но располагаться полностью в уме. Например, модель, которая всячески худеет, может не есть ничего, но при этом умом всячески стремиться к пище, вожделеть чувство насыщения, считать еду высшим счастьем. Такие помыслы тоже являются чревоугодием.

Полезное видео: как победить чревоугодие?

Вывод

Нужно понять искусственность такого затуманивания разума, век тела краток, поэтому глупо искать в нем какого-то счастья и удовольствия, делать центром своего бытия. В свою очередь поиск счастья в Господе и именно в нем обретение своего бытия является истинным и верным намерением, которое в итоге приносит подлинную благодать и удовольствие.

Малоподвижный образ жизни, частые стрессы - эти факторы могут являться причиной лишнего веса. Способствует ожирению и низкий уровень доходов населения, ведь, правильно составленный, рацион должен круглый год включать в себя в большом количестве свежие овощи, фрукты, зелень, рыбу жирных сортов, морепродукты и совсем немного углеводов. Малообеспеченные люди питаются в основном хлебом, макаронами, консервами, сосисками - естественно, такой набор продуктов ведет к набору лишних килограммов. Многие из постящихся люди отмечали, что в период поста набирали 4-5 кг, хотя не ели ни мясного, ни молочного – все это происходит из – за неправильного питания. Бывает, что решив бороться с лишними килограмами, наша уверенность в том, что все получиться тает день ото дня, и вот мы уже опустили руки и вернулись к прежнему образу жизни. Православная молитва для похудения способна укрепить нашу веру и помочь довести начатое до конца.

Страсть чревоугодия является грехом не случайно. Люди, постоянно потакающие себе в еде, постепенно становятся ее рабами. Они уже не могут остановиться и едят при любой возможности. Огромные количества еды, которые поглощает чревоугодник за один раз, ужасают нормального человека, но тому, кто подвержен страсти чревоугодия кажется, что еды мало. И раз за разом порции все увеличиваются и увеличиваются. Для успешной борьбы с ожирением, нужно, во – первых, признать само наличие проблемы переедания, это уже станем большим шагом на пути к нормальному весу. Во – вторых, начав борьбу, не потакать своим слабостям, - не позволять себе хоть кусочек, хоть полкусочка какой-нибудь вкусности – если чувствуете, что вот – вот сорветесь, христианской молитвой для похудения просветлите ум и гоните прочь от себя грех чревоугодия.

Молитвы которые совершаются перед и после вкушения пищи.

Молитвы перед вкушением пищи:


Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитвы после вкушения пищи:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

Христианская молитва для похудения при чревоугодии

Против чревоугодия: "Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания".

Против лености: "Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест"!

Совершая молитву, мы успокаиваемся, приобретаем уверенность в своих силах, наше умиротворенное эмоциональное состояние способствует нормализации обменных процессов. Сильная молитва преподобному Иринарху Ростовскому для быстрого похудения помогает быстрее расстаться с лишними килограммами. Но прося святого о легком похудении, надо помнить о том, что святой просто ходатайствует своими просьбами за нас перед Всевышним, само же исцеление мы получаем от Господа нашего.

Молитвы для похудения св Иринарху Ростовскому его мощи.

О, Великий угодниче Божий и преславный чудотворче, преподобие отче наш Иринарше! Призри на ны грешныя, в скорбех и обстояниих наших усердно к тебе вопиющия и на тя по Бозе все упование наше возлагающия. Просим тя со умилением многим: твоим предстательством ко Господу Богу испроси нам мир, долгоденствие, братолюбие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, и свыше благословение на вся начинания наша благая. Избави же всех нас святыми твоими молитвами от всяких бед: глада, града, потопа, огня, меча, вредоноснаго червия, тлетворных ветров, смертоносныя язвы и напрасныя (внезапныя) смерти, и во всех скорбех наших буди нам утешитель и помощник, сохраняя ны от падений греховных и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго, да прославляем вкупе с тобою всех благих Подателя, Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!


О страсти чревоугодия

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.

Тело – это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений – как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело – коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития, и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.

О чревоугодии.

Из наследия Оптинских старцев

Преподобный Лев настаивал;

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:

«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Иногда стариц Амросий говаривал кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:

«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».

Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:

«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».

Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

Страсть винопития: как с ней бороться

Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:

«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».

Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»

Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:

«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».

Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:

«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».

Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:

«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».

Старец Иосиф советовал:

«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».

Народный духовный целитель ВИКТОРИЯ.

Добро пожаловать на мой сайт. celitel .kiev .ua

ОБРАЩАЙТЕСЬ к народному целителю

  • - если Вам современная медицина не может установить определенный диагноз;
  • - если лечение не дают желательного результата;
  • - если у вас плохой сон (страхи, кошмары, во сне преследует покойник, душит по ночам, снятся эротические сны, хождение при луне и т.п.);
  • - страхи любого происхождения;
  • - зубной скрежет (выражена карма);
  • - если в соборе (церкви) чувствуете себя плохо (тяжесть в руках, ногах, голове, болит спина, плачете), явное наложение проклятия;
  • - если вы слышите голос, что вас зовут, а рядом никого нет;
  • - если в квартире вам плохо, неуютно, слышите шорохи, стуки, нет сил - значит у вас порча на квартиру (подсыпана земля, подлита вода, иголки в косяках двери, возможно дома храните "веревочки" умершего, вещи от покойников, полотенце или платки с кладбища, особенно те, на которых опускают в могилу);
  • - если с вашим автомобилем постоянно случаются поломки, аварии, то на машину наведен сглаз или порча;
  • - если у вас дела шли хорошо, а в последнее время чувствуете "стену", или вопрос должен решиться положительно по заключению договоров и т.п., а в последний момент что-то помешало, значит, ваши конкуренты вас "перекрывают" на астральном плане, а затем идут материальные потери. И чем вы больше будете нервничать, злиться, тем больше будете удовлетворять потребности темных сил в отрицательной энергетике, тем самым наносить себе еще больший урон;
  • - если у вас "камни" в почках и печени (в старину их называли "могильные камни", значит Вас запечатали);
  • - если вы в храме зеваете, плачете, чувствуете озноб, дрожь (порча на болезни);
  • - если у вас или ваших родных часто рвется веревочка или цепочка, на которой висит крестик,особенно, если он пропадает или теряется (наложено заклятие);
  • - если вы устали от одиночества и вы не можете найти вторую половину (порча на одиночество);
  • - если вы не можете долго продать квартиру, дом (значит запечатали).

Чревоугодие
Чревоугодие - это такой грех, который заставляет нас принимать пищу и питье только ради наслаждения. Эта страсть приводит к тому, что человек как бы перестает быть существом разумным и уподобляется скоту, не обладающему даром слова и разумения. Учители Церкви говорят нам о том, что чревоугодие является великим грехом. Оно заставило Адама вкусить запретного плода, оно же стало одной из причин Потопа, всякий раз отвлекало израильтян от почитания истинного Бога и склоняло к служению идолам и прочее.

Таким образом, «давая волю» чреву, мы вредим не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, в особенности целомудрию. Чревоугодие возжигает похоть, так как избыток пищи этому способствует. Похоть же ведет к падению, поэтому так необходимо, чтобы человек был хорошо вооружен против этой страсти. Нельзя давать чреву столько, сколько оно просит, а только потребное для поддержания сил.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны - и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя. Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Животу нужно давать только то, что он должен принять, и не более того. Ведь Господь создал человека не для еды, а создал еду для человека, чтобы у того были силы жить и работать. Еда подобна лекарству: если выпить столько, сколько прописал врач, будет только польза, а если больше - то вред. Чревоугодие есть начало многих грехов, и тот, кто постоянно борется с этим грехом и побеждает его, может господствовать и над другими грехами. Потому все преподобные, подвизавшиеся в пустыне, прежде всего принуждали себя брать верх над чревоугодием, зная, что, победив эту страсть, они избавятся и от всех остальных.

По словам Григория Двоеслова, существует пять видов и путей, которыми нас искушает чревоугодие. Это замысел, способ, качество, количество и ситуация (время). Время заставляет нас предвосхищать очередной прием пищи без пользы или необходимости. Таким образом мы едим намного раньше подобающего часа. Количество пищи заставляет нас есть и пить больше положенного. Качество - искать изысканных по вкусу яств. Способ приема пищи искушает нас есть со страстью, ненасытно, жадно и хищно. Замысел - готовить пищу с выдумкой, с тем, чтобы она услаждала наш вкус.

Посредством чревоугодия рождаются различные страсти, поэтому его причисляют к семи смертным грехам. Чревоугодие огрубляет ум, так как из желудка восходят зловония, затуманивающие разум, делающие человека вялым и неспособным к созерцанию. Усыпляя разумную часть духа, чревоугодие раздувает страсти, делая человека лживым, болтливым фантазером, говорящим неподобающие и нелепые речи.

При этом разум помрачается как от вина, и в этом положении уже нельзя сдерживать ни чувства, ни язык. Но хуже всего, что следствием чревоугодия является нечистота: тот, кто почитает чрево богом, грешит смертным грехом, так как его главная цель в жизни - есть и пить. Влекомые чревоугодием не думают о Господних заповедях, и есть такие, которые, сознательно опившись вином, чинят безобразия и насилия. В частности, такие принуждают других вместе с ними пить и пировать даже в дни поста. Сама по себе склонность к чревоугодию смертным грехом не является, если не делать этого с риском для своего здоровья, во вред себе или в соблазн для окружающих.

Однако большие расходы на питание отражаются на материальном состоянии семьи. И грех, если вы видите, что ваши близкие нуждаются в самом необходимом, и в то же время продолжаете наслаждаться пищей, высказывая родным упреки и не сострадая им. Но даже если чревоугодие не причисляли бы к смертным грехам и оно не мешало бы нам жить, его все равно следовало бы избегать, так как оно вредно для нашего тела. Поэтому нам следует ненавидеть этот грех. Ведь только неразумные животные едят, чтобы скопить жир и быть после этого заколотыми. А люди созданы по образу и подобию Божьему, чтобы наслаждаться вечностью и вкушать Бога в раю.

Если вы в крепкой узде держите плоть, то это приносит пользу душе, так как вы приобретаете добродетели.

Святитель Иоанн Кронштадтский
Бегай такого образа жизни, чтобы жить только животными побуждениями и желаниями, чтобы спать, да есть, да одеваться, прогуливаться, потом опять пить, есть и гулять. Такой образ жизни убивает наконец совершенно духовную жизнь человека, делая его земным и земляным существом; между тем как христианин и на Земле должен быть небесен

И если вы хотите оставаться человеком, сдерживайте свое чрево и храните себя со всей заботой, чтобы случайно не оказаться побежденным даже одним из видов чревоугодия.

Если вас однажды искусил помысел принять пищу раньше положенного времени, нужно всячески противостоять ему по примеру монаха, описанного в «Лавсаике». Когда бес внушал иноку поесть утром, тот говорил себе: «Имей выдержку, и в третий час поешь». Когда наступало время третьего часа, он говорил себе: «Давай позанимаемся рукоделием» или «Давай прочтем псалмы». Затем он неторопливо размачивал сухарь в воде и таким образом дожидался девятого часа. Монах оказался свободен от греха чревоугодия.

Вторым видом чревоугодия является качество пищи, то есть человек сознательно выискивает привлекательные внешне и вкусные блюда. Здесь также нужно быть очень осторожным и вкушать ту пищу, которая не доставляет вам наслаждения: она не изнеживает тела, а лишь поддерживает в нем жизнь. Если простая еда покажется вам невкусной, то нужно какое-то время есть только черствый хлеб, после чего даже простой, но свежий хлеб покажется вам лакомством. Но прежде всего нужно дождаться девятого часа (по современному - три часа дня), когда вы будете достаточно голодны. Только тогда вы сможете понять, насколько вкусной может быть самая простая еда.

Третьим видом чревоугодия является количество пищи. Это происходит тогда, когда вы едите больше, чем требуется организму. Данного вида чревоугодия следует остерегаться не менее, чем прочих видов этого греха, так как он весьма опасен. Обилие яств и вина помрачает разумную часть души, и вы с легкостью можете утратить себя. Сердцем вы веселы, ликуете и поете, бьете в ладоши и подпрыгиваете, оскверняя себя грязными разговорами. Если бы вы поели и выпили достаточно, то так бы себя не вели. Будьте внимательны, в противном случае ваше сердце отяготится хмелем, и в опьянении вы не сможете избежать гнева и возможной беды.

Преподобный авва Феона
Чревобесие нужно побеждать не только для себя, чтобы не вредило нам обременительной прожорливостью, и не для одного того, чтобы не разжигало нас огнем плотской похоти, но для того, чтобы не делало нас рабами гнева или ярости, печали и всех прочих страстей.

Четвертый вид этого греха заключается в манере принимать пищу. Если вы едите жадно и быстро все проглатываете, то это называется не иначе как свинским бесчинием. Так едят скоты, но не люди. А вы, когда принимаете пищу, должны следить за собой и внимательно слушать чтение, обычное за трапезой. Если же чтения нет, нужно возвысить свои помыслы к Богу и, думая о Его спасительных Страстях, молиться. В этом случае и душа будет насыщаться вместе с телом.

Пятым, и последним, видом чревоугодия является излишнее попечение о качестве блюд, то есть привычка выбирать только хорошее и разнообразное. Вы всей душой должны возненавидеть эту привычку как вредящую душе и не быть подобными тем, у кого, по выражению апостола Павла, чрево - бог. Эти люди служат чреву с тщательностью, которая прилична только в служении истинному Богу. Освободиться от данной страсти могут помочь поучения святых Отцов Церкви.

Но прежде всего подумайте, сколько тягот доставляют вашему желудку пьянство и обжорство, как они угнетают ваш организм. Да и чего особенного в чревоугодии? Что нового может дать нам вкушение благовидных блюд? Ведь их приятный вкус держится, только когда они у вас во рту. А после того, как вы их проглотите, не останется не только сладости, но и воспоминания об их вкушении. Если вы не верите, то попробуйте спросить себя: какую приятность и какой вкус вы чувствуете от тех яств и вин, которые съели и выпили за свою жизнь? Наверняка вы не сможете вспомнить, а ощущение будет такое, как будто вы никогда ничего не пробовали.

Наслаждение быстро проходит, поэтому, когда вас искушает помысел, подумайте о том, что все уже прошло. Не выполняйте волю плоти, потому что ели ли вы вечером отборные блюда или ограничились хлебом с водой, назавтра уже не будет разницы. Вот только в первом случае у вас будет грех чревоугодия, а во втором - нет.

Что касается вреда и бесчинств, происходящих от страсти чревоугодия, то это прежде всего лишние расходы, связанные с «обслуживанием» чрева, различные болезни, возникающие от пьянства и переедания, а также помрачение ума. В таком состоянии человек не способен ни на какое делание, ни на духовное, ни на телесное, потому что ему ничего не хочется. Стоит также подумать о вечном голоде и жажде, которые вы будете испытывать после смерти, о чем явно говорится в Евангелии от Луки.

Подумайте о том, что вам доставляет чревоугодие и угождение плоти. Ведь после смерти она будет хорошей добычей для червей. Подумайте и о Небесной Трапезе, на которую приглашен каждый. Но если вы желаете вкусить от этой Трапезы, то будьте воздержаны в еде в теперешней временной жизни. Ведь даже здесь, в этом мире, если вас позвали на обед, то вы не будете перед этим есть или пить, в противном случае вы не захотите есть там, куда вас пригласили.Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей.

И последнее: вспомните воздержанность Спасителя, Который в течение 40 дней постился в пустыне. Никогда не забывайте Страстей Иисусовых, но всегда вспоминайте о них с великой скорбью и стеснением сердца. Избегайте званых обедов и пиров, где подают множество яств и трудно сохранить воздержание. Там вы будете повержены одним видом праздничных блюд. Это искушение претерпели и наши праотцы: увидев прекрасный плод и не сумев сдержаться, они совершили грех. И мы, их потомки, теперь сполна расплачиваемся вместе с ними.

Для того чтобы научиться воздержанию, необходимо помнить три правила: первое - живя с другими, нужно принимать пищу вместе с ними и в одно и то же время; второе - не стоит предвосхищать время еды без крайней необходимости; третье - не стоит опаздывать к столу, чтобы не ввести окружающих в соблазн.

То же самое можно отнести и к качеству пищи: если готовят одно блюдо на всех, а кто-то один хочет другое, то это не совсем хорошо. Исключение - больной человек, которому врач прописал ту или иную диету. Но если вы отказываетесь от общего блюда по своей воле, то это грех. Кроме того, нельзя, воздерживаясь, ворчать или осуждать остальных, ведь добродетель воздержания должна совершаться в успокоении и веселье сердечном. Нет награды и тому, кто постится, чтобы возвысить себя в глазах окружающих, так как цель любого воздержания - стяжание славы Божьей. А ее не будет достоин тот, кто стремится к суете и мирской славе. Он скорее наследует мучение вместе с тайноядцем.

Каждый должен воздерживаться по своим силам, в особенности от употребления вина. Ведь не секрет, что опьянение теснит разумную часть души, поэтому становится причиной вреда: порчи тела и души. Нужно остерегаться вина и даже никогда не пить его тем, кто жаждет спасения. А это прежде всего женщины, юноши, священники, судьи и монахи. Молодых людей легко ввести в соблазн, так как у них очень сильно вожделение плоти. Вино же провоцирует порыв к необузданным стремлениям и бесчинию, как говорит апостол Павел в своем Послании к Титу.

Женщинам тоже следует избегать вина, так как у них недостаточно сил, чтобы сопротивляться плотским желаниям, подогретым вином. Так, по словам Валерия Максима, в Древнем Риме женщины никогда не пили вино. Судьям, которые заботятся о благе народа, также не следует пить вино и совершать бесчиния. В Притчах Соломона царям запрещается пить вино, чтобы они могли принимать хорошо взвешенные решения. Не стоит употреблять спиртное и клирикам, чтобы читать с благоговением, совершать службу по чину, со страхом Божьим и умилением, чего никогда не сумеют пресытившиеся.По словам Святых Отцов, плоть наша - бесчинный и дерзкий враг: чем больше мы ему угождаем, тем более жестоко она с нами воюет. Ее полководцы - чувства и вожделения, ее оружие - вина и различные яства, а те раны, которые получает душа, - это грехи. Вред телу - это болезни желудка, головы и почек, и если вы хотите их избежать, боритесь с ними с помощью воздержания. Воздержание - та добродетель, которая отнимает у плоти силу и оружие и саму ее может подчинить господству разума.

Святитель Василий Великий
Учись держать чрево в крепкой узде: оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния.

Как пьянство может разрастись в блуд, так воздержание -хранитель целомудрия. Воздержание обуздывает плоть, делая человека хозяином страстей и победителем смущающего нас врага. Поэтому нужно ненавидеть чревоугодие как первопричину всех прегрешений. Особенно следует остерегаться тайноядения - порока со змеиным нравом, который наносит нашей душе огромный вред. Этот грех так мерзок Спасителю, что только за него Он уже осуждает человека, о чем много написано в духовной литературе. За одно это прегрешение человек будет мучим, и ему уже не принесут пользы никакие другие благодеяния. Поэтому пьянство и чревоугодие, а в особенности тайноядение нужно возненавидеть всей душой, чтобы не наследовать вечного мучения с грешниками.

Чревоугодие, которому предаются даже христиане высокой духовной жизни, часто сравнивается с орлом. Хотя эта птица и парит в поднебесье, скрываясь от лица людей, но по первому требованию чрева спускается на землю и питается падалью. Поэтому чревоугодие никакими силами нельзя пресечь, подобно другим порокам: его можно только ограничить силой духа. Однако, если побежденное чревоугодие начнет льстить вам своим смирением, как бы упрашивая сделать ему послабление, уменьшить меру воздержания и ревность к строгости, не сдавайтесь: его покорность только видимая. Зная, что вы стали спокойнее от скотского разжигания страстей, не думайте, что опасность миновала, и не возвращайтесь к прежней невоздержанности, потому что побежденное чревоугодие как бы говорит себе: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел» (Мф. 12:44).

Святитель Иоанн Златоуст
Подобно тому, как корабль, нагруженный более, чем может вместить, под тяжестью груза идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела: принимая пищу в размерах, превышающих ее силы... переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море гибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и плывущих, и самый груз. Как бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися: как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ничто другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю, так и здесь: ни учение, ни увещание, [ни порицание присутствующих], ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ничто другое не может спасти обуреваемую таким образом душу.

И тогда происходящие от него духи (пороки) числом семеро будут для вас еще злее, чем та страсть, от которой вы избавились, и очень скоро они увлекут вас ко грехам. Поэтому, победив страсть чревоугодия с помощью поста и воздержания, не оставляйте свою душу пустой: в ней должны поселиться добродетели. Заботливо наполняйте все тайные изгибы вашего сердца так, чтобы дух чревоугодия, вернувшись, не нашел себе места. В противном случае он снова войдет в вашу душу, прихватив с собой все семь грехов, так что «последнее станет хуже первого». Ибо нет ничего гнуснее и грязнее той души, которая, хвалясь, что уже отреклась от мира сего, дает приют всем смертным грехам. В результате она подвергается такому тяжкому наказанию, какому не подвергалась до того, как приобрела христианское достоинство.

Дело в том, что упомянутые семь духов считаются злее вышедшего духа, потому что пожелание чрева не было бы так вредно, если бы не влекло за собой более сильные страсти - такие, как блуд, гнев, сребролюбие, уныние, печаль, гордость, тщеславие, которые, без сомнения, для души намного вреднее и гибельнее. И потому не может достигнуть совершенства тот, кто одним воздержанием хочет добиться совершенной чистоты. Ведь воздержание - это пост телесный, после которого, усмирив плоть, следует вступить в брань с остальными страстями.

Прежде всего нужно подавить грех чревоугодия, однако ваш ум должен быть отточен не только постом, но и чтением, бдением и сокрушением сердечным о том, в чем считаете себя побежденными или прельщенными. Тогда, сокрушаясь о своих пороках и обретая желание стать совершенным, человек наконец осознает, что принятие пищи допускается не для нашего удовольствия: оно лишь неизбежная потребность тела. Занятый такими размышлениями человек способен подавить сладострастие, усиливающееся от принятия пищи и вина, и печь его тела, разжигаемая дьяволом, может быть погашена сердечным плачем о грехах. Впоследствии по достижении истинного совершенства этот пламень постепенно угаснет от росы благодати Божьей, пребывающей в наших сердцах.

Пить воду, вдыхать кислород и принимать пищу очень важно для каждодневного выживания. Однако трудно себе представить, чтобы человек вдруг начал жадно глотать воздух или пить гекалитрами воду без рациональной причины. А вот с едой такая проблема есть, и имя ей - чревоугодие . Что это, на своем примере все больше убеждаются жители развитых стран. И Россия тут не исключение.

Что такое чревоугодие в православии?

В православии обжорство считается одним из семи смертных грехов .

Существует несколько признаков, каждый из которых отражен на страницах Священного Писания:

  • Питание перед традиционным временем приема пищи, чтобы стимулировать пищеварение. Сын царя Саула Ионафан пригубил немного меда перед обедом, за что отец наказал его голоданием до наступления темноты;
  • Поиск более качественных продуктов питания. Израильтяне попросили у Всемогущего мяса, поскольку рыба и прочая еда им приелась. Бог исполнил их просьбу, но наказал народ спустя 500 лет;
  • Добавлять приправы, чтобы привносить новый вкус в обычные харчи. Два сына Илая нашли смерть после того, как приготовили мясо способом, отличным от традиционного;
  • Принимать пищу со слишком большим рвением, даже при сильном голоде. Исав продал свое первородство, чтобы полакомиться похлебкой из чечевицы.

Последнее прегрешение считается наиболее тяжким среди православных, поскольку демонстрирует тягу к удовольствиям - недопустимую в христианском мире.

Переедание как психическая проблема

Наука редко когда находит точки соприкосновения с христианской верой. Ситуация с обжорством - одно из редких исключений. Международной классификацией болезней расстройство приема пищи, ведущее к ожирению, признано официально. Градаций недуга может быть множество: от лёгкой степени до тяжелой нервной булимии .

Среди наиболее типичных симптомов заболевания:

  • Периодическая потеря контроля над процессом приема пищи;
  • Многократное увеличение порций и частоты поедания во время стресса;
  • Ослабление субъективных ощущений относительно объема порций и времени их поглощения;
  • Срывы могут быть иногда заранее спланированными: покупка большого количества продуктов для ночных трапез;
  • Больные, как правило, стесняются проявлять слабость к своему желудку на людях. Для получения нехитрого удовольствия они уединяются и очень стесняются, если их застать в это время;
  • Провалы в памяти, касающиеся трапез: невозможность вспомнить рацион за предыдущий и даже текущий день;
  • Чувство вины за каждый лишний засунутый в горло кусок.

Почему чревоугодие - это грех?

Ни один из религиозных запретов не никогда не соблюдался бы миллиардами людей на протяжении тысяч лет, не имей он хотя бы малейшего отношения к здравом смыслу.

С точки зрения веры всякий православный должен ограничивать себя в ежедневных трапезах по следующим причинам :

  • Упиваясь огромным количеством блюд сверх меры, человек забывает о нуждающихся. Наш абсурдный мир устроен таким образом, что пока переедают одни, другие не могут найти себе и краюшки хлеба. Всякий лишний кусок пищи должен идти голодающим и только им;
  • Гедонизм - злейший враг любой мировой религии. Что католицизм, что православие, что протестантизм - все они в одинаковой степени зиждутся на идее самоотречения ради великой идеи. Получение удовольствия расценивается как грех, будь то плотская утеха или лишний съеденный фрукт;
  • Даже далекие от религиозных запретов люди признают, что обжорство не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья. Обладатели внушительных размеров живота являются завсегдатаями поликлиник и не проживают дольше средней продолжительности жизни.

Правильное православное питание

Итак, мы выяснили, как питаться не надо. Теперь осталось дело за малым - выяснить, как же нужно правильно организовать трапезу по всем канонам православия.

Согласно словам святых отцов, процесс должен выглядеть следующим образом:

  1. Если человек осознал, что он питается неправильно и грешно христианской морали, то все еще можно исправить;
  2. Перво-наперво нужно ограничить использование специй и пряностей в повседневной пище;
  3. Затем наступает черед отказа от сладостей;
  4. Потом следует отказ от жирной пищи;
  5. Покидать стол нужно тогда, когда первые позывы к голоду удовлетворены, но есть еще хочется;
  6. Во время поглощения еды нужно хранить молчание. За интересным разговором может быть съедено гораздо больше, чем обычно;
  7. Про себя рекомендуется повторять молитву, чтобы отвлечь мозг от бренных и грешных мыслей.

Вред от обильного питания

Складирование в желудке килограммов лишней пищи может привести к весьма плачевным последствиям для организма:

  • Миллионы людей в наше время заняты умственным трудом. Калории не успевают расходоваться, что приводит к образованию жировых отложений и увеличению избыточного веса. Который, в свою очередь, может быть источником целого букета новых заболеваний;
  • Регулярное воздействие на отделы нервной системы, отвечающие за чувство пресыщения, может негативным образом повлиять на концентрацию глюкозы в крови. Тем самым чувство голода увеличивается на более долгий период;
  • Возникает повышенная нагрузка на органы пищеварения, ответственные за синтез биологически активных катализаторов. Срывы в их работе могут привести к язве желудка, болезням печени и образованию камней в почках;
  • Если в рационе питания имеется значительное количество сладкого, то под удар попадает поджелудочная железа. Проблемы с этим органом ведут к сбоям в эндокринной системе и развитию диабета;
  • В запущенных случаях нарушается естественный обмен веществ. Тогда вернуться к нормально рациону будет вдвойне трудно: организм уже привык к серьезным нагрузкам.

Как победить чревоугодие?

Объем мирового потребления пищи растет одновременно со стремлением хорошо выглядеть. Самыми популярными способами обрести хорошую фигуру являются:

  • Диеты . Данный способ является популярным лишь на просторах интернета. Для последовательной реализации всех предписаний жестких диет требуется недюжинная сила воли. Да и результативность ряда методик находится под вопросом. Вред для здоровья тоже нельзя исключать;
  • Поэтому будущие красавицы могут выбрать более легкий способ - фармацевтические препараты . Последние бывают нескольких видов: сжигающие жир, снижающие аппетит и замедляющие скорость усваивания еды организмом;
  • Пищевое кодирование . Под этим загадочным словосочетанием скрывается гипнотическое воздействие на психику человека для отучения его от пагубной привычки прикладываться к тарелке;
  • Использование народных средств . Ожирение не было популярной болезнью на Руси по понятным причинам. Но даже для нее есть специальные отвары и настойки из целебных трав. Например, известно использование в этих целях настойки одуванчика, алтея и лопуха.

За большую часть истории человечества не было такой ситуации, чтобы подавляющая часть населения страдала не от голода, а от полной противоположности этого явления. Не проходило и века, чтобы в той или иной части света не погибла сотня-другая тысяч человек от недостатка пищи. Лишь из проповедей местного священника они слышали слово «чревоугодие». Это скорее благо, чем грех, что бы ни утверждали авраамические религии.